Вертолет ДРЛО – Ка-31

Вертолет Ка-31 (изделие 503, по кодификации НАТО Helix-B) – вертолет радиолокационного дозора, созданный для нужд ВМФ СССР. Вертолет дальнего радиолокационного обнаружения был разработан на базе существующего корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-29. Вертолет может базироваться как на кораблях самых различных классов, так и на суше. Местом базирования вертолета Ка-31 могут выступать все корабли, способные принять на свой борт вертолеты Ка-27 и Ка-29. Вертолет может применяться в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск. На сегодняшний день данный вертолет не имеет мировых аналогов.

Вертолет состоит на вооружении ВМФ России, по информации на 2012 год на вооружении флота находится 2 таких вертолета. Также Ка-31 поставлялся на экспорт и состоит на вооружении морской авиации Индии и КНР. Индия располагает 9 вертолетами данного класса, при этом в 2009 году был заключен контракт на поставку еще 5 таких вертолетов (стоимость вертолета около 20 млн. долларов за единицу). На вооружении морской авиации Китая на 2012 год также находилось 9 вертолетов Ка-31.

Вертолет ДРЛО Ка-31 предназначен для радиолокационного контроля воздушного и морского пространства, раннего обнаружения на дальних рубежах низколетящих целей типа крылатая ракета, вертолет, самолет, а также надводных кораблей и их опознавания. Вертолет в состоянии определять параметры траектории движения и координаты целей, передавать информацию о наблюдаемой и воздушной радиолокационной обстановке на корабли и командные пункты сухопутных войск.
Вертолет ДРЛО – Ка-31


Вертолет Ка-31 выполнен по соосной винтовой схеме. Несущая система и силовая установка машины были заимствованы у транспортно-боевого вертолета Ка-29. Изменения его конструкции были продиктованы необходимостью установки под днищем вертолета антенны РЛС, которая во время полета способна поворачиваться на специальном шарнирном устройстве и занимает рабочее вертикальное положение. Размах зеркала антенны РЛС, установленной на Ка-31, составляет 6 метров. В походном положении данная антенна прижата к днищу корпуса вертолета и зафиксирована.

Для обеспечения выхода и входа экипажа по правому борту транспортной кабины вертолета была установлена дверь. По бортам кабины экипажа вместо обычных сдвижных дверей были установлены аварийные люки со сдвижными остекленными створками, обладающими системой аварийного сброса. Вертолет обладал четырехопорным шасси, при этом передние опоры убирались в специальные обтекатели, которые располагались снаружи по бокам фюзеляжа вертолета. Основные опоры шасси поднимались вверх, освобождая пространство для вращения антенны РЛС в полете. Лопасти несущего винта были изготовлены из полимерных композиционных материалов и снабжены противообледенительной и электротепловой системой.

История создания и особенности

Необходимость в средствах ДРЛО на море была наглядно продемонстрирована во время англо-аргентинского конфликта из-за спорных Фолклендских островов. Из-за отсутствия в составе английских экспедиционных сил вертолетов или самолетов ДРЛО они не могли своевременно осуществлять поиск, обнаружение и последующий перехват низколетящих аргентинских самолетов. Применение в этом качестве эскадренных миноносцев закончилось для англичан неудачно – потерей 2-х таких кораблей («Ковентри» и «Шеффилд»).
Вертолет ДРЛО – Ка-31

Принимая во внимание данный военный конфликт, в 1985 году ОКБ им. Н. И. Камова получило задание на создание вертолета ДРЛО. При создании Ка-31 за основу был взять планер, силовая установка и несущая система уже производимого транспортно-боевого вертолета Ка-29. Главная сложность при его разработке заключалась в сопряжении мощной РЛС с остальным вертолетным пилотажно-навигационным оборудованием, а также обеспечение стабильности вертолета в воздухе во время вращения антенны РЛС. Свой первый полет опытный образец нового вертолета совершил в 1987 году. После проведения серии достаточно длительных испытаний, машина в 1995 году была принята на вооружении морской авиации ВМФ России. Серийное изготовление вертолета велось на заводе, расположенном в городе Кумертау.

Вертолет Ка-31 предназначался для обнаружения воздушных целей, а также надводных кораблей и их сопровождения. Вертолет корабельного базирования предназначен для обеспечения ПВО боевых соединений флота, которые действуют вне зоны действия самолетов ДРЛО и береговых РЛС. Данный вертолет не имеет аналогов в мировом вертолетостроении. Основу его бортового комплекса составляет достаточно мощная РЛС на твердотельных элементах, которая для функционирования в режиме кругового обзора имеет выпускаемую в полете антенну с плоской фазированной антенной решеткой (ФАР). В походном положении антенна просто располагается под днищем фюзеляжа.

Установленный на вертолете бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет Ка-31 вести автоматизированный полет по заранее запрограммированному маршруту в любых климатических и погодных условиях. РЛС позволяет вертолету ДРЛО одновременно обнаруживать и автоматически сопровождать до 20 целей.
Вертолет ДРЛО – Ка-31

Информация обо всех обнаруженных целях в автоматическом режиме передается по телекодовому каналу связи на различные пункты управления. На Ка-31 установлена система дальнего радиолокационного обнаружения «Око» (Е-801), созданная в нижегородском НИИ радиотехники. Во время обычного полета она плотно прилегает к нижней поверхности фюзеляжа машины, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. При переводе антенны в рабочее положение она отклоняется вниз на 90 градусов, при этом стойки шасси вертолета слегка поднимаются вверх, для того чтобы шасси не мешало работе РЛС в режиме вращения. РЛС с ФАР весит 200 кг, площадь антенны составляет 6 кв. метров, а ее длинна 5,75 метров. Антенна в состоянии обеспечить обнаружение и последующее сопровождение до 20 целей. Цели класса «истребитель» обнаруживаются на удалении в 100-150 км, а надводные цели класса «корабль» обнаруживаются на удалении в 250-285 км.

Вертолет Ка-31 оснащается пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), разработанным в КБ приборостроения города Саратова. В то время, когда антенна РЛС находится в выпущенном, рабочем положении, ПНК вертолета обеспечивает стабилизацию угловых положений, а также истинной или барометрической высоты полета; полет в зоне дозора по типовым траекториям; автоматизированный вывод машины на аэродром или корабль; вывод в точку совершения посадки с помощью сигналов посадочных РЛС. Имеющаяся на вертолете радиотехническая система дальней навигации позволяет обеспечить непрерывное считывание географических координат Ка-31 (широты и долготы), а также автоматизированное вертолетовождение по заранее запрограммированному маршруту с последующим возвратом к точке своего базирования.

Для передачи полученной информации о тактической обстановке по открытым и закрытым каналам телекодовой связи на вертолете ДРЛО Ка-31 установлен специальный комплекс связи. При высоте полета на уровне 1500-3000 метров передача телекодовой информации с борта воздушного судна возможна на расстояние не менее 150 км. При этом автоматическая регистрация полетных параметров производится при помощи специальной аппаратуры магнитной записи «Тестер-3К».
Вертолет ДРЛО – Ка-31
Ка-31 ВМС Индии

В случае применения вертолета в интересах сухопутных войск Ка-31 может дислоцироваться на небольших неподготовленных площадках, расположенных вблизи мобильных зенитно-ракетных комплексов, обеспечивая им целеуказание. Стоит отметить, что в связи с ликвидацией в составе российского флота кораблей проекта 1143 интерес к данной машине со стороны заказчика существенно упал и в серийное производство для нужд ВМФ России вертолет не пошел. Единственные 2 машины, имеющиеся в составе флота, базируются на ТАКР «Адмирал Кузнецов». При этом есть основания полагать, что число вертолетов данного класса в составе российского флота увеличится с вводом в строй вертолетоносцев-доков проекта «Мистраль».

Таткико-технические характеристики Ка-31

Размеры: диаметр главного винта – 15,9 м., длина – 11,6 м., высота – 5,5 м, ширина – 3,8 м.
Масса, максимальная взлетная – 12 500 кг.
Тип двигателя – 2 ГТД ТВ3-117ВК, мощностью 2х1660 кВт.
Крейсерская скорость – 220 км/ч.
Максимальная скорость – 255 км/ч.
Практическая дальность полета – 680 км.
Продолжительность полета – 2 часа 30 минут.
Практический потолок – 5 000 м.
Экипаж – 3 чел.

Источники информации
-http://www.opoccuu.com/251111.htm
-http://www.vertolet-media.ru/helicopters/kamov/ka-31/
-http://www.airwar.ru/enc/sh/ka31.html
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 32
  1. olp 27 ноября 2012 08:39
    интересно много ли их в нашем ВМФ

    и вообще целесообразно ли например совместить функции ПЛО и ДРЛО на одном вертолёте за счёт подвесного оборудования?
    например по принципу того же Ка-226
    имхо, это повысит эффективность автономного использования новых кораблей
    olp
    1. lesnik. 27 ноября 2012 08:49
      Цитата: olp
      интересно много ли их в нашем ВМФ

      В статье написано "...по информации на 2012 год на вооружении флота находится 2 таких вертолета."
      1. olp 27 ноября 2012 08:53
        спасибо, невнимательно читал
        olp
        1. Гражданский 27 ноября 2012 09:02
          Единственные 2 машины, имеющиеся в составе флота, базируются на ТАКР «Адмирал Кузнецов»


          самолет ДРЛО нужен на Кузю
          1. пацантрэ 27 ноября 2012 13:29
            Нужен конечно.Но он там не взлетит.
          2. air wolf 26 октября 2013 08:50
            и ветолета -ДРЛО хватит на Кузю
    2. vaf 27 ноября 2012 14:41
      Цитата: olp
      и вообще целесообразно ли например совместить функции ПЛО и ДРЛО на одном вертолёте за счёт подвесного оборудования?


      Олег,приветствую! Появление этого вертолёта в качестве ДРЛО..это ..как бы по мягшее сказать...ну от безвыходности что-ли.....всё на нём ..не дотягивает" до того. для чего надо...маленькая дальность и продолжительность полёта. очень слабые характеристики по обнаружению и т.д...

      ну а в статье вообще .."пёрл"- передача игформации по телекоду, но при этом все лётные параметры записываются на тестер????это то тут к чему..."не пришей к п...е баян"?

      Ещё куда нишло это для обеспечения работы береговых ракетных комплексов, но и то не всех.....и не всегда! request
      vaf
      1. olp 27 ноября 2012 15:50
        Олег,приветствую! Появление этого вертолёта в качестве ДРЛО..это ..как бы по мягшее сказать...ну от безвыходности что-ли.....всё на нём ..не дотягивает" до того. для чего надо

        нет, я понимаю что для Кузнецова этот комплекс ДРЛО слишком слаб, но для других кораблей (Пётр Великий и 1164-ые крейсера) обладающих мощным ракетным вооружением он мог бы стать хорошим решением наведения дальнобойных ракет, когда они действую в открытом океане

        другое дело что отказываться от вертолётов ПЛО тоже нельзя, а кол-во мест в ангарах крайне ограничено
        olp
        1. vaf 27 ноября 2012 15:57
          Цитата: olp
          но для других кораблей (Пётр Великий и 1164-ые крейсера) обладающих мощным ракетным вооружением он мог бы стать хорошим р


          Ну если только...теоретически предположить...то да+! wink
          vaf
          1. Басарев 10 июня 2014 17:12
            Ещё для современных линкоров очень бы подошли вертолёты ДРЛО - чтобы обеспечивать надёжное целеуказание на всей дистанции стрельбы главным калибром.
  2. Эдя 27 ноября 2012 08:55
    Хорошая машина и увелечения их чесла пошло бы на пользу...
    Эдя
  3. mga04 27 ноября 2012 10:33
    Продолжительность полета – 2 часа 30 мин.
    С учетом времени на набор высоты и возвращения на корабль реальное время патрулирования составит не более 1,5 часов. Для обеспечения круглосуточного дежурства в воздухе на корабле должно быть не менее трех вертолетов и желательно с запасным экипажем. Все уверены, что это эффективно?
    Если уж делать систему ДРЛО на базе вертолета, то это должен быть беспилотник с продолжительностью полета 5-6 часов. При этом и полотно антенны можно установить неподвижно, а вращать весь вертолет - хорошо можно сэкономить на системах стабилизации антенны.
    mga04
    1. Завтрак Туриста 27 ноября 2012 13:23
      Сегодня, с распространением ФАР радаров, уже не нужно вращать ни вертолёт, ни антенну.
      1. gregor6549 27 ноября 2012 16:41
        Да, есть такая штука, как кольцевая АФАР. Но по дальности обнаружения она значительно уступает плоским решеткам.
        И потом. зачем вертолет? Поднял такую антенну на привязном аэростате и пользуйся на здоровье. Причем поднять можно гораздо более солидные антенны причем разного диапазона. Тем более все ресурсы БИУС корабля , включая людские к Вашим услугам. Да и с помехозащищенностью и скрытностью канала передачи Р/Л данных проблем не будет, т.к. всю информацию можно гнать по кабелю. А в части ограничений по погодным условиям и вертолет не в любую погоду поднимешь в воздух. Кстати, подобные проекты (РЛС на аэростатах) рассматривались вполне серьезно в 70х 80 годах. Но то ли руки до воплощения не дошли, то ли Заказчик хотел , как всегда, "все в одном флаконе" но дальше проектов дело не пошло. Да и технологии в то время не позволяли создать компактные РЛС для таких целей
  4. predator.3 27 ноября 2012 11:43
    .... Антенна в состоянии обеспечить обнаружение и последующее сопровождение до 20 целей. Цели класса «истребитель» обнаруживаются на удалении в 100-150 км, а надводные цели класса «корабль» обнаруживаются на удалении в 250-285 км...

    А не маловато ли такая дистанция обнаружения ?
    predator.3
    1. Трезвый 27 ноября 2012 12:11
      маловата.. истребитель то он увидит и корабль, но уже после пуска,когда тот будет уходить назад))) так что у вертолета видимо задачи какие то специфические..или он летает там,где другие не могут..последнее вероятнее всего, базироваться он может на чем угодно(вмысое особые требования не нужны) и значит это че угодно может плыть там,где другое не проплывет,к примеру в арктике,а значит у нас будет преимущество... ну короче как то так.. ситуаций много.. ну к прмеру плывет там че то одинокое и на нем нету аэродрома,а для вертика много места не надо и особых условий для взлета... но беспилотник бы лучше сделали,у нас они конечно есть, но имею в виду не просто создали,а приняли бы на массовую и начали делать все таки епрст! ну штук 10 хотя бы,хотя БЫ ударных,парочку разведчиков.. а то имеем какие то крохи и то экперементальные до сих пор или местного значения! мы по кол-ву беспилотников на последнем месте,хотя имеем свои и довольно не плохие.. жесть,за то делаем вот такие вот уникальные и дорогущие вертолеты
      Трезвый
  5. Andy 27 ноября 2012 12:12
    не фонтан. дальность обнаружения истребителя100- 150 км,а дистанция пуска ракеты те же 100-120 вроде и... куда ж этот "длро" уже денется. вобщем ловля на живца.
  6. Завтрак Туриста 27 ноября 2012 13:30
    У англичан ещё смешнее радар получился:
    1. почтальон 28 ноября 2012 00:28
      Цитата: Завтрак Туриста
      У англичан ещё смешнее радар получился

      Летает






      На Фолклендах у них были только Fairey Gannet AEW Mk3 с радаром AN/APS20A ( что обошлось UK слишком дорого)


      почтальон
  7. пацантрэ 27 ноября 2012 13:31
    У современнного истребителя дальность обнаружения поболее будет...
  8. алексеев 27 ноября 2012 13:42
    Какой дурак господа хорошие, будет описывать в открытом источнике реальную дальность обнаружения целей? Это же сумасбродство и предательство одновременно.
    А идея хорошая. ДРЛО можно организовывать и с эсминца, и с островка суши.
    1. Andy 27 ноября 2012 14:09
      а то покупатели из индии и китая невкурсе о дальности fellow
  9. gregor6549 27 ноября 2012 14:29
    Мое мнение. Летающий радар нужен ВМФ России как воздух, т.к. нормальных самолетов ДРЛО и У аналогичного американскому "Хокай" пока у него нет да и базировать их не начем. То, что было разработано фирмой Яковлева для авианосца "Ульяновск" так и осталось на бумаге как и сам "Ульяновск". Насколько описываемый вертолет может заполнить собой эту "дыру" сказать сложно, Скорее всего лишь частично, т.к. функции управления у него отсутствуют и данный вертолет по сути выполняет только роль выносного радара. Кроме того даже в части решения чисто радиолокационных задач возможности вертолета весьма ограничены, по ряду причин. в том числе из за небольшого времени патрулирования вертолета в воздухе и отсутствия на борту вертолета операторов обработки РЛИ, А опыт разработки подобных "летающих радаров" показал, что без наличия в контуре съема и обработки РЛИ человека оператора добиться высокой эффективности работы радара очень сложно. Тут либо канал передачи данных будет забит информацией о ложных целях, либо будут наблюдаться серьезные пропуски целей истинных. Подробностями без необходимости не утомляю.
    Кроме того. такой вертолет будет представлять собой лакомую цель для истребителей АУГ противника, если он вздумает удалиться за пределы зон прикрываемых средствами ПВО своих кораблей, а также для ракет находящихся по радиолокационному излучению. Т.е. как ни крути, а без полноценных самолетов ДРЛО и У базирующихся на авианосцы, а также самих авианосцев не обойтись, если есть задача создания серьезного океанского надводного флота России. А она есть и никакими полумерами вроде обсуждаемого здесь вертолета или беспилотников тут не обойтись.
  10. rudolff 27 ноября 2012 14:31
    "Товарищ адмирал, приказываю поднять в воздух все вертолеты ДРЛО! Сколько?! Оба!!!" Когда то очень похоже мы смеялись над китайцами! Обидно, просто слов нет! Без нормальной спутниковой группировки, без авиации ДРЛО все наши комплексы ПКР яйца выеденного не стоят! Все будет ограниченно радиогоризонтом!
  11. rudolff 27 ноября 2012 14:58
    Дорогой, Алексеев! Во-первых, как тут уже правильно отметили, мы гоним эти вертушки на экспорт! А значит, секрет это уже относительный. А во-вторых, все современная военные корабли, авиация и даже подводные лодки (на перископах) имеют датчики обнаружения радиолокационного облучения. Достаточно пару раз на вертушке включить станцию в активный режим и дальность ее действия будет как на ладони. Так что, это секрет полишинеля!
    1. алексеев 27 ноября 2012 16:54
      Уважаемый!
      Датчик обнаружения радиолокационного облучения не даст достоверной информации о дальности, на которой цель, где он установлен будет обнаружена.
      Она зависит( и весьма основательно fellow ) ещё и от ТТХ самой РЛС. От, грубо говоря, её чувствительности. Одна станция обнаружит один и тот же объект с его датчиком на расстоянии 50 км, а другая 100.
      А к вопросу экспорта... Ракета ЗРК С-200 сбила Ту-154 в известном случае над Черным морем на расстоянии 240 км, тогда как в рекламках была макс. дальность 200. Да, сначала так и было. Но затем дальность-то возросла почти до 400. Все течет, всё меняется...
      1. LiSSyara 1 декабря 2012 15:33
        Не забываем, что комплексы имеют свойство модефицироваться. С-200Д "Дубна" (крайняя модефикация ракеты), стрелял на расстояние до 300 км.
    2. алексеев 27 ноября 2012 18:01
      Цитата: rudolff
      как тут уже правильно отметили, мы гоним эти вертушки на экспорт!
      good
      Значит эти вертушки кому-нибудь нужны! И дальность обнаружения их устраивает!
      И это карашо!
  12. rudolff 27 ноября 2012 19:40
    Алексей, датчик показывает только наличие самого облучения, а сам излучатель определяется собственной РЛС. Имея данные об облучении и координаты излучателя, Вы получите дальность действия станции. А что бы не спорить, лучше позвать на помощь LiSSyara. Он спец по всем этим "грибам".
    А что касается экспорта, то это конечно хорошо! Отличная машина! Почему бы и не продавать. Вот только у нас их аж две штуки! Обидно.
  13. crambol 27 ноября 2012 23:02
    Цитата: rudolff
    Вот только у нас их аж две штуки! Обидно.


    Это не обидно, это позор ! И не последняя причина этого - бабы на табуретке.
  14. негоро 28 ноября 2012 21:15
    Да уж,два вертолёта на весь флот-явный перебор!На долго ли их хватит при боевой работе,а когда же экипажам отдыхать?Нет чтоб довести до ума ЯК44,а то примерили на Кузю и спрятали,а самолёт уникальный,и время полёта в 2 раза больше вертолётного,и электроника посильнее,и с трамплина может взлетать.Хотя, лучше хоть что то, чем ничего.
    негоро
    1. LiSSyara 1 декабря 2012 15:40
      До ума то Як-44 довели.
      Вот только с "Кузнецова" ему взлететь тяжеловато будет. Он делался для проекта 11437 ТААКР "Ульяновск" (который с успехом распилили на металл).
      И должен был нести следующее вооружение:
      36 истребителей Су-33
      8 самолетов ДРЛО Як-144 (до 1988 г. Як-44Э)
      15 противолодочных вертолетов Ка-27
      2 поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС
      12х1 ПУ СМ-233А ПКРК 3К45 «Гранит» – 12 ПКР П-50 (3М45)
      24х1 ПУ ЗС-95 ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР 9М330) – 4 СУ К-12-1 с РЛС 3Р-95
      8 модулей ЗРАК 3М87 «Кортик» – 2х(8 ПУ ЗУР 9М311, 2х6 30 мм) – 256 ЗУР, 48000 выстрелов
      РКПТЗ-1 «Удав-1М» (2х10 РБУ-12000) – 60 РГБ
  15. Mr.Fox 29 ноября 2012 04:29
    Цитата: алексеев
    С-200 сбила Ту-154 в известном случае над Черным морем на расстоянии 240 км, тогда как в рекламках была макс. дальность 200.


    Насколько я помню, дело не в рекламе, а в модификации С-200Д с официальной дальностью стрельбы 250 км.
    Mr.Fox
  16. gregor6549 29 ноября 2012 15:57
    В советские времена всю военную технику и вооружение делали с определенным (до 30%) запасом "прочности" по основным ТТХ. И это понятно, так как такой запас давал уверенность изготовителю техники, что она гарантировано пройдет все положенные испытания. Так и в случае с ТУ154. Дальности обнаружения и сопровождения такой "жирной" цели, как Тушка у штатных РЛС С200 хватало с избытком, как и дальности полета ЗУР С200 до этой цели. Тем более,что ТУ154 летит с постоянно включенным и работающим автоответчиком системы вторичной радиолокации УВД Гражданской Авиации, который является неплохим маяком для наземных РЛС и ЗУР. А в общем какое это имеет отношение к обсуждаемой теме?
  17. Zomanus 7 декабря 2012 13:57
    Самолеты ДРЛО и РЭБ нам нужны как воздух. Без них писец нашим ПВО и прочим стрелялкам.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня