Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 1. "Харрикейны"

21
Уинстон Черчилль 30 августа 1941 года предложил Сталину поставить 200 истребителей "Харрикейн" в рамках "ленд-лиза". Данные машины должны были дополнить партию из 200 Р-40 "Томагавк". В то время СССР выбирать было фактически не из чего, поэтому согласие дали практически сразу. Данные самолеты планировалось морским путем доставить в Мурманск, где бы их собрали и передали советской стороне, но первые "Харрикейны" в СССР попали не совсем обычно.

28 августа 1941 г. на аэродром Ваепга под Мурманском сели 24 "Харрикейна" Mk.liB из Сто пятьдесят первого Крыла RAF (командир - Wg.Cdr. H.N.G. Ramsbottom-Isherwood). Данные самолеты взлетели с палубы авианосца "Аргус". Позднее к ним добавились 15 самолетов, доставленных и собранных английскими специалистами в Архангельске. Британская группа состояла из двух эскадрилий – 81-ой под командованием сквадрон-лидера Топи Рука и 134-ой под командованием сквадрон-лидера Тони Миллера. Британские летчики должны были помочь советским летчикам в освоении новой техники. Но вскоре британцы включились в боевую работу, включающую совместное патрулирование с советскими летчиками воздушного пространства, прикрытие конвоев, а также портов, куда прибывала помощь с Запада.

Советские асы на истребителях ленд-лиза. Часть 1. "Харрикейны"
Советская бригада по испытаниям самолета «Харрикейн». Истребители этой модели поставлялись в СССР по ленд-лизу. Второй справа — В.А. Иванов


Свой первый боевой вылет британские летчики совершили 11 сентября, и уже на следующий день понесли первую и единственную за всю командировку потерю – при атаке "Харрикейна" 126, который прикрывала тройка Ме- 109, британцы смогли сбить два истребителя, однако сами потеряли один самолет. Летчик - сержант Смит - погиб.

Всего британцы до отъезда, состоявшегося 18 октября, заявили о 15 победах. Все командиры и три летчика были награждены Орденом Ленина – высшей наградой СССР.

Из 37 оставленных самолетов сформировали новое подразделение военно-воздушных сил Северного флота - 78-й истребительный авиаполк. Командующим стал Борис Сафонов – уже известный североморский ас.

22 сентября 1941 г. комиссия НИИ военно-воздушных сил приняла первый "Харрикейн", из собранных непосредственно в Советском Союзе. В акте-приемке кроме прочего отмечалось, что самолет был ранее в употреблении и прошел капремонт.

Первая партия "Харрикейнов" прибыла в Мурманск в октябре. Данные самолеты на вооружение строевых полков не поступили, поскольку необходимого количества подготовленных летчиков не было.

Поэтому неудивительно, что первым полком Военно-воздушных сил Красной Армии, куда поступили новые самолеты, стал Двадцать седьмой запасной авиаполк, базировавшийся под Вологдой на аэродроме "Кадников". Следом был Шестой запасной авиационный полк в Иванове. Позднее подготовка летчиков была передана в летные авиашколы, при этом главной была Качинская, которую эвакуировали вглубь страны. Применение "Харрикейнов" (как и большинства истребителей иностранного производства) на советско-германском фронте было начато с Севера. Кроме Семьдесят второго и Семьдесят восьмого истребительных авиаполков военно-воздушных сил Северного флота, "Харитоны" (это прозвище истребителям дали в войсках) находились на вооружении Сто пятьдесят второго и Семьсот шестидесятого истребительных авиаполков, воевавших в Карелии. Нехватка подготовленных механиков вынуждала инженеров Военно-воздушных сил Карельского фронта придумывать собственные способы поддержания самолетов "Харрикейн" в боеготовности. Еще тяжелее пришлось летчикам – ведь первые полеты выполнялись без инструкторов, тем более что отсутствовали не только двухместный вариант, но и даже руководство по летной эксплуатации на русском языке! Данное обстоятельство вынудило самопально делать двухместные истребители.

В декабре 1941 года летчики 152-го истребительного авиаполка, несмотря на огромные трудности, выполнили первые боевые вылеты. Поти сразу стало понятно, что стандартное вооружение самолета явно слабовато в связи с чем в каждом крыле установили по два пулемета БК калибра 12,7 мм (боекомплект на каждый ствол 100 патронов). Кроме этого, под каждое крыло установили подвеску для одной 50-килограммовой бомбы. Вначале такую модернизацию провели на девяти самолетах ВВС Карельского фронта, а после того как данное переоборудование признали целесообразным и на следующих истребителях. В дальнейшем на этом участке фронта истребители были модифицированы для использования реактивных снарядов.

В январе 1942 года 760-й истребительный авиаполк стал действовать в интересах 26-й армии. Советские летчики, достаточно хорошо освоив самолет, начали одерживать на нем победы, даже несмотря на то, что характеристики самолета в то время были уже явно недостаточными. Например, тройка "Харрикейнов" из 760-го истребительного авиационного полка под командованием старшего лейтенанта Николаенко А.И. 16 мая 1942 г. атаковала семь Ю-87 под прикрытием 4-х Ме-109. Во время первой атаки сбили два "лаптежни-ка", а остальные развернулись. Однако не тут было – на отходе "сталинские соколы" сбили еще один бомбардировщик. Звено старшего лейтенанта Кузнецова Н.А. в тот же день сбило три Ю-87 и два Ме-109.

Однако "Харрикей-ны" 760-го истребительного авиаполка наиболее масштабно привлекались для противовоздушной обороны кировской железнодорожной ветки, соединявшей Мурманск и остальную часть страны. Советские летчики кроме вылетов на патрулирование осуществляли и превентивные атаки пунктов базирования авиации противника. Например, в начале августа "Харрикей-ны" из 760-го истребительного авиаполка вместе с Ил-2 17 ГвШАП и ЛаГТ-3 609-го совершили несколько налетов на аэродром Тунг-озеро. Данные атаки привели к тому, что Люфтваффе вскоре отказалось от базирования на Тунг-озеро.

Сражения лета 1942 года на мурманском направлении для советской стороны оказались достаточно тяжелыми. Немцы усилили удары с воздуха, а ВВС Четырнадцатой армии на 1 июля располагало всего 6-ю истребителями. В сентябре в состав военно-воздушных сил был передан последний резерв – Восемьсот тридцать седьмой истребительный авиаполк. Однако летчики данного полка прошли только двухмесячный курс подготовки и не имели боевого опыта. Это сказалось на результатах воздушных боев – авиация Четырнадцатой армии за несколько дней потеряла 18 истребителей, еще 23 получили повреждения. Только 15 сентября при отражении налета на аэродром Мурмаши сбили 5 "Харрикейнов" из состава 837-го и 197-го истребительных авиаполков. Всего для перехвата двадцати Ю-87 под прикрытием 16 Ме-109 и 8 Ме-110 подняли все наличные силы из 6 "Харрикейнов", 2 "Аэрокобр" и 2 "Киттихауков". Над этим же аэродромом 4 "свободных охотника" Ме-109 27 сентября без потерь сбили 2 "Харрикейна" из 837-го истребительного авиаполка и 2 Р-40В из 20 гвардейского истребительного авиаполка.

Кроме 760-го, 195-го и 152-го истребительных авиаполков, сведенных в состав 295-й истребительной авиадивизии в боях на Карельском фронте участвовали 835-й и 435-й ИАПы, которые были вооружены "Харрикейнами". Интересно, что для вооружения данных полков использовались самолеты, собранные пол Мурманском на аэродроме Кировск, которые изначально предназначались для других стран. Так, один из советских ветеранов воспоминал, что в какой-то момент пришлось собирать истребители, имеющие голубые финские свастики! Однако видимо с годами ветерана начала подводить память, поскольку во-первых, опознавательные знаки финны наносили на месте сами, а во вторых, в Советский Союз поставлялись машины Мк.П, а финны использовали – Mk.I.

Некоторое количество "Харрикейнов" попало на вооружение 20 Гвардейского истребительного авиаполка, а весной-летом 1942 г. они числились в составе 65 штурмового авиационного полка (который позднее стал 17 Гвардейским штурмовым авиаполком).

Советский летчик стоит на крыле своего истребителя «Харрикейн» английского производства


На северных аэродромах зимой 1941\1942 годов было собрано достаточное количество "Харрикейнов". Это дало возможность начать переброску данных истребителей на другие участки фронта. Первым стал Четвертый истребительный авиаполк под командованием подполковника Серенко А.В. Этот полк в начале февраля стал базироваться под Ярославлем и выполнял функции противовоздушной обороны прикрывая промышленные объекты Рыбинска и Ярославля. Несмотря на то, что данный район от линии фронта находился достаточно далеко, немецкие бомбардировщики его "посещали" довольно часто. Поначалу атаки бомбардировщиков были неэффективными из-за слабого вооружения "Харрикейнов", однако вскоре самолеты перебросили под Москву, где инженеры заменили оригинальные британские пулеметы двумя крупнокалиберными пулеметами УБТ и двумя пушками ШВАК калибра 20 мм. Уже в конце мая после достаточного освоения личным составом истребителя четвертый истребительный авиаполк был разделен на два. "Оригинальный" полк продолжал использоваться в системе противовоздушной обороны, а группа летчиков, возглавляемая Героем Советского Союза майором Морозовым А.А., была отправлена в состав 287-й истребительной авиадивизии на Брянский фронт. Летчикам "нового" четвертого истребительного авиаполка в первом же бою удалось сбить 3 Ме-109, один "Харрикейн" повредили. В начале июля полк был переброшен под Елец, где в период с 6 по 28 июля летчики сбили 40 самолетов противника в 196 боях. Во второй половине августа полк перевооружили Як-1\7, а оставшиеся "харики" отдали другому подразделению.

Однако большая часть "Харрикейнов" на начало 1942 года была сосредоточена под Москвой. Один самолет данного типа уже в декабре 1941 г. числился в составе 728-го истребительного авиаполка, а 2 февраля 1942 г. в состав Шестого авиационного корпуса противовоздушной обороны Москвы вошли 429-й и 67-й истребительные авиаполки имеющие 22 "Харрикейна". К ним поздней присоединились истребительные авиаполки 438, 488 и 746. Чаще всего в частях самолеты перевооружались советским вооружением, нередки были случаи монтажа направляющих для реактивных снарядов. В этом достаточно хаотическом процессе в марте 1942 года была поставлена точка – "Харрикейны" стали перевооружать бригады техников московского авиазавода № 81. Они в основном работали и на подмосковных аэродромах – "Егорьевское", "Монино", "Химки" и "Кубинка".

"Харрикейиы" московской зоны выполняли не только задачи противовоздушной обороны, но и активно участвовали в контрнаступлении под Москвой.

488-й истребительный авиаполк с двумя другими полками 1 марта передали в состав военно-воздушных сил Северо-Западного фронта, где принимал участие в прикрытии высадки воздушного десанта в районе Осташково-Бологое. После выполнения задания полк был возвращен на место дислокации.

Самой большой проблемой в этот период стали деревянные винты истребителей, постоянно ломающиеся на полевых аэродромах. Дошло до того, что один из московских заводов освоил их производство.

Для восполнения потерь Сто шестой истребительной авиадивизии противовоздушной обороны из состава ПВО Москвы в конце ноября 1942 г. туда передали истребительные авиаполки 67 и 488. Зимой 1942 г. в контрнаступлении под Москвой принимали участие следующие полки, вооруженные "Харрикейнами": Первый Гвардейский истребительный авиаполк и истребительные авиаполки 157, 191 и 195. Летчики 1-го ГвИАП в марте 1942 года осуществили 451 боевой вылет, проведя 12 воздушных боев, во время которых было сбито 4 самолета противника.

В составе военно-воздушных сил Западного фронта весной 1942 г. был лишь один полк, вооруженный "Харрикейнами" – Сто семьдесят девятый истребительный авиаполк. Интересной особенностью машин данного полка было наличие оригинального британского вооружения, дополненное направляющими для реактивных снарядов. Полк позднее перевели в состав Двести четвертой бомбардировочной авиадивизии для сопровождения Пе-2.

В Иванове в мае 1942 г. закончил перевооружение на "Харрикейны" 438-й истребительный авиаполк, который отправили на Воронежский фронт в состав двести пятой истребительной авиадивизии. В основном полк выполнял функции штурмового. Первый вылет оказался очень удачным – во время прикрытия налета на аэродром Россошь Ил-2 на земле уничтожили 17 самолетов, еще 4 сбили в воздухе. Но дальнейшие события для летчиков были не такими победными – сказывалась устаревшие характеристики машины, поскольку лишь в одном бою потеряли сразу 3 машины. В конечном итоге это стало причиной изменения тактики применения "Харрикейнов" и отказа от ведения боев на виражах. Истребительный авиаполк 438 продержался на фронте долго – до конца 1942 г. В то время он базировался на аэродроме "Бутурлиновка" и имел в составе всего 4 "Харрикейна" и 7 летчиков. В начале следующего года он был выведен для переформирования. Интересным является тот факт, что противниками "Харрикейнов" под Воронежем в какой-то момент стали итальянские летчики на МС.200 (согласно другим данным это были венгры на Re.200).

На Сталинградском направлении летом 1942 года возник кризис. Туда сразу же была переброшена 235-я авиадивизия подполковника Подгорного И.Д. В ее состав входили истребительные авиаполки 46, 191 и 436 (позже к ним присоединился 180-й). Каждый полк имел на вооружении 22-24 "Харрикейна", в основном модификации Mk.Ilc. Летчики дивизии за первые дни июля сбили 29 самолетов противника, причем 20 из них 436-м истребительным авиаполком. Больше всех отличился старший политрук Ибатулин, сбивший в одном из боев 2 Me-109 и не вышедший из боя даже после срыва капота двигателя не его самолете.

Помощник командира 3-го гвардейского авиационного полка 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота гвардии капитан А.Ф. Мясников. За период своей боевой деятельности Александр Федорович Мясников совершил 315 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил 3 самолета противника лично и 15 в группе. 11 сентября 1942 года погиб в воздушном бою (его «Харрикейн» по ошибке был сбит своими же истребителями)


Но вскоре стали сказываться тяжелейшие бои и в полках к концу августа оставалось по 4-5 машин, собранных в 436-й истребительный авиационный полк под командованием майора Панова А.Б. В конце концов, и этот полк был перевооружен Р-40. Весной – летом 1942 года на Северо-западном фронте эффективно действовал 485-й истребительный авиаполк майора Зимина Г.В. 18 "Харрикейнов" данного полка в конце марта прибыли на аэродром "Выползово". Оттуда "Харрикейны" поддерживали советские части, которые окружили под Демьянском части Шестнадцатой немецкой армии. Из-за того, что данный участок фронта и советским и германским командованием считался второстепенным, война в воздухе была здесь для 1942 года в целом нехарактерной.

Несмотря на это, немцы пытались осуществлять снабжение своих войск по воздуху, поэтому летчики 485-го истребительного авиаполка сбили немало немецких транспортников. Так, например, звено "Харрикейнов" 29 мая перехватило около 20 Ю-52, было сбито 3 из них и еще 6 повреждено. Другое звено полка на следующий день перехватило группу Ю-52 которые прикрывали 4 Мс-109. Во время боя сбили 2 Мс-109 и 1 Ю-52.

В мае 1942 года летчиками полка было сбито 56 вражеских самолетов, при этом 13 из них сбили при помощи реактивных снарядов. Для сравнения далее будут приведены данные по сто шестьдесят первому истребительному авиаполку, вооруженному Як-1 и учувствовавшему в боях на том же участке фронта. Его летчики одержали приблизительно такое же количество побед (54), однако в январе-ноябре 1942 года!

В июле полку передали восемь Як-1, который продолжал выполнять боевые задачи смешанным составом. В таком составе полк провоевал до 1943 г., когда его полностью перевооружили Яками. На Северо-Западном фронте кроме 485-го истребительного авиаполка на "Харрикейнах" воевали Девятый истребительный и Двадцать первый гвардейский истребительный авиационные полки, однако здесь они пробыли меньше месяца.

В состав 246-го истребительного авиаполка на 1 января 1944 г. были переданы 37 "Харрикейнов" модификации Mk.IId. Освоение личным составом затянулось на 7 месяцев (при норме 2), причем 10 самолетов было разбито в 18 авариях. Только 30.07.1944 полк состоявший из 34 машин отправили на фронт – в состав Двести пятнадцатой истребительной авиадивизии, которая на тот момент воевала под Бобруйском. Однако в боях полк практически не участвовал и к 17 сентябрю его перевооружили Як-1.

Противовоздушная оборона

"Харрикейны" в начале 1942 г. стали поступать в части противовоздушной обороны – главным образом для обороны северных портов и Москвы.

В марте сформировали 122-ю истребительную авиадивизию противовоздушной обороны Мурманска, в состав которой вошли истребительные авиаполки 767, 768 и 769, вооруженные "хариками". Задачей авиадивизии было прикрытие кировской железнодорожной ветки и самого порта.

Позже истребители начали привлекать в интересах Карельского и Северного фронтов. Как уже отмечалось, лето 1942 года на севере для советской авиации было крайне тяжелым – об ожесточенности боев свидетельствует следующее – в составе 122 истребительной авиадивизии на 1 июля осталось только 4 летчика и 9 самолетов! Однако летчики даже в таком составе продолжали сражаться – за июнь ими было проведено 40 воздушных боев, в которых сбили 28 самолетов противника. Потери с советской стороны – 14 истребителей. Всего летчики дивизии за 1942 год сбили 88 вражеских самолетов.

Интенсивность налетов на Мурманск в 1943 году несколько ослабла – можно привести лишь несколько случаев: "Харрикейны" 11 марта 1943 г. сбили 2 вражеских самолета, а старший лейтенант Николаев из 768-го истребительного авиаполка 27 марта таранил самолет врага. В 1943 г. в дивизии количество подготовленных летчиков составляло 60 человек, 40 из которых могли выполнять ночные вылеты. В дивизии кроме "Харрикейнов" числились американские Р-40Е и советские Як-7.

"Харитоны" кроме противовоздушной обороны Мурманска задействовались и в противовоздушной обороне Архангельска – другого важного северного порта. Его выполняли летчики из 730-го истребительного авиаполка из состава Сто четвертой истребительной авиадивизии противовоздушной обороны. Такие же истребители поступили на вооружение частей ленинградского округа противовоздушной обороны. Это был двадцать шестой Гвардейский истребительный авиаполк под командованием майора Петрова. До 6 ноября 1942 г. полк получил 20 "Харрикейнов", при этом на вооружении оставались 6 МиГ-3 и 3 И-16. Уже 15 ноября летчиками ночью был сбит Не-111. Позже "Харрикейны" начали привлекать для поддержки наземных войск.

26-й ГвИАП 26 апреля 1943 г. получил 8 "Харрикейнов" оснащенных советским вооружением, до 6 мая – еще 10 истребителей оснащенных радиолокационными станциями "Редут" и СОН-2. Вскоре к ним присоединились "Спитфайры".

Советский истребитель «Харрикейн» Мк IIВ(T), пилотируемый командующим военно-воздушными силами Северного флота генерал-майором авиации А.А. Кузнецовым


"Харрикейны" в ноябре 1942 г. повоевали и над Сталинградом – в составе 269-го истребительного авиационного полка, входившего в состав Сто второй истребительной авиадивизии противовоздушной обороны. В состав дивизии в апреле 1943 г. добавились ИАП 933 и 934 имеющие такую же материальную часть. Причем среди MkJIc было 4 самолета, вооруженных 40-миллиметровыми пушками. Но к этому моменту фронт двинулся на запад, и встреч с немецкими самолетами практически не было. Так, например, 23 мая 4 истребителя из 933-го истребительного авиаполка повредили Fw 200 "Кондор", совершивший в степи вынужденную посадку, его экипаж взяли в плен.

"Харрикейны" в начале 1943 г. появились на вооружении 964-го истребительного авиаполка майора Тарасова А. (130-я истребительная авиадивизия противовоздушной обороны Ленинграда). Самолеты полка с июня действовали в районе станции Мга и "Дороги Жизни".

"Харрикейны" в конце 1943 – начале 1944 года остались на вооружении лишь в 439-ом истребительном авиаполку из 147-й истребительной авиадивизии ПВО, которая прикрывала Ярославль. На британских истребителях в составе данного полка летали и испанцы, оказавшиеся в СССР после окончания гражданской войны.

"Харрикейны" над морями ВВС Северного флота

Летчики военно-воздушных сил Северного флота новый тип истребителя освоили очень быстро. Первая победа для 78 истребительного авиаполка Северного флота одержал лейтенант Д. Синиев в ноябре 1941 года, который сбил на "Харрикейне" Ме-110. Командир полка – Сафонов Борис – свою первую победу на данном истребителе одержал 27 ноября. До конца года летчиками полка было сбито еще около 10 самолетов противника.

Арктическая зима авиацию противоборствующих сторон надолго приковала к земле – активные боевые действия были возобновлены лишь весной, когда Люфтваффе осуществляло налеты на цели в самом порту Мурманск и в Кольском заливе. Вместе с ВВС Северного флота этот район прикрывался 104-ой и 122-ой истребительными авиадивизиями. Во вновь сформированном 27 истребительном авиаполку в марте 1942 г., кроме И-153 и И-16, числилось несколько британских истребителей. "Харрикейны" летом 1942 года состояли на вооружении одной эскадрильи 20 истребительного авиаполка.

2 Гвардейский авиаполк в мае стал получать американские истребители Р-40 (Борис Сафонов первый боевой вылет на "американце" совершил 17 мая). 2 ГвИАП до лета 1942 г. был полностью перевооружен на Р-39 и Р-40. На "Харрикейнах" летали в основном молодые летчики.

В составе ВВС Северного флота на март 1943 г. осталось 96 "Харитонов", 60 из которых могли подняться в воздух. Всего эти машины на вооружении 27-го и 78-го НАЛ продержались до осени 1943 г.

3 гвардейский авиаполк военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского Флота

3-й ГвИАП ВВС КБФ в июне 1942 года отвели в тыл для переобучения на новые истребители – "Харрикейны" Mk.IIb. В августе полк вернулся на фронт, но первый вылет был неудачным – сбили И-153 принятый по ошибке за финский самолет.

В связи с относительной слабостью финской авиации истребители использовались для прикрытия Ил-2 (в первую очередь 57-го штурмового авиаполка).

В сентябре полк был переброшен на Карельский перешеек, где "Харрикейны" использовались главным образом как штурмовик. Здесь полк оставался до ноября, сбив 68 самолетов противника, потеряв 11 летчиков и 14 самолетов. После этого 3-й Гвардейский истребительный авиаполк был перевооружен на ЛаГГ-3

Асы, которые летали на "Харрикейнах"

В связи с непростой историей "Харрикейна" в составе ВВС Красной армии понятно, что большинство асов на данном самолете было на Севере – именно в составе Семьдесят восьмого истребительного авиаполка ВВС Северного флота, который на нем летал дольше всех на германо-советском фронте.

Среди асов-североморцев можно назвать Адонкина Василия, прошедшего летную подготовку в Ейском военно-морском училище еще до войны. Войну начал в составе Семьдесят второго смешанного авиаполка ВВС Северного флота на И-153. Именно на этом истребителе он одержал первую победу, сбив вражеский бомбардировщик 9 августа 1941 года.

В марте 1942 г. переучился на И-16, был переведен в Двадцать седьмой истребительный авиаполк ВВС Северного флота. Позже его направили в 78-й истребительный авиаполк, где освоил "Харрикейн". К июлю 1943 г. капитаном Адонкиным было совершено 365 боевых вылетов, из которых 31 на штурмовку войск, судов и военных объектов противника, провел 42 воздушных боя и сбил 13 самолетов противника. 22 января 1944 г. ему присвоили звание Героя Советского Союза. Получив звание майора, он стал командовать 255-м истребительным авиаполком, летавшим на "Аэрокобрах".

Нашей разведкой 17 марта 1944 г. был обнаружен немецкий конвой №110 который состоял из 20 кораблей эскорта и 4 транспортов. В одной из атак на данный конвой майор Адонкин, заместитель командира 78-го истребительного полка погиб в воздушном бою. Это произошло в районе финского острова Эккере. К моменту гибели на его счету было 16 личных побед и 6 групповых (по другим данным 16 и 3).

На Карельском фронте отличился Крупский Виктор Иосифович. Имея отличное довоенное летное образование, войну начал в составе 147-го истребительного авиаполка (Карельский фронт) на МиГ-3. Уже в июле одержал свою первую победу. В декабре после образования семьсот шестидесятого истребительного авиационного полка был направлен туда. За год боевой деятельности, к июлю 1942 г., старший лейтенант Крупский В.И., зам. командира эскадрильи, совершил 240 боевых вылетов, проведя 28 воздушных боев и одержав в них 3 личные и 8 групповых побед. В полку Крупского считали специалистом по борьбе с самолетами-разведчиками. Так, например, прикрывая ж/д объекты, только за 5 дней июля 1942 г. им было сбито три Ю-88.

Виктору Крупскому 22 февраля 1943 г. было присвоено звание Герой Советского Союза.

Крупский закончил войну с 9 групповыми и 10 личными победами, одержанными в 330 вылетах, причем все победы одержал на "Харрикейне" или "Китгихауке".

В 760-м авиаполку вместе с Крупским летал еще один замечательный летчик – Николаенков Александр. Воевать начал в июне 1941 г., в декабре был назначен заместителем командира эскадрильи полка. На его счету в апреле 1943 г. уже было 229 боевых вылета, 23 групповых и 8 личных побед, которые были одержаны в 28 боях (все на "Харрикейне"). 2 июля 1943 года был ранен во время воздушного боя, смог привести самолет, но 7 июля умер в госпитале от ран. 24 августа 1943 г. был награжден званием Герой Советского Союза посмертно.

На "Харрикейне" также летал и погиб другой Герой Советского Союза – старший лейтенант Репников Николай Федорович из 152-го истребительного авиационного полка. Кроме сбитых самолетов на его счету есть и тараны. Вот выписка за 4 декабря из журнала боевых действий полка: "12.55-14.10 3 самолета вылетали в район разъезда N13 западной части Медвежьегорска, Пар-Губа, Камсельга, Кумса, Покрова для разведки противника. Задание выполнено. В 2-х километрах южнее Крив вели воздушный бой с 7-ю истребителями противника Me-109 и "Хейнкель", в результате боя 2 самолета противника сбили, самолет Me-109 в лобовой атаке протаранил старший лейтенант Репников, летчик погиб". Это официальный документ, но в реальности дело обстояло иначе.

Во-первых, у финнов на данном участке тогда не было никаких "Хейнкелей" и "Мессершмиттов" и потеряли они, по свидетельству финских источников, всего один самолет. Об этом коротком бое, более похожем на стычку, в своем отчете свидетельствует один из участников с финской стороны – ст. сержант Вассинен.

Тогда над совхозом "Вичка", где финны атаковали в это время позиции 24-го полка 37-й стрелковой дивизии, состоялся воздушный бой 4 финских "Моран-Солнье" MS.406 (пилоты Томминен, Вассинен, Юссила, Месинен) с 2 советскими "Харрикейнами" - Репникова и его ведомого (установить, кто именно из его однополчан принимал участие в том бою не удалось, предположительно, что это был Иванов или Басов). "Мораны", согласно финскому описанию данного случая, шли строем "ступенька двух пар". При этом вторая пара двигалась на 300 метров сзади и на 200 метров выше первой. Неожиданно с нижней полусферы сзади ведущий истребитель атаковала пара "Харрикейнов". Летевший вторым Томминен открыл огонь из пушки и видел четкие попадания в кабину самолета (в машину Репникова). Практически сразу советская машина ушла вверх. Финский летчик, увлекшись атакой, попал под залп 12 пулеметов Иванова (или Басова?). В итоге машина Томминена заваливаясь, ударил истребитель Репникова, который видимо был уже неуправляем. У "Харрикейна" отпало крыло, и в беспорядочном падении он рухнул на землю. Истребитель Томминена перевернулся "на спину", сорвался в пике и врезался неподалеку в землю. Никто из пилотов даже не попытался выпрыгнуть с парашютом. Оставшись один, ведомый Репникова, пошел в лобовую атаку на ведущего группы Юссила, и тот резко отвернул. Не изменяя скорости и курса, советский истребитель скрылся в облаках... Судя по всему, в воздухе произошло столкновение двух неуправляемых самолетов, а таран пытался совершить другой, неизвестный летчик.

Оба самолета упали на занятую финнами территорию. На месте их падения 10 декабря работала финская комиссия, обнаружившая обломки "Морана" (бортовой номер MS-329) с останками Томминена и "Харрикейна" (бортовой номер BD761), окрашенного в черный цвет и имеющего следы английских опознавательных знаков. Финнами был зафиксирован сам факт, с "Харрикейна" снято некоторое оборудование. Все было оставлено на своих местах (остатки двух самолетов, таким образом, лежат там и сегодня).

Еще один результативный ас военно-воздушных сил Красной армии Степаненко Иван Никифорович начал свой боевой счет, пилотируя именно "Харрикейн". Будущий ас в 1941 году окончил Качинскую военную авиашколу пилотов. Сержант Степаненко начал свою боевую деятельность в районе Балты на Южном фронте в середине июля. 12 июня 1942 года он провел первый воздушный бой. 15 июня во время боя под Ельней сбил Ю-87, одержав первую победу.

К Степаненко настоящая зрелость пришла под Сталинградом где, командуя звеном в период с осени 1942 г. и до начала 1943 г, совершил около ста боевых вылетов, сбив семь самолетов противника. Позднее Степаненко сражался над Кубанью, под Орлом и Курском. Иван Никифорович считался мастером лобовых атак. Степаненко в июне 1943 г. пересел на Як-9Т и его боевой счет быстро увеличивался (к концу года им было одержано 8 побед).

К августу 1943 года заместитель командира эскадрильи Четвертого истребительного авиаполка старший лейтенант Степаненко осуществил 232 боевых вылета, лично уничтожив 14 самолетов противника. В конце 1943 г. его назначили командиром эскадрильи Четвертого истребительного авиационного полка, который уже действовал на Прибалтийском фронте. 13.08.1944 ему присвоили звание Герой Советского Союза. Всего Иван Степаненко к концу войны совершил 414 боевых вылета, провел 118 боев, лично сбив 33 самолета противника. 18 августа 1945 г. – в первый послевоенный День авиации – за отвагу и мужество, проявленные в боях, командира эскадрильи майора Степаненко наградили второй медалью "Золотая Звезда" Героя.

На "Харрикейне" свою первую победу одержал и Амет Хан-Султан – другой будущий дважды Герой Советского Союза. 31.03.1942 лейтенант Амет-Хан Султан на подступах к Ярославлю во время одного из боев этого дня тараном уничтожил вражеский самолет. Свой "Харрикейн" он благополучно посадил на аэродром. Причем немецкие архивы потерю разведчика подтверждают. Это был Ju-88D-1 (бортовой №5T+DL, заводской № 1604) из 3.(F)/ObdL, отправившийся в район Вологда-Рыбинск на дальнюю разведку.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    28 ноября 2012 08:11
    Спасибо автору за интересный очерк "+"
    Было действительно интересно прочитать о неизвестных лично для меня фактах боевого применения Харикейнов в СССР и пилотах воевавших на этих машинах.
  2. -3
    28 ноября 2012 08:19
    самый убогий самолёт поставляли ЗА ЗОЛОТО "союзнички"...вот гниды они и всё тут..
    1. 0
      28 ноября 2012 09:50
      Цитата: лис
      самый убогий самолёт поставляли ЗА ЗОЛОТО "союзнички"

      Это точно. Мало кто его из пилотов жаловал добрым словом. У Драбкина есть воспоминания советских летчиков по поводу "Харитонов".
      1. Zynaps
        -1
        29 ноября 2012 02:29
        не надо пороть чушь. ей больно. "харрикейны" англичане поставляли потому, что это был хорошо освоенный лётчиками и промышленностью самолёт. других машин, которые они могли бы поставить СССР в 1941 г. у них не было. что бы там лётчики не вспоминали, сами англичане, во время Битвы за Британию, на "харрикейнах" наколбасили больше немецких самолётов, чем на "спитфайрах".

        и отдельным брезгливым гражданам надо крепко запомнить, что на фронте в 1941 г. против превосходящих во всём немцев лучше иметь 2000 не самых новых "харрикейнов", чем не иметь вообще ничего. солдат на передовой винтовками Лебеля вооружали и царскими "трёхдюймовками" со складов и из музеев, только бы люди шли в бой не с пустыми руками. не до жиру было. и не надо забывать о радиофикации английских самолётов. порой радио было много полезнее прочих ТТХ.
    2. 22rus
      +4
      28 ноября 2012 10:49
      ЗА ЗОЛОТО потрепанные Харрикейны поставлялись лишь по т.н. "пре-ленд-лизу", который закончился 30 сентября 1941 г. И таких набралось аж 37 шт.
      Остальные 3000 НОВЫХ самолетов, поставленные БЕСПЛАТНО в октября 1941 по лето 1944 конечно же не считаются.
      1. +1
        28 ноября 2012 11:14
        Вот еще.

        Маршал Г. В. Зимин в своих мемуарах написал, что «вести бой на «харрикейне» все равно, что вести бой верхом на птеродактиле». Уникальный, говорил, в аэродинамическом плане самолет, на пикировании скорость не набирает, на кабрировании моментально теряет.

        Голодников Николай Герасимович:

        Вертикальная маневренность очень плохая, толстый профиль. В основном мы старались вести бои на горизонталях, на вертикаль мы не шли. У «харрикейна» мал разбег был, опять же из-за толстого крыла. По ТТХ «харрикейн» немножко уступал «мессеру» Ме-109Е, главным образом на вертикали, а на горизонтали не уступал [228] нисколько. Когда пошли Ме-109Ф, то «харрикейн» стал уступать сильно, но воевали. Горел «харрикейн» быстро и хорошо, как спичка — дюраль был только на крыльях и киле, а так перкаль.

        Кутаков Александр Онисимович
        - Как вам Харикейн?

        - Хреновый самолет. Он тихоходный, маневренность ничего, крутился неплохо, но тихоходный. Правда, у него с самого начала было 12 пулеметов, но потом английские пулеметы сняли и заменили нашими, их уже не 12, а 6 было, еще бомбодержатели подвесили, но мы практически не бомбили. В тоже время, кабина у него была лучше, чем на И-16, «фонарь» закрывался, и радио было лучше, на И-16 радио, по сути, не было.

        - На Харикейне, в основном, воевали в оборонительном круге?

        - Да. Мы старались в оборонительном. Они наваливаются на нас, мы становимся в круг, немцы сверху пикируют на нас и уходят. А когда он, после атаки, уходит наверх, задираешь свой самолет и ему в хвост рубишь. Но, чтобы немцы разваливались не получалось.

        - На харикейнах удавалось сбивать?

        - Нет. Совершенно тихоходный он был.
      2. +1
        28 ноября 2012 18:50
        Цитата: 22rus
        Остальные 3000 НОВЫХ самолетов, поставленные БЕСПЛАТНО в октября 1941 по лето 1944 конечно же не считаются.


        Поставки по ленд-лизу 22 000 самолетов, в том числе:

        5000 Аэрокобр (любимыйистребитель Покрышкина)
        2400 Кингкобр
        1300 Спитфайров
        3120 бомбардировщиков А-20
        870 бомбардировщиков B-25
        203 Тандерболта (СССР отказался от этих машин)
        700 транспортных С-47 "Скайтрэйн"
        А также: летающие лодки "Каталина", халявные B-17 "Летающие крепости", бомбардирвщики "Хэндли Пейдж" ит.д.

        А "гребаных, устаревших, гнилых" "Хариккейнов" и "Киттихоуков"было относительно немного - всего около 4400 машин. Вот что интересно, "вся работавшая на Рейх Европа" (Венгрия, Чехословакия , Румыния) поставляла Германии нечто подобное?


        П.С. Увы, лучшему британскому асу Мармадюку Петтлу не удалось полетать даже на "Хариккейне" - все свои 50 побед он одержал, летая на древнем биплане "Гладиатор".
    3. halter
      +5
      28 ноября 2012 10:52
      ув.лис, категорически с вами не согласен, именно этот убогий самолет, а не спитфайр, выиграл битву за англию в 41. что у них было, у союзничков, то они и поставляли.
      1. +1
        28 ноября 2012 11:08
        Цитата: halter
        именно этот убогий самолет, а не спитфайр, выиграл битву за англию в 41


        Именно об этом любит рассказывать приснопамятный канал Дискавери. Да, это правда, но правда также состоит в том, что в 41 году Харрикейн уже устарел и не отвечал современным требованиям. Да и не любили его летчики.
        Голодников Николай Герасимович вспоминает.
        ...Потом мы пересели на «харрикейны», а у немцев основным истребителем стал Ме-109Ф. В это время в бою с истребителями противника «оборонительный круг» стали применять очень широко, поскольку на «харрикейне» бой с этим типом «мессера» можно вести только в одном ключе — попытаться затянуть «мессер» на горизонталь. Мы просто были вынуждены вести сугубо оборонительный бой. Активный, наступательный бой «мессеру» «харрикейн» навязать не мог, и по скорости уступал, и на вертикальном [214] маневре. Как только нас перевооружили на Р-40, то от «оборонительного круга» сразу же отказались.
      2. 0
        28 ноября 2012 11:49
        Уважаемый коллега halter, Вы не совсем правы. Кроме Спитфайров и Харрикейнов, у англичан были ещё и Р-40 и Р-39 на вооружении. Да, количественно Харрикейны преобладали над другими самолётами почти в три раза во время битвы за Британию. Но, их использовали в основном для перехвата бомбардировщиков, а задача Спитфайров была борьба с истребителями. Сбили эти "Ураганы" самолётов противника по более, чем Спитфайры, но и потери у них были самые большие из английских самолётов. А в 1942 году их вывели во вторую линию, а потом и вовсе они остались лишь в колониях.
    4. +2
      28 ноября 2012 17:55
      Чего вы хотите, "своя рубашка ближе к телу".
      В первую очередь Черчилль поставлял самолеты в английские эскадрильи для зашиты Англии, на которую немцы регулярно осуществляли налеты бомбордировщиков.
      Поэтому надо сказать англичанам СПАСИБО за "Харрикейны", которые они поставляли в СССР.
      Да и в конце концов, все определялось квалификацией и опытностью летчика, использующего ту или иную машину. По воспоминанием летчиков, в умелых руках, и устаревший И-16 был грозной силой для врага.
    5. +2
      28 ноября 2012 21:03
      В 1942 году на заседании в Кремле Сталин возмущенно сказал: «Десятки, сотни тысяч советских людей отдают свою жизнь в борьбе с фашистами, а Черчилль торгуется из-за двух десятков «харрикейнов». А их «харрикейны» — дрянь, наши летчики не любят эту машину...»
      Согласились на назначенную цену и это правильно.
      Если бы проиграли ( что, вообще-то , было совсем не исключено, если бы СССР был толерастической демократией) - то отдавать было бы некому.
      1. алекс 241
        +3
        28 ноября 2012 21:09
        Таким второстепенным театром англичане считали и Советский Союз. Вслед за "первыми ласточками" с "Аргуса" на судах северных конвоев стали прибывать контейнеры со все новыми "Харрикейнами". Впоследствии эти истребители поступали в нашу страну и через Иран. Всего за 1941-1944 гг. (в 1944 г. "Харрикейны" сняли с производства) в СССР приняли 3082 истребителя этого типа (в том числе военная авиация получила 2834 машины). Нам было отправлено по крайней мере 210 машин модификации IIА, 1557 - IIВ и аналогичных канадских X, XI, XII (выпущенных фирмой "Кэнедиэн Кар энд Фаундри" и отличавшихся частичной комплектацией американским оборудованием), 1009-IIС, 60- IID и 30-типа IV. Часть истребителей типа IIА на самом деле являлась переделкой старых машин типа I, проведенной фирмой "Роллс-Ройс". Осенью 1942 г. нам достался и один "Си Харрикейн" I (номер V6881), так называемый "катафайтер". Этот самолет катапультировался с борта транспорта "Эмпайр Хорн" при прикрытии судов конвоя PQ-18 и приземлился в Архангельске. 37 "Харрикейнов" IIВ 151-го крыла были официально переданы советской стороне в октябре 1941 г. А еще до этого, 22 сентября 1941 г., комиссией НИИ ВВС под председательством полковника К.А. Груздева был принят первый "Харрикейн" (номер Z2899), поставленный в нашу страну "напрямую". Комиссия сделала свое заключение только на основании осмотра машины, поскольку лишь на следующий день в СССР отправили инструкцию и описание. В акте констатировано, что самолет далеко не новый, потрепанный, не хватало рукоятки запуска, часов, боекомплекта. Этот случай не был исключением - для первых партий "Харрикейнов" это было нормой. Специалисты,занимавшиеся приемкой английской техники, отмечали, что многие истребители (не в пример прибывшим из США) нуждались в доукомплектовании и ремонте. Встречались машины, налет которых перевалил за 100 часов. Особенно возмутила советских рабочих, вскрывавших ящики, красовавшаяся на бортах и фюзеляжах некоторых "Харрикейнов" даже незакрашенная финская свастика. Переподготовкой летчиков и укомплектованием частей "Харрикейнами" занимались несколько запасных полков и учебных подразделений. Первыми из них были 27-й зап, располагавшийся в районе Вологды (аэродром Кадников) и части 6-й заб, размещенной в Иванове. Поначалу там работали английские летчики-инструкторы, инженеры и механики.
        Внедрение "Харрикейнов" у нас началось с севера. Там с ноября-декабря 1941 г. начали боевые операции 72-й, 78-й, 152-й и 760-й полки, действовавшие в Карелии и на Кольском полуострове. Их летчики осваивали эти машины с помощью пилотов морской авиации, обученных англичанами в эскадрильях 151-го крыла.
        1. алекс 241
          +1
          28 ноября 2012 21:11
          Первые же случаи боевого применения "Харрикейнов" на фронте выявили большое количество недостатков. Больше всего нареканий вызывало вооружение "Харрикейнз" -8-12 пулеметов калибра 7,69 мм не наносили существенного ущерба бронированным немецким самолетам. Вот характерный пример: в январе 1942 г. три "Харрикейна" IIВ из 191-го полка 10 минут преследовали разведчик Юнкерc Ju 88, непрерывно поливая его огнем, но так и не сбили. Надежность работы вооружения также была невысокой. На холоде замки пулеметов, расположенных в крыле, часто замерзали, и самолет оказывался небоеспособным. Слабость вооружения иногда заставляла летчиков прибегать к таранному удару. Так, 31 мая 1942 г. таранил "юнкерc" над Ярославлем будущий дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Не вызвали большого восторга и летные характеристики. По данным испытаний, оперативно проведенных в НИИ ВВС (ведущим инженером был В.Ф.Болотников, участвовавший в приемке первых "Харрикейнов"), по скорости "Ураган" - так переводится название истребителя на русский язык - занимал промежуточное положение между И-16 и Як-1. Своему основному противнику на Севере - немецкому Мессершмитту Bf 109E - он уступал в скорости на малых и средних высотах (на 40-50 км/ч) и в скороподъемности. Лишь на высотах 6500-7000 метров их возможности становились примерно равными. При пикировании громоздкий "Харрикейн" "парашютировал", что не позволяло ему быстро разгоняться. Правда, в актив ему можно было записать маленький радиус разворота, достигавшийся за счет малой нагрузки на крыло, что позволяло вести бой на горизонталях. Весьма неудачно было сконструктировано шасси "Харрикейна". Несмотря на достаточно заднюю центровку у истребителя был мал капотажный угол - всего 24° с учетом торможения (в то время как по требованиям НИИ ВВС было необходимо не менее 26,5°). Он был еще меньше по израсходовании боеприпасов и горючего. При посадке на неровный грунт полевыхаэродромов опасность скапотировать была очень высока. При этом прежде всего ломался деревянный винт "Ротол" - его в отличие от советских металлических починить было практически нельзя. Скапотировать "Харрикейн" мог и при рулежке. У этого истребителя была неприятная склонность поднимать хвост при работающем моторе (аналогичное свойство наблюдалось и у советских "яков"). Чтобы предохранить машину от неприятностей нередко на заднюю часть фюзеляжа сажали одного-двух механиков. Иногда они не успевали вовремя спрыгнуть и поневоле поднимались в небо. Был такой случай и у англичан - в 151-м крыле таким образом разбили один из своих "Харрикейнов", причем погибли два механика и был ранен летчик. Боеспособность "Харрикейнов"снижалась и вследствие нехватки запчастей. Самым большим дефицитом были деревянные воздушные винты. Они не только ломались при капотировании, растрескивались от попадания пуль, но и повреждались подсасываемыми на взлете камнями. Временами из-за винтов до 50% поставленных самолетов стояли "на приколе". В конечном итоге в марте-апреле 1942 г. в Советском Союзе наладили выпуск запасных лопастей канглийским винтам. Временами потеря боеспособности "Харрикейнов" достигала ужасающего уровня. Весной 1942 г. из-за отсутствия ряда деталей и узлов из 18 "Харрикейнов" 488-го иап в воздух могли подняться лишь два. А в ноябре 1942 г. 122-я иад, прикрывавшая Мурманск, из 69 своих самолетов могла рассчитывать на три боеспособных истребителя. Осваивая английские машины, советский персонал столкнулся с непривычными милями, футами и галлонами, нанесенными на шкалах приборов. Необычна была и "ломающаяся" ручка управления - ко всему этому нужно было привыкнуть.
          1. алекс 241
            +1
            28 ноября 2012 21:14
            Массовое появление "Харрикейнов" на советско-германском фронте произошло весной-летом 1942 г. Их применяла морская авиация на Северном и Балтийском флотах, полки ВВС, действовавшие на Карельском, Калининском, Северо-западном, Воронежском фронтах и части ПВО в различных районах страны. Недостатки "Харрикейнов" дорого обходились советским летчикам. Потери были очень велики. Например, в марте 1942 г. на Северо-западном фронте два полка, вооруженных английскими истребителями, были обескровлены немцами менее чем за неделю боев. В это же время очень большие потери понес 3-й гв. иап ВВС Балтийского флота при прикрытии плацдарма Невская Дубровка под Ленинградом. Недостаточная скорость и плохие характеристики вертикального маневра вынуждали максимально уплотнять боевые порядки и вести бой с истребителями только на горизонталях. Известны случаи, когда при появлении немецких истребителей "Харрикейны" перестраивались в оборонительный круг и даже не пытались атаковать. В тяжелом 1942 г. среди потерянных нашими ВВС истребителей насчитывалось около 8% "Харрикейнов", что превышало их долю в общем парке. В руках умелых летчиков и эти машины достигали существенных боевых успехов даже в условиях численного превосходства противника. Например, в апреле 1942 г. четыре "Харрикейна" из 485-го иап под командованием лейтенанта Безверхнего смело вступили в бой с десятью Bf 109. Итог схватки: сбиты три "немца" и два "Харрикейна". 19 июня семь истребителей из этого же полка, ведомые его командиром Г.В.Зиминым, атаковали над Рамушевским коридором 12 пикировщиков Юнкерcе Ju 87, которых прикрывали 15"мессершмиттов". Были сбиты десять немецких самолетов и один наш. Однако, одного мастерства и героизма летчиков было мало. В марте 1942 г. советское командование решило провести полную модернизацию вооружения "Харрикейнов", приведя его в соответствие с требованиями времени. Для сравнительных испытаний были изготовлены три варианта модифицированного "Харрикейна": с четырьмя 20-мм пушками ШВАК, двумя ШВАК и двумя крупнокалиберными пулеметами У БТ (именно в турельном варианте, что, по-видимому, было связано с более удобной установкой в отсеке вооружения) и, наконец, с четырьмя УБТ. Последний вариант дал выигрыш в весе без ущерба другим характеристикам, но принят как основной был второй, что можно объяснить недостатком крупнокалиберных пулеметов весной 1942 г. Программой модернизации вооружения "Харрикейна" также предусматривалась установка под крыльями бомбодержателей и шести направляющих под РС-82. Первоначально планировали, что доработка "Харрикейна" будет производиться в Горьком. Но местный авиазавод был полностью загружен истребителями Лавочкина, поэтому переделку под отечественное оружие осуществляли на московском авиазаводе №81 (пилоты принимали машины прямо на центральном аэродроме) и в Подмосковье, в Подлипках, в мастерских 6-го иап ПВО. Там дорабатывались как вновь поступившие от англичан самолеты, так и уже побывавшие на фронте. Бригады с завода №81 производили эту операцию и на подмосковных аэродромах в Кубинке, Химках, Монино, Егорьевске. На этих базах 6-го иак ПВО перевооружались самолеты, которые нельзя было перегнать на завод из-за различных неисправностей. Новое мощное вооружение расширило возмож ности "Харрикейна" как в воздушном бою, так и при действиях по наземным целям.
            1. алекс 241
              +1
              28 ноября 2012 21:17
              весной 1943 г. их использовали в боях на Северном Кавказе. Серьезным испытанием для "Харрикейнов" стало участие в боях на Дону, а затем на дальних подступах к Сталинграду. Если на Севере немцы зачастую применяли устаревшую технику, то летом 1942 г. на юг они бросили все лучшее, чем располагали. Именно туда срочно перебросили 235-ю над под командованием подполковника И.Д. Подгорного. В нее сначала входили 191-й, 436-й и 46-й полки, к которым потом добавили 180-й иап -все они были укомплектованы только "Харрикейнами". В начале июня дивизия была готова к боевой работе. В политдонесениях аккуратно говорилось о "недоверии летного состава к "Харрикейнам". Наша авиация действовала в исключительно тяжелых условиях, когда противник господствовал в воздухе. За первые пять дней июля "Харрикейны", несмотря на постоянные перебазирования, нехватку бензина и запчастей, сбили 29 самолетов неприятеля. Особенно отличился старший политрук Х.М. Ибатулин, лично сбивший 1 июля две вражеские машины и не вышедший из боя, хотя на его "Харрикейне" сорвало капот мотора. Отчасти успех английских машин объяснялся их удачным взаимодействием с советскими самолетами и хорошей подготовкой летавших на них пилотов. За июль дивизия потеряла 17 "Харрикейнов", а противник, по крайней мере, вдвое больше боевых машин. Постепенно обе сражающиеся стороны повысили качественный уровень брошенной в бой авиационной техники. Над Сталинградом появились самые современные модификации "Яковлевых" и "Лавочкиных". Отсутствие пополнений привело к тому, что английские истребители постепенно исчезли из парка 8-й воздушной армии. На 1 августа их осталось всего 11, из которых боеспособными были три. Это явление было не локальным, а повсеместным. Если на 1 июля 1942 г. в ВВС имелось 202 "Харрикейна", то в ноябре их осталось лишь 130. Они продолжали играть заметную роль только на северных участках советско-германского фронта. С получением от авиапромышленности значительного количества самолетов современных типов "Харрикейны" постепенно перестали применяться на фронте как истребители. Небольшое их количество использовалось в качестве разведчиков и корректировщиков. "Харрикейны" переоборудовались в разведчики прямо в частях и подобно аналогичным английским переделкам модификации TacR II несли один плановый фотоаппарат (обычно типа АФА-И) в фюзеляже за местом пилота. Такими машинами располагали как специальные разведывательные полки (например, 118-й орап на Северном флоте), так и обычные истребительные (3-й гв. иап на Балтике). Число "Харрикейнов" - корректировщиков в общей сложности не превышало двух десятков. Они имелись на Ленинградском, Волховском, Калининском фронтах. В Саратовской Высшей авиационно-планерной школе (СВАПШ) "Харрикейны" переделали для буксировки десантных планеров А-7 и Г-11. Они совершили с планерами несколько полетов к партизанам. Но основной сферой применения "Харрикейнов" во второй половине войны стали части ПВО. Туда "Харрикейны" стали поступать практически с декабря 1941 г., но с конца 1942 г. этот процесс резко ускорился. Этому способствовало поступление из Англии самолетов модификации ПС с четырьмя 20-мм пушками "Испано". Первым из них. предположительно, был истребитель с номером BN428. В то время ни один советский истребитель не имел столь мощного вооружения (секундный залп составлял 5,616 кг).
  3. +3
    28 ноября 2012 10:10
    Уинстон Черчилль 30 августа 1941 года предложил Сталину поставить 200 истребителей "Харрикейн" в рамках "ленд-лиза".

    Неприятно читать неправду. В рамках "Ленд-Лиза" нам поставки осуществляли США.
    Правительство Англии нам продавали за золото технику! Оплата производилась - 40% суммы сразу, остальное в течении 5 лет равными долями ежегодно.
    Прибывшие в Мурманск английские лётчики имели задачу не обучать наших лётчиков, а защищать английские суда, которые находились в Мурманском порту. Когда наступила полярная ночь (Мурманск находится за полярным кругом), то они убыли домой. Прибыли они по неоднократной, настоятельной просьбе Сталина (Черчилль же добивался от Сталина разрешения направить свои авиационные и наземные соединения в район Баку).
    Оставили они самолёты уже с почти выработанным ресурсом, частично в нелётном состоянии (смысла вести их обратно в Англию не было). Для ознакомления технического персонала нашей авиачасти было оставлено несколько специалистов.
    А вот первые, из обещанных Черчиллем, самолёты прибыли в СССР только в конце ноября 1941 года. Это были б/у самолёты. Их списали, немного подремонтировали, и отправили нам. Та, знаменитая фраза Сталина, что "их "Харрикейны" - дрянь", - это констатация реальных фактов.
  4. +1
    28 ноября 2012 11:04
    Самое удивительное что на них наши сбивали врага,и сбивали неплохо.Правильно говорят,что не бывает плохой техники,а бывает неумение ею пользоваться.
    1. Братец Сарыч
      +1
      28 ноября 2012 11:26
      Так-то и англичане сбивали врага на своих самолетах...
    2. +1
      28 ноября 2012 11:26
      Уважаемый коллега Михаил, я бы с Вами согласился, если бы не одно но. В 1942-1943 годах (когда этот самолёт использовался на нашем фронте в боях), он был в лидерах по не боевым потерям, почти догнав ЛаГГ-3.
      Лётчики на нём воевали, как воевали и на И-15 бис, И-153. К концу 43 года эти самолёты остались в основном в полках ПВО, и единицы на Балтике и Севере.
      Статье минус! Сумбурный набор выхваченных из контекста фраз и абзацев. Некоторые не соответствуют реалиям. Понять, что собой представлял "Харрикейн", как боевая единица, не представляется возможным.
      1. +1
        28 ноября 2012 17:09
        Согласен с Вами. Информация , выданная автором статьи, как сейчас выражаются, некорректна. Трудно понять, каким был этот истребитель - его ТТХ, боевое применение советскими лётчиками, подготовка к вылету и пр.
  5. Братец Сарыч
    +1
    28 ноября 2012 11:18
    Интересно, как Черчилль мог предложить поставить самолеты в рамках ленд-лиза, если самого ленд-лиза еще не было? Ленд-лиз это изобретение США, и договор с СССР был подписан только 1 октября, был еще пред ленд-лиз, но он оплачивался золотом...
  6. +3
    28 ноября 2012 20:46
    По английской концепции ведения воздушного боя спитфайры должни были завязать боем истребители врага,а харикейны уничьтожать бомбовозы...,а у нас на них наши пилоты нагибали как истребители так и бомбодировщики,учитывая что харик по основным показателям уступал месеру то можно сказать однозначьно....наши полоты были очень даже хороши...ну сами посудите,збивать на этой летающей фанере такого несамого лйгкого противника как мессер...это нужно неслабое мастерство иметь!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»