Китайские «семёрки»: «Четыре стража Поднебесной»

46
Китайские «семёрки»: «Четыре стража Поднебесной»
Эскадренный миноносец «Аньшань» – бывший советский «Рекордный» – у причала военно-морского музея в городе Циндао. Фото автора


Знаменитые эсминцы проекта 7, принимавшие активное участие в Великой Отечественной войне, сегодня можно увидеть живьём лишь в одной стране мира – в Китае.



«Семёрки» сыграли важную роль в становлении не только советского флота, но и китайского. У нас они стали первыми крупносерийными надводными кораблями морской зоны и ознаменовали собой важный шаг к созданию океанского флота. А в Китае четвёрка полученных из СССР эсминцев вообще обрела статус «визитной карточки» своих ВМС, удостоившись многочисленных пафосных прозвищ: «четыре бриллианта», «четыре Кинг-Конга», «четыре небесных стража», «четыре могучих воина» и т. п.

На протяжении полутора десятилетий они оставались самыми большими боевыми единицами флота, на которых проходила службу чуть ли не вся будущая военно-морская элита. Но если в нашей стране все представители этой серии эсминцев либо погибли в боях, либо сданы на слом, то в Китае из четырёх кораблей три сохраняются в качестве памятников и музеев. Остаётся лишь позавидовать…


Эсминец «Тайюань», бывший «Ретивый», в городе Далянь. Фото автора

Амбиции Мао


К моменту образования КНР в составе военно-морских сил Поднебесной не осталось ни одного более-менее крупного боевого корабля. Восстановить затопленный крейсер «Чунцин» не представлялось возможным, а все боеспособные эсминцы, имевшиеся в гоминьдановском флоте, ушли на Тайвань. Поэтому желание китайского руководства обзавестись «статусными» кораблями вполне понятно.

В апреле 1952 года в Москву прибыла делегация во главе с командующим военно-морскими силами Народно-освободительной армии Китая Сяо Цзингуаном. Главной темой состоявшихся переговоров была покупка для китайского флота военно-морской техники. Амбиции гостей, возжелавших получить не только современные эсминцы, но и крейсера, восторга у советского руководства не вызвали. Поскольку большие потери, понесённые в годы Великой Отечественной войны, и нарастающее противостояние с Западом требовали первоочерёдного пополнения корабельного состава собственного флота.

Однако китайцы обладали завидной настойчивостью, дело дошло до личных телефонных переговоров Мао Цзэдуна со Сталиным. В конце концов, 4 июня 1953 года Москва и Пекин подписали соглашение о сотрудничестве в военно-морской области, в рамках которого Советский Союз, в частности, обязался передать четыре эскадренных миноносца проекта 7. Но китайские товарищи рассчитывали получить самые современные корабли и не скрывали неудовольствия. Будущий бессменный главком китайского ВМФ Сяо Цзингуан вообще дерзко назвал эсминцы «металлоломом». Лишь вникнув в детали и осознав, что СССР в рамках соглашения оказывает помощь в строительстве верфей, передаёт документацию, материалы и оборудование для строительства новых кораблей в Китае, а также направляет специалистов и обеспечивает подготовку кадров, гости из Поднебесной сменили гнев на милость.


Сяо Цзингуан (1903–1989) – адмирал флота, один из высших чинов НОАК. С 1950 по 1980 год занимал пост главкома ВМФ; в СМИ его иногда называют «китайским Горшковым»

Для передачи Китаю выделили эсминцы «Рекордный», «Решительный», «Резкий» и «Ретивый». Все они были заложены в 1936 году на заводе имени А. Марти в г. Николаеве, затем в виде отдельных секций и конструкций перевезены на Дальний Восток. Сборку и достройку кораблей выполняли заводы № 199 в Комсомольске-на-Амуре и № 202 во Владивостоке. Эсминцы были сданы флоту в 1941–1942 гг., а после войны прошли ремонт и модернизацию по типовому проекту ЦКБ-53.


Экипаж эсминца «Рекордный», 1946 г. Фото из коллекции Сергея Апрелева

Первенцы флота НОАК


Передача кораблей происходила в два этапа.

Согласно китайским источникам, первая пара – «Рекордный» и «Резкий» – получена ВМС НОАК 14 октября 1954 года. В этот день на эсминцы, находившиеся во Владивостоке, заселились китайские моряки. Каждый из кораблей отряда, в который, помимо эсминцев, входили две подводные лодки и два тральщика, вышел в море с двумя экипажами. Во время перехода китайцы под надзором советских товарищей управляли кораблями, работали с механизмами и провели учебные артиллерийские стрельбы. 25 октября отряд прибыл в порт Циндао, а на следующий день состоялось официальное подписание акта о передаче эсминцев Китаю. Корабли получили новые названия в честь промышленных городов Дунбэя (Маньчжурии): «Рекордный» стал «Аньшанем», «Резкий» – «Фушунем».


Подписание акта о передаче Китаю эсминцев «Рекордный» и «Резкий», 26 октября 1954 г.

По поводу названий.

В печати приводилась информация, что головному эсминцу предлагалось присвоить имя столицы страны – «Бэйцзин» (то есть Пекин), но главком Сяо Цзингуан не согласился. Он якобы сказал: если Китай хочет видеть в составе флота боевые корабли отечественной постройки, то стране необходима мощная индустриальная база. А город Аньшань – крупнейший металлургический и промышленный центр, «город стали». И эсминец должен нести на борту имя «стального» города… Мне почему-то кажется, что эта история придумана специально для журнальной патриотической статьи.

Вторая пара эсминцев была передана Китаю 28 июня 1955 года. «Решительный» получил имя «Чанчунь», а «Ретивый» – «Тайюань». Последний, возможно, поначалу назывался «Цзилинь», но об этом корабле я расскажу позже.

Официально из списков ВМФ СССР эсминцы исключили позже: «Решительный» и «Ретивый» – 14 января 1955 года, а «Рекордный» и «Резкий» – полгода спустя, 6 июля. Это внесло дополнительную путаницу в датах, публикуемую в разных изданиях.

Вообще ошибок, так или иначе связанных с китайскими эсминцами, очень много. Каюсь, я тоже не безгрешен: приведённые в вышедшей в 2007 году книге «Легендарные «семёрки» китайские названия кораблей не соответствуют действительности. Поскольку они взяты из западных изданий – ведь полтора-два десятилетия назад другой информации просто не было.

Теперь же официальные китайские данные стали доступны. Вот, например, табличка в экспозиции на борту корабля-музея «Аньшань»:


Однако и тут есть свои «непонятки». Китайским языком я, к сожалению, не владею, пользуюсь лишь компьютерными переводчиками, но они не могут точно перевести иероглифы, приведённые в скобках под словом «Рекордный». Обычно они читают их как «Смелый» или что-то вроде. А один из вариантов вообще озадачил – «Решительный»! Неужели снова ошибка, теперь уже исходящая от китайцев?

Не буду утруждать читателя рассказом о своих изысканиях, но в конце концов я пришёл к выводу, что ошибки нет. Просто, как я понимаю, слово «Рекордный» в китайском языке отсутствует, отсюда и столь странные переводы. С названиями трёх остальных кораблей всё сходится, что лишний раз подтверждает: «Аньшань» – это точно бывший «Рекордный».

Внешне «четыре Кинг-Конга» были практически одинаковыми. Пожалуй, единственное заметное отличие следующее: на «Резком» и «Решительном» у козырьков щитов 1-го и 4-го 130-мм орудий имелись рёбра жёсткости, а на «Рекордном» и «Ретивом» их не было.


Китайские моряки развлекаются в минуты отдыха, 1954 г. На щите кормового 130-мм орудия видны рёбра жёсткости. Если дата снимка правильная, то он сделан на эсминце «Фушунь»


Матросы банят носовое 130-мм орудие, 1954 г. Рёбер жёсткости у козырька нет, значит – это «Аньшань»

История службы советских эсминцев в китайском флоте была долгой, но весьма заурядной. Об этом можно судить на примере головного «Аньшаня». В сентябре-ноябре 1955 года он вместе с эсминцем «Фушунь» принимает участие в учениях по отражению морского десанта на Ляодунском полуострове. 14 августа 1957 года «Аньшань» посещает глава Госсовета КНР Чжоу Эньлай. В 1959 эсминец снова участвует в совместных с сухопутной армией учениях, отрабатывает противодействие высадке десанта, обстреливает 130-мм снарядами старые японские береговые укрепления.

В апреле 1962 года «Аньшань» совместно с систершипами «Чанчунь» и «Тайюань» обеспечивает слежение и выдворение из территориальных вод Китая американского эсминца De Haven (DD-727). Американцы неоднократно пересекали морскую границу, вели радиолокационную разведку и проверяли реакцию потенциального противника. В ходе этой операции китайские корабли вышли в международные воды и приблизились к японской базе Сасэбо. Согласно китайским источникам, это был первый случай выхода надводных кораблей ВМС НОАК за пределы территориальных вод КНР (то есть в течение первых 7–8 лет службы китайские эсминцы вообще не удалялись от берега больше чем на 12 миль).

4 июня 1962 года экипаж эсминца «Аньшань» снова принимает на борту делегацию во главе с Чжоу Эньлаем, а в августе 1965 спасает терпящее бедствие северокорейское рыболовное судно, ставшее жертвой мощного тайфуна. В сентябре 1970 года эсминец принимает участие в масштабных учениях, организованных Шэньянским военным округом, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие флота, авиации и сухопутных частей НОАК.


Один из эсминцев проекта 7 во время учений ВМС НОАК, 1960-е гг.

Модернизация по проекту 6607


К концу 1960-х годов стало окончательно ясно, что главное оружие эсминцев – прямоходные противокорабельные торпеды – окончательно устарело, в связи с чем возникло логичное предложение заменить торпедное оружие на ракетное. Проект модернизации кораблей, получивший обозначение 6607, предусматривал установку крылатых ракет SY-1 вместо торпедных аппаратов, а также замену паровых котлов и монтаж дополнительного электронного оборудования. Полное водоизмещение корабля при этом увеличивалось до 2 681 т, а максимальная скорость снижалась до 34 узлов.

Первым на судостроительный завод в Даляне для модернизации по проекту 6607 прибыл эсминец «Фушунь». По всей вероятности, работы были завершены в 1971 году. За ним последовали остальные систершипы. По информации, приведённой на борту корабля-музея «Аньшань», этот эсминец проходил модернизацию с марта по октябрь 1974 года.


Эсминец «Фушунь» после модернизации. Это моя старая работа, выполненная на бумаге с использованием аэрографа, но впоследствии доработанная в «Фотошопе». По сравнению с изображением, приведённом в книге «Легендарные «семёрки», на этом рисунке много уточнений, сделанных уже после выхода книги (исправлена форма надстройки, козырьков на щитах орудий и др.).


Поворотная пусковая установка ПКР на эсминце «Тайюань». Фото автора

«Четыре Кинг-Конга» стали первыми крупными ракетными кораблями военно-морских сил НОАК. Однако с их ракетным оружием дело обстояло довольно сложно.

Китай до разрыва с СССР успел получить противокорабельные ракеты П-15 «Термит», но освоение их производства для китайской промышленности оказалось непростой задачей. Нелицензионная копия, выпускавшаяся на авиазаводе в Наньчане и получившая обозначение SY-1 («Шанъёу-1»), оказалась недостаточно надёжной, а работа РЛС эсминцев создавала помехи её системе самонаведения. Название «Шанъёу» дословно переводится как «Вверх по течению» и происходит от изречения Мао Цзэдуна, вошедшего в сборник его цитат (мол, «не бойтесь плыть против течения, тогда вы добьётесь лучшего результата» – что-то типа того).

ПКР SY-1 была довольно громоздкой (масса 2 095 кг, длина 6,55 м, размах крыла 2,41 м), имела ЖРД и пороховой ускоритель, дозвуковую скорость и дальность полёта 42 км. Система наведения – инерциальная плюс радиолокационная или инфракрасная ГСН. Достоинство ракеты – мощная кумулятивно-фугасная БЧ массой 510 кг. Расчётная вероятность попадания – 70 %.

В 1970-е годы появились модернизированные варианты ракеты SY-1, получившие названия HY-1 и HY-2 («Хайин» – «Морской орёл»). Они отличались увеличенной дальностью полёта (за счёт дополнительных топливных баков), а также наличием усовершенствованного радиолокационного высотомера и новой помехозащищённой ГСН. Ракеты семейства «Шанъёу» и «Хайин» могли запускаться из одних и тех же корабельных пусковых установок.


Противокорабельная ракета HY-1 (без стартового ускорителя) в экспозиции военно-морского музея в Циндао. Фото автора


ПКР семейства HY-2 в военном музее в Люйшунькоу (Порт-Артуре). На переднем плане лежит пороховой стартовый ускоритель. Фото автора

Эсминцы-ветераны


Параллельно с модернизацией «семёрок» Китай приступил к серийной постройке новых эсминцев проекта 051 собственной разработки, также вооружённых ракетами «Хайин». «Аньшань» и его собратья утратили статус самых представительских кораблей ВМС НОАК, но, несмотря на возраст, продолжали активно нести службу, участвовать в манёврах и учебных походах.


Эсминец «Аньшань» после модернизации по проекту 6607

«Аньшань» в мае-июле 1977 года обеспечивал организованные Китаем масштабные работы по поиску и подъёму золота и алмазов, которые якобы находились на японском транспорте «Ава Мару», потопленном в 1945 году в Тайваньском проливе. Подводные поиски продолжались около трёх лет, было совершено почти 10 тысяч погружений, но никаких драгоценностей найти так и не удалось.

19 мая 1980 года с эсминца «Аньшань» в ходе траурной церемонии был развеян прах государственного деятеля и одного из руководителей компартии Китая Лю Шаоци.


«Аньшань» в Жёлтом море, 1986 г. Снимок сделан с американского самолёта

«Четыре стража Поднебесной» оставались в боевом строю до рубежа 80–90-х годов прошлого века. «Фушунь» (№ 102) был исключён из состава флота в 1989 году, «Чанчунь» (№ 103) – в 1990, «Тайюань» (№ 104) – в 1991. А бывший «Рекордный», «Аньшань», оказался поистине рекордсменом. Он был списан 24 апреля 1992 года, в сумме прослужив во флотах двух стран более полувека! За время нахождения в составе ВМС НОАК он прошёл более 200 тысяч миль. В течение долгого времени он был флагманским кораблём флота, на его борту побывали многие государственные и военные деятели Китая, в том числе Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин, Лю Шаоци, маршал Пэн Дэхуай, главком ВМС Сяо Цзингуан и другие.

Несмотря на то, что эсминцы проекта 7 уже на момент передачи Китаю считались морально устаревшими, они выполнили своё предназначение на все сто процентов и стали настоящей «кузницей кадров» китайского флота. А факт их 50-летней эксплуатации свидетельствует, что при своевременных ремонтах и бережном уходе советские «семёрки» могли бы стать не меньшими долгожителями, чем знаменитые американские «флетчеры» и «гиринги». На этом фоне многочисленные нарекания наших моряков к конструкции и качеству постройки эсминцев выглядят как-то неубедительно.


Политзанятия на одном из китайских эсминцев проекта 6607

Признанием роли, которую сыграли советские эсминцы в становлении китайского флота, может служить тот факт, что из четырёх кораблей три после списания превращены в памятники и мемориалы. В настоящее время «Аньшань» является экспонатом Морского музея ВМС НОАК в Циндао, «Тайюань» является музеем и плавучим хостелом в Даляне, а «Чанчунь» установлен как памятник в городе Жушане. Мне довелось побывать на двух из них, и рассказу о «семёрках»-музеях будут посвящены две следующие публикации цикла.


Эсминец «Аньшань» – натурный экспонат военно-морского музея в Циндао, 2019 г. Фото автора
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    4 апреля 2023 03:52
    hi
    Браво! Отличная статья!
    Новому автору ВО (известному своими книгами, вероятно ... yes ) желаю творческих успехов! fellow
    1. +8
      4 апреля 2023 03:59
      Присоединяюсь! Автору респект, интересно читать! hi
      1. +9
        4 апреля 2023 05:27
        Очень интересная статья. Спасибо. Ну, что сказать... Очередные "галоши", которые, по мнению одного человека, только и умели производить в СССР....
        1. +5
          4 апреля 2023 06:29
          Оружие и галоши. От цитаты одного человека не осталось даже рожек да ножек. А от смысла и того меньше
        2. -1
          8 апреля 2023 11:46
          Цитата: Monster_Fat
          Очередные "галоши", которые, по мнению одного человека, только и умели производить в СССР....

          «Фушунь» (№ 102) был исключён из состава флота в 1989 году, «Чанчунь» (№ 103) – в 1990, «Тайюань» (№ 104) – в 1991. А бывший «Рекордный», «Аньшань», оказался поистине рекордсменом. Он был списан 24 апреля 1992 года

          Name Arleigh Burke Hull no DDG-51 Laid down 6 December 1988 Commissioned 4 July 1991
  2. +11
    4 апреля 2023 04:40
    Красивые корабли.
    Сергея - с премьерой! Статья получилась.
    1. +7
      4 апреля 2023 06:32
      Цитата: тлауикол
      Красивые корабли.

      Итальянская школа request Результат дружбы с макаронниками в 30-е. Серия крейсеров типа "Киров" тоже на основе итальянских чертежей. Тоже красивые корабли yes Итальянцы умели строить красивые корабли smile Только воевали на них не очень lol
      1. +4
        4 апреля 2023 07:52
        Итальянцы вообще, как вояки не сложились
        1. +3
          4 апреля 2023 12:13
          Это на тяжёлых кораблях. На лёгких кораблях воевали смело.
        2. +2
          4 апреля 2023 17:25
          Итальянцы вообще, как вояки не сложились
          Это после падения Римской империи у них проблемы. А до того - очень даже неплохо воевали.
          1. +4
            4 апреля 2023 17:48
            Сколько веков назад - то?? А далее по Хеллеру
            — Совершенно верно, — любезно согласился старикашка, и в голосе его послышались насмешливые интонации. — А вот Италия — одна из наименее преуспевающих наций на земле. Что же касается итальянских солдат, то они не знают себе равных в мире по трусости. Вот поэтому-то дела нашей страны в этой войне идут так хорошо, а вашей так скверно.
      2. +2
        5 апреля 2023 17:07
        hi "Киров", "Ташкент", "7" ведь реально красивые корабли. Ещё всех одноклассников по вооружению просто за пояс затыкают... Вот только у итальянцев всё стрёмно по прямому применению. А у нас.. они применялись как угодно, только не как задумано было. "Киров" ну это больше чем лёгкий крейсер. "Ташкент" это не лидер, а вот как раз почти лёгкий крейсер. Семёрки.. по артилерии точно переэсминцы. Какая-то старая схема. Единица должна быть способна уничтожить оппонента по своему классу и убежать от оппонента превосходящего в классе.
    2. 0
      5 апреля 2023 16:50
      Я помню эти рисунки и описание "китайских семёрок УРО" из приложения "Морская коллекция" к журналу МК конца 90х. Рад, что не кануло в лету.
      Сергею пожелание дальнейших успехов. good
  3. +5
    4 апреля 2023 05:15
    Отличная статья! Спасибо!. Жду новых, таких же интересных. good
  4. +3
    4 апреля 2023 06:19
    Сергею спасибо за интересную статью! good
    В который раз "порадовали" китайские товарищи обозвав "Семёрки" металлоломом. Они что, хотели на халяву "30-бис" прямо со стапелей? Юмористы. laughing
    В семидесятые с ежемесячной литературой по флоту было сложно, кроме нашего "Морского сборника" был только польский журнал "Може", я его выписывал, хоть по-польски ни в зуб ногой, приходилось со словарём, но оно того стоило, статьи там порой были занятные.
    В том числе про модернизацию китайцами "Семёрок". Автор статьи совершенно разгромил эту идею, буквально написав, что модернизация этих "АНТИЧНЫХ" эсминцев, это явный перебор китайской технической мысли и напрасная трата усилий. Оставим это на его совести.
    Ну да ладно, что бы там ни говорилось и ни писалось, корабли честно отслужили в обеих флотах и теперь вживую радуют глаз почитателей военно-морской истории. smile
    1. +2
      4 апреля 2023 06:32
      Восстановить затопленный крейсер «Чунцин» не представлялось возможным,


      Легкий крейсер "Чунцин" - бывший "HMS Aurora", переданный Великобританией Китайской Республике в 1948 году. Боевой путь корабля действительно впечатляет. Во время Второй мировой войны он участвовал в Норвежской кампании, операциях близ Шпицбергена и острова Медвежий, высадке в Северной Африке, Сицилийской операции, операции "Драгун" и освобождении Греции. После передачи крейсер стал флагманом флота Китайской Республики и принимал участие в боях против Народно-освободительной Армии Китая. Однако уже 2 марта 1949 года команда "Чунцина" сдала корабль маоистам. После этого согласно советской и китайской версии крейсер был потоплен гоминьдановскими бомбардировщиками B-24 по личному приказу Чан Кайши. Но британская версия утверждает, что корабль затопила сама команда в целях его сохранения. "Чунцин" был поднят советскими специалистами ЭПРОНа и прослужил в качестве плавучей казармы и складского судна, при этом сменив несколько названий. После разделки на метал от крейсера остались табличка с названием и судовой колокол, которые хранятся в Военном музее китайской народной революции.




      На нижнем фото "Чунцин" уже поднятый нашими ЭПРОНовцами.
  5. +5
    4 апреля 2023 06:30
    Огромное спасибо автору. Удивительно прекрасная статья о ВМФ КНР и нашей поддержке молодого социалистического государства. Удачи.
  6. +5
    4 апреля 2023 08:07
    Секрет долгожительства прост. Тот эсминец, который я облазил (в Даляне) варен-переварен. И скорее всего ходил мало. Ну, и климат чуток получше.
    Есть много фотографий. Кому надо, - поделюсь.
    Интересно, что укрепление на конце полубака (делали на всей серии после крушения "Сокрушительного") сохранилось и хорошо видно. Приклепано. А так, следы электросварки везде.
    1. +6
      4 апреля 2023 08:30
      Валентин Пикуль служил на "семёрке" в годы войны. Вот что он пишет о данном типе корабля:
      "Советские эсминцы типа «семерка» – прекрасные корабли с отличными боевыми качествами. Они были вооружены по принципу «кашу маслом не испортишь», иностранные справочники иногда относили их к классу легких крейсеров. Артиллерийская автоматика наводки «Б-13» вызывала законное восхищение у наших союзников. Огневая мощь «семерок» была намного выше, чем на союзных эсминцах. Но эти корабли, построенные для внутренних морей СССР, плохо выдерживали океанскую волну, которая часто ломала шпангоуты, мяла борта, от груза обледенения проседали их палубы. Впрочем, к чести наших моряков, они в любую заваруху выводили свои эсминцы без боязни. Война изменила нормы требований живучести, а так называемый «запас прочности» вполне удовлетворял наших миноносников. Для большей остойчивости днища «семерок» были обложены слоем обыкновенных печных кирпичей, и эти кирпичи выводили наши эсминцы из гибельных критических кренов…"
      Полвека для эсминца это очень много, похоже, да, они там латаны - перелатаны. Наши "тридцатки" к 80- м годам в основном стояли в базах и в море редко выходили.
      1. +6
        4 апреля 2023 10:23
        Цитата: Ватервейс 672
        Они были вооружены по принципу «кашу маслом не испортишь», иностранные справочники иногда относили их к классу легких крейсеров.

        "Племена", "Сомерсы" и "Могадоры" смотрят на это заявление Пикуля с недоумением. smile
        Цитата: Ватервейс 672
        Но эти корабли, построенные для внутренних морей СССР, плохо выдерживали океанскую волну, которая часто ломала шпангоуты, мяла борта, от груза обледенения проседали их палубы.

        "Семёрки" и во внутренних морях страдали. На Чёрном море деформация корпусов с трещинами обшивки были постоянным спутником пр. 7 и 7У.
        ...в походе 21 февраля, состоявшемся сразу после завершения планово-предупредительного ремонта, кораблю досталось сполна. Под удара­ми 8-балльных волн прогнулась палу­ба в районе 23 — 26-го шпангоутов, согнулся пиллерс, появились трещины в листах настила. В наружной обшив­ке на 35 — 36-м шпангоутах образова­лись гофры. Через деформированные Дверцы и крышки люков, иллюминато­ры под полубаком начала сочиться вода. Были сорваны и унесены R море вьюшка для троса на полубаке, 6 сто­ек леерного ограждения, кранцы, 2 вентиляционных грибка. Образовались трещины в щитах 1-го и 4-го 130-мм орудий, погнулся левый кронштейн большого бомбосбрасывателя, разбились стекла в окнах ходовой рубки. На­конец, при резком крене на левый борт сломалась и упала в воду грот-мачта. Эсминцу пришлось уменьшить ход до 12 узлов и возвращаться в базу.
        Едва закончился ремонт, как «Сообразительному» выпало новое испытание. 6 марта корабль взял на борт 170 бой­цов и около 15.00 вышел из Туапсе в Се­вастополь. На эсминце находился член военного совета флота дивизионный ко­миссар И.И.Азаров. В ночь на 7-е пого­да внезапно испортилась. К 4.00 ветер усилился до 7 баллов, волнение моря — до 6. От ударов встречных волн в насти­ле полубака и верхних поясах обшивки появились трещины, сквозь ослабленные заклепочные соединения стала поступать вода. Только что заделанная обшивка в районе 35 — 36-го шпангоутов снова рас­трескалась; в наружной обшивке между 32-м и 46-м шпангоутами с обоих бор­тов образовались гофры. В настиле па­лубы между кожухом первой трубы и мостиком появилась поперечная трещи­на длиной 0,8 м; в районе 94 — 96-го шпангоутов— три трещины по 0,3 м. 14 иллюминаторов, 8 водонепроницаемых дверей и 5 крышек люков деформиро­вались и потеряли герметичность. Во внутренние отсеки поступило около 300 т воды. В 4.10 волной сорвало крепление глубинных бомб и 4 бомбы Б-1 смы­ло за борт.
        © С. А. Балакин. smile "Сообразительный" и другие эскадренные миноносцы проекта 7У. МК №6, 1997.
        1. +2
          4 апреля 2023 10:40
          Ко многим заявлениям Валентин Савича нужно подходить с изрядной долей осторожности. request
      2. +1
        4 апреля 2023 13:10
        Цитата: Ватервейс 672
        Артиллерийская автоматика наводки «Б-13» вызывала законное восхищение у наших союзников.

        Пикуль хороший писатель, читается легко.
        Но… достоверность сведений ( что исторических, что технических) хромает.
        «Наводка» так себе
        Б-13 превосходила британские и германские аналоги по калибру, углам вертикальной наводки, дальности стрельбы и массе снаряда. Слабым местом Б-13 была сравнительно невысокая скорострельность и низкая живучесть ствола.
        С. А. Балакин назвал Б-13 «самой мощной и самой ненужной» пушкой в своей монографии по эсминцам проекта 7.
        1. +2
          4 апреля 2023 16:34
          Цитата: Diger
          С. А. Балакин назвал Б-13 «самой мощной и самой ненужной» пушкой в своей монографии по эсминцам проекта 7.

          Ну, в той роли, в которой применялись наши ЭМ - в качестве плавучих батарей и прибрежных канонерок - пушка оказалась как раз нужной.
          1. MSN
            0
            6 апреля 2023 12:31
            Цитата: Alexey RA
            в качестве плавучих батарей и прибрежных канонерок - пушка оказалась как раз нужной.

            для стрельбы по береговым целям не нужна такая баллистика и соответственно, низкая живучесть. В зависимости от глубины нарезов живучесть 130 мм была 160-450-900 выстрелов на ствол. А 127/38 штатовская - 4600 выстрелов. Даже у зенитки немецкой 128 мм - 1500. Не к той войне готовились.
        2. 0
          4 апреля 2023 18:24
          Цитата: Diger
          С. А. Балакин

          Это не нынешний автор?
          1. 0
            5 апреля 2023 10:23
            Цитата: мордвин 3
            Это не нынешний автор?

            Судя по упоминанию в тексте статьи книги "Легендарные «Семёрки». Эсминцы «сталинской» серии" - да, это он.
      3. 0
        4 апреля 2023 18:12
        Цитата: Ватервейс 672
        Артиллерийская автоматика наводки «Б-13» вызывала законное восхищение у наших союзников.

        Что весьма странно, поскольку как раз автоматика Б-13 всю войну оставалась недоведеной. Возможно, речь шла о СУО, вот там - да, завидовать можно было.
        1. 0
          5 апреля 2023 10:37
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Возможно, речь шла о СУО, вот там - да, завидовать можно было.

          Так СУАО - это тоже автоматика: wink
          Специаль­но для эсминцев проекта 7 в 1937 году создали центральный автомат стрельбы ЦАС-2, ведущий свою родословную от «централи» итальянской фирмы «Галилео» (эта система устанавливалась на лидерах типа «Ленинград»). Автомат размещался в боевом отделении под носовой надстройкой и позволял непре­рывно определять полные углы верти­кального и горизонтального наведения орудий при постоянном наблюдении за целью или «по самоходу». Наблюдение за надводной целью осуществлялось с помощью двух 4-метровых дальноме­ров, размещенных в командно-дальномерном посту (КДП) Б-12-4. В целом система отвечала современным требо­ваниям и не уступала лучшим зарубеж­ным аналогам.
          © С.А. Балакин
          1. +1
            5 апреля 2023 12:57
            Алексей, мое почтение! hi
            Я о том и говорю - если речь идет об автоматизации наведения орудия, то бишь соответствующие силовые приводы, то тут все было печально, ибо их не довели, и тогда Пикуль преувеличил. А вот если он имел ввиду СУАО, тогда совсем другое дело - она у семерок была реально хорошей
    2. 0
      4 апреля 2023 08:40
      Понятно. Это как с лендлизовскими "Либертосами", те у нас тоже очень долго ходили, но всё днище в цементных ящиках.
    3. 0
      4 апреля 2023 20:05
      Секрет долгожительства прост. Тот эсминец, который я облазил (в Даляне) варен-переварен. И скорее всего ходил мало.

      Они все ходили мало. Аньшань за 38 лет службы в Китае прошел 100 000 миль.
    4. 0
      8 апреля 2023 19:56
      https://docs.google.com/presentation/d/1UoNywL2WBggalG-OildR3Ex_mpHvD26h/edit?usp=sharing&ouid=113127140991582912853&rtpof=true&sd=true
      Ссылка на небольшую экскурсию по эсминцу. Фото в полноразмере. Добрался наконец до компьютера. Год 2013.
      Если со ссылкой что-то не в порядке, прошу сообщить. Пока оставлю вкладку.
  7. +2
    4 апреля 2023 17:22
    19 мая 1980 года с эсминца «Аньшань» в ходе траурной церемонии был развеян прах государственного деятеля и одного из руководителей компартии Китая Лю Шаоци.
    Удивительно, что его реабилитировали ещё в 1980 году. Помню выражение Мао-Цзедуновского времени - "Мошенник типа Лю Шаоци". Прекрасная статья, грамотный автор, его книги с удовольствием перечитываю. Сам я нашу "Семёрку" видел лишь в Инкермане, у последнего причала на разделке. Жду новых публикаций.
  8. +1
    4 апреля 2023 18:10
    Очень интересный материал, большое спасибо!
    Впрочем, ничего иного от Сергея Балакина и не ожидаешь:)
  9. 0
    4 апреля 2023 19:25
    А насколько оправданным оказалось перевооружение на ракеты?
    (и стоило ли нам замарачиваться чем-то подобным...)
    1. +1
      5 апреля 2023 10:51
      Цитата: Старший матрос
      А насколько оправданным оказалось перевооружение на ракеты?

      Судя по всему, китайцы решили подстраховаться на случай возможных проблем со своими первыми ЭМ типа 051.
      Цитата: Старший матрос
      (и стоило ли нам замарачиваться чем-то подобным...)

      А наш ВМФ "ракетизацией торпедных ЭМ" заморочился ещё в начале 60-х - на ЭМ пр. 56. Каких там вариантов только не было - и с ЗРК "Волна" (модификации К и А), и с ПКР "Щука" (модификация Э), и с ПКР "Термит" (модификация У).
      Больше всего повезло пр. 56-М - их модернизировали ещё во время постройки.
  10. +1
    4 апреля 2023 19:59
    Лишь вникнув в детали и осознав, что СССР в рамках соглашения оказывает помощь в строительстве верфей, передаёт документацию, материалы и оборудование для строительства новых кораблей в Китае, а также направляет специалистов и обеспечивает подготовку кадров, гости из Поднебесной сменили гнев на милость.

    Больше всего "гостей и Поднебесной" расстроила цена. Каждый эсминец обходился китайцам в 4 000 000 000 юаней, что при тогдашнем курсе 237 юаней/грамм было эквивалентно 17 тоннам золота. А все "соглашение" тянуло на 135,5 тонн золота. Естественно, у Китая таких золотых запасов не было, поэтому после двухлетних переговоров СССР предоставил Китаю кредит под 2 процента годовых, притом кредит можно было погашать сырьем и сельскохозяйственной продукцией, что Китаю было выгодно.
    Вот после этого китайцы действительно гнев сменили на милость.
    1. +3
      4 апреля 2023 23:15
      Я читал про эту историю с заоблачными ценами, но в неё что-то не верится. Похоже, здесь какая-то ошибка. 17 т. золота в сегодняшних ценах - это 672 млн. долларов. Невероятно много за один корабль.
      1. +1
        5 апреля 2023 01:40
        Зачем считать в сегодняшних ценах. В 1953 году тройская унция золота стоила 391 доллар или 12,57 доллара за грамм. 17 тонн золота соответственно 214 миллионов.
        Сегодня Arleigh Burke стоит 2 миллиарда. Если перевести в золото при сегодняшней цене 65 долларов за грамм, получается примерно 30 тонн.
        1. 0
          5 апреля 2023 11:55
          Цитата: sergej_84
          В 1953 году тройская унция золота стоила 391 доллар или 12,57 доллара за грамм. 17 тонн золота соответственно 214 миллионов.

          Это тоже немножечко до... много!
          "Адмирал Бельграно" обошелся Аргентине в чуть меньше, чем 8 миллионов долларов. А это все-таки крейсер.
    2. +2
      5 апреля 2023 12:39
      Четыре эсминца класса 07 были включены в китайско-советское соглашение о поставке военно-морского флота и о технической помощи Китаю в строительстве военных кораблей. В договоре Советский Союз продал Китаю почти всю военно-морскую систему, от готовых кораблей до технологии производства, за кредит в 610 миллионов рублей под низкий процент 0,2% в год и прислал специалистов, чтобы обучить их всему, погасив кредит не золотом, а сельскохозяйственной продукцией, что позволило Китаю сохранить ценные валютные резервы.
  11. 0
    5 апреля 2023 04:00
    Рёбер жёсткости у козырька нет, значит – это «Аньшань»
    Всё таки козырёк.
  12. +1
    5 апреля 2023 13:05
    果敢 —— Решительный и смелый

    尖锐 —— 1, заостренный и резкий; 2, объект прямой и крутой; 3, описывающий холод и суровость ветра и мрачную резкость звука; 4, острый, чувствительный и глубокий; 5, очень определенный, однозначный и неумолимый; 6, напряженный и интенсивный.

    坚决 —— (Отношение, действие и т.д.) Твердый и решительный, без колебаний.

    热心 —— Энтузиасты, увлеченные, увлеченные, заинтересованные и желающие сделать все возможное
  13. +1
    5 апреля 2023 13:36
    Будущий бессменный главком китайского ВМФ Сяо Цзингуан вообще дерзко назвал эсминцы «металлоломом».


    В сентябре 1952 года и начале 1953 года Ло Шуньчу, заместитель командующего ВМС НОАК, возглавил две миссии в Советский Союз для переговоров о покупке эсминцев. 12 марта Ло сообщил Чжоу Эньлаю и Сяо Цзингуану, что Советский Союз не только продает "металлолом", но и просит очень высокую цену, а 16 марта Сяо написал в ответ: "(Даже если это металлолом), он нам все равно срочно нужен! "
    1. 0
      6 апреля 2023 04:24
      Цитата: wanna
      ообщил Чжоу Эньлаю и Сяо Цзингуану, что Советский Союз не только продает "металлолом", но и просит очень высокую цену, а 16 марта Сяо написал в ответ: "(Даже если это металлолом), он нам все равно срочно нужен! "

      Примерно так и предполагал. А не то что бы китаец в глаза советским товарищам дерзил.
  14. 0
    9 апреля 2023 16:21
    Это Китайцы любят! Превращать всякие военные и исторические артефакты в музеи. ПРАВИЛЬНО!
    Вспоминается парк им. Сталина на берегу р.Сунгари в Харбине с соответствующим бюстом, а также музей на основе остатков бывшего японского отряда 731. Кому интересно - почитайте.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»