Германские дизель-электрические подводные лодки ушли в историю

97
Германские дизель-электрические подводные лодки ушли в историю

Да, 120-летняя история немецких дизель-электрических подводных лодок Германии закончена. В ней дописана последняя страница.

Вообще, если быть исторически точным, то первые подводные лодки Германии были не дизель-электрическими, а керосин-электрическими, но менее злобным и эффективным оружием от этого они не стали.



Лучшим примером стали события 22 сентября 1914 года, боем это язык не поворачивается назвать, когда лодка под командованием Отто Веддигена в течении часа потопила три британских бронепалубных крейсера, «Абукир», «Хог» и «Кресси».


Да, крейсера не были первоклассными кораблями, но это были хоть и устаревшие, но крейсера. То, что потопила три крейсера лодка, у которой было 4 торпедных аппарата с шестью торпедами (артиллерия на этом типе появилась год спустя) только говорит о том, что умелые руки и хорошее оружие – это залог победы над любым противником.


Отто Веддиген

Вообще то, что творили немецкие подводники в Первую Мировую войну, было из ряда вон выходящим, и у Британии, носящей звание «Владычицы морей» было много проблем из-за действий германских подводных лодок.


Немцы нанесли серьезный ущерб мировому торговому судоходству. В среднем из каждых 100 кораблей, покидавших порты Англии, 25 были пущены на дно немецкими подводниками. За Первую Мировую войну немецкие лодки потопили 5 861 торговое судно общей грузоподъемностью свыше 11 млн рег. тонн, а также 156 надводных боевых кораблей, включая 10 линкоров, 20 крейсеров и 31 эсминец.

Из 372 немецких подводных лодок, принявших участие в Первой Мировой войне, погибли 178 (48%). На одну уничтоженную субмарину пришлось около 74 тыс. рег. тонн грузоподъемности потопленных торговых судов.

Но даже в самых жутких снах в Британии не могли представить себе, что начнется через каких-то 30 лет, когда «Волчьи стаи» Кригсмарине поставят страну на грань голода, топя все суда, которые шли в британские порты.


Лодки Кригсмарине за годы Второй Мировой войны потопили 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других судов, общим количеством 2 919 и суммарным тоннажем 14 879 472 брутто-регистровые тонны.


Авианосец "Корейджес", первый авианосец, потопленный подводной лодкой. Но не последний

Войну Кригсмарине начали с 57 подводными лодками, а за годы войны было построено 1113 лодок. В боевых действиях участвовали 863, погибли 753.


Но урон, который понесли союзники, свидетельствует как о уровне подготовки экипажей, так и о качестве подводных лодок, сходивших с германских верфей.

Тут примером может послужить лодка U-2540.


Спущенная на воду в 1945 году, 24 февраля 1945 года была принята на службу и зачислена в 31-ю учебную подводную флотилию. 4 мая 1945 года была затоплена экипажем.

Спустя 12 лет, в июне 1957 года U-2540 была поднята, отремонтирована и введена в состав Бундесмарине. Под названием «Кит» (Wal) лодка служила сначала в целях испытаний новых приборов и механизмов, а 1 сентября 1960 года была названа «Вильгельм Бауэр», в честь первого немецкого инженера-подводника. В качестве экспериментальной лодки она прослужила до 28 августа 1968 года.

Затем был длительный капремонт, но 20 мая 1970 года лодка вновь была принята на службу. 6 мая 1980 года, то есть, на 35-м году жизни, лодка столкнулась с эскадренным миноносцем Z3. Было принято решение о прекращении эксплуатации лодки, 15 марта 1982 года она была выведена из эксплуатации и переоборудована в музей, в качестве которого пребывает до сих пор. То есть, уверенно так идет к своему 100-летнему юбилею.


В общем – подводные лодки в Германии строить могли и умели. Причем, так вышло потому, что изначально Германия отставала от темпов строительства кораблей в Великобритании в начале прошлого века. И денег в распоряжении немецкого флотского командования было меньше. Отсюда и получилось, что ставка на новое оружие была сделана непреднамеренно, а исходя из сложившихся обстоятельств. Но получилось более чем эффективно.

Первая Мировая принесла немцам авторитет мирового уровня в вопросах разработки и постройки подводных лодок. Не зря британский контр-адмирал Уилсон заявил, что «подводная война не укладывается в концепцию благородного военного поединка».

«Тайная война всегда была незаконна. Противникам надлежит сражаться лицом к лицу, будучи облаченными в легко узнаваемую униформу. Поэтому подлодка как закулисный несправедливый вид оружия должна быть проклята в Англии. В военное время нашему правительству следует рассматривать все иностранные подлодки как корабли пиратов и казнить их экипажи через повешение».

А вот немецкие адмиралы не были столь категоричны в суждениях. Возможно потому, что лучше разбирались в сути вопроса и понимали, что повешение – это смерть намного более гуманная и быстрая, нежели утонуть вместе с подводной лодкой без малейшего шанса на спасение.

И именно победы германских подводников в Первую Мировую вывели подводные лодки из вспомогательного оружия береговой обороны в класс атакующего морского и океанского.


Победители совершенно обоснованно наложили запрет на строительство подводных лодок в послевоенной Германии – это был один из пунктов Версальского мирного договора 1919 года.

А немцы не прекратили работ – в Голландии появилась фирма NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (IVS). Сердцем, понятное дело, были немецкие конструкторы и инженеры, примерно так же, как получилось с Фоккером. Это был зарубежный проект немецких судостроительных заводов «AG Vulcan», «Germaniawerft» из Киля и «AG Weser» из Бремена.

И фирма работала более чем плодотворно, выполнив ряд контрактов с Финляндией, Испанией, Турцией и СССР. Да, те самые подводные лодки серии «С» - это немецких голов дело.


А когда пришел 1933 год, то все дела в Голландии были быстренько свернуты и персонал начал ударно трудится над возрождением Кригсмарине уже дома, в Германии.

После капитуляции Германия была разделена на зоны оккупации, что негативно сказалось на подводном кораблестроении и к разработкам своих новых подводных лодок ФРГ приступили только в самом конце 50-х годов. Было построено три лодки проекта Type 201 водоизмещением 400 т. Головная, получившая наименование U-1, вступила в строй в 1961 году.


Затем был проект Type 205, который оказался более удачным, чем предыдущий, а потому в его рамках построили 9 кораблей и перестроили несколько лодок Type 201.


Тип 205

В 1970–1975 годах собрано 18 субмарин Type 206 полным водоизмещением 500 тонн, которые легко прослужили до конца века. Плюс такие же лодки пошли на экспорт, для ВМС Израиля.


Тип 206

На базе Type 205 появился Type 207.


Это был полноценный вариант, ориентированный на экспорт. И он получил признание: 15 лодок заказала Норвегия, лодки, построенные в 1964-67 годах, отслужив свое в норвежском флоте, были переданы Дании (три лодки) и Польше (пять лодок). Польские лодки служили очень долго, две последние («Skolpen» 1966 года и «Svenner» 1967 года постройки) были списаны в декабре 2021 года. Более чем достойный срок службы.

А Норвегия основательно подсела на немецкие подводные лодки и заказала партию следующего проекта, Type 210 водоизмещением 1040 т. Лодки были получены в период с 1989 по 1991 год, и до сих пор эксплуатируются.

Для Израиля же вообще был разработан специальный проект Type 800.


По этому проекту было построено в начале века три лодки: «Дельфин», «Левиафан» и «Текума». А после были построены еще три лодки следующего класса «Танин», представлявшие собой тот же Type 800, но с 10-метровой вставкой для вспомогательной анаэробной энергетической установки.

Но Type 800 стал фактически тупиковой веткой развития германских подлодок и в большую серию не пошел. А вот Type 209, проект, разработанный специально для экспорта, вот он стал бестселлером.


Разрабатывать эту лодку начали еще в конце 60-х годов, но на трон Type 209 взошел в 70-80-х годах. Лодка получилась очень удачной, да еще и с огромным потенциалом для дальнейших модернизаций. Всего строилось несколько вариантов, в зависимости от желания заказчика водоизмещение варьировалось от 1200 до 1800 тонн.

За тридцать лет, до начала нового века, Type 209 был раскуплен весьма прилично:
- Аргентина – 2;
- Чили – 2;
- Колумбия – 3;
- Эквадор – 2;
- Греция – 8;
- Перу – 6;
- Венесуэла – 2;
- Индонезия – 2;
- Индия – 4;
- Южная Корея – 6;
- Турция – 10.

Индия, Южная Корея и Турция собирали лодки на своей территории. А в водах Южной Америки каждая вторая подводная лодка была «немкой». Признание…


Но и в новом веке Type 209 не обошли вниманием. Южная Корея на своих (еще бы на чужих!) верфях собрала 3 лодки, Турция еще 4 лодки, Индонезия построила 3 лодки.

Кроме того, в Германии построили 1 лодку для Бразилии, 3 лодки для ЮАР, 4 лодки для Египта.

Таким образом, было построено 68 лодок за 50 лет. На сегодняшний день 4 лодки списано по разным причинам и одна затонула. Но 63 лодки несут службу во флотах 14 стран, хотя некоторые уже начинают утрачивать боеспособность.

Лодка Type 209 не из дешевых. В 2006 году одна лодка продавалась за 286 миллионов долларов. К концу строительства серии 209 цена поднялась аж до 500 миллионов долларов, но даже такая немалая цена меркнет перед ценой новой лодки Type 212А, которая колеблется в районе миллиарда долларов.

И сегодня Type 209 формально все еще в линейке производителя, концерна Thyssen-Krupp Marine Systems (TKMS), но ВМС Германии больше не размещают заказы на эту лодку. Лицензионная сборка в той же Южной Корее или Индонезии – дело довольно прибыльное, поскольку позволяет переложить на плечи других наименее выгодные части производства.

И вот – вполне логичное объявление о том, что Thyssen-Krupp Marine Systems отказываются от производства дизель-электрических подводных лодок и переходят на выпуск подводных лодок с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Ее еще называют анаэробной.

В производстве остаются Type 212А и его упрощенный экспортный вариант Type 214.


Кроме того, есть еще более новые (но не факт, что более дешевые) проекты Type 212CD и 218.


Новый виток развития? Однозначно, да.

Конечно, лодки с ВНЭУ резко отличаются от обычных ДЭПЛ в первую очередь автономностью. Если шикарная по своим ТТХ Type 209 могла непрерывно перемещаться под водой не всплывая до трех суток, то Type 218 могла находиться под водой уже три недели.

Разрыв, конечно, фантастический, доступный ранее только атомным подводным лодкам. Но за все надо платить. Подлодки с ВНЭУ намного сложнее, а значит - дороже, но к тому же они требуют специальной береговой инфраструктуры. Естественно, тоже не дешевой.

Понятно, что лодка с ВНЭУ далеко не всем по карману. Естественно, страны Южной Америки именно в силу финансовых обстоятельств выбрали для себя ДЭПЛ. И по состоянию на начало 2023 года было построено 68 дизель-электрических лодок Type 209 и только 30 лодок с ВНЭУ (учитывая две лодки, турецкую и сингапурскую, которые находятся на испытаниях).

Потому в количественном отношении цифры строительства лодок ХХ века (ДЭПЛ) и ХХI (ВНЭУ) оказались сопоставимыми: 21 дизель-электрическая подводная лодка проекта Type 209 (считая вместе с израильскими лодками проекта Type 800) и 25 лодок с ВНЭУ.

Здесь, конечно, стоит задать вопрос: а не зря ли TKMS практически бросили в условиях наличия заказов на ДЭПЛ разработку чего-то нового, или модернизацию 209-го проекта?


Видимо, не зря. Конечно, те лодки из 209-го, которые будут собираться на зарубежных верфях, какую-то копеечку принесут в кассу Тиссен-Круппа. Но очевидно, что в концерне сочли 209-й проект исчерпавшим свои возможности. В конце концов – 50 лет. Для проекта подводной лодки это очень много, в конце концов, подводная лодка – это не танк.

То, что ведущий мировой производитель (а Германия вместе с Россией и Францией представляет тройку лидеров по выпуску ДЭПЛ) отказывается от продолжения работ по дизель-электрическим подводным лодкам, говорит сразу о многом. В том числе и о том, что инженеры столь известной компании считают, что ДЭПЛ исчерпала все возможности для дальнейшего развития и будущее за более дорогими, но более эффективными лодками с ВНЭУ.

Но так или иначе: Thyssen-Krupp Marine Systems объявляет всем, что больше ДЭПЛ строить не будет. Кто хочет – может идти к французским или русским кораблестроителям, но для остальных есть повод подумать на тему оснащения своего флота подводными лодками с ВНЭУ, благо, выбор у Thyssen-Krupp Marine Systems есть.

Век дизель-электрических подводных лодок явно подходит к концу. Ведь чем больше будет заказов на лодки проектов 218, тем ниже будет на них цена. Законы рынка.

Никто не говорит, что ДЭПЛ совсем сойдут со сцены, конечно же, нет! Страны третьего мира должны же чем-то вооружать свои флоты, не так ли? И те лодки, которые были выпущены в последние пару десятилетий, наверняка сменят не одного хозяина.

Но в тех странах, чьи военные флоты могут быть использованы по прямому назначению, скорее всего начнут думать об оснащении новейшими лодками с ВНЭУ, поскольку это дает реальное преимущество.

Кстати, что там у нас с проектом 677 «Лада»?
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    8 апреля 2023 04:51
    Статья неплохая, вывод неправильный. Дизельную лодку рано хоронить. Есть места где только она и может эксплуатироваться. Мелководье, самый распространённые районы. Кроме того силовые установки ВНУ ещё слишком сырые и есть много проблем. Одна из них окисление баков с окислителем (даже нержавейка гниёт). Ещё один вопрос какой тип ВНУ установить. Возобновляемый или заправляемый? Как уже понятно из названий, возобновляемый после израсходования окислителя и водорода надо их восстановить. Это расщепление воды, минус, нужно много эл.энергии. Необходим мощный генератор и сложное эл.оборудование. Второй тип, заправляемые. Соответственно запас только хранимый на корабле, заправляемый на базе. Естественно после израсходования, либо в базу, либо обычная ДЭПЛ. А так как большинство ДЭПЛ с ВНУ заправляемые, ТАДААА! Это обычные ДЭПЛ с НАВОРОТАМИ и в военный период опасны для самих экипажей. Ибо на ранних лодках Германии пр.212 цистерны с окислителем и топливом хранились внутри лодки, при порыве хана экипажу, даже ойкнуть не успеют. На поздних модификациях установили снаружи, в бою порыв и за тобой великолепный след из пузырей.
    1. +11
      8 апреля 2023 07:04
      Сравнение размеров: тип 212A ВМС Германии U-31 (S-181) и тип 206 U-29 (S-178).

      1. -2
        15 апреля 2023 00:40
        Может быть лодки и отменные, но какие-то корявые на вид, нет в них нашей элегантности.
  2. +5
    8 апреля 2023 05:18
    В позднем СССР, а затем в России разрабатывают свою субмарину с ВНЭУ, а воз, как говорится, и ныне там. Дизельно-электрические системы это действительно прошлый век, поэтому закономерно, что немцы от них отказываются, как уже ранее отказались японцы и французы. .
    1. +11
      8 апреля 2023 07:42
      Японцы уже успели отказаться от ВНЭУ и вернуться к ДЭПЛ.
      1. 0
        8 апреля 2023 13:27
        Цитата: СВД68
        Японцы уже успели отказаться от ВНЭУ и вернуться к ДЭПЛ.


        А еще японцы отказались от современного оружия и вернулись к мечам. Ну и конечно, японцы вернулись к ламповым телевизорам, которые очень помехоустойчивые;

        Вы когда пишите свои домыслы, старайтесь давать ссылки. Японцы уже давно полностью отказались от дизельно-электрических установок и не собираются к ним возвращаться. В них нет никаких плюсов - у них очень посредственный КПД, они занимают намного больше места, они требуют гораздо больше обслуживающего персонала и сервисных работ, они не позволяют на долгое время уходить под воду итд. Перечислять недостатки дизельно-электрических систем можно очень долго. ..
        1. +9
          8 апреля 2023 21:08
          В прошлом году на ВО было много материалов об отказах от ВНЭУ в пользу литиевых батарей, в т.ч., и в Японии. На данном этапе это посчитали более эффективным.
          1. +1
            8 апреля 2023 22:11
            Цитата: Oleg812spb
            В прошлом году на ВО было много материалов об отказах от ВНЭУ в пользу литиевых батарей, в т.ч., и в Японии. На данном этапе это посчитали более эффективным.


            Япония не возвращается на традиционную систему старых подводных лодок с зависимой воздухозависимой энергетической установкой, а создает революционную электрическую силовую установку на литий-ионных батареях, с которой не уже нужно будет иметь иметь дизельную воздухонезависимую силовую установку на борту. Такого еще нет ни в одной стране. По сути это подводная Тесла. Но самое примечательное, что такие японские субмарины позволят кардинально сократить бортовой экипаж и вообще такая субмарина становится на 30% короче от обычной японской субмарины на воздухо-независимой установке.
            1. +7
              9 апреля 2023 00:54
              Цитата: iran
              создает революционную электрическую силовую установку на литий-ионных батареях, с которой не уже нужно будет иметь иметь дизельную воздухонезависимую силовую установку на борту.

              А потом просто смотрим плотность энергии вылить его ионном аккумуляторе и сравниваем это с плотностью энергии в дизельном топливе. И понимаем что никакой революционной лодки которая могла бы зарядиться на берегу и выполнять боевые задачи просто не получится в виду почти десятикратной разницы в плотности энергии.
              Японцы просто используют новый аккумуляторы которые позволяют действительно находиться под водой под ними значительно дольше чем на обычных свинцовых но энергетическая установка будь то дизель или ещё какая-то на борту будет присутствовать
            2. +2
              10 апреля 2023 02:18
              Ничего, что Тесла ездит на крохотные расстояния, и при этом весит больше нормальных машин? Можно сделать подлодку на хомячках в колесе - такого тоже нигде нет.
              А ещё литиевые аккумуляторы более уязвимы, горят.
        2. +1
          10 апреля 2023 02:14
          >ВНЭУ
          Это что за магия? Перпетум мобиле? Ничего, что дизель это один из наиболее ёмких энергоносителей?
    2. +9
      8 апреля 2023 08:17
      В позднем СССР, а затем в России разрабатывают свою субмарину с ВНЭУ,
      У нас уже были лодки с ВНЭУ 615 проекта, назывались из-за аварийности "зажигалками". Это 50-60 года.
      1. -2
        8 апреля 2023 10:49
        Цитата: Авиатор_
        В позднем СССР, а затем в России разрабатывают свою субмарину с ВНЭУ,
        У нас уже были лодки с ВНЭУ 615 проекта, назывались из-за аварийности "зажигалками". Это 50-60 года.

        Пр.615 это не ДЭПЛ с ВНУ, это ДЭПЛ с регенерацией отработаных газов. Там стояли хлорные фильтры. Такие же были в безпузырьковых дыхательных аппаратах боевых пловцов. учите матчасть!
        1. +13
          8 апреля 2023 13:32
          Цитата: letinant
          Пр.615 это не ДЭПЛ с ВНУ, это ДЭПЛ с регенерацией отработаных газов. Там стояли хлорные фильтры.

          Не совсем так. 615А имела ЕДИНЫЙ двигатель (дизель) для подводного и надводного хода, а НАПЛ имеют раздельные части ГЭУ для надводного и подводного хода.
          Для подводного плавания на дизельных двигателях головная лодка пр. 615А имела две цистерны с жидким кислородом общей массой 8,5 тонн и 14,4 тонны химического поглотителя известкового типа.
          Ни о каком "хлоре" речи не идет. Известковый поглотитель "работает" с углекислотой, однако, поглощает и разлагает СО2.
          -- Бесплатный совет:
          учите матчасть!
    3. +6
      8 апреля 2023 09:43
      Ой, не спешите их хоронить. Никто ещё не проверял, как поведет себя ВНЭУ в реальной боевой обстановке, с равным противником под обстрелом.
      1. +12
        8 апреля 2023 10:23
        В бою с равным противником обнаруженная лодка - уничтоженная лодка. Так что совершенно не важно, как она поведёт себя под обстрелом.
        1. +10
          8 апреля 2023 13:37
          Цитата: УАЗ 452
          В бою с равным противником обнаруженная лодка - уничтоженная лодка.

          Есть, однако, варианты:
          - уклонение от атак ПЛО с использованием маневра по глубине, использованием имитаторов и ЛЦ, наконец -- использование средств ПТЗ.
          И конечно же немедленная атака противника из дежурных ТА самонаводящимися торпедами...
          АГА.
          1. +5
            8 апреля 2023 14:40
            И в каком из этих вариантов ВНЭУ в том или ином виде окажется фатальной проблемой для лодки и её экипажа? А именно этот посыл был в комментарии уважаемого Пузотёра. Если уж рядом с прочным корпусом начали рваться торпеды, то что ВНЭУ, что дизель... Пора петь "врагу не сдаётся..." Ибо сдаться всё равно не получится.
    4. +10
      8 апреля 2023 10:46
      Цитата: iran
      В позднем СССР, а затем в России разрабатывают свою субмарину с ВНЭУ, а воз, как говорится, и ныне там. Дизельно-электрические системы это действительно прошлый век, поэтому закономерно, что немцы от них отказываются, как уже ранее отказались японцы и французы. .

      От чего отказываются немцы? От ДЭПЛ, тогда позвольте у вас спросить у ДЭПЛ с ВНУ какой основной двигатель? Или в Германии стали строить атамачи с ВНУ?
      1. +11
        8 апреля 2023 13:43
        Цитата: letinant
        Цитата: iran
        В позднем СССР, а затем в России разрабатывают свою субмарину с ВНЭУ, а воз, как говорится, и ныне там. Дизельно-электрические системы это действительно прошлый век, поэтому закономерно, что немцы от них отказываются, как уже ранее отказались японцы и французы. .

        От чего отказываются немцы? От ДЭПЛ, тогда позвольте у вас спросить у ДЭПЛ с ВНУ какой основной двигатель? Или в Германии стали строить атамачи с ВНУ?

        Вы правы: Автор несколько фривольно обращается с терминологией. При этом ничего не говорит про японские и корейские НАПЛ четвертого поколения, в которых они отказались от ВЭНУ, отдав объемы и веса под конформные ЛИАБ большой емкости. Однако на борту остались компактные ДГ для подзарядки АБ АБ.
  3. +21
    8 апреля 2023 05:29
    Если ориентироваться на конкретный регион применения, то не вижу необходимости для ЧФ или Каспийской флотилии строить ПЛ с ВНЭУ на три недели подводной автономности. Близость своих береговых баз и ограниченность акваторий, позволяют перешагнуть через эту технологию и переходить на аккумуляторы высокой ёмкости. На Балтике, которая превратилась в море НАТО, похоже, напрочь отмирает целесообразность нашего подводного флота. Остается Японское море, где есть огромная необходимость в лодках с ВНЭУ. Хотя сами японцы, уже переходят на аккумуляторы вместо ВНЭУ, может и нам не стоит догонять, а сразу перешагнуть? winked
    1. +4
      8 апреля 2023 05:40
      не вижу необходимости для ЧФ или Каспийской флотилии строить ПЛ с ВНЭУ на три недели подводной автономности

      Тут помниться, многие особенно из "патриотичных" граждан так же не видели смысла в модернизации крейсера Москва... А потом дружно офигевали, когда его не стало ...
      1. +5
        8 апреля 2023 05:50
        История с самоутоплением Москвы нечто другое, чем банальное списание на иголки. Здесь даже и иголки не осталось.
        1. +5
          8 апреля 2023 06:28
          Цитата: lelik613
          История с самоутоплением Москвы нечто другое, чем банальное списание на иголки. Здесь даже и иголки не осталось.

          Вам не приходилось сталкиваться с проблемой продажи внешне «нового» автомобиля, в котором пролежал труп владельца?
          Нельзя жить по принципу: «Метр курим, два бросаем».
      2. +7
        8 апреля 2023 06:23
        Цитата: spektr9
        Тут помнится, многие особенно из "патриотичных" граждан так же не видели смысла в модернизации крейсера Москва... А потом дружно офигевали, когда его не стало ...

        Гражданина России мнение «патриотичных» граждан не должно интересовать априори.
        Основная масса пользователей «ВО» могла только «офигевать» от сроков «модернизации» и её качества.
        Не понимают они, какого размера должна быть совесть, когда годами (даже десятилетиями) тратятся народные денежки на смену шила на мыло...А особенно сетуют по поводу ответственности должностных лиц (и их отсутствие тоже) за качество и сроки проводимых работ.
        1. +4
          8 апреля 2023 10:03
          какого размера должна быть совесть,

          Юрий hi не судите строго, не у каждого дома есть микроскоп.
      3. +9
        8 апреля 2023 06:33
        многие особенно из "патриотичных" граждан
        Адреса, пароли, явки... Кто посмел? Но когда его не стало, я точно офигел... Так и не понял, где был экипаж в борьбе за живучесть корабля. И был ли просто пожар или было боевое поражение, несовместимое с плавучестью? winked
        1. +6
          8 апреля 2023 10:01
          Так и не понял, где был экипаж в борьбе за живучесть корабля.

          А где были мозги у командования, которое отправила корабль такого класса без авиационного прикрытия? Как всегда наших дуболомов история ничему не учит, ни своя, ни чужая.
          1. +6
            8 апреля 2023 13:17
            А где были мозги у командования, которое отправила корабль такого класса без авиационного прикрытия?
            У вас есть точные данные, что "Москву" поразили авиационными ракетами? Скажу больше, у нас ни один корабль, кроме "Кузи" не прикрывается авиацией, если не считать один-два бортовых вертолета, но и они не для прикрытия с воздуха. Может вы спутали авиацию с собственной ПВО/ПРО "Москвы", которая оказалась "дырявой" от низколетящих воздушных целей, типа ракет "Нептун"? Если вы про круглосуточный дозор с самолета А-50У, то у нас не хватит их летного ресурса для прикрытия каждого корабля в море. winked
            1. +1
              10 апреля 2023 12:04
              Цитата: Сабуров_Александр53
              У вас есть точные данные, что "Москву" поразили авиационными ракетами?

              А при чём тут авиационные ракеты? Задача авиаприкрытия - борьба не только с носителями, но и со средствами поражения, включая ПКР.
              Плюс истребители могут выступить в роли эрзац-ДРЛО, хотя бы частично закрыв своими БРЛС малые и предельно малые высоты в наиболее опасных секторах.
              Цитата: Сабуров_Александр53
              Скажу больше, у нас ни один корабль, кроме "Кузи" не прикрывается авиацией, если не считать один-два бортовых вертолета, но и они не для прикрытия с воздуха.

              А Морскую авиацию у нас уже отменили? Или взаимодействие со своими же морскими летунами, но работающими с берега - это слишком сложное колдунство?
              И как только немцы в "Цербере" справлялись (при том, что у них морской авиации вообще не было - толстый Герман вовремя дал по рукам адмиралам, до того как они убили переданные им эскадрильи своим "умелым" командованием)? Или как справлялись наши при эвакуации Одессы?
              Цитата: Сабуров_Александр53
              Если вы про круглосуточный дозор с самолета А-50У, то у нас не хватит их летного ресурса для прикрытия каждого корабля в море.

              Речь идёт хотя бы о дежурном звене "кузнецовских" МиГ-29. Им всё равно до конца ремонта ТАВКР летать только с берега - как японцам после Мидуэя.
              И да, а где пара Ка-31Р, которые засветились на ЧФ в 2020 г.?
              Как сообщило 13 марта 2020 года Министерство обороны Российской Федерации, лётчики морской авиации Черноморского флота приступили к тренировочным полётам на вертолёте Ка-31Р.
              (...)
              Ранее, 26 февраля 2020 года пресс-служба Южного военного округа сообщала о том, что зкипаж вертолета-разведчика Ка-31Р из состава морской авиации и ПВО Черноморского флота (ЧФ) выполнил практические полеты с палубы фрегата «Адмирал Макаров» в акватории Чёрного моря.
              (...)
              Комментарий bmpd. Такм образом, речь идет о передаче в состав 318-го отдельного смешанного авиационного полка Морской авиации Черноморского флота на аэродроме Кача двух единственных в составе Морской авиации ВМФ России вертолетов радиолокационного дозора Ка-31Р (красные бортовые номера "90" и "91", заводские номера 5232004162714 и 5232004164702).
              © bmpd
      4. +9
        8 апреля 2023 10:32
        Тут помниться, многие особенно из "патриотичных" граждан так же не видели смысла в модернизации крейсера Москва... А потом дружно офигевали, когда его не стало ...

        Граждане, обладающие мозгами, вне зависимости от степени своей патриотичности, совершенно справедливо не видели смысла в модернизации кораблей проекта 1164, так как те варианты модернизации, которые предлагались, мало что добавляли к боевым возможностям этих кораблей, а проводить РЕАЛЬНУЮ модернизацию было бы дороже строительства нового корабля с сопоставимой боевой эффективностью (не путать с водоизмещением). Но эти самые граждане видели ещё меньше смысла в нахождении в боевом составе "Атлантов" в немодернизированном состоянии. Что трагически и подтвердилось.
        1. 0
          8 апреля 2023 19:29
          Граждане, обладающие мозгами, вне зависимости от степени своей патриотичности, совершенно справедливо не видели смысла в модернизации кораблей проекта 1164

          Но эти самые граждане видели ещё меньше смысла в нахождении в боевом составе "Атлантов" в немодернизированном состоянии

          А это гражданин из серии, флот нам не нужен шапками в случае чего закидаем, да таких тут было и есть много... Что-то правда они почему то тут предпочитают шапками врага закидывать, а не на передовой
    2. +8
      8 апреля 2023 14:03
      Цитата: Сабуров_Александр53
      На Балтике, которая превратилась в море НАТО, похоже, напрочь отмирает целесообразность нашего подводного флота.
      В годы ВОВ Балтфлот практически был лишен системы базирования. Но и в этих невыносимых условиях ни у кого не возникало мысли об отказе от подводных лодок...
      А вы точно "из наших"?
      Цитата: Сабуров_Александр53
      японцы, уже переходят на аккумуляторы вместо ВНЭУ, может и нам не стоит догонять, а сразу перешагнуть?
      Наши стараются... Минимум 4 "организации" пилят эту тему. По мне так наиболее перспективной кажется работа Малахита над ВНЭУ на основе газовой турбины замкнутого цикла с единым двигуном надводного и подводного хода. Уже на выходе ВНЭУ на основе риформинга ДТ , которую пилит Рубин...Ну, и новое открытие белорусских ученых по созданию накопителей большой емкости на основе натрия. Емкость при тех же объемах минимум в 3 раза больше, чем у ЛИАБ. Это так, в качестве ремарки к вопросу: -- "а туда ли мы с братом идем?" bully
      1. +3
        9 апреля 2023 08:44
        Но и в этих невыносимых условиях ни у кого не возникало мысли об отказе от подводных лодок...
        А вы точно "из наших"?

        Кто у вас "наши", не берусь судить. Но историю с нашими подводными лодками на Балтике знаю досконально, сам подводник и это был не праздный интерес. Перечитал все мемуары подводников и знаю о победах и поражениях. В СССР нам рассказывали больше о победах и особенно в конце войны, когда удалось откупорить Финский залив и базироваться на финских базах. Но до того, потери ПЛ были столь огромными, что не оправдывало их применение на Балтике. Но их гнали на убой, а экипажам приписывали фиктивные победы, ради хорошей отчетности. Но после войны оказалось, что половина "потопленных" нашими ПЛ кораблей и судов противника, десятки лет бороздили просторы морей и океанов. Самый яркий пример с атакой на линкор "Тирпиц", пусть и не на Балтике. Лунина просто заставили поверить в то, что он не смог сделать и все ради пропаганды с приписками побед подводникам.
        А за инфу про ВНЭУ плюс вам от меня, спасибо!
        1. +3
          9 апреля 2023 10:35
          Рекомендую почитать при желании: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/istoriya/303739-oleg-strizhak-sekrety-baltijskogo-podplava.html
          Это книга Олега Стрижака "Секреты балтийского подплава" и горькая правда, что пришлось пережить нашим подводникам на Балтике.
      2. +3
        10 апреля 2023 12:16
        Цитата: Удав КАА
        В годы ВОВ Балтфлот практически был лишен системы базирования. Но и в этих невыносимых условиях ни у кого не возникало мысли об отказе от подводных лодок...

        После войны - да не возникало. Потому что СССР прямо или косвенно контролировал всё южное побережье Балтики чуть ли не до Проливов и частично косвенно контролировал северное. В таких условиях существование ПЛ имело смысл.
        А сейчас у нас ситуация 1943 года. РФ контролирует только южный берег Финского залива и кусочек побережья у Кёнига. Всё остальное - под контролем противника. Осталось только финнам и эстонцам восстановить Нарген-Порккалауддский рубеж - и будет как в ту войну, когда ПЛ КБФ в 1943 одна за другой гибли на противолодочном рубеже, не в силах прорвать его. И решилась эта проблема только после выхода Финляндии из войны и перебазирования ПЛ в финские шхеры.
        1. +2
          11 апреля 2023 10:32
          А сейчас у нас ситуация 1943 года. РФ контролирует только южный берег Финского залива и кусочек побережья у Кёнига.
          Я о том же... А если учесть технический прогресс в поиске и обнаружении ПЛ в текущее время, то шансов выйти из Финского залива нет вообще, если будет война. Оторванность базы в ВМФ в Калининграде (Балтийске), делает наши ПЛ смертниками или "одноразовыми", как говорил мой старпом. Хотя у нас на ТОФ в Японском море был свободный выход с базы "Ракушка" и глубина, которая сразу позволяла спрятаться.
  4. +9
    8 апреля 2023 05:57
    Да, те самые подводные лодки серии «С» - это немецких голов дело.

    Самая большое количество построенных ДПЛ (215 шт.) - это советский послевоенный проект 613, который был фактически усовершенствованным и адаптированным к советским условиям немецким проектом XXI.
    1. +10
      8 апреля 2023 06:24
      был фактически усовершенствованным и адаптированным к советским условиям немецким проектом XXI.
      Так и было! Но в чем ваш посыл? Мы такие тупые, что не могли сами сделать, или мы молодцы, что смогли использовать достижения немцев? Есть конечно американский способ достижения технического прогресса - скупить все лучшие умы по миру и с их помощью создать ядерную бомбу или ракеты. По мне так важен результат, любой ценой. winked
      1. AUL
        +8
        8 апреля 2023 09:57
        А меня снова "царапнуло" это
        Войну Кригсмарине начали с 57 подводными лодками, а за годы войны было построено 1113 лодок.
        1113/6=186 штук в год. И это в воюющей стране!
        1. +7
          8 апреля 2023 12:58
          Почитайте материалы о строительстве ПЛ в Германии. Летом 1944 года в эксплуатацию принималось более 40 лодок в месяц, максимум был в июле 43 ПЛ. Более того, если бы авиация союзников не разбомбила заводы в Бремене в том же году, Германия могла достичь производства 80 ПЛ в месяц. Строительство ПЛ шло по аналогии строительства транспортных кораблей "Либерти" в США. Скорость сборки "Либерти" иногда достигала немыслимых результатов и абсолютный рекорд составляет 4 дня, 15 часов, 29 минут. Но это одного отдельного корабля, а на верфях одновременно строилось с десяток кораблей. Точно так же и с ПЛ в Германии, детали и механизмы делали по всей стране, а сборку на нескольких верфях.
          1. +2
            9 апреля 2023 10:48
            Объект "Валентин" в Бремене для строительства ПЛ во время войны, по плану должен был выпускать готовую лодку каждые 56 часов. И это только данный завод, а были ещё другие. Бетонное перекрытие над заводом с 13-ю блоками сборки должно было выдержать 10 тонную бомбу. В конце марта 1945 года англичане нанесли поражение специальной бомбой, а через две недели ввели туда войска...
          2. -1
            11 апреля 2023 16:09
            Потрудитесь перечислить типы этих лодок, а то окажется что это двухэкипажная ПЛ, товарищ "подводник"
            1. 0
              12 апреля 2023 11:48
              Потрудитесь перечислить типы этих лодок, а то окажется что это двухэкипажная ПЛ,
              Максим, потрудитесь заглянуть в интернет, хотя бы с запросом по объекту "Валентин". Там и про тип лодок узнаете и сколько успели их выпустить именно в Бремене. Впрочем, мне не трудно, вот ссылка:
              https://fishki.net/2537163-bremen--bunker-valentin.html
              Далее, если цифры действительно так торкнули вас, что появился не к месту термин "двухэкипажная ПЛ", гляньте ещё сюда:
              https://germanygid.ru/podvodnyj-flot-tretego-rejha/
              Кстати, на лодках крейсерского проекта, где довелось мне служить радистом, действительно было два штатных экипажа по 75 человек. А вы что имели ввиду, экипаж из двух человек? Так это были не лодки, а управляемые людьми торпеды. smile
        2. 0
          11 апреля 2023 16:11
          Надо см. не только на количество, типы ПЛ, что и когда заложено
      2. +5
        8 апреля 2023 18:18
        Тут, уважаемый коллега Александр, как в старой еврейской притче - "... и ты прав, сын мой, и ты прав, сын мой..." в период 20-х - 50-х это касалось не только ПЛ, но и авиадвигателей, и атомно-ракетной темы, и химии, и точной механики, и многого-многого другого...
  5. +9
    8 апреля 2023 07:42
    Подводные лодки Германии перестали быть грозным оружием уже в 1943 году, когда ВМС США и Великобритании получили новейшие сонары, пеленгаторы, гидросамолеты дальнего действия вроде Каталины.
    За 1944 год союзники почти истребили немецкие подлодки в Атлантике и в битве за Атлантику произошёл перелом - в 1944 и 1945 году торговые суда ходили из США в Великобританию и обратно уже без конвоев.
    1. +6
      8 апреля 2023 08:59
      На 677 проекте нет ВНЭУ , это не означает , что мы не можем ее создать ,просто установка любого типа ВНЭУ ну очень существенно усложняет удорожает постройку и эксплуатацию лодок. К перечню дизель солярка аккумуляторы добавляет запас жидкого кислорода, стирлинг хим поглотитель, или ж.кислород хим оборудование по реформингу солярки, хим поглотитель, или ж.кислород парогазовая турбина, хим поглотитель, или 100% перекись водорода , парогазовый котел, турбина , хим. поглотитель, если в последнем варианте в перекиси сжигать эт.спирт то на выходе будет вода и чистый углекислый газ который можно сжижать и тем самым обойтись без поглотителя. При этом надо учитывать ВНЭУ как правило могут обеспечивать только экономичный ход на малых скоростях , и например стирлинги не получается делать большой единичной мощности и приходится ставить не по одному даже на мелкую ПЛ. при эом любая ВНЭУ требует непрерывной работы топливных насосов, насосов циркуляции охлаждения ,возможно оборудования по сжижению углекислого газа, и это все создает шумы. И главное , установить ВНЭУ на двухкорпусную лодку в которой 30-40% воды ( в проекте 677 водоизмещение подводное 2650 надводное 1765 запас плавучести 33% ,) наверное в принципе невозможно , весь запас положительно плавучести прочного корпуса израсходован на компенсацию отрицательно плавучести легкого корпуса , который окружает прочный со всех сторон и потому много весит.
      то есть если куда то втиснуть сосуд дьюара с жидким кислородом, который тяжелей воды то весовой баланс сразу нарушится, и на чего убирать облегчать.
      1. +9
        8 апреля 2023 13:08
        agond На 677 проекте нет ВНЭУ , это не означает , что мы не можем ее создать ,просто установка любого типа ВНЭУ ну очень существенно усложняет удорожает постройку и эксплуатацию лодок.

        Вот эти вот разговоры: дорого, нет денег, - и ведут к тому, что у нас ничего нет, а что есть, быстро умирает. Назовите базу пл, где были или есть стационарные береговые компрессора? Только на СМП, а в ВМФ - дорого. Обогрев паром ракетных шахт 941 проекта в базе, не было ни разу, дорого ... и т.д., и т.п.
    2. +11
      8 апреля 2023 10:09
      Подводные лодки Германии перестали быть грозным оружием уже в 1943 году, когда ВМС США и Великобритании получили новейшие сонары, пеленгаторы, гидросамолеты дальнего действия
      Понятное дело,на каждую хитрую гайку найдётся болт с резьбой.⁠⁠
    3. +14
      8 апреля 2023 11:15
      Снимаю шляпу перед подводниками любых стран и времён!
      ВДВ по сравнению с ними - "мальчики для битья" в плане психологической устойчивости. Десантники работают в момент на адреналине, подводники - под постоянным психологическим нагрузками. Надо иметь стальные нервы, днями и неделями сидеть в стальной коробке на глубине. Бывал на ДЭПЛ и была только одна мысль - тут находится-то страшно и тесно, а уж воевать... В случае аварии этой почти гарантированная гибель.И если повезёт, гибель мгновенная, а не от переохлаждения и удушья в течении нескольких суток...
      Отдельная каста отважных смертников - это подводники на атомных подлодках.
      1. +2
        11 апреля 2023 20:27
        . Отдельная каста отважных смертников - это подводники на атомных подлодках.


        Спасибо за понимание.
      2. -1
        15 апреля 2023 00:57
        Jager-присоединяюсь к Вашему мнению! hi hi
    4. +9
      8 апреля 2023 15:16
      Цитата: Флибустьер
      ВМС США и Великобритании получили новейшие сонары, пеленгаторы, гидросамолеты дальнего действия вроде Каталины.


      Тут все равно (как сейчас понятно) было пространство для маневра - можно было, например, привлечь промку немцами оккупированных стран к изготовлению деталей подлодок. Урезать ракетные программы и переориентировать их на изготовление ракет ПВО для защиты от бомбардировок, в том числе и ракет для самообороны подлодок от авиации.
      Постараться найти ещё союзников - например, в Латинской Америке, Азии и Африке; в той же Индии и на предвоенной Кубе вполне могли оказаться немецкие центры силы и инфраструктура. "Остров Свободы" до 1940 заметно симпатизировал именно немцам, из за чего на протяжении всей войны ходили слухи о том, что тайно немцы использовали небольшие базы, скрытые в бухтах вдоль побережья Кубы, которые использовались для пополнения запасов подводных лодок; и именно из за того, что немцы "упустили" Кубу - они и создали U-Boot-Klasse XIV и у американского побережья могли находится только кратковременно.
  6. +8
    8 апреля 2023 08:18
    А что, в лодках с ВНЭУ дизеля отсутствуют совсем? Также, как и аккумуляторы? Насколько понимаю ,просто аккумулятор из основного энергоносителя для подводного хода, превратился во вспомогательный, для питания энергопотребителей под водой. Название статьи НЕКОРРЕКТНОЕ.
    ... то Type 218 могла находиться под водой уже три недели.
    А сколько миль сможет пройти за три недели лодка под ВНЭУ? Что бы можно было сравнивать ее с атомной. И какова максимальная скорость подводного хода без аккумуляторов, только с ВНЭУ?
    И давайте не будем забывать про "Яйцо Доллежаля", как прекрасную альтернативу всем этим Стирлингам, ЭХГ и пр.
    1. +9
      8 апреля 2023 13:16
      Вообще то существуют малогабаритные ядерные реакторы, которые возможно уместились бы на малых подводных лодках. Если не страдать гигантоманией для только АПЛ, то и для малых ПЛ можно сделать подходящий ядерный реактор раз уж не получается анаэробная установка.
      1. +5
        8 апреля 2023 22:47
        Есть. Габариты лодок проекта "Лира" соответствуют габаритам ДЭПЛ. Подводное водоизмещение этих АПЛ -- 3180 т, а современной "Варшавянки" 3950 т. Длина 705 -- 81м, 630 -- 73 м.

        Вот теперь можно посидеть-подумать, если лодки с ВНЭУ действительно настолько дороги в изготовлении и эксплуатации, не лучше ли вернуться к малогабаритным АПЛ с реакторами со свинцовым теплоносителем. Тем более, что новые реакторы такого типа уже создавались с учётом допущенных некогда ошибок.
        1. +1
          9 апреля 2023 10:45
          Вы просто почитайте про эти "Лиры", про то - почему лодки этого проекта прослужили в ВМФ, наверное, меньше любых других АПЛ. Про их шумность, запредельную (даже для СССР) сложность и дороговизну эксплуатации. Я не знаю - какие из их недостатков принципиальные, а какие были просто "детскими болезнями" технологии. Но раз это направление нигде развития (в виде новых лодок, а не экспериментальных реакторов - демонстраторов технологий) не получило, то значит, не со всеми принципиальными проблемами пока справились.
          1. +1
            10 апреля 2023 02:41
            Реактор со свинцовым теплоносителем как, например, и ракетный двигатель РД-180, ноу-хау советских инженерно-конструкторских школ. Теоретически построить могут все. На практике не получается. А без этого уникального реактора создание такой лодки невозможно. Этот реактор непревзойдён по компактности.
            Лодка была действительно сложной и проблемной. Но её возможности для того времени были запредельными. Шумность, про которую вы говорите, была только на высоких скоростях, как и у всех лодок. Ну так там и скорости были сумасшедшие по меркам подлодок.
            Принципиальные недостатки лодок и реактора известны. В новых проектах они исправлены.

            Росатом строит сейчас промышленный энергоблок проекта БРЕСТ со свинцовым теплоносителем. Значит с принципиальными проблемами справились.

            В любом случае, если речь идёт не о РИТЭГах, а о компактных реакторах высокой мощности, ничего лучшего пока нет и вряд ли появится.
            1. +1
              10 апреля 2023 11:58
              Росатом строит сейчас промышленный энергоблок проекта БРЕСТ со свинцовым теплоносителем. Значит с принципиальными проблемами справились.


              Технология одна, а вот проблемы, вызванные условиями эксплуатации, могут быть разными, так что вообще не факт, что справились.
        2. 0
          12 апреля 2023 12:17
          не лучше ли вернуться к малогабаритным АПЛ с реакторами со свинцовым теплоносителем.
          Алексей, не в этом дело! По международным договорам, которых мы ещё придерживаемся, запрещено иметь на вооружении атомный флот в Черном и Балтийском морях. Поэтому ВНЭУ в первую очередь нужны были там. Про свинцовые и натриевые теплоносители в реакторах, наверняка наши конструкторы помнят и вернутся к ним, если сочтут целесообразным на новом уровне технологий. Основной недостаток ЖМТ вы знаете, необходимость постоянной поддержки температуры расплава металла в контуре, что при стоянке в базе или в доке, требует подключения к внешнему источнику. А что случилось с первой нашей АПЛ на ЖМТ К-27, можно почитать здесь:
          https://dzen.ru/a/W4rf_LR3WwCpdjTY
  7. +5
    8 апреля 2023 09:40
    ДЭПЛ обязательно вернутся, когда их автоматизация позволит обходиться экипажем в 3-5 человек.
  8. +6
    8 апреля 2023 10:27
    Был внутри лодки тип 205 U-9 кстати, очень маленькая и компактная, только у командира своя каюта, которая закрывается шторкой, из центрального поста в торпедный пройти можно только боком.
  9. +4
    8 апреля 2023 10:38
    Аккумуляторы стремительно совершенствуются. Скоро все эти костыли в виде ВНЭУ нынешних итераций будут просто никому не нужны.
    1. +2
      8 апреля 2023 16:37
      Совершенно верно. У Лады, как пишут, дальность подводного хода 650 миль, на скорости в 3 узла, это под водой больше 5-ти суток. Наверное, уже сейчас можно довести этот показатель до 10, а то и 15 суток, применяя другие аккумуляторы. Вопрос пока в безопасности и стоимости.
    2. +2
      8 апреля 2023 22:18
      Цитата: УАЗ 452
      Аккумуляторы стремительно совершенствуются. Скоро все эти костыли в виде ВНЭУ нынешних итераций будут просто никому не нужны.


      У Японии уже появились субмарины на литий-ионных батареях, которые уже не требуют наличия на борту ВНЭУ. Наши за 30 лет так и не осилили ВНЭУ, а японцы уже отказываются от ВНЭУ в пользу целиком электрических силовых установок.
      1. +3
        8 апреля 2023 22:59
        То есть вы ставите им в заслугу, а нашим в упрёк то, что японцыистратили чёртову прорву денег на модную теорию ВНЭУ, сделали неработающую хрень и вернулись к тому, с чего начали? А наши этого не сделали... Хм... интересная логика. Я вот почему-то считал, что конструкторский гений в том и состоит, чтобы на основе знаний и опыта на стадии ТЕОРИИ и ПРОЕКТА уметь отсеивать нежизнеспособные концепции. А оказывается нужно все делать "в натуре". Думаю, лично вы готовы на эти изыски пожертвовать и свои доходы и доходы своей семьи, да? :)

        По-моему, как раз весьма удачно, что наши не бросились в эту гонку, ограничившись натурными экспериментами. Мне как-то не улыбается оплачивать из своего кармана, закосы пытливого инженерного ума, возбуждённого статьями в "Популярной механике".

        Выше в другом комментарии я уже написал, что у нас уже есть решение проблемы малогабаритной ПЛ с большой дальностью подводного хода. Если нужна именно такая лодка. Но ДЭПЛ то берут прежде всего дешевизной.
        1. +2
          9 апреля 2023 10:56
          Как бы не оказалось, что у нас на "натурные эксперименты" потратили в общей сложности больше денег, чем японцы на реально работающие ВНЭУ.
          И по уму - флот, и вообще все ВС должны быть готовы к войне в любое время. Если ждать, когда противник доведёт до ума свои военные технологии, набьёт шишки и потратит ресурсы на тупиковые пути, а мы, такие умные и хитросделанные, учтём их ошибки и сразу пойдём по правильному пути, то неизбежно будут возникать ситуации, когда всякие Арматы и Коалиции существуют в единичных "парадных" экземплярах, а воюют Т-62. Та же ситуация будет с подводным флотом, если вдруг воевать на море придётся сейчас или в ближайшее время, а не в некоем светлом (или тёмном) будущем.
          1. +1
            10 апреля 2023 02:52
            Так пробовали уже. При СССР в 70-е решили создать "самый-самый" весь из себя прорывной и совершенный ударный вертолёт. Итог известен, по прошествии полувека еле-еле обеспечиваем свои войска морально устаревшими вертолётами аж двух конструкций.
            После распада СССР реализовывали пойти своим путём и сформировать ВВС на базе тяжёлого ИБ. Отказавшись от лёгкого. В итоге до сих пор не можем заменить машины полувековой давности выпуска.
            Нам, по вашей логике, видимо, нужно было построить "лазерный боинг", рвануть разрабатывать рэйлган и обязательно построить эсминец "пузом вверх". :)
            Кто бы только вот денег на всё это нам дал, как штатовцам -- примерно 700 миллиардов долларов... :)
            В мире полным-полно проектов разной степени реализуемости. Гоняться за всеми модными тенденциями, значит остаться без всего вообще. Вы не забывайте, эти самые японцы, которыми вы так восхищаетесь, не имеют собственного самолёта. Там ещё F-4 летают. И весь парк ВВС куплен в США.
        2. +1
          9 апреля 2023 22:01
          японцыистратили чёртову прорву денег на модную теорию ВНЭУ, сделали неработающую хрень

          Японцы построили 10 подлодок с ВНЭУ, ВНЭУ они не разрабатывали, а купили лицензию на готовую у шведов.
    3. +3
      8 апреля 2023 23:07
      Цитата: УАЗ 452
      Аккумуляторы стремительно совершенствуются.

      К сожалению нет. Литий-ионные аккумуляторы это открытия 70-х годов и разработки 80-х. Первый промышленный образец сделан Сони в 1991. И их главной проблемой была с момента начала разработок и по сей день жуткая пожароопасность. Любое нарушение герметичности батареи, и не дай бог попадание туда воды и эта штука воспламеняется и горит с высокой температурой. При этом практически не подвержена тушению.
      А через три года батарея начинает быстро деградировать и вскоре теряет до 60-70% емкости. Как по-вашему, делает ли эти факторы литий-ионные батареи хорошим выбором для боевого подводного корабля?
      1. +1
        9 апреля 2023 08:14
        Цитата: abc_alex
        Как по-вашему, делает ли эти факторы литий-ионные батареи хорошим выбором для боевого подводного корабля?


        Есть экспериментальные батареи с водным негорючим литиевым электролитом. У них очень много своих недостатков.
      2. 0
        9 апреля 2023 11:09
        Как по-вашему, делает ли эти факторы литий-ионные батареи хорошим выбором для боевого подводного корабля?

        Разумеется нет. Но ядерный реактор, если перечислять его недостатки - вообще крайне неудачный выбор для боевого подводного корабля, но используется же! Или давайте порассуждаем о попадании воды в активную зону реактора, или его разгерметизации, попадании теплоносителя в обитаемую зону.
        Пожароопасность батарей, это конечно проблема, но можно поколдовать с отстыковываемым отсеком в случае пожара. Это явно проще, чем разработать новое поколение малогабаритных ядерных реакторов, да ещё и обеспечить для него малошумность, сравнимую с чисто аккумуляторной лодкой (у которой практически только винты шумят).
        Про деградацию на 30-40% за три года, скорее всего Ваши сведения несколько устарели - Тесла даёт на свои батареи существенно более длительную гарантию, и прогресс в этом направлении как раз идёт наиболее быстрыми темпами. Да и литий ведь из батарей никуда не девается, так что если конструкционно батарейный отсек выполнен в виде быстрозаменяемого модуля, то перезарядку можно выполнить весьма быстро, а элементы из замененного отсека отправить на переработку. Всё это будет вряд ли более трудоёмко, чем суммарно регламентные работы на дизеле за те же три года.
        1. +2
          10 апреля 2023 03:31
          Цитата: УАЗ 452
          Разумеется нет. Но ядерный реактор, если перечислять его недостатки - вообще крайне неудачный выбор для боевого подводного корабля, но используется же!


          Так ведь ядерный реактор -- это ГЕНЕРАТОР энгергии. А не хранилище как, аккумулятор. Реактор обладает преимуществом, перекрывающим все его недостатки -- он способен обеспечить лодке функционирование в подводном состоянии на протяжении месяцев. Обеспечивая функционирование всех систем. У АПЛ фактором, ограничивающим подводные переходы является уже экипаж.
          А аккумулятор не может выработать энергию, его необходимо заражать от внешнего источника питания.

          Цитата: УАЗ 452
          Или давайте порассуждаем о попадании воды в активную зону реактора, или его разгерметизации, попадании теплоносителя в обитаемую зону.


          Может быть и такое. Но повторю -- месяцы подводного движения.

          Цитата: УАЗ 452
          Пожароопасность батарей, это конечно проблема, но можно поколдовать с отстыковываемым отсеком в случае пожара.

          ??? И толку? Вы вышвырнете в море источник энергии, а дальше? На дно? Лодка без электричества мертва. А дизель под водой не работает...
          Цитата: УАЗ 452
          Это явно проще, чем разработать новое поколение малогабаритных ядерных реакторов, да ещё и обеспечить для него малошумность, сравнимую с чисто аккумуляторной лодкой (у которой практически только винты шумят).

          Заряжать то вы как и где аккумуляторы будете? Чем выше ёмкость, тем больше время зарядки. :) Лодка с аккумуляторами большой ёмкости -- это тоже не просто. Да ещё если "поколдовать с отстыковываемым отсеком". И вы всё равно получите лодку, которая принципиально не отличается от существующих и проигрывает АПЛ кратно по всеми параметрам.
          Что проще -- вопрос сложный :) Реакторы мы делать умеем. Умеем хорошо. В том числе компактные со свинцовым теплоносителем. И если начнём разрабатывать, положительный итог гарантирован с высокой долей вероятности. А вот ВНЭУ или аккумуляторы высокой ёмкости делать пока не научились. Получится или нет -- вопрос открытый.

          Цитата: УАЗ 452
          Про деградацию на 30-40% за три года, скорее всего Ваши сведения несколько устарели

          А я не так написал. Я написал: через три года батарея начинает быстро деградировать и вскоре теряет до 60-70% емкости. То есть три года она ёмкость держит. А вот потом начинается процесс деградации, который приводит к потере ёмкости.

          Цитата: УАЗ 452
          Тесла даёт на свои батареи существенно более длительную гарантию

          ???? А какое отношение Тесла имеет к технологиям литий-ионных батарей? Она их не производит, а набирает из готовых элементов произведённых в Китае. На что и как она там даёт гарантию -- вопрос исключительно маркетинговый, предприятия Маска славятся нестандартным подходом к выполнению обещаний клиентам.

          Цитата: УАЗ 452
          Да и литий ведь из батарей никуда не девается, так что если конструкционно батарейный отсек выполнен в виде быстро заменяемого модуля

          Там не всё так просто. При зарядке-разрядке меняется кристаллическая решётка
          Литий-содержащих элементов.
          Да концепция быстросъёмных батарей уже давно витает в воздухе, но пока даже для автомобиля не реализована, а ему не нужно создавать герметичный корпус, выдерживающий многотонное давление.

          Цитата: УАЗ 452
          перезарядку можно выполнить весьма быстро

          Увы и ах. Нельзя. Реакция в аккумуляторе химическая. Ускорите -- может пойти не так и привести не к тому. Современная быстрая зарядка -- маркетинговый ход. Батарея делится на 2-4 банка, заряжающиеся параллельно. Это ускоряет ОБЩИЙ процесс, но одновременно требует большой мощности источника тока зарядки.

          Цитата: УАЗ 452
          Всё это будет вряд ли более трудоёмко, чем суммарно регламентные работы на дизеле за те же три года.

          Пока такое не делают даже на автомобилях. :) И я не знаю, реально ли вообще раз в три года вскрывать корпус лодки для замены батарей. Там батарея то будет не со спичечную коробку, тонны...
          1. +1
            11 апреля 2023 20:41
            . реально ли вообще раз в три года вскрывать корпус лодки для замены батарей.


            Вскрывать нет необходимости. Обычную свинцовую батарею загружают/выгружают силами штатного экипажа через люк в корпусе с помощью обычного крана. Естественно авральные работы инструктажи и прочая канитель.
            С литием никаких отличий в организации. Те же "банки" под сотню (и) кг. и кран.
            Конструкция пл предусматривает такие вещи.
  10. +3
    8 апреля 2023 10:42
    Интересно, а почему японцы не стали массово применять подводные лодки во второй мировой?
    1. +5
      8 апреля 2023 13:21
      Интересно, а почему японцы не стали массово применять подводные лодки во второй мировой?

      Вот здесь всё написано:
  11. +2
    8 апреля 2023 13:09
    Авианосец "Корейджес", первый авианосец, потопленный подводной лодкой. Но не последний


    Это был драндулет постройки аж 1917 года.

    А вот то, что ПЛ U-81 уничтожила новейший британский авианосец «Арк Ройял» - это потрясло всех в 1941. Командовал ПЛ U-81 тогда 26-летний капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер.
  12. Комментарий был удален.
  13. -1
    8 апреля 2023 13:55
    Вообще, если быть исторически точным, то первые подводные лодки Германии были не дизель-электрическими, а керосин-электрическими

    Если быть исторически точным, то первая подводная лодка Германии была мускульная.

    1850 год. Подводная лодка Вильгельма Бауэра.
    А вот следующие уже были именно дизельными, так как принципиальное значение имеет не название топлива. а способ его воспламенения. На лодке U-1, построенной в 1906 году в Киле, для надводного хода использовались 2 двигателя Körting Petroleum. Это был классический дизель. А то, что в качестве топлива в нем использовался керосин, так в те времена для дизелей использовались разные виды топлива - от нефти до осветительного газа.
  14. +1
    8 апреля 2023 14:18
    Германские дизель-электрические подводные лодки ушли в историю

    Ну тут автор явно погорячился, так как ThyssenKrupp Marine Systems продолжает строить ДЭПЛ (Dakar-class для Израиля и будет их строить минимум до 2031 года, Type 212CD для Норвегии до 2034 года). Наличие на этих лодках вспомогательной ВНЭУ принципиально ничего не меняет - эти лодки дизель-электрические.
  15. +7
    8 апреля 2023 14:57
    С восхищением убедился, что Роман Скоморохов и на дуде игрец. То есть разбирается во всех тончайших нюансах всех без исключения вопросов техники и вооружения, а также военной промышленности и, чего у там таить, стратегии. После прочтения возник вопрос: почему не упомянут, даже вскользь, американский опыт? Там тоже есть подплав, но все лодки - атомные. То есть от дизельных там отказались полностью, давно и навсегда. Царапнул глаз и тезис, что повешение гуманнее гибели вместе с лодкой. Повешение для военных - это позор. Это высшая степень унижения. Видимо, при подготовке статьи Роман слишком увлекся копипасту, а моряков-подводников рядом не оказалось. Либо сам не пригласил людей, которые разумеют. Я не подводник, но, показав публикацию знакомому из этой вышей касты военнослужащих, быстро пожалел - тот так изощренно ругался матом, что я не успевал откладывать для себя в подкорке новые обороты речи. Впрочем, румяные модераторы их и так бы не напечатали. .
    1. +1
      9 апреля 2023 22:14
      почему не упомянут, даже вскользь, американский опыт? Там тоже есть подплав, но все лодки - атомные. То есть от дизельных там отказались полностью, давно и навсегда.

      Отказались из-за особо расположения Штатов- за океанами со всех сторон. Сейчас Австралия пытается на этот же путь стать.
  16. +2
    8 апреля 2023 15:01
    Цитата: Подтекст
    Интересно, а почему японцы не стали массово применять подводные лодки во второй мировой?

    Вот здесь всё написано:

    Спасибо, почитаю hi
  17. +4
    8 апреля 2023 18:06
    Цитата: Морской Кот
    не судите строго, не у каждого дома есть микроскоп.


    Автор написал:
    “Не зря британский контр-адмирал Уилсон заявил, что «подводная война не укладывается в концепцию благородного военного поединка».

    Не нужно приводить такие примеры.
    Британцы те ещё изверги.
    Начиная от кровавого подавления восстаний всяких сипаев, заканчивая потоплением гражданских судов с еврейскими мигрантами в конце Второй мировой войны.
    Эти (англичане) глазом не моргнут, потопят и госпитальное суда и разбомбят абсолютно невоенный Дрезден.
    Хуже английских палачей только сионисты.
    P.S. хорошая книга про подводников: "Стальные гробы".
    Кровь, пот, испражнения- всего по ноздри, вот такая морская романтика.
    Ну и фильм всех времён и народов: "Das bot", жаль что наши ничего подобного не сняли.
    А какой материал!
    Чего стоит только атака века, Маринеско.
    Или потопление Гоий (более 7000 душ фашистов отправили на дно Чёрного моря).
  18. +3
    8 апреля 2023 21:46
    Внэу использует двигатель? Значит под водой она громыхает и лодка с электроприводом тут куда интересней.
  19. Комментарий был удален.
  20. 0
    9 апреля 2023 00:06
    За Первую Мировую войну немецкие лодки потопили 5 861 торговое судно общей грузоподъемностью свыше 11 млн рег. тонн, а также 156 надводных боевых кораблей, включая 10 линкоров, 20 крейсеров и 31 эсминец.
    10 линкоров? Серьезно? Их у Англии вроде чуть больше 30 штук всего было.
    1. +2
      10 апреля 2023 16:48
      Цитата: bk0010
      10 линкоров? Серьезно? Их у Англии вроде чуть больше 30 штук всего было.

      Дык... это, видимо, со старыми ЭБР и по российской классификации 1907 года.
      Вы же помните этот чудный момент, когда "Двенадцать апостолов" внезапно стал наравне с "Севастополями". smile
  21. +1
    9 апреля 2023 00:56
    Цитата: lelik613
    История с самоутоплением Москвы нечто другое,

    С каких это поражение огнём противника стало самоутоплением?
    Напоминаю вам о том что находящееся у причала в Бердянске корабли были поражены ракетой признали только спустя год.
    Поэтому ждём откровений про Москву
  22. 0
    9 апреля 2023 06:51
    Остается дождаться, когда будут готовы отечественнык лодки и ВНЭУ для нее, и узнать, насколько конструкторам удалось выполнить технические требования и нужные характеристики. Обещаний мы слышали уже изрядно, а воз и ныне там.
    1. +2
      9 апреля 2023 09:12
      Цитата: не тот

      не тот
      Вчера, 10:09
      НОВЫЙ

      +10
      Подводные лодки Германии перестали быть грозным оружием уже в 1943 году, когда ВМС США и Великобритании получили новейшие сонары, пеленгаторы, гидросамолеты дальнего действия
      Понятное дело,на каждую хитрую гайку найдётся болт с резьбой.⁠⁠

      Немцы для связи со своими лодками использовали недоделанные шифровальные машины «Эни́гма» которые союзники научились успешно дешифровывать и опрелять места будущих скоплений волчих стай в атлантике и затем направлять туда свои "сонары, пеленгаторы, гидросамолеты " , вот если бы немцы как Штирлиц по старинке пользовались обычными рациями
  23. +1
    9 апреля 2023 11:00
    Цитата: Алексей Лантух
    Вообще то существуют малогабаритные ядерные реакторы, которые возможно уместились бы на малых подводных лодках.

    Атомный реактор при всём желании нельзя сделать таким тихим поэтому лодкой с ним всегда будет значительно шумнее
  24. 0
    9 апреля 2023 11:37
    Вообще то ВНСУ,вспомогательная силовая установка для длительного патрулирования на малошумном хоу. Основной силовой все равно остается дизель-электрическая силовая установка. Так что говорить о прекращении разработки и постройки диезель-электрических лодок полная чушь. Строятся именно ДЭПЛ с дополнительной вспомогательной ВНСУ. Морские переходы лодки проходят под дизелями, а выход в атаку и отход под аккумуляторами.
  25. +1
    10 апреля 2023 10:45
    Цитата: Дилетант
    Самая большое количество построенных ДПЛ (215 шт.) - это советский послевоенный проект 613, который был фактически усовершенствованным и адаптированным к советским условиям немецким проектом XXI.

    1. Проект 613 в корне различается немецким 21 проектом.
    613 лодка для морской зоной примерно 1000 тон. Она оптимизирована для небольших морях(Балтика, Черное море) и для действии недалеко от берега.
    Немецкий 21 проект - океанская лодка 2000 тон и главная цель для них трансокеанские конвои далеко от берегов.
    2. Проект 21 ето признание поражения немецкой тактики в подводной войне. Координированая атака в надводном положение большими групами лодок и разгром конвоев из торгових судов уже било невозможно и достич прежних успехов тоже било невозможно и при помощи 21 проекта.
    При етом 21 проект символ провала немецкого военного планирования - огромние средства и усилия били потеряни без никакого полезного военного результата в решающий период войни. Ето пример как нельзя делать. Намного лучше било сосредоточит все усилия на 23 проект и на маленких лодках Зеехунд. Если немци строили и лодки как советский проект 613 и ето било намного лучше в 1944-45.
  26. +1
    10 апреля 2023 13:42
    Не нужно считать, что немецкие судостроители всегда идут верным путём. Японские ВМС отказались от ВНЭУ(дв. Стирлинга) в пользу литий-ионных АБ. Использование последних - реинкарнация для ДЭПЛ. Возможно, отечественных "нельсонов" испугали аварии с ЛИАБ на наших экспериментальных объектах и "хватаясь" за германский опыт они "рожают в муках каменный цветок" с многострадальной "Ладой". А стоит присмотреться к опыту самураев, заказать и потребовать исполнить предприятиям относительно безопасные литий-ионные АБ и начать оснащать ими уже серийный 677пр. с учётом изменения балласта или увеличения элементов сборки АБ по весу. И тогда рано будет хоронить проверенные временем ДЭПЛ.
  27. -1
    10 апреля 2023 20:00
    Век дизель-электрических подводных лодок явно подходит к концу.


    Радеть за технический прогресс — это, конечно, хорошо. Только жизнь показывает, что категоричность в этом вопросе — дело неблагодарное.
    Подлодки с ВНЭУ, безусловно, займут свою нишу в соответствии с возложенными на них задачами. Но и ДЭПЛ в своей нише ещё долгое время будут востребованы.
    Это как признавать превосходство огнестрельного оружия перед луком со стрелами и говорить, что «век холодного оружия подошёл к концу».
    А то, что известный разработчик и производитель объявил о конце производства… Ну, дык, они «в ставке Гитлера» много чего наобъявляли. Отказ от угольных ТЭС, например. Полный переход на ВИЭ. Прогресс же. «Морально устарели.» А потом так «ой!»…
  28. 0
    10 апреля 2023 20:04
    Цитата: sergej_84
    так в те времена для дизелей использовались разные виды топлива - от нефти до осветительного газа

    Так и сейчас тоже. На чём только дизеля ни дизелят. smile
  29. 0
    12 апреля 2023 08:03
    в течении часа потопила три британских бронепалубных крейсера, «Абукир», «Хог» и «Кресси».


    Так-то крейсеры были не лёгкими бронепалубными, а тяжёлыми, броненосными..
  30. Комментарий был удален.