«Диктатуру и свободу нельзя рассматривать по отдельности»: критика современной плебисцитной демократии в эссе Эрнста Юнгера «Уход в Лес»

86
«Диктатуру и свободу нельзя рассматривать по отдельности»: критика современной плебисцитной демократии в эссе Эрнста Юнгера «Уход в Лес»

Завершение Второй мировой войны ознаменовало собой новою страницу в истории Германии, которая потерпела сокрушительное поражение и была разделена союзниками на четыре оккупационные зоны. Усилия союзников, а затем и новых немецких властей ФРГ и ГДР, были направлены на преодоление нацистского прошлого. «Правая» политическая позиция стала настоящей редкостью в стране, ибо немецкая общественность целиком сосредоточилась на преодолении тоталитарного менталитета.

Однако в Германии оставались «правые» мыслители, которые, несмотря ни на что, сумели сохранить свою моральную идентичность. Одним из таких людей был Эрнст Юнгер (1895–1998). Либеральная немецкая общественность достаточно скептически и настороженно наблюдала за неполитическими произведениями немецкого писателя и философа. Историки нередко делают его козлом отпущения за нацизм, а некоторые тексты называют способствующими романтизации и возвеличиванию войны, чем воспользовались нацисты. Поколение 1968 года достаточно узколобо называло Э. Юнгера фашистом или профашистом.



Однако, как отмечает историк Олег Пленков, и после 1945 года Эрнст Юнгер, несмотря на начавшееся национальное покаяние в ФРГ за национал-социализм, продолжал во многом оставаться на прежних позициях в оценке значения многих политических реалий.

«Это совершенно противоречило складывавшейся с середины 1960-х годов антитоталитарной культуре ФРГ, которая развивала демократическую политическую культуру в стране за счет игнорирования или исключения всей правой традиции, что Юнгеру казалось (и было) несправедливым…
Представляется, что в суждениях Юнгера есть изрядная доля логики и последовательности в его оценках исторического прошлого [2]».

Будучи по своему духовному и умственному складу нонконформистом, Э. Юнгер скептически относился сначала к Веймарской республике, затем (после непродолжительного очарования) к нацизму (его роман «На мраморных утесах», написанный в 1939 году, считается памфлетом на всякого рода тиранию, современники узнавали в нем намеки на концлагеря), а затем и к современной немецкой демократии.

Одним из послевоенных произведений Юнгера, в котором можно увидеть критику современной западной демократии и процессов глобализации, является «Уход в Лес». Именно это произведение, а также послевоенные взгляды Юнгера мы и рассмотрим в данном материале.

Эрнст Юнгер в первые годы после завершения Второй мировой войны



После окончания Второй мировой войны Эрнст Юнгер сумел сохранить свою моральную идентичность как правый мыслитель, стремившийся отгородиться от нацизма. При вступлении американцев в Германию в 1945 году он писал, что от последствий такой катастрофы нельзя избавиться со временем, как оправились некогда от травмы поражения под Йеной или Седаном немцы и французы. Поражение 1945 года означало, на его взгляд, радикальный поворот в жизни европейских наций, в том числе и немцев.

Погибло не только множество народа, но и канули в Лету многие ранее весомые и значительные ценности, двигавшие людьми и придававшие смысл жизни. У немцев возникла острейшая потребность противостоять последствиям тотального поражения, потребность, которая должна быть обращена в русло конструктивной преемственности и возрождения старой немецкой традиции. Юнгер первым из европейских консервативных мыслителей понял, что немецкая катастрофа 1945 года означает общий крах антипросвещенческого проекта [3].

Как отмечает историк Сергей Казаков, конкретно-историческая критика времени и сущностно-метафизический подход составляют сложную основу механизма его консервативного стиля Эрнста Юнгера [4]. Возможно, именно поэтому Ганс-Петер Шварц считает, что Юнгеру в это время так же, как и Доносо Кортесу, Шатобриану, де Местру, свойственна дифференциация между «традиционными формами бытия», подверженными времени, и вечным «надвременным» порядком [5].

В конце войны Юнгер был готов основательно перейти от конкретных размышлений и осмысления событий к метафизическому преодолению нацизма и выстраиванию континуитета посредством обобщающих работ, отражающих его манеру максимально дистанцированного взгляда на текущие события, что в немалой степени является общей чертой консервативной оценки нацизма в послевоенной Германии.

Несмотря на то, что Юнгер не был членом НСДАП, пристальное внимание к его персоне из-за творчества 20-х годов ХХ века было ему обеспечено. Его метафизическая форма протеста в годы нацизма не вызывала доверия у большинства представителей левого и либерального лагеря. Такие немецкие «литературные эмигранты», как Томас Манн и Карл Цукмайер, Бертольд Брехт и Теодор Адорно разошлись в оценках позиции Эрнста Юнгера в эпоху нацизма [4].

С другой стороны, для того чтобы критиковать политический режим, находясь в эмиграции, и советовать, что нужно делать соотечественникам на Родине, не требуется много смелости. Совсем иное дело делать это, имея реальную угрозу попасть под каток репрессий. Сам Юнгер в эссе «Уход в Лес» пишет по поводу обвинений в адрес немцев о том, что они приняли и не сопротивлялись национал-социализму, следующее:

«В Германии открытое сопротивление властям было и остается особенно трудным, поскольку еще со времен легитимной монархии здесь сохранилось благоговение перед государством, что имеет свои преимущества наряду со своей темной стороной. Потому отдельному человеку трудно было понять, почему после вступления армий стран-победительниц его привлекали к ответственности за недостаточное сопротивление не только в качестве коллективного обвиняемого, но и индивидуально – например, за то, что он исполнял свои профессиональные обязанности как чиновник или капельмейстер…
В одном случае оккупанты навешивают на вас ярлык коллаборациониста, в другом случае партии навешивают на вас ярлык попутчика. Так одиночка оказывается в ситуации между Сциллой и Харибдой; ему грозит ликвидация, как за участие, так и за неучастие [1]».

Подвергался критике Эрнст Юнгер и за то, что в 1945 году отказался заполнять денацификационную анкету на проверку убеждений, в связи с чем британские оккупационные власти наложили запрет на его публикации в Германии на 4 года. Здесь стоит обратить внимание на то, что из-за того, что Юнгер был чрезвычайно близок к участникам заговора против Гитлера, он был отправлен в отставку с военной службы в октябре 1944 года (и не был убит только благодаря везению), а на его публикации в Третьем рейхе был наложен запрет. По иронии судьбы цензурный запрет нацистского режима длился, как и запрет на публикации книг писателя в западной зоне Германии со стороны английской военной администрации, до 1950 года.

Тем не менее в начале 1949 года Юнгер получает от французского военного командования право на публикации в Германии, и первым послевоенным романом, вышедшим в том же году, становится «Гелиополис. Ретроспектива одного города». Интересно, что, как отмечает исследователь творчества Юнгера Юрий Солонин, в общественном мнении французов его имя никогда не связывалось с понятием оккупанта, а видный участник движения Сопротивления Ф. Миттеран даже посетил Юнгера в Вильфлинге в дни празднования 90-летия писателя, где тот провел последнее десятилетие своей жизни [6].

Послевоенные взгляды Юнгера стали несколько более умеренными, он отходит от радикализма, однако он не перестает быть антиреспубликанцем и остается приверженцем консервативного реализма, к которому добавляется традиционалистский пессимизм. Для мыслителя нет принципиальной разницы, как для правого традиционалиста, между демократией и тоталитарной диктатурой, чему еще одним подтверждением является его эссе «Уход в Лес» (1951).

Критика демократического режима в эссе Э. Юнгера «Уход в Лес»



Размышляя о том, как вести себя перед лицом и внутри катастрофы нашей эпохи, и пытаясь найти силу, которая способна сохранить свободу в тотальном государстве, Юнгер вслед за фигурами рабочего и неизвестного солдата выводит на арену истории гештальт (гештальт определяется как «целое, которое охватывает больше, чем сумму своих частей») – партизана, «ушедшего в лес» [7].

В работе «Уход в Лес» Юнгер обращается к важной теме сохранения личной неприкосновенности и права на экзистенциальную свободу человека от унифицирующей власти через критику демократического режима [8]. Он начинает свой труд с пассажа о том, что «Уход в Лес» – отнюдь не идиллия» и речь пойдет о «вопросах того рода, что всегда несут в себе угрозу».

Одним из первых вопросов, которым задается Эрнст Юнгер, является проблема выборов и анкетных ответов в современной демократии, не гарантирующей человеку с начала ХХ века безопасности и чреватых последствиями.

«Избирательный бюллетень предназначен для определения простых числовых соотношений и для их подсчета. Он должен выяснить волю избирателя, и весь избирательный процесс направлен на то, чтобы это волеизъявление было непосредственным, без посторонних влияний на результат. Поэтому выборам сопутствует чувство безопасности и даже чувство причастности к власти, что, собственно, и отличает свободное волеизъявление в рамках правового поля.
Наш современник, проходящий навязанное ему анкетирование, весьма далек от подобной безопасности. Даваемые им ответы чреваты последствиями, часто его судьба зависит от них…
Вопросы подбираются к нам все ближе, они становятся все настойчивей, и все важнее становится способ, которым мы отвечаем. При этом нужно помнить, что молчание – это тоже ответ [1]»,

– пишет Юнгер.

Немецкий мыслитель отмечает, что избирательный бюллетень превращается в анкету, а свободные выборы – это не более чем иллюзия. Выборы по большей части предопределены.

«Зачем же в таком случае нужны выборы, если выбора больше нет? Ответ таков: нашему избирателю предоставляется возможность своим бюллетенем поучаствовать в акте аккламации. Не каждый признаётся достойным этой привилегии – так в избирательных списках, разумеется, отсутствуют имена бесчисленных неизвестных, из числа которых набирают армии новых рабов. Поэтому избирателю обычно известно, чего от него ждут [1]».

Рассматривая выборы как форму участия, Юнгер напоминает, что в диктатурах они заменяются плебисцитом и становятся лишь одной из его форм. При этом важную роль играет пропаганда, которая воздействует на массы и заручается поддержкой большинства.

«Вид огромных, страстно возбужденных масс – важнейший признак того, что мы вступили в новую эру. В этой области господствует если не единодушие, то наверняка единогласие, так как если и раздается вдруг несогласный голос, тут же поднимаются вихри, уничтожающие того, кому он принадлежит.
Поэтому одиночка, решивший обратить на себя внимание подобным способом, с тем же успехом может осмелиться и на политическое убийство: результат для него будет одинаковым [1]».

По мнению Югнгера, цель диктатуры доказать, что она опирается не только на подавляющее большинство, но и что ее одобрение есть выражение свободного волеизъявления отдельных людей.

«Режиссеры данного процесса стремятся убедить человека, пришедшего на избирательный участок с твердым намерением проголосовать «против», что он очень одинок. Можно предположить, что этот избиратель, благодаря своему здравому уму, сопротивлялся долгой недвусмысленной пропаганде, которая все изощреннее усиливалась до самого дня выборов. Это было не так-то просто; прибавьте к этому, что волеизъявление, которого от него требуют, облачается в самые достойные формы; его просят участвовать в выборе свободы или голосовании за мир.
Кто же не любит мир и свободу? Должно быть, только нелюди. Уже одно это придает ответу «нет» преступный характер [1]».

Немецкий мыслить отмечает, что с технической точки зрения организовать выборы, при которых сто процентов голосов отдаются тому, кому нужно, несложно, однако «пропаганда всегда ссылается на положение, при котором враг государства, враг народа, классовый враг наголову разбит и стал посмешищем, но все-таки не исчез [1]».

Таким образом, Юнгер задается вопросом: можно ли обрести свободу и противостоять силе вездесущего государства, когда диктатура прячется за формально-демократическими практиками, а любая оппозиция умело используется режимом для укрепления контроля и подтверждения собственной силы [7].

«По сути, тиранию и свободу нельзя рассматривать по отдельности, даже если с точки зрения временности они и сменяют друг друга. Можно, конечно, сказать, что тирания упраздняет и отменяет свободу – но, с другой стороны, тирания становится возможной только там, где свобода стала ручной и низвела сама себя до пустого понятия [1]»,

– делает вывод Юнгер.

«Уход в Лес» – осознанный выбор одиночки, способного самостоятельно мыслить


Обращаясь к образу «духовного партизана», Юнгер использует метафору ухода в лес, чтобы описать новый тип сопротивления и утверждения свободы в условиях укрепления новых форм власти [7].

«Под Уходом в Лес мы понимаем свободу одиночки в этом мире… Ушедшим в лес мы называем того, кто в ходе великих перемен оказался одиноким и бесприютным и, в конечном счете, увидел себя преданным уничтожению…
Ушедший в лес решается оказать сопротивление, намереваясь вступить в борьбу, скорее всего, безнадежную.
Таким образом, ушедший в лес – это тот, кто сохранил изначальную связь со свободой, которая с точки зрения времени выражается в том, что он, сопротивляясь автоматизму, отказывается принимать его этическое следствие, то есть фатализм [1]»,

– пишет немецкий национал-консерватор.

«Уход в лес» – не бегство от действительности, это новый тип сознания и поведения, направленный не на политическое противоборство с системой, а на осознанный выбор одиночки, способного самостоятельно мыслить, выбирать, говорить «нет» и руководствоваться собственными, а не навязанными ему извне идеалами [7].

Как отмечает философ Александр Михайловский, допустимо рассматривать «уход в лес» как своего рода меморандум партизана. Это не инструкция, что лежит в специальном ящичке на случай наступления emergency state, а именно уникальный жизненный опыт одиночки, зафиксированный в слове для тех, кто, подобно Мануэлю Венатору из «Эвмесвиля», учится искусству ускользания из сетей Левиафана и одновременно как сторонник и защитник своего удела.

Подлинный девиз ушедшего в лес, пишет Юнгер, «здесь и сейчас» – он муж свободного и независимого действия. К этому типу можно причислить лишь крохотную долю всей массы населения, однако, по словам мыслителя, «именно так формируется маленькая элита, способная противостоять автоматизму, в борьбе с которым применение голого насилия потерпит неудачу. Это все та же древняя свобода в одеждах времени: сущностная, элементарная свобода, которая пробуждается в здоровых народах, когда тирания партий или иноземных завоевателей угнетает их страну [1]».

В эссе «Уход в Лес» Юнгер неоднократно поднимает тему разделения Германии. В частности, в 32 параграфе писатель говорит об испытании, более тяжёлом, чем испытание войной, которое выпало на долю немца. Немец прошел это испытание, «выдержал молча, без оружия, без друзей, один, без советчиков в этом мире». Высказывает он также опасения, что две разделенные Германии «пойдут войной друг на друга», полагая, что в таком случае «уход в лес есть единственное средство, которое может быть посвящено общим целям, без оглядки на искусственные границы [1]».

В целом произведение Юнгера пронизано пессимистичными нотами. Говоря о возможности технократической катастрофы, автор прибегает к метафоре «Титаника» – корабля, ставшего сначала символом победы цивилизации и техники над природой и превратившегося впоследствии в символ крушения и страха. По мнению писателя, человек слишком привык к комфорту и чересчур полагается на технику.

«Действительно ли мы приобретаем что-то ценное, живя в этом мире страховых агентств, прививок, педантичной гигиены и повышения среднего возраста жизни?
Не стоит об этом спорить, поскольку все это только формируется, и идеи, на которых стоит этот мир, еще не исчерпаны.
Корабль продолжит свое плавание, даже если оно ведет его от одной катастрофы к другой. Правда, катастрофы несут с собой страшные жертвы. Когда Корабль погибает, его аптечка тонет вместе с ним.
И тогда все зависит от других вещей, например, от того, может ли человек выдержать несколько часов в ледяной воде. Многократно привитая, чистоплотная, приученная к лекарствам команда с высоким средним возрастом жизни имеет меньшие шансы, чем та, которая всего этого лишена.
Минимальная смертность в мирные времена не является критерием подлинного здоровья; она может внезапно, в одну ночь, обернуться своей полной противоположностью [1]».

Как отмечает историк Сергей Казаков, в начале 50-х годов ХХ века Эрнст Юнгер становится не только одним из пионеров-диагностов глобализации, но и явно одним из первых ее критиков. В частности, в эссе «Уход в Лес» он отмечает, что «с технической точки зрения всего лишь две державы являются способными на политико-стратегическое поведение, опирающееся на огромные военные средства и преследующее планетарные цели» (речь шла о США и СССР).

Тему глобального государства и глобализированного мира Юнгер впоследствии развивает в работе под названием «Всемирное государство. Организм и организация» (1960). «Организация» как унифицирующее начало глобального государства становится предметом критики мыслителя. Однако подробное рассмотрение данной работы выходит за рамки основной темы данного материала.

Таким образом, следует отметить, что представленный Юнгером образ ушедшего в лес – это политическая программа одиночки накануне эпохи постмодерна. Уход в лес позволяет решить индивиду вопрос суверенитета, который коллега Юнгера по «консервативной революции» в Германии Карл Шмитт считал важнейшим для политической сущности государства. Учитывая политическую реальность, с которой связаны мысли Юнгера, важно и то, что мыслитель не считал холодную войну проблемой для «ухода в лес», поскольку он «возможен в любой точке Земли» [9].

Э. Юнгер – последовательный критик демократии (в качестве заключения)



В художественной литературе и политической культуре ФРГ Э. Юнгер не занимал должного места, да и сам он не стремился следить и читать современную германскую литературу.

Тем не менее в конце 1970-х годов литературные заслуги писатели были оценены государством: в 1977 году он был награжден орденом «За заслуги перед ФРГ», в 1982 годум – премией Гёте города Франкфурта, которая вызвала политический резонанс в политических и журналистских кругах ФРГ. Знаковым событием стало его участие в 1984 году в шествии в Дуомон, символическом примирении Германии и Франции, когда ветеран Великой войны Эрнст Юнгер, федеральный канцлер ФРГ Х. Коль и президент Франции Ф. Миттеран прошли к знаменитому форту. В 1985 году в 90-летие ему был присужден орден «За заслуги перед ФРГ», большой крест со звездой и плечевой лентой [10].

В. Сендеров в своей статье, посвященной выходу в свет русского перевода романа писателя «На мраморных скалах», отмечает, что в ФРГ «законченный консерватор Юнгер очень сдержанно относился к прекрасному новому миру. Но знаки внимания и награды от Федеративной Республики все-таки принимал». Однако публицист считает, что влияние Юнгера после Второй мировой войны несравнимо с прежним веймарским временем, и он «отодвинулся в непостижимо далекое прошлое [11]».

Юнгер действительно достаточно скептически относился к ФРГ, поскольку считал, что западногерманская демократия ущербна, поскольку создана милостью победителей. В своих поздних работах он отмечает, что формирующаяся плебисцитарная демократия мало чем отличается от диктатуры масс и выступает против либерального государства благосостояния, технократизма и утраты метафизики. Мыслитель «консервативной революции», как и прежде, разделяет понятия свободы и демократии, продолжая оставаться непримиримым оппонентом последней.

Достаточно часто публицисты склонны обвинять Эрнста Юнгера в романтизации войны и «пропаганде милитаризма», однако он был патриотом своей страны, ветераном Первой мировой войны, получившим за участие в ней высший прусский военный орден Pour le mérite, неужели как фронтовик он не имел права писать о войне так, как он считал нужным?

К тому же, как отмечают некоторые историки, дух и стиль книг Юнгера о войне имел такое же действие на публику, как в свое время хорошая советская проза о Великой Отечественной войне, а такие понятия и темы, как боевое товарищество, воинский долг, честь, самоотверженность, напряжение духовных и физических сил солдат во имя великих целей, нельзя игнорировать ради пацифизма, если люди воевали, рисковали жизнью и стремились к высоким целям [12].

Как справедливо отмечает историк Олег Пленков:

«Те, кто видят в Юнгере только неисправимого симпатизанта нацистов, упускают в восприятии его личности самое существенное – его постоянное стремление быть впереди своего времени. Юнгер оставался верен себе до самого последнего момента, сохраняя сильную критическую дистанцию, в том числе и к современной немецкой демократии. Думается, такая устойчивость воззрений и темперамента достойна лишь уважения [3]».

Использованная литература:
[1]. Юнгер, Эрнст. Уход в Лес / Эрнст Юнгер. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2020.
[2]. Пленков О. Ю. Замечания к дневникам вечного нонконформиста. // Э. Юнгер. Годы оккупации (апрель 1945 – декабрь 1948). СПб, 2007.
[3]. Пленков О. Ю. Э. Юнгер и его вклад в современное консервативное мышление // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее: Сб. К 65 науч. трудов. Вып. 1 / Под ред. А. Ю. Минакова. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2001.
[4]. С. О. Казаков. Консервативный транзит Эрнста Юнгера: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.03 / Казаков Сергей Оганович. – Пермь, 2014.
[5]. Schwarz H. P. Die konservative Anarhist. Politik und Zeitkritik Ernst Jüngers. – Freiburg in Br.: 1962.
[6]. Ю. Н. Солонин. Дневники Эрнста Юнгера: Впечатления и суждения // Юнгер Э. Излучения (февраль 1941 – апрель 1945). – Спб.: Владимир Даль, 2002.
[7]. «Уход в лес» Эрнста Юнгера: пути к свободе в эпоху постгуманизма [Электронный ресурс] // URL: https://monocler.ru/uhod-v-les-yunger/
[8]. Казаков С. О. Вариации консервативной критики современной западной цивилизации в поздних работах Эрнста Юнгера // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2016. № 6. С. 5–14.
[9]. Смирнов Д. А. Политические проблемы послевоенной Германии в отражении интеллектуальных исканий Эрнста Юнгера начала 1950-х гг. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-problemy-poslevoennoy-germanii-v-otrazhenii-intellektualnyh-iskaniy-ernsta-yungera-nachala-1950-h-godov
[10]. С. В. Артамошин. Эрнст Юнгер: воин, писатель, мыслитель (1895–1998). К 125-летию со дня рождения// История. Общество. Политика. 2020, № 1 (13) – РИО ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», 2020.
[11]. Сендеров В. А. Выстоявший утес. Эрнст Юнгер. На мраморных утесах // указ. соч. С. 229.
[12]. Пленков О. Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. – Спб: Изд-во РХШ, 1997.
86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    27 марта 2023 05:43
    Мыслитель «консервативной революции»

    Консервативная революция - это все равно, что еврей член СС
    1. -4
      27 марта 2023 08:28
      еврей член СС

      Нонешний образ зеленского не вдохновляет? what
    2. +10
      27 марта 2023 08:31
      Консервативная революция - это скорее немножко беременная
    3. +1
      27 марта 2023 13:12
      - это все равно, что еврей член СС


      Обергруппенфюрер СС Рейнхард Гейдрих.
      1. +12
        27 марта 2023 14:07
        Не факт.Скорее факт,что все-таки "истинный ариец".Но "недоглядели" и без этого хватало - "эталон арийского ребенка" в итоге была Хесси Левинсон, а "идеальный арийский солдат" оказался Вернер Гольдберг.
      2. +10
        27 марта 2023 14:23
        Цитата: Морской Кот
        Обергруппенфюрер СС Рейнхард Гейдрих

        Это все сказки Шелленберга...
    4. 0
      29 апреля 2023 14:24
      Всякое бывало...
      Не важно, какой исходной национальности.
      В СС - разных соединений - особенно.
  2. +2
    27 марта 2023 05:43
    часто публицисты склонны обвинять Эрнста Юнгера в романтизации войны и «пропаганде милитаризма», однако он был патриотом своей страны, ветераном Первой мировой войны,

    Чтобы понять немца надо прочитать и просмотреть произведение" На западном фронте без перемен".
    Немцы легко увлекаются различными шизофреническими идеями сомнительных личностей(это хорошо видно сейчас по диктатуре ЛГБТ в Германии) и потом дорого платят за это своими жизнями и благополучием.
    Юнгер белая ворона в стае черных ворон...такие всегда были ,есть и будут изгоями в обществе...в любом обществе.
    Интересы общества и отдельной личности не всегда совпадают.
    1. +13
      27 марта 2023 08:35
      Чтобы понять немца я бы не Ремарка, а все-таки героя статьи посоветовал..Особенно его "В стальных грозах"
      1. +1
        27 марта 2023 11:28
        Цитата: не тот
        Чтобы понять немца я бы не Ремарка, а все-таки героя статьи посоветовал.

        Это в смысле глупого немецкого бюргера?
        1. +10
          27 марта 2023 12:50
          Это в смысле "Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный.Отличный семьянин; связей, порочивших его, не имел.Беспощаден к врагам Рейха.С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет свой служебный долг."
          1. +2
            29 марта 2023 03:25
            Цитата: не тот
            Это в смысле "Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный.Отличный семьянин; связей, порочивших его, не имел.Беспощаден к врагам Рейха.С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет свой служебный долг."

            Это же просто пародия Ю. Семенова на советские обтекаемые характеристики. В СССР номенклатура представляла простых людей единообразными винтиками, но реальность была такой, что люди делали одно, говорили второе, а думали третье. Скорее всего в СССР думали о человеке одно, говорили другое, а каким он был не знали не то что начальники, но даже родственники, коллеги и друзья.
  3. +10
    27 марта 2023 06:05
    "Ушедшего в лес" я бы не рассматривал обязательно,как партизана.Проблема лишних людей существует на всей планете.У всех людей вырабатываются семейные привычки. Привычки в сфере образования. У элиты -это еще и корпоративные привычки.Главной здесь темой является Государство и Человек.Проблема эта не исчезнет до тех пор,пока существующее ныне богатство не потеряет смысл.Это будет трудное время,когда кроме социализма и выбирать будет нечего.И это будет не политическое движение,а предмет выживания.Последствия капитализма,который захлебнется в своих деяниях. Когда человек осознает,что то,что свливалось на его голову -это просто пыль.
  4. +2
    27 марта 2023 06:28
    Цитата: Николай Малюгин
    Когда человек осознает,что то,что свливалось на его голову -это просто пыль.

    Обычно это происходит перед смертью человека...к нему приходит осознание что на тот свет он не заберет то к чему он привык и не мог обходиться при жизни .
    На пороге вечности видны все потаенные мысли человека и хорошие и плохие. smile
    1. +7
      27 марта 2023 07:55
      Леха с Андроида. Ломка сознания происходит не только перед смертью.После Первой Мировой Войны в России были похоронены многие идеи старого общества.И не только в России.Уж насколько был Р.Киплинг имперского сознания.Но после того,как он не нашел своего сына,он написал на братской могиле-"Мы хдесь лежим,потому что нам лгали наши отцы".А что произошло с Германией?
  5. +7
    27 марта 2023 07:07
    Стала более понятна история появления крылатого выражения «идите лесом»
    1. +12
      27 марта 2023 08:37
      Ну да,можно и так сказать.Характерная цитата из Юнгера

      Я не хочу вступать в спор с обществом - например, чтобы улучшить его; для меня главное - не подпускать его к себе слишком близко.
      1. +5
        27 марта 2023 11:30
        Ну ладно бы честно написал что просто не хочет выходить из зоны комфорта. Но зачем-то надо было соврать и себе и людям.
    2. +5
      27 марта 2023 14:11
      Цитата: sergo1914
      Стала более понятна история появления крылатого выражения «идите лесом»

      День добрый Сергей!
      Выдвину свою версию идиомы, как доброе пожелание, чтоб не встретится с хорошими людьми которые до тебя ушли «на большую дорогу»! laughing
  6. +7
    27 марта 2023 08:24
    Я вообще не очень понимаю, почему это современное политическое надувательство называют античным термином демократия.. Которую кстати - сами греки не очень-то одобряли..

    Отличий много. Прежде всего - демократия родилась в очень маленьких полисах, где количество граждан не превышало десятка тысяч. Даже в мегаполисе Афинах - их было тыщ 40 максимум. Что означает главное - все друг друга знали как облупленных. И избиратели избираемых, и они их.. В отличие от современности, где кандидатов хорошо если видели по ТВ...
    Естественно - все жили бок о бок, и хреновый чиновник запросто мог получить в морду идя домой из присутственного места. И все его дела - были на виду у всех граждан. Чего не мог не учитывать..
    Любое выборное лицо - могло быть отозвано народом как только переставало устраивать, и даже отдано под суд без всяких сантиментов.
    Никто не мог занимать должность более положенного срока, будь он хоть семи пядей во лбу. Нельзя просидеть претором или эдилом 20 лет.. Посидел сам - дай другим.
    Чиновничья карьера строилась по обязательному порядку. Нельзя стать консулом если ты до этого не был эдилом, квестором, претором.. И эти должности - необходимо перемежать военными - то есть нельзя стать магистратом не служа в легионах.
    Широчайшие права народных собраний, эвон - в Риме одних комиций было три вида. И они - собирались постоянно, в отличие от наших липовых референдумов, про которые уже никто и не помнит. То есть - осуществлялась прямая власть народа.
    Обязанность магистратов исполнять функции на свои кровные. Вульгарис - хочешь быть претором - организуй что-нибудь для народа. Почини дорогу например. Или построй общественное здание..
    Наличие во многих случаях институтов представителей народного контроля - яркий пример народный трибунат в Риме..

    И тд и тд. Никто не говорит, что система была идеальна - косячила и вырождалась в полный рост. Но - именно вот она была той демократией, и современные институты - на неё похожи не больше чем мамонт на суслика.. И если уж проводить аналогии - Советская власть гораздо больше соответствовала набору античных критериев, чем буржуазная типа демократия-то.. Которая является чистой фикцией и надувательством, на самом деле - представляя из себя классическую олигархию..
    1. +16
      27 марта 2023 08:43
      "Демократия — это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам."
      Джордж Бернард Шоу
    2. +2
      28 марта 2023 04:08
      Я вообще не очень понимаю, почему это современное политическое надувательство называют античным термином демократия.. Которую кстати - сами греки не очень-то одобряли..

      Если быть справедливым, то в древней Элладе различали еще несколько видов «системы власти»: охолократия, теократия и др. Уязвимости имели все они. Причем во всех без исключения не предполагалось право голоса за слабым полом и применялся имущественный ценз.
      Самой продуманной «властью» была римская, но и она не оказалась самой совершенной! Вспомнить только коня в сенате! Впрочем сегодня мы ничего нового не придумали «юзаем» старое!
  7. +2
    27 марта 2023 08:41
    Автор не осветил одну мысль Э.Юнгера о безклассовом обществе. Сейчас можно сказать безклассовое общество= глобализация, но все таки ещё не совсем, но к этому идём.
    Надо честно признать, что от простого человека ни чего не зависит, а с приходом электронного голосования тем более.
    В мире победил капитализм и он идёт к мировому господству. Т. е. к безклассовому обществу.
    Юнгер это увидел один из первых.
    Каток этого процесса раздавит всех несогласных. Это не пессимизм, это реализм.
    ВО это, как кухня в хрущевке. Поговорили, выпили и разошлись!
    1. +5
      27 марта 2023 09:02
      Автор не осветил одну мысль Э.Юнгера о безклассовом обществе.

      Да автор много мыслей Юнгера не осветил. Да это в рамках одной статьи и невозможно. Юнгера очень точно охарактеризовал Ганс Шварц. По его определению Юнгер - консервативный анархист, идейное кредо которого - протест и выступление против духа времени. Так что при желании автор может написать целый цикл "Критика эпохи в философском наследии Эрнста Юнгера".
      Между тем, у Юнгера есть очень актуальное для нынешнего времени произведение - эссе "Тотальная мобилизация", которое он написал в 1930 году.
      ...давно уже минули те времена, когда достаточно было под надежным руководством послать на поле битвы сотню тысяч завербованных вояк...
      Картина войны как некоего вооруженного действа все полнее вливается в более обширную картину грандиозного процесса работы. Наряду с армиями, бьющимися на полях сражений, возникают новые армии в сфере транспорта, продовольственного снабжения, индустрии вооружений — в сфере работы как таковой...
      Для развертывания энергий такого масштаба уже недостаточно вооружиться одним лишь мечом, — вооружение должно проникнуть до мозга костей, до тончайших жизненных нервов. Эту задачу принимает на себя тотальная мобилизация, акт, посредством которого широко разветвленная и сплетенная из многочисленных артерий сеть современной жизни одним движением рубильника подключается к обильному потоку воинственной энергии.

      Чем не сегодняшний день? А ведь писалось сто лет назад.
      1. -3
        27 марта 2023 09:59
        много мыслей Юнгера не осветил.
        Юнгер питал слабость к психоделикам( хотя употреблял все что "торкает" wassat ). так что есть вероятность того, что он был банальным социопатом, а его обсуждаемые маститыми философами и обычными дилетантами мысли- родились в радужном мире, куда ему открыли путь грибочГе. wassat
        https://compactmag.com/article/ernst-juenger-conservative-psychonaut
        Как -то так.
        1. +7
          27 марта 2023 10:14
          То, что в молодости Юнгер "баловался" ЛСД, это общеизвестно. Тем не менее наркоманом он не был, а его мышление было яснее чем у нас с Вами.
          1. -1
            27 марта 2023 10:48
            То, что в молодости Юнгер "баловался" ЛСД, это общеизвестно.
            Дата получения диэтиламида лезергиновой кислоты плохо корелирует с молодостью Юнгера, а "День велосипеда" - тем более.
            1. +11
              27 марта 2023 12:19
              В молодости Юнгерн "баловался" эфиром, кокаином и гашишем. Мескалином и ЛСД он баловался в зрелом возрасте. О своих экспериментах написал книгу - Annäherungen. Но наркоманом он не был, наркоманы не живут до 102 лет, сохраняя при этом ясность мысли.
      2. +12
        27 марта 2023 12:51
        Чем не сегодняшний день? А ведь писалось сто лет назад.
        А про выборы?Такая же история.
    2. +12
      27 марта 2023 11:34
      Цитата: ee2100
      В мире победил капитализм и он идёт к мировому господству. Т. е. к безклассовому обществу.

      С хрена ли капитализм это бесклассовое общество? Это бред чистой воды. Капитализм как раз таки подразумевает это самое классовое общество. Бесклассовый капитализм это демагогия.
    3. +10
      27 марта 2023 12:23
      В мире победил капитализм и он идёт к мировому господству. Т. е. к безклассовому обществу.
      Если капитализм победил,он уже идти ни куда не может,он уже пришёл,к мировому господству.Остались,мелкие очаги сопротивления.Бесклассовое общество при капитализме, это как?"Вкалывают роботы,а не человек"(с)? Не вписавшиеся в "колумбарий"?
    4. +4
      27 марта 2023 14:26
      День добрый Александр!
      Это не пессимизм, это реализм.

      Не люблю выказывать свои взгляды на избирательную систему, считаю ущербной изначально, но некоторые штрихи могли значительно изменить ситуацию. Например крыжик в билетене «против всех».
  8. +4
    27 марта 2023 08:47
    «Уход в лес» – не бегство от действительности, это новый тип сознания и поведения, направленный не на политическое противоборство с системой, а на осознанный выбор одиночки, способного самостоятельно мыслить, выбирать, говорить «нет» и руководствоваться собственными, а не навязанными ему извне идеалами


    Хотел бы я посмотреть на человека, который бы разработал для себя свои собственные идеалы.
    Матерый глыбище, настоящий гений... человечище! laughing
    1. +4
      27 марта 2023 11:37
      Цитата: Illanatol
      Матерый глыбище, настоящий гений... человечище!

      Очень удобный человек. На таких весьма комфортно паразитировать. Если раньше использовали религию чтобы оболванивать массы, сейчас можно использовать такую эскапическую философию.
  9. +7
    27 марта 2023 08:50
    Цитата: ee2100
    Автор не осветил одну мысль Э.Юнгера о безклассовом обществе. Сейчас можно сказать безклассовое общество= глобализация, но все таки ещё не совсем, но к этому идём.


    Глобализация не имеет никакого отношения к бесклассовому обществу.
    Напротив, глобализация и неразрывно связанный с ней прогресс ИТ создают новые формы социального неравенства и обеспечивают беспрецедентные масштабы контроля элиты над "биомассой".
    1. +10
      27 марта 2023 12:54
      Совершенно верно,демократия - это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством.Как там у классика
      Буржуазия вынуждена лицемерить и называть «общенародной властью» или демократией вообще, или чистой демократией демократическую республику, на деле представляющую из себя диктатуру буржуазии, диктатуру эксплуататоров над трудящимися массами.
  10. +5
    27 марта 2023 08:52
    Цитата: не тот
    "Демократия — это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам."
    Джордж Бернард Шоу


    "Демократия - это холодная гражданская война, которую ведут богатые против бедных руками государства". Макс Вебер.
    1. +12
      27 марта 2023 12:59
      Что кипятитесь?
      Обещали и делим поровну:
      одному - бублик,
      другому - дырку от бублика.
      Это и есть демократическая республика.
      Владимир В. Маяковский
  11. +4
    27 марта 2023 08:58
    "Уход в лес"...
    Как в том анекдоте: "Бросить бы всё на хрен и уехать в этот Урюпинск". smile
    Только вот не совсем мне понятно кое-что. Уходить в лес Юнгер призывает не в качестве отшельника, а в качестве партизана. А в чем, собственно, его "партизанность" состоит?
    От отшельника партизан отличается тем, что периодически выходит на дорогу и вредит власти. А также тем, что партизаны объединяются в отряды, тогда как отшельники вообще чураются всякого общения, живут в своем мире, носа наружу не высовывая.
    Так вот, если Юнгер говорит именно о интеллектуальных "партизанах", а не об отшельниках, то какие инструкции он дает для создания партизанских соединений, какие цели ставит перед этими соединениями, грубо говоря, что нужно атаковать, уничтожать?
    Я, по честному сказать, ушел бы в такой отряд, да вот только все те "партизаны", что попадаются мне на пути, при ближайшем рассмотрении оказываются ложными, сиречь, провокаторами или просто пароотводными трубами.
    Или все-таки под "уходом в лес" имеется в виду тактика пассивного неповиновения? А не получится ли в этом случае "назло бабушке отморожу уши"?
    1. +8
      27 марта 2023 09:35
      Только вот не совсем мне понятно кое-что. Уходить в лес Юнгер призывает не в качестве отшельника, а в качестве партизана. А в чем, собственно, его "партизанность" состоит?

      Вы слишком буквально понимаете термин "партизан". У Юнгера это, даже не знаю как точно назвать, квазифантастический образ, что ли. Партизаны у него "духовно - политические", "лес" - соответственно - условная абстрактная среда для сохранения способности самостоятельно мыслить, сохранить право выбора и право действовать в соответствии с собственными, а не навязанными извне идеалами.
      Может я изложил слишком "наукообразно", но Юнгера по другому сложно описывать, в комментарии выше очень кратко написал о нем.
      А лучше всего самому почитать, если есть желание.
      1. +2
        27 марта 2023 10:25
        Да нет, не слишком буквально, именно так - духовно-политические. smile С "лесом" тоже всё понятно, вы дали определение, вполне соответствующее моему пониманию этого термина у Юнгера.
        Меня интересует другое.
        Ведь почему-то он использовал именно термин "партизан", подразумевающий необходимость объединения и некую активную, деятельную позицию.
        Значит призывает к чему-то, к какой-то борьбе, вот только с кем, за что и каким именно способом?
        Ну а если понимать его слова как призыв к пассивному неповиновению, то есть необходимости обособиться, окуклиться и жить в мире своих понятий, идеалов, своей, отличной от общепринятой, морали, не пытаясь навязать это своё мировоззрение окружающим, то тогда зачем это всё? Ежу понятно, что на такое "партизанство" способны только единицы из тысяч, и не будучи организованы, они просто утонут в этой массе без шанса что-либо изменить.
        Цитата: sergej_84
        лучше всего самому почитать, если есть желание

        Желание... smile
        Есть желание прочитать, осмыслить и понять огромное количество литературы... smile
        1. +7
          27 марта 2023 12:31
          Меня интересует другое.
          Ведь почему-то он использовал именно термин "партизан"

          Вообще то он термин "партизан" (der Partisan) - не использовал. Это несколько некорректный перевод. Он использовал термин "Waldrebellen" - "лесные мятежники" или "лесные бунтари". Все закономерно. Лес у Юнгерна - метафора духовной свободы, избравшие путь к такой свободе - лесные бунтари.
          1. +2
            27 марта 2023 13:12
            "Лесные повстанцы". smile
            Да, получается перевод не очень корректный.
            Хотя, слово "rebellion" в немецком языке имеет значение именно активного гражданского неповиновения - бунт, мятеж, восстание.
            Тем не менее, понятно, спасибо.
            Однако, выходит так, что Юнгер предлагает не организованную борьбу против кого-то или чего-то, а личную внутреннюю борьбу, направленную на достижение своей персональной независимости и самосовершенствование в этом плане?
            Ну, что же, с ним вполне можно в этом плане согласиться. Для думающего человека это, безусловно, выход.
            Вот станет потеплее и начну периодически уходить в леса. Буду ходить по нужде в кусты и пользоваться полной духовной свободой. smile
            1. +4
              27 марта 2023 13:26
              Однако, выходит так, что Юнгер предлагает не организованную борьбу против кого-то или чего-то, а личную внутреннюю борьбу, направленную на достижение своей персональной независимости и самосовершенствование в этом плане

              Совершенно верно.
              1. +4
                27 марта 2023 14:29
                И если довести эту конструкцию до абсолюта, то есть предположить, что совету Юнгера сумеет последовать большинство, мы приходим ни к чему иному, как к анархии. smile
                Своеобразной, но анархии.
        2. +4
          27 марта 2023 12:55
          Ежу понятно, что на такое "партизанство" способны только единицы из тысяч, и не будучи организованы, они просто утонут в этой массе без шанса что-либо изменить.

          Еще одна мелкая проблема - каждый приходит к этому САМ. Нас мало и что самое плохое мы не передаем свои идеи по наследству, ибо каждый сам по себе. Кроме того, как было выше сказано, общество отталкивает таких личностей, и мы постоянно находимся в режиме выживания.
          1. -2
            27 марта 2023 14:15
            Ну, "нас", это, наверное, слишком громко сказано. Боюсь, что никакого "нас" в этом контексте вообще не существует. Не классифицируется это "нас", нет общих признаков, по которым можно выделить группу людей и сказать: "это - мы, а это не мы".
    2. 0
      27 марта 2023 09:50
      Привет, Миша!
      А чем партизан отличается от лесного брата или просто бандита?
      1. +10
        27 марта 2023 10:10
        Я Вам на это отвечу цитатой Юнгера из Ухода в Лес:

        «Отдельная опасность заключается в проникновении преступных элементов. Ушедший в Лес не сражается по законам военного права, и все-таки он не преступник… Вполне естественным является стремление власть имущих представить любое легальное сопротивление и даже простое несогласие с их притязаниями как преступное, и это их намерение создает особые отрасли применения насилия и пропаганды. Этим объясняется также и то, что в их иерархии обычный преступник стоит выше того, кто сопротивляется их замыслам. В противоположность этому важно, что Ушедший в Лес не только в своей морали, в своей борьбе, в своем товариществе заметно отличается от преступника, но важно также и то, что это различие скрыто в самой его глубочайшей сути. Он может обрести свои права только в самом себе, особенно в той ситуации, когда профессора правоведения и государственного права не способны вложить в его руку необходимого ему оружия» (с).

        Современный философ Александр Михайловский пишет, что некоторые современные консервативные интеллектуалы считают Уход в Лес идеей некого духовного братства в форме ордена, «союза одиночек». В целом, в таком прочтении Юнгера есть рациональное зерно.
        1. +2
          27 марта 2023 10:17
          Это старая идея Михаила - уход в партизаны hi
          Но не насовсем.
          1. +2
            27 марта 2023 10:41
            В смысле идейно-политическом я уже давно партизан. Только я очень ленивый партизан. Засел в глубокой чаще, окопался, а на большую дорогу выхожу только когда совсем уж скучно становится. smile
      2. +2
        27 марта 2023 10:38
        Приветствую, Саша.
        Цитата: ee2100
        чем партизан отличается от лесного брата или просто бандита?

        Отличаются мотивацией.
        Бандит - сугубо корыстная мотивация.
        Лесной брат - мотивация избежать правосудия, выжить.
        Партизан - мотивация помочь победить одной из сторон вооруженного конфликта. Нет войны - нет и партизан.
        1. 0
          27 марта 2023 11:02
          Если ты себя считаешь "ленивым партизаном" то и война ленивая или левая?
          1. 0
            27 марта 2023 11:23
            Ленивая. Вялотекущая. Такая война, на которую можно не ходить, если в лом. smile
        2. 0
          27 марта 2023 11:07
          По лесным братьям не согласен - многие были идейные.
          Помню,когда был маленький разговор мамы с соседкиной матерью про войну. " Приходят ночью,стучат. Говорят,что партизаны, а может просто бандиты, кто их разберёт?"
          1. 0
            27 марта 2023 11:19
            Цитата: ee2100
            многие были идейные.

            Без сомнения. До тех пор, пока шла война, действующие в тылу Советской армии отряды лесных братьев могли считаться партизанскими. Как только война кончилась, кончились и партизаны - остались недобитые враги, пытающиеся уйти от ответственности за совершенные преступления. Незаконные вооруженные формирования.
            Цитата: ee2100
            Говорят,что партизаны, а может просто бандиты

            А бандиты - с этими всё ясно изначально. Банда - это организованная и сплоченная преступная группа, единственной целью которой является нажива. Внешне может от партизан и не отличаться, поэтому у местного населения и возникали трудности с их идентификацией.
    3. -1
      27 марта 2023 11:39
      Цитата: Хозяин Трилобита
      А не получится ли в этом случае "назло бабушке отморожу уши"?

      Вот мы и выяснили что свою философию Юнгер творчески заимствовал у детей.
  12. +7
    27 марта 2023 08:59
    Таким образом, следует отметить, что представленный Юнгером образ ушедшего в лес – это политическая программа одиночки накануне эпохи постмодерна. Уход в лес позволяет решить индивиду вопрос суверенитета, который коллега Юнгера по «консервативной революции» в Германии Карл Шмитт считал важнейшим для политической сущности государства.


    Прежде всего это существенно облегчает жизнь элиты, для интересов которой такие разобщенные "одиночки-партизаны" не представляют никакой угрозы, поскольку они, априори, не способны ни на какие действия и не имеют даже следов субъектности.
    Физическая модель общества "партизан" - жидкость, что легко принимает форму сосуда, в который её налили.
    А независимый внутренний мир таких "партизан" - всем до балды, поскольку он никак себя во внешнем мире не проявляет. Одиночка-партизан может что угодно фантазировать, фантазии и останутся фантазиями.
  13. fiv
    +10
    27 марта 2023 09:55
    “Я всегда думал что демократия — это власть народа, но вот товарищ Рузвельт мне доходчиво объяснил, что демократия — это власть американского народа” (И.В. Сталин)
    1. +11
      27 марта 2023 12:56
      Трудно сказать, какая форма правления хуже, до того все плохи. А демократическая - хуже всех, ибо что такое демократия, как не аристократия негодяев.
      Джордж Г. Байрон
  14. -2
    27 марта 2023 11:10
    Не знаю читал ли Паланик Юнгера, но у меня сложилась устойчивая ассоциация с "Бойцовским клубом".
    1. +8
      27 марта 2023 11:46
      Цитата: 3x3zsave
      Не знаю читал ли Паланик Юнгера, но у меня сложилась устойчивая ассоциация с "Бойцовским клубом".

      В бойцовском клубе люди действовали, хотя их действия были весьма бредовыми. Здесь же какое-то аморфное протестное существование, которое максимально комфортно окружающим. И в чем тут протест непонятно. В том что человек считает что-то неправильным, но при этом ровным счетом не делает ничего?
    2. +7
      27 марта 2023 12:09
      Не знаю читал ли Паланик Юнгера, но у меня сложилась устойчивая ассоциация с "Бойцовским клубом".

      Это вполне закономерно. У Юнгерна и Паланика много общего. Оба поклонники Ницше, обеим присущ своеобразный анархизм и склонность к протесту. Не случайно Паланик состоял в Cacophony Society, общества, организованного оставшимися в живых членами "Клуба самоубийц" из Сан-Франциско, а Юнгерн в молодости искал приключения в Wandervogel и французском "Иностранном легионе".
      1. +14
        27 марта 2023 14:12
        «Вы слишком много знаете. Вас будут хоронить с почестями после автомобильной катастрофы.»
  15. ort
    +7
    27 марта 2023 12:25
    "Таким образом, Юнгер задается вопросом: можно ли обрести свободу и противостоять силе вездесущего государства, когда диктатура прячется за формально-демократическими практиками, а любая оппозиция умело используется режимом для укрепления контроля и подтверждения собственной силы"

    "Вездесуща" не сила государства с его законами, а сила инстинктов человеческого стада. Государство и появляется в Истории просто потому, что без него стадо из- за враждебных внутренних противоречий всё разворует и разграбит.
    Любой нормальный человек понимает, что там, где нет хотя бы полиции- дорогие соотечественники - главная опасность.
    Насчёт " ухода в лес"- размышления интеллигентствующего разнеженного кретина. Опыт показывает, что там, где группа людей вынуждена жить в отрыве от цивилизации- в ней быстро устанавливаются отношения "как на зоне". И даже всякие вшивые интеллигентики начинают вести себя как рядовые зеки...
  16. +6
    27 марта 2023 13:02
    Цитата: ort
    Насчёт " ухода в лес"- размышления интеллигентствующего разнеженного кретина. Опыт показывает, что там, где группа людей вынуждена жить в отрыве от цивилизации- в ней быстро устанавливаются отношения "как на зоне". И даже всякие вшивые интеллигентики начинают вести себя как рядовые зеки...

    Комментарий - классика современности, тренд, выражаясь научным языком - воинствующее невежество. Не читал - но осуждаю. Яркий пример мозаичное восприятие мира: надергал представлений о нем по кусочкам и полагают, что изучили Вселенную.
    1. ort
      +4
      27 марта 2023 13:58
      Цитата: sergej_84

      Комментарий - классика современности, тренд, выражаясь научным языком - воинствующее невежество. Не читал - но осуждаю. Яркий пример мозаичное восприятие мира: надергал представлений о нем по кусочкам и полагают, что изучили Вселенную.


      Полагаю, что господину sergej_84 - просто нечем конкретно крыть, но очень хот-ца и поэтому он переходит на личности. А это , выражаясь НЕ научным языком - просто хамство.
      1. +2
        27 марта 2023 14:09
        В моем комментарии про личности вообще нет ни слова. И ни одного не литературного выражения. Все по сути. Есть такое явление - воинствующее невежество. Есть его представители. Крыть там нечего, так как даже механизм и причины образования государства для Вас покрыты плотным туманом. Вы можете легко меня опровергнуть, что не являетесь таким представителем, продемонстрировав аудитории знание творческого наследия Юнгерна с перечислением прочитанных Вами его произведений с анализом их содержания. Просим!
        1. ort
          +2
          29 марта 2023 12:29
          Цитата: sergej_84
          . Вы можете легко меня опровергнуть, что не являетесь таким представителем, продемонстрировав аудитории знание творческого наследия Юнгерна с перечислением прочитанных Вами его произведений с анализом их содержания. Просим!


          Таки и вы абсолютно ничего про Юнгерна 27 марта 2023 13:02- не сообщили. а всё только обо мне лично душа ваша болезная переживала.....Врать- то здесь не надо, ибо здесь как говорится - все ходы записаны...
          Но я и без вашей просьбы уже высказался относительно цитаты из Юнгерна и привёл конкретные соображения. Вас никак не затрагивая. Но вы- то зачем влезли ? Просто "пока- пока- покакать" на оппонента поскольку нет мочи сдержаться...понятненько ...... Со словесным поносом- в туалет- Просим !
          1. +1
            29 марта 2023 13:18
            Друг мой, у Вас форменная истерика! Вы слюной монитор забрызгали. Если Вы пишете комментарий, Вы должны быть готовы к тому, что Ваш комментарий аудитория каким то образом оценит. Для кого то он ничего не значит. Кто то обратит на него внимание. Оценки могут быть самые разные. Кто то оценит положительно. Кто то отрицательно. К этому надо подходить спокойно, делать выводы. А устраивать истерики - так тогда не надо писать комментарии. Или Вы себя считаете столь великим мыслителем, что Ваши субъективные сентенции должны восприниматься, как философские откровения? Ищите и обрящете. Может Вы в какой то области реально специалист Но в обсуждаемой - полный нуль. О чем Ваш комментарий и говорит.
            Всего доброго.
      2. +12
        27 марта 2023 14:16
        "Ребята,давайте жить дружно" © Переход на личности и хамство это в "новостях" или "мнениях". Здесь можно же и без этого обойтись, не правда ли..
        1. ort
          +2
          29 марта 2023 12:43
          Цитата: не тот
          "Ребята,давайте жить дружно" © Переход на личности и хамство это в "новостях" или "мнениях". Здесь можно же и без этого обойтись, не правда ли..


          Вы мне напоминаете нашу школьную учительницу истории. Она на переменах разнимала дерущихся мальчиков, приговаривая " зачем так ? Всё же можно решить мирно..". А на уроках начинала рассказывать о войнах, которые тысячи лет ведут люди. Сие- Вам пример враждебного противоречия, которое можно разрешить только силой. И наглядное пояснение причины возникновения Государства, как аппарата насилия.
          Не будь Закона и полиции- ведь каждый упёртый кретин будет биться насмерть по любому поводу и даже ведение хозяйтства станет не возможным. А что говорить о противоречиях рынка, где налицо враждебное противоречие - между выгодой покупателя и продавца ? Да ведь поубивают же друг друга, если не будет полиции. Каккой там "уход в лес"- в России даже просто высказаться-- на деле можно только благодаря изобретению Интернета,благодаря которому какой- нибудь возмущённый "интеллектуал" , стоявший рядом -тебя просто так не шарахнет молотком по башке.
          1. +2
            29 марта 2023 16:19
            Зачем брызгать слюной на монитор, если можно просто не читать то, что вам не нравится? Вы ничего не знаете ни о Юнгере, ни о его творчестве, но пишите тут "умные комментрии" про "покупателей и продавцов" не имеющие отношения к тексту, и пытаетесь что-то доказать. Проходите мимо, гражданин! Никто не звал вас читать данный материал, написанный мной.
  17. +7
    27 марта 2023 13:24
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Только вот не совсем мне понятно кое-что. Уходить в лес Юнгер призывает не в качестве отшельника, а в качестве партизана. А в чем, собственно, его "партизанность" состоит?


    Пассивное сопротивление власти и обществу путем неприятия социальных норм. Личностная оборона посредством внутренней эмиграции, эскапизма.
    Цель - не переделка социума, а блокирование попыток социума переделать личность под общий шаблон.
    Для гражданина государства, потерпевшего самый сокрушительный разгром, подобное - маленькая, личная победа.
  18. +6
    27 марта 2023 13:30
    Цитата: ort
    Опыт показывает, что там, где группа людей вынуждена жить в отрыве от цивилизации- в ней быстро устанавливаются отношения "как на зоне". И даже всякие вшивые интеллигентики начинают вести себя как рядовые зеки...


    Отнюдь не всегда.
    Оптимальный способ выживания для изолированной группы людей (например, на острове) - создание микросоциума, которому подходит определение "коммуна".
    Если же изолированная группа людей предпочтет иную модель общежития, не основанную на принципах солидарности и взаимопомощи, со 100% вероятностью этот "коллектив" долго не просуществует.

    ПС. Бандитские "понятия" куда честней и справедливей многих нынешних законов.
    1. ort
      +9
      27 марта 2023 14:12
      Цитата: Illanatol


      Отнюдь не всегда.
      Оптимальный способ выживания для изолированной группы людей (например, на острове) - создание микросоциума, которому подходит определение "коммуна".
      Если же изолированная группа людей предпочтет иную модель общежития, не основанную на принципах солидарности и взаимопомощи, со 100% вероятностью этот "коллектив" долго не просуществует.

      ПС. Бандитские "понятия" куда честней и справедливей многих нынешних законов.


      Если задача- выживание, то это очень характерно для России - страны, где в 21 веке среди огромных ресурсов и чудес мировой науки- народ занимается "выживанием". Оптимальненько и духо-скрепненько !

      Если же речь идёт о ведении хозяйства- то этого не организуешь "по понятиям". Которые только нашим соотечественникам и кажутся верхом справедливости.

      P.S. Кстати .... если завести с "дорогим россиянином" дискурс о справедливости- он обычно сделает наивно- удивлённые глаза и спросит обязательно " А вот объясни мне , глупому, что такое справедливость ?".
      Но если речь об исполнении закона- тут он с возмущением начнёт лопотать вдохновенные речи о "бездуховности государственного закона" и о "благодати " и хрен ещё знает о чём возвышенном.. Да уж- парадокс ! Свою страну к чертям в мирное время уничтожили и ворам с их "понятиями" отдали ( вместе с законотворчеством !) , а всё такие духовные...... аж плюнуть не куда
    2. +14
      27 марта 2023 14:18
      А вот с этим Вашим "ПС" очень часто вынужден соглашаться, глядя на окружающую действительность.....
  19. +7
    27 марта 2023 13:42
    Немецкий мыслитель отмечает, что избирательный бюллетень превращается в анкету, а свободные выборы – это не более чем иллюзия. Выборы по большей части предопределены.

    Поясню на примере. После революции 1917 года в январе 18-го было разогнано Учредительное собрание. И это решение я считаю было правильным. Представляете всеобщие выборы в стране где больше половины населения неграмотно? Частнособственническое сознание всегда победит. руководство Советской России понимало, что отдавать власть неграмотной толпе это значит ввергнуть страну в катастрофу, нужна была диктатура, но не пролетариата, а одной партии. И первоочередной задачей советской власти стала культурная революция, не просто ликвидация безграмотности,а в первую очередь политическую. Но политическую нельзя рассматривать без общего кругозора. Советская власть через искусство в массы пыталась поменять сознание от простого личного "потреблям" к общественному сознанию. И я уверен, если бы первое советское поколение не погибло в страшной войне, то эта задача была бы решена. А сейчас "демократические" выборы как в фильме по мотивам рассказов О.Генри "Короли и капуста".

    Видео не вставляется. Но содержание такое, один кандидат обещает граммофон в каждый дом, а другой душ, ну а избиратели разрываются между желание иметь граммофон или душ.
  20. +6
    27 марта 2023 13:57
    Цитата: ee2100
    В мире победил капитализм и он идёт к мировому господству. Т. е. к безклассовому обществу.


    В том смысле, что капиталисты (точнее посткапиталисты) уничтожат все остальные классы физически?
    Ну-ну.
    Легко представить о каком варианте будущего мечтают все эти ротшильды-рокфеллеры.
    Все человечество - 400-500 млн человек.
    Поделено на три большие группы (в каждой - свои градации).
    1. Группа А. Элита. Численность - 200-300 тыс. На самом верху - десяток кланов, им принадлежит вся власть. Обеспечены всеми мыслимыми и доступными благами цивилизации.
    2. Группа В. Слуги элиты. от 2 до 5 млн человек. Ученые, деятели культуры, инженеры, военные. Тоже неплохо обеспечены. Но - пока дееспособны. По достижении старости - либо эвтаназия, либо изгнание в группу С.
    3. Группа С. Все остальные. Минимум благ. Натуральное хозяйство в "бэдлэндах", наименее комфортных для проживания регионах. Численность регулируется, по необходимости: от элементарного отстрела дронами до искусственных эпидемий.
    Сырье для научных экспериментов, кладовая органов, использование в индустрии развлечений (сафари на двуногих, порноиндустрия) и т.п.
    "Партизанить" этим искусственным дикарям - никто не запрещает, элите это нисколько не мешает.
    Могут даже книжки подбрасывать и другие средства развлечения/отвлечения... не бесплатно, конечно.

    Общество - не классовое. Это вообще не общество. А разделение на касты, пусть не сразу, будет закреплено на биологическом (генетическом) уровне.
  21. +7
    27 марта 2023 17:57
    Господин Бирюков, спасибо за статью! hi )))
    Читать было по-настоящему интересно.
    Многое задело, много правды... А ведь зашла случайно.
    Ещё раз спасибо!
  22. +2
    27 марта 2023 23:49
    Цитата: Illanatol
    «Уход в лес» – не бегство от действительности, это новый тип сознания и поведения, направленный не на политическое противоборство с системой, а на осознанный выбор одиночки, способного самостоятельно мыслить, выбирать, говорить «нет» и руководствоваться собственными, а не навязанными ему извне идеалами


    Хотел бы я посмотреть на человека, который бы разработал для себя свои собственные идеалы.
    Матерый глыбище, настоящий гений... человечище! laughing

    Торо.
    Но вообще с "0" - это, понятное (надеюсь!) дело, нереально.
    Самостоятельно мыслить? Собственные идеалы? Ребята, это - сферический конь в вакууме.
    Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.(С)амизнаетекто.
    Всякий, кто хоть чуть-чуть возвышается над общим уровнем болота, стоит на плечах гигантов. И это еще надо суметь на эти самые плечи взобраться. Не сумел - ты в болоте и квакаешь. Несмотря на то, что ты о себе думаешь и кем ты себя воображаешь.
  23. +2
    28 марта 2023 08:53
    Цитата: Konnick
    После революции 1917 года в январе 18-го было разогнано Учредительное собрание. И это решение я считаю было правильным. Представляете всеобщие выборы в стране где больше половины населения неграмотно? Частнособственническое сознание всегда победит.


    Опять этот боян либеральный про разгон УС.
    Никто его не разгонял. Большевики и левые эсеры предложили резолюцию, чтобы УС признало и легитимизировало вооруженный переворот и свержение Временного Правительства. УС большинством голосов - отказалось. Тогда большевики и их попутчики покинули заседание. После чего УС потеряло то, что называют "кворум" (т.е. представительность). После чего заседание продолжалось много часов, но из-за нехватки делегатов ни одной резолюции принято не было.
    В зал вошел анархист, матрос Железняк и предложил всем разойтись, не драть зря глотки. Делегатам возразить было нечего, они разошлись. Никто их не преследовал, иногородние вернулись в свои округа.

    С грамотностью был тогда напряг,это верно, но большинство голосов при выборах в УС все же получили левые партии: эсеры, большевики и т.п. Либералы (кадеты,в частности) - в явном меньшинстве. И ни одна политическая партия или движение не ставили даже вопрос о восстановлении самодержавия, что характерно.
    1. 0
      29 марта 2023 12:11
      Про "разгон учредительного" пишут, но никто не пишет, зачем оно было нужно и чего собралось учреждать ? Формально оно нужно было для учреждения формы правления и принятия Конституции. .

      Но таки форма уже была учреждена в июне 1917 на Первом съезде Советов и Россия к 1 сентября уже была объявлена республикой. Хе.. Хе.. Как-то забывают, что Россия уже была советской ещё до октября.

      И пока не произошёл 2 - й Съезд почему-то Учредилка никак не собиралась....тогда да, заспешили, но поезд уже ушёл. И первую Конституцию приняли все те же Советы.
  24. -1
    28 марта 2023 09:09
    Цитата: ort
    Если задача- выживание, то это очень характерно для России - страны, где в 21 веке среди огромных ресурсов и чудес мировой науки- народ занимается "выживанием". Оптимальненько и духо-скрепненько !

    Если же речь идёт о ведении хозяйства- то этого не организуешь "по понятиям". Которые только нашим соотечественникам и кажутся верхом справедливости.


    К "выживанию" нас лихо подвели господа реформаторы. Причем еще в эпоху "застоя", именно для того, чтобы убедить народ в актуальности "рыночных преобразований".
    Ресурсов у нас немало, верно, но в дополнении к ним мы имеем не лучший климат, огромную территорию и расстояния, что с точки зрения экономики - явный минус, совсем не плюс.
    Экономическое развитие подчиняется тем же закономерностям, что и химические реакции. Чем выше концентрация реагентов (ресурсов, рабочих рук и т.п), чем благодатней среда для проведения реакции, тем быстрее идет сама реакция.
    Поэтому фору в развитии имеют те страны, где концентрация ресурсов выше на единицу площади, лучше дорожная инфраструктура (хорошие дороги, доступ к незамерзающим морям и удобные порты), выше плотность и мобильность населения. Классический пример - Германия, Япония, южные провинции КНР.
    У нас с этим туго. Характерно, чем меньше форы - тем менее свободен пресловутой "рынок", меньше либерализма. Пример - скандинавские страны.

    Ошибаетесь. В 90-е годы наша экономика и была организована "по понятиям". Свободный рынок, свободная конкуренция - абстракция как "идеальный газ" в физике, в реальности их нет и быть не может.
    Регулирование экономики государством (Госпланом и т.д.) сменилось регулированием со стороны мафии, ОПГ. Любое значимое предприятие, любая отрасль имела свою "крышу"
    Ничего удивительного: самый выгодный бизнес - контроль чужого бизнеса. Желающие поконтролировать, порулить - всегда найдутся, свято место пусто не бывает.
    Ну а сейчас... много ли изменилось?
    Банкир родит бандита (М. Горький). Справедливо и наоборот...
    1. 0
      29 апреля 2023 14:36
      Мысли во многом правильные.
      На счет пространств - то же. Но в пространствах тоже есть преимущество - потенциальные и огромные природные ресурсы.
      Надо правильно использовать.
      Да, конечно, неблагоприятные климатические условия - на большинстве наших территорий.
      Но, с другой стороны, там и проживают небольшой процент населения.
      А сейчас РФ в основном и "питается" от этих "неблагоприятных" мест...
      Надо как то гармонизировать природные ресурсы в более технологичные продукты с повышенной добавочной стоимостью!
      В позднем СССР это делалось, но не достаточно/не успели.
  25. 0
    29 апреля 2023 14:26
    Очень интересно.
    У нас, к сожалению, не "раскрученный" автор.
    Вместе стем, его цитируемые тексты не совсем конкретны и излишне обтекаемы.