«Железный купол» прошел проверку боем

Поскольку недавняя операция «Облачный столп» так и не дошла до наземной фазы, все боевые действия в течение недели происходили по одной и той же схеме. Израильская боевая авиация наносила удары по объектам в Газе, а беспилотники осуществляли разведку и контроль за результатами атак. Антиизраильская коалиция, состоящая из организаций ХАМАС, Комитетов народного освобождения, Палестинского исламского джихада и Народного фронта освобождения Палестины, отвечала на удары с воздуха лишь грозными заявлениями и постоянными обстрелами израильской территории. Подавляющее большинство атак с территории Газы велось при помощи неуправляемых ракет различных типов. Из-за этого Израилю пришлось применять свои системы противоракетной обороны. Ввиду некоторых особенностей ракетных обстрелов, подавляющее большинство боевой работы пришлось делать расчетам комплексов ПРО «Железный купол».




Подробное рассмотрение применения «Железного купола» стоит начать с официальных цифр. По сообщениям израильских военных, за неделю операции «Облачный столп» не менее 875 ракет, запущенных с территории сектора Газа, упали в безлюдной местности или на сельскохозяйственных участках, не причинив особого вреда. 58 ракет смогли прорваться к предполагаемым целям и упали в израильских городах. Еще 421 ракета была уничтожена системами противоракетной обороны. Таким образом, до различных объектов Израиля смогли долететь не более 14% от общего числа ракет, которые могли бы попасть в цель. Что касается 875 боеприпасов, которые пролетели мимо каких-либо построек, то израильская ПРО дала им спокойно упасть вдалеке от потенциальных целей.

Основная израильская система противоракетной обороны «Железный купол» («Кипат Барзель»), ставшая главным героем сводок о ходе операций, имеет ряд интересных особенностей. Падение вражеских ракет в ненаселенных районах является прямым следствием одной из них. Комплекс ПРО оснащается радиолокационной станцией EL/M-2084 разработки компании Elta Systems, которая предназначена для обнаружения и сопровождения целей. Фактически эта РЛС может следить за ракетой любого типа, имеющейся в регионе, однако на сопровождение берутся только те цели, которые можно поразить имеющимися противоракетами. Если реактивный снаряд противника имеет слишком высокую для «Железного купола» скорость, то информация о нем передается на другие батареи ПРО, которые могут с ним справиться. Кроме того, РЛС EL/M-2084 автоматически высчитывает траекторию ракеты противника и предугадывает место ее падения. В памяти баллистического вычислителя имеется карта местности, с которой сверяются данные о точке падения ракеты. Если эта точка приходится на какой-либо населенный пункт, выдается команда на пуск противоракеты. Если же боеприпас противника летит в безлюдный район, то электроника лишь сопровождает его на случай каких-либо изменений траектории. Исходя из такой методики работы РЛС «Железного купола», нетрудно сделать выводы об эффективности ракетных ударов из Газы. Небольшой подсчет показывает, что около двух третей запущенных «Кассамов», «Градов» и «Фаджров» не смогли даже приблизиться к своим целям. Более «удачливые» ракеты, в свою очередь, были атакованы и, в большинстве своем, сбиты. Лишь четыре процента от общего количества выпущенных реактивных снарядов достигло своих целей.

В результате арабских ракетных обстрелов на территории Израиля погибло шесть человек и 239 получили ранения различной степени тяжести. Для сравнения можно вспомнить численные аспекты Второй ливанской войны 2006 года, одним из результатов которой в свое время стало создание нескольких комплексов противоракетной обороны. Тогда за два месяца боевых действий арабские вооруженные формирования выпустили по Израилю более четырех тысяч ракет. Чуть больше тысячи из них упали на территории населенных пунктов. Потери среди гражданского населения Израиля составили 44 погибших и свыше четырех тысяч раненых. Кроме того, в 2006 году ракеты нанесли материальный ущерб в размере не менее полутора миллиардов американских долларов. Как видим, эффективность новой ПРО теперь подтверждена на практике: до цели долетело не 25-26%, а всего 4 процента от общего количества выпущенных ракет. Одновременно с этим стоит отметить и повышение эффективности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами: в 2006 году бойцы арабских военизированных организаций послали «в молоко» три четверти ракет, а через шесть лет после этого – 60%. Налицо некоторое увеличение точности стрельбы. В свете этого факта наличие противоракетных систем становится еще более актуальным вопросом.



Еще одной интересной стороной системы «Железный купол» является экономическая составляющая ее эксплуатации. По имеющимся данным, один пуск ракеты-перехватчика обходится израильским военным в 35-40 тысяч долларов. Перемножив эту цифру на количество ракет, летевших к населенным пунктам, получаем сумму в несколько миллионов. Что касается предотвращенного противоракетами ущерба, то здесь остается только гадать и делать примерные подсчеты. Или принять во внимание логику израильских военных, с которой они принимали на вооружение новые системы ПРО. Так или иначе, с большой долей вероятности можно утверждать о достаточно большой экономии на одних только компенсациях для пострадавших, не говоря уже о затратах на восстановление разрушенных зданий.

В разговорах об экономической эффективности «Железного купола» часто поднимается тема стоимости арабских ракет. Вполне очевидно, что любая из применяемых арабами ракет, будь то «Кассам» или «Фаджр», стоит на порядок, а то и на два, дешевле всего одной ракеты-перехватчика. Кроме того, сравнительно небольшое количество противоракетных систем (всего пять батарей) не позволяет перехватывать большое количество ракет одновременно. Таким образом, антиизраильские силы вполне способны устроить массированный обстрел с применением, к примеру, боевых машин РСЗО, в результате которого немалая часть неуправляемых реактивных снарядов сможет добраться до своих целей. Израильское командование понимает эти риски и поэтому уже давно внимательно следит за передвижениями подозрительных автомобилей. Насколько это известно, в ходе операции «Облачный столп» силами ВВС Израиля было уничтожено несколько автомобилей, перевозивших пусковые установки неуправляемых ракет или вышедших на позиции для огня. В случае применения ХАМАСом или любой другой подобной организацией серьезных боевых машин результат будет точно таким же. Ввиду ухудшения обстановки на границах с Газой и Палестиной, Израиль еще несколько месяцев назад усилил патрулирование опасных районов при помощи беспилотных летательных аппаратов. Таким образом, машина РСЗО, имея характерный внешний вид, с большой долей вероятности будет уничтожена, самое позднее, после выхода на позицию для стрельбы. Кроме того, использование такой техники может иметь неприятную для арабов международную реакцию. Поэтому остается использовать лишь кустарно произведенные пусковые установки.

В настоящее время Израиль располагает пятью батареями «Железных куполов». Еще столько же может быть поставлено на дежурство в течение следующих нескольких лет. До недавнего времени строительство и закупка новых комплексов были предметом споров. Однако прошедшая операция «Облачный столп» наглядно показала эффективность этой системы. Так что, скорее всего, руководство Израиля найдет средства для покупки еще нескольких батарей. Как показала практика, комплексы, их обслуживание и боевое использование обойдутся государственной казне гораздо дешевле, чем восстановление гражданских объектов и выплата компенсаций пострадавшим.


По материалам сайтов:
http://vz.ru/
http://lenta.ru/
http://mfa.gov.il/
http://rafael.co.il/
http://janes.com/
http://globalsecurity.com/


Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

125 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти