С базы Ванденберг в Калифорнии планируется вывести на орбиту норвежский спутник с ионным двигателем на йоде

16
С базы Ванденберг в Калифорнии планируется вывести на орбиту норвежский спутник с ионным двигателем на йоде

Демонстратор технологий NorSat (NorSat-TD) должен быть запущен в воскресенье, 9 апреля, в 8:44. Он будет выведен в космос с помощью ракеты Falcon 9 компании SpaceX с базы космических сил Ванденберг в Калифорнии.

NorSat-TD будет запущен совместно с более чем 50 другими спутниками различных габаритов. Норвежский аппарат особый. Он испытает новую систему спутникового движения: двигатель, работающий на электричестве - ионный двигатель на йоде. Этот двигатель был поставлен французской компанией ThrustMe в сотрудничестве с французским космическим агентством CNES. Его испытания проводились в 2021 году. И йод в качестве альтернативного ракетного топлива, как утверждается, показал себя достойно. Достоинство в том, что йод можно хранить в твёрдом виде и он относительно дешевый.



Этот двигатель позволяет нам управлять спутником и расширять опыт в навигации и эксплуатации спутника на низкой околоземной орбите. Это относится не в последнюю очередь к среде, где со временем будет увеличиваться количество спутников.

— говорит Тайлер Джонс, который является руководителем проекта по спутникам в Норвежском космическом агентстве.

Ионный двигатель позволит перемещать NorSat-TD в случае опасного сближения со спутниками или космическим мусором. Когда миссия завершится, двигатель можно будет использовать для возвращения спутника в атмосферу Земли для его так называемой дезинтеграции.

Таким образом, мы сможем избежать добавления космического мусора, уже находящегося на орбите. С двигательной установкой, которая использует только электричество и йод, это также экологически чистая технология для Земли.

— говорит Джонс.

Чтобы иметь возможность управлять спутником, необходимо точное отслеживание. Для этого используется система Space Star. Её поставила норвежская компания Fugro AS Star. Для слежения за NorSat-TD на борту также имеется новый миниатюрный лазерный отражатель. Этот инструмент будет отражать лазерные импульсы от Земли, чтобы измерять расстояние до спутника и определять его орбитальное положение с точностью буквально до миллиметра.

Лазерный отражатель был поставлен итальянским институтом ядерных исследований INRI SCF Lab в сотрудничестве с итальянским космическим агентством ASI. У норвежского спутника также есть лазер на борту, который будет направляться на датчики наземных телескопов.

Основная телескопическая станция для тестирования технологии оптической лазерной связи с орбиты находится в исследовательском институте TNO в Делфте, Нидерланды.

Подобно другим норвежским спутникам NorSat-1, NorSat-2 и NorSat-3, NorSat-TD оснащен приемником автоматической идентификационной системы (AIS).
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    5 апреля 2023 07:42
    А зеленку кто то использовал как топливо?
    Парни идут своим путем.
    Еще бы пыль космическую ловить и перерабатывать в топливо на борту
  2. +1
    5 апреля 2023 07:43
    Что тут сказать, жаль что не мы такие разработки испытываем sad
    1. +2
      5 апреля 2023 07:52
      Что тут сказать, жаль что не мы такие разработки испытываем
      У нас в 1970-71 годах была серия запусков аппаратов типа "Янтарь". где отрабатывались плазменно-ионные двигатели. Ещё раньше, на аппарате Зонд-2 использовались такие двигатели в системе ориентации. На большее они не способны, а нынешние журналюшки - пиарасты представляют технологию 60-летней давности как что-то прорывное.
      1. -2
        5 апреля 2023 07:58
        Цитата: Авиатор_
        На большее они не способны
        Ну-ну...
        Космическим аппаратом Dawn с 5 июня 2010 года к сентябрю 2016 года набрана скорость 11,1 км/с
        Нёс 400кг ксенона в качестве рабочего тела
        1. PPD
          0
          5 апреля 2023 10:24
          И прирост скорости не слабый- 100 километров в 4 дня.
          А уж динамика то какова- всего 6 лет без малого.
          В общем- летим к Весте- самое то.
          Нёс 400кг ксенона в качестве рабочего тела

          425 ксенон+45 гидразин и сам 747 кг с топливом.
          Для освоения глубокого космоса- самое то wink
      2. +3
        5 апреля 2023 11:05
        йод в качестве альтернативного ракетного топлива
        Цитата: Авиатор_
        журналюшки - пиарасты

        Точно так. Йод не топливо, а рабочее тело. В российском проекте электротранспортной системы мегаваттного класса предполагалось использовать ксенон в качестве рабочего тела, а в качестве источника энергии - атомный реактор мощностью 3 или 4 МВт. Инфа - здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Транспортно-энергетический_модуль#2022_год
        Две тонкости: ксенон - действительно очень дорогая штука. Зато он, в отличие от йода, химически инертен. И большая проблема - охлаждение реактора. К слову, вероятно, "Посейдон", "Буревестник" и электрический космический буксир работают на однотипных реакторах. К настоящему времени все узлы буксира порознь испытаны.
        1. 0
          5 апреля 2023 11:17
          Цитата: astepanov
          Зато он, в отличие от йода, химически инертен.

          А не надо йод крахмалом посыпать! laughing
    2. +2
      5 апреля 2023 09:31
      Не важно что сказать, главное сказать, что мы такие разработки не ведём и не испытываем. recourse

      https://www.roscosmos.ru/28692/

      https://iz.ru/1374786/olga-kolentcova/atmosfernyi-svoi-rossiiskie-sputniki-smogut-letat-bez-topliva

      https://hi-news.ru/technology/rossijskie-inzhenery-sozdali-raketnyj-dvigatel-rabotayushhij-na-jode.html
    3. 0
      5 апреля 2023 13:52
      Цитата: Alien From
      Что тут сказать, жаль что не мы такие разработки испытываем

      Как не крути нужны деньги, у Роскосмоса годовой бюджет 2,4 миллиарда долларов, у НАСА 24 миллиарда долларов. Для примера 1 запуск Союза стоит 70 миллионов долларов, прогресса вряд ли сильно меньше, таким образом можно на бумаге или на компьютере спроектировать, но как не крути нужны деньги, чтобы построить рабочий образец и испытать его.
  3. -3
    5 апреля 2023 07:49
    Ну норвежцы просто ассы в космическом деле. Скоро и украинский спутник на коровьих лепешках выпустят на орбиту.
    Что-то британские ученые молчат, тормозят однако.
    1. -1
      5 апреля 2023 07:50
      Даже спутник на коровьих лепёшках лучше батута.
  4. -3
    5 апреля 2023 07:55
    Теоретически - толково. Йод возгоняется - в газ прямо из твердой фазы, что позволяет избежать кучи проблем
  5. Ну, если отбросить глупый стеб- Запад решает космические задачи, в главное- кооперирует свои усилия в этом направлении. Что мы можем противопоставить? Сейчас, а не 30 лет назад. Да, по сути - ничего. Мы незаметно превратились во второстепенную ближнекосмическую державу.
    1. 0
      5 апреля 2023 11:20
      Вольноопределяющийся Марек
      Запад решает космические задачи, в главное- кооперирует свои усилия в этом направлении.
      !да только что дядюшка Си приезжал в Москву в гости - подписали ТРИ программы сотрудничества по космосу (1.лунная база до 2035 - комплес связи +энергетическое и исследовательское оборудование-роботы, включая роботов-техников , 2.глонасс+бейду - взаимное строительство наземных станций связи).
      .
      по теме статьи - выше про вашу "второстепенность" - вам ответил AVA77 (Вадим).
      .
      про "второстепенность в т.н.дальнем космосе" - где-то они впереди (зонды+роверы, посадочные технологии +связь), где-то - мы(новые материалы+ядерные техноологии ).
      но в целом - да, электроника решает и надо превозмогать.
    2. +1
      5 апреля 2023 17:27
      Если по вопросу статьи - то аналог у нас есть, разрабатывается с 2012 года, правда, что с ним сейчас - мне неизвестно: https://hi-news.ru/technology/rossijskie-inzhenery-sozdali-raketnyj-dvigatel-rabotayushhij-na-jode.html
      1. +1
        7 апреля 2023 11:03
        аналог
        Это у них аналог

        Испытания показали, что при повышенном напряжении отношение тяги к мощности при работе на йоде выше, чем аналогичная характеристика на ксеноне, а также заметно выше анодный КПД и удельный импульс.
        Островский https://www.energia.ru/ktt/archive/2013/02-2013/02-04.pdf
        https://patents.google.com/patent/RU2308610C2/ru
        https://patents.google.com/patent/RU2309293C2/ru
        https://cyberleninka.ru/article/n/yod-kak-alternativnoe-rabochee-telo-elektroraketnyh-dvigateley
        Ким http://journals.ioffe.ru/articles/viewPDF/41475

        В 2009 году цена ксенона составляла около 20 евро за литр газообразного вещества при стандартном давлении. В ценах 2000 года 1 кг ксенона стоит около 1550 долларов США. 1 кг ксенона стоит порядка 2450 долларов США (на 2012 год). Мировое производство ксенона составляет около 20т в год. Из них только 10% используется в космической отрасли.

        Сырьём для промышленного получения иода в России служат нефтяные буровые воды. Тогда как в зарубежных странах, не обладающих нефтяными месторождениями, используются морские водоросли, а также маточные растворы чилийской (натриевой) селитры, щёлок калийных и селитряных производств, что намного удорожает производство иода из такого сырья.