Найти советский авианосец: подлодка HMS Swiftsure и крейсер «Киев»

51
Найти советский авианосец: подлодка HMS Swiftsure и крейсер «Киев»
Тяжелый авианесущий крейсер "Киев", 1986 г. Фото Минобороны США


В годы Холодной войны вероятный противник в лице ведущих стран НАТО тщательно следил за развитием вооруженных сил СССР, в т.ч. военно-морского флота. При появлении новых кораблей, их старались изучить всеми доступными методами и сделать выводы. Тяжелый авианесущий крейсер «Киев», принятый в боевой состав флота в 1975 г., не стал исключением. Для изучения его конструкции и определения возможностей Королевский ВМФ Великобритании провел сложную и рискованную операцию.



Предмет интереса


В конце шестидесятых годов в СССР был разработан проект тяжелого авианесущего крейсера «1143» или «Кречет». В середине 1970 г. на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) был заложен головной корабль этого типа – «Киев». Его спустили на воду в последние дни 1972 г., а в самом конце 1975-го приняли в состав ВМФ. В следующем году корабль прибыл в Североморск и начал службу в составе Северного флота.

Разработка и строительство первого советского тяжелого авианосца с самолетами на борту не остались незамеченными за рубежом. Вероятный противник пытался получить любую доступную информацию о проекте 1143 и о строящемся «Киеве». Для этого США, Великобритания и другие страны применяли различные средства и подходы.

Так, корабли и самолеты НАТО, при выходе советского авианосца в море, старались следить за ним и фиксировать передвижения и маневры. Кроме того, при возможности, делались фотографии и проводилась киносъемка. Все это позволяло увидеть те или иные особенности конструкции, определить примерные характеристики и т.д.


Подлодка HMS Swiftsure. Фото Globalsecurity.org

Однако часть наиболее интересных сведений оставалась недоступной. В частности, у вероятного противника не было возможности изучить подводную часть корабля, а также сделать качественные записи производимого им шума. Такие материалы позволили бы сделать некоторые выводы, а также помогли бы в дальнейшем развитии подводных сил и в подготовке моряков.

Подводная операция


Решать новую задачу разведки и добывать важные данные взялся КВМФ Великобритании. Был проработан план операции с привлечением одной из новейших атомных подлодок. Ей предстояло найти в море советский крейсер «Киев», приблизиться к нему на минимальное расстояние и сделать необходимые записи.

Возможность провести такую операцию появилась в апреле 1977 г. В середине месяца корабли и авиация Северного флота ВМФ СССР участвовали в крупных учениях «Север-77». Им предстояло отработать решение боевых и иных задач, а также проверить навыки взаимодействия. На фоне этих событий британский КВМФ начал свою операцию.

На момент проведения советских учений в Баренцевом море находилась британская атомная подлодка HMS Swiftsure (S126) одноименного проекта. В связи с этим экипаж под командованием капитана Джона Спеллера получил приказ найти советский ТАВКР и собрать необходимые данные.


Рулевой на центральном посту "Свифтшура". Фото Минобороны Великобритании

Предполагалось, что «Свифтшур» справится с такой задачей. Эта лодка являлась головным корпусом одноименного проекта и была заложена в 1969 г. В боевой состав КВМФ ее приняли в 1973-м. АПЛ предназначалась для патрулирования в разных районах Мирового океана и поиска кораблей и подлодок вероятного противника. В проекте Swiftsure использовались новые технические решения и современное оснащение, что должно было повысить эффективность поисков и применения вооружений.

В нескольких метрах


Как сообщают британские источники, экипажу подлодки удалось обнаружить советский корабельный отряд во главе с авианесущим «Киевом». Используя все возможности своего корабля, британские подводники вышли на кильватерный след отряда и начали скрытное преследование.

В течение нескольких следующих часов HMS Swiftsure (S126) двигалась за кораблями и постепенно сокращала отрыв. При этом подлодке приходилось держаться четко за ордером, чтобы оставаться в мертвой зоне корабельных гидроакустических комплексов. Кроме того, выдерживалась оптимальная скорость, позволявшая догонять корабли, но не вызывающая излишний шум.

В итоге подводникам удалось нагнать ТАВКР «Киев» и оказаться практически под ним, и можно было приступать к сбору информации. Однако на этом этапе возникли серьезные риски. Экипажу Swiftsure пришлось тщательно следить за движением и маневрами крейсера. В связи с минимальным расстоянием до корабля в любой момент могло произойти столкновение. Корабль с полным водоизмещением 41 тыс. т без труда мог бы фатально повредить и потопить АПЛ с водоизмещением 4,9 тыс.т.


Подводная часть "Киева", снятая через перископ Swiftsure. Качество снимка оставляет желать лучшего. Фото Минобороны Великобритании / Thedrive.com

Тем не менее, задача была решена. Акустики «Свифтшура» сделали необходимые записи шумов – практически в идеальных условиях, без помех со стороны других кораблей. Кроме того, через перископ сделали несколько фотографий подводной части авианесущего крейсера. В объектив попали фрагменты днища, гребные винты и валы. Впрочем, качество снимков, сделанных на глубине порядка 7-9 м, оставляет желать лучшего.

Завершив съемку и запись, Swiftsure сбросила скорость и отстала от советского отряда. Отход так же осуществлялся в мертвой зоне и под прикрытием кильватерного следа и занял некоторое время. После сбора данных и решения других задач в северных морях подлодка вернулась на базу в Великобританию.

Результаты и вопросы


По понятным причинам, операция по отслеживанию ТАВКР «Киев» была секретной. Сам факт ее проведения и результаты разведки оставались тайной в течение длительного времени. Лишь в недавнем прошлом были опубликованы основные данные и воспоминания участников с британской стороны.

По известным данным, запись шумов позволила уточнить некоторые характеристики авианесущего крейсера. Кроме того, она помогла дальнейшему развитию британских и иностранных гидроакустических систем, а также подводных лодок и их вооружений.


Подводные элементы корабля. Фото Минобороны Великобритании / Thedrive.com

Согласно воспоминаниям британских подводников, вся «погоня» за авианосцем прошла гладко. HMS Swiftsure (S126) себя не демаскировала и не была обнаружена советской противолодочной обороной. Однако встречаются упоминания обратного. Так, согласно некоторым источникам, советские гидроакустики все же обнаружили подлодку и в течение некоторого времени поддерживали контакт. Атаковать ее или предпринимать другие рискованные действия, по понятным причинам, не стали.

Кроме того, критике подвергается вся история в целом. Аргументы против нее достаточно просты. При типовых вариантах организации ордера приблизиться к авианесущему крейсеру под водой практически невозможно. Кроме того, вызывают вопросы опубликованные снимки подводной части «Киева»: конфигурация винтов, валов и т.д. не вполне совпадает с известными изображениями и схемами корабля.

По всей видимости, АПЛ «Свифтшор» действительно смогла найти советский корабельный отряд во время учений и приблизиться к нему. Также могли вести наблюдение и собирать ту или иную информацию, вплоть до шумовых сигнатур конкретных кораблей. При этом нельзя исключать, что известные рассказы и воспоминания об этой операции частично не соответствуют действительности, и в них присутствует некоторый элемент вымысла или байки.

Впрочем, проникновение подлодки в центр чужого корабельного ордера не является невозможным. Советские подводники тоже делали это, причем их «целью» были авианосцы ВМС США, всегда имевшие хорошее корабельное и противолодочное прикрытие. Было показано, что при грамотных действиях экипажа и с некоторой долей везения можно преодолеть даже такую оборону.


Один из гребных винтов авианосца. Фото Минобороны Великобритании / Thedrive.com

Далекое прошлое


Подлодка HMS Swiftsure (S126) продолжала службу до 1992 г. После этого ее вывели из боевого состава КВМФ в связи с повреждениями атомной энергоустановки и значительной выработкой ресурса. Списанный корабль поставили в отстой, где он пребывал в течение долгих лет в ожидании утилизации.

Первый советский ТАВКР «Киев» продолжал полноценную службу и выходил в море до конца 1991 г. После очередного возвращения из похода его дальнейшая судьба оказалась под вопросом. В связи с недостатком финансирования и общими проблемами флота, в 1993 г. крейсер списали. В дальнейшем его продали частной организации, а в 2000 г. корабль отбуксировали в Китай для перестройки в музей. Позже его переоборудовали в необычный отель.

Советский и британский корабли давно закончили службу и были списаны. Однако они оставили след в истории своих флотов, а также в той или иной мере повлияли на их развитие. Кроме того, в их «биографии» был общий эпизод, показывающий специфику взаимодействия ВМФ противников по Холодной войне.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    8 апреля 2023 06:22
    Тоже часто летали фотографировать амерский Энтерпрайз. Но зачастую не удавалось. Их Фантомы взлетали с авианосца, и один прикрывал собой фотокамеру нашу, в то время, как другой летел рядом и махал нам рукой.
    Нас перестали посылать, стали летать ТУ-16. У них скороподъемность намного больше нашего, и они умудрялись фотографировать авианосец.
    пс. Однажды я задал вопрос то ли штурману, то ли командиру.
    - Зачем его фотографировать так часто?
    - Дешифровщики отмечают все изменения в конструкции его - ответил он.
    1. +6
      8 апреля 2023 07:03
      Цитата: ваш вср 66-67
      Тоже часто летали фотографировать амерский Энтерпрайз

      На чём вы летали?
      1. Комментарий был удален.
      2. +10
        8 апреля 2023 12:03
        На АН-12. Давно это было, 67-68 г
        Текст вашего комментария-----_+
        1. -2
          8 апреля 2023 12:44
          Цитата: ваш вср 66-67
          На АН-12. Давно это было, 67-68 г
          Фоторазведчик на базе Ан-12?.. Ну скажем так что-то подобное
          Ан-12Б «Кубрик» — самолёт для исследования инфракрасного излучения надводных, наземных и воздушных целей. Изготовлен в 1969 году.
          Год не совпадает. Да и очень редкий экземпляр. при желании можно найти кто,когда и куда на этом самолёте летал. Такое "очучение" очередной Иван Евграфович. Полистал кое-какую литературу. Так и не нашёл ни одного упоминания о применении Ан-12 в деле фотографирования авианосца "Энтерпраз". Да и Ан-12 кроме основной задачи, транспортные перевозки, применяли как самолёт РЭБ или постановщик помех...Но не разу не нашёл как перехватчик авианосцев. Может подскажеите что за полк такой был, ну или хоть где он такой был, который специализировался по отслеживанию и фотографированию авианосцев ВМС США летая на Ан-12?
          Цитата: Mister X
          Нас перестали посылать, стали летать ТУ-16. У них скороподъемность намного больше нашего, и они умудрялись фотографировать авианосец.

          Вопрос- скороподьёмность тут причём ?
          1. 0
            8 апреля 2023 16:18
            Цитата: Fitter65
            Вопрос- скороподьёмность тут причём ?

            Чтобы резко уйти в верх после того как Фантом закрыл объективы , и сделать таки фотографии авианосца . Пока Фантом отреагирует несколько фотографий будет получено .
            1. -2
              8 апреля 2023 17:40
              Цитата: bayard
              Чтобы резко уйти в верх после того как Фантом закрыл объективы , и сделать таки фотографии авианосца . Пока Фантом отреагирует несколько фотографий будет получено

              Вы бы прежде чем такую ахинею писать , попробовали бы подумать, хоть один раз. Резко уходя вверх горизонтальная ось самолёта меняет свой угол к горизонту, соответственно АФА закреплённые в фюзеляже Тоже начинают смотреть в другую точку, а не на Авианосец. Почитайте какие операции должен сделать самолёт-фоторазведчик перед началом выполнения задания. Просто над вашим бредом даже и смеяться не хочется.
              Прочтите для общего развития, что такое Аэрофотосъёмка
              .Плановая аэрофотосъемка — выполняется при отклонении от горизонта на углы 1,5 — 5,0. Горизонтальная аэрофотосъемка — производится при положении плоскости негатива параллельно горизонту. В случае отклонения негатива на углы большие 10 получается наклонная (перспективная) аэрофотосъемка.
            2. -3
              9 апреля 2023 19:20
              Цитата: bayard
              Цитата: Fitter65
              Вопрос- скороподьёмность тут причём ?

              Чтобы резко уйти в верх после того как Фантом закрыл объективы , и сделать таки фотографии авианосца . Пока Фантом отреагирует несколько фотографий будет получено .

              Примерно все так. Как рассказывали, ТУ-16 приближался к авианосцу на малой высоте, и истребители не могли занять место под его фотолюком из за боязни столкнуться с водой. На каком то расстоянии от судна ТУ-16 резко набирал высоту и успевал сделать снимки, пока истребитель займет место под фотолюком. У нашего самолета такой скороподъемности не было.
              пс. В 60-х была такая концепция, летать на малых высотах. Даже мы на своих АНах летали на высотах 50-100 м над сушей, и 20-30 м над Амуром. Зрелище конечно интересное, но парашюты не застегивали laughing . Бесполезно было
              1. +1
                10 апреля 2023 17:16
                Цитата: ваш вср 66-67
                . В 60-х была такая концепция, летать на малых высотах. Даже мы на своих АНах летали на высотах 50-100 м над сушей, и 20-30 м над Амуром.

                Про над Амуром поподробнее... Где это вы в 60-х годах летали над Амуром на высоте 20-30 метров? От Хабаровска до Комсомольска? Или до Николаевска? Брехалку то тут включать не надо. Начнём с того что Ан-12 базировались в КДВО на Большом аэродроме, чисто обслуживание частей ВВС и ПВО. У ВВС позывной "Чайка" у ПВО "СТАЛЬ". Пустобрех , прежде чем такую ерунду писать ты бы хоть узнал что, кто, куда, кого и как...На перехват авианосца он на Ан-12, ходил. Врать как на снегу зигзаги рисовать...Над Амуром он на Ан-12 на 20-30 метрах ходил, Лётчик-штурмовик блин. Трепло... В лучшем случае на Большом( если в ВВС служил) стойки тряпочкой на Ан-12 протирал если везло . А так, подметальщик взлётки из АБАТО. Ну ты фуфломёт. Ладно я там с Цветовыми Ориентирно-Сгнальными АБ.лоханулся не было их у нас .... А это чудо тут вливает laughing И авианосцы он фотографировал, и ФОТАБ они бросали.!!! laughing laughing laughing laughing БРЕХЛО!!!! Реально маразм крепчал!!!!
      3. +1
        29 июня 2023 13:23
        Даже с учетом оптического ЗУМа перископа, лодка д.б идти в 20-30 метрах от кормы крейсера, судя по фотографиям. Это почти в упор... не верю!!!! Никакой командир АПЛ не станет так рисковать ради записи шумов крейсера. Да, шумы кораблей в обязательном порядке записывали и коллекционировали в базах гидроакустиков для обучения распознавания в море. Но всегда было достаточным делать эти записи на безопасном расстоянии, без риска столкновения.
    2. 0
      8 апреля 2023 10:10
      Дешифровщики отмечают все изменения в конструкции его


      А что дешифровщики понимают в конструкции современного корабля. Насколько я знаю, их задачей является работа с шифрами вероятного противника, а не разглядывание под микроскопом конструкции новой кран-балки в прошлую пятницу установленную под полётной палубой "Энтерпрайза".
      1. +10
        8 апреля 2023 11:52
        А что дешифровщики понимают в конструкции современного корабля.
        Николай использовал неудачный термин, специалисты в данном случае делали предположения о наличии того или иного оборудования, которое внутрь не засунешь - те же антенны, к примеру. В годы моей молодости наш начальник отдела по нескольким фотографиям внешнего вида американского воздухозаборника как-то дал задание оценить тягу двигателя. Фото горла тоже прилагалось. Понятно, что это не тот случай, что описан в статье.
        1. +3
          8 апреля 2023 12:07
          Цитата: Авиатор_
          А что дешифровщики понимают в конструкции современного корабля.
          Николай использовал неудачный термин, специалисты в данном случае делали предположения о наличии того или иного оборудования, которое внутрь не засунешь - те же антенны, к примеру. В годы моей молодости наш начальник отдела по нескольким фотографиям внешнего вида американского воздухозаборника как-то дал задание оценить тягу двигателя. Фото горла тоже прилагалось. Понятно, что это не тот случай, что описан в статье.

          Наверно вы правы! Во первых прошло много лет, во вторых кто был я? Воздушный стрелок lol
        2. 0
          8 апреля 2023 12:47
          Цитата: Авиатор_
          Николай использовал неудачный термин

          Николай, кроме неудачного термина, ещё и неудачный тип самолёта привёл. Который типа летал за авианосцами..
      2. -3
        8 апреля 2023 12:05
        Цитата: Морской Кот
        Дешифровщики отмечают все изменения в конструкции его


        А что дешифровщики понимают в конструкции современного корабля. Насколько я знаю, их задачей является работа с шифрами вероятного противника, а не разглядывание под микроскопом конструкции новой кран-балки в прошлую пятницу установленную под полётной палубой "Энтерпрайза".

        Вот не знаю всех тонкостей! Как мне объяснили, так и сказал. Может там особые дешифровщики были laughing
        1. -3
          8 апреля 2023 12:52
          Цитата: ваш вср 66-67
          Может там особые дешифровщики были

          А вы каким фотоаппаратом фотографировали? "Зенит" или "ФЭД"? А на какую плёнку? Свема, Тасма, а тип ЦНД32, ФН65? Просто зная такие подробности можно узнать о особенностях особых дешифровщиков, чтобы выяснить что они в основном дешифровали. laughing laughing laughing
          1. +7
            8 апреля 2023 15:54
            Цитата: Fitter65
            Цитата: ваш вср 66-67
            Может там особые дешифровщики были

            А вы каким фотоаппаратом фотографировали? "Зенит" или "ФЭД"? А на какую плёнку? Свема, Тасма, а тип ЦНД32, ФН65? Просто зная такие подробности можно узнать о особенностях особых дешифровщиков, чтобы выяснить что они в основном дешифровали. laughing laughing laughing

            Представьте себе не зенитом и не фэдом. Если не в курсе, поясню. В хвостовой части фюзеляжа, перед кабиной стрелка устанааливался фотоаппарат ( марку не знаю) с фотопленкой, но не такой как в зените, а широкой, ширина фотопленки была примерно 250-300 мм. Фотоаппаратом управлял штурман дистанционно! Там же, в хвостовой части подвешивались и фотабы и цосабы.
            А теперь посмейтесь, желательно над собой!
            1. -1
              8 апреля 2023 17:01
              Цитата: ваш вср 66-67
              А теперь посмейтесь, желательно над собой!

              Да мне то над собой зачем смеятся, я тут могу спокойно над разным бредом про то как "я стрелком-радистом на Ан-12 "Энтерпрайз" штурмовал" посмеяться. Вернее по .
              Цитата: Mister X
              На чём вы летали?

              Цитата: ваш вср 66-67
              На АН-12. Давно это было, 67-68 г

              Цитата: ваш вср 66-67
              Фотоаппаратом управлял штурман дистанционно! Там же, в хвостовой части подвешивались и фотабы и цосабы.

              Если не секрет, то где у Ан-12 в хвостовой части стояли АФА.


              Если что это и есть место стрелка радиста на Ан-12.

              Так сказать хвостовая часть.
              А это и есть АН-12. И где тут подвешивались ФОТАБ и ОСАБ? Если что то такого "продукта" как ЦОСАБ в реестре применяемых боеприпасов в ВВС СССР и РФ не было и нет. Я конечно понимаю что возраст, один заслуженный лётчик 30 лет назад рассказывал как он Не100 в воздух поднимал и первую атомную бомбу в СССР с самолёта сбросил, правда всё это делалось другими людьми, но... Понимаю старческий маразм - он такой заводной.Да и такой вопрос остался открытым в каком регионе летали, место базирования вашего Ан-12 где находилось?
              1. +1
                9 апреля 2023 10:39
                Цитата: Fitter65
                Цитата: ваш вср 66-67
                А теперь посмейтесь, желательно над собой!

                Да мне то над собой зачем смеятся, я тут могу спокойно над разным бредом про то как "я стрелком-радистом на Ан-12 "Энтерпрайз" штурмовал" посмеяться. Вернее по .
                Цитата: Mister X
                На чём вы летали?

                Цитата: ваш вср 66-67
                На АН-12. Давно это было, 67-68 г

                Цитата: ваш вср 66-67
                Фотоаппаратом управлял штурман дистанционно! Там же, в хвостовой части подвешивались и фотабы и цосабы.

                Если не секрет, то где у Ан-12 в хвостовой части стояли АФА.


                Если что это и есть место стрелка радиста на Ан-12.

                Так сказать хвостовая часть.
                А это и есть АН-12. И где тут подвешивались ФОТАБ и ОСАБ? Если что то такого "продукта" как ЦОСАБ в реестре применяемых боеприпасов в ВВС СССР и РФ не было и нет. Я конечно понимаю что возраст, один заслуженный лётчик 30 лет назад рассказывал как он Не100 в воздух поднимал и первую атомную бомбу в СССР с самолёта сбросил, правда всё это делалось другими людьми, но... Понимаю старческий маразм - он такой заводной.Да и такой вопрос остался открытым в каком регионе летали, место базирования вашего Ан-12 где находилось?

                laughing laughing laughing . Во первых, на АН-12 нет стрелка-радиста! Есть радист, он работает в передней кабине, за спиной правого летчика, и есть старший воздушный стрелок, он находится в хвостовой кабине!
                И если вы не знаете таких элементарных вопросов, то о чем нам можно дальше говорить? hi
                1. +1
                  9 апреля 2023 14:44
                  Цитата: ваш вср 66-67
                  И если вы не знаете таких элементарных вопросов, то о чем нам можно дальше говорить?

                  Элементарный вопрос на который вы не ответили - откуда Ан-12 летали на фотографирование авианосцев? Ну и про то где находился АФА в транспортном Ан-12, думаю спрашивать вас совсем бесполезно.
                  Цитата: ваш вср 66-67
                  есть старший воздушный стрелок,

                  Старший он, или просто воздушный стрелок мне без разницы. Были Ан-12 на которых вообще их не было. Но это не столь важно. Расскажите мне пожалуйста, старший воздушный стрелок, как и где ваш военно-транспортный Ан-12 фотографировал "Энтерпрайз". Просто для общего развития интересно. Как то в таких изданиях про это эпохальное событие не написано ни строчки.
                  А ведь должно бы. Так что если не трудно, опишите поподробней когда и где вы перехватывали авианосцы США. Хотя бы когда и над каким океаном. Море можно не указывать.
              2. -3
                9 апреля 2023 19:58
                Цитата: Fitter65
                Цитата: ваш вср 66-67
                А теперь посмейтесь, желательно над собой!

                Да мне то над собой зачем смеятся, я тут могу спокойно над разным бредом про то как "я стрелком-радистом на Ан-12 "Энтерпрайз" штурмовал" посмеяться. Вернее по .
                Цитата: Mister X
                На чём вы летали?

                Цитата: ваш вср 66-67
                На АН-12. Давно это было, 67-68 г

                Цитата: ваш вср 66-67
                Фотоаппаратом управлял штурман дистанционно! Там же, в хвостовой части подвешивались и фотабы и цосабы.

                Если не секрет, то где у Ан-12 в хвостовой части стояли АФА.


                Если что это и есть место стрелка радиста на Ан-12.

                Так сказать хвостовая часть.
                А это и есть АН-12. И где тут подвешивались ФОТАБ и ОСАБ? Если что то такого "продукта" как ЦОСАБ в реестре применяемых боеприпасов в ВВС СССР и РФ не было и нет. Я конечно понимаю что возраст, один заслуженный лётчик 30 лет назад рассказывал как он Не100 в воздух поднимал и первую атомную бомбу в СССР с самолёта сбросил, правда всё это делалось другими людьми, но... Понимаю старческий маразм - он такой заводной.Да и такой вопрос остался открытым в каком регионе летали, место базирования вашего Ан-12 где находилось?

                Ну вот о чем с вами можно дискутироаать? Вы же совершенно НИЧЕГО не знаете про авиацию в целом и про ВТА в частности! Ну порылись в интернете, скопировали фото самолета, нашли реестры применяемых боеприпасов, и на этом ваши знания кончились!
                Ответьте мне, каким образом покидает самолет тяжелая техника? За счет чего? Как эта техника крепится в самолете? Для чего у борттехника по дто ( у нас их называли бортэлектрик) приличный тесак на поясе? Наверно десантников подгонять? laughing
                Гугл наше всë! laughing . Или Яндексом пользуетесь? laughing
                1. +3
                  9 апреля 2023 23:49
                  Цитата: ваш вср 66-67
                  Гугл наше всë! . Или Яндексом пользуетесь?

                  32 года в ВВС прослужил. Правда не ВТА. Я у вас не спрашивал зачем у борттехника тесак на поясе. Я вас спрашивал в каком океане вы летали фотографировать авианосцы на самолёте ВТА? Разницу ощущаете?.
                2. +2
                  10 апреля 2023 12:12
                  Цитата: ваш вср 66-67
                  Ответьте мне, каким образом покидает самолет тяжелая техника? За счет чего? Как эта техника крепится в самолете?

                  Погуглите в интернете есть описание всей процедуры десантирования различной техники из самолёта Ан-12. Но вы так и не ответили мне на мой вопрос. Над какими морями-океанами ваш транспортный Ан-12 фотографировал американские авианосцы. Если что подсказываю- некоторые Ан-12БК комплектовались ПЛАНОВЫМИ АФА , которые устанавливались с левой стороны задней створки грузового люка. Опять же поясняю что НЕКОТОРЫЕ, а не все.
                  Мне по роду службы приходилось и летать в Ан-12, причём первый раз летел в Ан-12БШ из Легницы в Ключево, и разгружать- загружать прилетавшие к нам самолёты. Примерно так это выглядело
                  Так в этих Ан-12( можно без букв) АФА не было . Между прочим проходя к себе в кабину СТАРШЕГО воздушного стрелка, вы бы проходили мимо него, ведь вы же не через аварийный люк туда попадали? laughing И сразу бы сказали где, что и как. Всё жду ответа на мой вопрос. Над какой акваторией( океаном, морем, озером) вы летали на самолёте ВТА на фотографирование авианосцев США?
                  1. +3
                    11 апреля 2023 22:19
                    Забавно, что вас минусят, при том, что человек не отвечает на вполне конкретный вопрос, которые уже несколько раз задавался. Дед, похоже, таблетки забыл выпить)
                    1. +3
                      12 апреля 2023 00:08
                      Цитата: LastPS
                      Забавно, что вас минусят, при том, что человек не отвечает на вполне конкретный вопрос, которые уже несколько раз задавался. Дед, похоже, таблетки забыл выпить)

                      laughing laughing laughing Скорее всего так и есть. А судя по его постам, то он слышал звон но не в курсе где он, в лучшем случае подметальщик ВПП из аэродромной роты. laughing laughing laughing
        2. +9
          8 апреля 2023 14:10
          Есть и такая должность - дешифровщики фотоснимок.
          1. +3
            8 апреля 2023 17:12
            Цитата: stankow
            Есть и такая должность - дешифровщики фотоснимок.

            ВОТ это более правильно
            Дешифрирование фотоснимков — опознавание и определение количества и характера тех или иных объектов по их изображениям на снимках, полученных при фотографировании с самолета или с земли на значительном удалении
            1. +1
              9 апреля 2023 00:20
              ВОТ это более правильно

              Вам шашечки или ехать?
              1. -3
                9 апреля 2023 10:42
                Цитата: СергиоПетров
                ВОТ это более правильно

                Вам шашечки или ехать?

                Наверно шашечки... laughing
                1. +1
                  9 апреля 2023 14:21
                  Цитата: ваш вср 66-67
                  Цитата: СергиоПетров
                  ВОТ это более правильно

                  Вам шашечки или ехать?

                  Наверно шашечки... laughing
                  И фотокамеру с цосаб.
              2. 0
                9 апреля 2023 14:20
                Цитата: СергиоПетров
                ВОТ это более правильно

                Вам шашечки или ехать?

                Спасибо , но зачем мне на первом этаже пользоваться лифтом?...
          2. 0
            9 апреля 2023 12:12
            Цитата: stankow
            Есть и такая должность - дешифровщики фотоснимок.

            У нас в штабе полка у них была своя лаборатория, причем секретная! Вход запрещен, и всегда закрыто!
            1. +2
              9 апреля 2023 15:38
              Цитата: ваш вср 66-67
              У нас в штабе полка у них была своя лаборатория, причем секретная! Вход запрещен, и всегда закрыто!

              Не поверите, но у нас в штабе дивизии тоже такое было...
              1. -2
                9 апреля 2023 19:11
                Просто зная такие подробности можно узнать о особенностях особых дешифровщиков, чтобы выяснить что они в основном дешифровали.

                Это ваши слова? А теперь про штаб дивизии?..... laughing
                1. +3
                  10 апреля 2023 16:46
                  Цитата: ваш вср 66-67
                  Просто зная такие подробности можно узнать о особенностях особых дешифровщиков, чтобы выяснить что они в основном дешифровали.

                  Гон пьяного сивого мерина.
                  Цитата: ваш вср 66-67
                  Это ваши слова? А теперь про штаб дивизии?..

                  Совершенно не мои. Я слава богу пока маразмом и словоблудием не страдаю. А что теперь про штаб дивизии? В каком плане ? И с какой целью интересуетесь?... Вы ведь так и не ответили на вопрос в каком районе мирового океана вы на военно-транспортном самолёте типа Ан-12 выполняли фотографирование авианосца "Энтерпрайз"?
                  1. 0
                    2 декабря 2023 19:32
                    Ну в мирное время АН может подлетать, сфоткать авианосца. В военное - охранение собьет его за 800 км
      3. +3
        10 апреля 2023 17:21
        Цитата: Морской Кот
        Насколько я знаю, их задачей является работа с шифрами вероятного противника, а не разглядывание под микроскопом конструкции новой кран-балки в прошлую пятницу установленную под полётной палубой "Энтерпрайза".

        Там дешифровка снимка идёт, скажем появились на Энтерпрайзе F-14А( реально первый авианосец который их получил) ну наши и хотели бы их фото получить. И там Ту-16 очень интересно сработали, и стрелки-радисты, вместе с командирами огневых установок из ручных фотоаппаратов снимали...Правда это гдето-уже в начале 1970-х было.
    3. 0
      29 августа 2023 16:37
      Цитата: ваш вср 66-67
      Тоже часто летали фотографировать амерский Энтерпрайз. Но зачастую не удавалось. Их Фантомы взлетали с авианосца, и один прикрывал собой фотокамеру нашу, в то время, как другой летел рядом и махал нам рукой.
      Нас перестали посылать, стали летать ТУ-16. У них скороподъемность намного больше нашего, и они умудрялись фотографировать авианосец.
      пс. Однажды я задал вопрос то ли штурману, то ли командиру.
      - Зачем его фотографировать так часто?
      - Дешифровщики отмечают все изменения в конструкции его - ответил он.

      Конструкцию не изменить даже за месяц.Логично фоткать при выходе из дока
  2. +5
    8 апреля 2023 07:09
    Вопросы конечно есть ,но на фото точно винт и при повороте "вдруг " на право у перископа АПЛ могут возникнуть неприятности .Как там говорят с " слово" - спроса нет.Кораблик почти как машина на дороге ,но есть свои нюансы.
    Корабль в начале прворота вываливается в противоположную сторону кормой.
    1. +2
      8 апреля 2023 11:44
      Корабль в начале прворота вываливается в противоположную сторону кормой.
      Совершенно верно, появляется момент силы относительно вертикальной оси от рулевого устройства .
    2. Eug
      +6
      8 апреля 2023 13:11
      На трамваях, автобусах и троллейбусах часто сзади надпись "боковой вынос-1 метр". А какой "вынос" у корабля - точно немаленький. Где-то читал, что радиус циркуляции, помимо скорости, зависит от геометрии подводных обводов корабля (для минимального радиуса циркуляции срез по ватерлинии должен быть максимально приближен к квадрату). Это так?
    3. ada
      +1
      13 апреля 2023 05:23
      Картинка излишне "пессимистична" laughing
      У "Кречетов", при их значительных водоизмещении и размерениях, не смотря плоское днище, довольно острые обводы оконечностей, в циркуляцию входить должны плавно и выдвиг наверняка незначителен, а сдвиг или величина обратного смещения в начале эволюции не более обычных полуширины корпуса. Ну, если на полном ходу поворот с "заносом", то тогда сдул-бы лодку - четыре винта!

      Это, конечно, не "Киев", а более поздний крейсер и корпус более совершенен, но начало поворота наглядно. Летит!
  3. +8
    8 апреля 2023 07:27
    Помню во время посиделок за рюмкой чая с ребятами с Зябровки... рассказывали как один штурман сфотографировал американский корабль. Когда фантомы закрыли люки с фотоаппаратом... он сфотографировал объект обыкновенным фотоаппаратом через свое место. Часами за это был награжден!
  4. +4
    8 апреля 2023 10:41
    Впрочем, проникновение подлодки в центр чужого корабельного ордера не является невозможным. Советские подводники тоже делали это, причем их «целью» были авианосцы ВМС США, всегда имевшие хорошее корабельное и противолодочное прикрытие. Было показано, что при грамотных действиях экипажа и с некоторой долей везения можно преодолеть даже такую оборону.
    Кирилл согласен с вашими словами, но есть, но. Как же без него. Абсолютно все прорывы внутрь ордера проходили малым ходом, либо вообще на стопе. Использовались плохие погодные условия. Тем более построение ордера не оставляет мёртвых зон сопровождающего корабля, тем более во времен СССР и новейшего корабля такого класса.
  5. +1
    8 апреля 2023 14:15
    тяжелый авианосец? рукалицо, господи, за что???!!!
    1. 0
      9 апреля 2023 00:23
      Тяжёлый авианосец — авианосец, вооружённый 70-100 летательными аппаратами. После Второй Мировой слился с классами линейный авианосец и быстроходный авианосец.
  6. +18
    8 апреля 2023 15:11
    В 1977 году с 14 по 22 апреля отряд кораблей в составе ТАВКР «Киев», БПК «Адмирал Нахимов», «Маршал Тимошенко», «Адмирал Исаков», «Смышленый» принимал участие в командно-штабных учениях «Север-77» и учениях по ПВО флота «Эстафета-77» под руководством ГК ВМФ.
    На этих учениях отряд кораблей и танкер «Генрих Гасанов» в сложных метеоусловиях совершили поход к Лофотенским островам.

    Апрель, Норвежское море, температура воды +4,1*С, воздуха -- 5,0*С... Часто штормовая погода... В таких условиях норвежское течение вдоль берегов на глубине 50-100м с соленостью 35** загибает луч ГАК вниз не хуже гири на ...Как говорил командир ГАГ -- " на полшестого!"
    Думаю, Свифтшур не гнался, а просто ждал в полосе поиска, когда на него "наедет" наша КПУГ... Это раз.
    Во-вторых, эскадренный ход назначался 18,0 уз, как самый экономичный для ТАКР. Свифтшур же имел максимально малошумную скорость подводного хода -- 12(!) уз. Он просто не смог бы "незамеченным" подкрасться к главной цели: противолодочный ордер -- круговой! От одного ПЛК можно скрыться в "тени", а остальные то тебя слышат на 18+ узлах...как "с добрым утром!".
    В-третьих, очень сомнительно, что представлены снимки именно подводной части ТАКР. Я стоял в Севастопольском доке и отлично помню как выглядел бульб "Ориона", винто-рулевая группа, и "форштевень" ТАКРа... Они точно не такие, как представлено на фото.
    В-четвертых, фото винта -- статичного, не вращающегося, т.к. нет спутных завихрений воды (пузырьков и прочее), не размыта картинка (при вращении! это всегда так), "лопухи" не той конфигурации: это лопасти "скоростного", а не "силового" профиля, какие и стояли на Киеве.
    Скорее всего это подтасовка с целью опорочить службу ПЛБ КСФ.
    ИМХО.
    1. ada
      +2
      13 апреля 2023 05:51
      Могут быть и не "Киевские". По скорости ордера - возможно был период с меньшей, если шли с судами обеспечения или в районе рандеву с ними. Нам, при совместном маневрировании, при возможной полного хода в 14 узлов обычно назначали 12 - 10 узлов или по самому тихоходному.
      А, опубликовали наверняка чтобы "ущипнуть".
      1. ada
        +1
        13 апреля 2023 06:05
        Вот, нашел:

        "Дрозд", "Чиликин", "Киев" и "Сдержанный". Ход 14 узлов (из текста обсуждения).
  7. +4
    8 апреля 2023 19:08
    К вопросу о взаимодействии во времена холодной войны на примере с крейсером "Киев" можно сказать что фотогафии винто-рулевой группы могли быть сделаны у какого-нибудь советского сухогруза проходившего неподалёку от крейсера, а вот запись звуковой сигнатуры вполне возможно. Отечественные моряки не стали топить или иным образом оказывать воздействие на подводную лодку. Плыви, но близко не подходи ! А англичане в свою очередь не искушая судьбу шли рядом и только записывали звуковой фон. Все остались довольны и конфликта из-за пары фотографий на ровном (или в ровном) месте не возникло. Фанатизм иногда бывает лишним wink good drinks
  8. -1
    29 августа 2023 17:19
    Помнится в 50х годах англы пытались рули кр Свердлов посмотреть во время визита Хрущева в Англию.Вроде как нашли потом порезанного водолаза ихнего
  9. 0
    8 сентября 2023 09:38
    Цитата: ваш вср 66-67
    Тоже часто летали фотографировать амерский Энтерпрайз. Но зачастую не удавалось. Их Фантомы взлетали с авианосца, и один прикрывал собой фотокамеру нашу, в то время, как другой летел рядом и махал нам рукой.
    Нас перестали посылать, стали летать ТУ-16. У них скороподъемность намного больше нашего, и они умудрялись фотографировать авианосец.
    пс. Однажды я задал вопрос то ли штурману, то ли командиру.
    - Зачем его фотографировать так часто?
    - Дешифровщики отмечают все изменения в конструкции его - ответил он.

    А случайно не Ан-8? И зачем так сложно? Можно было бы использовать Ручной АФА.41 и 42 как правило неподвижные и все эти манипуляции не вполне вероятны