Тенденции развития малозаметной авиации США

49
Тенденции развития малозаметной авиации США
Экспериментальный самолет Lockheed Have Blue


Практически с середины XX в. авиационная промышленность и научные организации США занимаются темой сокращения радиолокационной заметности летательных аппаратов и других объектов. Был разработан и продолжает развиваться комплекс т.н. стелс-технологий, которые с семидесятых-восьмидесятых годов используются при создании новых самолетов, вертолетов и БПЛА. При этом можно заметить, что разработка новых технологий и техники на их базе фактически разделилась на несколько этапов, и в этих процессах просматривались важные и интересные тенденции.



На ранних этапах


Американские специалисты занялись проблемой снижения радиолокационной заметности еще в сороковых-пятидесятых годах XX в. – вскоре после появления и распространения РЛС первого поколения. По результатам первых исследований появилось понятие эффективной площади рассеяния (ЭПР), а также были предложены способы сокращения этого параметра.

На ранних этапах ЭПР предлагалось уменьшать за счет создания радиопрозрачных конструкций без металлических деталей, отражающих зондирующий сигнал РЛС. Следовало применять деревянные, пластмассовые и иные элементы с меньшим уровнем отражения или вообще без него. Исследования показали, что подобные конструкции летательных аппаратов вполне способны обмануть РЛС ранних поколений.


Серийный ударный самолет F-117A

Тем не менее, заказчик в лице Пентагона не заинтересовался этими идеями. На тот момент главным средством защиты авиации от ПВО противника считались скорость и высота полета, а вопрос снижения заметности не был принципиальным. Кроме того, с РЛС противника предлагалось бороться при помощи помех. Наконец, конструкции из доступных неметаллических материалов не позволяли желаемым образом наращивать летные и боевые характеристики.

Как следствие, в течение длительного времени исследования в области снижения заметности не имели прямого отношения к реальному развитию боевой авиации. Впрочем, результаты проведенных исследований не оставались без внимания и нередко находили применение в ином контексте.

Компьютерное моделирование


Вопросы снижения заметности стали актуальными в начале семидесятых годов. Ряд конфликтов того времени показал высокий потенциал современных РЛС и ЗРК, а также продемонстрировал необходимость новых способов защиты авиации. В 1974 г. агентство перспективных разработок DARPA обратилось к нескольким ведущим компаниям с предложением создать боевой самолет тактического звена, защищенный от обнаружения радиолокационными средствами. Для этого требовалось найти и определить оптимальный набор т.н. стелс-технологий.

С некоторым опозданием к программе присоединилась компания Lockheed. У нее были некоторые наработки по теме малозаметности, но их пока не доводили до уровня полноценного проекта. Для развития этих идей к работам привлекли несколько специалистов «со стороны», и с их помощью было сформировано два десятка вариантов облика будущего самолета с минимальной ЭПР.


Стратегический бомбардировщик B-2A

Оптимальный облик определили при помощи компьютерного моделирования. Специалисты «Локхида» написали оригинальную программу под названием ECHO 1, способную рассчитывать процессы отражения радиоизлучения от различных объектов. Компьютеры того времени имели ограниченную производительность, и поэтому программа работала только с относительно простыми моделями. В результате все виртуальные самолеты имели плоские поверхности и четкие грани.

Оптимальный вариант облика, выбранный по итогам компьютерного моделирования, выполнили в виде макета и испытали в лабораторных условиях. Неожиданно результаты реального исследования не сошлись с расчетами. Впрочем, вскоре нашли выход. Еще в 1962 г. советский физик Петр Яковлевич Уфимцев опубликовал работу «Метод краевых волн в физической теории дифракции», и в Lockheed уже ознакомились с нею. Программу ECHO 1 после неудачи переработали с учетом идей П. Уфимцева, и новые исследования более не сталкивались с прежними проблемами.

По итогам нового моделирования вновь выбрали наилучший вариант конструкции самолета, который затем довели до полноценного проекта под шифром Have Blue. Были построены два опытных самолета. Они участвовали в летных испытаниях и демонстрировали преимущества «граненого» облика.

В то же время, для получения таких результатов понадобился целый набор дополнительных технологий. Так, пришлось разработать оригинальную систему управления, способную обеспечить полет самолета со специфическим аэродинамическим обликом. Кроме того, велся поиск подходящих радиопоглощающих или радиопрозрачных материалов.


Истребитель 5 поколения F-22A

Проект Have Blue позволил наработать опыт для разработки полноценного боевого самолета, получившего индекс F-117A. В 1981 г. он совершил первый полет, а в 1983-м был принят на вооружение – и стал первым «стелсом», дошедшим до строевых частей. F-117A строились ограниченной серией и оставались на службе до конца двухтысячных годов. За это время они успели поучаствовать в нескольких конфликтах и в целом оправдали ожидания.

На новом уровне


Тематикой стелс-технологий занимались не только в «Локхиде». Ряд других компаний проводил аналогичные исследования и строил опытную технику с теми или иными особенностями. В частности, большой вклад в развитие направления сделала компания Northrop Grumman.

Благодаря проведенным исследованиям, в т.ч. со строительством летающих лабораторий, в 1980 г. «Нортроп-Грумман» получила заказ на разработку малозаметного стратегического бомбардировщика, впоследствии получившего индекс B-2A. Как и в случае с Have Blue / F-117A при формировании облика планера использовалось компьютерное моделирование, но Northrop Grumman использовала собственное программное обеспечение.

Развитие компьютерной техники и рост производительности положительно сказались на разработке самолетов. Появилась возможность моделировать не только прямые панели, но и более сложные поверхности. Как результат, планер B-2A имеет прямые линии крыла и выгнутый рудиментарный фюзеляж и мотогондолы. В сочетании с новым поколением материалов все это позволило дополнительно сократить ЭПР.


Внутренний грузоотсек истребителя F-22A - еще один способ сократить ЭПР

В то же время стартовала программа разработки истребителя нового поколения ATF. К такому самолету, среди прочего, предъявлялись повышенные требования в части малозаметности. При этом снижение ЭПР не должно было портить другие характеристики, как в случае с F-117A. В финальную часть программы вышли два проекта – YF-22 от Lockheed и YF-23 от Northrop Grumman и McDonnell Douglas.

Оба самолета для программы ATF имели характерную форму, сочетающую изогнутые панели и прямые грани. Такие обводы вместе с другими технологиями позволили сократить заметность без ухудшения аэродинамике. Как и ранее, при их проработке использовались компьютерные модели, а улучшение характеристик вычислительной техники положительно повлияло на общие результаты. Применение современных композитов дополнительно улучшило характеристики.

Компания Lockheed Martin затем использовала опыт разработки ATF / F-22 в ходе создании нового самолета JSF / F-35. При этом, как и ранее, использовалась современная компьютерная техника, новые версии программного комплекса, более совершенные модели и т.д. Кроме того, применялись и иные стелс-технологии, связанные с материалами, компоновкой агрегатов и т.д. Все это позволило найти оптимальное соотношение ЭПР, летных и боевых характеристик.

Следующее поколение


В настоящее время в США разрабатывается несколько проектов перспективной малозаметной авиационной техники. Уже показан первый опытный образец бомбардировщика B-21, призванного заменить имеющийся B-2A. Также разрабатываются истребители следующего поколения, такие как F-X или NGAD. Прорабатываются новые образцы беспилотных авиационных комплексов.


Истребители F-35 в полете

Радиолокация сохраняет свое значение в контексте ПВО, и потому от перспективных летательных аппаратов вновь требуется снижение заметности. Как и ранее, в таких проектах применяется полный спектр стелс-технологий – оптимизируются внешние обводы, правильно подбираются материалы, снижается инфракрасная сигнатура и т.д.

При этом существующие технологии постоянно совершенствуются. Кроме того, ожидается появление совершенно новых средств и решений. В частности, на протяжении нескольких десятилетий обсуждается возможность оснащения самолетов генераторами плазмы и иными устройствами, которые пока выглядят фантастикой.

Общие тенденции


В процессе создания и развитий стелс-технологий американской промышленностью можно заметить несколько основных этапов и ряд тенденций. Также следует обратить внимание на то, что развитие технологий нередко сдерживалось теми или иными факторами. При их исчезновении технологии уходили вперед и способствовали созданию новой техники.


Опытный бомбардировщик B-21 - очередной стелс-самолет для ВВС США

Так, на ранних этапах работ все меры по снижению заметности сводились к отказу от отражающих материалов в конструкции. Более совершенные решения отсутствовали и фактически не разрабатывались. Впрочем, основным сдерживающим фактором в это время было отсутствие реального интереса от заказчиков. Когда в Пентагоне поняли ценность сокращения ЭПР, направление получило необходимый приоритет.

Разработка планера, способного отражать и рассеивать излучение РЛС, оказалась достаточно сложной задачей. Полноценная отработка обводов стала возможной только после появления компьютеров с достаточной производительностью. Однако и в этом случае возникали проблемы – в семидесятых не удавалось рассчитать что-то сложнее набора прямых панелей. При этом проблемы с созданием планера не позволили бы реализовать потенциал новых материалов, компоновочных решений и т.д.

К счастью для разработчиков, характеристики компьютеров росли, и появилась возможность создания более совершенных конструкций с более сложными формами. Кроме того, к этому времени вновь появились новые материалы и технические идеи.

Развитие стелс-технологий продолжается и сейчас. Новые наработки в этой области находят применение при создании перспективных проектов, таких как B-21 или NGAD. При этом научные и проектные организации не торопятся раскрывать все свои секреты и сообщать, как именно и насколько удачно удалось сократить ЭПР того или иного образца. Впрочем, основные сведения такого рода смогут опубликовать позже, и тогда станет известно, как именно развивались технологии в наше время.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    14 апреля 2023 05:56
    Судя по тому что у всех стелс в последнее время скорость дозвуковая,вернёмся к деревянным планерам.
    1. +4
      14 апреля 2023 13:03
      Ф 22/35. Где там дозвуковая скорость?
  2. +2
    14 апреля 2023 08:14
    Повальное увлечение стелс вообще не очень понятно.. Вот скажем - на фейхоа он стратегическому бомберу, задача которого - выйти на рубеж пуска ракет и отстреляться? А рубеж у них - 5 тыщ км.. Где их сильно вряд ли кто достанет. Швыряться же бомбами с машины стоимостью в лярд баксов - это вообще сон разума какой-то.. В этом смысле - Ту-160 ясен, быстро вышел куда надо, шмальнул всем что есть, и на сверхзвуке свалил от греха подальше.. Ясен и Ту-95 - пусть не торопясь, но зато - дальность охрененная. И точно так же - подошёл к цели на 5 тыщ, шмальнул, и лети домой.. А вот в чём смысл существования запредельно дорогущего В-2?

    Или истребитель. Ну на кой ему одновременно стелс и продвинутая навороченная РЛС? Если после включения оной - стелс пропадает в ту же секунду? Где логика?
    Вот тот же F-117 при всей убогости был понятен. Никакой активной электроники, задача - тихо прокрасться через ПВО, кинуть бомбу и так же тихо свалить. Насколько это получилось - вопрос отдельный, но хоть сама концепция ясна.
    1. +10
      14 апреля 2023 09:12
      Цитата: paul3390
      Вот скажем - на фейхоа он стратегическому бомберу, задача которого - выйти на рубеж пуска ракет и отстреляться?
      Чтобы все-таки выйти на рубеж пуска (хоть и далеко, но комитет по встрече может быть в наличии) + приятный сюрприз тем, кто надеялся на ДРЛО.
      Цитата: paul3390
      А вот в чём смысл существования запредельно дорогущего В-2?
      Охота на ПГРК СССР.
      Цитата: paul3390
      Или истребитель. Ну на кой ему одновременно стелс и продвинутая навороченная РЛС?
      Мало ли как жизнь пойдет. Они надются на внешнее целеуказание, но вдруг его не будет? Или ракете нужен радиолокационный подсвет?
    2. +4
      14 апреля 2023 09:26
      Ну на кой ему одновременно стелс и продвинутая навороченная РЛС?

      Нужна как раз, потому что навороченная. АФАР с низким уровнем боковых лепестков и режим LPI снижают вероятность обнаружения работы РЛС.
    3. +3
      14 апреля 2023 09:32
      Цитата: paul3390
      Или истребитель. Ну на кой ему одновременно стелс и продвинутая навороченная РЛС? Если после включения оной - стелс пропадает в ту же секунду?

      Вспомним про режим работы AN/APG-77, именуемый LPI - low probability intercept. Да, несколько снижается дальность обнаружения цели, но многократно сложнее становится определить сам факт работы станции.
      1. 0
        14 апреля 2023 19:03
        Цитата: Ingenegr
        Вспомним про режим работы AN/APG-77, именуемый LPI - low probability intercept. Да, несколько снижается дальность обнаружения цели, но многократно сложнее становится определить сам факт работы станции.

        ".....Режим LPI по дистанциям обнаружения не имеет ничего общего с максимальными или рабочими дистанциями обнаружения БРЛС. т.к определяется другими параметрами (обработкой шумоподобных сигналов).
        Максимальная дистанция в теории до 55 км, в реале менее 50 км. при полном отсутствии постановки помех со стороны противника, т.к данный режим очень чувствителен к шумовой составляющей.
        Данная дистанция находится на границы дистанции обнаружения самолета, работающего в LPI, средствами оптико-электронного поиска цели. У истребителей последнего поколения она приближается к 60-70 км. по малозаметным целям в ик-диапазоне.
        Данный режим удобен, что бы подкрасться к не самому новому самолету противника, оставаясь незаметным. При встрече с самолетом у которого современный ОЭК обнаружения, а так же при работе систем РЭБ все его преимущество сводится к нулю....."

        Увы, первоисточник данного отрывка не укажу (утерян)
        1. -4
          14 апреля 2023 21:34
          преимущество сводится к нулю
          Когда я вижу такие фразы, сразу становиться очевидно, что передомной пропаганда, а не обоснованный (данными, цифрами) вывод.
    4. +2
      14 апреля 2023 15:39
      Повальное увлечение стелс вообще не очень понятно.. Вот скажем - на фейхоа он стратегическому бомберу, задача которого - выйти на рубеж пуска ракет и отстреляться? А рубеж у них - 5 тыщ км.. Где их сильно вряд ли кто достанет. Швыряться же бомбами с машины стоимостью в лярд баксов - это вообще сон разума какой-то.. В этом смысле - Ту-160 ясен, быстро вышел куда надо, шмальнул всем что есть, и на сверхзвуке свалил от греха подальше.. Ясен и Ту-95 - пусть не торопясь, но зато - дальность охрененная. И точно так же - подошёл к цели на 5 тыщ, шмальнул, и лети домой.. А вот в чём смысл существования запредельно дорогущего В-2?

      Или истребитель. Ну на кой ему одновременно стелс и продвинутая навороченная РЛС? Если после включения оной - стелс пропадает в ту же секунду? Где логика?
      Вот тот же F-117 при всей убогости был понятен. Никакой активной электроники, задача - тихо прокрасться через ПВО, кинуть бомбу и так же тихо свалить. Насколько это получилось - вопрос отдельный, но хоть сама концепция ясна.

      Вы не забывайте еще один момент. Стел-технологии применимы не только к самолетам, но и к ракетам. belay
      Стелс-томагавк, выпущенный с Арли Берка, штука практически неуязвимая. И без всякого гиперзвука. И они наверняка уже существуют. yes
      1. +3
        14 апреля 2023 16:43
        Цитата: Arzt
        Стелс-томагавк, выпущенный с Арли Берка, штука практически неуязвимая. И без всякого гиперзвука. И они наверняка уже существуют.

        Пока только в авиационном варианте - AGM-158C LRASM.
        Но испытания со стартом из УВП уже проводились.
      2. 0
        15 апреля 2023 11:33
        Цитата: Arzt
        Стел-технологии применимы не только к самолетам, но и к ракетам. belay
        Стелс-томагавк, выпущенный с Арли Берка, штука практически неуязвимая.
        А смысл? Они идут на сверхмалых, их и так не видно. Нет, что стелс-ракеты будут делать - не сомневаюсь, но то, что они сильно изменят ситуацию - сомневаюсь сильно.
    5. +3
      14 апреля 2023 18:30
      Бой 1 истребитель 4 поколения против истребителя 5 поколения. Оба движутся друг на друга. Первым на радаре увидит цель самолет 5 поколения. За счет малозаметности в это время у истребителя 4 поколения на радаре будет чисто. Истребитель 5 пок производит пуск ракеты воздух-воздух и уходит назад. Вот весь бой. Никаких собачих свалок и сверхманевренности. Как говорится собачья свалка - это по сути бой на ножах двух пехотинцев. Для этого нужно пройти бой на дистанции артиллерии, винтовки и пистолета. А на ножах там ловкость (сверхманевренность) нужна. Еще эта ловкость хороша на показных выступлениях перед публикой. Думаю аналогии понятны
      1. 0
        14 апреля 2023 23:57
        ..хотелось-бы уточнить..ракеты воздух-воздух у противников одного класса(имеется в виду дальность пуска и особенно по маневрирующей цели) а если нет ?? да и в режиме ДВБ(BVR) с момента перехода ГСН в активный режим сверхманёвр очень пригодиться(есть режимы уклонения ну например Split-S или наша Кобра)..так-что делать ставку ТОЛЬКО на ДВБ это..уже было когда американцы свой новейший Фантом 2 оставили без ВПУ..мол хватит AIM7 & AIM9...вот только когда и главное ГДЕ случиться новый Вьетнам расставящий точки над i...что-же главное в файтерах 5-го поколения ???
        1. 0
          15 апреля 2023 07:21
          Что бы пустить ракету - нужно сначала увидеть .
    6. -1
      14 апреля 2023 21:31
      подошёл к цели на 5 тыщ, шмальнул, и лети домой
      А если по дороге ему встретиться патруль из 2 истребителей и ДРЛО?
      1. -2
        14 апреля 2023 22:32
        Стелс работает против всех сразу . А залповый пуск ракет вв по нескольким целям уже давно известен . Так что один противник или несколько - не особенно важно .
  3. +5
    14 апреля 2023 10:48
    Хотя статья и вторична по отношению к нескольким публикациям по стелс-тематике на ВО, но затронула интересную тему ассиметричных ответов в гонке вооружений. СССР ответил ракетами на превосходство США в авиации, включая зенитные. На следующем витке гонки "еще быстрее, еще выше!" американцы поняли, что сократить доступное противнику время на захват цели и наведение - это тот же результат, что и от "лететь быстрее", но достигнутый иным способом, ассиметрично. Так и появился стелс. На который, кстати, до сих пор надежного отработанного ответа не нашли. Насколько я знаю, решения есть только в виде сетей ЗРК когда вместо отражения сигнала от собственного радара ловится отсутствие сигнала соседнего ЗРК, "чёрная дыра" в радиополе. И аналогичный по принципу действия поиск "чёрных дыр" в отражениях типичных гражданских сигналов, в первую очередь - вышек сотовых сетей, если над ними летит "стелс".

    Всем рекомендую почитать великолепную книгу "Skunk Works: личные мемуары моей работы в Локхид" Бен Рич, Лео Янос.
    1. +1
      14 апреля 2023 13:55
      Всем рекомендую почитать великолепную книгу "Skunk Works: личные мемуары моей работы в Локхид" Бен Рич, Лео Янос.

      Да, супер. Фактически полсотни толковых инженеров и сотня рукастых работяг двигали самые перспективные авиационные разработки последнего времени. За небольшие, вобщем-то деньги... hi
    2. +4
      14 апреля 2023 13:56
      Цитата: Проктолог
      На следующем витке гонки "еще быстрее, еще выше!" американцы поняли, что сократить доступное противнику время на захват цели и наведение - это тот же результат, что и от "лететь быстрее", но достигнутый иным способом, ассиметрично. Так и появился стелс.

      Не только. Малая заметность самолёта - это не только меньшее время, но и меньшая дальность захвата и взятия на сопровождения. Сбитый в Югославии "Хромой Гоблин" был обнаружен и взят на сопровождение РЛС ЗРК только на 14 км, в то время как типовая цель захватывается на 30-35 км - ещё до того, как по ней можно выполнить пуск.
      Соответственно, вся старая система зенитно-ракетной ПВО, построенная из расчёта старых ЭПР и старых дальностей, для малозаметного самолёта становится "дырявой". И её владельцу придётся либо тратиться на втрое-вчетверо большее количество дивизионов, либо сокращать глубину рубежей ПВО, либо оставлять часть объектов без прикрытия.
      То есть, либо потенциальным целям малозаметных самолётов либо придётся достаточно сильно раскошелиться, либо ослабить ПВО.
      1. 0
        14 апреля 2023 16:47
        Абсолютно согласен и как раз подразумевал, что в авиации "время=расстояние". На каждом шаге: обнаружить/навестисть/выстрелить.

        Что же до "дырявой" ПВО, то в моём понимании настоящих стрельб по стелсам не было и мы достоверно не знаем, с какой дистанции есть высокие шансы поразить малозаметную цель. А заявленные на бумаге ТТХ до подтверждения боевым применением, мало чего стоят.
        1. 0
          15 апреля 2023 18:41
          Что же до "дырявой" ПВО, то в моём понимании настоящих стрельб по стелсам не было и мы достоверно не знаем, с какой дистанции есть высокие шансы поразить малозаметную цель. А заявленные на бумаге ТТХ до подтверждения боевым применением, мало чего стоят.

          Ирак, Буря в пустыне.

          F-117 выполнили 1% вылетов от общего числа, а поразили 40% целей. Вынесли 39 мостов из 43 через Тигр и Евфрат.
          Ни один самолёт не был потерян, при ПВО на начальном этапе сравнимом с Московской зоной (3000 зенитных позиций, 16000 ракет).



          Думаю, будь у наc полк Стелсов и пара тысяч бомб с лазерным наведением, СВО бы уже закончилась. hi
          1. 0
            15 апреля 2023 21:02
            охотник спрятался так, что все минобороны найти не может
          2. 0
            17 апреля 2023 15:50
            Для глубинных рейдов - да, для действий на передке - нет. А большое количество новых бомб на Су30 решило бы.
      2. -3
        14 апреля 2023 22:43
        Если вспомнить историю : первоначально Сербия заявила что 117й был замечен ВИЗУАЛЬНО пилотом истребителя и сбит из пушки . Версия о зрк появилась уже после отправки обломков в Россию . Кстати , фото опубликованны были и в российских сми (тогда ещё печатных) , где на планере были характерные следы очереди . О зур с пушками мне слышать не приходилось .
    3. +2
      14 апреля 2023 14:41
      Кстати, если верить Бену Ричи, то идея технологии малозаметности пришла в голову сотруднику "Локхид" после прочтения книги Петра Уфимцева, 1962 г. выпуска. wink

      Дэнис обнаружил самородок глубоко внутри толстой книги по радиолокации, написанной одним из ведущих советских экспертов девятью годами ранее. Эта более чем утомительная книга называлась “Метод краевых волн в физической теории дифракции” и была совсем недавно переведена с русского языка Отделом иностранных технологий ВВС. Автором книги был Пётр Уфимцев, ведущий учёный Московского института радиотехники. Как признавался Дэнис, книга была настолько сложной для понимания, что только самый “ботанский ботаник” мог бы полностью осилить её.
      Дэнис нашёл жемчужину за сорок страниц до конца книги. Как он мне пояснил, Уфимцев пересмотрел давно известные формулы шотландского физика Джеймса Максвелла, позже уточнённые немецким экспертом по электромагнетизму Арнольдом Зоммерфельдом. Уфимцев вывел новые формулы, позволяющие рассчитать, как данная геометрическая конфигурация будет отражать электромагнитное излучение. Он продвинул эту раннюю работу на ещё один шаг вперёд.
      “Бен, этот парень показал нам, как рассчитать ЭПР всего крыла: нужно просто сложить вычисленные по этой формуле ЭПР поверхности крыла и его кромки и мы получим точный результат”.


      1. +4
        14 апреля 2023 15:27
        Кстати, если верить Бену Ричи, то идея технологии малозаметности пришла в голову сотруднику "Локхид" после прочтения книги Петра Уфимцева, 1962 г. выпуска.

        Уже в 1968 году работа Уфимцева фигурирует в перечне используемых источников в исследовании, проводимом ARPA (то самое DARPA).




        Если по сути исследования, то открытием для американцев работа не была, Келлер занимался аналогичными вычислениями еще в 1959 и работа Уфимцева просто укрепляла надежность итогов - два независимых источника пришли к схожим результатам. Так как работы Келлера не были секретом, то и исследование ARPA в 1969 деклассифицировали и передали в DTIC. И в том же 1969 (а потом переиздали и в 1970) публичное издательство Plenum Press в Нью-Йорке опубликовало работу Radar cross section handbook. Про Уфимцева тоже не забыли

        Поэтому слова Ричи, это, по большому счету, проявление американской черты "любовь к сенсационности".
        1. +3
          14 апреля 2023 16:53
          Цитата: Гнусный скептик
          проявление американской черты "любовь к сенсационности"

          ...и российской черты "СССР - родина слонов" тоже. У нас традиционно делался акцент на придумать, а у американцев на внедрить. Поэтому радио изобрёл Попов, а самолёт - Можайский. В то время как Стив Джобс не изобрёл ничего, а лишь удобно совместил ранее известные изобретения, или Илон Маск просто-напросто сделал работающими на практике давно описанные в деталях технологии.

          Применительно к стелс, сработало преимущество США в компьютерных технологиях, нужно было много обсчитывать. Но и даже с ним B-117 выглядит как грубая поделка. На пределе, видимо, считали. Не разделяю мнения, что стелс дешево обошелся США. Скорее, бесплатно получили машинное время в Skunk Works. "Бесплатно" = за счет Пентагона, американских налогоплательщиков.
    4. -2
      14 апреля 2023 21:38
      ловится отсутствие сигнала соседнего ЗРК, "чёрная дыра"
      Интересно, а как радар "ловит отсутствие" сигнала? Азимут 300 - чистое небо, нет сигнала, азимут 301 - стелс, нет сигнала. Какова разница между этими двумя "нет сигнала"?
      1. 0
        15 апреля 2023 04:06
        Упомянута сеть из радаров , стелс засекается ,когда прерывает сигнал от соседнего радара, но это больше похоже на срабатывание сигнализации, чем на радиолокацию. Навести таким методом ЗРК наверно не получится , но можно выслать патрульный самолет в район , где сработала "сигнализация" , а если сеть радаров достаточно густая, то по точкам ( скорее линиям) срабатывания выстроить приблизительное направление полета нарушителя.
        1. 0
          15 апреля 2023 07:05
          Что бы прервать сигнал - самолёт должен оказаться МЕЖДУ излучателем и приёмником . Он что - на уровне земли красться будет ?
          1. 0
            15 апреля 2023 10:34
            Наверно. Или несколько самолетов ДРЛО . Или наконец поднимут антенны на привязных стратостатах. Спутники. В области стелс и борьбы с ними сплошные предположения , кто же будет делиться работающими технологиями в этой области? Сплошные фантазии.
        2. 0
          19 апреля 2023 08:27
          похоже на срабатывание сигнализации, чем на радиолокацию
          А зачем нужна сигнализация, без возможности выдать целеуказание? Пока ваш перехватчик доберется до точки, там уже никого не будет. И зачем это все?
    5. 0
      13 июня 2023 19:41
      Цитата: Проктолог
      Всем рекомендую почитать великолепную книгу "Skunk Works: личные мемуары моей работы в Локхид" Бен Рич, Лео Янос.
      Спасибо, прочитал с великим интересом.
  4. -2
    14 апреля 2023 21:29
    Что это? Пересказ всего что есть в сети? Какой-то автореферат. Кто-то перенастроил искусственный интеллект "Кирилл" с "мало, старо, не поможет", на "собери все по теме А и изложи в хронологической последовательности?"
  5. -1
    14 апреля 2023 23:02
    По идее, все эти геометрические изыски бесполезны в случае, если радиолокация осуществляется сверху, из космоса.
    В перспективе развития стелс-технологий ответом скорее всего будет выявление стелс-целей с орбиты, при кооперации с наземными средствами поражения.
    Да, надо будет отделять отражение сигнала от земли и от цели, летящей над землёй. Понятно, что картинка отражённого сигнала на фоне пустого неба отойдёт в прошлое, но если научить РЛС анализировать картину отражения в динамическом режиме , дело пойдёт. Помимо разницы в высоте можно будет зацепиться за быстрое передвижение цели. Основная проблема, вероятно, будет в энергообеспечении космической РЛС, но атомные миниреакторы уже сейчас существуют, кажется.
    1. +1
      17 апреля 2023 11:08
      Цитата: cpls22
      По идее, все эти геометрические изыски бесполезны в случае, если радиолокация осуществляется сверху, из космоса.

      А поражать малозаметные цели тоже из космоса прикажете? wink
      Проблема с малозаметностью - не в обнаружении. РЛС ОВЦ их видят. Проблемы начинаются дальше - видит око, да зуб неймёт. В том смысле, что вот она, малозаметная цель на ВИКО, обзорная РЛС её видит. А захвата нет - РЛС самого ЗРК работает в эфир в сектор примерного нахождения цели, но отражённого сигнала нет. Ибо в диапазоне работы этих РЛС как раз и делается максимальная малозаметность. Нет обнаружения - нет захвата - нет сопровождения - нет координат цели для расчёта параметров движения ЗУР при РКТУ или сигнала для захвата цели ПАРЛГСН.
  6. +1
    14 апреля 2023 23:51
    F117 были сняты с эксплуатации, полетав всего порядка 25 лет. F16, которых они должны были по идее заменить, уже в строю 50 лет
    1. +3
      15 апреля 2023 07:15
      Не должны . Совсем разные по классу машины : 117й это лёгкий дозвуковой бомбардировщик и ничего другого просто не умеет . Примитивная электроника , малая нагрузка , слабая маневренность . Стелс - единственное достоинство , правда перевесившее все недостатки .
      1. +1
        15 апреля 2023 15:47
        Несмотря на букву F в обозначении F-117 ето легкий ночной дозвукивой бомбардировщик
    2. 0
      16 апреля 2023 23:05
      Цитата: AC130 Ganship
      F117 были сняты с эксплуатации, полетав всего порядка 25 лет. F16, которых они должны были по идее заменить, уже в строю 50 лет

      Ну, можно еще и В-52 вспомнить! А мы вспомним В-2, который тоже стелс – зачем его меняют на В-21? Современный же. Причина - в дороговизне эксплуатации ранних стелсов, покрытие обновлять, например. Аэродинамические качества задаются мощностью вычислительных машин при проектировании, а в этой области прогресс огромен. И наконец - опыт эксплуатации, за столько лет всплыли нюансы и проблемы, которые можно устранить в новом поколении. Вот и получается, что новый стелс лучше старого тем, что дешевле в эксплуатации, требует меньше межполетного обслуживания и несколько лучше летает. Вкупе - да, резон менять есть! Помимо бюджета для производителя laughing
  7. 0
    15 апреля 2023 07:42
    Проект Have Blue позволил наработать опыт для разработки полноценного боевого самолета, получившего индекс F-117A. В 1981 г. он совершил первый полет, а в 1983-м был принят на вооружение – и стал первым «стелсом», дошедшим до строевых частей. F-117A строились ограниченной серией и оставались на службе до конца двухтысячных годов. За это время они успели поучаствовать в нескольких конфликтах и в целом оправдали ожидания

    Оправдание ожиданий случилось в 1999 году в Югославии.
    1. 0
      19 апреля 2023 08:32
      Байка про микроволновку, это просто байка. Стелс сбили по целеуказание ОЛС из засады. А ещё посмотрите количество полетов и количество сбитых, вроде именно так определяется боевая эффективность.
  8. +1
    15 апреля 2023 10:38
    Цитата: AC130 Ganship
    F117 были сняты с эксплуатации, полетав всего порядка 25 лет. F16, которых они должны были по идее заменить, уже в строю 50 лет

    F-117 по сути, это экспериментальная платформа. И построенные цифры говорят об этом. Планируется, что F-16 заменит F-35.
  9. -2
    15 апреля 2023 19:44
    А что же про наши Су-57 и Су-75 ни слова?
    1. -1
      16 апреля 2023 13:47
      Извиняюсь. Название невнимательно прочитал. Статья про стелс США. Зачем сразу минус, так хочется в младшие офицеры из старшин.
  10. 0
    16 апреля 2023 20:05
    Помню старый фильм о ВОВ,где Мессершмитт сбили из винтовки и задаюсь вопросом-а ПЗРК низколетящий дозвуковой и фанерно-картонно-керамический пепелац достанет? А если на вертолёт подвесить пару ракет воздух-воздух с телевизионным или лазерным наведением шанс сбить " невидимку" есть?
    Вся прелесть " невидимости" это не влетая в зону поражения ПВО отстреляться дальнобойными ракетами и управляемыми бомбами.
    Невозможно спрятать самолёт во всех диапазонах волн-уж очень по разному отражаются они в метровых,деци,санти и миллиметровых диаппазонах.И очень эффективная ЭПР невидимая радаром,прекрасно захватывается оптической станцией.В общем,как свистоперделка против папуасов " стелс" хорош.А для реальной войны я бы предпочёл Супертукано,як-130,и что нибудь в формате Ме-109.Для войны техника должна быть живучей,ремонтопригодной и массовой.За пару месяцев нормального конфликта заканчатся стэлсы и летать станет не на чем.Клепать как во время ВОВ по 30-50 самолётов в день уже не в силах ни одна страна.
    1. -1
      17 апреля 2023 12:26
      Цитата: Alexey RA
      А
      Проблема с малозаметностью - не в обнаружении. ...обзорная РЛС её видит. .. а РЛС самого ЗРК ... нет. ПАРЛГСН.

      Наверное в принципе возможно запустить ракету в район обнаруженной цели где ГСН ракеты работая на более близкой дистанции и под другим ракурсом , (например с верху ) сама найдет цель, а еще лучше иметь РОФАР
    2. 0
      19 апреля 2023 08:33
      Невозможно спрятать самолёт во всех диапазонах волн
      А во всех и не нужно.
  11. -1
    17 апреля 2023 18:35
    Цитата: kot-begemot
    а ПЗРК низколетящий дозвуковой и фанерно-картонно-керамический пепелац достанет?

    Видел ролик, как из ПЗРК сбили крылатую ракету на Украине. Выглядел убедительно, так как с точки зрения захвата цели в ИК-диапазоне все турбореактивные двигатели одинаковы, отстреливать тепловые ловушки и агрессивно маневрировать крылатые ракеты пока не умеют. Другой вопрос - а предпринимались ли на этой крылатой ракеты те же меры снижения теплового следа, что и на современных стелсах? Смешивался ли забортный воздух намеренно с выхлопом?