Детские рыцарские доспехи и оружие. Немного о воспитании будущего воина

96
Детские рыцарские доспехи и оружие. Немного о воспитании будущего воина
Детские доспехи из Оружейной палаты Дрездена. Судя по размерам, левый доспех сделан на пятилетнего ребенка, а правый на ребенка 6–7 лет, не более. Исходя из конструкции доспехов, это XVI век. Фото автора


Давид опоясался мечом поверх доспехов
и попробовал ходить в них, так как не привык к этому.
– Я не могу ходить в них, – сказал он Саулу,
– потому что я к ним не привык. И он снял их.

Первая книга Царств, 17:39

История в деталях. А было так, что многие читатели ВО просили меня написать о детских рыцарских доспехах, потому что тема эта по-настоящему интересная, а информации по ней до обидного мало. Более того, слово «мало» сюда вообще не подходит – её совсем нет, хотя отдельные детали детских доспехов и даже детское оружие в музеях все-таки есть. Однако связать все это в нечто целостное – задача практически непосильная для российского исследователя, пусть даже и имеющего доступ в сеть Интернет. Но…



Недаром сказано, что дерзающим помогает сама судьба. Оказалось, что в Англии, ещё в 2003 году вышла книга-буклет, посвященная выставке детских доспехов и оружия, которая проводилась в Королевском Арсенале в Лидсе.


Вот так выглядит обложка этой книги

До СВО я просто заказал бы эту книгу в Англии и, получив, с ней бы поработал. Но сейчас такое невозможно. Поэтому пришлось обратиться к одному из наших читателей, который проживает в Англии, и попросить его заказать эту книгу. Ну а он, получив её, прислал мне сканы её страниц.

Как водится, книга оказалась написанной в типично английской манере. Поэтому перевод её один в один оказался бессмысленным. Так что её материалы в данном случае будут представлены в форме дайджеста – вся вода убрана, оставлено только лишь самое главное. Итак…

Откуда берется сегодня информация о детских доспехах?

Это прежде всего сохранившиеся артефакты, затем письменные отчеты и живописные картины, изображающие их владельцев. Личные письма, дневники, завещания и счета также помогают нам составить представление об их использовании. Так что те, кто считают, что в музеях есть только доспехи, появившиеся там непонятно, как и откуда (то есть, скорее всего, это подделка), могут не беспокоиться.

Другое дело, что находки детского оружия и доспехов очень редки.


Детский меч 875–1030 гг. Королевский Арсенал, Лидс

Вот этот меч – одна из наиболее редких находок. Нет детских шлемов, кольчуг, относящихся к эпохе раннего Средневековья, и почему так – понятно. Металл был дорог, работа над той же кольчугой требовала времени, а дети быстро вырастали. Но главное – доспехи в то время были сугубо военной одеждой, и заставлять ребенка ходить в них по дому, а дети феодалов жили под опекой матери до семи лет, никому бы просто не пришло в голову.

Бедным было это время, причем не только для крестьян! Солому на пол стелили не только в крестьянских хижинах, но и в рыцарских замках! Ну, а потом детей отправляли в пажи к другому, более знатному и могущественному сеньору и, опять же, делать им всем кольчуги ему было просто не с руки. Вот подрастал парень, можно было обрядить его в кольчугу – тут-то он её и получал.

Но, разумеется, дети играли. И играли, подражая взрослым, то есть дрались на палках, заменявших им мечи, и на мечах, выструганных из дерева, и у них были щиты, потому что навык работы щитом должен был вырабатываться до автоматизма, и взрослые это понимали и должны были позаботиться, чтобы дети их имели.

С другой стороны, некоторые из их игр нам сегодня довольно-таки трудно понять. Например, вот эту, изображенную на орнаментированной странице манускрипта «Книги о гольфе»,1520–1530 гг. На самом деле это не что иное как «Часослов», созданный иллюстратором Саймоном Бенингом и его мастерской в Брюгге, от которого осталось всего лишь 23 страницы. Своим названием он обязан иллюстрации в календаре, на которой люди играют в игру, похожую на гольф.

Но там же есть и другая иллюстрация: дети скачут на палках, зажав под мышкой длинные палки с мельничными крыльями на конце. То есть при движении они должны были вращаться, и получалось что-то вроде пропеллера и игры… в самолет!


Вот она, эта иллюстрация. Британская библиотека, MS 24098

Детям, как и сегодня, явно хотелось побегать и порезвиться, и в этом они мало чем отличались от малышей наших дней. И не только в этом заключалось их сходство.

Вот, например, как описал детей XIII века монах Варфоломей, и это вполне подходит и к детям XXI века:

«Дети часто имеют дурные привычки и думают только о настоящем, игнорируя будущее... Они больше плачут и оплакивают потерю яблока, чем потерю наследства... Они желают всего, что видят, и зовут, и тянутся к этому... Вдруг смеются, вдруг плачут и беспрестанно кричат, болтают и смеются».

Не все сегодняшние дети таковы, но некоторые просто идеально подходят под такое описание.

Другое дело, что, хотя большая часть аристократии жила тихой и мирной жизнью, всем, кто к ней относился, полагалось иметь оружие и доспехи и уметь ими пользоваться. Вот почему важной частью образования мальчика того времени было его обучение военным навыкам.

Уже с XII века были написаны серьезные сочинения по обучению будущих рыцарей и принцев. Многие из их создателей опирались на книги греческих и римских авторов, адаптируя их к требованиям правящей элиты. Особой популярностью среди аристократии пользовались «зеркала» или книги с инструкциями, предназначенные для членов королевской семьи, но жадно читаемые и знатью. В них давались советы по поведению, а также навыкам, которым следует обучать растущего принца или благородного сына. Как и в случае с современными руководствами по уходу за детьми, невозможно сказать, насколько широко и точно им следовали или в какой мере они действительно отражали практику того времени. Важно отметить, что они помогли установить цели и методы образования, которые актуальны и сегодня.

Итальянский гуманист и ученый Эразм Роттердамский в 1497 году предположил, что «постоянный элемент удовольствия должен быть совмещен с нашей учебой, чтобы мы думали об обучении как об игре, а не как о форме тяжелой работы». Он привел пример отца-англичанина, который, заметив энтузиазм своего сына в стрельбе из лука, изобрел новый способ обучения его буквам. Мальчику дали специально изготовленный набор для стрельбы из лука, украшенный буквами алфавита, и мишень с греческим и латинским алфавитами. Если он попадал в цель и правильно произносил букву, то выигрывал приз.

Эразм прокомментировал:

«Именно с помощью этой уловки мальчик, о котором идет речь, за несколько дней веселья и игры научился определять и произносить буквы – то, чего едва ли смогли бы достичь за тот же срок большинство учителей со всеми их побоями, угрозами и оскорблениями».

Итак, сначала обучение было сугубо домашним: братья и сестры воспитывались вместе примерно до семи лет, после чего мальчики начинали свое обучение с репетитором-мужчиной, часто в другом доме. Они получали широкое образование, включая религиоведение, а также учились чтению, письму и арифметике, этикету и занимались физическими упражнениями.

Прежде всего, они практиковались в пеших боях друг с другом с использованием деревянных и затупленных мечей. И вот как раз на этой стадии они учились носить доспехи, которые до появления латных доспехов обычно представляли собой кольчугу и шлем. Вот только делали их специально или нет, сказать очень сложно.

Мальчики также учились ездить верхом и управлять лошадью. Затем они практиковались в беге с игрушечными копьями, у которых наконечник имел вид ветряной мельницы, который вращался от набегающего потока воздуха. И, видимо, чем не быстрее он вращался, а мальчик бежал, тем было лучше.

По мере того, как дети набирались опыта, они начинали использовать острые копья и пытались попадать в подвешенные кольца (так называемый «бег по кольцу»), а также тупыми копьями ударять во вращающиеся мишени, называемые квинтайнами.


«Люди-кони» на Шембартлауфе – средневековом карнавале в Нюрнберге, впервые состоявшемся в 1449 г. «Книга Шембарта». Нюрнберг, Оксфорд, Бодлианская библиотека. Наверное, подобных «коняшек» для своих детей могли себе позволить и многие представители средневековой знати

Последним навыком, которому обучали примерно в 14 лет, было владение копьем во время езды верхом. Верховая езда была частью повседневной жизни, и все состоятельные люди ездили верхом, если только они не были очень маленькими или немощными – большинство детей учились ездить верхом в самом раннем возрасте. Генриху, второму сыну Эдуарда I, подарили белую лошадь в 1274 году, когда ему было семь лет. Столетие спустя, когда сыновьям Генриха IV Джону и Хамфри было соответственно 10 и 12 лет, их отец купил им их первых лошадей.

Маленьких мальчиков поощряли играть со специально изготовленным оружием, особенно если их родители были достаточно состоятельными людьми. Так, девятилетний король Генрих VI получил в 1430 году восемь мечей, «некоторые побольше, а некоторые поменьше, чтобы научить короля играть в его нежном возрасте». Для него также были изготовлены небольшие доспехи, украшенные золотом.

Интересно, что все это в итоге оказалось бесполезно, поскольку Генрих, став взрослым, превратился в весьма миролюбивого человека. Он был дважды свергнут и наконец был убит в 1471 году. Так что воинственное воспитание в детском возрасте ему явно не помогло.


Рыцарский турнир, 1600 г. «Нюрнбергская карнавальная книга», 1600 г. Библиотека университета Калифорнии, Лос-Анджелес. Наверное, в нечто подобное играли и дети…

Другим средством воспитания навыков держаться в седле, была охота.

В XIII веке Александру III Шотландскому было всего 10 лет, когда ему разрешили охотиться, когда он путешествовал по Йоркширу. Генрих III разрешил своему сыну Эдмунду Ланкастерскому охотиться в Виндзорском лесу, когда ему заблагорассудится, также в 10 лет.

Были, правда, и те, кто выступал против охоты – в основном они возмущались тем, что время быстротекущей человеческой жизни тратится во время охоты впустую, тогда как главным занятием человека должен стать поиск спасения своей бессмертной души.

P. S.


Автор и администрация сайта выражают искреннюю благодарность А. Свиридову за помощь в подготовке этого материала.

Продолжение следует…
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    14 апреля 2023 05:20
    Дети быстро растут. Не представляю, как на них можно делать доспехи...
    1. +10
      14 апреля 2023 05:54
      Цитата: Luminman
      Дети быстро растут. Не представляю, как на них можно делать доспехи...

      Видимо многое банально передавалось по наследству. В семьях отпрысков было всегда много, кроме того родственные связи были не пустым звуком, так что изнашивали детские игрушки, одежду «буквально в ноль»!
    2. +8
      14 апреля 2023 07:21
      Для чего детям были нужны доспехи? Если принять во внимание тот факт, что эти комплекты принадлежали венценосным особам, налицо попытка выработать умение вести за собой армию с самого детства. Юный король должен был когда-нибудь возглавить войско, и к этому моменту уже легко управляться с оружием и броней. К тому же, богатый комплекс защиты и оружия – отличный подарок на крестины, заодно и способ проявить свою лояльность правителю.
      1. +9
        14 апреля 2023 11:24
        Дополню Дмитрия. Мир средневековья был жесток к своим обитателям. Наличие короны или цепи не исключало ежедневное доказывание окружающим, личным примером, что ты этих «цацок» достоин.
        Так что короли и герцоги если хотели править не могли отсиделся в сторонке.
        Принцип был один - личный пример.
        У дитяток аналогично, либо ты самый-самый или в семье всегда найдется тот кто метит на твое место.
        По сути для любого властителя всегда было лучше, чтоб твои подданные грызлись из возможности подставить ночной горшок, чем из-за власти!!!
  2. +9
    14 апреля 2023 05:40
    Добрый день! Спасибо за интересную тему. Вот здесь улыбнуло:
    братья и сестры воспитывались вместе примерно до семи лет, после чего мальчики начинали свое обучение с репетитором-мужчиной, часто в другом доме.
    На самом деле подростков в чужую семью старались не отдавать ( если это не семья сюзерена, что было привилегией). Отдавали родственникам. И "репетиторство" тут явно неправильная аналогия. Отдавали как пишут хронисты в "услужение", то есть в пажи. И не только мальчиков. Например, Жиль де Сюлли отдал в услужение свою младшую дочь Аньес своему сюзерену - Адели Блуа (дочери Завоевателя). Впоследствии Аньес стала невесткой Адели. Воспитанием сына и наследника Адели Тибо занимался его дядя - граф Шампани. Кто ж отдаст своего ребёнка в чужие руки?
  3. +7
    14 апреля 2023 06:00
    Интересно: сколько весит доспех пятилетнего ребенка
    1. +6
      14 апреля 2023 06:06
      Цитата: тлауикол
      Интересно: сколько весит доспех пятилетнего ребенка

      О том, сколько что весит в продолжении...
    2. +7
      14 апреля 2023 06:07
      Цитата: тлауикол
      Интересно: сколько весит доспех пятилетнего ребенка


      Именно такие доспехи весят 7 кг (16 фунтов).
      Для 6-летнего мальчика...
      1. +7
        14 апреля 2023 07:32
        Нормально. Как школьный ранец) )
        В Польше видел доспех на ребенка лет десяти рядом со взрослыми образцами
  4. +5
    14 апреля 2023 06:00
    Про детские доспехи ни чего не скажу. А вот в романе Г. Сенкевича "Крестоносцы" хорошо описано, как дядя приучал племянника (молодого человека) к доспехам не давая ему их снимать сутками. Как тот поначалу страдал от натертостей на теле от доспехов, но стойко переносил это. И как итог - полная адаптация и умение действовать в бою.
    1. +7
      14 апреля 2023 06:07
      Цитата: rotmistr60
      Про детские доспехи ни чего не скажу. А вот в романе Г. Сенкевича "Крестоносцы" хорошо описано, как дядя приучал племянника (молодого человека) к доспехам не давая ему их снимать сутками. Как тот поначалу страдал от натертостей на теле от доспехов, но стойко переносил это. И как итог - полная адаптация и умение действовать в бою.

      Жанна Д'Арк когда получила доспехи ходила в них две недели не снимая, и даже спала в них.
      1. +2
        15 апреля 2023 22:43
        Есть у меня сомнения, что это не выдумка хрониста. Во-первых, тогда было принято очень большая стеснительность, и в спальню девушки мог зайти только ее муж, так что вряд ли кто видел, как она спала и в каком виде. Во-вторых, потертости и прочие проблемы с кожей были бы гарантированы, вплоть до кровящих язв. Хронист мог видеть, что она две недели не показывалась посторонним без доспеха, и это максимум. А то и вообще пересказ слухов, что в те времена было как бы не нормой. Разделение сведений по критериям "достоверность" и "правдивость передачи" появилось в теории разведки уже в 20-м веке.
        Опять же физически - вес брони утомляет даже очень здоровых "солдат удачи", а Жанна Дарк была не особо крупная, судя по рисункам.
  5. +11
    14 апреля 2023 06:08
    Отклонюсь от темы обсуждения: у всем известного в наших кругах Антона - День Рождения.

    50 - это серьезно.

    Здоровья, удачи, пусть радуют и работа и люди!

    И Константин (Морской Кот) поздравляет. Только голос к нему вернётся не так скоро.
    1. +10
      14 апреля 2023 06:10
      Цитата: Korsar4
      50 - это серьезно

      И совсем не страшно...
      Поздравлю, если такие даты еще радуют...
      1. +11
        14 апреля 2023 06:21
        50 - это серьезно

        И совсем не страшно...

        Антон, от души поздравляю с Днем Рождения!
        Всего Самого самого самого!
        Энергии и сил. good good good
        1. +8
          14 апреля 2023 06:46
          Антон, от души поздравляю с Днем Рождения!

          Присоединяюсь!
          Прошла зима, настало лето,
          Антон, спасибо Вам за это!
          wassat love )))
          И многая Вам лета! drinks hi
          Вот почему так чествуют? Да потому что на Руси зимой нет жизни -- замирает. Но вот весна, похожая на лето, глядишь -- пробудимся и бодро запоём?
        2. +7
          14 апреля 2023 07:09
          Антон, примите и мои поздравления.
          С искренним уважением
          Дмитрий drinks
          1. +8
            14 апреля 2023 09:09
            Антон, примите и мои поздравления.

            Ну, и я присоединюсь - бочком-бочком! wink
            Главного миннезингера сайта - с Юбилеем! drinks
            Антон! Я тебе желаю хорошего настроя по жизни - тогда все остальное точно приложится! good
            Спасибо тебе, что ты нас всех радуешь!

    2. +9
      14 апреля 2023 06:48
      hi Присоединюсь к поздравлению.
      50 лет это такой возраст, когда уже очень много знаешь и умеешь, но еще многое способен сотворить без ассистентов...
      С Днем Рождения, Антон
    3. +10
      14 апреля 2023 06:49
      Цитата: Korsar4
      Отклонюсь от темы обсуждения: у всем известного в наших кругах Антона - День Рождения.

      Антону поздравления с Дальнего Востока! Я ему очень благодарна за совет посетить Выборг. Исходя из личного общения, могу отметить, что я не знакома ни с кем, кто так увлечён средневековьем. Хотя с Антоном на тему оружия и доспехов в основном общался мой муж, мне тоже было очень интересно!
      Цитата: Korsar4
      И Константин (Морской Кот) поздравляет. Только голос к нему вернётся не так скоро.

      Неужели дядюшку опять забанили? belay
      1. +8
        14 апреля 2023 07:02
        Оля, здравствуйте!
        Без права переписки! Пошла в личку, посмотрела и... crying ((((((
        Но читать-то, наверное, может?
        Костя, мысленно с Вами! love )))
      2. +9
        14 апреля 2023 07:42
        Я тоже поздравляю Антона с 50-летием! Хотел бы ему пожелать всего самого наилучшего из всего того, что можно пожелать!
    4. +10
      14 апреля 2023 08:11

      Le temps passe, et tu deviens plus vieux et plus sage. Dans ta vie, je te souhaite un ciel bleu sans nuages, bonne chance et beaucoup de joie!
    5. +10
      14 апреля 2023 09:53
      Цитата: Korsar4
      50 - это серьезно.

      Антон! С 50-летием крестового похода!
      МЫ возьмем Иерусалим!
      1. +12
        14 апреля 2023 10:27
        "Дорожная пыль под копытами вьется.
        Мы вновь расстаемся. Что нам остается?
        В далекие земли, в пустынные страны
        Снискать себе славу, нажить себе раны.
        Уйдет наше войско в железных одеждах
        Кто в шелковом платье, кто в светлых надеждах.
        Проехать героем по дикой пустыне,
        Отбить у неверных Господни святыни.
        А также и золото, если случится,
        А после вернуться, напиться, забыться...
        А хочешь, и с места не трогайся смело:
        Война и в Европе нехитрое дело.
        Не все ли равно, сарацину ль, французу
        Ты ткнешь от безделья копьем своим в пузо.
        И это не важно - земляк благородный
        Прервет твои годы иль турок безродный.
        И даже не надо за море тащиться,
        Чтоб славно сразиться, забыться, напиться...
        А лучше не мучаться вовсе надеждой
        И в сене душистом без всякой одежды
        Все время делить меж вином и лежанкой
        С услужливой, ласковой сладкой служанкой.
        Но жизнь дворянина - большое уродство;
        Всяк должен быть рыцарь, являть благородство.
        Мечом - иногда - и всегда словесами
        Быть в битве, любви и вообще образцами,
        Хранить свою честь, чтоб не звали растяпой,
        Пред орденом, кланом, страной, Римским Папой..
        И значит в дорогу собраться придется.
        Мы снова уходим. Что нам остается?"(с)
        1. Комментарий был удален.
        2. +4
          14 апреля 2023 21:07
          Антон-Дружище с днем рождения!

          Всех благ, удвчи и любви!
    6. +10
      14 апреля 2023 11:12
      Цитата: Korsar4
      у всем известного в наших кругах Антона - День Рождения.

      День рождения весной - подарок судьбы. Всегда был предметом моей белой, а иногда и чёрной зависти. smile
      Мои поздравления и самые тëплые пожелания. Ждëм, когда наш рыцарь истории, уже облачившийся а тяжелые латнные доспехи знаний, возьмëт в руки огненный меч просвещения и начнëт с его помощью сеять разумное, доброе и вечное везде, до куда сможет дотянуться. smile
  6. +10
    14 апреля 2023 06:47
    Что то мало иллюстраций. Попробуем исправить
    В одной из оружейных замка Амбрас близ Инсбрука хранятся детские доспехи короля Людвига II, сына Владислава II. Сам Людвиг погиб, не дожив до 20 лет. Кроме королевской брони, в замке хранится ещё 5-6 детских комплектов.

    Ещё одна коллекция детских доспехов «для рыцарей в возрасте от 4 до 9 лет» хранится в Оружейной палате Габсбургов, в Вене.

    В кладовых Шартрского собора хранится и детский бацинет, сделанный в 1390 году.

    Вместе с ней в кладовых Шартрского собора хранится и замечательная бригандина дофина Карла VI. Она изготовлена из льняного холста и шелкового бархата, а железные пластины подклепаны изнутри ткани. Заклепки, как и полагается на доспехах особ королевского рода, позолочены.
    1. +9
      14 апреля 2023 06:50
      Есть детские доспехи в коллекции Дрезденской оружейной палаты. Есть детские доспехи в коллекции Венского императорского арсенала. Имеются они и в Музее Армии в Париже. Есть в Бельгийском музее. Так что только не ленись и вставляй фото. Например, детские рыцарские доспехи (кавалерийские латы в три четверти (до колена),изготовленные в Аугсбурге знаменитым оружейником Антоном Пфеффенхаузером между 1545 и 1603 гг. Сделан он был для мальчика 5–6 лет. Шлем – бургиньот, как и сами доспехи, богато украшен. Считается, что сделали его для коронации Максимилиана II в 1564 году, а предназначался он для его сына Альберта, родившегося в 1559 году.
      фото. Детский рыцарский доспех работы Антона Пфеффенхаузера. Королевский музей армии и военной истории Бельгии
      1. +9
        14 апреля 2023 07:29
        Так что только не ленись и вставляй фото.

        Если автор, из-за санкций или музейных запретов на публикацию фото не может ввести в свою статью подобные фотографии, то комментаторы вполне могут это сделать - в инете таких фото полно! Тем более среди нас есть непревзойденный "ас" иллюстрирования Сергей "Фил"
        1. +6
          14 апреля 2023 07:44
          Во второй части фотографий доспехов будет больше. И в третьей...
  7. +9
    14 апреля 2023 06:51
    Константин (Морской Кот) поздравляет. Только голос к нему вернётся не так скоро.

    Шо, опять?!?
    Ох, ты, Господи...
    Интересно, куды шаг сделал ? Вправо или влево? crying ((((
    1. +9
      14 апреля 2023 07:17
      Интересно, куды шаг сделал ? Вправо или влево?
      Подпрыгнул на месте.
      1. +7
        14 апреля 2023 07:45
        Дорогой Антон! Теперь уже поздравление "не вообще",как было до этого, а персонально, под комментом! Живите счастливо и богато!
      2. Комментарий был удален.
        1. +8
          14 апреля 2023 08:12
          Мои шутки не всегда заходят, Людмила Яковлевна, но я бы никогда не подумал, что Вам не известна эта расхожая фраза: шаг вправо, шаг влево - попытка к бегству, прыжок на месте - провокация.
          1. +5
            14 апреля 2023 08:52
            прыжок на месте - провокация.

            Представьте, мне эта фраза известна только в варианте "Шаг вправо, шаг влево -- расстрел на месте". Мы с Вами обитали в разных географических ареалах (большая страна!), и, видимо, в каждом -- своя интерпретация...
            А затем я пошла на Яндекс. И вот что он сказал:
            "Шаг влево, шаг вправо -- расстрел". Эта фраза -- предупреждение конвоя о приминение оружия без предупредительного выстрела при этапировании или конвоировании заключонных и военнопленных.

            Ну, как-то так.
            1. +8
              14 апреля 2023 10:08
              "Шаг вправо, шаг влево -- расстрел на месте".

              предупреждение конвоя о приминение оружия без предупредительного выстрела при этапировании или конвоировании заключонных

              Зек,напившийся чифиря,прыгает вперед и в стороны на расстояние до трех метров wassat - из инструкции к конвоирам-новобранцам.
            2. +6
              14 апреля 2023 11:17
              Если не ошибаюсь, фраза, цитирования Антоном, звучала в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего".
            3. +5
              14 апреля 2023 16:30
              Ну, как-то так.
              Нет, не так..не расстрел на месте, стреляем ,без предупреждения.Расстреливать на месте, Уставы не велят. Уж поверьте , конвойнику, с 10 летним стажем.Прошел путь,от рядового, до командира взвода. laughing hi
      3. +8
        14 апреля 2023 10:09
        Подпрыгнул на месте.
        Антон, поздравляю с большой датой! Спешу обнадежить- 50- это на целых 20 лет меньше чем возраст первой леди пятой республики yes !
        У нее вчера был юбилей.
    2. +1
      15 апреля 2023 05:51
      Цитата: депрессант
      Константин (Морской Кот) поздравляет. Только голос к нему вернётся не так скоро.

      Шо, опять?!?
      Ох, ты, Господи...
      Интересно, куды шаг сделал ? Вправо или влево? crying ((((

      Гыы…., матерый Морской кошара, как в марте начал ….. love
      Дяде Костя не обижайся с ёрничал recourse
  8. +8
    14 апреля 2023 07:03
    Доброе утро всем hi !
    Вячеслав Олегович, спасибо большое за такую интересную тему!!
    Уважаемый Антон, поздравляю Вас с юбилеем, всего вам самого доброго в жизни желаю!! love
    Всем хорошего дня!! hi
  9. +5
    14 апреля 2023 07:18
    дети скачут на палках, зажав под мышкой длинные палки с мельничными крыльями на конце. То есть при движении они должны были вращаться, и получалось что-то вроде пропеллера и игры… в самолет!

    Но и в моём детстве был этот самый "самотёт"!
    Квадратный лист бумаги (из клетчатой тетрадки) резался по диагоналям, но так, чтоб середина оставалась целой. Затем острые концы сводились к середине и слегка прихватывались канцелярским клеем, вся эта конструкция насаживалась на гвоздь, торчащий поперек из палки и -- вперёд! Полученный пропелер крутился -- ещё как!
    1. +7
      14 апреля 2023 08:08
      Но и в моём детстве был этот самый "самотёт"!
      Квадратный лист бумаги (из клетчатой тетрадки) резался по диагоналям, но так, чтоб середина оставалась целой. Затем острые концы сводились к середине и слегка прихватывались канцелярским клеем, вся эта конструкция насаживалась на гвоздь, торчащий поперек из палки и -- вперёд! Полученный пропелер крутился -- ещё как!
      В количестве двух экземпляров крепился на руль велосипеда, после чего наземный транспорт считался воздушным.
  10. +7
    14 апреля 2023 07:19

    Какой контраст... wink
    ---------------------------------------------------------
    1. +5
      14 апреля 2023 07:35
      Это что, для новорожденных доспехи belay
  11. +13
    14 апреля 2023 07:27
    Коллеги, камрады, друзья!
    В прошлом году была возможность поблагодарить за поздравления каждого, сейчас придется каждый раз расписываться в том, что я не очень умный.
    А по сему, огромное вам спасибо! Спасибо, что вы есть в моей жизни!!!
    1. +8
      14 апреля 2023 10:07
      3x3zsave ( антон) Сегодня, 08:27


      Возраста охотничий азарт
      Гнал десятки дней, как стаю гончих.
      Здравствуй, юбилей! Пути назад
      Не укажет этот ушлый ловчий...(с) drinks
  12. +9
    14 апреля 2023 07:52
    в Англии, ещё в 2003 году вышла книга-буклет, посвященная выставке детских доспехов и оружия, которая проводилась в Королевском Арсенале в Лидсе.

    Есть замечательная богато иллюстрированная книга Клода Блэр "РЫЦАРСКИЕ ДОСПЕХИ ЕВРОПЫ. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОБЗОР МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ".

    Книга посвящена истории защитного вооружения средневековой Европы. Автор приводит обзор развития защитного воинского облачения с 1066 года, когда только начиналась эпоха кольчуги, по 1700 год, когда рыцарские доспехи обрели декоративный характер.
    Автор подробно прослеживает эволюцию кольчуги, шлема, лат, рукавиц, наплечников и других элементов рыцарского снаряжения, объясняет значение терминов, употребляемых коллекционерами, дает представление о стилях и школах итальянских, германских и французских оружейников. Текст сопровождается многочисленными фотографиями и рисунками образцов защитного вооружения, хранящихся в крупнейших музеях мира. Есть там и про детские рыцарские доспехи.
  13. +3
    14 апреля 2023 08:37
    Дети растут стремительно. Наверное печально было получить доспех в подарок, а через пару месяцев уже не помещаться в него.
  14. +7
    14 апреля 2023 08:55
    С другой стороны, некоторые из их игр нам сегодня довольно-таки трудно понять. Например, вот эту, изображенную на орнаментированной странице манускрипта «Книги о гольфе»,1520–1530 гг. На самом деле это не что иное как «Часослов», созданный иллюстратором Саймоном Бенингом и его мастерской в Брюгге, от которого осталось всего лишь 23 страницы. Своим названием он обязан иллюстрации в календаре, на которой люди играют в игру, похожую на гольф.


    Честно говоря, не в упрек автору, не могу понять, что в этой иллюстрации его затруднило. Люди клюшками пытаются забить в лунку мяч. За прошедшие с момента создания иллюстрации пятьсот лет принципиально ничего не изменилось - и сегодня при игре в гольф мяч клюшкой загоняют в лунку.
    1. +6
      14 апреля 2023 11:47
      Цитата: sergej_84
      Люди клюшками пытаются забить в лунку мяч. За прошедшие с момента создания иллюстрации пятьсот лет принципиально ничего не изменилось

      Я бы даже сказал - за 2500 лет ничего не изменилось:
      1. +8
        14 апреля 2023 12:27
        Я бы даже сказал - за 2500 лет ничего не изменилось

        Справедливости ради стоило бы уточнить, что на рельефе 510 года до нашей эры не гольф, а хоккей, который все же от гольфа отличается.
        1. +6
          14 апреля 2023 12:30
          Цитата: sergej_84
          что на рельефе 510 года до нашей эры не гольф, а хоккей

          Да, точно, Вы правы: это же ДХЛ - Древнегреческая Хоккейная Лига! laughing
        2. +1
          16 апреля 2023 01:40
          Еще точнее - хоккей на траве
          ...............
  15. +6
    14 апреля 2023 09:01
    Но там же есть и другая иллюстрация: дети скачут на палках, зажав под мышкой длинные палки с мельничными крыльями на конце. То есть при движении они должны были вращаться, и получалось что-то вроде пропеллера и игры… в самолет!

    На рисунке в нижнем колонтитуле подростки не просто "скачут на палках". Они "играют в рыцарский турнир", который изображен на основной иллюстрации.
  16. +5
    14 апреля 2023 09:11
    Бедным было это время, причем не только для крестьян! Солому на пол стелили не только в крестьянских хижинах, но и в рыцарских замках!


    Солома -- плохой проводник тепла, потому обеспечивала сухость, тепло от горящих дров -- как в камине, так и в сельской печи. Следовательно, комфорт. Холодный пол зимой не выхолаживал помещение.
  17. +7
    14 апреля 2023 09:28
    Вот почему важной частью образования мальчика того времени было его обучение военным навыкам.




    Иллюстрация из рукописи 1344 года, хранящейся в Бодлианской библиотеке. Процесс обучения представлен очень наглядно.
    1. +4
      14 апреля 2023 10:17
      Процесс обучения представлен очень наглядно.

      На рисунке -- дорожный знак?!?
      1. +6
        14 апреля 2023 11:53
        На рисунке -- дорожный знак?!?

        Мишень для копья ученика
        1. +5
          14 апреля 2023 12:14
          Мишень для копья ученика

          А смотрится, как крутой поворот. Сколько лет и зим езжено по серпантину, рефлекс, понимаете ли wassat )))
    2. +6
      14 апреля 2023 10:24
      Иллюстрация из рукописи 1344 года, хранящейся в Бодлианской библиотеке. Процесс обучения представлен очень наглядно.

      Сразу вспомнилась комедия "История рыцаря". what Там главгероя обучали подобным образом, только что уже в зрелом возрасте.
  18. +5
    14 апреля 2023 10:09
    Итак, сначала обучение было сугубо домашним: братья и сестры воспитывались вместе примерно до семи лет, после чего мальчики начинали свое обучение с репетитором-мужчиной, часто в другом доме. Они получали широкое образование, включая религиоведение, а также учились чтению, письму и арифметике, этикету и занимались физическими упражнениями.

    Прежде всего, они практиковались в пеших боях друг с другом с использованием деревянных и затупленных мечей. И вот как раз на этой стадии они учились носить доспехи, которые до появления латных доспехов обычно представляли собой кольчугу и шлем. Вот только делали их специально или нет, сказать очень сложно.

    Мальчики также учились ездить верхом и управлять лошадью. Затем они практиковались в беге с игрушечными копьями, у которых наконечник имел вид ветряной мельницы, который вращался от набегающего потока воздуха. И, видимо, чем не быстрее он вращался, а мальчик бежал, тем было лучше.

    По мере того, как дети набирались опыта, они начинали использовать острые копья и пытались попадать в подвешенные кольца (так называемый «бег по кольцу»), а также тупыми копьями ударять во вращающиеся мишени, называемые квинтайнами.
    Последним навыком, которому обучали примерно в 14 лет, было владение копьем во время езды верхом.




    Весь вышеописанный ход событий в "графической форме".
    1. +2
      14 апреля 2023 12:16
      Весь вышеописанный ход событий в "графической форме".

      Средний рисунок в верхнем ряду... Кто там подвешен?!? Боюсь подумать )))
      1. +3
        14 апреля 2023 12:24
        Кто там подвешен?!? Боюсь подумать )))
        Винни-Пух!
  19. +4
    14 апреля 2023 10:10
    Цитата: Luminman
    Дети быстро растут. Не представляю, как на них можно делать доспехи...

    Поэтому наверное мало кто мог позволить себе такое ...
    Или нужно в оружейной иметь большой набор разно размерных элементов или очень много денег и личного оружейника под это
    1. +6
      14 апреля 2023 11:09
      Цитата: Sith
      или очень много денег

      Думаю, это будет правильнее...
  20. +13
    14 апреля 2023 10:30
    администрация сайта выражают искреннюю благодарность А. Свиридову
    В качестве жеста благодарности приму разбан Морского Кота (Константина). С уважением, А.Свиридов.
    1. +5
      14 апреля 2023 11:08
      Цитата: Болторез
      С уважением, А.Свиридов.

      Ага! Это вы антисоветскую литературу рассылаете? wink
      1. +6
        14 апреля 2023 11:44
        Это вы антисоветскую литературу рассылаете?
        Вам расширенный пакет тоже отослать fellow ?
        1. +4
          14 апреля 2023 12:24
          Цитата: Болторез
          Вам расширенный пакет тоже отослать

          Лучше проясните мне один вопрос, который не дает мне покоя уже очень давно. Если я зайду в английскую школу, возьму в руки учебник по истории, открою его на странице русской истории и что я там увижу? Как будет называться киевский князь? Prince или duke? Или great prince/great duke? Или они все king?

          Дело в том, что в англоязычной литературе, в разных статьях одинаковые титулы называются по-разному. Читал даже такую дичь - Earl of Novgorod - это про Александра Невского... И еще! А как в современном английском языке называют графа - count или earl?

          Заранее спасибо...
          1. +4
            14 апреля 2023 12:46
            Как будет называться киевский князь?

            Киевский князь будет называться киевским князем, так как prince в переводе с английского - князь.
            1. +2
              14 апреля 2023 13:12
              Цитата: sergej_84
              Киевский князь будет называться киевским князем

              Попросите какого-нибудь англофона выговорить слово князь. Уверяю, что вам станет весело... wink
              1. +3
                14 апреля 2023 13:19
                Попросите какого-нибудь англофона выговорить
                Еще и не такое выговаривают. О преимуществах одного языка над другим- к адептам мовы, плиз. Те поймут, хоть и частично.
                1. +3
                  14 апреля 2023 13:27
                  Цитата: Болторез
                  О преимуществах одного языка над другим

                  Речь идет не о языковых преимуществах, а об удобстве произношения. Я, например, могу выговорить название известного вулкана в Исландии - Эйяфьядлайекудль. Но это вовсе не означает, что выговаривать это слово мне комфортно и приятно...
                  1. +4
                    14 апреля 2023 13:36
                    название известного вулкана в Исландии - Эйяфьядлайекудль
                    Сами исландцы его называют просто- е15. Так мне в Рейкьявике говорили.
              2. +2
                14 апреля 2023 16:24
                Попросите какого-нибудь англофона выговорить слово князь.

                Ему слово "князь" выговаривать не надо. Англичанин будет употреблять слово prince.
            2. 0
              15 апреля 2023 22:52
              Цитата: sergej_84
              Киевский князь будет называться киевским князем

              В книгах по геральдике и на профильных сайтах русские цари так и называются czar без перевода.
          2. +2
            14 апреля 2023 12:56
            даже такую дичь - Earl of Novgorod
            Это из раздела этруски= русские.
            современном английском языке называют графа
            Earl. В английском это слово пережило норманский пероиод.
            1. +3
              14 апреля 2023 13:10
              Цитата: Болторез
              Earl. В английском это слово пережило норманский пероиод

              Так принято в русскоязычной историографии - эрл в англо-саксонский период, а граф уже после Вильгельма Завоевателя. Чтобы не путаться. В современном английском мне попадалось как count, так и earl. Может я не улавливаю какие-либо тонкости языка?

              Цитата: Болторез
              Это из раздела этруски= русские

              Ничего подобного. Вычитал такой перл в какой-то серьезной английской монографии. К сожалению, ссылку дать не могу, просто запомнилось...
          3. +1
            14 апреля 2023 16:15
            Цитата: Luminman
            Заранее спасибо...

            У меня в английских книгах и статьях - prince
            1. +1
              14 апреля 2023 18:03
              Цитата: kalibr
              У меня в английских книгах и статьях - prince

              В том-то и дело, что пишут кто во что горазд - prince, duke и даже немецкое herzog...
    2. +6
      14 апреля 2023 11:35
      Цитата: Болторез
      В качестве жеста благодарности приму разбан Морского Кота (Константина). С уважением, А.Свиридов.

      ++++++++++++++++++++++++!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
      1. +6
        14 апреля 2023 12:23
        Неужели Морского Кота забанили за рисунок-анекдот про Ржевского?!? Анекдот отразил всего лишь сущность армейского уклада: хочешь-не хочешь, делай!
        Несколько раз встречала в телеграме. Долгий путь бойцов в грузовике, останавливаются в безопасном месте, и следует команда -- "Опорожниться!"
        Раз команда, значит всем wassat )))
        Инициативу Алекса поддерживаю!
        Без Кота и жизнь не та laughing )))
        1. +3
          14 апреля 2023 12:27
          Цитата: депрессант
          команда -- "Опорожниться!"

          Почитайте на эту тему Гашека в его неубиваемом "Швейке"... wink
          1. +2
            14 апреля 2023 14:44
            Почитайте на эту тему Гашека в его неубиваемом "Швейке"...

            Читала, смеялась, забыла...
            Давно это было, но было.
  21. +3
    14 апреля 2023 12:08
    девятилетний король Генрих VI получил в 1430 году восемь мечей, «некоторые побольше, а некоторые поменьше, чтобы научить короля играть в его нежном возрасте».
    ...Интересно, что все это в итоге оказалось бесполезно, поскольку Генрих, став взрослым, превратился в весьма миролюбивого человека. Он был дважды свергнут и наконец был убит в 1471 году. Так что воинственное воспитание в детском возрасте ему явно не помогло.

    Про тех, кому воинственное воспитание в детском возрасте помогло во взрослой жизни, мы ничего не знаем.
    А исключение всегда ярче правила. Мол, ну надо же! Восемь мечей в детстве, а свегнут дважды и убит! Кто мог подумать!
    1. +6
      14 апреля 2023 14:01
      Цитата: депрессант
      Восемь мечей в детстве, а свегнут дважды и убит! Кто мог подумать!

      Его дед временами всерьёз считал себя сделанным из стекла и, боясь разбиться, заворачивался в одеяла и никого к себе не подпускал. Внук пошел, видимо в него.
      Перед тем как быть свергнутым впервые, он не менее двух раз впадал в полную апатию вплоть до того, что его кормили из ложечки, он никого не узнавал и ходил под себя. Один из таких приступов длился, никак, полтора года.
      А до этого, он умудрялся во время официальных мероприятий так глубоко, уходить в себя, что корона падала с головы. Единственное, что действительно умел делать хорошо - это молиться.
      Восстановил его на престоле граф Уорик "Делатель королей". Просто взял его за рурку, вывел из тюрьмы, приодел и посадил на трон. После гибели Уорика, Генриха также взяли за руку и отвели назад в тюрьму. А потом, когда погиб его сын наследник принц Эдуард, убили и самого Генриха.
      Против лома нет приема. Генрих VI был психически больным человеком и никакое воспитание не могло сделать из него короля в полном смысле этого слова.
      1. +3
        14 апреля 2023 14:41
        Его дед временами всерьёз считал себя сделанным из стекла и, боясь разбиться, заворачивался в одеяла и никого к себе не подпускал


        Миша, читано и про такое. И что говорят? Мальчики наследуют свойства бабушек и дедушек со стороны матери, а девочки -- со стороны отца. Там надо посмотреть, с чьей стороны был это "стеклянный" дед. Но признаки вырождения породы налицо. А порода власти -- имеет значение!
        Давным-давно был у нас разговор насчет суггесторов, шестерок, народ и мессий. Выделилась порода суггесторов-королей, и пошло внутривидовое скрещивание.
        Прямо как в Египте. Власть, замкнутая на себе, вырождаема по определению.
        1. +2
          14 апреля 2023 17:30
          Дед со стороны матери.
          Кстати, эта мать также явилась бабушкой Генриха VII. Но тот, как т его отец, были, вроде как, нормальными.
  22. +7
    14 апреля 2023 13:02
    Уважаемого соседа, по морю Белому, надеюсь в будущем по Санкт-Петербургу, Антона поздравляю с Юбилеем! Человек для жизни нужно всего-то три вещи. Их Антону и желаю: Любви, Здоровья и чуточку Удачи!!!
  23. +1
    14 апреля 2023 21:31
    hi Про то, как воспитывали подростков в Британии, времени Короля Артура нам с дочкой пришлось узнавать из диснеевского "Меч в камне", попалась версия с великолепным параллельным переводом (сам фильм - 1963 г.), начиная с со со слов сказителя в преддверии событий "Когда Англия была молодой..." Я не уверен, но очень хочу показать то что задело за "живое"





    Я думаю, что в этой сказке есть что-то, имеющее обоснование. smile
    1. +2
      14 апреля 2023 23:57
      В Италии есть какой-то средневековый палаццо доколумбовой эпохи. Там на потолке в центральном зале -- красочное изображение развертки современного глобуса, да ещё и с Антарктидой ... не помню, как называется пролив... Ну, скажем, без пролива Дрейка, в общем, соединённой с Южной Америкой и с горным рельефом. Такая карта была известна туркам -- да много кому ещё. И книги. Находят. Предваряющие книгопечатание, много. Огромные.
      В общем, устала, не хочу искать wassat )))
      Рада была повидать Вас, Андрей Борисович! hi )))
      1. +2
        15 апреля 2023 00:51
        Некоторые древнегреческие философы, Аристотель, например, предполагали, что для симметрии на Южном полюсе должен быть большой массив суши, чтобы уравновесить северные континенты.
    2. 0
      15 апреля 2023 22:54
      Цитата: Толстый
      "Меч в камне",

      Сразу вопрос - Артур выдернул меч из камня. Но кто его туда воткнул? А главное как?
  24. 0
    15 апреля 2023 14:34
    Прошу прощения, ну очень напомнила заглавная фотография

    ( родня их светлостей из Кыштыма ) lol