Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Алексей Безугольный: «Горцы и власть – история повторяется…»

Алексей Безугольный: «Горцы и власть – история повторяется…»Наш собеседник - специалист по военной истории Кавказа.

- Уважаемый Алексей Юрьевич, вы специализируетесь на военной истории Кавказа…

- Точнее - на военной истории первой половины XX века.


- Однако наша беседа вполне может выйти за рамки этого периода…

- Не только может выйти, но и непременно выйдет, потому что, говоря о военной истории Кавказа первой половины XX века, нельзя не коснуться и военной истории более ранних периодов, и более общих вопросов истории этого весьма специфического региона. Только в такой взаимосвязи событий и явлений можно разобраться в том, что происходит на Кавказе сегодня. И почему происходит именно так, а не иначе.

- Тогда начнем с того, что у всех на слуху. Кавказ – это, образно говоря, незаживающая рана России. Оттуда то и дело приходят сообщения об убийствах полицейских, чиновников, религиозных деятелей, террористических актах и т.д. Не считаете ли вы, что одной из главных причин «северокавказского» терроризма являются исторические обиды на Россию?

- Исторические обиды, связанные с живой памятью о депортации и прочих притеснениях, были сильным движителем чеченского сепаратизма в начале и середине 1990-х гг., как и вообще националистических движений на пространстве бывшего СССР в тот период. В последние годы, и это надо ясно понимать, сопротивление государственной власти приобрело совершенно новую форму, когда, по большому счету, все равно с КЕМ бороться, важно - за ЧТО.

Конкретными врагами боевиков становятся, как правило, свои соплеменники – представители органов власти, правоохранительных органов, традиционного ислама. Боевики называют их «мунафиками» - отступниками от веры (в том смысле, как они эту веру понимают). Русские в этом противостоянии – «кяфиры» (неверные), которым прислуживают «мунафики». Боевики никогда не против причинить вред и русским. Иногда им удаются резонансные теракты вдали от их «линии фронта», как, например, теракт в аэропорту Домодедово в 2011 г. Но, повторюсь, сегодняшняя фаза конфликта носит характер гражданского противостояния на почве различного толкования ислама, столкновения политических и экономических интересов местных группировок.

- Сегодня в лес, к бандитам, добровольно уходят молодые люди, причем многие из них из благополучных семей, имеют высшее образование, хорошо оплачиваемую работу.

- Почему «в лес» уходит молодежь? Вопрос непростой. «В лес» выталкивают разные причины: общая неустроенность (на Северном Кавказе большая безработица), неприятие современного светского образа жизни религиозной молодежью, неприятие многочисленных негативных явлений общественной жизни (коррупция, клановость, кумовство, отсутствие социальных лифтов, недоверие к власти и к официальному мусульманскому духовенству). В последние годы на этом фоне молодежь оказалась восприимчивой к достаточно широко распространенному на Северном Кавказе (особенно в Дагестане) исламу несуннитского толка, прежде всего, салафизму (ваххабизму), из среды которого рекрутируются боевики. Хотя знак равенства между лицом, исповедующим салафитский ислам, и боевиком ставить нельзя: салафит вовсе не обязан брать в руки оружие, чтобы отстаивать свою веру.

- Но ни одна из мировых религий в России не запрещена, в том числе и ислам. Мусульмане не подвергаются преследованиям, как в былые времена. От кого сегодня защищать ислам?

- Действительно, ислам на Северном Кавказе никто не притесняет. Более того, сейчас ислам переживает невиданный расцвет, какого, пожалуй, ранее не было в истории северокавказских народов. Как не было и такого количества мечетей, духовных учебных заведений. Ислам возродился в семье, культивируется республиканскими властями.

- Столь бурное развитие ислама – это свидетельство свободы совести, испокон веков присущее России, или целенаправленная государственная политика?

- И то, и другое. На Северном Кавказе происходит то же самое, что, скажем, происходит с православием по всей России: возрождение на уровне национального менталитета.

- Насколько глубоки корни ислама среди северокавказских народов?

- Подлинно глубокие корни ислам имеет в Дагестане, где он, начиная с древнейшего на территории нашей страны города Дербент, стал распространяться вместе с арабской письменностью, наукой и культурой вскоре после своего возникновения в VII в. Правда, процесс распространения ислама по всей территории Страны гор растянулся на сотни лет. Уровень исламской учености в Дагестане традиционно считается значительно выше, чем в соседних республиках. Здесь, кстати, первые исламские по содержанию надписи на арабском языке относятся чуть ли не к IX веку.

У вайнахских, карачаево-балкарских, адыгских (черкесских) народов ислам суннитского толка распространился довольно поздно – в XVII – XVIII вв., а массовым стал только в период Кавказской войны, приобретя яркое политическое звучание в борьбе кавказских народов за независимость от России. До этого северокавказские народы исповедовали христианство или разные формы язычества. На территории Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии можно встретить немало древнейших христианских храмов постройки X – XII вв. Элементы этих религиозных воззрений, так же, как и системы обычного (не писаного) права (адаты), с неизбежностью затем наложились на новый для горских народов ислам и исламское правосознание (шариат).

Интересно, что именно эти наслоения, довольно органично влившиеся в популярное на Северном Кавказе суфийское толкование ислама, отличающееся своим мистицизмом, так раздражают идеологов нынешних северокавказских боевиков, выступающих за салафитское, «чистое», толкование Корана, отрицающего поклонение природным объектам, могилам предков, мистические религиозные обряды, например, очень распространенный среди вайнахских религиозных братств-вирдов танца зикр.

- Если не ошибаюсь, Дагестан - самый многонациональный регион мира – 30 народностей и 15 языков.

- Это так. Но при этом у дагестанцев хватает мудрости идентифицировать себя дагестанцами, несмотря на такое их «многоголосие».

- Тем не менее, Дагестан - самая беспокойная республика.

- То, что там происходит сейчас, совершенно не имеет национальной окраски. Как и на всем Северном Кавказе. Это исключительно столкновение между двумя толкованиями ислама. Огромное значение имеет непрерывно раскручивающийся маховик взаимного террора. Наконец, нельзя не учитывать и колоссальную разницу в менталитете, например, русского и дагестанского парня. Там, где русский может молча стерпеть обиду или пойти искать правду в судах и прокуратуре, горец готов немедленно мстить. Тем более, что огнестрельное оружие на Северном Кавказе несравненно доступнее, чем в других регионах страны.

- Российская экспансия на восток носила эволюционный характер. За исключением Средней Азии. А на Кавказе была война. С привлечением регулярных частей. Зачем Российской Империи нужен был Кавказ?

- Это была объективная необходимость. К тому времени к России присоединилась Грузия, потом Армения. Получилось так, что фактически образовались анклавы. И Кавказ оказался в зоне самого пристального внимания Турции. А за Турцией стояли наши геополитические противники: Англия и Франция, да и Турция – из этой же категории. Если не мы, то они бы укрепились там. Пришлось бы воевать уже с и ними, и с горцами, которые бы их поддержали.

- С вашей точки зрения, насколько силен внешнеполитический фактор на Северном Кавказе?

- Внешний фактор на Кавказе всегда был силен, по крайней мере, с тех времен, когда Кавказ попал в орбиту геополитических интересов России, и с XVIII в. Кавказ всегда понимался нашими противниками как болевая точка России. Во время всех войн - русско-турецких, Крымской, Первой мировой и Гражданской, Великой Отечественной - противники нашей страны старались разжечь среди кавказских народов вражду в отношении русских, и временами им это удавалось. Каково влияние внешнего фактора сейчас – этот вопрос, наверное, нужно адресовать специалистам, но, несомненно, оно в определенной мере присутствует. Свои интересы в Кавказском регионе есть как у западного мира, так и у международных исламских организаций.

- Как вы думаете, почему северокавказские народы добровольно не присоединились к Российской Империи?

- Там не было никакой централизованной власти. Зачатки государственности были только в Дагестане и в Кабарде, где сложились основы феодального устройства. Все остальные народы находились на стадии позднеродового общества. Они жили самоуправляющимися общинами - джамаатами. Общины объединялись в союзы, из которых потом складывались народности. Их было очень много - черкесских народов, вайнахских, дагестанских...

- Говоря об исторических обидах, в числе их причин вы упомянули и депортацию. А в книге об участии народов Северного Кавказа в Великой Отечественной войне, соавтором которой вы являетесь, отмечаются факты коллаборационизма, которые и стали основанием для выселения народов с их исторической Родины. По какому праву вообще и кто принимал такие решения?

- Факты коллаборационизма, безусловно, были, и весьма многочисленные. Однако сразу скажу, что в любом случае ответственность за преступление должен нести только преступник, а не его семья, соседи и, тем более, народ в целом. Почему выселенными оказались именно эти северокавказские народы - чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, - а не какие-то другие? Глубоко убежден в том, что решения о депортациях как мере наказания возникали ситуативно, случайно, в дискурсе буквально нескольких человек в руководстве страны, прежде всего Сталина и Берии. Именно Берия, бывая много раз в командировках на Кавказе, высказывал мнение относительно политической благонадежности того или иного народа, он же продуцировал идеи о выселении как мере наказания. Например, после выселения карачаевцев в ноябре 1943 г. в телеграмме Сталину он, в частности, заявил примерно следующее: также считаю нужным выселить и балкарцев. Что и было сделано позже.

Важно отметить и то, что кавказские народы были не первыми и не последними, подвергнутыми унизительному и жестокому выселению с исторической родины. До них из Поволжья выселили советских немцев по подозрению в том, что они готовы к сотрудничеству с врагом. А до начала войны, в 1930-х гг., принудительным миграциям подвергались представители национальностей, считавшимися «иностранными» в СССР, хотя они были гражданами Советского Союза, – греки, поляки, корейцы и др.

Наконец, первыми «выселенцами» в советской стране нужно считать терское казачество, принудительно, спешно и очень жестоко изгнанное из своих станиц на Тереке и Сунже еще в 1920 г. По злой иронии судьбы, это было сделано именно для того, чтобы расположить к советской власти чеченцев и ингушей, давно споривших с казаками по поводу плодородных земель речных долин. Поэтому возводить депортации северокавказских народов в абсолют, представляя это апогеем сталинских репрессий, нельзя. Депортации – древний, еще ветхозаветный способ государственного насилия, хотя, конечно, каждому конкретному народу, подвергшемуся депортации, от этого не легче.

- Отметим и такой малоизвестный факт: в начале 1942 года были изданы указы президента США Рузвельта, которые объявляли всех немцев, итальянцев и японцев «враждебными иностранцами», они должны были заключаться под стражу. Из штатов Калифорния, Вашингтон, Орегон и Аризона было насильственно депортировано в лагеря около 120 тысяч этнических японцев, две трети из которых были гражданами США, в том числе старики и дети. Было создано десять лагерей в семи штатах. Условия там были адские, выжили далеко не все. Только в 1983 году комиссия Конгресса США признала, что интернирование японцев было «незаконным и вызванным расизмом, а не военной необходимостью». Но в Америке об этом предпочитают не говорить, а японцы вообще помалкивают. Зато факт интернирования северокавказских народов всячески используется для разжигания антироссийских настроений.

Вместе с тем, горцы в рядах Красной Армии героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Каков был их вклад в нашу общую победу?

- Здесь надо вот о чем сказать. За скобками книги «Горцы Северного Кавказа в Великой Отечественной войне 1941-1945» осталась довольно-таки большая категория горцев, которые уже были в войсках на момент начала войны. Тогда десятки тысяч горцев разделили трагедию Красной армии. Многие совершили подвиги, многие оказались в плену. Взять ту же Брестскую крепость: здесь было много чеченцев, ингушей. Еще несколько лет тому назад и в Чечне, и в Ингушетии жили старики, которые, как рассказывали, воевали в Брестской крепости. В 1941 году в армию были призваны военнообязанные разных возрастов, с 1905-го по 1918-й годы рождения. Кроме того, горцев-добровольцев принимали в армию в 1942-1943 годах, но это количество было уже небольшим. С другой стороны, в течение 1942 г. по политическим мотивам был прекращен призыв всех северокавказских народов. Сталинское руководство сомневалось в их лояльности. По моим подсчетам, к 1943 году во всех горских республиках накопилось около 100 тысяч военнообязанных призывного возраста. Ими можно было укомплектовать целую армию.

- А как решало проблему с призывом горцев царское правительство?

- Царское правительство ни разу так и не подступилось к массовому призыву горцев. Горцы служили в милиционных частях, т.е. по месту жительства, принимали участие во всех войнах России в немногочисленных добровольческих формированиях. Но милиция – милицией, добровольцы – добровольцами, а использовать десятки тысяч горцев в Первой мировой войне правительство не решилось. В начале такой надобности не было. А вот когда в 1915 году кадровая армия понесла тяжелые потери, стали искать пополнение, на Кавказе в том числе.

В Средней Азии в 1915 году эта проблема тоже обсуждалась, но когда в 1916-м попробовали призвать местное население, никогда прежде не призывавшееся и понимавшее существующее положение как льготу, то получили огромное восстание с большими жертвами. После чего на Кавказе даже не решились начинать призыв. Ограничились одной добровольческой Дикой дивизией, получившей широкую известность. И вот это «наследство» досталось Советской стране. Начинать пришлось с нуля.

- Как складывались взаимоотношения между горцами и советской властью в довоенный период? Горцы шли на сотрудничество с новой властью?

- В Гражданской войне большевикам удалось привлечь горцев на свою сторону. Точнее, ловко присоединиться к широкому повстанческому движению горцев против Добровольческой армии. До весны 1920 г. горцы и большевики бок о бок воевали с белогвардейцами. Потом пришла 11-я армия РККА. И если в марте-апреле 1920 года горцы совершенно искренне ждали, а затем хлебом-солью встречали Красную армию, то уже в августе 1920 года начинаются антибольшевистские восстания. Причем, очень ожесточенные. В Дагестане, потом в Чечне.

- Чем это было обусловлено?

- Армию надо кормить, а это 85 тысяч человек. Надо было кормить и советскую бюрократию, которая очень быстро разрасталась. Кормить за счет местного населения. Начались разного рода реквизиции. Потом пошла борьба с контрреволюцией, т.е. с теми, кто не хотел отдавать продовольствие за бесценок. Совершенно без разбору начала насаждаться политика военного коммунизма. По сути, это было столкновение цивилизаций...

Пришли в основном русские, не знавшие ни реалий Кавказа, ни традиций, ни ментальности, ни, тем более, религиозных особенностей. Там, где гарнизонами стояли советские части, всегда происходили конфликты. И это было взаимно. Красноармейцы просто с ужасом – я читал материалы цензуры в Российском государственном военном архиве, - пишут о том, с чем они столкнулись в Чечне: если выйдешь за пределы военного городка, тебя похитят, отрежут уши, ограбят и т.д.

Этот был обоюдный террор, который в ряде горных районов с небольшими перерывами, длился 20 лет, до 1941 года. Советские институты приживались здесь тяжело, существовали часто формально. Социальные новации часто ложились на совсем не подготовленную почву. Видел интересный документ, датированный мартом 1941-го: докладная записка наркома земледелия Бенедиктова председателю правительства Молотову о том, что представляло собой сельское хозяйство в нагорной Чечено-Ингушетии. Колхозов фактически не существовало. Формально они были, но весь скот разобран по дворам, каждый возделывает свою делянку, пасет свое стадо, скот и земля в свободном обороте. Колхозы резко убыточны. Все это время происходили войсковые чекистские операции. Вот нахожу в документах: отчет за 1925 год о подавлении антисоветских восстаний в Чечне; 1927 год – снова итоги чекистских операции. 1937-й – опять годовой отчет об «окончательном подавлении», и так – до самой войны...

- Какие национальные особенности, прежде всего, следует учитывать во внутренней политике в отношениях с кавказскими народами?

- Это вопрос, ответ на который может быть очень обширным. Позитивный и, увы, негативный опыт, накопленный нашим государством в этой области, огромен. Северный Кавказ издавна был полем для масштабных социальных экспериментов, в которых исторический опыт учитывался политиками далеко не всегда. В рамках моей компетенции, могу сказать вкратце об опыте привлечения северокавказских народов в ряды российских/советских вооруженных сил.

На протяжении вот уже двухсот лет власти то широко используют горцев на военной службе, то сужают им доступ в войска до минимума или вовсе прекращают призыв. Российское государство как бы не может для себя решить: доверяет ли оно горцам? С одной стороны, очевидна полезность привлечения к военной службе горской молодежи с точки зрения их ускоренной адаптации к российской культуре, русскому языку, воспитанию и укреплению в них общероссийской идентичности, гражданских чувств. Горцы всегда изъявляли желание воевать, но взгляды на войну и прохождение военной службы у них были своеобразные, с трудом вписывавшиеся в концепцию организованной военной системы. Идентичность горских народов не тождественна общероссийской. Власти всегда пугала цивилизационная, а раньше – и языковая пропасть между славянскими и горскими контингентами в армии, а также явная или кажущаяся политическая нелояльность горцев к российскому/советскому государству. Поэтому мы видим, что горские формирования то появлялись, то исчезали в нашей армии; то объявлялся массовый призыв горцев в войска, то он полностью сворачивался.

В настоящее время призыв среди горской молодежи в Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Дагестан резко ограничен, в войска горцы приходят в незначительном количестве. Руководство российских Вооруженных сил не давало никаких конкретных комментариев на этот счет. Можно предположить, что ограничения вызваны, прежде всего, слабой социально-культурной вовлеченностью горцев в русскоязычную среду современного воинского коллектива, склонностью к созданию землячеств и проявлению неуставных отношений, а также опасения, что некоторые, вполне обученные военному делу, горцы после службы могут оказаться «в лесу».

В последние годы российские Вооруженные силы и правоохранительные органы идут по пути, который многократно использовался как до революции, так и в советское время, а именно: создание мононациональных формирований из кавказских народов. Таковыми были, как уже отмечалось выше, многочисленные милиционные формирования во время Крымской и русско-турецкой войн в XIX в., Дикая дивизия в период Первой мировой войны, 114-я Чечено-Ингушская и 115-я Кабардино-Балкарская кавалерийские дивизии во время Великой Отечественной войны.

Опыт формирования национальных частей является как бы компромиссным между полным отказом от использования контингентов определенной национальности и их массовым призывом. Понятно, что курс на создание «штучных», элитных национальных подразделений проблему подготовки мобресурсов в данном регионе не решает. В то же время национальные формирования (а комплектуются они, как правило, добровольцами) дают возможность использовать воинственную энергию желающих посвятить себя военному делу в позитивном русле. Не секрет, например, что в свое время в составе дислоцированных на территории Чеченской Республики двух национальных мотострелковых батальонов внутренних войск МВД РФ - 248-й «Север» и 249-й «Юг» оказалось немало амнистированных участников НВФ. Сейчас эти подразделения ведут успешную борьбу против остатков банд боевиков на территории Чечни, фактически заменив собой федеральные силы. С 2003 по 2008 гг. в составе 42-й гвардейской мотострелковой дивизии Министерства обороны, дислоцировавшейся на территории Чечни, успешно действовали два батальона специального назначения «Восток» и «Запад», укомплектованные чеченцами. Батальон «Восток» принял активное участие в операции по принуждению к миру Грузии на территории Южной Осетии в 2008 г. Бойцы батальона одними из первых вошли в горящий Цхинвал.

Опыт Чеченской Республики признан удачным в соседних регионах. В сентябре 2010 г. по представлению руководства Республики Дагестан президент РФ разрешил сформировать на территории республики полк специального назначения внутренних войск МВД, укомплектованный исключительно представителями народов Дагестана.

Сама повторяемость исторических моделей говорит о действии здесь определенных закономерностей, что позволяет надеяться на возможность выработки историками конкретных методических рекомендаций, основанных на опыте (особо подчеркну, нередко очень нелегком) истории взаимоотношений российской/советской армии и народов Северного Кавказа.

- Вы автор нескольких монографий и десятков статей. Среди последних ваших работ «Генерал Бичерахов и его Кавказская армия: Неизвестные страницы истории Гражданской войны и интервенции на Кавказе (1917 – 1919)». Также названная выше - «Горцы Северного Кавказа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», написанная также в соавторстве «История военно-окружной системы в России. 1862 – 1918». Над чем работаете сейчас?

- Как уже сказал, работаю над докторской диссертацией, посвященной проблемам государственной политики в области приема в ряды РККА и организации прохождения военной службы представителей народов Северного Кавказа в их развитии – от Гражданской войны через реформы межвоенного периода и во время Великой Отечественной войны. В рамках этой работы готовлю монографию по сложнейшему в российской истории периоду Гражданской войны.

- При том, о чем мы сегодня говорили, невольно вспоминаются лозунги, которые периодически озвучивают как наши либералы, так и радикалы, о том, что, мол, хватит «кормить» Кавказ и его надо отделить от России. С нашей точки зрения, это – откровенная провокация, если не сказать больше…

- Северный Кавказ – это неотъемлемая часть России, с которой его связывает не только общая территория, но и экономика, культура, наука, искусство, литература и т.п., – тысячи, десятки и сотни тысяч невидимых нитей, которые нельзя разрубить, не навредив всему государственному организму. Это может нанести непоправимый ущерб национальной безопасности России, а само существование республик Северного Кавказа поставить под вопрос.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39
  1. bask 29 ноября 2012 07:53
    КАВКАЗ ЛЮБИТ И ПОНИМАЕТ ПОЛЬКО -СИЛУ...
    bask
    1. Орик 29 ноября 2012 08:18
      Правильнее сказать культуру и силу. Если мы русские забываем свою культуру, то уважения не дождемся.
      1. сергей32 29 ноября 2012 09:40
        Считаю, что Кавказ нужно выделить в особый федеральный округ, и резко ограничить возможности горцев по передвижению по остальной России. Пусть какое то время поварятся в собственном дерьме, может поймут ценность нормальных взаимоотношений с другими народами страны.
        Проблема Кавказа перейдет нашим детям, только численный состав этносов измениться не в нашу пользу. Поэтому считаю, что мы должны готовить своих детей к этому противостоянию. Приведу пример. Одна моя дочка в прошлом году выиграла областную олимпиаду и вместе с другими победителями олимпиад получила бесплатную путевку в Орленок. Влагере дети были с разных регионов, были и кавказцы, которые быстро начали задирать остальных. Один молодой джигит пристал и к моей Маше, только он не учел, что у той коричневый пояс по каратэ, она КМС. Один хорошо поставленный удар в горбатый нос сразу успокоил его. Другой паренек из дочкиной паралели, тоже победитель, тоже отличник, но далеко не ботаник, серьезно отметелил другого горца, его подготовил отец офицер ВВ. Кавказские орлы повесили клювы до конца смены.
        Наши дети должны уметь давать отпор наглецам и не только кавказским и подготовить их должны мы.
        1. Skiff 29 ноября 2012 11:22
          Знаем, проходили, плюсик))
          Skiff
        2. bask 29 ноября 2012 12:32
          сергей32 Вы ответили на саный главный вопрос...Воспитание детей с самого детства,без всяких элюзий!!!!.И ументь защитить самого себя и своего друг!!!!!.Короче один за всех и все за одного.Нужно стать в первую очередь дружной нацией.,помогать в критических ситуациях друг другу.Без этого нам ..........
          bask
        3. Орик 29 ноября 2012 13:28
          Несомненно должны уметь давать отпор, но еще более важно знать зачем давать отпор, кому и чему, а ответ на это дают культивируемые народом ценности. Большая угроза для нас потеря своей идентичности. Отдельные (ваши и другие примеры) не решают ситуации, когда "смыслом" большинства становится потребление и удовольствие, человек превращается в животное, а общество деградирует. Более здоровые (морально, по законам божьим, по законам природы - кому как угодно) народы приходят на смену падшим, так было с первым и вторым Римом и многими в истории.
  2. Strashila 29 ноября 2012 08:00
    "У вайнахских, карачаево-балкарских, адыгских (черкесских) народов ислам суннитского толка распространился довольно поздно – в XVII – XVIII вв., а массовым стал только в период Кавказской войны, приобретя яркое политическое звучание в борьбе кавказских народов за независимость от России. До этого северокавказские народы исповедовали христианство или разные формы язычества. ".. т.е. простым языком, искуственно навязанная вера турками на англИцкие бабосы... таку получается они предали свою христианскую веру за бабосы и теперь рассуждают о чистоте веры... с нова за бабосы.Христопродавцы...
  3. Быков. 29 ноября 2012 08:17
    Статья , отличная, познавательная, по-больше бы таких и статей и авторов.
  4. volkan 29 ноября 2012 08:33
    Северный Кавказ – это неотъемлемая часть России, с которой его связывает не только общая территория, но и экономика, культура, наука, искусство, литература и т.п.

    За исключением территории НЕ СОГЛАСЕН НИ РАЗУ.
    1. Средний брат 29 ноября 2012 10:22
      Экономика тоже. Сколько туда русских денег вбухивается
    2. General_Nogay 30 ноября 2012 10:18
      ДА??? А как же Расул Гамзатов (или писатели ничего не делают для культуры). А как же те многочисленные олимпийские чемпионы с Дагестана (да и не только).
      Кстати в тему (не я придумал, вычитал в статусе одного дага в одноклассниках). Олимпиада, Лондон, 2012г. Пришло то время, когда чурки станут россиянами (на время олимпиады естественно). Грустно, но так оно и есть!
      General_Nogay
  5. Александр романов 29 ноября 2012 08:46
    Слишком много статей по исламу,по кавказцам.Не только на нашем саите,а вообще.Назревает ситуация когда два этноса не смогут ужиться в одном доме,одному придется уити.Только сила остановит вахабизм,с ними договорится не получится ,в том числе и в Казани.
    1. alexneg 29 ноября 2012 09:55
      А договориться с ними не удастся никогда. У них в мозгах одна извилина, точнее не извилина, прямая линия и называется ваххабизм. А перевалочная база находится в Грузии и пока Россия не рушит вопрос о наглухо закрытой границе (нелегальной) с этой марионеточной страной у нас будут постоянные проблемы. А успокоится Грузии не даст США. Одним словом не будет США и Англии не будет проблем, а пока имеем то что имеем.
      1. Александр романов 29 ноября 2012 12:50
        Цитата: alexneg
        А перевалочная база находится в Грузии и пока Россия не рушит вопрос о наглухо закрытой границе

        Грузия полбеды,а вот гости из Катара приежающие в Казань заставляют задуматься.
  6. andrey903 29 ноября 2012 08:48
    Северокавказцы как и цыгане нации преступников
    andrey903
    1. Папакико 29 ноября 2012 16:50
      Когда их 1-2 это очень культурные а порой и услужливые люди.
      Но с возрастанием популяции координально меняются, и тут романьтикой не "пахнет". В рядах ВС РФ наблюдал и тех и других.
      На протяжении нескольких лет вынужденно делим улицу с цыганским табором.
      Люди в погонах частые гости.
      Множество судебных процессов по "хулиганке" и воровству . Это не считая торговли "дурью".
      Окультуриваться и находить легальные пути зароботков не желают!
  7. Lakkuchu 29 ноября 2012 10:04
    Статье +. Одна из немногих толковых статей на этом сайте о Кавказе. Сразу виден специалист, профессионально занимающийся изучением данной темы - всё очень взвешенно, грамотно, без дурацких клише, стереотипов и лозунгов.
    Lakkuchu
    1. General_Nogay 29 ноября 2012 12:58
      Да только он забыл сказать что главная причина горцев убежать "в лес" не только социально-финансовая, НО в первую очередь моральная! Пока Вы все здесь обсираете Северный Кавказ, пока будете нас называть чурками, баранами и т.д. и т.п. Будете говорить что мы не воины а беспредельщики то нормального диалога не получится! Вся беда в том что ваххабиты в основе своей молодые пацаны, которые сидя в инете, Вконтактах, одноклассниках, фейсбуках всяких там разных сайтах видят как их категорически непереваривают русские, они будут пытаться ответить хоть как-то. Мол кто тут не воин, ловит груз 200 ментов, чинушей и т.д. и т.п.
      P.S. Отделять нас от себя не хотите (получите сразу ПРОзападный Кавказ), чтоб служили РФ не хотите, социально-экономические проблемы не решаете, чинушей-взяточников не сажаете! Так чего хорошего нам ждать? И почему мы удивляемся что ваххабизм уже гуляет в Поволжье?
      General_Nogay
      1. volkan 29 ноября 2012 14:28
        Цитата: General_Nogay
        Вся беда в том что ваххабиты в основе своей молодые пацаны, которые сидя в инете, Вконтактах, одноклассниках, фейсбуках всяких там разных сайтах видят как их категорически непереваривают русские, они будут пытаться ответить хоть как-то.


        А папули не хотят рассказать ЗА ЧТО РУССКИЕ К НИМ ТАК ОТНОСЯТСЯ?
        Не хотят рассказать как в начале 90-х резали и истребляли русских, как русские бежали бросая все вокруг, но убежали не все?
        Как ое правительство вдруг начало объявлять амнистии, и эти папаши у которых руки по локоть в русской крови приходили "с повинной головой! и уходили чистенькими?
        Чего же они молчат про Буденовск? Каспийск? Бислан?

        Может папашам надо объяснить своим чадам, что КАК БЫ ЕСТЬ ЗА ЧТО.

        И еще очень долго кавказцам придется зарабатывать себе другую репутацию, НО Вы не хотите...Вам надо все и сразу

        Нас русских непереваривает весь запад, но мы что то не мчим в европу, что мы мочить там каждого европейца на каждом углу или навязывать свои "обычаи"
        1. General_Nogay 29 ноября 2012 14:42
          Русские в Дагестане живут до сих пор и уходить не собираются (к примеру в нашем селе живет семья Калашниковых и еще пару семей с которыми мне не довелось общаться. И живут кстати без всяких ущемлений их прав и никто им не говорит чтоб валили)! К примеру взять Виноградова (русский мужик), был главой администрации Кизлярского района! Получал из бюджета миллиарды! Что он сделал для района, а нехрена он не сделал, распилил бабосы и сделал ноги. Власть то везде русская и подчиняется все ей (как они захотят, так и будет). Значит решено что Чечни мало (денег распиленных на всех воров не хватает), вот решено еще кровавую бойню и в Дагестане замутить. А когда СШП разнесет в клочья Сирию, а затем Иран, то не удивляйтесь если Кавказ полностью от Вас отвернется, ибо будут амеры выход на Каспий иметь и мутить воды Кавказа!
          General_Nogay
          1. volkan 29 ноября 2012 16:08
            Цитата: General_Nogay
            не удивляйтесь если Кавказ полностью от Вас отвернется, ибо будут амеры выход на Каспий иметь и мутить воды Кавказа!


            С этим не поспоришь

            Но про Дагестан тоже могу привести пример.
            Мой друг служил в Ботлихе...Так вот он говорил, что дагестанцы там русских ни за что не ставили..
            Жены не могли спокойно до магазина дойти....И получалось так....Одна жена собирала заказы и ехала покупать, а вместе с ней ехали пяток офицеров с оружием.....
            Потому что женщине (русской) одной за ворота городка выйти было нельзя....
            Да и мужики без оружия даже на шашлык за городок выйти не могли....А это вроде ни разу не Чечня, не так ли?
            Или опять будете по принципу ...а рядом со мной живет Иван Иваныч Иванов и ему классно....?

            Да и на минутку я рассказываю про 2007-2009 года....
            1. General_Nogay 29 ноября 2012 16:22
              А чего тут удивляться если кавказцев за людей не считают!
              Кстати когда я служил срочку то всех пугали именно Ботлихом. (Да и кстати я служил 2008-2009) Почему? Да потому что местным ваще пофиг было кого мочить лиш бы мочить. Мои сослуживцы с Ботлиховского района говорили что там не раз находили тела лиц нЭрусской внешности в военной форме убитыми. Так что без разницы русский, нерусский! Дело в идеологии экстремизма и бабосах саудитов. И наше политическое нежелание менять ситуацию в лучшую сторону!
              Во истину дружба народов была очень весомой силой!!!
              А недружба народов приведет к потере территорий НАШЕЙ ОБЩЕЙ (хотите Вы этого или нет) ДЕРЖАВЫ!!!!!
              General_Nogay
              1. Папакико 29 ноября 2012 17:26
                О какой "дружбе народов" вы говорите?
                В 70-80 в армии на этнической почве не мало народу калечили и убивали.
                "1 вариант"-Если в части верх взяли не славяне то "вешались" проигравшие до ДМБ сартиры драили.
                "2-Вариант"-Если "этнос"уступил то часть становилась образцово-показательная.
                Ни разу не слышал про "3 вариант"- Славяне взяли верх и "плющили" до ДМБ "этносов"
                1. General_Nogay 29 ноября 2012 17:34
                  Какая такая дружба народов?
                  ВОВ Вам о чем нибудь говорит! Победили фашистов народы живущие в СССР ценой 27 млн. жизней (официально)!
                  И если Вы такой умный, скажите пожалуйста сколько в % соотношении погибло русских в той войне и сколько нЭрусских???
                  General_Nogay
              2. А. Яга 29 ноября 2012 20:45
                А чего тут удивляться если кавказцев за людей не считают!

                Типа это люди по-людски поступают? Или таки нЕлюди? :
                Потому что женщине (русской) одной за ворота городка выйти было нельзя....
                1. General_Nogay 30 ноября 2012 10:13
                  Короче все что я хотел донести до Вас всех здесь сидящих, заключается в следующем: НЕТ ПЛОХОЙ НАЦИИ, ЕСТЬ ПЛОХИЕ ЛЮДИ!!!
                  А дальше как хотите так и рассуждайте.
                  General_Nogay
          2. Папакико 29 ноября 2012 17:16
            О Виноградове - Думется его "доили", а жить очень хочется.
            О Русской власти - Власть вся должна пренадлежать исключительно людям , как минимум со славянской внешностью или хотя бы семьи с Русскими фамилиями и именами.
            А на деле ???
            Если до десятого колена помнящие своих родственников и почитающие своих родителей не смогут включить МОЗГ и понять, что с ними сделают после того, как разберутся со славянами!?
            1. General_Nogay 29 ноября 2012 17:20
              Если кто-то не включит свой МОЗГ и не подумает что будет если отвернуться от Кавказа, то разберутся со славянами еще быстрее!!!
              General_Nogay
  8. Средний брат 29 ноября 2012 10:19
    Опыт Чеченской Республики признан удачным в соседних регионах. В сентябре 2010 г. по представлению руководства Республики Дагестан президент РФ разрешил сформировать на территории республики полк специального назначения внутренних войск МВД, укомплектованный исключительно представителями народов Дагестана.
    А вот это зря...
    Статье плюс
    1. туполев-95 29 ноября 2012 10:56
      А какой выход? В обычных частях кавказцы-постоянный источник чп, русские так не сплачиваются да и кто из русских идет на срочку? Каждые полгода получаю новых бойцов-далеко не богатыри, половина из неполных семей, мне скоро 32 года, а из них никто подтянуться столько же не может, одним словом дети да еще и не совсем здоровые, как такие за себя постоят?А статья хорошая.
  9. Magadan 29 ноября 2012 10:57
    Не соглашусь, что у нас сильные культурные различия. Культура Кавказа - это то, чем мы жили до переворота 1917го.
    Что плохого в кавказской культуре? Жесткая семейная иерархия? Безусловное почитание старших? Ответственность за свое слово мужчины и за свои действия? Целомудрие у женщин?
    Сейчас, когда весь мир становится гомосячим, либерастным, когда ювеналка будет заменять родителей, а в церквах у протестантов уже "венчают" пиdоров и лесбиянок, лично я принимаю сторону кавказской культуры.Раз мы так наплевали на свою собственную, что стемняемся на весь Мир заявить о своих ценностях, которые мы, русские, должны защищать с оружием в руках в том числе.
    Естественно, когда у нас те же гомосеки-либералы рвутся к душам людей, и никто им не мешает, на Кавказе растет протест.
    Пока мы жуем сопли, позволяя всяким пуськам осквернять святыни, а всяким чинушам принимать законы о ювеналке, на Кавказе ваххабиты будут получать поддержку. Они просто говорят населени " русские женщины- поголовно бл@ди, русские чиновники - ворюги (или вообще сатанюги), давайте будем жить по законам предков". То, что они врут и сами работают на гомосеков-либерастов от госдепа США, как ихняя Аль-Каеда - так это еще не скоро очевидным станет. Вот и получают они поддержку.
    1. volkan 29 ноября 2012 14:39
      Цитата: Magadan
      Не соглашусь, что у нас сильные культурные различия. Культура Кавказа - это то, чем мы жили до переворота 1917го

      Коллега о чем Вы говорите?
      Различие между нашими культурами как между небом и землей. Если Вы считаете, что мы очень похожи только потому, что почитают старших, целомудрие женщин и т.д. и т.п.

      но извините наша культура как и их основана на религиозном течении. Русская культура основана на православных традициях и сельском хозяйстве. Русский это пахарь и борец с суровой природой, все это коллективные понятия, которые за тысячелетия выработали в нас эту самую взаимопомощь и взаимовыручку, развили в нас силу духа. Да при угрозе родной земли русский пахарь становился воином. Это и еще много подобных вещей создали НАШУ культуру.
      Кавказ это ислам, со своими законами, они всегда жили набегами, при малейшей возможности не хотели заниматься честным трудом, захватить добычу, угнать скот и рабов вот их счастье в жизни....Внутри себя они жестко делятся на кланы и готовы друг другу перегрызть горло невзирая на то, что это один народ. Все это породило совершенно другую культуру.
      Целомудренность женщин? Да это здорово, но у них к этому добавлено еще и полнейшее их бесправие...Они там никто, можно на стадо баранов поменять....
      Так что о какой схожести культур Вы говорите? Мы разные ЦИВИЛИЗАЦИИ...а у Вас они схожи....
  10. vagabo 29 ноября 2012 10:58
    Статья отличная.
    Только ваххабизм или салафизм все-таки относится к суннитской ветви ислама.
    Это его радикальное течение, возникшее и ныне процветающее в Саудовской Аравии.
    1. vagabo 29 ноября 2012 11:41
      Специально для неизвестного героя-минусовщика.
      "Ваххабизм - религиозно-политическое течение в ханбалитском направлении (Ханбалитское направление - одно из четырех направлений в суннизме, религиозно-правовая школа, основанная имамом Ахмедом ибн Ханбалем. Ханбализм отличается крайней нетерпимостью ко всякого рода "новшествам", отрицанием свободы мнений в религии, фанатической строгостью в соблюдени обрядовых и правовых норм шариата..." и так далее.
      1. Murai 29 ноября 2012 13:23
        Только ваххабизм или салафизм все-таки относится к суннитской ветви ислама.

        Устал повторять что вахабиты не имеют никакого отношения к суннитам, они отрицают основные положения Ислама, отрицают все 4 мазхаба (в т.ч. и ханбалитское направление). Это обычная секта прикрывшаяся религией.
        Ваххабизм (от араб. الوهابية‎‎) — течение в Исламе, которое появилось в 18 веке. Суннитские ученые сразу же признали её как заблудшую секту, раскалывающую и разрушающую Ислам изнутри. Ваххабизм назван от имени основателя самой секты Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба ат-Тамими (1115-1207 х/1703-1792 г).
        http://islamshariat.ru/index.php/archives/279
  11. Братец Сарыч 29 ноября 2012 11:11
    Как только дочитал про чечено-ингушских защитников Брестской крепости - все доверие к автору стало стремиться к нулю...
    Братец Сарыч
    1. дмб 29 ноября 2012 11:46
      А вот это напрасно. Если не доверяете автору. прочтите Смирнова "Брестская крепость". Он был первым, кто вообще поднял после войны эту тему. И Кадыров ему денег естественно не платил. в статье интересно другое. Любители воспевать розовое прошлое царизма и порицать гнет коммунистической системы пусть ответят себе на один вопрос. Почему при царе-батюшке горцев не призывали, а Советская власть смогла этого добиться, и в послевоенные годы даже вопроса не стояло о избирательном призыве. Националистические эксцессы были, но справлялись с ними до "дорогого" Горбачева весьма исправно, ибо Кавказ действительно уважает силу. Более того он очень уважает умную силу. Когда в 1973 году Картоев и компания, организовали масссовые беспорядки в Грозном, их тут же пересажали. И не за сепаратизм, а за спекуляцию золотом чем они реально и занимались. Ну, а Михал Срегеича коммунистом может считать только Новодворская.
    2. vagabo 29 ноября 2012 11:49
      В числе защитников Крепости действительно было немало бойцов с Северного Кавказа. Автор верно написал. Думаю, в тырнете можно найти инфу на эту тему.
    3. Димыч 29 ноября 2012 14:25
      Однако это есть факт. И они не плохо там себя зарекомендовали.
    4. Папакико 29 ноября 2012 17:34
      Таки с вами категорически согласен!
      Слышал многократно про эту "сказку"
      Остался не отвеченнйм один вопрос, а с какой стороны они эту крепость защищали, раз до глубоких морщин и белёсых седин дожили.
      1. General_Nogay 29 ноября 2012 17:39
        Точно так же как и ветераны дожившие до сегодняшних дней!
        Или по Вашему выжил на войне, значит не воевал?
        General_Nogay
  12. простак 29 ноября 2012 11:35
    Проблема сложная и простая. Почему мы плачемся все время : "Они дикие, злые, не подчиняются". Эти паразиты признают только силу и жесткость. Значит надо рожать много больше мужиков русских и других национальностей великой России, воспитывать их в духе воинском, православном, чтобы и физически и морально были сильны. Но , по-ходу, на сегодня это не решаемая проблема, поэтому и имеем этих наглых, диких и совершенно необразованных "друзей" для нашего же вразумления.
    простак
  13. kvm 29 ноября 2012 12:31
    Давновато читал, что при замирении Кавказа при царе было уничтожено порядка 80% местного населения, т.е. там всё залили кровью. Теперь такое врядли позволят. Россия не Китай, вот там с подобными проблемами управляются без оглядки на т.н. "мировое сообщество".
    kvm
    1. Lakkuchu 29 ноября 2012 14:51
      Цитата: kvm
      Давновато читал, что при замирении Кавказа при царе было уничтожено порядка 80% местного населения, т.е. там всё залили кровью. Теперь такое врядли позволят. Россия не Китай, вот там с подобными проблемами управляются без оглядки на т.н. "мировое сообщество".

      Ай-яй-яй всего лишь 80% ! Очень жаль что не все 100% правда? Какую ошибку допустила царская Россия. Всех надо было на штыки и стариков и женщин и детей.
      Lakkuchu
  14. baltika-18 29 ноября 2012 14:13
    При нынешней системе в стране национальные проблемы будут только нарастать.Северным Кавказом правят кланы,у них власть,деньги,они срослись в этом отношении с московской бюрократией.За иллюзорный порядок им многое прощается,даются деньги,расход которых не контролируется,процветают семейные связи во власти.Тот относительный,иллюзорный порядок на Кавказе без широкомасштабной войны держится исключительно на деньгах.Стоит потоку уменьшится,как стабильность рухнет,и кланы поддерживающие центральную власть превратятся в её врагов.Только изменив систему в стране можно будет решить национальную проблему в целом,и Кавказа в частности.
  15. serge 29 ноября 2012 14:37
    Прописка нужна, для начала хотя бы только на Кавказе, уголовная ответственность за нарушение прописки, и никакого отделения Кавказа не нужно будет. В армии кавказцы не нужны, вояки из них как из г.... пуля. Только в составе карательных войск и только на Кавказе же, что сейчас благополучно и происходит.
    serge
    1. Папакико 29 ноября 2012 17:48
      1000% Исключительно верное измышление.
      А в нашей АРМИИ призывной-рабовладельческой любые солдаты будут "вояками".
      До тех пор пока не изменят прынцыпы формирования ВС и многое другое тоже.
      Будем вымирать.
    2. ДАГЕСТАНЕЦ333 30 ноября 2012 15:20
      Цитата: serge
      вояки из них как из г.... пуля

      serge, интересно, а что в Вашем понимании означает слово "вояки"?
  16. taseka 29 ноября 2012 14:56
    Сколько волка не корми он всё равно в лес смотрит!
    Может пару бригад напротив натовских баз?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня