Что делать с Финляндией в НАТО

Данная статья – это реакция на недавнюю публикацию Романа Скоморохова «Кому бояться Финляндии в НАТО». Исключительно с целью уточнения некоторых пунктов статьи, а потому в виде мыслей, изложенных после соответствующих цитат из неё. Следуя структуре выбранной автором, мы постараемся несколько расширить затронутые вопросы, дав некоторые комментарии.
Политическая составляющая
Отсутствие дорог и населенных пунктов создает и отсутствие узловых точек в ведении боевых действий. Если посмотреть на среднюю и северную часть Финляндии, то в обеих последних войнах там боевые действия велись. Но отдельными отрядами, которые устраивали мелкие беспокоящие стычки и не более того.
Ошибка. Точнее ошибки. Во всех конфликтах между финнами и русскими после 1918 года противостояние велось практически в одних и тех же местах, вдоль одних и тех же основных дорог, коих можно пересчитать по пальцам одной руки. Например, во время второй Советско-финской войны (6 ноября 1921 г. – 21 марта 1922 г.) в декабре 1921 года финские отряды численностью 5–6 тысяч человек заняли часть восточной Карелии до линии Кестеньга – Суомуссалами – Ругозеро – Паданы – Поросозеро. Запомним эти карельские названия. Потому что уже в свою очередь РККА в 1939 году вела наступление в том числе в направлении… Суомуссалми, на Кухмо через… Ругозеро и на Иломантси через… Поросозеро.

Едем дальше, 1941 год, и финны, кое-где с немцами, лезут через Кестеньгу, Паданы, Поросозеро и т. д. И не мелкими стычками, а армейскими корпусами и дивизиями. И это помимо других направлений.

Поэтому как раз в узловых точках на этом ТВД всё дело и есть. Точнее, в их колоссальной важности. Например, для удара на Кестеньгском направлении во время Великой Отечественной войны привлекались не только финские части, но и немецкие, включая дивизию СС «Норд». Немудрено, посёлок Софпорог под Кестеньгой на реке Софьянга – это единственной место для преодоления этой реки, вытекающей и втекающей в два огромных озера-водохранилища на дороге в Лоухи, станции на Кировской железной дороге, и посёлок в непосредственной близости от федеральной трассы «Кола», что проходит через Карелию к Мурманску.
И за прошедшие 80 лет кардинально там ничего не изменилось. Я имею в виду север и центр границы.
Верно и неверно. На Кестеньгском направлении немцы использовали свои «Панцеры» (на фото солдаты дивизии СС «Норд» возле танка Pz. Kpfw II в карельском поселке Кестеньга), как и финны свои танковые части применяли максимально на параллельных направлениях, в том числе небезызвестную бригаду Лагуса, чтобы пробить коридоры вдоль дорог через межозерные и межболотные дефиле. Советским войскам тоже пришлось использовать танки в контрнаступлениях, вплоть до тяжёлых КВ.

Более того, ситуация с транспортной доступностью даже ухудшилась из-за последовавшего за распадом СССР оттока населения из деревень и посёлков, а главное – леспромхозов, на балансе которых были такие объекты, как узкоколейные и конно-деревянные дороги, зимники.
И тут так, да не так, достаточно узнать про трагедию под Суомусслами, в «Военном обозрении» о ней писали.

Или про сражение при Иломантси в июле-августе 1944 года, когда только с советской стороны участвовала группировка около 20 тыс. человек, и как минимум две советские дивизии попали в окружение.
Очень аккуратно надо оценивать вероятного противника, но ещё важнее оценивать адекватно свои силы. Реально у нас сейчас от Карельского перешейка и до Мурманской области условных мотострелковых бригад сколько? Вот в Каменке, что в Ленобласти, есть мотострелковая бригада, да Киркинесская бригада морпехов из «Спутника», но то уже Мурманская область. А так, кроме пограничников, наверняка ещё есть части, сколько-то…
Русско-шведская война 1808–1809 годов закончилась Фридрихсгаамским мирным договором, по которому Финляндия от Швеции перешла к России. Силой оружия, а не денег.
Военная составляющая
На секундочку, если бы Финляндия в 1944 не вышла из войны с СССР и не открыла бы свои фарватеры для прохода советских подлодок, и не предоставила базы, ещё неизвестно, как бы Маринеско потопил «Густлофф», ведь его подлодка выходила в тот боевой поход уже из финского Турку. Ведь финны ПЛО наладили на ять. А теперь к боевым кораблям у финнов есть и береговые ракетные батареи. Так что придётся прорываться вдоль берегов недружественной тройки прибалтийских лимитрофов. Неудобно.
Север под прицелом?
Здесь хочется привести такой исторический пример, который и сейчас в значительной степени приемлем. Что финны, что немцы в Великую Отечественную старались перерезать Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал. У них это получилось, и поэтому те же ленд-лизовские грузы шли из Мурманска не напрямую, допустим, под Ленинград или транзитом через Ленинградскую область, а давали крюк через Архангельскую и Вологодскую области, огибая Онежское озеро. И снова момент – трасса «Кола» в Мурманскую область одна, Кировская ж/д проходит так же (разве что с частичным сомнительным дублёром через Суоярви и Ледмозеро на части пути), стратегические мосты те же.

Во времена СССР в Карелии располагалась 6-я армия, состоящая из 3-х дивизий постоянного состава и ещё нескольких кадрированных, со своими ВВС и ПВО и отдельными бригадами и полками артиллерии, ремонтными базами и т. д.
Итого
Главное, чтобы остались хотя бы по ту сторону существующей границы. А то финских солдат и шведских добровольцев на пороге Вологодской области история уже знает.
Поэтому у нас есть свой, дополняющий Романа вывод – даже не принимая во внимание возможность применения ядерного оружия Россией, ей необходимо усиливать свою оборону на границе с Финляндией. Как раз на направлении возможных главных ударов, хоть тут есть некая определенность.
Недавно было озвучено, что в Карелии будет сформирован армейский корпус, что ж, неплохое начало. Будем надеяться, что весь опыт прошлых войн будет учтён и дополнен опытом войн современных, и там, где когда-то на аэродроме, например, базировался полк истребителей, теперь хотя бы будет базироваться полк БПЛА, а существующий авиаполк развернут до авиадивизии. Так что бояться кому-либо поздно, пора работать.
Информация