Выполненное и планы: новые подлодки для ВМФ России

15
Выполненное и планы: новые подлодки для ВМФ России
РПКСН "Генералиссимус Суворов" во время вывода из эллинга, декабрь 2021 г.


Российская судостроительная промышленность, несмотря на все сложности и ограничения, успешно продолжает реализацию крупной программы строительства подводных лодок. Ежегодно заказчику в лице военно-морского флота передают несколько кораблей разных типов и классов, и в этом году ожидается сдача еще ряда вымпелов. Подлодки новой постройки пополнят стратегическую и обычную составляющую флота.



Прошлогодние результаты


В настоящее время на отечественных предприятиях ведется серийное строительство атомных и дизель-электрических подводных лодок четырех типов. Также строятся подводные корабли специального назначения. Промышленность регулярно проводит закладку новых заказов, спускает готовые подлодки на воду и после испытаний передает их заказчику. Так, несколько событий такого рода состоялись в прошлом году.

29 декабря ВМФ принял подводный ракетный крейсер стратегического назначения К-553 «Генералиссимус Суворов» – уже шестой корабль пр. 955 «Борей» (третий в серии «955А»). В ближайшее время эта подлодка совершит межфлотский переход к месту постоянного базирования на Тихом океане. В тот же день вывели из эллинга и спустили на воду следующий «Борей» под именем «Император Александр III».

Программа строительства многоцелевых атомных подлодок пр. 885М «Ясень» столкнулась с некоторыми трудностями. В конце прошлого года ожидалась сдача четвертого «Ясеня» (третьего в серии «885М»), получившего номер К-571 и имя «Красноярск». Однако испытания корабля затянулись. Его сдачу перенесли на первую половину 2023 г.


Церемония вывода очередного "Борея" - "Император Александр III", декабрь 2022 г.

В соответствии с графиком идет строительство дизель-электрических лодок пр. 636.3 «Варшавянка». 16 ноября заказчику передачи очередной корабль этого типа, Б-588 «Уфа». Это уже четвертая ДЭПЛ новой серии, предназначенной для КТОФ. Как и планировалось, ежегодно достраивается и передается флоту по одной подлодке этого типа.

Одновременно с этим с трудностями по-прежнему сталкивается строительство ДЭПЛ пр. 677 «Лада». В прошлом году планировалось принять в состав флота первую серийную лодку этого типа, Б-586 «Кронштадт». Из-за выявленных недочетов испытания и доработки продолжаются, и сдача корабля перенесена. В то же время, есть поводы для оптимизма. Так, в конце декабря спустили на воду следующий вымпел серии, Б-587 «Великие Луки». Кроме того, в июне состоялась закладка двух следующих заказов – «Вологда» и «Ярославль».

Таким образом, в прошлом году ВМФ в соответствии с планами получил две новые подлодки и теперь готовит их к полноценной эксплуатации и боевому дежурству. Передачу еще двух кораблей, к сожалению, пришлось сдвинуть на несколько месяцев вправо. Эти вымпелы теперь войдут в статистику 2023 г.

Строительство продолжается


Уже известны основные планы судостроительной промышленности и флота на 2023 г. В ближайшие месяцы будут завершены перенесенные с прошлого года заказы, а кроме того, ожидается передача следующих кораблей новой постройки. Как и в прошлые годы, речь идет сразу о нескольких подлодках разных типов.


Многоцелевая АПЛ "Красноярск", июль 2021 г.

По известным данным, РПКСН «Император Александр III», спущенный на воду в декабре, сейчас проходит швартовные испытания. В ближайшие месяцы он выйдет в море для заводских и государственных испытаний, а также выполнит тестовые пуски штатного вооружения. По итогам этих мероприятий, не позднее декабря подлодка будет принята флотом.

Строительство дизель-электрических «Варшавянок» продолжается в полном соответствии с графиком. Весной этого года из эллинга выведут пятый вымпел такого типа для КТОФ. Новая лодка Б-608 «Можайск» до конца года будет достроена и испытана, после чего ее примет заказчик.

В целом, с учетом прошлогодних «долгов», текущий 2023 г. будет одним из самых успешных в современной истории с точки зрения пополнения подводных сил. ВМФ получит один стратегический ракетоносец «Борей», одну многоцелевую АПЛ «Ясень-М», «Варшавянку» и, вероятно, сразу две «Лады». Судя по особенностям текущего строительства и прочих работ, значительные переносы в этом году ожидать не стоит.

Планы на будущее


Одновременно со сдачей готовых кораблей продолжается строительство следующих заказов, планируемых к передаче флоту в обозримом будущем. Кроме того, закладываются следующие корабли, которые будут достроены и переданы заказчику лишь через несколько лет. Текущий 2023 г. не будет исключением – строительство и закладка АПЛ и ДЭПЛ разных типов продолжится.


ДЭПЛ "Уфа", ноябрь 2022 г.

Так, в конце 2021 г. стало известно, что в 2023 г. состоится закладка двух очередных РПКСН «Борей-А». Это будут уже 11-я и 12-я подлодки серии. Точная дата старта строительства и имена кораблей пока не назывались. Учитывая сложившиеся темпы строительства подлодок пр. 955А, можно предполагать, что два заказа завершат уже в начале следующего десятилетия.

В ближайшие годы должна измениться ситуация с многоцелевыми «Ясенями». Пока их сдают нерегулярно и с интервалом в несколько лет. Однако после 2024-25 гг. сдача таких АПЛ должна стать ритмичной и ежегодной. Такие изменения, по всей видимости, начнутся со следующих «Архангельска» и «Перми», уже заложенных и строящихся.

Строительство неатомных «Варшавянок» будет продолжаться. Сейчас в цеху находится лодка «Якутск», последняя в серии для КТОФ. Имеется следующий контракт на четыре ДЭПЛ для Балтийского и Северного флотов. По разным данным, первые две из них, уже получившие имена «Петрозаводск» и «Мурманск», могут быть заложены в 2023 г. Их строительство займет не более 2-3 лет.

Успехи и трудности


Таким образом, подводное кораблестроение продолжает решать поставленные задачи и регулярно передает военно-морскому флоту новые корабли разных типов. За счет такого строительства осуществляется запланированное обновление подводных сил всех основных оперативно-стратегических объединений ВМФ, направленное на сохранение и повышение боеспособности.


"Великие Луки" проекта "Лада", декабрь 2022 г.

Программа модернизации подводных сил сталкивается с объективными ограничениями организационного, технологического, финансового и иного рода. Кроме того, в последние годы в связи с ухудшением международной обстановки возникли новые трудности и потенциальные угрозы, причем в 2022 г. ситуация дополнительно ухудшилась. Возможно, эти процессы тоже могли повлиять на процесс строительства подлодок.

Тем не менее, несмотря на все трудности, в прошлом году заказчику были переданы построенные подлодки. При этом одной из них был ракетный крейсер стратегического назначения, призванный усилить особо важную составляющую ВМФ и вооруженных сил в целом. Сдачу нескольких других кораблей пришлось перенести, но речь идет только о нескольких лишних месяцах, и на этих подлодках вскоре будет поднят флаг.

При всем этом, строительство не останавливается. Закладываются, строятся, спускаются на воду и испытываются новые вымпелы всех основных проектов. Флот сможет получить очередные подлодки уже в этом году, и в следующем 2024-м эти события повторятся, но уже с другими заказами.

Следует отметить, что строительство подлодок, несмотря на все внешние факторы и т.д., достаточно давно стало постоянным и ритмичным процессом. Так, РПКСН пр. 955(А) регулярно закладываются и передаются флоту, хотя строительство и занимает несколько лет. Аналогичным образом выглядит строительство ДЭПЛ пр. 636.3, но такие лодки строятся быстрее. Теперь промышленности необходимо наладить производство АПЛ пр. 885М и неатомных «677», чтобы флот получал их так же регулярно.

Судя по новостям последних лет, все поставленные задачи успешно решаются, хотя достижение желаемых результатов требует немало усилий и времени. Тем не менее, общие тенденции располагают к оптимизму и позволяют уверенно говорить об успешной модернизации и развитии подводных сил.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    22 марта 2023 05:11
    Нам надо наладить взаимодействия дизельных и АПЛ (и атомных ледоколов) - этим добьёмся тайной переброски (на случай военных действии) с любой акватории (Тихого , Северного , Атлантического , Индийского) океана (полк или бригаду дизельных подводных лодок) атомными ледоколами и АПЛ .
    1. +3
      22 марта 2023 06:41
      Ага, использование атомных ледоколов и тайные переброски как то не вяжутся вместе...
      1. -4
        22 марта 2023 08:10
        Это все проекты советской разработки. Им уже более 30 лет, а то и больше. Где новые проекты, например на основе стай безэкипажных ПЛ?
        1. +1
          22 марта 2023 19:21
          навскидку а что реал НОВОГО сумел допилить наш ВПК со времён проклятого 1991 ???...причём реал серию а не в духе...не имеющего аналогов..в кол-ве ОДНОГО экземпляра...
          пы.сы.. упомяная Посейдон стоит вспомнить Сахаровскую атомную топеду Т-14..ага
          1. AUL
            +2
            22 марта 2023 19:39
            Опять тот же набор "будет.. будут..." Уже не вдохновляет! sad
          2. -1
            22 марта 2023 22:19
            Цитата: WapentakeLokki
            упомяная Посейдон стоит вспомнить Сахаровскую атомную топеду Т-14..ага

            А что, разве такая была? Вообще-то Д.Сахаров разрабатывал СБП для торпеды Т-15. АГА.
            А вот про Т-14 я что-то не слышал. Если есть такая инфа, просветите, плз! bully
  2. +3
    22 марта 2023 06:25
    Про ВНЭУ что то давно не пишут негде. Всё что ли,решили больше не разрабатывать эту тему? Украли бы тогда хоть,что ли.
    1. -1
      22 марта 2023 22:50
      Цитата: двп
      Про ВНЭУ что то давно не пишут негде.

      Вы правы. И узнать стало не у кого... Мину (Максима Климова ) админы видимо отправили в вечный бан. А тут цензура стала давить "любое свободоинформирование". Да и руководители ОСК что-то не особо интервьюровать публику пытаются... Вот и образовался инфо вакуум вокруг темы.
      А вообще-то из старых посылов:
      - инициативная разработка Малахита единой ДУ на основе газовой турбины замкнутого цикла должна появиться в 2023 году;
      - ЦКБ МТ Рубин обещал допилить свою версию ВНЭУ на основе ЭХГ и риформинга ДТ;
      Но мировая тенденция ныне склоняется к замене ВНЭУ более емкими и мощными накопителями эл. энергии. ЛИАБ уже пройденный этап. Ныне кулибины допиливают АБ на основе магниевых компонентов и др. элементов, которые в 10-15 раз эффективней ЛИАБ. По этому пути уже идут японы. Об этом задумались и дойчеры...Видимо мы тоже встанем на эти "лыжи".
      Как то так, однако. АГА.
  3. 0
    23 марта 2023 09:49
    Со стратегами понятно. Многоцелевых у нас мало. А дизелей вообще кот наплакал. Думаю, что дизелей на каждом флоте должно быть по 18 штук. Только на Балтике достаточно 6 штук.
    1. 0
      23 марта 2023 12:43
      А, зачем на СФ такое количество дизелюх?
      Вообще-то количество и задачи ПЛ определяются доктриной государства и конкретного бассейна( театра боевых действий).
      1. +1
        23 марта 2023 16:02
        Думаю, что там два фактора:
        1. Оборона Северного флота от АПЛ НАТО
        2. Учитывая дефицит носителе КР, насыщение КР и их носителями Северного флота.
      2. 0
        23 марта 2023 21:32
        см ответ в комменте ниже.))

        нению администрации сайта не несёт полезной информации.
      3. Комментарий был удален.
  4. 0
    23 марта 2023 22:53
    А, что Кирилл Рябов, не читал программу по строительству АПЛ? Все его рассусоливания, не стоят выеденного яйца! Все лодки закладываются и строятся в соответствии с программой по строительству. В среднем многоцелевую и стратега строят 7 лет, Северодвинские корабелы обещают и внедряют улучшения работы и обещают уменьшить срок до 6 лет. Бореев было заложено 10 лодок, еще двое добавили. По Ясеням, было заложено 9 лодок, последнюю Владивосток, сдадут в 2028г. Все расписано, а дальше или продолжат серию, или будут строить лодки, следующего поколения.
    Варшавянки, как лепили по плану, так строят одну лодку за 2 года. Достроят для ТОФа, начнут строить серию для СФ и возможно для БФ.
    С Ладами, не решили проблему с ВНЭУ, а начали строить лодки, вот и мучаемся.
    Кирилл Рябов, ничего нового не сообщил.
    И это не первый случай «водяных»,а иногда и с искаженной истиной статьями или статьи не проверенные досконально редакторами.
    Похоже мельчает topwar!(((
    1. 0
      3 мая 2023 13:05
      Прежде всего у страны не хватает дизельных . А это основа флота . Атом тихим не получится . Дорого и бессмысленно в войне . Атомные , это козырь в рукаве . А дизель , это рабочая лошадь . Но главное это экипажи . За годы идиотизма , развалили всё и разогнали всех . Про инфраструктуру и говорить нет смысла .
  5. 0
    1 апреля 2023 16:15
    Варианты ВНЭУ, реализованные на Западе, для применения в России практически невозможны вследствие деградации либо отсутствия необходимых научно-технических и технологических компетенций. Это ясно любому объективному наблюдателю, имеющему инженерно-производственный опыт. В далеком 1987 году ЛПМБ Рубин приступило к проектированию ДЭПЛ нового поколения с электрохимической ВНЭУ. Прошло тридцать пять (35!!!) лет, лодка изготовлена, испытана, ВНЭУ на ней флот признал неэффективной, читай, неработающей. Отчего, почему? Видимо, научные и технологические возможности не позволили. Ныне в гонку российских ВНЭУ подключился Малахит, пилит газотурбинную технологию с применение криогенного кислорода. Выпилит? Возможно, питерское АО ОДК-Климов еще не совсем померло, кое-какой опыт советский имеет, вдруг сумеют помочь Малахиту. Эти печальные результаты, конечно, не радуют российский флот. Ведь жизненно важную необходимость ВНЭУ для обеспечения вспомогательным подплавом стратегической устойчивости ПЛАРБ отрицать невозможно. Как же эффективно решить эту коллизию? И решаема ли она вообще? Ну, если навести порядок в нездоровых (судя по результатам деятельности в течение шести пятилеток с момента начала работ по ВНЭУ), ИМХО, отношениях между проектно-монтажными бюро и заказывающим управлением ВМФ. И, естественно, ограничив неизбежный лоббизм и купировав, по возможности, негативные обстоятельства (видимо, сидят там не те и не так, и заказывают не тем и не то!!). Тогда, практически в кратчайшие сроки, ВНЭУ у нас будет! Откуда? А вот отсюда. Россия еще не утратила последних компетенций в разработке, как двигателей внутреннего сгорания, так и газотурбинных двигателей, и, кроме этого, располагает гигантским опытом применения ракетных топлив на высококипящих компонентах. Поэтому, сосредоточив необходимый инженерный ресурс на разработке
    а) воздухонезависимого двигателя внутреннего сгорания (ДВС), с применением в качестве окислителя соответствующего высококипящего, в течение двух-трех лет можно получить как маршевый двигатель наших ДЭПЛ, так и, на крайний случай, вспомогательный. Опыт применения высококипящих окислителей в Роскосмосе вообще и на флоте, в частности, богатейший, лучший в мире, что и позволит обеспечить как необходимое техническое решение длительности скрытной экспедиции лодки, так и безопасность эксплуатации двигательной установки.
    Возможно также и параллельно перенаправить усилия на разработку альтернативы анаэробного ДВС:
    б) выполнив конверсию газотурбинного двигателя для применения в качестве анаэробной судовой газотурбинной установки (ГТУ) – электростанции, опять же с заменой кислорода высококипящим окислителем. Правда, расход горючего и окислителя по сравнению с ДВС существенно возрастает, от 1,6 до 1,8 раз соответственно. Но! Важно здесь: половина мощности атмосферного газотурбинного двигателя уходит на его турбокомпрессор, обслуживающий потребности самой машины, поэтому выигрыш КПД в отсутствие этого узла увеличивает общие показатели работы изделия! А основные преимущества газотурбинного двигателя — отсутствие внешней системы охлаждения, малый расход масла, высокие тяговые характеристики, отличные пусковые качества, весьма привлекательны. Кроме того, ГТД недосягаемо превосходит дизельный двигатель по коэффициенту приспособляемости и тем самым позволяет уменьшить число передач в трансмиссии. Утилизация выхлопа конверсированных ДВС и ГТД технически несложна, решения известны и апробированы. Правда, здесь что еще важно (но и является камнем преткновения для внедрения!) - научно-исследовательских работ для реализации обоих направлений создания ВНЭУ не требуется. Все решается в рамках ОКР (опытно-конструкторских работ). А вот с диссертациями в этом варианте туговато будет, что, видимо, и приводит к трате денег на всякую электрохимию, криогенику и т.п. прожекты). Требуется воля Заказчика и рутинная инженерная, хотя и очень непростая, работа. Маршал Гречко, восстань и дай им всем (указания)!