Не точно и не в срок: новые проблемы с эксплуатацией истребителей F-35 Lightning II

52
Не точно и не в срок: новые проблемы с эксплуатацией истребителей F-35 Lightning II
Истребитель F-35A ВВС США


Истребитель-бомбардировщик 5 поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II уже достаточно давно состоит на вооружении США и ряда других стран. При этом процессы его эксплуатации и обслуживания до сих пор не налажены в полной мере и регулярно сталкиваются с различными трудностями. Недавно представители ВВС США вновь обратили внимание на одну из основных – невозможность своевременного и гарантированного получения всех необходимых запчастей.



Эксплуатационные трудности


3-5 апреля Лига военно-морских сил США проводила конференцию Sea-Air-Space 2023, посвященную вопросам работы и развития разных видов вооруженных сил и родов войск. В ходе мероприятия с докладами выступили представители Пентагона и промышленности, в т.ч. связанные с современными и передовыми разработками разного рода.

Один из докладов представил руководитель Объединенного управления программы F-35 (Joint Program Office – JPO) генерал-лейтенант ВВС Майкл Шмидт. Он рассказал о текущем состоянии парка истребителей F-35 в разных родах войск, а также о проблемах, с которыми сталкивается эксплуатация такой техники. При этом он фактически в очередной раз поднял уже давно известные вопросы.


Генерал напомнил, что логистическая часть программы F-35, направленная на обеспечение эксплуатации техники, разрабатывалась с применением новых идей и была направлена на повышение эффективности. Однако на практике такие подходы себя не оправдали. Фактически они привели к усложнению системы снабжения и обслуживания, а в условиях гипотетического конфликта несут реальную угрозу.

М. Шмидт напомнил, что ключевой особенностью такой логистики является принцип «Just-in-time» («точно в срок»). Такая концепция предусматривает практически полный отказ от складских запасов деталей и изделий в пользу развитой системы производства и логистики, способной предоставлять запчасти в нужное время и в нужном количестве.

По словам руководителя F-35 JPO, такой подход хорошо показал себя в коммерческой сфере и справляется со снижением затрат или иными задачами. В этом отношении он интересен и для ВВС, но в их случае присутствуют серьезные операционные риски. Так, генерал выразил большие сомнения в возможности использования «Just-in-time» в условиях полномасштабного конфликта, предъявляющего повышенные требования к авиационному парку.


В военное время может возникнуть ситуация, в которой часть самолетов окажется небоеспособной из-за отсутствия необходимых запчастей и обслуживания. Урон от неправильной логистики может сравниться с потерями от вражеских ракет – и тактическая авиация не сможет решать поставленные задачи.

Растущий парк


Серийное производство истребителей F-35 было организовано во второй половине двухтысячных годов, и вскоре первые изделия начали поступать в строевые части вооруженных сил США. В 2015 г. самолет был официально принят на вооружение авиации КМП, а годом позже – в ВВС. Палубная модификация была принята только в 2019-м. Также «Лайтнинги» поставлялись ряду зарубежных стран.

К настоящему времени было построено более 900 серийных истребителей. Основную их часть заказал Пентагон, а прочие были распределены между иностранными партнерами. Производство продолжается, и в отдаленном будущем общее количество F-35 превысит несколько тысяч. Так, только американские нужды оцениваются почти в 2,5 тыс. машин.


Участники программы производства F-35 по состоянию на 2018 г. - до исключения Турции

Еще на стадии разработки проекта было решено привлечь к производству ряд иностранных партнеров. Странам, желающим закупать будущие F-35, предложили оплатить часть работ или даже взять на себя производство тех или иных агрегатов или составляющих перспективного авиационного комплекса. Ряд государств согласился на такие условия и присоединился к программе.

В производстве серийных F-35 на данный момент задействовано более 1,5 тыс. предприятий-производителей. В основном они представляют американскую промышленность – ок. 1450 компаний. Также к программе присоединились 10 иностранных государств в лице ок. 80 предприятий. Впрочем, несколько лет назад международное партнерство сократилось – из программы исключили Турцию и несколько ее организаций.

Любопытной особенностью «мирового» парка F-35 является отсутствие единообразия. Самолеты разных серий, в т.ч. выпущенные для одного заказчика, могут отличаться друг от друга комплектацией, версиями программного обеспечения и т.д. Как следствие, возникает разунификация, и обслуживание, снабжение и модернизация самолетов связаны с известными трудностями.


Самолет укороченного взлета F-35B корпуса морской пехоты

Проблемы организации


Организация совместной работы большого числа предприятий является крайне сложной задачей. Не менее трудно организовать и параллельную эксплуатацию техники в разных странах. Для размещения заказов, организации поставок и т.д. была создана специальная информационно-управляющая система. К ней присоединились все поставщики из разных стран.

Аналогичные меры были приняты в контексте эксплуатации техники. «Локхид-Мартин» и субподрядчики разработали систему Autonomic Logistics Information System (ALIS). Она централизованно собирает и анализирует данные об эксплуатации всех строевых самолетов, вне зависимости от их государственной принадлежности, а также отслеживает состояние авиационных парков.

Программа определяет текущие нужды авиационных частей и позволяет спрогнозировать, какие запчасти понадобятся им в будущем. Также через нее эксплуатант может связаться со смежниками и получить консультацию либо заказать требуемые детали.

Впрочем, система ALIS имеет недостатки технического и иного характера. Кроме того, не все страны-обладатели F-35 в полной мере доверяют ей. Система собирает и передает за рубеж чувствительную информацию, и потому ее функциональность пытаются ограничивать, а вопросы снабжения и логистики решаются при помощи иных инструментов. Естественно, такие шаги ухудшают работу всей системы в целом.


F-35C для палубной авиации

Определенные затруднения в общие процессы внес Израиль. Специально для него была разработана модификация истребителя F-35I с некоторыми отличиями технического характера. Кроме того, израильские ВВС получили право работать вне контуров системы ALIS и размещать заказы иными способами. Также они могут самостоятельно модернизировать некоторые системы и программное обеспечение самолетов. За счет таких мер Израиль получил своего рода независимость, но они могли негативно повлиять на общие процессы организации всего «мирового» парка истребителей Lightning II.

В поисках решения


Видя текущую ситуацию и ее специфические особенности, Управление программы F-35 инициировало разработку новой информационно-управляющей системы Operational Data Integrated Network (ODIN). Она пока находится на стадии создания, а ее внедрение начнется лишь в будущем. Тогда же станет ясно, удалось ли решить избавиться от проблем существующей системы, и появятся ли новые трудности.

Впрочем, есть основания ожидать, что появление и внедрение новой системы управления принципиально не изменит сложившуюся ситуацию. Главной проблемой на данный момент является отсутствие крупных запасов деталей и агрегатов, а также невозможность их создания в рамках имеющейся системы производства и снабжения.


Израильский F-35I

Сложившаяся система в целом позволяет поддерживать и даже обновлять имеющиеся парки самолетов F-35. Кроме того, численность самолетов в строю постепенно растет, и новые машины тоже получают свою долю внимания. Однако даже на таком уровне эксплуатация и логистика сталкиваются с серьезными трудностями. Соответственно, в случае начала любого вооруженного конфликта проблемы парка истребителей усилятся, вплоть до угрожающего уровня.

Следует отметить, что руководители программы F-35 видят и понимают все эти проблемы и даже пытаются искать решения. Впрочем, пока речь идет только об отдельных мерах, которые вряд ли дадут серьезный эффект. Решатся ли руководители на кардинальную перестройку имеющейся системы или ее полную замену, причем во время полномасштабного серийного производства, – большой вопрос.

Отдаленные последствия


Проект F-35 – как собственно самолет, так и принципы его производства и эксплуатации – разрабатывался достаточно давно, в девяностых-двухтысячных годах. На тот момент предложенные принципы и концепции, включая поставку запчастей «точно в срок» выглядели удачными, удобными и пригодными для реализации на практике. Однако в дальнейшем реальная эксплуатация техники показала, что такие оценки были ошибочными.

Компания Lockheed Martin и ее смежники, в т.ч. иностранные, уже построили и передали заказчикам более 900 самолетов F-35 Lightning II всех основных модификаций, и производство продолжается. Такую технику планируют эксплуатировать в течение нескольких следующих десятилетий. Поэтому наблюдаемые проблемы по линии эксплуатации имеют особое значение, и разбираться с ними нужно как можно скорее.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    17 апреля 2023 04:43
    Не может быть! Американское ,значит отличное.Вы фсе врете ,это другое.
    1. -1
      17 апреля 2023 11:21
      - Алиса (ALIS), нужны запчасти...
      - Я не Алиса, я Один (ODIN). Молись и плачь, о смертный!
  2. +8
    17 апреля 2023 04:49
    Думаю что если F35 были совсем плохого качества,то даже при всём давлении лоббистов 900 штук не сделали бы. Вообще интересно,весь мир знает про проблемы данного самолёта. Почему американцы не стесняются, выкладывают на всеобщее обозрение?
    1. -2
      17 апреля 2023 06:25
      Цитата: ASAD
      Думаю что если F35 были совсем плохого качества,то даже при всём давлении лоббистов 900 штук не сделали бы.

      wassat
      Расскажите про Вдоводел и кажись 2000 выпущеных гробов, которые пропихивались в производство вообще чисто за взятку. С Люфтваффе и почему они там оказались например - это факт давно и общеизвестный, Камхуберу сунули - и вперед, сотни аварий с трупами.
      Со стрелковкой еще проще - тот же пулемет "плюющаяся свинья" вспомнить или изначально мертворожденную схему Стоунера, от которой не отказались по сей день - лобби не дает, несмотря на то, что именно из-за ее убогости пришлось вооружить даже изначально порезаными по всем плюсам с сохранением всех минусов укоротами М4.
    2. +8
      17 апреля 2023 08:05
      Цитата: ASAD
      Почему американцы не стесняются, выкладывают на всеобщее обозрение?

      А в чем проблема выкладывать? У всех истребителей есть проблемы, даже больше скажу, у всех технических устройств есть проблемы. Их нужно решать. Первый шаг к решению, признание проблемы.
    3. +3
      17 апреля 2023 09:29
      Цитата: ASAD
      если F35 были совсем плохого качества,то даже при всём давлении лоббистов 900 штук не сделали бы.

      1.Лоббисты в США знают своё дело на 101%.
      2.Других вариантов нет - однодвигательная пятёрка за вполне разумные деньги. Какой бы он не был, брать будут...
      Цитата: ASAD
      Вообще интересно,весь мир знает про проблемы данного самолёта. Почему американцы не стесняются, выкладывают на всеобщее обозрение?

      А что в этом такого? Его и создавали в тесном сотрудничестве с несколькими странами. Он имеет и будет иметь широкий экспортный потенциал, скрывать что-то в таком случае просто не имеет смысла. Работа идёт...
    4. -3
      17 апреля 2023 09:34
      Это не единственная и не последняя провальная программа в США. Не удивлюсь, если в ближайшем обозримом будущем, Ф - 35, начнут "распихивать" союзникам, а себе начнут делать, что-то более вменяемое, может 6 - го поколения.
      1. +1
        17 апреля 2023 20:24
        Не такая уж эта программа провальная: сотни самолётов проданы и летают. Сравните с попытками родить замену гаубице М109, стелс-эсминец, литторальный корабль, единую бронеплатформу, замену М16 и пр. На их фоне Пингвин - это просто ошеломляющий успех.
        1. +1
          17 апреля 2023 21:43
          Цитата: Maxim Davydov
          На их фоне Пингвин - это просто ошеломляющий успех.

          Вот еще бы они договорились, что врать про него... А то у секты вон выше на ветке - он одновременно "и в массы пошел, аж 900 штук наклепали - значит замечательный истребитель <бюджета>" - и тут же "техника новая, неопробованая, допилят и тогда-то ух!".
          Вот и выходит - впарили лохам 900 штук "ух" по цене 200+ лимонов за кусок фекалий, к которому напильник в комплект положить забыли - а допиливать без напильника...
  3. 0
    17 апреля 2023 05:06
    Поэтому наблюдаемые проблемы по линии эксплуатации имеют особое значение, и разбираться с ними нужно как можно скорее.
    Заключение выражает переживания автора за ВВС противника? Или просто в конце статьи забыл, что пишет про американский самолет F-35, а не про российский? Ну это так к слову. По поводу этого самолета столько было уже написано и обговорено, что трудно и подсчитать. У него есть почитатели, в т.ч. и российские, а есть и критики, причем не голословные, а ссылающиеся на материалы американских специалистов. Поэтому не трудно предугадать, что споры продолжаться и на длительный период.
  4. 0
    17 апреля 2023 06:19
    Пора на сайте вводить отдельный раздел - "юмор". Про Ф-35 - все там должно быть.
    1. +1
      17 апреля 2023 15:34
      скорее раздел - ура, шапками закидаем
      1. 0
        12 июня 2023 14:57
        Этого не будет никогда, к сожалению. Шапкозакидательство оно как реклама -- должно быть размазано по всему контенту. Иначе многие это просто не станут читать.
    2. -1
      17 апреля 2023 15:48
      Цитата: Bingo
      Пора на сайте вводить отдельный раздел - "юмор". Про Ф-35 - все там должно быть.

      Хуже нет ошибки, чем недооценка противника...
      Пингвин по сути -- центр сетецентрической системы СВН в районе боевого применения, работающая в реальном масштабе времени. Он может применять свое бортовое оружие по данным внешних источников информации о воздушной обстановке и обстановке на поле боя, и распределять ЦУ по СВН в РБД ... К тому же, это -- малозаметный ЛА, с ЭПР в лобовой (фронтальной) проекции 0, 001 кв.м... А наш "супер-пупер" СУ-57 -- 0,01-0,05 кв.м...Это о чем-то все-таки говорит сведующим...
      Поэтому, только мощный ЭМИ может "вразумить" этого летающего ПИНГВИНА, разрушив сетецентрическую систему ударной АвГр в районе боевого применения. А дальше -- дело техники: систем ПВО и наших ИА генерации не ниже 4++ . АГА
      С уважением, hi
      1. 0
        17 апреля 2023 19:55
        А наш "супер-пупер" СУ-57 -- 0,01-0,05 кв.м...Это о чем-то все-таки говорит сведующим...

        Извините, а какой источник говорит о таких значениях ЭПР? Помнится, Погосян, бывший тогда главой Сухого, еще в самом начале говорил о 0,3-0,5 кв. м. самолетов пятого поколения, ф-22 и Ф-35, и что у Су-57- аналогичные показатели. Косвенно еще можно обратить внимание, что ф-35 и ф-22 летают с линзой Люнеберга , а Су-57, кажется, не видели (впрочем, возможно я ошибаюсь). Сейчас уже практически ни у кого нет сомнений, что относительно пятого поколения американцев Погосян ошибался.
      2. 0
        17 апреля 2023 21:46
        Цитата: Удав КАА
        Хуже нет ошибки, чем недооценка противника...

        В мирное время как раз переоценка - хуже, потому что заставляет необосновано потакать интересам противника. Даже если он - идиот, который вместо истребителя сам себе впарил аналог самолетов РЭБ - и остался без истребителей. Это и есть итог программы JSF
  5. +2
    17 апреля 2023 06:50
    Было бы полезно включить некоторые сравнения с логистическими и организационными сетями других самолетов из разных стран.

    Например:

    Каковы ключевые отличия от существующих механизмов поставки запчастей?

    Как будет организована эта информационная сеть по сравнению с существующими компьютерными системами?

    Как специальные модификации, такие как израильский вариант, используются на других самолетах и в других странах?
  6. +3
    17 апреля 2023 08:18
    ))
    Статья не про Ф-35, а про эффективных менеджеров. Да, они есть и в Америке. Джаст ин тайм в отношении машины, которая должна работать в случае войны с КНР и именно в случае войны с КНР.

    С другой стороны эти проблем озвучиваются. Следовательно, есть шанс, что они будут оперативно устранены.
  7. +8
    17 апреля 2023 09:09
    Цитата: Bingo
    Пора на сайте вводить отдельный раздел - "юмор". Про Ф-35 - все там должно быть.

    Как вам такой юмор - у Ф-35 куча проблем, а у СУ-57 их нет)))
    1. +6
      17 апреля 2023 09:17
      Я конечно скажу крамольное, но, а он есть то СУ-57 или это всё же фантастика? Всё что я пока видел в сми это прототипы 1, 2, 3 и т.д., а не строевые машины.
  8. +1
    17 апреля 2023 09:21
    Цитата: Bingo
    Цитата: ASAD
    Думаю что если F35 были совсем плохого качества,то даже при всём давлении лоббистов 900 штук не сделали бы.

    wassat
    Расскажите про Вдоводел и кажись 2000 выпущеных гробов, которые пропихивались в производство вообще чисто за взятку. С Люфтваффе и почему они там оказались например - это факт давно и общеизвестный, Камхуберу сунули - и вперед, сотни аварий с трупами.
    Со стрелковкой еще проще - тот же пулемет "плюющаяся свинья" вспомнить или изначально мертворожденную схему Стоунера, от которой не отказались по сей день - лобби не дает, несмотря на то, что именно из-за ее убогости пришлось вооружить даже изначально порезаными по всем плюсам с сохранением всех минусов укоротами М4.

    Вдоводелов было 2 ТУ-22 и Старфайтер, если вы про последний то даже в советских книжках Старфайтер называли хорошим истребителем, основные проблемы начались когда его начали использовать как ИБ, про стрелковку вообще смешно)))
    1. 0
      17 апреля 2023 09:37
      Старфайтер был плохим изначально, это признавали сами американцы. "Локхид" тупо "пропихнул" этот аэроплан через лоббистов в Вашингтоне, летчиков никто не спрашивал. А когда "провал" стал понятен, эти самолеты тупо "спихнули" союзникам по НАТО. Германия, Италия, Турция потом разгребали жлобство "Локхида")))
      1. +1
        17 апреля 2023 21:05
        Цитата: ТермиНахТер
        Старфайтер был плохим изначальнo….
        Вы пожалуйста больше не повторяйте этого. Самолет - продукт своего времени и требований. К тому же, F-104 Starfighter продукт гения Clarence L."Kelly" Johnson
    2. +6
      17 апреля 2023 10:25
      Цитата: Tim666
      основные проблемы начались когда его начали использовать как ИБ, про стрелковку вообще смешно
      Все что нужно знать про starfighter - он продукт своего времени, концепций… Проблемы его проявились не в управляемости или способности работать как ИБ, а именно на посадке, точнее касании. Но обратите внимание - те же итальянцы, использовавшие в принципе тот же 104g, не испытывали подобного масштаба пробле. И часть итальянских 104ых была пушечной, часть нет.
    3. -2
      17 апреля 2023 21:51
      Цитата: Tim666
      Вдоводелов было 2

      Вдоводелом именно в прессе называли и называют 1, и худшим истребителем в истории назвали его не в СССР. Что же про взятки чтоб его пропихнуть вы постеснялись упомянуть.
      А если вам смешно про стрелковку, а обосновать никак - ну ходите и смейтесь, есть специальные заведения, там таких много. Однако история как принятия, так и снятия с вооружения плюющейся свиньи - говорит о том, что смешно там совсем другое. Про Стоунера же - вопрос, если единственное преимущество - они говорят точность, почему порезать пришлось именно точность в М4, и какое преимущество после этого осталось, хоть одно? А нету, кроме лобби. Смейтесь дальше
      1. +1
        17 апреля 2023 22:47
        Цитата: Bingo
        и худшим истребителем в истории назвали его не в СССР….

        Строги вы к этому самолету. Он не идеален и свое прозвище в luftwaffe заслужил не зря. Но свои задачи выполнял и в общей массе аварийность была на среднем уровне. Гений Clarence L."Kelly" Johnson тоже очевиден. В общем самолет как самолет со всем причитающимся….
        Видели фотографию 12 starfighterов над скалистым берегом? Человек ради которого это все замутили поделился, провели вместе немало часов, была возможность поболтать. Он немало времени налетал на F-104
        1. 0
          18 апреля 2023 01:05
          Цитата: Pete Mitchell
          Строги вы к этому самолету.

          Я не летун, так интересно прочитать.... Ну вот наши пишут, что именно на схеме его компоновки рассказывали в МАИ, как не надо делать, что-то там про затеняемые рули и еще вагоном... Сопоставить со скандалами именно с лобби - там началось в Германии продолжилось в США, и именно там его разнесли в щепки - что лобби заигралось, за взятку пихнув кусок дерьма, обернувшийся потерями, с которыми не всякая война сравниться...
          Ну что значит стрОги? Они сами к нему стрОги... И какое-то фото... Фото они делать умеют, у них на фото и Зумвольт вон стрелял, а толку, коль это было только на фото?
          1. +3
            18 апреля 2023 02:00
            Цитата: Bingo
            именно на схеме его компоновки рассказывали в МАИ, как не надо делать, что-то там про затеняемые рули и еще..
            Тем не менее и немцы и итальянцы крутили на нем маневренный ВБ, и наверное про отчеты МАИ не слышали, хотя самолет и не строился под это. А может просто одна школа отстаивала свои преимущества перед начальством? История F-5 тому в подтверждение.
            Цитата: Bingo
            Сопоставить со скандалами именно с лобби - там началось…
            Какие скандалы с лоббистами могут быть, если это нормальная профессия и работа оплачивается - кто шустрее: того и тапки lol
            Цитата: Bingo
            И какое-то фото... Фото они делать умеют
            Вы меня извините, но когда ради прощальной фотографии для вас поднимут в воздух эскадрилью - вы не постесняйтесь сообщите, я бы тоже хотел приобщиться, ну хотя бы соточку бы опрокинул

            1. +2
              18 апреля 2023 02:09
              Цитата: Bingo
              Ну вот наши пишут, что именно…
              И кстати именно у наших, хорошо расписана история создания сотой серии: веяний, концепций…, и 104 конкретно. Включая почему он стал widowmakerом у luftwaffe, совсем не из-за затеняемых рулей, все гораздо банальнее.
  9. -3
    17 апреля 2023 09:27
    Куча поставщиков из разных стран, а потом оказывается что самолет небоеспособен по причине нехватки специфического болта, который вот-вот произведут где то в Дании? Организовывать свое производство - а зачем нужна кооперация?
    Международная кооперация в данном случае - дать возможность всем участникам "откусить от пирога". На гражданке как правильно отмечено срабатывает, в случае чего там сроки можно "перенести вправо" пока не найдем/организуем производство нужного болта, но у нас то война, нужно здесь и сейчас.
  10. -8
    17 апреля 2023 09:31
    В который раз убеждаюсь, что Ф - 35 - это грандиозная афера, конечный бенефинциар которой, США.
  11. 0
    17 апреля 2023 09:37
    Система Just in time показала свою нежизнеспособность в гражданском секторе из-за Ковида, что уж говорить про ВПК и военное время? Пользуйтесь стандартами ГОСТ Р В и будет вам счастье))
  12. +6
    17 апреля 2023 10:15
    Цитата: ТермиНахТер
    Старфайтер был плохим изначально, это признавали сами американцы. "Локхид" тупо "пропихнул" этот аэроплан через лоббистов в Вашингтоне, летчиков никто не спрашивал. А когда "провал" стал понятен, эти самолеты тупо "спихнули" союзникам по НАТО. Германия, Италия, Турция потом разгребали жлобство "Локхида")))

    Вот только налет в часах на одну потерянную машину в ВВС ФРГ на F104 был 6000 часов , а на МИГ-21 в ВВС СССР 4500.... Данные на 1965 год. В США средний налет на одну аварию за все время эксплуатации около 4000 часов. Следует учесть что F-104 всепогодная машина и большинство аварий происходили в сложных погодных условиях, а к примеру испанцы летая только в хорошую погоду не потеряли ни одного из своих F-104. Кстати F-104G ФРГ изначально были ИБ.
  13. -2
    17 апреля 2023 11:37
    В мирное время процент готовности боевого применения равен 30 % . А в военное не понятно. Спасает F-35 только количество
  14. +3
    17 апреля 2023 12:14
    На верхнем фото в недорасширенной сверхзвуковой выхлопной струе видны скачки уплотнения, "бочки Абрамовича" и "диски Маха". Вживую - фантастической красоты зрелище в сочетании с адским грохотом. Очень редкая фотография. По ней можно рассчитать очень многие параметры двигателя.)))
  15. +8
    17 апреля 2023 13:49
    Сколько "существует" данная машина (F-35) столько и информационный шум вокруг данного аппарата. Может, стоит относиться к нему (шуму), как к хорошо продуманной информ. операции, Пентагона по дезинформации и "расслаблению" вероятных противников??? Будь F-35 столь плох - не создали бы этих аппаратов аж более 900 штук.... Я понимаю, что партнёров и союзников можно убедить, "нагнуть", но плотить такие "бабки" за авиа- LEGO - союзники вряд ли будут плотить, а, тем более, стоять в очередь.... Давайте наши ВКС насыщать техникой 6-го поколения - СУ-57, к примеру. А то у нас всё больше к парадам, биатлонам и всяким форумам есть "демонстрационные" образцы, а в полках - всё очень скромно или "донашивают" оставшееся от старших братьев, отцов, а кое - где и дедов..... Статья, конечно критическая, но давайте писать о проблемах нашего СУ - 57 и почему он, до сих пор, не воюет.
    1. +1
      17 апреля 2023 16:11
      Цитата: nordscout
      давайте писать о проблемах нашего СУ - 57 и почему он, до сих пор, не воюет.

      1. Мысль хорошая, но инфу-то откуда черпать собираетесь? Из СМИ? или у вас есть "независимый" источник инфы???
      2. Их всего 10 единиц: 6 -- строевых и 4 в Липецком ЛИЦе... И все-таки есть данные об их успешном применении, начиная с САР и заканчивая нанесением БШУ по объектам свидомитов нашими аэробаллистическими колотушками...
      А вот "о проблемах" я чтой-то в последнее время не встречал. И это вовсе не значит, что их нет...просто хорошо работают "люди в черном".
      Как-то так, однако. АГА.
      1. 0
        17 апреля 2023 17:00
        К сожалению, САР и всё, что там творится - это не украинский ТВД.... Как говорят в, ещё украинской Одессе, это - две большие разници ......
    2. 0
      17 апреля 2023 16:21
      В продолжении написанного выше... Хочется предостеречь "пишущую братию" относительно проблем F-35, которыми, периодически, нас "подкармливают" СМИ США и европейская пресса. Все эти "танцы с бубном" вокруг авиааппарата 6 - го поколения США очень смахивают на "отвлекалку" и убаюкивающую "колыбельную" для нашей авиационной конструкторской мысли и всех тех, кто оснащает нашу авиацию "глазами", "ушами" и "кулаками".... Хотя....
  16. 0
    17 апреля 2023 14:11
    Цитата: nordscout
    Будь F-35 столь плох - не создали бы этих аппаратов аж более 900 штук.... Я понимаю, что партнёров и союзников можно убедить, "нагнуть", но плотить такие "бабки" за авиа- LEGO - союзники вряд ли будут плотить, а, тем более, стоять в очередь.


    Причем здесь качество? На первом месте - прибыль тех, кто производит эти самолеты. Платить заставить - как два пальца, если местные чинуши будут в доле и иметь свой гешефт. А кто откажется - тому бо-бо сделают, компромат выкатят.
    Если Ф-35 хорош как истребитель, то его бы обязательно в деле бы испытали в каком-нибудь локальном конфликте. Но что-то о воздушных боях с его участием инфы нет, что и вызывает сомнения...
  17. -2
    17 апреля 2023 17:07
    Отвечаю! Слишком дорогое удовольствие использовать F-35 в локальных конфликтах, когда в ангарах, ещё, полно F-18, F-16, Еврофа́йтер Тайфу́н, Дассо «Рафаль» и прочие и прочее.....
    1. 0
      17 апреля 2023 21:56
      Надо понимать евреи, которые использовали ф-35 в Сирии, теперь резко прекратили, поняв, что их прекрасно видят - где-то в ангарах сразу после развертывания С-400 нашли Рафали с Тайфунами, а закупали вообще чисто потому, что деньги девать некуда? Но бомбят-то хоть и как прежде, не залетая в Сирию, но уже не с Ф-35, по крайней мере в новостях Ф-ки вечно? А чего бы не применять, залетая - они же невидимки, им ничего не грозит - швыряют издалека, неточно, еще и ПВО успевает отработать по ДОРОГИМ боеприпасам?
      Кстати, не расскажете, что Т-90 и Арматы тоже в войнах применять нельзя, а все, кто это говорит, мол, где Арматы...
      1. +1
        18 апреля 2023 02:23
        Цитата: Bingo
        евреи, которые использовали ф-35 в Сирии, теперь резко прекратили, поняв, что их прекрасно видят - где-то в ангарах сразу после развертывания С-400 нашли Рафали с Тайфунами..
        Таки стесняюсь спросить, а вы где у сынов израилевых ангар с rafаleями и typhoonами обнаружили?
        А скромнее они стали, после того как им пара Су-35 реально доказала превосходство в ДВБ, они их просто унизили.
    2. +1
      18 апреля 2023 08:12
      Цитата: nordscout
      Отвечаю! Слишком дорогое удовольствие использовать F-35 в локальных конфликтах, когда в ангарах, ещё, полно F-18, F-16, Еврофа́йтер Тайфу́н, Дассо «Рафаль» и прочие и прочее.....


      Ответ не принят. Именно реальное боевое применение позволяет выявить в полной мере как сильные, так и слабые места боевой техники и усовершенствовать её. Боевой опыт дороже любых денег, его в магазине или на бирже не купишь.
      Если оружие старательно оберегают от практического применения по прямому назначению, значит эта техника - просто "белый слон", не для реального использования, а для понтов и рубки бабла.
  18. -2
    18 апреля 2023 03:32
    Цитата: Bingo
    Цитата: Tim666
    Вдоводелов было 2

    Вдоводелом именно в прессе называли и называют 1, и худшим истребителем в истории назвали его не в СССР. Что же про взятки чтоб его пропихнуть вы постеснялись упомянуть.
    А если вам смешно про стрелковку, а обосновать никак - ну ходите и смейтесь, есть специальные заведения, там таких много. Однако история как принятия, так и снятия с вооружения плюющейся свиньи - говорит о том, что смешно там совсем другое. Про Стоунера же - вопрос, если единственное преимущество - они говорят точность, почему порезать пришлось именно точность в М4, и какое преимущество после этого осталось, хоть одно? А нету, кроме лобби. Смейтесь дальше

    К сведению хоть М-60 и не идеальный пулемет, но он выпускается до сих пор и является одним из самых используемых пулеметов в мире, значит не так он и плох, если у М4 нет преимуществ( непонятно с чем сравнивать с АК-74 наверно...) почему его использует Альфа ФСБ РФ? и спецура в Казахстане, Азербайджане, Сербии, Армении? АК-74 не хватило? Вообще считается что у М4 главный недостаток это цена, но зато это оружие для человека, продуманная система обвесов, и целая индустрия впридачу- приблуды есть на любой вкус и кошелек, погуглите хотя бы какие магазины к нему есть, пламегаситель из консервной банки делать не нужно, чтобы ночью не слепило пламя, как колхозят на АК-74, Тик ток и Ютуб соврать не дадут. А байки про ненадежный и сложный М4 оставьте для поклонников канала Звезда, при должном обслуживании не сильно М-4 уступает АК-74, следует учесть что ещё в Афгане отмечали что АК-74 не равен АКМ в плане надежности.
    1. 0
      18 апреля 2023 04:04
      Цитата: Tim666
      следует учесть что ещё в Афгане отмечали что АК-74 не равен АКМ в плане надежности.

      Ага. Только вот американцы с Калашом бегали.
  19. -1
    18 апреля 2023 08:34
    Цитата: мордвин 3
    Цитата: Tim666
    следует учесть что ещё в Афгане отмечали что АК-74 не равен АКМ в плане надежности.

    Ага. Только вот американцы с Калашом бегали.

    Фоткались с калашами и правда, фоток полно, а вот в видео с БД в основном штатные стволы.
  20. 0
    18 апреля 2023 17:18
    Пингвин конечно, как самолёт говно полное, но простите, нам ли рассуждать о сроках с нашим Су-57?
  21. 0
    26 апреля 2023 00:57
    Узнаю автора по названию статьи, ну и статья не разочаровала. Особенно впечатлил совет Рябова Кирилла американским ВВС разбиратся с проблемами лайтингов как можно скорее.
  22. 0
    8 июня 2023 00:34
    На Западе все хуже и хуже - уже и самолеты делать разучились!
    1. 0
      14 июня 2023 01:04
      да им вообще кабзда скоро-скоро-скоро-скоро-ну вот скоро придет!!!! этой зимой не замерзли так от голода сдохнут!! laughing
  23. 0
    14 июня 2023 01:00
    наши 20-30 шт. soldier су 57 втище раз лючше!!!