С пастью льва на фюзеляже. Обзор ВВС Сингапура


Уникальное государсво, размерами меньше Санкт-Петербурга, импортирует даже пресную воду и песок – действующая программа расширения площади Сингапура подразумевает постоянное намывание в море искусственных островов: в результате за последние десятилетия площадь страны увеличилась на 50%.

Пять миллионов сингапурцев живут на 60 островках в мире и согласии. Несмотря на крайний дифицит пространства, места хватает всем, а о дорожных пробках здесь вообще не слыхали. Проблему пробок здесь решили весьма очевидным способом: купил машину? молодец! теперь купи номера за 80 тыс. долларов. В принципе, 80 тысяч не слишком большая сумма для Сингапура – здесь за эти деньги, можно целых 160 раз плюнуть на тротуар (штраф $500). Жесткие меры дали свой результат: Сингапур один из самых чистых и безопасных городов в мире.


В этой крошечной стране любые привычные вещи страдают гигантизмом. Здесь расположены крупнейший в мире морской порт, один из крупнейших в мире аэропортов, а также такое интересное явление, как совершенно непропорциональные для столь малого государства военно-воздушные силы.

Прозвучит шокирующее, но на территории, по площади в 3 раза меньше Москвы, построены 10 авиационных баз, по большей части, оставшихся со времен британского правления. На самом деле авиабаз «всего лишь» девять – «Чанги Ист» и «Чанги Уэст» представляют собой единый комплекс с общей инфраструктурой.

Еще больше удивляет паранормальное количество авиатехники – на сегодняшний день в составе ВВС Республики Сингапур числятся 420 летательных аппаратов! И это не «потемкинская деревня» - ВВС хорошо сбалансированы по составу, а основная часть боевых машин имеет возраст менее 15 лет. Например, все истребители F-16, полученные в 1980-х годах, были сняты с вооружения еще в прошлом десятилетии.

Сингапурская авиатехника в обязательном порядке комплектуется подвесными прицельно-навигационными контейнерами, конформными топливными баками (ПТБ в виде обтекаемых «наклеек» на фюзеляж самолета), наборами высокоточного оружия – всеми необходимыми компонентами современной боевой авиации, существенно расширяющими её возможности. Много внимания уделяется перспективным средствам – на вооружении военно-воздушных сил находятся более сотни разведывательных беспилотников.

Помимо боевых летательных аппаратов, ВВС Республики Сингапур располагают широким спектром авиатехники для решения специальных, разведываетльных и транспортных задач, а также целым флотом учебно-тренировочных машин.

Все эти факторы превращают военную авиацию крошечной страны в одни из самых сильных и современных ВВС мира. Приведу такой эффектный пример – боевые возможности ВВС Республики Сингапур многократно превышают возможности Королевских военно-воздушных сил Великобритании! В принципе, ни одна страна Европы не обладает ВВС, сравнимыми по количеству и качеству с военно-воздушными силами крохотного азиатского государства.

Львиный оскал

Боевым ядром ВВС Республики Сингапур являются 24 истребителя-бомбардировщика F-15SG и 74 многоцелевых истребителя F-16 Fighting Falcon.
С пастью льва на фюзеляже. Обзор ВВС Сингапура

Символ Сингапура - Мерлайон, мифическое существо с головой льва и рыбьим хвостом. Именно он выбран в качестве опознавательного знака ВВС

F-15SG - экспортная модификация истребителя-бомбардировщика F-15E «Страйк Игл», отличающаяся от оригинала наличием более мощным двигателя фирмы «Дженерал Электрик» (на американские «Страйк Иглах» стоят двигатели «Пратт&Уитли»), «продвинутой» РЛС с активной фазированной решеткой APG-63 и разработанной в Израиле станцией постановки активных помех. Сингапур получил свои первые истребители-бомбардировщики F-15SG в 2009 году. Всего сингапурские военные намерены в ближайшем будущем купить до 80 таких самолетов, однако, контракт может быть пересмотрен в пользу F-35 Lightning II.

F-16D Block52 в "боевом обвесе"

Многоцелевые истребители F-16 С/D были получены в период с 1998 по 2004 год, все машины поставлялись в высшей на тот момент комплектации Block52/52+ . Вместе с современной авиатехникой Сингапур заказал партию высокоточных боеприпасов, среди которых были GPS-комплекты JDAM, превращающие любую свободнопадающую бомбу в управляемое оружие, и даже такие грозные «игрушки», как планирующие стелс-бомбы AGM-154 JSOW.
Примечательно, что ВВС Сингапура, руководствуясь какими-то личными соображениями, заказали большинство F-16 в двухместной модификации «D». Практика показала, что такие машины наиболее эффективны при нанесении ударов по наземным целям. Не берусь судить, что собрались бомбить сингапурские летчики, но факт остается фактом – огромное количество истребителей-бомбардировщиков и запасы самых современных средств поражения класса «воздух - поверхность» создают гнетущее впечатление.


К выполнению боевых задач могут быть привлечены 32 устаревших истребителя F-5S Tiger II (получены в период 1979 по 1989 гг.). Все они прошли в конце 90-х глубокую модернизацию, включавшую установку новых радаров итальянского производства «Грифон», оборудование «стеклянной кабины» с многофункциональными дисплеями и современного индикатора на лобовом стекле, а также скопированную с F-16 систему HOTAS (Hands On Throttle-And-Stick), при которой все кнопки управления важными системами вынесены на рукоятку управления самолетом и рукоятку управления двигателем. Для улучшения маневренности демонтировали авиационную пушку, взамен истребитель получил возможность применять современные управляемые ракеты AIM-120 для уничтожения воздушных целей. Еще 9 истребителей этого типа были переоборудованы в учебно-боевые машины.

Воздушный заправщик KC-135

В отличии от Военно-воздушных сил большинства стран, закупивших большое количество боевых самолетов, но уже не нашедших средств на такие важные «излишества», как самолеты-заправщики или самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, ВВС Сингапура представляют собой сбалансированную систему, в которой работу боевой авиации обеспечивает множество специализированных самолетов.
На вооружении ВВС находятся 9 самолетов-заправщиков: пять пероборудованых под эту задачу транспортных KС-130 «Геркулес» и четыре мощных КС-135 «Стратотанкер».

Первый самолет ДРЛО Gulfstream G550 AEW принят на вооружение

В 2012 году произошли изменения в эскадрилье самолетов ДРЛО – вместо устаревших E-2C «Хоукай», купленных еще в 1987 г., на вооружение поступили четыре новых самолетов контроля воздушного пространства «Гольфстрим» G550 AEW с израильским радаром «Фалькон», созданные на базе реактивного самолета бизнес-класса «Гольфстрим» G550.
Также, на вооружении ВВС Сингапура имеется эскадрилья тактических разведчиков RF-5S Tigereye, эскадрилья самолетов морской патрульной авиации (переоборудованные авиалайнеры Fokker F50 с противолодочным средствами и малогабаритными противокорабельными ракетами «Гарпун»), эскадрилья военно-транспортных самолетов C-130 «Геркулес» и эскадрилья административных самолетов.

Учебно-тренировачный самолет Aermacci M-346

На вооружении учебных эскадрилий, помимо девяти вышеупомянутых F-5S, находятся четыре TA-4 «Скайхок» и 19 швейцарских легкомоторных самолетов Pilatus для отработки базовых навыков пилотирования. В ноябре 2012 года ожидается поставка из Италии первого из 12 заказанных реактивных учебно-тренировочных самолетов М-346.
А еще на вооружении высокотехнологичного острова находятся 107 БПЛА, среди которых два крупных 1,5-тонных беспилотника Heron.

Не отстает от остальных и винтокрылая авиация:

- 20 ударных вертолетов AH-64D «Апач Лонгбоу»,
- 12 тяжелых транспортных вертолетов CH-47 «Чинук»,
- 36 транспортных вертолетов «Супер Пума» и «Кугуар», построенные фирмой Eurocopter,
- 6 морских поисково-спасательных/противолодочных вертолетов S-70 «Сихоук».

Неплохо для страны размером с Новосибирск?

"Апач" не нуждается в представлении

Как вы уже наверное догадались, разместить всю эту армаду на территории Сингапура физически невозможно – техника просто не поместятся на авиабазах, а жители вольного города не смогут заснуть из-за постоянного грохота реактивных моторов.
Снова был найден простой и очевидный выход: значительная часть авиатехники базируется за рубежом. Например, супер-истребители F-15SG находятся на авиабазе «Маунтин Хоум» в штате Айдахо, а учебные центры по подготовке пилотов расположены в Австралии и, даже, на территиории Франции! Не стоит удивляться – сингапурские танкисты вообще тренируются на полигонах в Германии.

Получивший независимость в 1965 году, Сингапур с первого дня своего существования испытывал страх перед Малайзией и Индонезией, чье руководство на полном серьезе обсуждало возможность насильственного присоединения вольного острова. Город-государство развивался гораздо быстрее, чем все близлежайшие страны Юго-Восточной Азии, при этом коренные малайцы составляли в нем всего лишь 20% населения - Сингапур, придерживавшийся принципов космополитизма, был населен людьми со всего света: китайцами, индусами, европейцами и даже выходцами с Арабского Востока. Всех их отнюдь не радовала перспектива «породниться» с малазийцами. На требования об объединении, остров гордо посылал обидчиков куда подальше, а в случаях угрозы реальной расправы со стороны своих соседей, грозился позвать на помощь своего «Большого друга», который быстро проведет «демократизацию» агрессора. Но несмотря на все обещания о военной помощи со стороны США, Сингапур больше полагался на собственные силы, постоянно увеличивая свою армию, флот и авиацию.

Забавно, что несмотря на все военные приготовления, Сингапур критически зависел от Малайзии, поставлявшей ему пресную воду (использование опреснительных установок слишком расточительно, к тому же они не способны обеспечить полноценное функционирование жизни на острове). В любом случае, наличие таких солидных военно-воздушные сил внушает уважение к маленькой необычной стране. Хотя мне больше импонируют белоснежные пассажирские авиалайнеры с надписью на фюзеляже «Singapore Airlines».
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти