Перспективная РЛС нового класса к 2015 году

На протяжении последних лет основным способом обеспечения малой заметности самолетов для радиолокационных станций противника является особая конфигурация внешних обводов. Стелс-самолеты конструируются с таким расчетом, чтобы посылаемый станцией радиосигнал отражался куда угодно, но не в сторону источника. Таким способом значительно уменьшается мощность поступающего на РЛС отраженного сигнала, что затрудняет обнаружение самолета либо другого объекта, выполненного по подобной технологии. Определенной популярностью также пользуются специальные радиопоглощающие покрытия, однако в большинстве случаев они помогают только от радиолокационных станций, работающих в некотором диапазоне частот. Поскольку эффективность поглощения излучения, в первую очередь, зависит от соотношения толщины покрытия и длины волны, большинство таких красок защищают летательный аппарат только от миллиметровых волн. Более толстый слой краски, будучи эффективным против волн с большей длиной, попросту не позволит самолету или вертолету взлететь.

Перспективная РЛС нового класса к 2015 году


Развитие технологий снижения радиозаметности привело к появлению средств противодействия им. К примеру, сперва теория, а затем и практика показала, что обнаружение стелс-самолетов можно осуществлять, в том числе, и при помощи достаточно старых радиолокационных станций. Так, сбитый в 1999 году над Югославией самолет Lockheed Martin F-117A был обнаружен при помощи стандартной РЛС зенитного ракетного комплекса С-125. Таким образом, даже для дециметровых волн специальное покрытие не становится сложной преградой. Конечно, увеличение длины волны сказывается на точности определения координат цели, однако в ряде случаев такая цена за обнаружение малозаметного самолета может быть признана приемлемой. Тем не менее, радиоволны, вне зависимости от их длины, подвержены отражению и рассеянию, что оставляет актуальным вопрос специфических форм стелс-самолетов. Однако и эта проблема может быть решена. В сентябре этого года было представлено новое средство, авторы которого пообещали решить вопрос рассеяния радиоволн РЛС.


На прошедшей в первой половине сентября берлинской выставке ILA-2012 европейский аэрокосмический концерн EADS представил свою новую разработку, которая, по уверению авторов, может перевернуть все представления о малозаметности самолетов и средствах борьбы с ними. Компания Cassidian, входящая в состав концерна, предложила свой вариант радиолокационной станции варианта «пассивный радар». Суть такой радиолокационной станции кроется в отсутствии какого-либо излучения. Фактически пассивный радар представляет собой приемную антенну с соответствующей аппаратурой и алгоритмами вычисления. Весь комплекс может быть установлен на любое подходящее шасси. К примеру, в рекламных материалах концерна EADS фигурирует двухосный микроавтобус, в салоне которого смонтирована вся необходимая электроника, а на крыше имеется телескопическая штанга с блоком приемных антенн.

Перспективная РЛС нового класса к 2015 годуПринцип действия пассивного радара, на первый взгляд, очень прост. В отличие от обычных РЛС, он не излучает никаких сигналов, а только принимает радиоволны от других источников. Аппаратура комплекса предназначена для приема и обработки радиосигналов, излучаемых другими источниками, такими как традиционные РЛС, теле- и радиостанции, а также средства связи, использующие радиоканал. Подразумевается, что сторонний источник радиоволн находится на некотором расстоянии от приемника пассивной РЛС, из-за чего его сигнал, попав на стелс-самолет, может быть отражен в сторону последней. Таким образом, главной задачей пассивного радара является сбор всех радиосигналов и правильная их обработка с целью выделения той их части, что отразилась от искомого летательного аппарата.

Собственно говоря, такая идея не нова. Первые предложения использовать пассивную радиолокацию появились достаточно давно. Однако до недавнего времени такой способ обнаружения целей был попросту невозможен: отсутствовала аппаратура, позволяющая выделять из всех принимаемых сигналов именно тот, что был отражен искомым объектом. Только в конце девяностых начали появляться первые полноценные разработки, способные обеспечить выделение и обработку необходимого сигнала, например, американский проект Silent Sentry компании Lockheed Martin. Сотрудникам концерна EADS, тоже как они утверждают, удалось создать необходимый комплекс электронного оборудования и соответствующее программное обеспечение, которые могут по некоторым признакам «опознать» отраженный сигнал и вычислить такие параметры, как угол места и дальность до цели. Более точная и подробная информация, само собой, не сообщалась. Зато представители EADS рассказали о возможности пассивной РЛС следить за всем пространством вокруг антенны. При этом обновление информации на дисплее оператора производится раз в полсекунды. Также было сообщено, что пассивный радар пока работает только в трех радиодиапазонах: УКВ, DAB (цифровое радио) и DVB-T (цифровое телевидение). Ошибка при обнаружении цели, по официальным данным, не превышает десяти метров.

Из конструкции антенного блока пассивной РЛС видно, что комплекс может определять направление на цель и угол места. Однако остается открытым вопрос определения расстояния до обнаруженного объекта. Поскольку официальных данных на этот счет нет, придется обойтись имеющимися сведениями о пассивных радарах. Представители EADS утверждают, их РЛС работает с сигналами, используемыми и радио- и телевещании. Вполне очевидно, что их источники имеют фиксированное расположение, которое к тому же известно заранее. Пассивная РЛС может одновременно принимать прямой сигнал телевизионной или радиостанции, а также искать его в отраженном и ослабленном виде. Зная собственные координаты и координаты передатчика, электроника пассивного радара путем сравнения прямого и отраженного сигналов, их мощности, азимутов и углов места может вычислить примерную дальность до цели. Судя по заявленной точности, европейским инженерам удалось создать не только жизнеспособную, но и перспективную технику.

Перспективная РЛС нового класса к 2015 году


Также стоит отметить, что новый пассивный радар наглядно подтверждает принципиальную возможность практического использования РЛС такого класса. Возможно, новой европейской разработкой заинтересуются другие страны и тоже начнут свои работы в этом направлении или ускорят уже имеющиеся. Так, США могут возобновить серьезные работы по проекту Silent Sentry. Кроме того, определенные наработки по этой тематике были у французской фирмы Thale и английской Roke Manor Research. Большое внимание к тематике пассивных радаров в итоге может привести к широкому их распространению. В таком случае уже сейчас нужно примерно представлять, какие последствия для облика современной войны будет иметь такая техника. Самым очевидным последствием является минимизация преимуществ малозаметных самолетов. Пассивные РЛС смогут определять их местоположение, игнорируя обе технологии снижения заметности. Также пассивный радар может сделать бесполезными противорадиолокационные ракеты. Новые РЛС способны пользоваться сигналом любого радиопередатчика соответствующего диапазона и мощности. Соответственно, самолет противника не сможет обнаружить радар по его излучению и атаковать противорадиолокационным боеприпасом. Уничтожение всех крупных излучателей радиоволн, в свою очередь, получается слишком сложным и дорогим. В конце концов, пассивный радар теоретически может работать и с передатчиками самой простейшей конструкции, которые по своей стоимости обойдутся гораздо дешевле средств противодействия. Вторая проблема для противодействия пассивным РЛС касается радиоэлектронной борьбы. Для эффективного подавления такого радара требуется «глушить» достаточно большой диапазон частот. При этом не обеспечивается должная эффективность средств РЭБ: при наличии сигнала, не попавшего в подавляемый диапазон, пассивная радиолокационная станция может перейти к его использованию.

Несомненно, широкое распространение пассивных радиолокационных станций приведет к появлению методик и средств противодействия им. Однако в настоящее время разработка Cassidian и EADS почти не имеет конкурентов и аналогов, что пока позволяет ей оставаться в достаточной мере перспективной. Представители концерна-разработчика утверждают, что к 2015 году экспериментальный комплекс станет полноценным средством обнаружения и сопровождения целей. За оставшееся до этого события время конструкторы и военные других стран должны, если не разработать свои аналоги, то, как минимум, составить свое мнение по теме и придумать хотя бы общие методики противодействия. В первую очередь, новая пассивная РЛС может ударить по боевому потенциалу ВВС США. Именно Соединенные Штаты уделяют наибольшее внимание малозаметности самолетов и создают новые конструкции с максимально возможным использованием стелс-технологий. Если пассивные радары подтвердят свои возможности по обнаружению малозаметных для традиционных РЛС летательных аппаратов, то облик перспективных американских самолетов может претерпеть серьезные изменения. Что касается других стран, то они пока не ставят малозаметность во главу угла и это в определенной мере позволит снизить возможные неприятные последствия.


По материалам сайтов:
http://spiegel.de/
http://eads.com/
http://cassidian.com/
http://defencetalk.com/
http://wired.co.uk/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 44
  1. Илюха 28 ноября 2012 08:25
    Хорошая технология для районов с большой плотностью населения,где конечно же куча всевозможных источников ЭМИ-излучения. Кстати, европейские страны НАТО даже не планируют разработку стелс-самолетов, поскольку над густонаселенным европейским ТВД никакой самолет не пролетит незамеченным-глазами (или тепловизором ночью увидят), рев движка услышат.
    Это еще во вторую мировую выяснилось, когда радаров толком и не было.
    Зря мы последовали за американцами, создав стелс-машину ПАК ФА. Мода это,но очень дорогая.
    Единственно,где "пассивный радар" неэффективен- море и пустыня.Там нет источников ЭМИ в достаточном количестве.
    Илюха
    1. Бурелом 28 ноября 2012 11:24
      Цитата: Илюха
      Кстати, европейские страны НАТО даже не планируют разработку стелс-самолетов
      зато разрабатывают стелс-беспилотники
      Бурелом
    2. jasorgho 29 ноября 2012 16:24
      у ракет с самонаведением и у самолетов станции обнаружения и сопровождение работают в дециметровом и сантиметровом диапазоне, и стелс технология работает главным образом против них, мне казалось уже давно все это поняли
      Заметить стелс-машину конечно можно, но даже с-300 их засекает за 20-40км в активном режиме, а на таком расстоянии уже может быть запущена противорадарная ракета
  2. tronin.maxim 28 ноября 2012 08:47
    Цитата: Илюха
    Зря мы последовали за американцами, создав стелс-машину ПАК ФА. Мода это,но очень дорогая.

    Не согласен! Даже если откинуть технологию стелс то у ПАКФА есть плюсы: сочетание в 1 самолете истрибителя и бомбандеровщика в 1 лице + сверхманевреность! ; постояная работа на сверзвуке без использования форсажа.
    1. Илюха 28 ноября 2012 09:15
      На все это способен и замечательный аппарат Су-30 (кроме крейсерского полета на сверхзвуке).
      За стелс-технологию самолет платит:
      - нерациональной формой планера
      -усложнением конструкции и эксплуатации
      -огромной ценой
      Европейцы это знают, и их не проектируют.
      Пы.Сы. Слово пишется "бомбардировщик" , Вы школу уже закончили?
      Илюха
      1. tronin.maxim 28 ноября 2012 10:01
        Цитата: Илюха
        За стелс-технологию самолет платит:
        - нерациональной формой планера
        -усложнением конструкции и эксплуатации
        -огромной ценой

        Кстати мне тут вспомнилось одно решение которые предлогают наши ученые : движение истрибителя в облаке плазмы! Это дает огромнейшую скорость и снижение заметности раз в 100! Вот материал , почитайте: http://morkov.net/velikie/mnogofunktsionalniy-istrebitel-s-berkut.html
        1. Илюха 28 ноября 2012 10:11
          Мой пытливый школьник!
          "Облако плазмы" имеет :
          а) огромную температуру, как бы самолет не расплавился))
          б) через плазму не проходит радиосигнал,что означает невозможность даже определить собственную высоту полета для летчика (радиовысотомер) и отсутствие связи и управления в бою.
          Поэтому данная разработка сдана в архив истории.
          Илюха
          1. tronin.maxim 28 ноября 2012 10:18
            Цитата: Илюха
            Поэтому данная разработка сдана в архив истории.

            Это сомнительно! Технология перспективна. Тут скорей всего продолжаются работы по этой теме под грифом секретности! ( предположение).
            1. Илюха 28 ноября 2012 10:42
              Гриф секретности физику не отменяет))
              Илюха
              1. El13 28 ноября 2012 14:56
                Цитата: Илюха
                "Облако плазмы" имеет :
                а) огромную температуру, как бы самолет не расплавился))

                Прежде чем чмoрить людей за неграмотность неплохо бы самому разобраться в физике, а то у Вас "плазма"="высокая температура", пора избавляться от стереотипов в мышлении, можно и по пункту б) пройтись, но разберитесь для начала с а)...
              2. Vldmr 28 ноября 2012 18:27
                Ошибаетесь, прохождение и отражение радиоволн в плазме зависит от температуры, состава, плотности, температурного градиента, собственно и от частоты радиоволн. Для каких-то частот при определенных условиях плазменное облако будет черным телом, а другие наоборот будет практически зеркально отражать.
                В верхних слоях атмосферы плотность воздуха мала, плотность плазменного облака тоже. А теплообмен(тепловой поток) зависит не только от градиента температур но и от теплоемкости среды, которая, соответственно, зависит от плотности. При малых плотностях среды и тепловые потоки относительно малые. Во-вторых, при больших скоростях из-за трения так и так происходит ионизация воздуха, можно ее использовать для образования плазмы. И для управления плазменным облаком можно использовать управляемые магнитные , СВЧ поля. Так что в этом ничего такого сверхъестественного и противоречащего законам физики нет. Естественно, это требует немалых затрат на НИР и ОКР.
                Vldmr
            2. rolik 28 ноября 2012 18:27
              эту технологию не положили на полку. Два года назад было интервью с главным разработчиком плазменного кокона. Он сказал, что на окончательную доводку потребуется года два-три. так, что уже на подходе. А плазма , по этой технологии не горячая а холодная. Самолет не расплавится. Плюс за счет действия плазменного кокона намного уменьшается трение о воздух. Это принцип работы ракетоторпеды " Шквал", только в воздухе. И ,в принципе, если технологию довести до требуемых параметров, то гиперзуковые аппараты не потребуется охлаждать в полете испаряемой оболочкой или жидким азотом.
              rolik
          2. sapulid 28 ноября 2012 12:40
            Добавьте к этому, что невидимость достигается только на очень больших высотах.
            sapulid
            1. leon-iv 28 ноября 2012 12:47
              невидимость как вы изволили выразится достигается на определенных углах.
          3. avdkrd 29 ноября 2012 11:04
            применительно к самолетам речь идет о так называемой холодной плазме, во вторых идея уже реализована и при нормальном финансировании без проблем устанавливается на все типы российских самолетов. Плазма обтекает не весь самолет, а лишь наиболее "шумящие" части (воздухозаборники).Проблема помех и работы электронных систем и авионики была успешно решена, еще во времена царя Гороха. Генераторы неравновесной плазмы с успехом прошли государственные испытания более 16 лет назад, но финансы и суперминистры обороны .........
        2. leon-iv 28 ноября 2012 12:01
          Это сопли для для школоло.
          Да можно создать низкотемпературную плазму. Вопрос на ФЕЙХОА? И сопротивление атмосферы он не поменяет как бы.
      2. olp 28 ноября 2012 10:31
        ещё один авиационный специалист на форуме это хорошо

        - нерациональной формой планера
        -усложнением конструкции и эксплуатации
        -огромной ценой

        очень смешная шутка
        форма планера ПАК ФА в первую очередь продиктована крейсерским сверхзвуком и лётными характеристиками, а незаметность для ПАК ФА на втором месте в отличие от ЛТХ.
        поспорить с ним в маневренности врядли кто сможет, разве что МиГ-29ОВТ

        впрочем я смотрю в другой теме вы уже блеснули своими знаниями про канальность панциря и прочих систем в ЗРК, видимо в школе всё-таки учились или у "дяди Васи во дворе узнали?"(c)
        olp
        1. Илюха 28 ноября 2012 10:41
          И в школе учился, и после тоже)).
          Вообще-то самое рациональное сечение скажем ,фюзеляжа-круглое (наименьший вес при наибольшем внутреннем объеме).
          При любой скорости аэродинамика круглого сечения не имеет недостатков.
          Что у стелса круглое?(смотрим в фас)
          значит. нерациональная форма-больший вес при меньшем объеме.
          Илюха
          1. urzul 28 ноября 2012 10:50
            Цитата: Илюха
            Вообще-то самое рациональное сечение скажем ,фюзеляжа-круглое (наименьший вес при наибольшем внутреннем объеме). При любой скорости аэродинамика круглого сечения не имеет недостатков.

            НУ если речь о грузовике , то да, Хотя несущий фюзеляж позволяет экономить топливо, ну а для истребителя объем не главное.
            При любой скорости аэродинамика круглого сечения не имеет недостатков.
            Что у стелса круглое?(смотрим в фас)
            значит. нерациональная форма-больший вес при меньшем объеме.

            Лишь при прямолинейном движении, истребитель же предполагает маневрирование, где создание подъемной силы, в т.ч. и фюзеляжем имеет большее значение.
            1. Илюха 28 ноября 2012 11:46
              Цитата: urzul
              Лишь при прямолинейном движении, истребитель же предполагает маневрирование, где создание подъемной силы, в т.ч. и фюзеляжем имеет большее значение.

              Вот в этих целях у Су-27/30 круглый в поперечном сечении фюзеляж имеет форму эллипса в продольном .Что не меняет правил физики и геометрии)))
              Илюха
              1. urzul 28 ноября 2012 12:06
                Давно ли Вы у Су-27 фюзеляж в поперечном сечении "круглый" видели?
                1. Илюха 28 ноября 2012 12:50
                  Цитата: urzul
                  Давно ли Вы у Су-27 фюзеляж в поперечном сечении "круглый" видели?

                  Читайте выше и неторопливо.Там написано:у Су-27/30 круглый в поперечном сечении фюзеляж имеет форму эллипса в продольном.
                  Проще,блин: спереди смотришь:круглый, сбоку: эллипс (т.е. овал растянутый))
                  Ферштейн?
                  Илюха
                  1. urzul 28 ноября 2012 13:24
                    Боюсь общение не продолжим, лишь 2 фото
                    Читайте выше и неторопливо.Там написано:у Су-27/30 круглый в поперечном сечении фюзеляж имеет форму эллипса в продольном.
                    Проще,блин: спереди смотришь:круглый, сбоку: эллипс (т.е. овал растянутый))
                    Ферштейн?

                    AutoCAD что то на подобии этого выдает.
                    1. urzul 28 ноября 2012 13:27
                      А теперь долго и монотонно всматриваемся в вид сбоку Су-30 и ищем сходства. В продольном или сбоку как вы нам Всем объяснили.
                      lol
                      И на будущее вот ссылка на чертежи http://www.airwar.ru/other/draw/su27aiv.html Су-27 с поперечными разрезами по всей длине и не смешите так народ.
      3. Космос-1869 28 ноября 2012 21:34
        Да и слово "истребитель" пишется именно так wink
    2. пацантрэ 28 ноября 2012 09:17
      Вообще-то Илюха имел ввиду то,что не нужно делать ПАК ФА малозаметным.Правда,если у него отнять малозаметность,он будет немногим лучше Су-35,и смысла в его создании не очень-то много,уж лучше бы на том же Су-35 немного модернизировать БРЭО и получился бы тот же ПАК ФА без малозаметности.Су-35 обладает всеми перечисленными вами плюсами.Вот только,такое ощущение,что кроме сверхманевренонности и крейсерского сверзвука у него плюсов нет?А про совершенно новое БРЭО,которое даёт,пожалуй,даже большее преимущество,чем сверхманевренность,вы почему забыли?
      Что касается моего мнения,имхо,совершенно не зря мы создаём ПАК ФА именно в таком виде,в котором он есть.К тому же мы не делали на малозаметность такой ставки,какая,например,сделана на рапторе.Пассивные радары все равно пока лишь создаются,и,почему-то мне кажется,что они могут и не получить широкого применения.А малозаметность самолёта,как ни крути,даёт серьёзное преимущество,несмотря на все многочисленные нюансы...
      Вообще,когда создаётся принципиально новое оружие,все постоянно орут о том,что скоро мир перевернётся,что это оружие изменит наше представление о войнах,что оно выведёт войска на новый уровень...будь в 80ых интернет,мы бы такое же слышали о создании лазеров,спутников-ракетоносцев и тд...и где они все сейчас?Пока эти пассивные радары себя не зарекомендуют,не стоит к ним относиться слишком серьёзно (но готовым нужно быть ко всему)
      1. Илюха 28 ноября 2012 09:59
        Дополню по пассивному радару.Он является средством только обнаружения цели, вряд ли по его координатам можно навести ракету ЗРК, поэтому для сбивания все равно придется включить подсветку другим радаром (только цель уже никуда не денется за несколько секунд)).
        Для неожиданного обстрела воздушной цели- оптимально.
        Но. конечно же, не является это "технологией,способной изменить мир"
        Илюха
      2. urzul 28 ноября 2012 10:25
        Во первых у ПАК ФА малозаметность не первоочередное направление:
        Да композиты в конструкции - но это снижение веса планера.
        Да разнесение двигателей для уменьшения ИК следа - но это более эффективное использование УВТ.
        Параллельные кромки - но все в пределах разумного, только где не мешает аэродинамики.

        По заверениям ПАК ФА будет превосходить Су-35 в маневренности и дальности обнаружения, не спроста на нем 3 станции обнаружения. Су-35 в то же время получит то же новое вооружение что и ПАК ФА , да и двигатель новый, 5 поколения, думаю возможно использовать в нем.
        1. tronin.maxim 28 ноября 2012 11:00
          Товарищи ! Нашел интересный материал, как раз по теме: http://www.buran.ru/htm/bors.htm http://www.veinik.ru/science/experiment/article/508.html
        2. пацантрэ 28 ноября 2012 12:21
          Цитата: urzul
          По заверениям ПАК ФА будет превосходить Су-35 в маневренности и дальности обнаружения, не спроста на нем 3 станции обнаружения.


          По дальности обнаружения вряд ли,скорее всего они будут на одном уровне.У Су-35,если не ошибаюсь,тоже есть 2 дополнительных РЛС.У ПАК ФА по-моему всего 5 РЛС.
          1. urzul 28 ноября 2012 12:42
            ТО есть мы видим что параллельно дорабатывается более дешевый самолет в отличными данными
          2. почтальон 29 ноября 2012 00:29
            Цитата: пацантрэ
            ПАК ФА по-моему всего 5 РЛС.

            Обещают:

            1.носовую РЛС с АФАР Ш-121 Х-диапазона
            2.бортовые РЛС с АФАР Х-диапазона (должны быть размещены в носовой части фюзеляжа)
            3.крыльевые РЛС с АФАР L-диапазона
            4.возможно, кормовая РЛС с АФАР Х-диапазона
            5.контейнерная РЛС с АФАР Ка-диапазона (миллисетровый)
            6. возможно, датчики РЛС с АФАР распределенные по обшивке
            7.(или та же 4) В корме центральной балки фюзеляжа, возможно, будет установлена еще одна кормовая РЛС с АФАР Х-диапазона разработки НИИП им. В.В.Тихомирова.
            6 или 7..... Только каода все это,вероятно на Фаза 5?
            почтальон
        3. почтальон 29 ноября 2012 00:27
          Цитата: urzul
          Да разнесение двигателей для уменьшения ИК следа - но это более эффективное использование УВТ.

          Что -то ту не совсем то:


          RU2440916C: а оси двигателей ориентированы под острым углом к плоскости симметрии самолета по направлению полета.

          "расчеты " с линейкой показывают Cos A=6,35/6,61=0,9607
          Т,Е. почти 4% процента потери на тяге ДЛЯ КАЖДОГО ДВИГАТЕЛЯ!
          На фига?
          Разнесенные двигатели конечно здорово( увеличивают возможность размещения скрытых отсеков вооружения- не надо так ужиматься как на Раптор).
          Зачем иметь потери на тягу?
          При повреждении одного из двигателей,что с параллельными осями, что с не параллельными, так и так есть плечо и разворачивающий момент.

          про эффективность УВТ, так он и так почти идеал по аэродинамики(как заявлено)
          почтальон
  3. Pacifist 28 ноября 2012 09:34
    Технология совсем не нова и кроме того непонятно почему в статье преподносится как открытие. Та же Кольчуга, разработки 80х уже была опробована в реальных боевых действиях. Так что новость с плесенью.
  4. leon-iv 28 ноября 2012 09:35
    Чито гейропа для себя средства РТР открыла
    1. Илюха 28 ноября 2012 09:53
      Да не открыла, а просто совершенствует,что правильно
      Илюха
      1. Pacifist 28 ноября 2012 10:01
        85В6-А «ВЕГА» и т.д.
        1. urzul 28 ноября 2012 10:34
          VERA-E (Чехия)
          Эшелонированные системы обороны используют взаимодействие различных элементов для обнаружения и поражения самолетов противника.

          Бистатический радар

          Pанняя система предупреждения о приближении самолетов противника.

          Отражения электромагнитных волн от гражданских источников излучения, таких как телевышки или антенны сотовой связи, принимаются чувствительными антеннами радаров. Бистатические радарные системы способны методом триангуляции вычислить координаты цели, а по эффекту Доплера определить ее скорость и направление движения.

          РЛС обнаружения и сопровождения метрового диапазона

          Обеспечивает сопровождение самолета противника и передает информацию другим РЛС.

          Эффективность самолетов-невидимок перестала быть тайной для широкой публики во время первой «Войны в заливе». С тех самых пор Россия ищет средства защиты от этих самолетов, оснащая новейшей цифровой аппаратурой метровые радары прежнего поколения, чтобы увеличить радиус действия и повысить разрешение. Российские производители сейчас утверждают, что их РЛС способны обнаруживать самолеты-невидимки, облучая их волнами метрового диапазона.

          РЛС подсвета и наведения с фазированной антенной решеткой

          Подсвечивает цель и обеспечивает команды наведения для зенитной ракеты.

          Используя данные от других радаров РЛС, эта система отслеживает цель и помогает наводить ракету на начальном участке траектории, пока не сработает захват головки самонаведения самой ракеты.

          Зенитная ракета

          Обеспечивает поражение самолета противника с помощью боевой части.

          Одноступенчатая твердо-топливная ракета запускается из вертикального контейнера. Ракета длиной 7,5 м оснащена радиолокационной головкой самонаведения и доставляет к цели 180 кг взрывчатки на расстояние до 200 км.
          1. Pacifist 28 ноября 2012 10:46
            Ну я собственно о том же. Теория 50х-60х, реализация 80х-90х.
            Удивляет просто тон статьи преподносящий это как какой-то прорыв.
            1. пацантрэ 28 ноября 2012 12:22
              В статье как раз это написано,что технология не нова,но раньше по каким-то причинам не получала должной реализации.
              1. leon-iv 28 ноября 2012 12:26
                каким-то причинам не получала должной реализации.
                У кого у СА или РФ ? Или у гейропейцев?
              2. Илюха 28 ноября 2012 12:58
                Цитата: пацантрэ
                В статье как раз это написано,что технология не нова,но раньше по каким-то причинам не получала должной реализации.

                Раньше не могли так четко обрабатывать принятые сигналы .Хотя и тут наверняка разделение проходит по допплер-эффекту на подвижный отраженный сигнал и неподвижный,только качество обработки другое, точнее не знаю,может кто в курсе?
                Илюха
          2. Vldmr 28 ноября 2012 18:42
            Многопозиционная радиолокация решает многие проблемы в обнаружении целей с низким ЭПР. Для многопозиционной радиолокации предполагается в простейшем случае , наличие одной излучающей станции и нескольких приемных, которые значительно пространственно разнесены. Естественно, возникают проблемы в обмене информацией и синхронизацией передающей и принимающих станций, что усложняет обработку сигнала и требует качественных каналов обмена данными.
            ЭПР ЛА, созданных по стелс-технологиям (да собственно и всех остальных) сильно зависит от вектора облучения. То есть ЭПР стелса минимизируется в направлении облучающей РЛС, а если угловые координаты приемника РЛС относительно ЛА сильно отличаются, то сигнал вполне может быть весьма велик. Собственно, есть такой параметр диаграмма обратного рассеяния. У ЛА созданных по стелс- технологии она имеет минимум в направлении источника облучения, но имеет лепестки в другие стороны, вот собственно их и требуется обнаружить, что и делает многопозиционная радиолокация.
            Vldmr
  5. yanus 28 ноября 2012 10:10
    И долго проработают радиостанции, телевышки, вышки сотовой связи, а так же электростанции, которые все это питают, в войне, где будут применятся стелсы?
  6. spok 28 ноября 2012 13:57
    если делает "Фаворитъ" то дерьмо полное проверено на "Зверобое"
    spok
  7. Rus2012 28 ноября 2012 20:45
    Цитата: Vldmr
    У ЛА созданных по стелс- технологии она имеет минимум в направлении источника облучения, но имеет лепестки в другие стороны, вот собственно их и требуется обнаружить, что и делает многопозиционная радиолокация.


    Цитата: yanus
    И долго проработают радиостанции, телевышки, вышки сотовой связи, а так же электростанции, которые все это питают, в войне, где будут применятся стелсы?


    ...и ещё современные ЛА не могут летать с абсолютно выключенным электрооборудованием, являющимся также источником радиоизлучения: радиовысотомеры, каналы обмена информационной обстановкой, да и сам ЛА - летящий по магнито-силовым полям земли возмущает их и в своем теле наводит ЭДС:)

    Цитата: Илюха
    Раньше не могли так четко обрабатывать принятые сигналы .Хотя и тут наверняка разделение проходит по допплер-эффекту на подвижный отраженный сигнал и неподвижный,только качество обработки другое, точнее не знаю,может кто в курсе?


    ...раньше аппаратная составляющая (микропроцессоры) не позволяла. Ну и соответствующего софта решающего многомерные динамические задачи - не было. Потом, нужно соответствующую БД электромагнитных обликов ЛА создать... Соответственно - набрать статистический материал. В украинской "Колчуге" и в отечественных аналогах - вс это уже есть и постоянно обновляется.
  8. почтальон 29 ноября 2012 01:24
    Идея не нова.
    Data Networking , 20th June 2001 15:41 GMT

    Система использует традиционные сети мобильной связи GSM для обнаружения стелс-самолетов, т.к. они по-прежнему отражают достаточно ЭМ энергии от мобильных телефонов,ТВ, раций и могут быть обнаружены с помощью специальных приемников.

    Приемники связаные с центральным компьютером, который имеет синхронизации с GPS сигналом спутника - это возможность позиционировать самолет с точностью до 10 метров.
    [img]http://kn2c.us/s/cc_images/cache_2985247804.jpg?t=1328916916[/img]

    Центральным компьютером вполне может быть простой ноутбук.

    -----
    Все здорово, но наверное это можно использовать лишь в мирной жизни,что бы не "светить" РЛС.
    А как только начнется серьезный конфликт- будет такая какафония в эфире, что осуществить селлецию и цУ цели -вряд ли представится даже с помощью крей.
    А потом не будет бытовых сигналов GSM,TV и прочих.
    почтальон
  9. gregor6549 29 ноября 2012 03:25
    Радар, показанный на фото в статье, очень похож на многодиапазонный радиопленегатор, типа тех что используются в авиации для определения азимута на самолет, с которым ведется радиосвязь. Известно, что при наличии нескольких пеленгаторов (3 и более) можно определить координаты источника радиосигнала используя известные методы (триангуляцию и т. д.). Кстати, метод триангуляции использовался в объекте ВП 15М уже забытой системе Воздух 1М для определения координат постановщиков активных помех. Правда в качестве источников информации для объекта ВП 15М использовались пеленгационные каналы штатных РЛС и ПРВ

    Мне кажется, что в основе описываемого радара лежит именно метод радиопеленгации, использованный югославской ПВО во время бомбежек Югославии. По рассказу одного из офицеров данной ПВО, показанному недавно по каналу SBS, все попытки обнаружить Ф117 с помощью штатных средств радиолокации ни к чему не приводили. Тогда он решил попытаться обнаружить "след" этого стелса радиопеленгаторами, пеленгуя координаты возмущений поля радиосвязи, создаваемых в данном поле при пролете самолета и это ему удалось. Сбить же обнаруженный стелс уже не составило особого труда.

    Насколько эта история с географией достоверна сказать трудно, но похоже что все было именно так.
    1. saturn.mmm 30 ноября 2012 01:03
      Цитата: gregor6549
      Ф117 с помощью штатных средств радиолокации ни к чему не приводили.

      Может вам известны результаты боевого применения Ф-117 в Ираке 2003 года.
      Давно ищу данные но ничего не нашел.
      1. gregor6549 30 ноября 2012 06:24
        Уважаемый Сатурн,

        Посмотрите эту статью http://www.f117reunion.org/sfa_newsletter/nighthawks-over-iraq.pdf. Она правда на английском, но на перевод у меня времени, увы, нет. сорри. А вообще, материалов на английском по Ф117 в том числе по его использованию в Ираке, Югославии и т.д. более, чем достаточно.
        1. saturn.mmm 30 ноября 2012 23:36
          Цитата: gregor6549
          Посмотрите эту статью

          Григорий благодарю вас за ссылку почитал с удовольствием.
          Ирак 1991 год и Югославия 1999 год, действительно материала достаточно, но по Ираку 2003 года почему то кроме воспоминания участия Ф-117 больше ничего в интернете я не смог найти. Так-же при снятии Ф-117 с вооружения упоминается 27 единиц, об остальных , опять же я ничего не нашел .
          Один украинский обозреватель утверждает что США потеряли в Ираке 2003 года порядка 17-ти Ф-117 и причиной послужило наличие у Ирака СРР «Кольчуга-М» хотелось узнать Ваше мнение по этому утверждению, заранее спасибо.
          Честно для меня, несколько странным кажется решение американских военных, снимать с вооружения самолет отлично проявивший себя в военных операциях.
          1. алекс 241 30 ноября 2012 23:40
            http://almanacwhf.ru/?no=1&art=7 вот ознакомтесь.
            алекс 241
          2. gregor6549 1 декабря 2012 06:40
            Ув. Михаил,
            Насколько я в курсе, единственным Ф11, который удалось сбить средтвами ПВО, был Ф117 сбитый над Югославией. Да и тот случай нельзя на 100% отнести к заслуге югославской ПВО, т.к. в этом полете звено Ф16, которое обычно сопровождало Ф117 с целью его защиты и подавления средств ПВО было отозвано с задания и пилот Ф117 решился на одиночный полет. Об этом недавно по каналу SBS австралийского ТВ был показан док. фильм в котором показаны и пилот сбитого Ф117, и полковник югославских ПВО, который придумал как обнаружить Ф11т по возмущения поля радиосвязи, а также рассказывается как факт сбития невидимки повлиял на его дальнейшую судьбу. Пересказывать все нет ни места, ни времени, но главное в том, что штатовцы осознали, что ставка только на технологию "стелс" в ущерб пилотажным и боевым качествам самолета себя не оправдала и , следовательно, новые поколения самолетов создаваемые с использованиям технологий "стелс" должны обладать всем набором качеств, позволяющим такому самолету быть не только относительно невидимым, но и уметь хорошо нападать и защищаться, т.е. обладать необходимыми в данном классе самолетов (бомберы, истребители и т д) пилотажными качествами и вооружением. Поэтому Ф117 стали снимать с вооружения а на смену им пошли Ф22, Ф35 и т.п.
            Относительно "Кольчуги" и ее роли в Иракской войне сказать ничего не могу, но насколько я в курсе эта система является по сути микробазовым когерентным радиопеленгатором, позволяющим определять координаты активных постановщиков радиопомех в см и дм диапазонах волн. Возможно этот пеленгатор додумались использовать и для пеленгации возмущений в полях радиосвязи, создаваемых "невидимками" по югославскому методу.
            Ранее для решения задач определения координат постановщиков активных помех использовались широкобазовые (до нескольких десятков км) системы радиопеленгации, в том числе автоматизированные. Например объект ВП15М системы Воздух 1М, созданной еще в конце 60х начале 70х годов на одном из белорусских предприятий. Источниками информации для объекта ВП15М являлись каналы пеленгации штатных РЛС кругового обзора и ПРВ. Кстати, Кольчуга детище того же украинского предприятия, которое делало ПРВ 13 и ПРВ 17 с очень нехилыми на то время пеленгационными каналами и которые могли работать не только как радиовысотомеры, но и как высокопотенциальные РЛС секторного и кругового обзора. Естественно. что с появлением РЛС с ФАР эти ПРВ ушли в область воспоминаний.
  10. радар69 29 ноября 2012 18:12
    Ребята! Вы служили в войсках ПВО В 60-Х годах! Была война во Вьетнаме! Советский Союз помог сокрушить США1
    1. gregor6549 30 ноября 2012 06:34
      Служить не служил. но закрытых материалов по опыту боевых действий систем ПВО во Вьетнаме прочел изрядное количество. Я бы не сказал что Вьетнам сокрушил США. То что дал по шее несомненно как и то что выставил США и их марионеток за пределы Вьетнама Но и сам Вьетнам понес ужасающиие потери от ковровых бомбежек авиации США. К тому же если в начале этой Войны для того, чтобы сбить один самолет американцев требовалось в среднем 2 ЗУР, то потом, после того как американцы стали применять активные и пассивные помехи а также ПРС типа "Шрайк" расход возрос до 8 ракет на самолет, а потери войск ПВО резко возросли. Т.е. не все было гладко и с одной, и с другой стороны

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня