Турецкий БПЛА Anka-3 накануне испытаний

19
Турецкий БПЛА Anka-3 накануне испытаний
Опытный БПЛА Anka-3 после выхода из сборочного цеха


Турецкая государственная аэрокосмическая компания Türk Havacılık ve Uzay Sanayii A.Ş. (TUSAŞ) или Turkish Aerospace Industries (TAI) продолжает работы по перспективным беспилотным летательным аппаратам. Так, недавно завершилась сборка первого опытного БПЛА тяжелого класса Anka-3. Его уже выкатили из цеха и показали общественности. В ближайшее время беспилотнику предстоит пройти наземные испытания, после чего его впервые поднимут в воздух.



Новейшая разработка


По известным данным, разработка очередного БПЛА тяжелого класса из серии Anka («Феникс») началась чуть более года назад, в феврале 2022 г. При этом в течение нескольких месяцев проект Anka-3 держали в секрете. О его существовании официально рассказали только в середине декабря 2022 г.

Впервые проект Anka-3 упомянул вице-президент Турции Фуат Октай во время обсуждений бюджета на следующий 2023 г. Он отметил, что наступающий год станет важной вехой в истории турецкой авиационной промышленности. В частности, ожидалось появление очередного тяжелого БПЛА, который сможет вывести возможности беспилотной авиации на новый уровень.

В конце декабря стало известно, что TAI уже ведет строительство первого опытного беспилотника новой модели. Его планировали завершить в течение нескольких следующих недель, в январе 2023 г. На февраль-март назначили предварительные проверки в заводских условиях, после чего должна была состояться выкатка БПЛА. Так же весной, после следующих проверок, ожидался старт летных испытаний.

В декабре также были опубликованы первые изображения перспективного БПЛА. Изделие показали в стояночной конфигурации с подвешенным вооружением. На четырех пилонах под крылом находилось по одной бомбе.

18 марта 2023 г. компания TAI провела сразу два важных мероприятия. Так, состоялся первый полет перспективного учебно-тренировочного самолета Hürjet. Кроме того, из цеха выкатили первый опытный БПЛА Anka-3. Вскоре пресс-служба организации-разработчика опубликовала первое фото беспилотника за пределами цеха.


Ранее опубликованное изображение беспилотника. Заметны некоторые отличия от опытного образца

Согласно последним новостям, в ближайшее время пройдут пробные запуски двигателя и оставшиеся проверки на земле. В течение апреля ожидается первый полет, за которым последуют полномасштабные летные испытания. Как долго они будут продолжаться, пока не сообщается. Соответственно, остаются неизвестными и возможные сроки запуска серийного производства и поступления техники в войска.

Особенности и возможности
Новый турецкий БПЛА Anka-3 формально относится к уже известному семейству техники. Однако и внешне, и по своей конструкции это изделие серьезно отличается от предыдущих беспилотников, что указывает на его разработку с нуля и без использования части готовых наработок и решений. За счет такого подхода удалось получить новые возможности и преимущества перед другими «Фениксами».

Тяжелый БПЛА Anka-3 построен по схеме «летающее крыло». Планер имеет рудиментарный фюзеляж, незначительно выступающий за пределы стреловидного крыла. Беспилотник получил характерный воздухозаборник на верхней поверхности. Сверху имеется еще несколько окон малого размера. В хвосте помещен турбореактивный двигатель неизвестной модели. Утверждается, что выбранный облик планера сокращает заметность для радиолокационных средств.

Беспилотник должен нести набор электроники разного назначения. Прежде всего, это автопилот и сопутствующие средства для управления полетом. Также нужна система связи для обмена информацией и пилотажа. Сообщается о способности БПЛА нести радиолокационные или иные системы для решения конкретных задач. На опубликованных фото видно, что сверху на фюзеляже присутствует некая панель, отличающаяся от других поверхностей. Вероятно, под такой крышкой находятся средства связи или иная электроника.

Режимы работы систем управления неизвестны. По всей видимости, Anka-3 может выполнять полеты и решать задачи под полным управлением оператора на командном пункте. Рутинные задачи, такие как полет по простой программе, должны выполняться самостоятельно.

БПЛА способен нести полезную нагрузку разных типов; она размещается внутри планера и снаружи. Так, на первых изображениях «Феникса-3» под фюзеляжем видны створки двух центральных отсеков оборудования или вооружения. Более старые фото показывают наличие четырех подкрыльевых пилонов с возможностью подвески бомбы малого калибра. Снимок БПЛА после выкатки позволяет уверенно говорить только о двух подкрыльевых точках, хотя и не исключает наличие второй пары.

На первых фото беспилотник был изображен с четырьмя управляемыми бомбами малого калибра. В ходе выкатки под крылом прототипа присутствовали ракеты либо подвесные баки схожей формы. Сообщается о возможности установки на аппарат разведывательных систем разных типов. Он сможет нести оптико-электронную станцию, компактную РЛС или средства радиотехнической разведки. Впрочем, точная номенклатура совместимых вооружений и приборов пока не раскрывалась.


Габаритные и весовые параметры турецкого БПЛА остаются неизвестными. Ясно, что Anka-3 отличается достаточно большими размерами и в этом отношении не уступает некоторым пилотируемым истребителям. По массе изделие тоже должно походить на легкие истребители.

Летно-технические характеристики пока не раскрывались. Судя по использованной схеме, «Феникс-3» является дозвуковым, но может развивать высокие скорости. «Летающее крыло» также должно улучшить показатели экономичности и дальности. Однако турецкие источники сообщают, что такая архитектура была применена, главным образом, для сокращения заметности.

Накануне испытаний


Таким образом, всего за год с небольшим турецкая авиастроительная компания TAI / TUSAŞ разработала, построила и довела до предварительных испытаний свой очередной беспилотный летательный аппарат тяжелого класса. Уже в ближайшие недели планируется завершить проверки на земле и начать летные испытания, которые определят дальнейшую судьбу этой разработки.

Турецкие официальные лица неоднократно утверждали, что проект TAI Anka-3 имеет большое значение как для компании-разработчика, так и для ВВС Турции. Действительно, для создания этого образца компании TAI пришлось отрабатывать новые технические решения и осваивать необходимые технологии. Результатом этого должен стать БПЛА, серьезно отличающийся от предшественников, – и представляющий особый интерес для турецких ВВС.

В отличие от предыдущих тяжелых БПЛА от TAI, новый Anka-3 разрабатывался с учетом снижения заметности и повышения летных характеристик. Несколько успешными были меры такого рода, должны показать испытания. Заявлена возможность установки различных систем и приборов, которую тоже подтвердят в ближайшее время. Следует обратить внимание и на возможные варианты боевой нагрузки. За счет относительно больших размеров и массы новый «Феникс» сможет нести больше оружия.

В целом перспективный БПЛА Anka-3 по совокупности характеристик и возможностей должен будет превосходить предыдущие одноименные разработки. При этом разница в характеристиках может быть такой, что «Феникс-3» не заменит более старые БПЛА, а дополнит их. Несколько беспилотных комплексов смогут составить систему с широким диапазоном возможностей, функций и характеристик. В ее составе каждый беспилотник будет решать свой круг задач, дополняя другие образцы.

Впрочем, пока речь идет только о планах и ожиданиях. Перспективное изделие Anka-3 еще не поднималось в воздух и ему только предстоит подтвердить свои характеристики и возможности. Удастся ли провести все необходимые испытания в указанные сроки и получить желаемые результаты, покажет ближайшее время.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 марта 2023 04:41
    Интересно ,а что там с нашим Охотником?
    1. +11
      21 марта 2023 04:49
      Цитата: Усатый грузин
      Интересно ,а что там с нашим Охотником?

      он невидим..."стелс" же.
      1. 0
        21 марта 2023 07:23
        Покрытие на новых снимках похоже на термоизоляцию... будто стеганный.
      2. +2
        21 марта 2023 10:36
        Цитата: Аэродромный
        он невидим..."стелс" же.

        лучшая шутка за сегодня, лайк
      3. +1
        22 марта 2023 10:10
        Как недавно выяснилось для войны нужны массовое и дешевое вооружение! Т14, су57, охотники и авангарды неплохи для понта!
        1. 0
          23 мая 2023 14:45
          Может купить его у турок? Заодно и украинцев потроллим. Сойдутся в воздухе Анка с Байрактаром и останется от них Баранка laughing
    2. -3
      21 марта 2023 12:56
      Два варианта - или все пропало. Или идет своим ходом. Да и сравнивать аньку 3 из турции и Охотника - не совсем корректно. Охотник раза в 3 больше: хотя бы только по массе 25 тонн против 7 тонн у турков. Отсюда разный запас топлива, радиус действия, масса полезной нагрузки и т.д. Конечно, хотелось бы, что бы С-70 спроектировали и пустили в серийное производство года за два-три. Т.е. 2012 начало проектирования, а год так 2015 - уже серийное производство. Но, к сожалению, так не бывает. Аналогичные по классу и ттх боевые летательные аппараты (как БПЛА так и пилотируемы) проходят путь не менее 10 лет (а то и больше с учетом устранения детских болезней техники). И это в благоприятных условиях финансирования, наличия подготовленных кадров (когда топ получает кэш не в 50-100 раз больше инженера, и разрыв не из-за маленькой зп босса, а из-за высокой зп непосредственных проектировщиков и инженеров, техспециалистов), да и доступ к ведущим разработкам соседей в разработке оптики, радаров никто не перекрывает. А так - чудо что в 2021 году выкатили третий опытный (почти серийный) экземпляр с плоским соплом двигателя.
      1. +1
        22 марта 2023 10:12
        К сожалению так не бывает только у нас! С 2012 года построить не могут, позориже
    3. -1
      6 июня 2023 19:13
      Интересно ,а что там с нашим Охотником?

      Помянем
  2. +2
    21 марта 2023 04:54
    Цитата: Усатый грузин
    Интересно ,а что там с нашим Охотником?

    Да за него уже можно забыть.
  3. 0
    21 марта 2023 06:24
    Турецкий БПЛА Anka-3


    интересно а каков процент в этом турецком бпла иностранных комплектующих .Если как в байрактаре то турецким его можно назвать лишь условно.
    1. +3
      21 марта 2023 07:11
      Какая разница на чьих батарейках он будет ЛЕТАТЬ.Потом произведут свои, опыт у них есть.
    2. kpd
      0
      21 марта 2023 13:06
      Еще интереснее что там за двигатель стоит, опять что то американское?
      1. +1
        21 марта 2023 19:05
        Дело не в том, чьё у турок двигло и чьи батарейки... "Байрактар" воевал и не смотря на значительный процент потерь гадостей нам наделал выше крыши, да плюс к тому, турки перестали его поставлять в прежних объёмах, а завод в укропии так пока и не запущен. Вопрос в том, что турки доводят до испытаний свои вполне боеспособные образцы за 2-3 года, а у нас дай бог за 15 ... первый взлёт Су-57 был ещё в 2010-м и за 13 лет поставили в испытательную партию 13 самолётов, та же ситуация и с "Охотником" и с другими крупными беспилотниками, из средних - появились считанные экземпляры "Иноходца", но пока даже близких аналогов "Глобал хоука" или "Рипера" у нас не предвидится...
  4. +1
    21 марта 2023 10:42
    Год с небольшим - и готов пилотный экземпляр
    Судя по темпам, и на все ходовые испытания понадобится не больше.
    И что потом?
    Встретимся ли мы с ним в небе?
  5. +1
    21 марта 2023 12:45
    Подвешивать бомбы на летающем крыле?это сверх глупости.Да и кроме формы я сомневаюсь что у турок есть нужные покрытия и прочие приблуды связанные с современными технологиями стелс.
    1. +1
      21 марта 2023 17:16
      Так и есть. При этом, турки двигаются в правильном направлении. Даже не имея покрытий-стелс и вычислительных мощностей для обсчёта геометрии, они выбрали прогрессивный планер, который хотя бы в переспективе может быть доработан до стелса, а классический планер - это тупик, придется с 0 делать новый стелс.
  6. 0
    18 апреля 2023 09:39
    интересно, кого у нас надо в шаражки и лагеря загнать, чтобы "охотник" и какие-либо аналоги риперов в войсках появились...
  7. -1
    6 июня 2023 19:14
    Турецкий БПЛА Anka-3

    Ну что. Надо брать. Мы пока не готовы.