Боевая машина пехоты АБ-13 – первая тяжелая БМП на постсоветском пространстве

Боевая машина пехоты АБ-13 – первая тяжелая БМП на постсоветском пространстве


После того, как Советский Союз прекратил свое существование, новообразованное украинское государство отказалось закупать танки и военную технику для своих вооруженных сил. Это привело к тому, что харьковский завод имени Малышева, который был одним из лидеров танкостроения в СССР, вынужден был взяться за производство техники, к которой в прежние времена вообще не имел никакого отношения.

Так, в середине 90-х годов Конструкторское бюро завода начало проводить разработки первой тяжелой боевой машины пехоты. Нужно сказать, данное предприятие было не единственным, кто занимался разработками тяжелых БМП, подобная работа проводилась, к примеру, в Ленинграде. Однако именно на заводе имени Малышева эта разработка была воплощена в реальность. Предполагалось, что данная техника будет предназначена на экспорт. Основное задание, которое ставилось перед разработчиками, заключалось в создании недорогой боевой машины, которая при этом обладала бы высокими техническими характеристиками, огневой мощью и повышенной защищенностью.


Примечательно, что основой для новой машины стал вовсе не самый новый танк того времени Т-84, и даже не Т-80, а модернизированный в Иордании британский «Центурион», который получил название «Тарик». Такой выбор объяснялся в первую очередь тем, что именно это государство было заинтересовано в закупках БМП.

Танковый парк Иордании имеет на вооружении порядка 300 устаревших танков английского производства, которые и были модернизированы в «Тарики». Основные итоги усовершенствований сводились к замене бензинового двигателя «Метеор» на дизельные двигатели АVDS-1790-2А, установке системы управления огнем SABCA бельгийского производства, которая напоминала данную систему танка «Леопард-1», а также установке американских приводов наведения оружия и системы стабилизации гидропневматической подвески. Иорданские военные, таким образом, пошли по пути многих государств, которые также модернизировали «Центурионы» под свои нужды: Израиля, Швеции, ЮАР.

К началу 2000 года разработки подошли к концу. Результатом работы конструкторов стал опытный образец АБ-13 (он известен как «проект АВ13»). Этот образец принимал участие в тендере на поставки тяжелых боевых машин пехоты для вооруженных сил Иордании.

Если говорить непосредственно о конструкции и технических характеристиках АБ-13, то нужно отметить, что шасси танка, а также катки, гусеницы остались практически без изменений. Объяснялось это довольно просто: в 1981-1985 годах «Тарик» прошел глубокую модернизацию, в результате которой и была установлена упомянутая выше гидропневматическая подвеска. В то же время корпус был в значительной степени видоизменен, в итоге боевая машина АБ стала очень напоминать своими конструктивным особенностям БДМ-1 и БМП-3, правда, во много раз увеличенную.

В передней части БМП находится отделение управления. Место водителя оборудовано тремя перископами и люком. Рядом находится место для одного из членов экипажа, которое также оснащено перископами (2 единицы) и люком. В средней части АБ-13 находится боевое отделение, в котором размещаются наводчик-оператор и командир машины. Полноповоротная башня выполнена в форме усеченного конуса. В ней расположены автоматическая пушка КБА-2 калибра 30 миллиметров, которая является аналогом российской 2А72, а также 7,62-миллиметровый пулемет, боекомплект и система управления огнем. На внешней стороне башни находятся дымовые гранатометы, восьмиствольный – в задней части и трехствольные по бокам. Помимо этого, предусматривается также возможность установки ракетного противотанкового комплекса, а также АГ-17 - автоматического гранатомета.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в кормовой части. Между этим отделением и башней расположено десантное отделение. Для ведения огня из стрелкового оружия в бортах корпуса предусмотрены по несколько амбразур, которые объединены с перископами. Для того чтобы обеспечить более-менее беспроблемную высадку десанта, украинские конструкторы решили сделать сплошной проход поверх моторно-трансмиссионного отделения, заканчивающегося кормовыми люками. Небольшая высота МТО обеспечена благодаря установке украинского дизеля с турбонаддувом 6ТД или 5ТДФ, в которых цилиндры расположены по горизонтали.

Боевая машина пехоты АБ-13 – первая тяжелая БМП на постсоветском пространстве


Вся ходовая часть боевой машины имеет стальные фальшборты, которые можно быстро демонтировать. Помимо этого, на башне также предусмотрено дополнительное бронирование, которое представляет собой бронелисты, загнутые по периметру. Нужно сказать, что по сравнению с шасси «Центуриона» бронирование АБ-13 значительно усилено, что позволяет обеспечить защиту находящемуся внутри экипажу, как от стрелкового оружия, так и от артиллерийских снарядов.

Масса Аб_13 составляет около 31 тонны, ширина – 3,5 метра, длина – 7,8 метра, высота – 2,4 метра. БМП обладает удельной мощностью в 22,5 лошадиных силы на тонну веса, при этом запас хода составляет 400 километров. Экипаж машины составляет 3 человека плюс 7 человек десанта.

Несмотря на то, что украинская разработка была довольно интересной и перспективной, иорданские военные отдали предпочтение БМП собственной разработки, которая была основана все на тех же танках «Тарик». Эта боевая машина известна как «Темсах». Причиной отказа от украинских боевых машин пехоты, по некоторым данным, была недостаточная защищенность башни, которая по уровню защиты в значительной степени уступала корпусу.

Отметим, боевая машина пехоты АБ-13 на вооружение так и не поступила…

Использованы материалы:
http://www.vestnik-rm.ru/news-4-3067.htm
http://lib.rus.ec/b/212811/read
http://sfw.org.ua/1148886009-proekt-av-13.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 14
  1. rkka 26 ноября 2012 09:33
    Почему нельзя пойти по еврейскому пути и сделать нормальный проход в корме ? Особенно весело будет десантироваться по раскаленной в результате пожара крыше МТО. Это же относится к нашей бмп3 .
    1. kotdavin4i 26 ноября 2012 09:39
      Цитата: rkka
      Почему нельзя пойти по еврейскому пути и сделать нормальный проход в корме ?


      Можно все, просто тут упираеться в денежки, движок переносить в нос, компоновку узлов и механизмов менять и много еще что, легче уж тогда будет с нуля спроектировать и построить.
      1. rkka 26 ноября 2012 10:02
        Цитата: kotdavin4i
        движок переносить в нос, компоновку узлов и механизмов менять и много еще что, легче уж тогда будет с нуля спроектировать и построить.

        так в том то и дело, что евреи ничего не перекомпоновывали, а просто движок поменьше засунули и дверь сзади вырезали
        1. Здравый смысл 26 ноября 2012 19:15
          вырезали спереди проход для солдат,навесли сзади брони , перенесли водительскую кабину и перевернули .
          Здравый смысл
    2. cth;fyn 26 ноября 2012 10:27
      так то да, печально будет выглядеть это зрелище.
      1. igor67 26 ноября 2012 13:21
        двигатель на Центурионе. правда Это в Израиле
    3. vladsolo56 26 ноября 2012 18:32
      Весь вопрос в высоте, при такой высоте десантирование может быть только в верх, понятное дело чем выше машина тем легче в нее попасть. и тем она тяжелее
      vladsolo56
  2. cth;fyn 26 ноября 2012 10:29
    А че если сделать две силовые установки и проход между ними который заканчивается аппарелью?
    1. kotdavin4i 26 ноября 2012 12:13
      Цитата: cth;fyn
      А че если сделать
      ....
      Геометрические размеры непозволят, слишком компактный двигатель - маломощный, к двигателю систему охлаждения, топливопроводы, и т.д проводить и так 2- раза. Можно как у Израиля "Ахзарит" там да поменяли советский двигатель на более компактный бензиновый и сделали узкий проход. И вообще переднее расположение двигателя дает дополнительную защиту экипажу и десанту в передней проекции.
    2. igor67 26 ноября 2012 13:18
      это Центурион без двигателя места достаточно
      1. kotdavin4i 26 ноября 2012 15:33
        Цитата: igor67
        места достаточно

        Достаточно для чего? его ширина 3390мм - для нормального выхода солдата в полной экипировке необходимо см так 60 минимум - остается 2,7 метра - в принципе сейчас можно подобрать двигатель - но все же передняя компоновка мне кажется предпочтительней.
  3. vladimirZ 26 ноября 2012 16:37
    А, что вот это маленькое отвертстие в корме и есть дырка для десантирования? И зачем такое БМП.
  4. bazilio 26 ноября 2012 18:05
    Про мто в передке и защиту- как говориться в статье, данный агрегат позиционируется как тяжелая бмп. следовательно ей предстоит действовать на "передовой" и скорее всего всмете с обт, следовательно и риски и угрозы у такой машины будут танковыми. Если посмотреть на фото носовую часть машины, то заметно что е нее фронтальный броневой лист расположен почти под 90 гр. и судя по люку механика-водителя, он сидит сразу же за фронтальным брон.листом. учитывая отсутствие рациональных углов наклона брони и вероятность поражения в "лоб"- не завидую я механику водителю. Если бы перед ним был мто, то в таком случае угроз для его жизни стало бы меньше. При этом, если пробить лоб, например кумулятивным боеприпасом, то, как мне кажется, пострадает не только механик-водитель, но и и другие члены экипажа и десанта по причине того, что место водителя вряд ли ограждено какой либо бронь плитой от боевого и десантного отделений. но тут я могу ошибаться
    1. OvsyannikovVA 26 ноября 2012 21:33
      вы бы хоть в википедию для приличия заглянули или присмотритесь к фотке.
      57 градусов это совсем не 90.
      полностью за передние расположение мто, иключение, наверно, бмд.
      OvsyannikovVA
  5. balyaba 24 декабря 2012 15:57
    Упс! 300 "Тариков" купили, модернизировали, укомплектовали сухпайками с салом, а арабы отказались от покупки, ну не сволочи ли crying
    balyaba

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня