Новый мировой рекорд: китайский термоядерный реактор сумел проработать непрерывно 403 секунды

44
Новый мировой рекорд: китайский термоядерный реактор сумел проработать непрерывно 403 секунды

Китай сделал очередной шаг к созданию эффективных и недорогих реакторов термоядерного синтеза. Речь идет об экспериментальном усовершенствованном сверхпроводящем токамаке (Experimental Advanced Superconducting Tokamak, или EAST). Неофициально эту установку называют «искусственным солнцем».

Об этом сообщает газета SCMP (Китай).

В сообщении говорится, что китайский термоядерный реактор сумел проработать непрерывно 403 секунды, то есть почти семь минут. Созданная специалистами из Китая установка смогла сгенерировать и удерживать плазму в течение всего этого времени. Это примерно в четыре раза дольше предыдущего рекордного показателя. Он был установлен на этом же токамаке в 2017 году и составил 101 секунду.

Эксперимент проводился в городе Хэфэй в провинции Аньхой на востоке страны. Его участники не сообщают подробностей о режиме работы устройства и температуре разогрева плазмы.


Для удержания сверхгорячей плазмы используется мощное магнитное поле. Оно преобразует атомы водорода в более тяжелые атомы. В процессе синтеза выделяется большое количество энергии. Также отсутствует информация о том, какую плазму разогревали, электронную или ионную, а это принципиальный момент, ведь на разогрев ионов до температуры термоядерного синтеза требуется вдвое больше энергии, чем на разогрев электронов.

В прошлом китайском эксперименте разогревали до состояния плазмы именно электроны. А мировой рекорд по разогреву ионной плазмы принадлежит южнокорейским специалистам, которым удалось удерживать разогретую до температуры 100 миллионов градусов по Цельсию ионную плазму в течение полминуты.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    14 апреля 2023 14:19
    до температуры 100 миллионов градусов  Чудны дела твои господни :
    1. +9
      14 апреля 2023 14:26
      Что не так с градусами? В 2021 году этот-же EAST достигал и 120 млн. градусов.
      Вот если эти градусы поделить на 40, то сколько водки то получится, а китайцы и не догадываются laughing
      1. +13
        14 апреля 2023 14:29
        Если поделить на всех китайцев то немного водки получится! drinks а вообще они молодцы, как ни горько это осознавать.
      2. +2
        14 апреля 2023 14:31
        Это просто фантастические цифры в земных условиях.
        1. 0
          14 апреля 2023 14:41
          Цитата: Житель Урала
          Это просто фантастические цифры в земных условиях.

          Так не только в земных условиях. В центре Солнца температура достигает всего 15 млн градусов!
          1. +3
            14 апреля 2023 15:20
            Интересно, почему на солнце термояд идет при 15 миллионах, а в токамаке надо до 100 разогревать? Или дело в гораздо большем давлении внутри солнца?
            1. +6
              14 апреля 2023 15:22
              Цитата: Metallurg_2
              Интересно, почему на солнце термояд идет при 15 миллионах, а в токамаке надо до 100 разогревать? Или дело в гораздо большем давлении внутри солнца?

              Всё верно, создать такую гравитацию и такое гигантское давление на Земле невозможно, поэтому приходится разогревать дейтерий и тритий до большей температуры.
            2. +1
              14 апреля 2023 16:57
              почему на солнце термояд идет при 15 миллионах, а в токамаке надо до 100 разогревать?

              Вы на скорость реакции посмотрите.
              ПС там не только температура но и плотность имеет значение. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%BE%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0
          2. +1
            15 апреля 2023 22:33
            Давление и гравитацию солнечную создать пока нереально из этого 15,000,000 градусов для "темояда"мечта несбыточная а условия солнечной короны иммитируются уже почти 7 минут ! ПОЗДРАВЛЯЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КНР!!
    2. +16
      14 апреля 2023 14:32
      Цитата: Попуас
      до температуры 100 миллионов градусов  Чудны дела твои господни :

      Борьба за приручение термоядерного синтеза идёт уже седьмое десятилетие. Но природа не сдаётся. Сам принцип токамака придуман советскими учёными. Новости и комментарии подаются так, как будто Китай и Корея впереди планеты всей. Некоторые деятели выражают горькое сожаление, что мы якобы всё потеряли. На самом деле Россия здесь своих позиций не сдаёт. Ещё в позапрошлом году Курчатник запустил уникальный Токамак Т-15 МД с этой же температурой в 100 миллионов градусов. Подобные установки будут построены по всей стране. Токамак этот строился 10 лет, а значит, мы не сейчас спохватились, а занимаемся этим методично и планомерно. А вот сотрудничество с французами вероятно свёрнуто. И неизвестно, достроят ли они без нас этот самый большой в мире реактор в рамках международного проекта ИТЭР на юге Франции.
      1. +1
        14 апреля 2023 15:54
        Цитата: Сарбоз
        И неизвестно, достроят ли они без нас этот самый большой в мире реактор в рамках международного проекта ИТЭР на юге Франции.

        в этом совместном проекте за реактор как раз отвечала Россия. так что если и достроят то здание для реактора. request
        1. +3
          14 апреля 2023 16:10
          Нет, не за весь реактор, только за отдельные его компоненты. Но да, в некотором роде ключевые.
      2. 0
        15 апреля 2023 17:12
        На самом деле Россия здесь своих позиций не сдаёт.

        Да, на этом направлении работа продолжается - это факт. Жаль, только, о серьёзных достижениях в последнее время не слышно - критерий Лоусона америкосами достигнут, рекорды всякие - корейцы и китайцы один за другим ставят.
  2. +1
    14 апреля 2023 14:23
    ...100 миллионов градусов по Цельсию

    Искусственное Солнце на Земле!!!
    1. +1
      14 апреля 2023 14:25
      Наши ученые в Сарове тоже мощный такомак строят
      1. +3
        14 апреля 2023 14:32
        Токомак и Саров? Вы скорее путаете с импульсным лазерным нагревом. Это не про энергию, а про отработку термоядерных процессов в условиях эксперимента, а не подрыва боезаряда. Видать оказалось, что для дальнейшего прогресса без эксперимента не обойтись, не хватает вычислительных ресурсов. Что интересно - в том числе и у Янки, хотя казалось-бы.
    2. +1
      14 апреля 2023 14:26
      Че там Ванга наванговала про искусственное солнце? Кажется в 2070 м запустят вроде
    3. -3
      14 апреля 2023 14:28
      Балуются с силами, которые и сами не понимают. Хорошим не кончится
      1. 0
        14 апреля 2023 14:39
        Цитата: роман66
        Балуются с силами, которые и сами не понимают. Хорошим не кончится

        А ещё искусственный интеллект. Вообще пессимистично.
      2. +1
        14 апреля 2023 14:56
        Думаю вы своё незнание на остальных распространяете. Они постигают и изучают.
        Но да, к сожалению, для многих это словно магия. К сожалению
      3. -3
        14 апреля 2023 20:03
        Цитата: роман66
        Балуются с силами, которые и сами не понимают. Хорошим не кончится
        Понимают. См. водородные бомбы, токомаки и итер.
      4. +1
        15 апреля 2023 22:40
        drinks Не! сенат и конгресс запретил бидону и последующим президентам объявлять и начинать ядерную войну. Понимающие люди в мире вздохнули посвободней!
    4. +3
      14 апреля 2023 14:28
      Цитата: AlexGa
      Искусственное Солнце на Земле!!!

      Почти как у "дяди Федора" )))
      ...Посылаем тебе солнце маленькое, домашнее. Как с ним обращаться, ты знаешь. ...


      Больше всего интригует, что
      Его участники не сообщают подробностей
      Кроме времени сколько этот аппарат проработать смог
      И сильно расстраивает, что еще совсем не давно лидерами, да что там, первопроходцами были мы
  3. +2
    14 апреля 2023 14:25
    Лет 60 эту тему мусолят, толку никакого
  4. +1
    14 апреля 2023 14:29
    100 млн!?! А что стало с ней потом, прожгла всё и исчезла?
    1. +2
      14 апреля 2023 14:55
      Нет, она успокоилась на диверторе.
  5. +3
    14 апреля 2023 14:31
    Экие они настырные. Так и солнце не закатится над рекой Хуанхэ. И будут они вкалывать и вкалывать.
  6. +6
    14 апреля 2023 14:40
    Главные вопросы к этому -
    1)Чем все закончилос через 403 секунды - прогнозируемо выключили или "сдох" ?
    2)Соотношение затраченной энергии к произведенной тепловой

    Главная задумь промышленных термоядерных реакторов - это не некие рекорды , это вполне себе конкретные вещи , главными из которых является положительная работа установки , многоцикличность процесса с минимум рисков , длинна периодов эксплуатационной замены покрытий внутри активной зоны ,потенциал экономической окупаемости . Вот,после этих четырех вещей уже идут рекорды - того как достигается Лоусон ,как забрасывается необходимое для ионизации вещество, что это за вещество ,температуры и время удержания и.т.д.

    Как веселенькая техническая головоломка Термояд развлекает яйцеголовых уже лет этак 70 ,как именно потенциально коммерчески выгодная и прорывная технология -там по прежнему конь не валялся.
    1. 0
      14 апреля 2023 14:47
      он закурил...

      Текст Вашего комментария слишком короткий
    2. +1
      14 апреля 2023 14:58
      Конь там валяется вовсю, уже кучу полей утрамбовал, но проблем с плазмой все еще, как будто не валялся laughing
      Уж больно девица эта - Плазма - своенравная и капризная.
    3. 0
      14 апреля 2023 15:36
      Соотношение затраченной энергии к произведенной тепловой

      близко к единице, но пока превышает...
      п.с. в декабре прошлого года была новость про то что пошел положительный "выхлоп" от этих установок https://www.ixbt.com/news/2022/12/13/jeto-dolgozhdannaja-revoljucija-v-jenergetike-uchjonym-iz-ssha-vpervye-udalos-provesti-reakciju-jadernogo-sinteza-.html, но с тех пор - тишина, видимо fake-news
      1. +1
        14 апреля 2023 16:15
        Цитата: Владимир80
        в декабре прошлого года была новость про то что пошел положительный "выхлоп" от этих установок

        Положительный выхлоп в ваттах ничего, кроме самоудовлетворения коллективу ученых, не дает. Вот когда будет положительный выхлоп в деньгах...
        Не помню кто сказал, но в точку: "Занятие наукой это способ удовлетворять свое любопытство за чужой счет".
      2. +1
        14 апреля 2023 17:09
        Там немного читили (как и все). Положительный в рамках эксперимента не равно положительный за сессию. В целом до реальной революции в энергетики еще годков 30 есть.
      3. 0
        14 апреля 2023 17:17
        Цитата: Владимир80
        в декабре прошлого года была новость про то что пошел положительный "выхлоп" от этих установок

        Ну, во-первых, это не совсем «положительный выхлоп»:
        На работу всей установки потрачено 322 МДж.
        При этом лазеры выдали мощность на топливо равную 2,05 МДж. Конечная реакция произвела 3,15 МДж, предыдущий результат — 1,3 МДж.
        С точки зрения физики — это, действительно успех: получили энергии больше, чем затратили. А с точки зрения практического применения нет: всего потратили 322, получили 3,15.

        Во-вторых, эксперимент проводился в интересах военных, а не ради получения энергии.
      4. -1
        14 апреля 2023 20:11
        Цитата: Владимир80
        о с тех пор - тишина, видимо fake-news
        Не совсем, там хитрее: выход энергии положительный, но КПД лазеров близко к паровозному. Физики-ядерщики как бы говорят: "у нас всё пучком (выдали энергии больше, чем пошло на разогрев плазмы), дальше вопросы к тем, кто делает лазеры, пусть повышают КПД (на установку в целом подали куда больше энергии, чем она выделила)".
        1. 0
          15 апреля 2023 00:04
          Слишком много направлений поиска - по типу достижения критерия Лоусона , форме реакторной зоны , гибридная установка или нет, вопрос с топливной парой и так далее.
          Каждое из этих направлений безумно затратно с точки зрения экспериментов и не всегда вычисляемо с точки зрения моделирования .
          Ударный разогрев лазерами небольшой мишени я вообще считаю тупиковым направлением поиска именно из за низкого КПД лазеров и значительного геморроя с подготовкой брикета топливной пары ,неудобств теплоотвода и так далее.Это скорее именно занятный и чрезвычайно дорогостоящий мозговой штурм ,в самом лучшем случае модель принципа , нежели какой то элемент готового решения .
          К ИТЕРообразным конструкциям , наиболее близким сейчас к коммерчески реализуемому термояду этот способ не имеет практически никакого отношения .
    4. +1
      15 апреля 2023 22:46
      Наши ученые( это из разряда-что бы русские не делали получается автомат калашникова) тоже семьдесят лет работали над атмосферным ядерным движителем и сделали. love
      1. 0
        16 апреля 2023 08:55
        Любопытно, что в комментах не вскрыта связь между современными достижениями в физике плазмы и теми первыми экспериментами, наследие которых якобы профукали. К ядерным реакциям до сих пор отношение одно - это очередной ядрен батон. Что профукали, так отношение ширнармасс к науке и веру в себя.
  7. 0
    14 апреля 2023 15:00
    Интересный материал .Тут был на днях такой же ,но про наших ученых и Т-15МД Такомак .Правда время удержания плазмы не написали .
  8. fiv
    +3
    14 апреля 2023 15:06
    Для удержания сверхгорячей плазмы используется мощное магнитное поле. Оно преобразует атомы водорода в более тяжелые атомы. В процессе синтеза выделяется большое количество энергии. Также отсутствует информация о том, какую плазму разогревали, электронную или ионную, а это принципиальный момент,


    В прошлом китайском эксперименте разогревали до состояния плазмы именно электроны. А мировой рекорд по разогреву ионной плазмы принадлежит южнокорейским специалистам, которым удалось удерживать разогретую до температуры 100 миллионов градусов по Цельсию ионную плазму в течение полминуты.

    Магнитное поле не преобразует атомы водорода в более тяжелые атомы!!!!!!!!!!!!!
    Это происходит в результате термоядерной реакции синтеза, почти, как в "водородной" бомбе, где магнитов нет совсем!!!!!!!
    Так называемая "Электронная плазма" - в металлах, внутри!!!!!!!
    Может быть в том месте, которое является прародиной этого псевдонаучного опуса, было написано "Электронная температура" и "ионная температура"??
    Надо относиться гораздо внимательнее к тому, что Вы пишете и гораздо уважительнее к тем, для кого Вы пишете.
  9. -7
    14 апреля 2023 16:04
    Китайцы не могут с Тайванем разобраться, зато заняты созданием искусственного солнца. Феерично... fellow
    1. 0
      14 апреля 2023 17:17
      А что Тайвань? Ну вот скажем начнется рубка - полугодичное бодание за деревню которую на карте не найти, распил на кирпичики заводов ТСМС и других высокотехнологичных предприятий.

      Есть несколько острых моментов:
      1) США уже открыто говорят, что впишутся на стороне островитян.
      2) Абсолютно точно забанят все триллионы экспорта/импорта. А это значит, что сотни миллионов китайцев потеряют работу и средства к существованию. И повторю, сегодняшние китайцы, это не китайцы Мао, которые по велению партии воробьев бить побегут или на миске риска жить. Нет, сегодняшний китаец это амбициозный, нацеленный в будущее человек, который вкусил все прелести развитого мира.
      3) Корея, Вьетнам, Япония - неясно как отреагируют. Да, даже Индия может начать выдавливать со спорного района. Грубо говоря, если за три дня не выйдет, а увязнут в войне на истощение, все соседи начнут решать многолетние проблемы с Китаем, пока есть окно возможностей, по принципу, а что сделаешь?
      4) Когда в Китае начинаются серьезные проблемы, народной традицией является садить на пики оплошавшего, утратившего небесный мандат императора и ставить нового. Это даже в исторический термин вылилось.
  10. +1
    14 апреля 2023 17:05
    используется мощное магнитное поле. Оно преобразует атомы водорода в более тяжелые атомы.
    Переводчика в среднюю школу, исправлять двойку по физике. Магнитное поле используется для удержания плазмы, оно никого никуда не преобразует. Более тяжёлые атомы - результат термоядерного синтеза.
  11. 0
    14 апреля 2023 17:26
    китайский термоядерный реактор сумел проработать непрерывно 403 секунды, то есть почти семь минут
    Пока одни учёные увеличивают температуру и длительность, другие ломают голову, что делать с чудовищным нейтронным излучением, которое превратит в труху корпус любого термоядерного реактора, даже если удастся его построить.
    Наши в связи с этим запилили гибридный (здесь это слово уместно, как ни странно) реактор Т-15МД на тории, где термоядерная реакция используется как источник нейтронов.