Подводный таран

Подводный таран

После ввода кораблей НАТО в Черное море, полувековая Холодная война, после недолгой паузы, похоже, снова продолжилась. Но Холодная война в кабинетах политиков – это одно, а Холодная война в океане, в отсеках подводных лодок – совершенно другое…

Об этом столкновении американцы не проронили ни слова. Наши тоже молчали. Так оно почти и забылось. А ведь та давняя история могла обернуться трагедией не менее горшей, чем беда «Курска». Собственно, после гибели «Курска» о ней и заговорили те немногие, кто живы сейчас…

Итак, осень 1974 года. Разгар Холодной войны в океане. Северный флот. Западная Лица. 1-ая флотилия атомных подводных лодок.


Многоцелевая – торпедная атомная подводная лодка К-306 под командованием капитана 1 ранга Э. Гурьева вышла к берегам Англии с особым заданием. Надо было скрытно подойти к выходу из бухты Клайд Брит, где базировались американские атомные ракетные лодки типа «Джордж Вашингтон», дождаться выхода одной из них и записать ее шумовой «портрет». То есть сделать все то же самое, что делали американские подводники по отношению к нашим новым подводным лодкам.

Рассказывает капитан 1 ранга запаса Александр Викторович Кузьмин, ходивший на К-306 приписным командиром штурманской боевой части:
Подводный таран

Капитан первого ранга Кузьмин А.В. Возглавляет Всеукраинскую Ассоциацию Ветеранов подводников.(официальное фото с сайта http://ex-submariners.org.ua)

- Вообще-то к той боевой службе мы готовились основательно. С нами шел еще и опытнейший дивизионный штурман Анатолий Сопрунов, которого все молодые штурмана величали дядя Толя.
Подводный таран

Сопрунов Анатолий Николаевич. В те времена капитан третьего ранга. Фото 1967 г. Видяево (из семейного архива).

Еще дали нам для несения штурманских вахт помощника командира по навигации с лодки 705 проекта Богатырева. Всего четыре штурмана вместе со штатным штурманенком лейтенантом Виноградовым.

До залива Клайд Брит мы добрались вполне благополучно. Если не считать одного происшествия, о котором знали лишь несколько человек. За несколько суток до столкновения с американской лодкой наша «ласточка» коснулась грунта.

Тут надо заметить, что «касание грунта», каким бы мягким оно не было, считается на флоте одним из самых серьезных навигационных происшествий. И хотя «касание» было и в самом деле касанием, а не ударом о грунт, но на душе у командира, штурмана и боцмана-рулевого скребли кошки. В базе за «касание» придется отвечать по полной мере. Знали бы они, что ждет их впереди!

- А впереди нас ждал наш советский РЗК – разведывательный корабль, который кувыркался в районе не одну неделю, на офицерах кителя уже истлели. – Продолжал рассказ Кузьмин. - Но они дождались своего звездного часа: 4 ноября из залива пошел на боевое патрулирование американский «стратег» «Натаниель Грин» с кучей ракет «поларисов» на борту. Ну и мы как нельзя кстати. Дальше наша работа. Чтобы передать нам контакт с целью, с РЗК должны были дать нам условный сигнал: сбросить в воду три шумовые гранаты. Они их и сбросили…

Все действовали, как предписывали руководящие документы: РЗК передал нам контакт, согласно наставлению – взрывами трех гранат... А поскольку глубина была относительно небольшой – 86 метров, то пошла мощная звуковая реверберация. После каждого взрыва гранаты экран гидролокатора засвечивался почти на минуту. Таким образом, К-306 ослепла почти на четыре минуты. Поскольку лодки шли навстречу друг другу да еще практически на одной глубине – они столкнулись. К-306 ударила «Натаниель Грин» в район кормы, повредив американцам две шахты. По счастью, человеческих жертв не было ни с той, ни с другой стороны.

Причиной такого ЧП можно считать несовершенство техники передачи контакта. Правила вырабатывались в кабинетах без учета реальных глубин, гидрологии и прочих условий. Никто не мог предположить, что лодка может оглохнуть и ослепнуть на несколько минут. Позже наставление было доработано. А ведь если бы на разведкорабле была система ЗПС – звукоподводной связи, контакт нам могли бы передать совершенно бесшумно. Вины экипажа в случившемся не было.

Бывший старшина команды торпедистов мичман в отставке Михаил Михайлович Смолинский стоял ближе всех к месту удара.

- По трансляции «Боевая тревога! Торпедная атака!», прибежал на боевой пост. Краем уха уловил доклад акустика – «ничего не слышу!» И тут старшина команды гидроакустиков Толя Корсаков мрачно обронил: «Сейчас столкнемся…» И точно.

Удар!! Вмазали мы американцу в борт. Смотрю – а на стеллажах правого борта верхние торпеды вышли из зацепов и дернулись к задним крышкам торпедных аппаратов… Это конец! А дальше – чудо: все торпеды вернулись в свои ложементы и зацепы сами защелкнулись! Кто-то сильно Бога за нас молил…

Трансляция рявкнула: "Осмотреться в отсеках!"

Я включил мнемосхему. И тут услышал, а потом и увидел: в первый отсек – в наш отсек - поступает вода!

Быстро сообразили, в чем дело – перекрыли клапаны вентиляции торпедных аппаратов, и течь прекратилась. Но дифферент на нос растет. Градусов за 17 перевалил! Стоять трудно. А в голове только одно – грунт рядом, сейчас долбанемся. И тут еще одно чудо: наш механик – капитан 2 ранга Владимир Каталевский продул носовые цистерны, дифферент стал отходить…

А.В. Кузьмин:

- Наш командир БЧ-5 оказался на высоте – сработал в режиме автомата: не дожидаясь команд, продул балласт в носовой группе цистерн. Можно сказать, спас всех нас и корабль. Смерть пронеслась, как пуля у виска. Что там пуля! Тут пять торпед с СБП (ядерной начинкой) мимо виска пронеслись. Торпеда дура, пузырь молодец!

М.М. Смолинский:

- А я не отрываю глаз от мнемосхем и с ужасом вижу, что торпедные аппараты с СБП – ядерным боеприпасом – заполнились водой. Подмокли. Главное наше оружие. Первая мысль: ну, все… теперь наручники обеспечены. По местам стоять с должностей сниматься…

А.В. Кузьмин:

- Американская ПЛАРБ вынуждена была всплыть. Мы же подсвплыли под перископ и сразу увидели ее. «Натаниель Грин» сидел в воде с большим креном на правый борт. На корпус выбрались растерянные матросы, командир с мостика пытался понять, что произошло. Надо было сфотографировать картину через перископ, но в штурманском фотоаппарате не было пленки. Пришлось взять карандаш и быстро зарисовать… У американской ПЛАРБ бортовой номер 636.

Мы тоже осмотрелись в отсеках. Кроме подмоченных торпед с СБП других проблем вроде бы не было. Можно было только представить, как выглядит наш нос, смятый вдребодан… Позже выяснилось, что у нас были повреждены все носовые торпедные аппараты, кроме одного. У американцев были пробиты цистерны главного балласта.

Так «Натаниель Грин со всей своей кучей «поларисов» в заданный район не вышел...

Продолжение этой истории я услышал в Санкт-Петербурге от бывшего боцмана К-306 мичмана запаса Николая Молчанова. /К сожалению фото Николая Молчанова у меня нет. В Питере буду, сфотографирую. Это лучший боцман Северного флота, воспитанник вице-адмирала Евгения Дмитриевича Чернова, подводника с 33-х летним стажем/.

- Мы этого «Натаниеля Грина» видели, слышали, вели вплоть до самой точки погружения. Чтобы нас не засекли, мы подошли поближе к нашему разведкораблю, который держался правее от нас – ушли под прикрытие его шумов. Вот это-то и сыграло роковую роль.

Акустик докладывает: «Лодка погружается».

И тут с РЗК дали сигнал о передаче контакта. Мы совершенно в нем не нуждались. Мы уже держали контакт. Но на РЗК об этом не знали, и поступили так, как требует инструкция… Акустик даже наушники не успел снять, как прогремел первый взрыв. Мы были слишком близко от РЗК, и потому взрыв прозвучал особенно громко, его слышали во всех отсеках. А у акустика из ушей пошла кровь.

Мы не сразу поняли, что произошло. Толчок, довольно мягкий. Но глубина вдруг сразу поехала. Циферблат с метровыми отметками завращался как бешеный. Провалились на 29 метров...

Командир дал команду: «Пузырь в среднюю!»

Я заметил – провал на глубину резко замедлился. Потом остановились…

Тут же заполнили среднюю и всплыли под перископ.

Погода была хорошая, и американцы тоже всплыли – в позиционное положение.

Гурьев потом рассказывал: вижу в перископ командира «Натаниель Грина», люди в свитерах по корпусу бегают, бегают и оглядываются, понять ничего не могут.

Мы ушли с перископной глубины. Из отсеков доклады – все осмотрено, замечаний нет. Все агрегаты работают. Ушли еще на сто метров, и командир стал готовить радиограмму о столкновении.

Домой возвращались на глубине 40 метров, чтобы снизить давление на задние крышки торпедных аппаратов.

Надо сказать, что мой собеседник в ту пору считался лучшим боцманом если не всего Северного флота, то 1-й флотилии атомных подводных лодок уж точно. Мог держать глубину в 3-4 сантиметра! До трех баллов моря под линзы перископа глубину держал. Чутье в пальцах было. Мог управлять подводной лодкой на заднем ходу. Чтобы уменьшить бурун за поднятым перископом, командир иногда сбрасывал обороты до нуля, и тогда лодка шла на инерции. Мичман Молчанов умел управлять рулями глубины и в таком чрезвычайно трудном режиме. Держал глубину, сжимая рукояти манипуляторов, так что пальцы немели…

А.В. Кузьмин:

- Домой мы возвращались две недели. «Натаниелю»-то что – лег на обратный курс и вот она – база. Нам же надо было пройти добрых две тысячи миль. Вскоре выяснилась вот какая беда – от удара в чужой борт сильно повредились антенны гидроакустики. Мы оглохли на весь правый борт. Но и выход на боевую службу супостату мы сорвали.

На подходе к Лице вышел встречать нас на катере командир дивизии контр-адмирал Евгений Дмитриевич Чернов. Он обошел лодку, осмотрел нос, который был почти сплющен. Поднялся на корабль, поговорил с командиром и в целом весьма спокойно отнесся к ЧП. Как опытный моряк Чернов прекрасно понимал, что в море бывают непредвиденные ситуации.

Спецторпеды выгружали мокрым способом: сняли волнорезные щитки и вытянули их. Приехали «головастики» и, молча, без нареканий, увезли их.

Командующий флотилией назначил расследование чрезвычайного происшествия. Командиру К-306 капитану 1 ранга Эдуарду Викторовичу Гурьеву объявили строгий выговор. На всякий случай. А американский экипаж, как мы потом узнали, наградили за проявленное мужество знаками «золотой дельфин». И вот так всегда – кому пинки, кому дельфины.

А ведь мы, экипаж, как показало дальнейшее расследование, были ни в чем не виноваты.

Это был самый лучший экипаж не только в дивизии, но и на всем Северном флоте. Семь моряков имели квалификацию мастера военного дела. Все старшины команд – мичманы-профессионалы. Сколотил такой экипаж – капитан 1 ранга Виктор Храмцов, впоследствии вице-адмирал.

По-разному сложились судьбы участников этого подводного тарана. Нет уже в живых ни тогдашнего командира корабля Эдуарда Гурьева (он скончался в 2007 году и погребен в Сосновом Бору под Питером), ни доблестного инженер-механика В.Каталевского.

Командир турбинной группы Вениамин Азарьев уехал в США к дочери, которая вышла замуж за американца. Там он нашел бывшего командира «Натаниеля Грина». Но тот так и не признался в столкновении.

Капитан 1 ранга Александр Кузьмин, выходивший в тот поход приписным штурманом (сам-то он служил на атомоходе К-513), стал впоследствии командиром самой большой в мире атомной подводной лодки типа «Акула».

Сегодня живет в Киеве и успешно возглавляет Всеукраинскую ассоциацию ветеранов-подводников. В морях и океанах ему везло на приключения. Наша газета уже рассказывала о них.

К сожалению, мой отец, капитан первого ранга, Сопрунов Анатолий Николаевич ушел из жизни. Но выпускники штурманского факультета ВВМУПП им. Ленинского Комсомола вспоминают своего преподавателя по астронавигации добрым словом.

Справочная информация:
3 ноября 1959 года было утверждено техническое задание на новую торпедную атомную подводную лодку водоизмещением 2 000 тонн и глубиной погружения не менее 300 м. Особо в задании оговаривались габариты гидроакустического комплекса, которым планировали оснащать лодки. Главным конструктором проекта стал Г. Н. Чернышев.
К-306 "Ёрш" Классификация НАТО "Viktor-I":
Бортовой: 604
Заложена: 20.03.1968
Спуск на воду: 04.06.1969
Ввод в состав Краснознаменного северного Флота: 04.12.1969
Вступила в эксплуатацию: 5 декабря 1969 года.
9 января 1970 года включена в состав КСФ.
Первоначально числилась КрПЛ, а 25 июля 1977 года отнесена к подклассу БПЛ.
В период с 25 сентября 1979 года по 19 января 1983 года на СРЗ "Нерпа" в губе Оленья (пос. Вьюжный) прошла средний ремонт.
24 июня 1991 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации и в губе Гремиха (г. Островной) поставлена на прикол.
Автор: Николай Черкашин
Первоисточник: http://www.stoletie.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 69
  1. tronin.maxim 26 ноября 2012 09:12
    Невероятная, захватывающая история!
    1. kostyan77708 28 ноября 2012 12:34
      такие вещи надо в школе на уроках истории рассказывать и в учебники вписывать! Классная история!
  2. borisst64 26 ноября 2012 09:33
    Спасибо за статью! Не предполагал, что управляет подводной лодкой по сути боцман.
    borisst64
    1. Палата № 6 26 ноября 2012 21:02
      Немного подкорректирую...
      Лодкой управляет старший в ЦП. Командир, СПК, вахтенный офицер.
      Боцман на ПЛ - это старшина команды рулевых - сигнальщиков. "На рули", т.е. за манипуляторы, садится по тревоге (БГ № 1), как наиболее опытный специалист. А при боевой готовности № 2 (штатный режим), вахту несут по очереди и остальные рулевые - сигнальщики.
    2. vyatom 27 ноября 2012 11:55
      Я больше скажу огромными океанскими лайнерами управляют матросы-рулевые.
      Есть понятие рулить, а есть управлять.
      Управляют офицеры, а рулят матросы и боцмана.
      vyatom
  3. Самовар 26 ноября 2012 09:52
    Отличная статья! Экипаж лодки действовал как всегда должен, как единый организм. Конечно механик молодец - быстро сориентировался, принял нужное решение - настоящий профессионал.
    Самовар
  4. лис 26 ноября 2012 10:36
    да...сколько случаев ещё всплывёт!..
    1. timurpl 27 ноября 2012 00:20
      Цитата: лис
      да...сколько случаев ещё всплывёт!..

      -Слышал я как то такую историю...попахивает байкой и всё же...
      -Дело было при Хруще и как в анекдоте-столкнулись в средеземке 2 подлодки (наша и амеровская) Вобщем наша после удара затонула...а кого нашим обвинять-амеры в несознанке! Делать нечего,ответку надо давать полюбому... Вобщем встретили надводными карабликами амеровскую лодку при выходе из средиземки и захерячили её глубинными бомбами... и тишина...
      -Амеры схавали как баш на баш.
  5. ник 1 и 2 26 ноября 2012 10:51
    Впечатление такое будто лодка это КОНЬ норовистый а боцман висит на уздечке у этого"коня". Не думал что лодка так не устойчива. А главное - слепа.
    Неужто датчики нельзя придумать? типа - усы...
    ник 1 и 2
    1. kpd 26 ноября 2012 15:33
      А смысл? Какова инерция у подводной лодки? это сколько же метров те "усы" должны быть то?
      kpd
  6. Borodach 26 ноября 2012 11:05
    Ну,и че тут героического?Они ж постоянно тренировались, боеготовнось поддерживали,готовились Родину защищать.А вот наши современные украинские подводники ,вот те проявляют чудеса храбрости,когда смотрят на нашу единственную полуживую лодку.А если долг зставляет подняться на борт,то тут одной пачкой пампесов не обойтись.И это очень печально.Действующая власть просто уничтожает нашу армию в угоду гейропе и для себя любимых проблем меньше -переворот армия не сделает-сговариваться некому.
    Borodach
    1. hohryakov066 26 ноября 2012 13:07
      Что героического? 100 м водички над головой и достаточно тонкая , набитая до отказа всякой взрывающейся бякой бочка! Убежать невозможно! Что героического? Да все!
    2. olegyurjewitch 26 ноября 2012 19:18
      Цитата: Borodach
      Ну,и че тут героического?Они ж постоянно тренировались, боеготовнось поддерживали,готовились Родину защищать

      Да боевая учёба была на высшем уровне, отрабатываются нештатные ситуации,и на тренажёрах, и при отработке задач,это одно,такие ситуации запланированы,другое дело нештатная ситуация во время несения боевой службы.Здесь в первую очередь всё зависит от мгновенной реакции на принятие единственного правильного решения и слаженности экипажа, а так же от грамотности и профессионального мастерства каждого члена экипажа,вотли и твёрдости командира. 81-84г. мне посчастливилось служить на 1 Краснознамённой флотилии атомных подводных лодок СФ в Западной Лице.
    3. Леший 26 ноября 2012 22:25
      Ваша совсем разваливает - берите пример с России - чтоб переворот армия не сделала есть директора мебельных фабрик и пожарники-спасатели ... wink
      Леший
  7. NICHUCHKA 26 ноября 2012 11:08
    Прекрасный пример героичекого в людях той поры. Людьми сильна Россия, людьми.... Но вот людей- то в этой стране ни в грош никогда не ставили, а сейчас- то и подавно.
    NICHUCHKA
  8. halter 26 ноября 2012 11:53
    классная статья. российских киносценаристов и режиссеров надо в нее носом тыкать, что бы поняли, хатурщики, о чем кино снимать.
    halter
  9. LiSSyara 26 ноября 2012 12:15
    Мне отец об этом случае рассказал только в 1993 г.
    Есть еще одна интересная история, но пока с "участников" не собрал все данные.
  10. вакса 26 ноября 2012 12:46
    А амер молчал, как рыба, даже через много лет даже в приватной беседе.
  11. rudolff 26 ноября 2012 13:19
    Сергей, а какую историю имеете ввиду? Не могли бы год назвать и флот?
    1. LiSSyara 26 ноября 2012 14:24
      Флот Северный, год 1972-й. Норвежское море, когда наши от зажавших их тамошних фрегатов и эсминцев слиняли.
      1. копарь 26 ноября 2012 16:36
        Мой батя был тогда одним из участников.Лишний раз сказал что Норвеги-войны,а америкосы сильны только толпой и современным вооружением.....
  12. Shkodnik65 26 ноября 2012 13:34
    Командиру К-306 капитану 1 ранга Эдуарду Викторовичу Гурьеву объявили строгий выговор. На всякий случай. А американский экипаж, как мы потом узнали, наградили за проявленное мужество знаками «золотой дельфин». И вот так всегда – кому пинки, кому дельфины.


    И в этом наше ВСЁ!!! Командир вернул живой корабль с живыми людьми домой, прошли с развороченным носом две тысячи морских миль и получил стогий выговор. НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ! Как же по скотски у нас к людям относятся. К своим людям. Вот поэтому, хоть режте меня, ну не верю я в официальную версию гибели Курска.
    1. Delta 26 ноября 2012 13:54
      Вы хотя бы вот эту статью прочтите. http://blackseafleet-21.com/news/30-04-2012_lihie-russkie-podvodniki-protiv-besp
      echnyh-amerikosov

      Хотя бы про одну лодку прочтите, потом утверждайте что-то о наших людях. Я уж не буду подробно останавливаться на других вопиющих случаях головотяпства, по типу К-429.
  13. rudolff 26 ноября 2012 14:11
    Shkodnik65, а какая она, эта официальная версия гибели Курска? Пожар и взрыв торпед, вот и вся версия. А что привело к этому, одному богу известно. Даже у спецов нет единого мнения. Возможно, столкновение с другой лодкой или грунтом. Возможно, аварийное состояние одной из торпед. Возможно и "человеческий фактор". Но что официальные власти тщательно "дозируют" информацию по этой трагедии, факт!
    1. Delta 26 ноября 2012 14:15
      А что Вы хотели бы знать о катастрофе "Курска"?
  14. dusha233 26 ноября 2012 14:20
    Я как бывший моряк подводник преклоняюсь перед подвигом этих людей!Вечная слава морякам подводникам!!
    dusha233
  15. rudolff 26 ноября 2012 14:29
    Что привело к взрыву в первом отсеке, происхождение продольных повреждений легкого корпуса, чем конкретно занимался на борту представитель завода-изготовителя торпед, проверялись ли слухи о повреждении одной из торпед во время погрузки, чей все-таки был аварийный буй на месте трагедии и чьи сигналы слышали акустики. У меня много таких вопросов, вразумительных ответов на которые нет. А попытка узнать что-то у своих сослуживцев или сокурсников порождает еще больше вопросов.
    1. Delta 26 ноября 2012 14:52
      Первый взрыв - от перекисной торпеды, при ее неправильной эксплуатации (там никто из ныне здравствующих не был, но все данные ведут к этой версии). Повреждения легкого корпуса - от столкновения с дном. Лодку тащило по дну 30 метров после падения. Трудно представить себе неповрежденный легкий корпус после такого. Гаджиев (представитель "Дагдизель") и Борисов были на борту в связи с контрольными испытаниями торпеды УСЭТ-80. Это к перекисной торпеде отношения не имеет. Проверялись. Не было повреждений. Аварийный буй - миф. Согласно официальной хронике была замечена медуза, похожая на буй. И все. Акустики слышали удары о якорь-клюзы (море было неспокойно). Эти удары классифицировали как такие, которые не могут подаваться подводниками еще в самом начале спасательной операции
      1. Old_Kapitan 27 ноября 2012 05:52
        Вячеслав, знаете что не дает мне покоя в истории с "Курском"? Количество опознаных - 115 из 118. Смотрите, в 1-м отсеке находилось по боевому расписанию 7 человек. Все они должны были остаться на дне вместе с отсеком. Во 2-м - 36 человек. Вывести их в корму за короткое время между первым и вторым взрывом Лячин просто не успел бы, да и после взрыва (пожара) не стал бы это делать - РБЖ не позволяет. Что натворил взрыв во 2-м отсеке - не мне Вам рассказывать. Там стальной пиллерс опознать нельзя было. Напрашивается одно - Лячин сделал это раньше. Что могло привести к эвакуации личного состава такое, что было бы относительно безопасно для корабля? Лично я могу предположить только одно - поступление воды в первый и, возможно, второй отсеки. А что могло стать причиной поступления воды? Столкновение с чужой ПЛ. Разница в водоизмещение не играет роли, если чужая ПЛ въехала в верхнюю часть корпуса "Курска" своей килевой частью. На моей лодке там находились чугунные чушки балласта. Они-то и приняли на себя удар.
        1. Ray Che 22 июля 2014 03:47
          во всех подобных случаях следует обращать особое внимание на первые кадры, пока их не купировали. в первых репортажах была явно видна борозда на носовой надстройке с загнутыми вовнутрь краями. это след киля и последствия очевидны - как минимум, система ввд. полностью согласен с тобой, братец, по поводу расположения чугунных чушек. такой удар вполне мог привести и к более серьезным последствиям, учитывая расположение боезапаса в наружных контейнерах. основная причина установлена. она не в какой-то там торпеде, а внешняя. подвсплыли в зоне акустической тени (а они ведь в тот момент именно подвсплывали - поправьте меня, если это не так). но рабочая глубина - 40 м, не говоря уж о перископной. кто мог рискнуть находиться сверху, в этом слое, на виду у всех? где-нибудь на 55 метрах очень даже мог, даже с учетом глубины полигона. осталось только разобраться с пробоиной в правом борту, если это правда. мало ли что они могли там еще просверлить, эти голландцы... или американцы
          Ray Che
  16. rudolff 26 ноября 2012 15:02
    Сергей, Вы не о событиях в Согне-фьорде 1972 года? Тогда вся западная пресса на ушах стояла.
    1. LiSSyara 26 ноября 2012 16:09
      Именно о них. Отец за этот поход получил орден Красной Звезды.
  17. Чёный 26 ноября 2012 15:02
    А что Вы хотели бы знать о катастрофе "Курска"?....
    Вы с первого ее отсека? belay
    1. Delta 26 ноября 2012 15:07
      читайте внимательней. Особенно эту мою фразу "...там никто из ныне здравствующих не был, но все данные ведут к этой версии...".

      Если бы о катастрофах и авариях можно было бы судить только тогда, когда кто-то остался в живых, было бы совсем тяжко докапываться до причин
  18. rudolff 26 ноября 2012 15:22
    Delta, мой бывший начальник училища вице-адмирал Томко, незадолго до своей кончины, выступил с заявлением, что продольные повреждения легкого не могли быть вызванны столкновением с грунтом и скорее характерны для столкновения (касания) с другим подводным объектом. Сам я больше склоняюсь к версии взрыва аварийной торпеды. О правильности действий экипажа говорить вероятно не совсем корректно и дать им оценку не представляется возможным.

    Согласен, Delta!
    1. Delta 26 ноября 2012 15:31
      Я совершенно не хочу наговаривать на тот экипаж. Просто дело в том, что такой торпедой тот экипаж не стрелял никогда и не имел навыков ее эксплуатации, ибо "толстухи" на подлодку только недавно приняли. Более того, руководство по эксплуатации таких торпед было с подлодки другого проекта, где есть свои особенности. Все это могло дать свои плоды
    2. timurpl 27 ноября 2012 00:02
      Цитата: rudolff
      дать им оценку не представляется возможным.

      -Зато наш "великий кормчий" дал!
      -"Она утонула...вы разве не знаете..."
  19. rudolff 26 ноября 2012 16:06
    Согласен, Delta. Это больше похоже на правду. Возможно и весь алгоритм действий подготовки торпеды проводился не по "родному" руководству. Но куда в таком случае смотрел представитель завода?
    1. Delta 26 ноября 2012 16:51
      Так он же по другим торпедам спец был. И потом - не он, а только экипаж имеет доступ к подготовке торпеды к стрельбе.
  20. LiSSyara 26 ноября 2012 16:14
    Извините, со званием отца ошибся. Мама подкорректировала. На фото он капитан-лейтенант.
    А в поход 1974 г. уходил кап. 3
  21. 955535 26 ноября 2012 16:15
    Столкновения подводных лодок на самом деле не редкость для тех лет. Мне довелось послужить на К-407 "Новомосковск", с которой тоже приключился аналогичный случай:
    20 марта 1993 года К-407 под командованием А. Булгакова столкнулась в Баренцевом море с американской лодкой SSN-646 «Grayling» при попытке скрытого слежения. Потерь среди личного состава не было. К-407 удалось отремонтировать и вновь ввести в строй.
    На правом борту в районе 2-го отсека долго еще отсутствовало резиновое покрытие. Нормально его восстановили только в среднем ремонте. А "Grayling" после столкновения утилизировали.
    Прошу прощения, что не совсем по теме, но есть хорошая новость про нашу новейшую ПЛА:
    Успешно прошли очередные ракетные стрельбы ПЛА "Северодвинск" пр. 885. http://tv29.ru/www/?bl60number=12437
  22. rudolff 26 ноября 2012 16:54
    Низкий поклон отцу, Сергей! Западная Лица?
    1. LiSSyara 26 ноября 2012 17:31
      Так точно, она родимая.
      1. Василий79 26 ноября 2012 19:07
        Сергей здравствуй говорил я тебе дадут добро и еще попросят спасибо за статью. hi
        Василий79
        1. LiSSyara 26 ноября 2012 20:17
          Василий, ну дык стараюсь.
          Готовлю вторую про подводников.
          Хотя своих приключений хватает в ИА ПВО, но не имею правов пока озвучивать. bully
  23. Comrade1945 26 ноября 2012 18:18
    Рот Фронт, товарищи.
    Смею предположить, что кому-то уже надоел со своими рекомдациями, но тем не менее...
    Статья напомнила мне одну замечательную книгу Александра Покровского (да-да, того Покровского, который написал "72 метра"). Книга "Расстрелять!". In my humble opinion, это просто замечательное произведение, состаящее из жестких морских и стилистически "прямых" рассказов. А имея в виду тот немаловажный факт, что автор бывший капитан АПЛ, то восторгу не будет предела (по крайней мере в моем случае было именно так)
    Одним словом, очень советую laughing
    1. LiSSyara 26 ноября 2012 20:20
      Иван, подкорректирую.
      Александр Покровский командиром АПЛ никогда не был, но главным химиком-радиологом на АПЛ был.
      Книга - супер, 2/3 из нее в фильм 72 метра не вошли, просто бы цензура не пропустила.
    2. Подполковник запаса 27 ноября 2012 02:09
      Автор "химик" лодки! Изучайте матчасть! А книга его в самом деле хороши - первую прочитал по совету "химика" моей части (братство химичсекое что ли?). всем советую - живо, ярко и интересно тем кто не служил и навевает ностальгию всем служивым!
      1. Comrade1945 27 ноября 2012 20:53
        Вторая книга тоже хороша
  24. 955535 26 ноября 2012 19:11
    Цитата: Comrade1945
    автор бывший капитан АПЛ,

    Автор этих книг бывший начхим - т.е. начальник химической службы, служивший на ПЛ 19 дивизии. Книги Покровского уже успели порядком набить оскомину. Первый раз прочитал "Расстрелять" в 1993 году.
    1. Comrade1945 26 ноября 2012 20:06
      Во-первых, благодарю за ликбез; во-вторых в 1993 году я первый раз увидел свет... нагоняю, как видите what
      1. Mother Russia 9 марта 2013 00:09
        Будем нагонять, ровесник! wink
        СЛАВА ВМФ!!! СЛАВА ОТЕЧЕСТВУ!!!
        Mother Russia
  25. bart74 26 ноября 2012 19:34
    Противостояние подводников - процесс неизбежный и постоянный, и покрытый глубоким слоем мрака. Потому нам много чего придёться ещё узнать. Слава нашим подводникам да и вообще всем служивым! Автору статьи огромное Спасибо!
    bart74
  26. LiSSyara 26 ноября 2012 20:47
    Артем, полностью правы!
  27. Bugor 26 ноября 2012 21:19
    Вот страна была:
    Заложена: 20.03.1968
    Спуск на воду: 04.06.1969
    Ввод в состав Краснознаменного северного Флота: 04.12.1969
    Вступила в эксплуатацию: 5 декабря 1969 года.
    9 января 1970 года включена в состав КСФ.

    А щас? Хочу бэк ин Ю эС эС А!!!!
    1. LiSSyara 26 ноября 2012 22:57
      Так лодки, штамповались, как пироги!
  28. dr.barhan 26 ноября 2012 23:42
    Что значит "выговор на всякий случай"? Типа если скандал, то - извините, заблудились, виноватых нашли и наказали? Или как?
    dr.barhan
    1. LiSSyara 27 ноября 2012 02:18
      Зря минус Артему впаяли.
      Просто во времена СССР была такая "технология", сначала навешать пистонов, а потом, когда годика через 2 разберутся, снять взыскания и еще орден навесить.
  29. Громобой 27 ноября 2012 02:42
    жалко,что в штурманском фотоаппарате не оказалось плёнки.Надо было в морское ведомство США отослать сей снимочек,а на обороте подпись:испытания Таранной Субмарины прошли успешно!пришлите счёт-ремонт оплатим! tongue а если серьёзно.. в том ,что мы сидим здесь,общаемся есть и заслуга экипажа К-306.спасибо
  30. алекс 241 27 ноября 2012 03:45
    ......................... soldier

    ............................ soldier

    ....................... soldier
    алекс 241
  31. Громобой 27 ноября 2012 04:08
    ЗА ТЕХ КТО В МОРЕ!!! drinks drinks drinks soldier
  32. davoks 27 ноября 2012 06:10
    У американской ПЛАРБ бортовой номер 636. Надо было скрытно подойти к выходу из бухты Клайд Брит, где базировались американские атомные ракетные лодки типа «Джордж Вашингтон», дождаться выхода одной из них и записать ее шумовой «портрет».

    У серии Джордж Вашингтон не было борта с таким номером. Натаниэль Грин принадлежит к серии «Джеймс Мэдисон». Такие лодки базировались в Портсмуте
    davoks
  33. davoks 27 ноября 2012 07:04
    в Ирландском море есть залив Фёрт-оф-Клайд
    davoks
  34. davoks 27 ноября 2012 09:00
    с 1972 году Натаниэль Грин был в порту Holy Loch, Шотландия. Нет никаких упоминаний о Клайд Брит и вообще о существовании такого места. Есть Firth of Clyde, где он когда то базировался - с марта 1972-го года, который как раз и находится в Holy Loch. Постоянное место базирования его был Портсмут, США. В статье очень много ошибок!
    davoks
  35. LiSSyara 27 ноября 2012 19:29
    19 июля 1961 года президент Дж. Кеннеди одобрил строительство 10 ПЛАРБ второй серии "Лафайет" (т.е. уши от первого ракетоносца), которые получили обозначение - класс типа "Джеймс Мэдисон". Их строительство развернулось на четырех верфях параллельно с лодками первой серии. По своим геометрическим размерам они не отличались от "Лафайет". Однако использование новых технологий в области подводного кораблестроения позволили снизить уровень собственных шумов. Часть оборудования было заменено на более совершенное, унифицированное с оборудованием торпедных лодок типа "Пермит".
    Первоначально все субмарины этого типа несли БРПЛ Поларис А3. В период с марта 1971 по апрель 1972 года на них установили ракетный комплекс Посейдон С3 и систему управления ракетной стрельбой Mk 88.
    Кстати, несчастливая лодка.
    В марте 1986 года атомная подводная лодка “Натаниэль Грин” потерпела 7-ю аварию, натолкнувшись на дно в Ирландском море.
    1. алекс 241 27 ноября 2012 20:10
      С начала 80-х годов все оставшиеся в боевом составе ПЛАРБ получили унифицированную аппаратуру обработки гидроаккустических сигналов, получаемых от буксируемой антенны AN/BQR-15, цилиндрической AN/BQR-4 (была модернизирована) и конформной антенны шумопеленгаторной ГАС AN/BQP-7. Установленная аппаратура обеспечивала круговой обзор обстановки, слежение одновременно за пятью целями, цифровую обработку сигналов. Гироскопическая навигационная система была усовершенствована. Был добавлен канал астрокоррекции координат, что позволило повысить точность ракетной стрельбы.

      За долгий срок службы на ПЛАРБ этих классов возлагались различные задачи. В 60-е годы основной задачей считалось нанесение ударов по городам. С принятием на вооружение БРПЛ <Посейдон> дополнительно были поставлены задачи нанесения поражения стартующим МБР противника и одиночным военным объектам, не имеющих высокой степени защиты. Появление ракет <Трайдент-С4> позволило планировать нанесение ударов по объектам РВСН из удаленных акваторий.

      С началом практической реализации положений Договора СНВ-1 начался массовый вывод ПЛАРБ класса <Б. Франклин> из боевого состава. Он завершился в 1997 году, а с ним - и эпоха эксплуатации ракетных лодок постройки 60-х годов.
      алекс 241
    2. LiSSyara 27 ноября 2012 21:44
      Бортовой - 636
      USS "Nathanael Greene" (SSBN-636)
      Класс: ПЛАРБ тип «Джеймс Мэдисон»
      Заложена:1962.05.21
      Спустили на воду: 1964.05.12
      Вступила в состав ВМС США: 1964.12.19
  36. алекс 241 27 ноября 2012 20:27
    http://dachavodka.com/node/952 вот интересная информация по столкновениям подводных лодок

    .......................................
    алекс 241
  37. NAV-STAR 27 ноября 2012 22:23
    [media=http://youtu.be/EYpoiClNXbg]












    [media=http://youtu.be/EYpoiClNXbg]
  38. снайпер 28 ноября 2012 01:58
    Сильная статья ! Вот так люди просто делали свою работу , а совершали подвиг ...Слава им !
    Серёга , Саша , привет вам друзья !
  39. Yuri11076 29 ноября 2012 15:50
    Отличная, захватывающая статья, СПС автору!!!
  40. zmey 30 ноября 2012 14:17
    От Англии до Мурманска подводой на покореженной наполовину глухой подлодке - однако это супер круто!

    Не помню как называлась эта книга, но эпизод мне запомнился!
    ......
    - Сэр! как вы думаете лучшии моряки кто мы (англичане) или норвежцы?
    - Вас несколько удивит и обескуражит мой ответ, но поверте мне на слово! лучшие моряки не мы и уж тем более не норвежцы!
    - А кто? Сэр!
    - Русские! мой юнный друг - Русские! поверте мне на слово!
    ,,,,,, через несколько часов после этого разговора крейсер королевского флота на толкнулся на норвежский парусник управляемый советскими моряками с потопленного транспортно судна.... Северное море 1942год.
    zmey
  41. LiSSyara 14 февраля 2013 00:39
    Справа лучший боцман Северного флота. Слева командир БЧ-5 306-й
    1. алекс 241 14 февраля 2013 00:42
      12 февраля 1988 г на Черноморском флоте произошли события, которые получили "гулкий" резонанс в политических, военных и военно-морских кругах различных стран. В этот день произошел серьезный инцидент с участием боевых кораблей 6 Флота США крейсера УРО "Йорктаун" и эсминца УРО "Кэрон", пожаловавших в Черное море и нарушивших государственную границу СССР."
      алекс 241
      1. LiSSyara 14 февраля 2013 00:46
        А долбила наша 5 я Средиземноморская эскадра.
  42. LiSSyara 14 февраля 2013 00:51
    Серафимовское кладбище. Старпом и жены моряков.

    Экипаж 306-й
  43. LiSSyara 14 февраля 2013 01:15
    Командир 306-й
  44. LiSSyara 24 февраля 2013 02:31
    LiSSyara,
    Вернее второй командир 306-й
  45. Ray Che 22 июля 2014 23:34
    Большое спасибо за упоминание Сопрунова. Мне посчастливилось с ним общаться. Я совсем недавно назвал Анатолия Николаевича в списке людей, сопровождающих меня всю жизнь, в своем аккаунте (https://www.facebook.com/ray.che.71/posts/556774911093647) и выяснил, что не один я его помню.

    * Легенда нашего училища — капитан 1 ранга Cопрунов. Мой научный руководитель дипломного проекта. Все как-то подсуетились и выбрали что-то защищаемое, а я, как всегда, не успел. Если кто помнит, что такое бланк Ш-8 и обсервация по данным астрономических наблюдений, так вам вот за эту дверь — кафедра кораблевождения. Там сидел ужас, способный сквозь сон, в любой момент назвать эфемериды любого светила точнее, чем это указано в морском астрономическом ежегоднике и которому достаточно было взглянуть в трубочку свернутой карты, чтобы оценить величину невязки и причину СКО.

    Самое главное, что он мыслил, основываясь не столько на своих недюжинных фундаментальных и энциклопедических знаниях, но миллион раз в секунду решая одному лишь ему известную систему нелинейных дифференциальных уравнений. Величайший мозг. Он мыслил не фактами, не функциями, а производными десятого порядка, т.е. тенденциями тенденций и т.д. тех, кто мыслил иначе, он напутствовал весьма снисходительно: «Ну сходи, гов…ца пожуй». В общем, любая попытка выставить свои познания на его суд была обречена на провал, и об этом знали все.
    Мы воспринимали его как неотесанного перфекциониста, с которым лучше не сталкиваться ни при каких обстоятельствах. Но НИКТО тогда, а тем более он сам, ни словом не обмолвился о том, что мы имели счастье ходить под началом величайшего профессионала Северного флота, одного из немногих штурманов, достойных звания флагманского. Это был гений в своей профессии и потрясающе скромный человек.

    Что касается меня, то мне светил полный песец. Недруги трогательно напутствовали меня, друзья занимались своим делом. Моим первым открытием стало то, что этот мастодонт внял моему ощущению обреченности и сразу по-отечески стал делать из меня человека. Это было не так, как у моих однокурсников. С первых его наставлений я сначала почувствовал себя полным идиотом, а затем прошел все этапы алгоритма "забудьте все, чему вас учили" и будто заново окончил математический вуз, заодно познакомившись с Гауссом и его приятелями. Это был такой взлет, до которого я не допархивал даже в фантазиях, но когда пришла пора знакомиться с самим Сопруновым...

    Вкратце так: никаких дорогостоящих полигонов и оборудования, никаких временных и организационных потерь на прохождение мерной мили — только автономные замеры, математический аппарат и все. Жалкое подобие этих идей смогли реализовать лишь спустя четверть века, да и то не мы.

    Так вот, когда пришла пора знакомиться с САМИМ Сопруновым, я понял, что мой диплом, хоть и явившийся напутствием на всю мою жизнь, — ничто по сравнению с тем, что он мог бы сказать мне в дальнейшем. С тех пор я стараюсь осмысливать жизнь исключительно с помощью нелинейных дифференциальных уравнений.

    В прошлом году я ездил в систему. Формально — получить выписку из диплома, на самом деле… ну, вы понимаете. Не помнят там Сопрунова. Практически никто не помнит. Зато остался Зверев, который точно уж помнит и не даст забыть. И Сухоцкий, мой однокурсник. Очень талантливый человек. Так что кое-кто из курсантов (или уже студентов?) еще гов…ца-то пожует!

    Вечная память Анатолию Николаевичу! Огромное уважение к тем, кто продолжает его дело. Возможно, с кем-то из читающих этот комментарий мы знакомы. Я - Владимир Чекерес.
    Ray Che

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня