Патрульный самолет Airspeed AS.39 Fleet Shadower (Великобритания)

22
Патрульный самолет Airspeed AS.39 Fleet Shadower (Великобритания)
Первый и единственный самолет AS.39 от Airspeed Ltd.


В конце тридцатых Королевский военно-морской флот Великобритании запустил программу разработки перспективного патрульного самолета, предназначенного для поиска кораблей и подлодок противника в открытом море. Одним из участников конкурса на разработку такого самолета стала компания Airspeed Ltd. Ее проект остался в истории под обозначением AS.39 и названием Fleet Shadower.



Перспективная программа


С середины тридцатых годов командование КВМФ прорабатывало вопросы модернизации парка морской авиации. Одним из направлений развития определили создание и массовое развертывание перспективных патрульных самолетов с большой продолжительностью полета, способных искать цели в море и выдавать целеуказание кораблям и подлодкам.

По итогам поисков Адмиралтейство и министерство авиации провели необходимые консультации и договорились о совместной реализации нового проекта. В 1937 г. министерство выпустило спецификацию за номером S.23/37 и открыло прием заявок от компаний, желающих присоединиться к работам.

Спецификация задавала достаточно жесткие требования к новой машине. Патрульный самолет планировалось эксплуатировать на авианосцах, что накладывало ограничения на размеры и требовало использовать складные элементы. Требовалось обеспечить полет со скоростью от 38 узлов (70 км/ч) на высотах 1500 футов (460 м) в течение, как минимум, 6 часов. Поиск подлодок и кораблей планировалось осуществлять визуально из кабины с хорошим обзором. Также имелась необходимость в радиоаппаратуре для передачи данных своим кораблям.


Вскоре в министерство поступило пять заявок от различных компаний. Заказчики рассмотрели эскизные проекты и выбрали наиболее удачные, предложенные компаниями Airspeed Ltd. и General Aircraft Ltd. В августе 1938 г. Минавиации и Airspeed подписали контракт на продолжение проектирования с последующей постройкой двух опытных самолетов. Аналогичный договор с GAL появился через несколько месяцев.

Проект патрульного самолета от Airspeed был подготовлен в 1939 г. В связи с этим самолет получил внутреннее заводское обозначение AS.39. Одновременно с этим ему и конкурирующему образцу присвоили общее наименование Fleet Shadower («Тень, следующая за флотом» или «Преследователь флота»).

Проект AS.39


Перед компаниями-разработчиками ставились общие задачи, часть которых они решили одинаковым образом. Вследствие этого самолеты AS.39 и GAL 38 имели некоторые общие черты, были внешне похожи и должны были показывать одинаковые характеристики. Впрочем, имелись и серьезные различия.

AS.39 представлял собой подкосный моноплан смешанной деревянно-металлической конструкции с высокорасположенным крылом. Фюзеляж выполнили из металла на основе каркаса и нагруженной обшивки. Крыло было цельнодеревянным. В отличие от GAL 38, обошлись только одной плоскостью.


Для самолета был разработан фюзеляж оригинальной конструкции с высоким носом и «горбом» фонаря, за которым сечение плавно уменьшалось. В носовой части такого фюзеляжа помещалась двухъярусная трехместная кабина. Сверху поместили рабочее место летчика с хорошим обзором вперед и вниз, а под ним располагались летчик наблюдатель (впереди) и радист за ним. Для наблюдателя предназначалось широкое лобовое стекло.

Компания Airspeed разработала крыло значительного удлинения с малой стреловидностью передней кромки. При помощи подкосов оно сопрягалось с выступами нижней части фюзеляжа. В центроплане, рядом с бортами фюзеляжа, имелись шарниры для складывания консолей вдоль фюзеляжа. На передней кромке такого крыла помещались четыре гондолы двигателей и предкрылки. Почти всю заднюю кромку отдали под закрылки и элероны. Внутренний объем крыла разделялся на отсеки для обеспечения плавучести при падении в воду. В корневых отсеках поместили топливные баки.

Хвостовое оперение включало стабилизатор небольшой стреловидности, центральный киль и пару боковых шайб. Все вертикальные плоскости оснащались рулями направления, что должно было улучшить управляемость на малых скоростях полета.

Согласно проекту, AS.39 должен был получить четыре 7-цилиндровых звездообразных двигателя Pobjoy Niagara V мощностью по 140 л.с. Двигатели комплектовались двухлопастными нерегулируемыми воздушными винтами из дерева. Топливная система включала два крыльевых бака по 385 л.


Самолет со сложенным крылом

Использовалось трехточечное шасси с хвостовым колесом. Под центропланом и кабиной находилась система стоек с амортизаторами, на которых помещались основные колеса. Хвостовое разместили под фюзеляжем, на удалении от хвоста. Параметры шасси были рассчитаны с учетом посадки на авианосец.

Самолет не должен был нести какое-либо вооружение. Его «оружием» были бинокль или иная оптика наблюдателя и радиостанция радиста. Их задачей являлось обнаружение вражеских сил и передача целеуказания прочим силам флота.

По проекту, AS.39 Fleet Shadower имел длину 12,2 м при размахе крыла в полетном положении 16,3 м. Стояночная высота достигала 3,2 м. Пустой самолет весил ок. 2,08 т, нормальная взлетная масса достигала 3,15 т. По расчетам, максимальная скорость должна была превышать 200 км/ч, но при этом обеспечивалась возможность снижения скорости до 70 км/ч при патрулировании. Длительность полета достигала требуемых 6 ч.

Техническая неудача


В 1939 г., после завершения проектирования, компания Airspeed Ltd. приступила к строительству первого из двух заказанных самолетов. Постройка заняла несколько месяцев, и только после этого началась подготовка к сборке второго прототипа. Однако испытания первой машины завершились с негативными результатами, и заказ на вторую отменили. К этому времени она существовала лишь в виде отдельных агрегатов, далеких от летного состояния.

Первый полет единственного AS.39 состоялся 18 октября 1940 г. В ходе летных испытаний самолет в целом подтвердил расчетные характеристики и показал принципиальную возможность длительного патрулирования на малых скоростях. Однако достаточно быстро проявились проблемы аэродинамического характера, затруднявшие пилотирование и даже угрожавшие безопасности.


Аэродинамика крыла с развитой механизацией, активно обдуваемой четырьмя винтами, оказалась неудачной. На разных режимах возникали возмущения и срыв потока. Из-за этого скороподъемность была недостаточной, а при уменьшении тяги самолет стремился в пикирование. Также по аэродинамическим причинам менялась продольная балансировка машины, и возникали иные проблемы.

Проект нуждался в существенной переработке на самом базовом уровне – начиная с аэродинамического облика. Новые исследования и совершенствование конструкции должны были повлечь за собой перестройку всех основных частей самолета. Целесообразность таких мероприятий оказалась под вопросом.

Ожидаемый финал


По результатам первых испытаний компания Airspeed Ltd. предложила вариант модернизации своего AS.39. Четыре штатных двигателя заменили двумя изделиями Armstrong Whitworth Cheetah XI мощностью по 345 л.с. Это позволяло увеличить суммарную мощность, а также уменьшить обдуваемые зоны крыла, снизив негативные явления. Кроме того, самолет вооружили крупнокалиберными пулеметами.

При одобрении заказчика, компания-разработчик собиралась в минимальное время завершить разработку усовершенствованного проекта и достроить по нему второй опытный самолет. Однако КВМФ не заинтересовался этим предложением и полностью отменил строительство второго AS.39.

Таким образом, к началу 1941 г. проект патрульного самолета от Airspeed оказался в крайне сложном положении. Он имел ряд недостатков, исправление которых было возможным, но не считалось нужным. Кроме того, вскоре флот потерял интерес к программе в целом.


В тот период Адмиралтействе пришли к выводу, что оба новых самолета не соответствуют требованиям времени и не имеют реальных перспектив. Два «преследователя» могли вести наблюдение только визуально и в светлое время суток, что снижало их ценность для флота. При этом в Великобритании уже разрабатывались радиолокационные системы, пригодные для монтажа на патрульных самолетах и способные сделать их всесуточными.

Вследствие этого необходимость в AS.39 и GAL 38 пропала. Уже 17 февраля 1941 г. работы по теме S.23/37 остановили за ненадобностью. Позже, к концу года, заказчики распорядились разобрать все построенные прототипы. На этом история самолета AS.39, как и программы в целом, завершилась.

Жертва технологий


Два патрульных самолета от Airspeed и GAL разрабатывались по спецификации, предусматривавшей исключительно визуальное наблюдение. Такой способ поиска целей в целом позволял решать поставленные задачи. Однако он привел к ограничениям по скорости и высоте полета – и усложнил разработку проектов. Кроме того, уже в 1941-42 гг. у Великобритании появилась разумная альтернатива в виде радиолокаторов, пригодных для установки на самолеты.

Принципиально новая аппаратура не нуждалась в особой конструкции кабины, а также показывала высокие результаты вне зависимости от скорости и высоты полета. Ей не требовались специфические платформы по типу GAL 39 или AS.39. В результате наработки по S.23/37 были отправлены в архив за ненадобностью и более не использовались. Дальнейшее развитие патрульной авиации шло иными путями и с иными результатами.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    3 апреля 2023 05:18
    Могли бы сделать самолёт и с убираемыми шасси...
    1. +2
      3 апреля 2023 09:11
      а зачем? Он ведь пешком должен был летать.
      1. +2
        3 апреля 2023 09:23
        Цитата: ecolog
        а зачем?

        Меньше сопротивления воздушному потоку, меньше расход топлива, больше скорость, меньшая видимость для локаторов (на будущее)...
        1. 0
          4 апреля 2023 06:26
          Меньше сопротивления воздушному потоку, меньше расход топлива, больше скорость, меньшая видимость для локаторов (на будущее)...
          На малой скорости сопротивление невелико. Но зато пришлось бы укреплять конструкцию шасси, добавлять механизмы подъема. След. увеличится масса, а и значит угол атаки крыльев что съест преимущества в аэродинамике.
  2. +6
    3 апреля 2023 05:30
    what Первое чувство, когда увидел героя статьи - вспомнил слова А.Н. Туполева:
    "Хорошо летать могут только красивые самолеты".
    1. +2
      3 апреля 2023 06:46
      У него нижняя часть фюзеляжа - фактически очень прочная лодка. Видимо специально сделано так для аварийных приводнений. И по той же причине - "бабушкин балкончик" для наблюдателя есть, а вот нижнее остекление в носу вообще отсутствует, чтобы не выбить стекло ударом о воду. Кое что из этих идей и сейчас позаимстововав, можно использовать, например в уже в современных самолетах для пожароавиалесоохраны и авиатушения, морских спасателях, парашютного спорта и т. д.
      1. 0
        3 апреля 2023 11:22
        Я вас умоляю. С такими копытами, любое приводнение будет заканчиваться оверкилем через "бабушкин болкончик".
        1. 0
          3 апреля 2023 20:22
          Но не на менее 70 км/ч - он только на меньших скоростях перестает держаться в воздухе.
  3. +6
    3 апреля 2023 06:34
    О, крякозабла какая!
    Я вообще тащусь от англичан. Подумать только: Спидфайр, Ланкастер, Москито и вот это самое было сделано на одном острове, практически в одно и то же время! И, вишенка на тортике, по заданию одного и того же ведомства!
  4. 0
    3 апреля 2023 06:41
    обеспечить полет со скоростью от 38 узлов
    подскажите не специалисту, в узлах скорость самолетов только англичане меряли или это принято в морской авиации?
    заказчики распорядились разобрать все построенные прототипы.
    вот это интересно зачем, зудило так сильно что ли?
    1. +2
      3 апреля 2023 16:39
      Скорость в авиации вообще измеряют в узлах!
      1. -2
        3 апреля 2023 18:05
        С бантиком, или нет? Не поделитесь, откуда такая информация?
        1. 0
          4 апреля 2023 10:22
          С бантиком, или нет?

          с «бантиком» не одобрит ни ГОСТ 25269-82, ни ИКАО приложение 14 том 1
          Колдун аэродромный не даст соврать.
          Сейчас практически все перешли на ICAO( Blue - Голубая, Si)
          СССР ( и ещё кто-то был исключением).
          Измерять расстояние в км (м) и скорость, сооствеисвенно в км/ч (и/с) для движения НЕ ПО ПЛОСКОСТИ, а по поверхности почти сферы- технически безграмотно ( вертикальную не возбраняется)
    2. -2
      3 апреля 2023 20:48
      подскажите не специалисту, в узлах скорость самолетов только англичане меряли или это принято в морской авиации?
      Это корявый гугл-перевод, боьше ничем эту глупость объяснить не могу. Никто нигде в авиации так скорость не меряет. Только на флоте меряют скорость кораблей в узлах, это 1 морская миля (1852 м) в час.
      1. +4
        3 апреля 2023 23:42
        Цитата: Авиатор_
        Никто нигде в авиации так скорость не меряет.

        Извините, но вы не совсем правы с такой категоричностью.
        Требования ИКАО к единицам измерения. Приложение 5 «Единицы измерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях». Международная система единиц измерения (СИ) табл.. Кроме единиц СИ в международной гражданской авиации могут использоваться на постоянной основе и другие единицы табл. 2. Стандарт ИКАО допускает на временной основе использование несистемных единиц табл. 3 (перечисленные в табл. 3, разрешаются к применению временно, дата отмены ИКАО не установлена).

        Airbus A320 Индикатор скорости в узлах слева от авиагоризонта на главном пилотажном дисплее (PFD)

        Boeing 777 Индикатор скорости в узлах слева от авиагоризонта на главном пилотажном дисплее (PFD)
        1. 0
          8 апреля 2023 18:29
          Boeing 777 Индикатор скорости в узлах слева от авиагоризонта на главном пилотажном дисплее (PFD)
          Да, я ошибся. Это не только у них стали мерить в узлах, а и у нас на "Супербюджете" тоже. Только что прочёл результаты расследования катастрофы в Шереметьево, там и высота в футах, и скорость в морских узлах.
    3. +1
      4 апреля 2023 10:05
      Цитата: Егор Адашев
      подскажите не специалисту, в узлах скорость самолетов только англичане меряли или это принято в морской авиации?

      И англичане и американцы и весь мир


      В России тоже , даже без морской авиации
  5. +4
    3 апреля 2023 10:38
    Повтор статьи, что была здесь же сравнительно недавно.
    Неинтересно, если честно.
    https://topwar.ru/158511-nebesnyj-tihohod-britanskij-variant.html
    Перед тем, как что-то сюда грузить, нужно проверять, что есть на этом ресурсе. И если решено статью загрузить повторно,то и ее содержание должно быть несколько другим.
    Ну хотя бы новые фотки или еще что.....
  6. +2
    3 апреля 2023 18:10
    Вот смотришь на английские самолёты и думаешь откуда у них Спитфайер появился?Не иначе без потусторонних сил не обошлось.
  7. 0
    4 апреля 2023 11:01
    Четырёхмоторный палубный (!) разведчик. Причём не для "Леди Сары", а для британских АВ. Без вооружения. С дальностью около 1100 км и максимальной скоростью 200 км/ч. В 1939 году.
    Как повезло экипажам FAA, что проект закрыли.

    А в это время в замке у шефа за океаном кузены спокойно сделали одномоторный палубный разведчик с дальностью на 70% больше. Да ещё и превращавшийся лёгким движением руки в пикирующий бомбардировщик с боевой нагрузкой около тонны. smile
    1. 0
      8 апреля 2023 23:07
      Цитата: Alexey RA
      Как повезло экипажам FAA, что проект закрыли.


      Англичане делали...палубный вертолет дальнего радиуса действия, в отличие от кузенов.
      Но так как таких вертушек ещё не делали а он нужен был еще вчера то вертолетные качества втиснули в формфактор самолета. Англичане, как никак ведущие авиастроители мира в начале 20 века были.
  8. 0
    8 апреля 2023 18:29
    Уродец какой-то.
    Англичане очень часто делают на редкость отталкивающую военную технику.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»