Очередное проштрафившееся министерство

Очередное проштрафившееся министерствоСкандалы в отдельных министерствах Правительства России набирают обороты. То, что в свое время успел «нареформировать» Анатолий Сердюков, теперь необходимо разгребать Сергею Шойгу, те коррупционные завалы, который оставил в своем ведомстве министр регионального развития Олег Говорун, теперь нуждаются в разборах со стороны нового министра Игоря Слюняева. И везде маячат то ли украденные, то ли надежно спрятанные по углам миллиарды, миллиарды, миллиарды. И вот новые разоблачения, новые скандальные заявления и новые недовольные высказывания в адрес работы министерств. На сей раз объектом пристального интереса стало Министерство образования и науки, которое сегодня выпала честь возглавлять доктору физико-математических наук Дмитрию Ливанову.

Казалось бы, кто другой, если не человек со столь впечатляющей ученой степенью, может навести порядок в образовательном ведомстве. И после того, как Ливанов оказался в кресле Андрея Фурсенко, возглавлявшего Минообрнауки с 2004 года, многие сказали: уф-ф-ф, ну, наконец-то свершилось; теперь-то новый министр заставит образовательную и научную системы России работать как надо, и штурмовать заоблачные высоты.

Но как-то уже с первых шагов своей работы на должности министра Дмитрий Ливанов стал демонстрировать достаточно странные методы, которые большому числу российских граждан напомнили «вечноживущее дело» Андрея Фурсенко с его экспериментами над образованием, когда образовательную среду резали по живому и часто без учета мнений опытнейших педагогов и ученых. И чем больше шагов Дмитрий Викторович в дальнейшем делал (и пока продолжает делать) на своем новом посту, тем больше вопросов к нему возникает, и тем большее недоумение вызывают эти шаги.


Одним из последних «достижений» министра Ливанова является удивительный список неэффективных российских вузов. Казалось бы, что цель Минобрнауки, связанная с публикацией этого «черного списка» понятна: сократить число расплодившихся донельзя вузов в России. По данным Федеральной службы государственной статистики общее число высших учебных заведений в России на конец 2010-2011 учебного года составляло 1115 единиц при общем числе обучающихся в них студентов в 7,049 млн. человек. Из этих вузов государственных и муниципальных – 653. Для сравнения: в Советском Союзе в 1980-1981 учебном году действовали 494 вуза, а количество студентов составляло чуть больше 3 миллионов человек. Это притом, что население СССР в 1981 году составляло примерно на 110 миллионов человек больше, чем население современной России…

Безусловно, с таким количеством расплодившихся вузов необходимо что-то делать, ведь многие из этих институтов образовательной деятельности часто просто оторваны от нужд российской экономики, науки, культуры.

Однако в нашем Министерстве образования и науки решили пойти по радикальному сценарию: раз надо сократить число вузов – да ради бога… Для этого и был создан тот самый список неэффективных высших школ, формировавшийся по таким критериям, которые резко раскритиковали ректоры даже тех вузов, которые по счастливой случайности в «список Ливанова» не попали. Критериев было несколько. Кто их придумал: сам ли Дмитрий Викторович, или ему кто-то нашептал на ухо, сказать сложно, но… дело пошло.

Критерий 1. Количество баллов по результатам сдачи ЕГЭ у поступивших студентов.

Уже один этот пункт вызывает, скажем так, смутные сомнения в объективности списка. Ну, посудите сами, как можно судить об эффективности той или иной организации, грубо говоря, по оценкам в аттестатах зрелости ее сотрудников. В конце концов, проценты, полученные по ЕГЭ, могут рассказать об эффективности обучения в школах (и то вряд ли), но никак не в вузах. Почему же в таком случае не начать использовать для оценки средний балл студента ни при поступлении в вуз, а по выпуску из оконченного вуза?.. Ведь вполне возможно и такое, когда абитуриент приходит с явно невпечатляющими оценками, но затем отлично овладевает выбранной профессией. В таком случае эффективность образования в вузе очевидна.

Критерий 2. Количество иностранных студентов.

Хм… Получается, что если в вузе обучаются исключительно российские граждане, то такой вуз вообще не имеет шансов продолжить свою образовательную деятельность в том виде, какой есть на данный момент. А ведь в России немало высших учебных заведений, в которых если иностранцы и есть, то их можно пересчитать по пальцам одной руки. Да и какое отношение количество вьетнамцев, китайцев или нигерийцев имеет к эффективности университета? Здесь очевидно Минообрнауки посматривало в сторону «Гарвардов» и «Сорбонн» перед тем, как придумать сей сомнительный критерий. А надо ли было?..

Критерий 3. Площадь на каждого студента в вузе.

Согласно такому пониманию вузовской эффективности, самым идеальным российским вузом является тот, в котором обучаются, в лучшем случае, пара-тройка студентов, причем желательно из Кении, Китая, ну или любой другой страны, кроме России. Выходит, что ректорам уже сегодня в целях перевода своих вузов из неэффективных в эффективные придется либо отчислить большую часть студенческого состава, либо надстроить дополнительные этажи для увеличения свободного пространства.

А вот о том, что эффективность было бы неплохо определять по новому оборудованию в аудиториях и лабораториях, уровню профессорско-преподавательского состава, количеству победителей региональных, общероссийских и международных Олимпиад, конкурсов, конференций среди студентов, по проценту трудоустроенных по специальности – об этом в ведомстве Дмитрия Ливанова, почему-то, никто не вспомнил… А жаль. Откровенно жаль.

Зато вспомнили другой критерий: доход вуза. Нет – никто не спорит, что доходность предприятия – важная сторона развития инновационной экономики, но как-то не совсем правильно переводить образование и науку исключительно на рельсы бизнеса. Ведь, очевидно, что вуз, готовящий специалистов по изучению и методам добычи нефти и газа, конструированию ракетной техники, программированию имеет куда больше шансов на высокий доход, нежели вуз, готовящих философов и поэтов. Ну, если конечно, ректору не пойти на сдачу корпусов в аренду под складские помещения, торговые площади или сауны с предоставлением услуг от самих же студентов (студенток). Видимо, именно к этому Минобрнауки и подталкивает вузовских руководителей…

Однако «список неэффективных» - это далеко не единственный спорный момент в работе Минобрнауки и министра Ливанова непосредственно. Весьма серьезные последствия имело допущенное Дмитрием Ливановым высказывание по поводу того, что каждый учащийся может приходить в школу практически в том, в чем желает, а потому ношение некоторыми школьницами Ставрополья хиджабов вполне нормально. После такого пришлось высказываться президенту Путину, который заявил, что проблему может решить введение единой школьной формы для всех регионов страны. Это высказывание Владимира Путина явно продемонстрировало, что позиция министра Ливанова, мягко говоря, не совсем стыкуется с нормами светского образования. Ведь если министр собирался разрешать хиджабы, то на следующий день в школах могли появиться девочки в парандже, а мальчики, к примеру, с черными исламистскими повязками на головах. Автор, конечно, утрирует, но…

Не добавляют оптимизма в плане оценки работы Министерства образования и науки также и данные о нецелевом расходовании средств. Счетная палата выявила факты, которые говорят о том, что в министерстве за последние три года «испарились» 366 миллионов рублей. Не масштабы «Оборонсервиса» или «РКС» конечно, но деньги тоже не малые... Казалось бы, что начало нецелевого использования бюджетных денег пришлось еще на то время, когда министерство возглавлял Андрей Фурсенко, но настораживает то, что растрату денег обнаружили не главные люди в Минобрнауки вчера, а представители именно Счетной палаты сегодня. Получается, что если бы не аудит, то деньги и дальше продолжали бы пропадать.

А тут на горизонте маячит принятие уже во втором чтении законопроекта «Об образовании», который достаточно активно продвигается через Парламент, хотя многие представители как депутатского корпуса (к примеру, Олег Смолин – автор альтернативного законопроекта), так и педагогической общественности выражают недоумение по поводу целого ряда «инноваций».

«Военное обозрение» выяснило позицию заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию Владимира Бурматова по поводу принимаемого законопроекта, а также новых Федеральных образовательных стандартов. Депутат Бурматов предпочел заявить, что вся ответственность при разработке стандартов нового поколения лежит на Министерстве образования и науки РФ:

«ФГОСы давно разработаны министерством. Их еще Фурсенко подписал. Мы в процессе не участвовали - тема исключительно Минобра».


Исходя из этого, получается, что Министерство образования в России представляет некую самодостаточную единицу, варящуюся в собственном соку, а министр Ливанов просто продолжает реализовывать идеи министра предыдущего и работать, скажем так, по инерции. Только в таком случае нужно помнить, что это явление очень часто приводит к печальным последствиям. Останавливаться и переосмысливать проведенную работу тоже нужно, хотя бы изредка…
Автор: Володин Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 32
  1. Joker 27 ноября 2012 08:06
    Ну что можно сказать, осталось еще платное образование везде ввести, чтобы окончательно добить. В Британии ВУЗы переводят на советские методы обучения, да да да, именно на те, что наши чинуши посчитали не годными и перешли на европейскую систему образования, а вот европейцы советское образование признали самым лучшим и пытаются у себя его воссоздать.
    1. Banshee 27 ноября 2012 08:26
      Надоела уже эта хрень о бесплатном образовании! Такая же фигня, как и бесплатное медицинское обслуживание.

      То, что мы ПОКА ЕЩЕ не платим зарплату учителям еще не есть повод заявлять о бесплатном образовании. Вот я при СССР учился бесплатно. То есть реально покупал только ручки да тетрадки.

      Специально прикинул статью расходов "Школа" недавно. И что выходит?

      1. Обязательный побор "на расходы" - 1500 в четверть (пофиг, кстати, короткая 2 или длинная 3);
      2. Охрана - 250 в месяц (ну охрана есть, это да)
      3. Культурно-массовые мероприятия - 300-500 в четверть (не больше и не меньше одного, ну ладно);
      4. Еда - 1050 в месяц, причем, фактически обязалово.
      5. Поставили за каким-то хреном турникет с картами-пропусками, информируют по смс когда мое чадо пришло/ушло из школы. Еще 150.

      В итоге получается почти три с половиной тысячи. Это еще ничего, библиотека большая, учебники фактически не приходится покупать. А в других школах родителям приходится до 100% самим искать и закупаться. Так что еще повезло... Школу, где начинали сделали суперлицеем, там до 15 000 в месяц доходит.

      Я бы сказал, образование у нас "условно бесплатное".

      А то, что воруют... а где не воруют?
      1. Александр романов 27 ноября 2012 09:14
        Бесплатного в России ничего не осталось,платить прихождится за все. Даже имея медполис,один хрен бери 10 штук минимум и чеши получать бесплатное лечение.Образование тоже самое.Для кого эту пургу гонят о бесплатности,такое впечатление,что мы с ними живем в разных странах.
        1. Аскет 27 ноября 2012 14:07
          Цитата: Александр романов
          Бесплатного в России ничего не осталось,платить прихождится за все. Даже имея медполис,один хрен бери 10 штук минимум и чеши получать бесплатное лечение.Образование тоже самое.Для кого эту пургу гонят о бесплатности,такое впечатление,что мы с ними живем в разных странах.


          Приветствую, Александр!

          Страна то у нас одна, просто помимо общих бед в виде дорог. существует еще одна беда, народ, который ВНИЗУ вынужден думать ВЕРХНИМИ полушариями чтобы заработать, содержать семью и выкручиваться в системе тотальных поборов.
          А чиновники которые НАВЕРХУ давно привыкли думать своими НИЖНИМИ полушариями. Потому что узок круг этих творцов и страшно далеки они от народа
          1. predator.3 27 ноября 2012 16:41
            В Великобритании составили рейтинг государств, в которых лучше всего построена система образования, сообщает BBC. Этот список возглавила Финляндия, за ней следует Южная Корея, а на третьей ступени пьедестала расположился Гонконг. Четвертое и пятое места заняли Япония и Сингапур.

            В первую десятку стран попали Великобритания, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария и Канада — они заняли места с шестого по десятое соответственно. Согласно рейтингу, немного хуже система образования в США, Германии и Франции. Россия на 20-м месте замыкает список.

            При составлении рейтинга учитывались результаты международных экзаменов, которые сдавали выпускники учебных заведений с 2006 по 2010 года, а также количество выпускников вузов за этот же период.
            predator.3
          2. Космонавт 27 ноября 2012 20:14
            Улыбнуло))) +
            Космонавт
        2. Яромир 27 ноября 2012 14:50
          Александр романов,
          Новый министр не лучше.Фильм ужасов - тупой и ещё тупее!Так что его портретец можно уже сейчас присовокуплять к портрету предшественника.
          Яромир
        3. alver 27 ноября 2012 20:05
          много таких - их нада затылок к затылку и масленок калибром покрупнее
          alver
      2. vaf 27 ноября 2012 17:04
        Цитата: Banshee
        А то, что воруют... а где не воруют?


        Роман, здесь согласен,+! Но только уточнение....сам знаешь в каких странах...не воруют, ну а насчёт того, что сколько воруют и где, вернее у кого????? wink

        А вот почему то все обходят стороной вопрос, а откуда беруться вот такие министры. сами себя назначают что ли???? request

        Вот то-то и оно wassat
        vaf
    2. BlackScorp 27 ноября 2012 08:31
      То, что в свое время успел «нареформировать» Анатолий Сердюков, теперь необходимо разгребать Сергею Шойгу, те коррупционные завалы, который оставил в своем ведомстве министр регионального развития Олег Говорун, теперь нуждаются в разборах со стороны нового министра Игоря Слюняева. И везде маячат то ли украденные, то ли надежно спрятанные по углам миллиарды, миллиарды, миллиарды

      Причём ни тот ни другой пока даже вне подозрения....Получается вечная кормушка....Одна свинья нажралась отошла, другая подошла.....

      с его экспериментами над образованием, когда образовательную среду резали по живому и часто без учета мнений опытнейших педагогов и ученых.

      Вся проблема в том, что власти (не только в образовании) делают опору на родственников, лизунов и т.д., а не на мнение спецов. Кто-то окружает себя молодыми эффективными менеджерами в юбках, кто-то ещё кем-то.... Т.е. решения принимает один человек, а это всегда плохо....

      Цитата: Joker
      Ну что можно сказать, осталось еще платное образование везде ввести, чтобы окончательно добить.


      Мне кажется к этому и идёт, зачем властям грамотные специалисты из народа? Есть ум-нет денег для обучения-"гуляй Вася" .Высшее образование может стать этаким междусобойчиком, только для избранных....
      Ну а если ВУЗы оценивали по этим критериям, то у Ливанова точно помутнение рассудка....Да и звание доктора наук в наши дни не показатель, его можно купить по сходной цене....
    3. baron.nn 27 ноября 2012 13:23
      Joker:
      На деятельность наших министров без слез не взглянешь, если бы не было так грустно... Они же все воспитывались в союзе, а там в то время любили петь песню: "... до основания разрушим, чтоб заново построить...". Вот они и рушат, чтобы потом вернуться к старому проверенному способу обучения, при этом распилив пару-тройку миллиардов...
      1. Banshee 28 ноября 2012 09:45
        Цитата: vaf
        уточнение....сам знаешь в каких странах...не воруют


        Знаю, да, но я то здесь, и как бы туда не собираюсь.

        Цитата: vaf
        А вот почему то все обходят стороной вопрос, а откуда беруться вот такие министры. сами себя назначают что ли????


        А это такой скользкий вопрос... Там же еще какое-то дополнение к закону вроде приняли, насчет обсуждения его императорского величества (или это было в другой стране, не помню). Так что мне спокойнее считать, что хороших министров назначает Путин по рекомендации Медведева, а плохих нам подсовывает Темный лорд Волан-Де-Морт, телепортируя их на рабочее место с помощью волшебной палочки. Я ж все-таки патриот, хоть и не член едра...
      2. негоро 28 ноября 2012 22:40
        Зато на общем фоне очень положительно выглядит премьер Медведев -ничего не делает,только улыбается lol
        негоро
  2. патриот2 27 ноября 2012 08:34
    Хочется сказать министру, что новое это хорошо забыитое старое. Не нужно изобретать велосипед, когда даже те страны с которых Вы содрали ЕГЭ и прочую чюшь переходят к советской системе в высшем образовании.
    Цитата: Banshee
    Надоела уже эта хрень о бесплатном образовании!

    Давно пора учесть неудачный опыт реформ и признать свою неправоту перед народом, а не упорствовать в попытках перенять западные модели высшего образования для дебилов обожравшихся в макдональдсе!
    патриот2
  3. Эдя 27 ноября 2012 08:36
    Как не крути а СССР был величайшей державой своего времени надо было перенять все самое лутшее у него а не у Европы о чем думают наши Чиновники или просто для них 1 критерий самый важный Свой корман......
    Эдя
  4. predator.3 27 ноября 2012 08:52
    ...общее число высших учебных заведений в России на конец 2010-2011 учебного года составляло 1115 единиц при общем числе обучающихся в них студентов в 7,049 млн. человек. Из этих вузов государственных и муниципальных – 653. Для сравнения: в Советском Союзе в 1980-1981 учебном году действовали 494 вуза, а количество студентов составляло чуть больше 3 …миллионов человек. Это притом, что население СССР в 1981 году составляло примерно на 110 миллионов человек больше, чем население современной России...
    Вот и надо оставить 494 вуза -( минус те ,которые находились в бывших союзных ресбупликах), остальные закрыть, отменить платные отделения, и вообще надо возвращать советскую систему, привести в единый стандарт учебники для школ, а то в книжные магазины уже не зайти ,не пройти !
    predator.3
  5. Никор 27 ноября 2012 10:16
    В России 1115 ВУЗов из них максимум в 50% чему-то обучают и то только определены специальности.
    Учился я не так давно в РГУТиС (не попал в черный список) бывший МТИ, так вот все технические специальности просто напросто загублены, а раньше он назывался МТИ Московский Технический Институт. Теперь там только дизайну и да туризму нормально обучают и то мертвых душ там такое количество... И так происходит в большинстве ВУЗах страны.
    Про школу я вообще молчу если кто то считает что там есть бесплатное образование то далеко заблуждаетесь. Все знают что нужно самим покупать учебники, на ремонт, и.т.д, но еще есть такая система как репетиторство когда учеников специально гнабят(не все учителя такие) и родителям говорят что нужно походить на дополнительные занятие к репетитору что он плохо усваивает материал что ничего не успевает вот я могу посоветовать такого вот человечка. потом узнаешь что пол класса к нему ходят. А если не начнешь туда ходить то выше 3 тебе никогда не поставят.
    Никор
    1. borisst64 27 ноября 2012 10:33
      Цитата: Никор
      там только дизайну и да туризму нормально обу

      И сколько выпускников имеют научное звание - доктор дизайнерских (туристических) наук? Эти профессии конечно нужны, но считать высшим образованием данную категорию........
      borisst64
    2. dusha233 27 ноября 2012 19:58
      не свисти учебники уже не покупают говорю это потому что дочь учится в 5 классе.с первого класса учимся и учебники не покупаем,только рабочие тетради.
      dusha233
      1. негоро 28 ноября 2012 22:46
        Во второй класс дочери в этом году докупал недостающие учебники, а недоставало почти всех.И это в Питере.
        негоро
  6. саша 19871987 27 ноября 2012 10:59
    провалили образование,забываем,что главный ресурс страны-люди,Япония в пример,просто в советское время образование было всесторонним,а сейчас это лишь набор минимальных знаний в ограниченных предметах... нынешние вузы можно сравнить с советскими пту,поэтому люди с совестким образованием на расхват...
  7. Shkodnik65 27 ноября 2012 11:04
    Зато вспомнили другой критерий: доход вуза.

    "Успешные менеджеры" сделали из образования очередной "бизнес-проект", а между тем в туманном Альбионе нынче внедряют стандарты СОВЕТСКОГО образования.
    Ну что тут скажешь, только руками развести. angry
  8. ИльяКув 27 ноября 2012 11:05
    Да что же это творится товарищи
    Цитата: Joker
    В Британии ВУЗы переводят на советские методы обучения, да да да, именно на т
    ,даже англичане удостоверились ,что советская система образования лучшая,когда же кончится этот беспредел министров fool .Они явно умалишенные ,предлагаю объявить их(всех вредителей) душевнобольными и отправить в псих диспансер дабы их там хорошо пролечили ,желательно клизмой , а все наворованные в результате диверсий против народа (реформ) средства пустить на развитие страны.
    ИльяКув
  9. Abel 27 ноября 2012 11:31
    Как достало то, что у руля оказываются бездари!!! Даже высокообразованный человек не всегда в состоянии в одиночку (или в окружении сомнительно умных помощником) принять правильное решение, Почему решения, касающиеся миллионов судеб принимаются ничем не доказавшими свою профпригодность чиновниками?!!! Почему не общество (достаточно мудрое и образованное, несмотря на то, что нас уверяют в обратном) не участвует в обсуждении? Ну или хотя бы Совет министров, а не просто аппаратчики?
    Abel
  10. Begemot 27 ноября 2012 12:09
    Вся проблема в выстроенной системе власти, ее целях и мотивах. Я давно неприемлю тот формат законотворчества, который сложился в России в последние 20 лет. В свое время ЕБН( как бы его не ругали, и есть за что) столкнулся с доставшейся ему в наследство советской системой власти, только без "руководящей и направляющей". Вспоминать тот балаган, который представлял из себя Съезд Народных Депутатов, - волосы дыбом. А при тогдашней конституции решение съезда сразу становилось законом и подлежало исполнению. Только разогнав этих клоунов и поменяв конституцию ЕБН заложил основы парламентаризма, но сделал это в полном правовом и ментальном ваккууме. Именно поэтому в России никак не сложится нормальный процесс законотворчества, народу до фени, а чиновно -олигархической унии, правящей в России, очень удобно в таких условиях манипулировать парламентом через лоббистские группы в профильных комитетах. СовФед - вообще опустили ниже плинтуса, он уже чисто технический орган, а Гарант - он не может читать все законы, которые как на конвейере штампует ГД (1400 шт. за 2011 год). Вот и получается, что правят в реальности неизвестно кто, ну уж точно не те кого показывают по ТВ. А эти своих выгод не упустят. Законы будут такие как надо. Есть еще одна новелла- личные амбиции депутата. Обычно к концу созыва активизируется та депутатская шелуха, которая просидела в ГД, или прогуляла весь созыв. Им для отчета перед избирателями надо показать результат работы. Вот они и пишут какие нибудь совсем нелепые законы, самое смешное, что иногда проканывает, тк депутаты тоже не всегда читают законопроекты, особенно если тема их особо не волнует. Вот и имеем страну, стоящую раком на потолке.
    1. Begemot 7 марта 2013 14:13
      Депутаты минусуют!!
  11. Братец Сарыч 27 ноября 2012 12:57
    Когда с образованием в России будет окончательно покончено, опять кто-то влезет на белого коня и будет недоумевать - как же так все получилось? Где была общественность, где были специалисты?
    А тут в очередь уже и Мединский пристраивается с потугами распродать многомиллиардные активы исторического наследия России частным собственникам за символическую цену в 1 доллар...
    Братец Сарыч
  12. бубен 2012 27 ноября 2012 17:14
    "Это притом, что население СССР в 1981 году составляло примерно на 110 миллионов человек больше, чем население современной России…" Интересно автор считает
  13. sssrsssr 27 ноября 2012 18:57
    Когда же мы перестанем попой думать и решения принимать, а потом посыпать голову пеплом?
    sssrsssr
  14. alver 27 ноября 2012 20:02
    меняются куклы - дииилы а процесс продолжается про образование про мо про мчс- герой герой-вы спросите у пожарных про это го героя-без мата нет слов-ни дня в армии- генерал армии и ща маршала хапнет а из пожарки народ пошел искать работу ( не дай бог повтор лето 2010 г)
    alver
  15. Magadan 28 ноября 2012 02:17
    Молодей, Алексей! Не в бровь, а в глаз! НА самом деле, отличное решение : срочно отчисляешь всех русских студентов из Института, затем на их места берешь нигерийцев, только в количестве вдвое меньше! Сразу же эффективность ВУЗа взлетает до небес! Бауманка и МГИМО нервно курят в стороне.
    Я бы на месте ученого совета все-таки проверил реальные знания сего господина Ливанова. Боюсь он свои корочки математика где-то в переходе купил
  16. andrey903 28 ноября 2012 07:29
    Очевидно новый министр защищал докторскую степень на коммерческой основе. Все эти звания полученные в 90 годах можно не считать они явно куплены в левых институтах. У нас и кадыров доктор наук
    andrey903
    1. негоро 28 ноября 2012 22:49
      За то как лечит! laughing
      негоро
  17. homosum20 28 ноября 2012 19:13
    Бесплатный только сыр в мышеловке. Сколько веков этой пословице?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня