О доносительстве, репрессиях и феномене 1937 года

166
О доносительстве, репрессиях и феномене 1937 года

Не успела стихнуть история с доносом на военврача и популяризатора тактической медицины Юрия Евича, на которого пожаловались некие «бдительные граждане», посетившие его лекцию на Сахалине, как появилась информация о том, что некая дама в погонах написала донос на бывшего командира ополчения ДНР, полковника ФСБ в запасе Игоря Стрелкова (Гиркина). Судя по всему, также за «дискредитацию армии». Это далеко не единственные случаи написания кляуз подобного типа, они на слуху у всех лишь по той причине, что Евич и Стрелков – личности достаточно известные.

При этом очевидно, что военная операция на Украине проходит, мягко говоря, не совсем удачно, и очевидно, что в этом кто-то виноват. Отсюда и поиски неких «внутренних врагов», которыми, как недавно справедливо отмечал коллега Роман Скоморохов, с подачи СМИ назначаются абстрактные либералы, блогеры, иностранные агенты и т. д., которые, собственно, и мешают ходу СВО. С ними-то и предлагается «покончить».



В этом контексте от возмущающихся граждан, особенно тех, что придерживаются «левых» взглядов, достаточно часто можно услышать фразу «нужен новый 1937 год». При этом «1937 год» у разных людей вызывает разные ассоциации, а те, кто призывает «повторить», зачастую имеют достаточно смутные представления о том, а что же на самом деле тогда происходило. Есть те, кто полагает, что жестокие репрессии 1937–1938 годов избавили СССР от «тайных врагов» и даже «усилили РККА». При этом упускается из виду главное – собственно представителей военного и политического руководства среди расстрелянных было всего несколько десятков тысяч, при сотнях тысяч расстрелянных в эти годы. Т. е. жертвами репрессий в подавляющем большинстве были обычные советские граждане.

О феномене 1937 года, о том, почему вместо поисков реальных виновников сложившейся ситуации мы видим совсем иную борьбу с теми, кто критикует ход СВО, мы и поговорим в данном материале.

Доносительство и репрессии в 1937–1938


Прологом «большого террора» 1937–1938 гг. стали события после убийства С. М. Кирова 1 декабря 1934 года, когда весь Советский Союз фактически был поставлен в условия чрезвычайного положения. Зимой 1935 года начались аресты бывших оппозиционеров и противников советской власти, показательные судебные процессы, одновременно с этим партийно-государственным аппаратом была развернута мощная пропагандистская кампания, нацеленная на то, чтобы поиск и истребление «врагов народа» считались патриотическим долгом каждого гражданина. Репрессии 1937 года были санкционированы на самом высшем уровне партии и государства [1].

Не вдаваясь в исторические подробности, следует отметить, что типичным явлением того времени стало всеобщее доносительство. В письмах-доносах «бдительных граждан» отражалось их представление о том, какие люди должны попасть под уничтожение или изоляцию. Все, что отличало человека от «рабоче-крестьянской массы», рассматривалось как знак, свидетельствующий о враждебности. Это проявлялось также во время общественных мероприятий, собраний, конференций. Приведем несколько конкретных примеров.

В сентябре 1937 года в Новосибирске состоялась городская отчетно-выборная конференция комсомольской организации. Большая часть заседаний была посвящена разбору подрывной деятельности бывших товарищей, якобы разрушивших нормальную работу комсомольской организации. В выступлении одного из участников в качестве доказательства враждебной деятельности членов горкома ВЛКСМ Марьина и Титкова приводились следующие аргументы: «У меня нет данных, фактов, но чувствуется, что Титков и Марьин не наши люди. У них чувствовалась скрытность, когда за ними наблюдали, было видно, с какой хитрой и злобной улыбкой они слушали выступления руководящих работников края» [1].

Как отмечают историки, частыми жертвами доносительства становились председатели колхозных ревизионных комиссий, вскрывавшие факты хищения колхозным руководством финансовых или материальных средств. В этом случае председатель колхоза своим обращением в НКВД упреждал обращение в судебно-следственные органы председателя ревизионной комиссии. А рядовые колхозники обращались с доносами в НКВД на своих односельчан из-за конфликтов на бытовой почве, а также на своих хозяйственных руководителей – председателей колхозов и особенно часто на бригадиров, своих непосредственных производственных начальников, которые нередко наказывали их штрафами за опоздания и невыход на работу, брак при посеве и уборке, ненадлежащий уход за скотом и т. д. [2].

Характерным в этой связи является свидетельство бывшего бригадира колхоза им. Шмидта Топчихинского района А. З. Колтовских, осужденного 23 ноября 1937 года тройкой по обвинению во вредительстве к 10-летнему лагерному заключению. В своей жалобе на имя Верховного прокурора СССР с просьбой о пересмотре дела, датированной 12 августа 1939 года, он писал, что был арестован по доносу двух колхозников, которые неоднократно снимались правлением колхоза как недисциплинированные [3].

В конце 1937 года в школе № 22 Челябинска учителя физкультуры Короткова исключили из кандидатов в члены ВКП(б) по причине ареста родителей жены органами НКВД и за «неискренние признания своих ошибок», которые, по сути, сводились к одному: Коротков «не рассказал, кто такие родители жены». А учителя литературы и русского языка Челябинской средней школы № 1 имени Ф. Энгельса Г. И. Цырлину обвинили в недоносительстве на своего мужа [4].

Были и куда более комичные случаи подозрительности и сверхбдительности, такие как, например, произошедший в 1935 году в Омском сельхозинституте. Комсомолец Овчинников по неосторожности рассказал сокурсникам, что видел сон, в котором он управлял страной, а его помощниками были Зиновьев и Каменев. Коллеги-студенты, видимо, припомнив методы фрейдистского психоанализа, заподозрили, что в таком «контрреволюционном» сне отразились коварные замыслы Овчинникова. В итоге бдительные товарищи решили разоблачить его как врага народа и исключить из комсомола [1].

Таким образом, следует отметить, что доносы были неотъемлемой частью больших репрессий 1937–1938 годов, а эти самые репрессии в первую очередь коснулись обычных граждан.

О современных доносах и желающих «повторить» 1937 год


Разумеется, говоря о дне сегодняшнем, мы можем констатировать, что на данный момент подобного рода масштабных репрессий в России не проводится. Однако практика доносительства, особенно после принятия закона о дискредитации ВС РФ, действительно расцветает новыми красками, и чем-то отдаленно напоминает 1937 год.

Ведь, кроме уже вышеуказанных доносов на Евича и Стрелкова, есть и другие случаи доносов. Например, какая-то женщина публично хвалится тем, что она «профессиональная доносчица», и ее цель «cоздать атмосферу страха» и «отучить людей контактировать со СМИ-иноагентами». Есть и комичные случаи. Недавно пенсионер из Подмосковья написал кляузу в полицию, увидев на одежде школьницы цвета флага Украины.

«65-летний житель Подольска написал донос, возмутившись выбором одежды, сделанным школьницей. Девочка гуляла по улице в вещах сине-желтого цвета. Пожилой человек решил обратиться в органы, как только увидел девочку, возвращающуюся из расположенной на Тепличной улице школы № 33. Он позвонил в полицию и вскоре на место прибыли несколько сотрудников ведомства. Известно, что на момент приезда силовиков ученица уже ушла от учебного заведения»,

пишет Газета.Ру.

Если размышлять подобным образом, то в таком случае следует запретить, например, футбольный клуб «Ростов», символика которого также имеет желто-синие цвета. Вероятнее всего, данный дедушка просто стал «жертвой телевидения». Там ведь часто говорят о том, что нужно возродить СМЕРШ, нужно наказать всех злодеев (опять-таки, абстрактных либералов и «врагов народа»), что нужны сталинские репрессии, и о вездесущих агентах Запада и Украины.

Почему требуют репрессий на телевидении, понятно – там нужно перенаправить народные возмущения в нужное русло, в адрес тех, кто критикует СВО. Причем, к сожалению, в большинстве случаев журналистам на ТВ неважно, какая это критика – патриотическая или либерально-прозападная, обе ведь «дискредитируют армию». Там просто выполняют указания сверху, делают свою работу. А вот что касается обычных граждан, делающих подобные призывы, то они по большей части не совсем понимают, что в случае чего репрессии коснутся в первую очередь их и тех, кто критикует. Поэтому, как гласит одна пословица, бойтесь своих желаний, они могут исполниться.

Как показывает ход специальной военной операции, кадровые изменения в России действительно необходимы, однако до сих пор не наказан даже ни один генерал, принявший неверное решение, и по вине которого были потеряны и люди, и военная техника. В материале «Ключевые проблемы СВО и способы их разрешения», я уже отмечал, что основными проблемами военной операции на Украине являются некомпетентность и безнаказанность. С тех пор ничего не изменилось, никто так и не понес ответственности.

Почему? А потому что здесь мы сталкиваемся с принципами Лоуренса Питера. Следуя им, практически любая современная иерархия создается не для устранения некомпетентности, как и не для того, чтобы выявлять и вознаграждать компетентность. Какие бы цели ею изначально ни ставились, как только иерархия утверждается, целью для нее становится ее собственное существование.

«Обычная некомпетентность, как мы уже видели, не служит причиной увольнения, она лишь преграда для повышения. Сверхкомпетентность часто приводит к увольнению, поскольку она подрывает иерархию и, таким образом, нарушает первую заповедь всякой иерархической системы – иерархия должна быть сохранена любой ценой [5]»,

– пишет Питер.

То есть для иерархической системы зачастую опаснее слишком яркий и излишне компетентный сотрудник, чем серый и некомпетентный, т. к. его проще контролировать. Собственно, на данный момент именно это мы и наблюдаем. Властная вертикаль считает, что главное в текущих условиях, это сохранение ее устойчивости, а все остальные факторы вторичны. Поэтому генерал, допустивший ошибку и потерявший людей и технику, остается на своем месте, поскольку он «проверенный кадр» и лоялен власти, а вот критикующий его человек рискует подвергнуться остракизму или угодить за решетку за дискредитацию.

К чему это в итоге приведет и насколько подобная политика продуктивна, на данный момент сложно сказать. Но можно констатировать, что имея таких вот некомпетентных генералов, которые не учатся на своих ошибках и не боятся быть наказанными, достаточно сложно рассчитывать на что-то, кроме сохранения текущего статус-кво. Однако даже эта задача далеко не так проста, как кажется, и существуют риски, что продолжение подобной политики может привести к новым чувствительным поражениям.

Использованная литература:
[1]. Исаев В. И. «Выявить и уничтожить»: сибирские комсомольцы в поисках «врагов народа» / В. И. Исаев // ЭКО. Всероссийский экономический журнал – Москва, 2010, № 3. – С. 157–172.
[2]. Большой террор в Алтайском крае 1937–1938 гг. Реализация приказа НКВД № 00447: Коллективная монография / Н. Н. Аблажей, И. А. Гридунова, Г. Д. Жданова, А. А. Колесников, Н. В. Куденко, В. Н. Разгон, А. И. Савин, А. Г. Тепляков, М. Юнге, Е. Р. Юсупова. Барнаул: Азбука, 2014. – 255 с.
[3]. Жалоба А. З. Колтовских Верховному прокурору СССР от 12 августа 1939 г. // ОСД ГААК. Ф. Р–2. Оп. 7. Д. 4127. Л. 334–335.
[4]. Проблемы истории массовых политических репрессий в СССР. К 70-летию Всесоюзной переписи населения 1939 года: материалы VI Международной научной конференции. – Краснодар: Экоинвест, 2010.
[5]. Питер Л. Д. Принцип Питера, или Почему дела всегда идут вкривь и вкось. / Авт. предисл. Р. Холл. – Изд.: Попурри, 2003.
166 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +26
    23 апреля 2023 06:48
    Автор, а причем тут Смерш и репрессии 37 года?
    А об истоках событий 37 года в особенности почитайте историка, к сожалению умершего в этом году, Юрия Жукова.
    1. -2
      24 апреля 2023 00:14
      Цитата: Андрей ВОВ
      Автор, а причем тут Смерш и репрессии 37 года?
      А об истоках событий 37 года

      Видимо угроза возвращения сталинских репрессий в путинской России достаточна высока. В России были печальные времена при Иване 3 и при Иване Грозном и при Павле 1, Николае 1, Александре 3.Уже понятно, что пара непродуманных решений продавленных Путинской вертикалью власти уже начинает бить и весьма больно по политике проводимой командой Путина. Например суды низшей инстанции не обладающие ни умом ни компетенцией анализировать исторические документы и литературные произведения наделены правом запрещать все, что считают для себя неприемлимым. Например на Западе дневники Геббельса считаются документом разоблачающим нацизм и показывающим пагубность нацисткой политике, а в России мелкий глупый судейский чиновник инициировал их запрет для свободного обращения в интернете. Вполне возможно, что этот судья просто решил громко прославиться, как в 1953 году прославилась мадам Тимашук и следователь Рюмин. Необходимо предоставить общественности возможность комментировать и остро критиковать подобные глупые действия. Даже в США эпоха Маккартизма была остановлена не системой государственных противовесов и разделением властей а конкретными интеллигентами имевшими в отличии от Эйзенхауэра и депутатов Конгресса США смелость выступить с обвинениями сенатора Макарти в глупости.
    2. +5
      24 апреля 2023 19:59
      "СМЕРШ..... репрессии"
      Автор несколько упрощает ситуацию. За дискредитирующую военных болтовню тоже надо наказывать. Ну, наверное, не 10 лет без права переписки, а в справедливой "пропорции".
      Критика должна не удовлетворять гордыню всезнающих критиков, но быть полезной, т.е. конструктивной и не популистской.
      Вот и автор толкует: дескать, генералы плохие, они допустили. Сам знаю отдельных генералов и могу сказать, что да, есть и такие, которые не хороши. К сожалению, во все времена в мирное время на высокие должности часто попадали "удобные" для начальства посредственности.
      Но вот в чем конкретно виноват тот или иной военачальник неизвестно. Надо его судить или он сделал все что мог, но не добился успеха по объективным причинам?
      Уже разъяснялось столько, что должно быть и коню понятно: первопричина неудач СВО вовсе не генералы, а стратегический просчет.
      Думали, что в укропии не так сильно укоренился бандеровский дух, дескать, стоит появиться там нашим войскам и сознательные громадяне будут от радости " чепчики в воздух бросать" и повернут штыки против Зели и его западных хозяев. Думали и явились с армией мирного времени в разы меньшей по численности, чем надо, пихнули хохла от Киева до Херсона со смехотворно малым войском, взяли Мариуполь, а дальше что? Где вторые эшелоны? Вот и пришлось отступать из Харьковской области и самим уйти на левый берег Днепра. Какой тут "Бонопартий" поможет если мобилизация вместо марта- апреля началась в конце сентября, да дивизий кадра нету. Все разогнал пердюков, но опять же, он делал, пусть тупо, то что ему говорили.
      Так что виноватых много, от политиков и генералов до контрактникоа, которые пошли служить за пенсией и военной ипотекой, а на войну " не подписывались" и "вражьих голосов" в бытовухе. Каждый должен получать свое, по заслугам. И сообщить о подрывной деятельности тоже обязанность честного человека. Но вот если без фактов, "клеветон" пустил, то это донос, за него также уголовное преследование не помешает.
  2. +7
    23 апреля 2023 06:53
    Ну если с ума сходить, то ЛДПР тоже использует синий и желтый цвет в своей символике. И что, бегом писать донос на них теперь??? Обвинять в тайных связях с шароварными и поддержке государственных цветов Украины?
    1. +8
      23 апреля 2023 07:36
      Л. Франц Николаевич (1875)
      Дата рождения: 1875 г.
      Место рождения: Волынская губ.
      Пол: мужчина
      Национальность: поляк
      Образование: неграмотный
      Профессия / место работы: колхозник в колхозе им. Фрунзе
      Место проживания: Приморская обл. *Хабаровская обл., Иманский р-н, с. Звенигородка
      Партийность: б/п
      Дата расстрела: 28 апреля 1938 г.
      Место смерти: г. Хабаровск
      Мера пресечения: арестован
      Дата ареста: 22 февраля 1938 г.
      Осуждение: 13 марта 1938 г.
      Осудивший орган: Тройка при НКВД
      Статья: 58, п. 10
      Приговор: ВМН.
      Дата реабилитации: 21 августа 1989 г.
      Реабилитирующий орган: на основании Указа ПВС СССР
      Основания реабилитации: на основании Указа ПВС СССР
      Архивное дело: Дело ПУ-4145
      Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; База данных о жертвах репрессий Приморского края
      Это мой дед. Статья 58 п. 10 - антисоветская агитация. Что мог наагитировать неграмотный 62 летний старик в глухой уссурийской деревне на ВМН ?
      1. +4
        23 апреля 2023 19:02
        Зачем обманываете? Дедушка ваш - шпиен был wink Японский, как вариант - читать дело нужно.
        УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС Р.С.Ф.С.Р. РЕДАКЦИИ 1926 ГОДА
        (с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦИК СССР)

        58.10. Шпионаж, т.-е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально - охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контр - революционным организациям или частным лицам, -
        лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов государства - расстрел.

        Передача или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально - охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или по распоряжению руководителя ведомства, учреждения и предприятия, за вознаграждение или безвозмездно организациям или лицам, указанным в 1 части настоящей статьи, -

        лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой на срок до трех лет.

        Примечание. Специально - охраняемой государственной тайной считаются сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р. и опубликовываемом во всеобщее сведение.
        1. -1
          26 апреля 2023 01:28
          Цитата: hhurik
          Дедушка ваш - шпиен был

          Не надо вводить людей в заблуждения:
          [6 июня 1927 г. (СУ №49, ст.330)]. 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений
  3. +14
    23 апреля 2023 07:04
    Доносы и доносчики были, есть и будут. Всегда. Это сущность человеческой натуры.
    Две с лишним тысячи лет назад был такой Иуда Искариот
    После чего Иуда вышел[5] и предал его, выдав первосвященникам за 30 сребреников.

    Дюма-отец в 1844 г. написал "Три мушкетера" с доносчиком Буоносье.

    Так что нечего делать из этого трагедию...
    1. +5
      23 апреля 2023 22:42
      Цитата: Дилетант
      Так что нечего делать из этого трагедию...

      Правильно ! Старые сотрудники милиции знают такое высказывание - Лучше стучать , чем перестукиваться в камерах ... Очень хорошо действовало при вербовке осведомителей ... .. bully Сарказм ... hi
  4. -1
    23 апреля 2023 07:12
    Статья безграмотная,утверждать,что прологом 1937 года стало убийство Кирова - полное невежество.
    Репрессии 1937 года массово затронули партийную номенклатуру,говоря сталинским языком - английских и немецких шпионов и,простить Сталину этого не могут.
    Насчет доносительства,ничего позорного здесь нет,в СССР в период развитого социализма,каждый десятый гражданин был не штатный сотрудник органов,что говорит о силе самих спецслужб тех лет. В армии процент подобных сотрудников был ещё выше,просто зашкаливал,кому как не Гиркину об этом знать.
    1. +17
      23 апреля 2023 07:31
      Цитата: bober1982
      Насчет доносительства,ничего позорного здесь нет

      Сомнительное утверждение. Лет двадцать назад на работе поймали одного пьяного. Привели к директору, и он начал сдавать всех подряд, Кто в каком углу пьет, кто самогонку продает, кто где её прячет. В общем, выпивали втихаря большинство. Так директор, очень глубоко всеми уважаемый человек, мигом его уволил, заявив, что такой товарищ, который после собственных косяков тянет всех за собой, нам не нужен. Всем остальным ничего не было, никто не бросился искать спрятанный самогон по углам, и следить куда ныряет Петров, а где там лакает Сидоров. Все и так это знали, а увольняли только самых зарвавшихся, кто совсем берега попутал. Но последнее китайское наш генеральный всем сделал.
      1. +14
        23 апреля 2023 09:39
        Директор мудрый руководитель. Накрыл бы всю сеть-через неделю бухали бы по другим местам, а директор был бы "нехороший". А так уважуха-стукача выгнал.
        Centerum censo Washingtonium delendam esse
        1. -8
          24 апреля 2023 00:29
          Цитата: Master2030
          Директор мудрый руководитель. Накрыл бы всю сеть-через неделю бухали бы по другим местам,

          Просто в СССР была уравниловка. Известно, что вся промышленность СССР держалась на 0,5% талантливых и умных сотрудниках, часто работавших на низовых , непристижных, геморойных и низкооплачиваемвх должностях. В качестве поощерения таким людям не платили по их труду а разрешали пьянствовать на рабочем месте в качестве стимула. Глупо 10 лет награждать работника правом пьянствовать на рабочем месте, а затем его внезапно за это увольнять. Обиженный работник может и уволиться за несоразмерное наказание. А директора потом через год обвинят в развале производства и выгонят и с должности и из партии. Поэтому ему проще уволить стукача. А если это невозможно натравить на него коллег. В Аэрофлоте в начале 2000-х было повальное пьянство на рабочем месте. Когда начали наводить в системе порядок и увольнять из Аэрофлота откровенных идиотов, один из начальников получивший предупреждение о своей скорой отставке и совет срочно искать новое место работы инициировал увольнение группы сотрудников замеченных в откровенном дебошире в пьяном виде на работе.В ответ более высокое начальство приняло решение, что в случае пьянства авиатехника увольнять будут еого начальников. Причем в присутствии выпивохи-авиатехника и его начальников было сказано, что авиатехник незаменим и его увольнять ни за какие прегрешения нельзя. С другой стороны и злить его мелкому начальству особо не следует чтобы он специально не напивался и не провоцировал увольнение своего начальства.
    2. +15
      23 апреля 2023 08:49
      Цитата: bober1982
      Насчет доносительства,ничего позорного здесь нет,в СССР в период развитого социализма,каждый десятый гражданин был не штатный сотрудник органов

      Гнать только не надо.
      1. -14
        23 апреля 2023 09:29
        Цитата: Stas157
        Гнать только не надо.

        Ты ещё,пальцы начни гнуть.
        1. +8
          23 апреля 2023 10:02
          Цитата: bober1982
          Ты ещё,пальцы начни гнуть.

          Они у вас не разгибаются??))

          Цитата: bober1982
          Статья безграмотная,утверждать,что прологом 1937 года стало убийство Кирова - полное невежество.

          А что, по вашему, является прологом 1937 года?
          Почему не назвали?
          Ведь без этого ваше заявление выглядит безапелляционным утверждением и просто злобным выпадом.
          1. -8
            23 апреля 2023 13:24
            Цитата: Stas157
            А что, по вашему, является прологом 1937 года?

            А,до убийства Кирова - массовых репрессий не было ? Возьмите год,так : 1918,1925,1928,1931гг и др.,тихо было и без массовых расстрелов?
            1937 год придумали недобитые троцкисты и враги народа,любимая тема балаболов-перестройщиков (недобитых)
            1. -6
              24 апреля 2023 00:40
              Цитата: bober1982
              до убийства Кирова - массовых репрессий не было ?

              До 1937 года не было именно массовых репрессий высокопоставленных коммунистов. Репрессировали или интеллиентов-попутчиков вроде Поликарпова или кулаков или духовенство или потомков высших слоев общества времен царя.
              1. 0
                24 апреля 2023 20:15
                А массовые казни всегда рано или поздно заканчиваются (или продолжаются) казнями тех, кто инициировал эту кровавую вакханалию. Французские якобинцы не дадут соврать. Террор слишком нравится тем, кто составляет расстрельные списки, поэтому если маховик раскрутился, единственный способ унять людоедов - включить в эти списки их самих.
    3. +15
      23 апреля 2023 08:58
      Насчет доносительства,ничего позорного здесь нет,в СССР в период развитого социализма,каждый десятый гражданин был не штатный сотрудник органов

      Я лично думаю - что корни этого явления несколько другие, и гораздо глубже.

      Вспомните старые советские фильмы - в них стальным ломом по сюжету проходит тезис о том, что гражданин не может быть равнодушным, а уж тем более - коммунист. Если ты видишь что-то, кажущееся тебе несправедливым или неправильным - ты просто обязан вмешаться, нет у тебя права пройти мимо. Иначе - как же народ будет управлять Советским государством? И так - считали и наши вожди.

      Помнится - был такой эпизод, когда во второй раз пускали в серию Ту-2. И Сталин спросил Туполева, почему такую прекрасную машину сняли в первый раз? На что тот ответил, что по вашему же приказу, товарищ Сталин! На что Иосиф Виссарионович сказал, что тогда Туполев, как советский человек, если чувствовал свою правоту, просто обязан был пожаловаться на решение генсека в ЦК.

      Либерасты комментируют этот эпизод как очередное доказательство садистского характера Вождя. Ну-ка - пожаловаться на него!! И типа - подписать себе приговор.. А я лично думаю - товарищ Сталин был предельно искренен.. Советский человек не имеет права допустить, чтобы из-за чьей-то ошибки был нанесён вред Родине, чего бы это ему не стоило и не взирая на ранги ошибшегося.. Именно такой подход товарищ Сталин и пытался всем вдолбить..

      Но увы - человек не совершенен.. И искренних коммунистов, да и просто честных людей - было крайне мало. Вот ситуацией, когда власть пыталась наладить низовое управление и включить связи с народом - и воспользовались всякие мутные обормоты.. Со всеми печальными вытекающими. Но даже при этом - не могу сказать, что подобная политика была неправильной. Ио она - напрямую вытекала из большевистской парадигмы народной власти. Да - люди как всегда подкачали, но что поделать - надо их воспитывать.. Коммунисты сами по себе не появляются.. Коммунизм - надо таки строить. И на этом долгом пути - ошибки неизбежны..

      Что до типа ужасов большевизма - ну давайте припомним, сколько людей легло скажем по религиозным мотивам.. Одна охота на ведьм в Европах чего стоила.. А ведь это только один маленький пример! Мы же по такому случаю не призываем скажем уничтожить христианство? Почему с 1937-м тогда другой подход?

      К тому же - есть сильные сомнения в прям таки полной невиновности абсолютно всех типа жертв репрессий.. Если хорошенько копнуть дела - обычно выясняется, что было, ой было за что нахлобучивать-то! Особенно - когда дело касалась управляющего звена всех рангов.. Хотя - нельзя отрицать, что и перегибов было немало. Что, собственно, товарищ Сталин и понял, сумев таки к 40-му году остановить эту разрушительную тенденцию..
      1. +6
        23 апреля 2023 10:42
        Можно подумать, что Сталин до 38 г. безраздельно управлял силовиками. Типа, покосил, потом почесал в затылке - и усовестился. На самом деле, пока он не провел на НКВД Берию, он почти ничего не мог в плане репрессий. И уж точно не был их инициатором. Все, что он мог, как член Политбюро - это ограничить предложения по чистке с мест. Вычеркнуть кого-то из списков. Что он и делал. А на местах просто шла борьба за власть ввиду Конституции 1936 г., где предлагалось выбирать не только членов ВКП(б). Шла местная самозачистка от конкурентов. И ничего с этим нельзя было сделать, т.к. и в Политбюро разных фракций и интересов хватало. Единого руководства не было!
        1. +14
          23 апреля 2023 23:09
          На самом деле, пока он не провел на НКВД Берию, он почти ничего не мог в плане репрессий.

          На самом деле с приходом Берии на руководство НКВД осенью 1938 года масштабы репрессий резко упали, стали отпускать тех, кого не успели осудить и даже выпускать какое-то количество уже осужденных. Пик репрессий был при Ежове, а не при Берии.
      2. -3
        23 апреля 2023 16:32
        Цитата: paul3390
        Что, собственно, товарищ Сталин и понял, сумев таки к 40-му году остановить эту разрушительную тенденцию..

        Не к 40-му году ,а к 22.06.1941г,Сталин понял и остановил эту самую разрушительную тенденцию,надо точнее выражаться,к этому самому году (1940г) в Русской церкви осталось,кстати,три иерарха на свободе,- ну,а далее (22.06.1941г.),братья и сестры,Багратион и Кутузов.
        Закончилось всё это понимание к 1948году,далее всё по накатанной - троцкистов и буржуазных агентов стали добивать с новой силой.
        1. +4
          24 апреля 2023 08:24
          Цитата: bober1982
          Не к 40-му году ,а к 22.06.1941г
          приказ 3526 НКВД был выпущен в ноябре 1938




        2. -3
          28 апреля 2023 14:46
          Цитата: bober1982
          Не к 40-му году ,а к 22.06.1941г,Сталин понял и остановил эту самую разрушительную тенденцию,

          Немного позднее. Коммунистическая идея не способна объяснить вдове потерявшей мужа и детей смысл дальнейшего существования и утешить ее. По большому счету коммунистическая идеология бессильна и бездетного пенсионера утешить. А провославная церковь именно в в безвыходной ситуации дает человеку силу жить и бороться. Увидев полную импотенцию к октябрю 1941 созданной им государственной машины Сталин передал эту важную функцию из идеологического отдела ВКП(б) и НКВД в руки патриарха.
      3. 0
        23 апреля 2023 23:32
        Жаль, что вы не застали те времена! Ой, как жаль! Так и вижу разбитое лицо, с выбитыми зубами и порваным ртом и слышится дикий вой: "... Передайте товарищу Сталину, что произошла чудовищная ошибка!..."
        1. +1
          24 апреля 2023 00:01
          Вам бы зубы вышибли гораздо раньше. Причём по делу - как явному либерасту и врагу народа. Впрочем - ещё не вечер..
      4. -5
        24 апреля 2023 00:49
        Цитата: paul3390
        Либерасты комментируют этот эпизод как очередное доказательство садистского характера Вождя.

        Единственная польза от репрессий 1937 года это понимание в советской элите, что идейный активный вмешивающийся в сферу в которой он полностью некомпетентен более опасен чем явный или скрытый враг. Именно поэтому, что вскоре после смерти Сталина для занятия руководящих постов стали требовать наличия высшего образования. То есть партия стала перекладывать на школу и вузы функцию отсева недостойных кандидатов на руководящие должности. К сожалению милиция и КГБ не знали, что делать с оболтусами отсеянными школой и вузами. Поэтому школьные комитеты ВЛКСМ и учителей обязали контролировать хулиганов не выгоняя их не из школы не из пионеров, ни из комсомола и не ограничивая их ни в чем. А ни комсомольским активистам ни учителям не дали власти приструнять хулиганье.
  5. +18
    23 апреля 2023 07:22

    Результат доносов, мой дед, вина была его в том что он немец, и якобы... А причина как обычно, умный красивый, бабушка первая красавица станицы выбрала его! Правда потом признали что ошибочка вышла... Не разобрались, а план горел! И сколько такого, когда элементарная зависть давала оружие быдлу, которое кстати оставалось безнаказаным! К слову у меня в поселке тоже желающих немало, кое кто пописывает, но менты уже привыкли и даже не показывают. Подобных кстати поставил на место геополитически, они меня бояться и вякуют на дистанции! А на службе подобного также хватало, но как говаривал мой первый командир...., хорошо работаешь лейтенант, они тебя бояться и уважают! Самое страшный вывод из нашей истории следующий, не дай Бог до власти дорвутся собчачки и галкины...., а главный будет идти по принципу я за демократию!
    1. +18
      23 апреля 2023 08:54
      Цитата: литий17
      Самое страшный вывод из нашей истории следующий, не дай Бог до власти дорвутся собчачки и галкины

      А сейчас не такие?
      Напомните-ка, мама у собчачки где работает?
    2. 0
      18 сентября 2023 10:28
      В этом и вся мотивация доносов - жена красивая, квартира хорошая, зарплата высокая ... Сейчас тоже самое. Надел известный актер желтую куртку и синие джинсы: "Ай, русофоб!!!! Поддерживает режим Зеленского!"
  6. -19
    23 апреля 2023 07:32
    Вся власть Советам!

    Цитата: В.Бирюков
    военная операция на Украине проходит, мягко говоря, не совсем удачно, и очевидно, что в этом кто-то виноват. Отсюда и поиски неких «внутренних врагов»

    Почему не удачно? Мы наступаем, враг - отступает. Вопреки всей военной науке, соотношение погибших 1 к 7-8 в нашу пользу. Вы хотите изменить это соотношение в другую сторону?

    Странно считать, что все те, которые в 90-е были расставлены госдепом на все руководящие посты в России, в одночасье куда то испарились. Они по прежнему работают на своего хозяина. Им это нравится и они делают всё, что бы служить ему и дальше. Можно ли от их одним махом очистить все структуры власти? Нет, нельзя - страна развалится.



    У нас есть ВШЭ - структура созданная госдепом и кующая кадры в его интересах...

    Цитата: В.Бирюков
    ...основными проблемами военной операции на Украине являются некомпетентность и безнаказанность. С тех пор ничего не изменилось...

    С 14 января 2023г.? Извиняюсь, вы академию генерального штаба закончили? А может рядом проходили? Нет? Тогда с какого бодуна МО должно выполнять ваши пожелания?

    В ходе СВО периодически меняются руководители операции. За год - три. Недавно верховный приезжал на передовую, привёз копию иконы, по его словам оригинал принадлежал самому успешному военному министру царской России. Оставил её трём генералам...
    В общем в МО РФ грядут большие перемены...

    ps
    Чем отличается донос от доклада.
    Донос преследует личные интересы. Доклад - интересы страны. Донос - плохо. Доклад - хорошо.
    1. +7
      23 апреля 2023 07:48
      Цитата: Boris55
      Недавно верховный приезжал на передовую, привёз копию иконы, по его словам оригинал принадлежал самому успешному военному министру царской России. Оставив её трём генералам...

      А кто был самым успешным?
      1. -8
        23 апреля 2023 07:53
        Цитата: мордвин 3
        А кто был самым успешным?

        По словам Путина - военный министр России второй половины XIX века Дмитрий Алексеевич Милютин. Не важно было это так или нет. Важен сам посыл. Трём генералам сделано предложение, от которого нельзя отказаться - должность министра обороны, начальника генштаба...
        1. +17
          23 апреля 2023 08:03
          Цитата: Boris55
          Трём генералам "брошена кость" - должность министра обороны, начальника генштаба...

          По мне, лучше бы он привез им учебники по военному делу, а икона, по-моему, это шаг назад.
          1. +7
            24 апреля 2023 00:36
            Это напоминает эпизод русско - японской войны начала прошлого века. Когда на фронт прибыл эшелон, в котором вместо боеприпасов были доставлены на продажу (не на раздачу!) воюющим иконы. Цены были разные - от четвертака (для нижних чинов) и выше. Как они помогли и чем война с узкоглазыми "макаками" закончилась - всем известно.
        2. +12
          23 апреля 2023 10:00
          Хрена себе - самый успешный военный министр! А чего тогда мы Русско-турецкую войну 1877—1878 годов еле-еле выиграли?? И против кого - турок!

          Вообще - должен заметить, что наш обожаемый гарант вечно выбирает себе весьма сомнительные образцы для подражания.. Что явно сказывается на происходящих событиях..
          1. +11
            23 апреля 2023 10:24
            Цитата: paul3390
            Хрена себе - самый успешный военный министр!

            Как ни странно очень многие историки называют графа Милютига лучшим военным министром Российской империи, хотя и не очень понятно за какие заслуги. То есть, они, конечно, есть, нокак по мне проколов еще больше.
            Цитата: paul3390
            Вообще - должен заметить, что наш обожаемый гарант вечно выбирает себе весьма сомнительные образцы для подражания..

            я бы сказал - частенько
          2. -2
            23 апреля 2023 16:29
            Ну и йезуитщина ! Еле-еле, но вьiиграли. А турки, что, довольньi остались, что чуть-чуть не победили ?
        3. +4
          23 апреля 2023 10:44
          Цитата: Boris55
          По словам Путина - военный министр России второй половины XIX века Дмитрий Алексеевич Милютин

          Лучшим министром обороны из всех, когда либо занимавших эту должность, был Устинов. Именно Устинов спас военную промышленность во время Великой Отечественной войны и после войны поднял её до максимальных высот, до сих пор используем вооружение разработанные при нем.
          1. -4
            23 апреля 2023 11:53
            Цитата: мордвин 3
            По мне, лучше бы он привез им учебники по военному делу
            Цитата: solzh
            Лучшим министром обороны из всех, когда либо занимавших эту должность, был Устинов.
            Цитата: paul3390
            Хрена себе - самый успешный военный министр!

            Не отвлекайтесь на "бусы", смотрите на суть. Он мог приехать в другой день, привезти другой подарок и назвать другую фамилию - суть бы предложения осталась прежней. Кресло под Шойгу и Герасимовым зашаталось. Зачистка МО от проамериканцев идёт полным ходом. Кстати. Эффективных менеджеров в ВПК уже не наблюдается.
            1. +7
              23 апреля 2023 12:14
              Цитата: Boris55
              Кресло под Шойгу и Герасимовым зашаталось. Зачистка МО от проамериканцев идёт полным ходом.

              Это вы кого сейчас "американскими шпиенами" назвали? laughing
              1. +1
                24 апреля 2023 08:16
                Цитата: Адрей
                Это вы кого сейчас "американскими шпиенами" назвали?

                Герасимова. Он видит Россию с боярами и холопами (почётный караул "наследнику престола"), пресмыкающуюся перед Западом. Помните, когда Шойгу на выборах прошёл в Думу. Что первым делом сделал Герасимов? Он в Финляндии встретился с Милли и получил одобрение хозяина... но не срослось. Не стать ему МО РФ...

                Шойгу - старый больной человек. Пора ему на пенсию. Вот замену ему и подбирают...
                1. 0
                  24 апреля 2023 20:24
                  Шойгу на пару лет моложе своего шефа, кстати.
                2. -1
                  28 апреля 2023 14:55
                  Цитата: Boris55
                  Герасимова. Он видит Россию с боярами и холопами

                  Герасимов на войне в Чечне продемонстрировал способность принимать правильные решения даже когда ФСБ подсовывала ему дезинформацию состряпанную в разведподразделении Гелаева. Просто офицеры Генштаба России находятся под таким плотным прессом ФСБ что даже начальники по тылу боятся заехать на технические выставки и посмотреть на привезенные китайцами в Россию беспилотники, приборы ночного видения и электронику.
          2. +2
            23 апреля 2023 21:47
            Вооруженные силы состоят далеко не из одного только вооружения. Иначе лучшая армия была бы у Саудовской Аравии. Устинов был гражданский человек, даром что маршал.
            1. 0
              24 апреля 2023 22:55
              Булганин тоже был "гражданский" маршал и министр.
          3. +3
            24 апреля 2023 05:22
            Это не кошерный министр и с иконами он не бегал , поэтому ваш пример неудачен ..
          4. -1
            24 апреля 2023 10:31
            Цитата: solzh
            Лучшим министром обороны из всех, когда либо занимавших эту должность, был Устинов.

            Министром сухопутных войск, ВВС, ПВО и РВСН. А вот ВМФ товарищ Устинов и примкнувший к нему Амелько изуродовал капитально.
    2. -5
      23 апреля 2023 08:30
      Уж когда и расцвело пышным цветом доносительство, так именно при большевиках... при "проклятых царских сатрапах" не было и сотой части подобного, а как пришла "народная власть" - тут и началось...
      1. -9
        23 апреля 2023 10:54
        судя по количеству минусов, сейчас "Вахту Памяти" на ВО несут уже внуки и правнуки невинно пострадавших троцкистов-зиновьевцев
      2. +6
        23 апреля 2023 22:57
        Цитата: ААК
        при "проклятых царских сатрапах" не было и сотой части подобного,

        А кто там мог доносить? Конюший Васька на барина царю? Так барин его выпорет на этой самой конюшне, чтоб впредь неповадно было, и все. К тому же большинство и писать то не умело.
    3. +11
      23 апреля 2023 12:11
      Цитата: Boris55
      В ходе СВО периодически меняются руководители операции. За год - три. Недавно верховный приезжал на передовую, привёз копию иконы, по его словам оригинал принадлежал самому успешному военному министру царской России. Оставил её трём генералам...
      В общем в МО РФ грядут большие перемены...

      Фигасе!!!... Уже и до икон дело дошло! belay
      Облет ЛБС с иконой Казанской Богоматери еще не планируется!? recourse
      1. +3
        24 апреля 2023 00:59
        Если и предвидится, то афишировать не будут (при этом, вполне возможно, что уже облетали, но не помогло, похоже), иначе все закордонные СМИ (в первую очередь, украинские) на смех поднимут.
    4. +7
      23 апреля 2023 19:56
      Цитата: Boris55
      Почему не удачно? Мы наступаем, враг - отступает.
      Потому что удачно было бы, если бы победили не более, чем за 3 недели от начала с минимальными потерями с обеих сторон.
      1. +1
        23 апреля 2023 23:00
        Цитата: bk0010
        Потому что удачно было бы, если бы победили не более, чем за 3 недели от начала с минимальными потерями с обеих сторон.

        Аэропорт Ростова в начале СВО закрывали на неделю вроде.
        1. 0
          24 апреля 2023 01:01
          А разве его уже открыли? Симферопольский так до сих пор и не функционирует.
          1. +3
            24 апреля 2023 06:46
            Цитата: Франк Мюллер
            А разве его уже открыли?

            Я и пишу, что закрывали на неделю, а он уже второй год не пашет.
    5. +4
      24 апреля 2023 06:16
      Цитата: Boris55
      Почему не удачно? Мы наступаем, враг - отступает.

      Это было сначала, а потом мы начали по сути драпать, т.е. отступать не по плану! А сейчас мы топчемся на месте, или как там по Пригожину, наступаем юридически!
  7. +11
    23 апреля 2023 07:38
    Про доносительство сегодня уместно сравнивать ни какой нибудь "1937 год", который был сто лет назад в период борьбы за социализм, или с доносами какого нибудь XVIII в. при Анне Иоанновне laughing
    Лучше сравнить с США, по образу и подобию которой устроено всё в РФ: от гос. институтов до моды, эдак с началом 50-х ХХ в. Вот тогда все и станет ясно, а пока только новый поиск "черной кошки в черной комнате". good
    1. +17
      23 апреля 2023 07:48
      На Западе стучат все. Могут настучать на вас что неправильно воспитываете ребенка и приедет социальная служба и отберет дитя. Могут настучать что мусор не сортируете и не в тот контейнер выбрасываете и т.п.
      Это не оправдание 37 года. Просто факт.
      1. +2
        24 апреля 2023 01:01
        Цитата: Nexcom
        На Западе стучат все. Могут настучать на вас что неправильно воспитываете ребенка и приедет социальная служба и отберет дитя.

        Я эту практику обсуждал со знакомыми афганцами. С их слов канадские учительницы учпешнее пресекают деятельность международного терроризма в Канаде, чем ФСБ в России. Мне раасказывали, что боевик убивший в Афганистане больше 10 человек в Канаде ни с кем не скандалит и даже не делает попыток перейти улицу на красный свет из страха перед тем, что по решению учительницы из его семьи заберут детей.
      2. +2
        24 апреля 2023 01:04
        В Штатах и того похлеще, там вообще всеобщее доносительство (от ябедничанья, что сосед на экзамене списывает до доносов на неправильную парковку). Но, тем не менее, преступность так и остается на одном из самых высоких уровней в мире.
        1. 0
          24 апреля 2023 22:58
          Говорят, что в США реально списывание на экзаменах осуждается большинством людей.
    2. +5
      23 апреля 2023 10:30
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Лучше сравнить с США, по образу и подобию которой устроено всё в РФ: от гос. институтов до моды, эдак с началом 50-х ХХ в.

      Вы про "Макартизм"?
      Как по мне, немножечко этого самого нам бы и впрямь не помешало. Но проблема в том, что по большей части все то, о чем пишет уважаемый автор существует не в реальности, а скорее в медиа. То есть... ну да. Некоглая погнали, Ахеджакову на пенсию отправили, но... большая часть из этой гоп-компании сами уехали. Но на самом деле, опасны не они, а те кто остались.
  8. +7
    23 апреля 2023 07:57
    Историки , копья ломают, пытаясь разобраться в цепи событий 1937-1938 г.г. всплывают новые документы,подтверждение тех или иных фактов ,или не подтверждение.А автор,разобрался в нескольких строчках. О доносах.Они были и до СВО, у нас один тип, писал на соседей,в надежде получить кусок земли.Года два писал. Петухи в городке не поют, не держат, ибо нарушение тишины и покоя.А что бы тишина и покой был, пишут доносы.Да ,лягушки квакать перестали весной,их тож наверное, "по тундре ,по железной дороге"..
    1. +12
      23 апреля 2023 08:34
      Ну недавно на одного сотрудника нашего настучали что ведет контакты и научную работу с учеными из недружественных стран. Нам запретили оффициально с ними контактировать. Только Китай и кого нет в списках недружественных стран. Так что уже где то близко к 37 году.... Может оно и правильно - не стоит с врагами России дела иметь. Но факт - стукачество начинает процветать. И именно в контексте расправы с неугодными.

      На меня стучали что работаю на иностранной аппаратуре - типа не поддерживаю импортозамещение... laughing Типа адепт Запада. wassat А где её взять, отечественную исследовательскую аппаратуру то? Нет её - не производят.... Те же фотоэлектронные спектрометры например... Или "правильнее" нихрена не работать но типа поддерживать "импортозамещение" и языком чесать? Я же по Российским госконтрактам на этой западной аппаратуре работаю. На Россию работаю, а не на США, хоть и прибор англо-американский...
      1. +7
        23 апреля 2023 08:49
        Как бы на этой волне, не развился вид преступления,вымогательство.Пригрозил, я знаю, ты в желто голубых трусах ходишь,давай бабок, иначе.. laughing На волне повышения цен на все,вполне возможно. laughing
        1. +8
          23 апреля 2023 08:54
          Вы абсолютно правы! Нашего шефа уже пытались так шантажировать чтобы он "поделился" деньгами с проекта, а то типа сообщим куда следует и подписей насобираем. Типа там конечно разберутся но осадок то останется ...
          Негодяев хватает. Их и в 37 хватало - зависть, по работе дорогу перешёл, баба начальнику не дала - её сразу раз и в агенты западные. Всё это было. Не стоит отрицать и идеализировать....
          1. +5
            23 апреля 2023 10:00
            Типа там конечно разберутся но осадок то останется ...
            Если , "типа там", кто разбирается , не в доле. Да, идеализировать не надо.Но, Вы почитайте,юмористические рассказы А.Чехова,А.Аверченко,М.Зощенко,вот эти типы характеров,не соц.положение имею в виду и сидели, и там, и не там и писали доносы,и эти характеры и сейчас остались и плодятся, и размножаются.Вспомните слова бойца Некрасова из фильма "Служили два товарища":" Накормить то людей мы накормим , но вот чтоб мозги переделать , боюсь 10-ти лет будет мало ... тут и 20-ти может не хватить "(с) А сейчас происходит следующее, вернее 30 лет как,но основа была."Бездушные твари. Сам кроил. Душу оставил только бургомистру, и то потому, что он душевнобольной. Для примера."(с)"Вот дай им свободу, они передушат друг друга, перегрызут."(с) хф "Убить, дракона"
            1. -6
              23 апреля 2023 11:48
              С накормить тоже вышло так себе, так что
      2. +8
        23 апреля 2023 09:07
        Ленин. Эзопа? Что же вы им сказали из Эзопа?

        Часовщик. Я сказал им о той лисице, которая упрекала львицу за то, что несчастная львица рождает одного детеныша. А львица ей на это отвечала: «Зато я рождаю льва». Эзоп говорит — дело не в количестве, а в качестве.

        Ленин. А что же они вам на это сказали?

        Часовщик. Председатель собрания сказал, что Эзоп контрреволюционер и агент Антанты, а я являюсь агентом Эзопа. И меня выгнали оттуда.

        Ленин, склонившись над столом, начинает смеяться. Смеется Дзержинский, смеется и сам часовщик.
      3. +1
        23 апреля 2023 14:39
        На меня стучали что работаю на иностранной аппаратуре - типа не поддерживаю импортозамещение..
        Это где же такие уникумы берутся, уж на что у нас в конторе всё далеко от идеала, но чтобы такого?
        1. -1
          25 апреля 2023 00:42
          Цитата: Авиатор_
          Это где же такие уникумы берутся, уж на что у нас в конторе всё далеко от идеала, но чтобы такого?

          Человек не может все знать. Со мной работал коллега начинавший карьеру в ФСБ и начавший ее в техническом отделе весьма успешно. Из органов он уволился когда ему отказались дать должность которая требовала высокого офицерского звания пока он не согласиться стать кадровым офицером. Однако преобразователи частоты и трехфазное напряжение его как то ввели в ступор и он после знакомства с ними не пытался лезть в эту область.
  9. +2
    23 апреля 2023 08:39
    Сейчас некоторые опять Сталина в этом обвинят.
  10. +3
    23 апреля 2023 08:39
    37-й год уже превратился в какой то фетиш. А любой привлеченный к ответственности в то время автоматически считается "невинной жертвой" Стоило бы вспомнить что "политические процессы" над оппозицией того времени были открытыми. Производилась киносьемка, присутствовали иностранные дипломаты. Ни у кого не возникло сомнений в справедливости приговора. Был ли заговор военных под руководством Тухачевского? Даже отьявленные антисоветчики и либералы сквозь зубы признают что был. На фоне всех этих ужасов забывают что процент оправдательных приговорв в то время доходил до 15% по сравнению с 0,1 сегодня. Про бериевские амнистии ни слова, а ведь были освобождены и востановлены невиновные. Другим или перебили статью или сократили срок. Миф про репрессии 37-го создан полностью по заветам гебельса - ложь повторенная тясячю раз становится правдой.
    1. +4
      23 апреля 2023 08:50
      А у мингрела никогда его положительные моменты не вспомнят. Нет, я его не оправдываю. Просто у любой палки два конца.
      1. +6
        23 апреля 2023 10:09
        я его не оправдываю

        А он - и не нуждается в наших оправданиях. За него - предельно ясно говорят его дела. Например - атомный проект СССР. И я уверен - однажды Лаврентию Павловичу потомки поставят таки охрененный памятник. Потому что только благодаря в том числе ему, его таланту, способностям и энергии - мы все до сих пор живы и Россия - ещё существует.. Не сделали бы тогда в предельно короткие сроки ядерное оружие - даже боюсь представить, чтобы с нами стало.. А ведь это - только один из аспектов его деятельности..
        1. -1
          24 апреля 2023 01:14
          Если бы не было Берии, атомный проект довел бы до нужного завершения кто - нибудь другой. Сам Сталин не забывал ни на минуту о необходимости создания ядерного оружия, а он умел требовать и добиваться. Незаменимых людей не бывает, есть незамененные.
    2. +1
      23 апреля 2023 14:34
      Ни у кого не возникло сомнений в справедливости приговора. Был ли заговор военных под руководством Тухачевского?
      Более того, в мемуарах Шелленберга "Лабиринт", изданных у нас в 1990 году, прямо написано, что заговор Тухачевского был. И вообще, когда через руководство Чехосолвакии (Бенеш или Масарик, не помню) Сталину были предложены списки заговорщиков, наш представитель спросил "почём материал", сумма была названа в пределах миллиона (или около того) рублей. И она была выплачена советскими рублями. Но немцы не смогли их использовать - Шелленберг пишет, что когда агентов в СССР снабжали этими деньгами, то они быстро проваливались, номера купют были переписаны.
      1. +1
        23 апреля 2023 23:20
        сумма была названа в пределах миллиона (или около того) рублей.

        К удивлению немцев, Сталин предложил заплатить за документы. Гейдрих запросил 3 млн золотом.
      2. -3
        24 апреля 2023 01:10
        Цитата: Авиатор_
        Более того, в мемуарах Шелленберга "Лабиринт", изданных у нас в 1990 году, прямо написано, что заговор Тухачевского был.

        Есть очень интересная книга "Операция Раскол" Стивена Стюарта. Если верить автору, то Даллесу с 1946 года по 1953 год через своего польского агента удалось сделать И.В. Сталина и руководство МГБ своими агентами влияния. Даллес руками Сталина и МГБ уничтожал в Восточной Европе политиков неугодных США и заменял их более удобными фигурами. Речь Хрущева на 20 съезде о культе личности была вынужденной мерой, чтобы нивелировать тот ущерб, который И.В. Сталин и руководство МГБ нанесло государственному аппарату в соцстранах Европы.
    3. 0
      23 апреля 2023 23:15
      Про бериевские амнистии ни слова, а ведь были освобождены и востановлены невиновные. Другим или перебили статью или сократили срок. Миф про репрессии 37-го создан полностью по заветам гебельса

      В 1937 году главой НКВД был не Берия. Берия им стал только осенью 1938 года. И да, действительно, в 1939 начали потихоньку отпускать.
      1. -1
        24 апреля 2023 01:24
        Отпускать стали после того, как отстранили Ежова, а Ворошилов с Буденным посетовали Сталину: "Если война начнется, то с кем мы будем воевать? Полками командуют вчерашние капитаны, а дивизиями и корпусами майоры и подполковники". Но каток репрессий все ещё по инерции катился, медленно сбавляя ход. Даже Жуков, направляясь в 1939 году по вызову в Москву (он ещё не знал, что отправится на Халхин - Гол), опасаясь ареста, всю ночь по дороге не спал. Но вместо агентов НКВД его несколько раз посетил вагонный проводник.
        1. +1
          24 апреля 2023 19:46
          Врать изволите.Полками командовали капитаны не от того что расстреляли майоров и подполковников.Формировались новые дивизии а грамотных военных просто не хватало. Так утверждается что в репрессиях погибло 56 тысяч военных.Так в эту цифру впихнули и умерших и уволенных по возрасту и по разным причинам например за пьянство различные проступки по болезни.Пьянство было распространено в то время в офицерской среде.Чего скрывать то.Подозреваю что Блюхера кокнули за развал дальневосточной армии.Причина пьянство .Сталину в мирное время какой то командиришко грозил отрезать уши а что бы он сотворил в военное.Да и был заговор Тухачевского.
    4. -2
      25 апреля 2023 00:51
      Цитата: oleg Pesotsky
      Стоило бы вспомнить что "политические процессы" над оппозицией того времени были открытыми. Производилась киносьемка, присутствовали иностранные дипломаты.

      Я общался с человеком знавшим чешский язык и выписывавшим чешскую периодику в 1967-1970 годах. Потом это окошко закрылось. Он говорил, что не верит в полное крушение сталинизма и тоталитаризма в СССР и России в результате перестройки. Объяснял он это тем, что при Ельцине и Горбачеве все политики от Макашова до Новодворской молчали о методах ломки сознания людей перед сталинскими открытыми процессами. А волю человека сломать просто достаточно его психику попеременно возбуждать и успокаивать. Для этого подойдет для большинства людей чередование кофе(шоколада) с алкоголем. В Чехословакии в ходе Пражской весны эта техника стала достоянием широких масс(конечно на дилетантском уровне). В России и Зюганов и Явлинский технологию манипуляции сознания держат в секрете не только от народа но и от однопартийцев. Видимо все надеятся после прихода во власть вернуться к сталинским методам. Хотя наука придумала и что-то новое.
  11. +6
    23 апреля 2023 08:45
    основными проблемами военной операции на Украине являются некомпетентность и безнаказанность.

    Но наказывать должны тех, кто усомнился в компетентности руководителей операции.
  12. +5
    23 апреля 2023 09:09
    Очень неоднозначные выводы. Сообщить о том, чтобы запретили концерт какого-нибудь певца, потому что он ругает армию и собирает деньги в пользу ВСУ это донос? Или про автосервис (кафе и т.п) куда не пускают участников СВО? Или о том, что студентам читают лекции "борцы с режимом"? Или что в государственном театре играют те, кто это государство нещадно критикует?
    1. +7
      23 апреля 2023 10:31
      Или что в государственном театре играют те, кто это государство нещадно критикует?
      А вот когда эти люди,хаяли СССР,призывали раздавить "гадов"у Белого дома в 1993 году, получали медальки за это от государства,а потом, вдруг стали кусать руку дающего?"Ты приучил меня, к потребностям, я полюбил колбасу и сметану"(с) Что произошло? Потребности стали урезаться и дороже стали, а то государство,СССР ругали, что не давало развиться потребностям,за это и хаяли, а не за отсутствие "свободы творчества". А когда хаяли, в восторге от них были.А стали хаять уже это государство, все в шоке. laughing
      1. -1
        25 апреля 2023 00:59
        Цитата: parusnik
        А вот когда эти люди,хаяли СССР,призывали раздавить "гадов"у Белого дома в 1993 году, получали медальки за это от государства,а потом, вдруг стали кусать руку дающего?"

        Просто государство внятно людям не объясняет, по каким принципам исполнителям начисляют получку. Путин 20 лет держал в черном теле авиаконструкторов, а баснословные гонорары платил футболистам за провальные выступления и кинорежиссерам за убыточные фильмы от которых зрители начинают плеваться просто посмотрев рекламу этого фильма. Самый яркий пример "Зулейха....".Хаматова просто не понимает, что от нее хотят. Вчера она очерняла все русское и татарское и была у Путина в чести, а сегодня перестала получать свои гонорары и свой почет хотя осталась такой какой была раньше.
    2. Комментарий был удален.
    3. -1
      28 апреля 2023 15:09
      Цитата: Любитель_чтения
      Или что в государственном театре играют те, кто это государство нещадно критикует?

      В КНР именно так и поступают. Недавно один очень талантливый и раскрученный молодой артист в Японии сфотографировался на фоне храма Ясукуни. По возвращении в КНР он узнал, что ни одна организация с ним больше не работает, ни одно китайское издание больше не пишет о его ролях в фильмах. Лет 20 назад в КНР популярная ведущая вела шоу типа "Давай поженимся" В качестве женихов в шоу играли двое молодых рабочих с автозавода. Ведущая неосторожно прокомментировала предложение ребят девушкам прокатиться вместе на велосипеде и таким повеселиться словами:" Я бы лучше поплакала на заднем сиденье мерседеса своего жениха". Через несколько часов ведушая была изгнана с работы с пожизненным запретом работать в средствах массовой информации.
  13. +1
    23 апреля 2023 09:33
    Очередной корявый антисоветский памфлет. Автор тиражирует дешёвых балаболов на подсосе соросятни что бы в очередной раз харкнуть в СССР. А не потому ли т н СВО превратилась в смесь Русско-японской войны и финской кампании 1939\40 что мы 30 лет гадили на свою историю.
    Centerum censo Washingtonium delendam esse
    1. +6
      23 апреля 2023 10:05
      в смесь Русско-японской войны и финской кампании 1939\40
      Финская компания, закончилась через три месяца достигнув целей и результатов.Присоединение Финляндии, не было целью.
      1. -4
        24 апреля 2023 01:18
        Цитата: parusnik
        .Присоединение Финляндии, не было целью.

        В воспоминаниях сына разведчика Елисея Синицына есть упоминание, что Сталин начал финскую войну, чтобы выйти на границу Швеции и получить возможность быстро оккупировать шведские железнорудные месторождения и лишить Германию доступа к сырью для производства высококачественной стали.
        1. 0
          24 апреля 2023 08:24
          "В воспоминаниях сына разведчика Елисея Синицына есть упоминание"
          ну конечно, "сынразведчика" знал всё о планах сталина laughing !
        2. 0
          24 апреля 2023 10:41
          Цитата: gsev
          В воспоминаниях сына разведчика Елисея Синицына есть упоминание, что Сталин начал финскую войну, чтобы выйти на границу Швеции и получить возможность быстро оккупировать шведские железнорудные месторождения и лишить Германию доступа к сырью для производства высококачественной стали.

          Отличный план! Надёжный, как швейцарские часы! © smile
          В результате его реализации СССР мало того, что получает то же самое, что и в реале - то есть очень сложно обходимое эмбарго со стороны Союзников и примкнувших к ним (впрочем, после Швеции нас вообще вглухую закрыли бы). Но при этом ещё и получает санкции со стороны рейха.
          1. 0
            25 апреля 2023 00:57
            Цитата: Alexey RA
            Но при этом ещё и получает санкции со стороны рейха.

            Идея завоевать Швецию ударом с севера на юг сама по себе великолепна. С другой стороны, подобный ход событий мог дать "мирным инициативам Гитлера" весны-лета 40-го года новое наполнение.
          2. -1
            25 апреля 2023 01:13
            Цитата: Alexey RA
            В результате его реализации СССР мало того, что получает то же самое, что и в реале - то есть очень сложно обходимое эмбарго со стороны Союзников и примкнувших к ним

            Представьте себе положение Германии весной 1940 года. Франция не разбита, Великобритания развивает военную промышленность, к 1943 году Рузвельт должен закончить подготовку к вступлению в войну против Гитлера. Куда податься бедному Гитлеру? Ему нужны ресурсы и перенос подводной войны в Атлантику. Для последнего необходимо или разгромить Францию и получить базы на берегу глубоководного Бискайского залива, либо захватить Норвегию, чтобы иметь возможность выводить подлодки сразу на глубоководье вне радиуса действия британской морской авиации берегового базирования. То есть неминуема будет война за Норвегию. Были бы скандинавы умнее они бы уломали Финляндию позволить СССР иметь базы и транспортный коридор до границ Швеции. Не было бы оккупации Норвегии и Гитлер бы попал в цунгцванг еще весной 1940 года. А без шведской руды немецкая промышленность дала бы сбой уже через полтора года.
  14. +5
    23 апреля 2023 10:01
    Интересная точка зрения автора. Или он специально решил немного "пригладить" материал? laughing
    В этом контексте от возмущающихся граждан, особенно тех, что придерживаются «левых» взглядов, достаточно часто можно услышать фразу «нужен новый 1937 год».

    Насколько я понимаю, "левые взгляды" удел тех, кто не согласен с проводимой политикой и действиями власти на данный момент. В контексте вышедших новых законов отображающих вектор направленности государственной политики в настоящий момент времени, взгляды данной данной группы граждан (как и многих комментаторов ВО laughing) следует рассматривать как "ультраправые", т.е. направленные на поддержку курса власти и призывающие к еще большему радикализму путем создания СМЕРШ (из кого создавать, никто не задумывается), ну а дальше видимо и "троек" hi
    1. -1
      23 апреля 2023 10:12
      А здесь нет никаких противоречий.
      Поскреби русского "марксиста" -найдешь ымперца.
      1. +5
        23 апреля 2023 10:14
        Цитата: Engineer
        А здесь нет никаких противоречий.
        Поскреби русского "марксиста" -найдешь ымперца.

        С ортодоксальными фанатиками сейчас вообще трудно вездеrequest, зато товарно-денежные отношения процветают laughing
        1. +6
          23 апреля 2023 10:18
          Ортодоксальный фанатик на топваре только один-полоумная Татра. Как ни странно, она ближе всех к пониманию происходящего .
          Остальные еретики, сектанты и просто злобные дегенераты. Тут уже объясняют,что 37 год полезно и правильно
          1. +3
            23 апреля 2023 10:24
            Цитата: Engineer
            Остальные еретики, сектанты и просто злобные дегенераты. Тут уже объясняют,что 37 год полезно и правильно

            Цитата: Адрей
            зато товарно-денежные отношения процветают

            request hi
          2. +2
            23 апреля 2023 10:37
            Цитата: Engineer
            Ортодоксальный фанатик на топваре только один-полоумная Татра.

            И где она? Давненько не видать. Кстати, на фоне ее лозунгов изредка проскальзывали вполне здравые мысли и выводы, что вызывало определенный когнитивный диссонанс и заставляло задуматься о ее сущности и отношениях laughing
            1. +1
              23 апреля 2023 10:52
              Цитата: Адрей
              И где она? Давненько не видать

              Я лишь надеюсь, что никто из стукачей до нее не докопался
            2. +2
              23 апреля 2023 23:12
              Цитата: Адрей
              И где она? Давненько не видать.

              Забанена на время.
      2. 0
        23 апреля 2023 10:18
        Поскреби русского "марксиста" -найдешь ымперца.
        Поскреби ымперца, - найдешь русского "марксиста". laughing
        1. -2
          23 апреля 2023 10:54
          Закон единства противоположностей, но без борьбы. Чтобы началась борьба, противоречие надо осмыслить, а такой интеллектуальный подвиг истеблишменту не по плечу.
      3. -1
        23 апреля 2023 17:46
        А здесь нет никаких противоречий.
        Поскреби русского "марксиста" -найдешь ымперца.

        Что же тогда эти "ымперцы" нанесли удар в спину империи во время 1МВ?
      4. 0
        28 апреля 2023 15:16
        Цитата: Engineer
        Поскреби русского "марксиста" -найдешь ымперца.

        Большевики в отличии от еврокоммунистов взяли власть в своей стране. Люди пришедшие во власть всегда стремятся расширить и укрепить свое государство. Имперские амбиции быстро появились у Польши, Румынии, Венгрии, Албании и Финляндии, хотя там во власти есть и левые. Даже европейские страны Прибалтики, Молдавия, Украина скатились в жесткий нацизм. При Гитлере не было таких гонений на русский язык как в этих странах после 1992 года.
    2. +4
      23 апреля 2023 10:15
      взгляды данной данной группы граждан (как и многих комментаторов ВО laughing) следует рассматривать как "ультраправые"
      При этом ,эта группа считает, что мозги, переделали только у украинцев, у них нет. laughing hi
      1. +1
        23 апреля 2023 10:27
        Цитата: parusnik
        При этом ,эта группа считает, что мозги, переделали только у украинцев, у них нет.

        Тут как бы два ответа "или,или"request
        1.
        Цитата: parusnik
        у них нет.

        2.
        Цитата: Адрей
        зато товарно-денежные отношения процветают
        1. +1
          23 апреля 2023 10:35
          Без или , или..."Ты приучил меня к потребностям, я полюбил колбасу и сметану"(с) мф "Кот и клоун", советский ещё. Жаль , не показывают,очень пророческий, вчера ,о сегодня.
          1. -2
            23 апреля 2023 11:24
            Цитата: parusnik
            "Ты приучил меня к потребностям, я полюбил колбасу и сметану"(с)

            Как приучили, так и отучат. Обоснования веские найдут и подкрепят их законодательно. "Меньше пряников, больше кнута" тоже сработает.
            Цитата: parusnik
            Без или , или...

            Без "хороших мозгов" непросто добиться хороших товарно-денежных отношений request
    3. -3
      24 апреля 2023 01:35
      Цитата: Адрей
      направленные на поддержку курса власти и призывающие к еще большему радикализму путем создания СМЕРШ (из кого создавать, никто не задумывается), ну а дальше видимо и "троек"

      Вполне возможно, что инициатива по реабилитации сталинских репрессий и Ивана Грозного исходит от руководства СБУ и ЦРУ. В свое время Аллен Даллес сумел руками Сталина и генералов МГБ устранить неугодных для США политиков из соцстран Восточной Европы и инициировать гонения на кибернетику, химию, физику и биологию в СССР. Всем известны репрессии против кибернетиков и генетиков, но пострадали и физик Френкель и химик Сыркин.
  15. +2
    23 апреля 2023 10:58
    С постановкой вопроса автором вполне согласен, однако:
    Есть те, кто полагает, что жестокие репрессии 1937–1938 годов избавили СССР от «тайных врагов» и даже «усилили РККА». При этом упускается из виду главное – собственно представителей военного и политического руководства среди расстрелянных было всего несколько десятков тысяч, при сотнях тысяч расстрелянных в эти годы
    Давайте будем корректны: эти цифры относятся ко всему периоду с конца 20-х/начала 30-х гг. по 1953 г.!
    1. -1
      23 апреля 2023 11:14
      Давайте будем корректны

      Будем.
      37 й год - приговорено к высшей мере 353 074
      38- 328 618
      Данные приведены Земсковым
      https://www.politpros.com/journal/read/?ID=783
      1. +2
        23 апреля 2023 11:53
        Цитата: Engineer
        Будем.
        37 й год - приговорено к высшей мере 353 074
        38- 328 618

        И сколько из них были командирами РККА?
        Речь то о них...
        1. -2
          23 апреля 2023 12:42
          И сколько из них были командирами РККА?
          Речь то о них

          Если точно, то в статье
          собственно представителей военного и политического руководства среди расстрелянных было всего несколько десятков тысяч

          Приговорено военных и политических деятелей по т.н. "сталинским расстрельным спискам " в
          1937—1938 годы — 43 768 человек
      2. -1
        24 апреля 2023 19:22
        Цитата: Engineer
        Давайте будем корректны

        Будем.
        37 й год - приговорено к высшей мере 353 074
        38- 328 618
        Данные приведены Земсковым
        https://www.politpros.com/journal/read/?ID=783

        В.Н. Земсков пишет:
        В документе говорилось, что, по имеющимся в МВД СССР данным, за период с 1921 года по настоящее время, то есть до начала 1954 года, за контрреволюционные преступления было осуждено Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 чел., в том числе к высшей мере наказания — 642 980 (см.: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9401. Оп. 2. Д. 450).
        1. -1
          25 апреля 2023 11:29
          Выборочное чтение ваше все.
          Это только по 58-й статье.
          У Земскова это разъясняется так, чтобы даже сталинист мог понять
          В конце 1953 года в МВД СССР была подготовлена ещё одна справка. В ней на основе статистической отчетности 1-го спецотдела МВД СССР называлось число осуждённых за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления за период с 1 января 1921 года по 1 июля 1953 года — 4 060 306 человек

          А далее таблица по годам, раскрывающая эту цифру
          1. -1
            25 апреля 2023 19:11
            Цитата: Engineer
            Выборочное чтение ваше все.
            Это только по 58-й статье.
            У Земскова это разъясняется так, чтобы даже сталинист мог понять
            В конце 1953 года в МВД СССР была подготовлена ещё одна справка. В ней на основе статистической отчетности 1-го спецотдела МВД СССР называлось число осуждённых за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления за период с 1 января 1921 года по 1 июля 1953 года — 4 060 306 человек

            А далее таблица по годам, раскрывающая эту цифру
            Ага, выборочное (чего же вы не привели цифры?): число приговорённых к смертной казни за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления в 1921-1953 годах составляет 799 455 человек. Надо полагать, что пусть и небольшая их часть не приведена в исполнение...
            1. -1
              25 апреля 2023 20:30
              НЕ привел все цифры, потому что счел , что сами справитесь.
              Свыше ста тысяч расстреляных за шпионаж, вредительство, по "закону о трех колосках" и т.д. это именно жертвы репрессий.
              Но спор изначально был о жертвах 37-38 года.
              642 тыс по 58-й статье это 80 процентов от 799 тыс. Применив этот коэффициент к статистике 1-го спецотдела за 37-38 годы получим оценочно 540 тыс расстрелянных чисто по 58-й статье.
              Таким образом, в любом случае количество расстрелянных в 37-38 году измерялось сотнями тысяч, как и указано в статье.
              1. 0
                25 апреля 2023 21:14
                Цитата: Engineer
                НЕ привел все цифры, потому что счел , что сами справитесь.
                Свыше ста тысяч расстреляных за шпионаж, вредительство, по "закону о трех колосках" и т.д. это именно жертвы репрессий.
                Но спор изначально был о жертвах 37-38 года.
                642 тыс по 58-й статье это 80 процентов от 799 тыс. Применив этот коэффициент к статистике 1-го спецотдела за 37-38 годы получим оценочно 540 тыс расстрелянных чисто по 58-й статье.
                Таким образом, в любом случае количество расстрелянных в 37-38 году измерялось сотнями тысяч, как и указано в статье.
                Ваша фамилия случайно не А.В.Антонов-Овсеенко или Л.Э.Разгон? Почему не 40 млн расстрелянных и да, по закону о "трёх колосках" расстреливали?!
                1. -3
                  25 апреля 2023 22:12
                  Сталинист натужно пытается в "миллиард расстрелянных лично Сталиным"
                  да, по закону о "трёх колосках" расстреливали?!

                  Да, расстреливали
                  Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение грузов на
                  железнодорожном и водном транспорте высшую меру социальной защиты —
                  расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах
                  лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.

                  Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство)
                  колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты —
                  расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах
                  лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего
                  имущества.
                  1. 0
                    26 апреля 2023 16:36
                    В «Указе 7-8» часто и грозно звучит слово «расстрел», из чего часто делается вывод, что попавшие под его санкцию немедленно ставились к стенке.

                    Но вот сохранившаяся в архивах статистика первых месяцев действия «Закона о трех колосках»: к высшей мере было приговорено 3,5% осуждённых, к 10 годам лишения свободы — 60,3%, и ниже 36,2%. При этом 8о процентов тех, кто попал в третью категорию, вообще не подвергались лишению свободы.
                    27 марта 1933 года Президиум Центрального исполнительного комитета СССР потребовал прекратить привлекать к суду тех, кто виновен в мелких и единичных кражах или украл из-за нужды или при наличии других смягчающих обстоятельств. Но это требование вновь не выполнялось исполнителями на местах. Тогда обеспокоенный генпрокурор СССР Вышинский в декабре 1935 года обратился во все высшие органы власти (ЦК, СНК, ЦИК), требуя пересмотреть дела всех осуждённых по закону от 7 августа. После рассмотрения данного требования Сталин согласился с доводами генпрокурора. В результате из 115 тысяч дел в 91 тысяче случаев наказание было признано неправомерным, освобождено почти 40 тысяч человек, продолжавших на тот момент отбывать заключение.
                    1. 0
                      28 апреля 2023 15:25
                      Цитата: ВПП-1
                      Тогда обеспокоенный генпрокурор СССР Вышинский в декабре 1935 года обратился во все высшие органы власти (ЦК, СНК, ЦИК), требуя пересмотреть дела всех осуждённых по закону от 7 августа.

                      В деревне Сибировка Тамбовской области те кто не воровал в колхозе просто померли с голоду. Когда бабушка в 1970 году посетила Сибировку ей рассказали, что к началу войны колхозные активисты постарели и их сняли с руководящей работы. Так все бывшие колхозные руководители снятые с руководящей работы в колхозе деревни Сибировка к концу войны померли от голода.
  16. +5
    23 апреля 2023 11:12
    На самом то деле, многие понимают, что "спящие" и саботажники, на самом верху сидят.
    Мог какой-нибудь дворник или журналистка-правозащиткик лоббировать Боинг в ущерб своему авиапрму ,и держать тайно сынна в Омерике? Нет.

    А Медведев смог.
    1. +4
      23 апреля 2023 14:23
      Да, мы помним как он заявил что "опасные советские самолеты" надо списать в утиль в угоду безопасным западным. И про 200 км морской зоны подаренной Норвегии - тоже.
  17. +3
    23 апреля 2023 11:53
    Жалкие попытки с помощью каменного топора и палки-копалки найти свой путь в 21 веке. Будущее никогда не в прошлом -оно всегда только впереди. В прошлом же - прошлое, былое, менее эффективное ,гуманное, отжившее свое.
    Что-что , а людоедить у нас всегда любили с упоением ,которому позавидовали бы даже видавшие виды папуасы. Поговорка "доносчику первый кнут" к сожалению забылась ..
  18. +1
    23 апреля 2023 13:20
    мы сталкиваемся с принципами Лоуренса Питера. Следуя им, практически любая современная иерархия создается не для устранения некомпетентности, как и не для того, чтобы выявлять и вознаграждать компетентность. Какие бы цели ею изначально ни ставились, как только иерархия утверждается, целью для нее становится ее собственное существование.

    С этим можно поспорить.
    Во первых - не существует иерархии, как целеполагающего существа.
    Есть составляющие её люди, и "принцип Питера" приписывается человеку, находящемуся на верхней её ступени. Эта "верхняя ступень" - относительная величина в запутанных иерархических цепочках. По идее - это любое звено в цепи , кроме самого нижнего.
    Во вторых - на деле у такого звена в цепи могут быть и совершенно отличные от заявленных Лоуренсом Питером цели и мотивы. Всё зависит от конкретного человека, который может желать и отборного коллектива подчинённых, и реорганизации самой иерархической системы.
  19. +3
    23 апреля 2023 13:45
    Цитата: Адрей
    Насколько я понимаю, "левые взгляды" удел тех, кто не согласен с проводимой политикой и действиями власти на данный момент.


    Левые взгляды удел тех, кто понимает, что реальной альтернативой левому курсу в нашей стране является курс правый, точнее - ультраправый, что означает фашизм практически (пусть даже с квазилиберальным окрасом).
    Социализм, при всех его недостатках в реализации, все же предпочтительней, чем фашизм/нацизм.
  20. -3
    23 апреля 2023 13:54
    Цитата: parusnik
    Потребности стали урезаться и дороже стали, а то государство,СССР ругали, что не давало развиться потребностям,за это и хаяли, а не за отсутствие "свободы творчества". А когда хаяли, в восторге от них были.А стали хаять уже это государство, все в шоке.


    Нет. Просто эти кадры немного более проницательней и понимают, что Путинский курс это все же немного иное, чем "развитие" по Ельцину. И в перспективе он может привести к такой конечной точке, что всей этой либеральной шобле станет предельно неуютно.
    Любое малейшее оздоровление, любой малейший позитив в нашей жизни будет неизбежно возвращать нам традиции "советскости", вне желаний от правящей элиты. Поскольку реально развиваться наша страна может лишь по советскому пути, а развивать её все же надо, иначе страну сожрут вместе с элитой.
    Единственный дееспособный капитализм в нашей стране - капитализм государственный, поэтому фактическое огосударствление всех сфер жизни будет нарастать. Ну а от государственного капитализма до социализма - путь не очень большой и самый легкий.
    Как, впрочем, и до фашизма...
    1. +1
      24 апреля 2023 00:32
      Притянутые термины.Капитализм -это частная собственность,спекуляции и ростовщичество,он другим не бывает.Если он государственный, то кто этот частный владелец средств производства,недр и финансового сектора ? Тот, кто в Кремле сидит? Нет ни какого госкапитализма, придумка контры из 90х.
  21. 0
    23 апреля 2023 14:22
    при сотнях тысяч расстрелянных в эти годы. Т. е. жертвами репрессий в подавляющем большинстве были обычные советские граждане.
    А эти "обычные граждане" желали укрепления СССР, или "собственного свечного заводика в Самаре"?
    1. +1
      24 апреля 2023 00:26
      Именно этого они и желали,эти граждане. Очень много из не "охваченных " чисткой, потом оказались в полицаях и РОА.
  22. +1
    23 апреля 2023 19:09
    Опять бред о десятках тысяч расстрелянных командиров. Эти данные давно рассекречены. В 1937 было уволено из армии около 30 тыс. Из них расстреляно было что-то около 8 тыс. БОльшинство уволенных писали письма на имя Сталина и около 12 тыс из уволенных затем были возвращены в армию. Кто-то сидел, а кто-то из уволенных и просто искал себя на гражданке. В 1938 Берия уже как раз резко снизил репрессии.
  23. +2
    23 апреля 2023 21:43
    Ну и большинство доносов имело под собой вполне шкурные основания- подчистить перед собой служебную лестницу, освободить для себя комнату в коммунальной квартире, ну или написать донос на личных врагов, пока они сами не написали его на тебя. И полно было народного творчества от людей с перекошенной крышей, видевших кругом врагов, благо пропаганда их держала в нужном тонусе.
    Может ли сейчас это возродиться? Да легко, люди лучше не стали, плюс у них отобрали надежду на всеобщее равенство и светлое будущее..
    1. +1
      24 апреля 2023 01:33
      Боюсь, что сейчас (не дай бог вернется 37 - й) дела будут ещё хуже - избалованное благами цивилизации людство куда эгоистичнее и более жестоко и беспринципно.
  24. 0
    24 апреля 2023 00:23
    Ох и свербит у недобитой контры. Статейки пишут про сотни тысяч расстрелянных кровавой гэбнёй. Да успокойтесь уже.30 лет как белогвардейский- власовский флаг над Кремлём. Давно переформатировали население. Ваша власть.Кого вы в чём убедить хотите? Горячая фаза ГВ ,частью которой и были чистки элимента с барыжьей сущностью,давно завершена.Тлеет пока.
  25. +1
    24 апреля 2023 01:41
    "Народ, забывший свою историю, обречён повторить её вновь!" С.Е.Кургинян. Впрочем, он только перефразировал Дж.Сантаяну. А не знающих (даже не забывших, т.к. забывать то нечего) собственную историю на Руси ход пруд пруди.
  26. +1
    24 апреля 2023 10:53
    Доносительство у определенной части граждан - неистребимо. Кто застал горбачевский "Указ о борьбе и пьянством и самогоноварением" от 16.05.85 должны помнить, как радостно приступили многие "бдительные" граждане к махровому доносительству: появился спрос, а люди, ктотс резиновой совестью, амкто фаеатично убежденный - массово откликнулись.
    Вопрос только к государствнным органам, им ведь на любой почин Кремля надо дававать "результаты" и "отчеты" ( в МВД - "палки"). А в целом вся эта работа когда одни неумные или злонамеренные доносят, а такие же их собратья в органах госвласти и управления "реагируют" разрушительна. Плодит ненависть, страх, подозрительность, и зачастую оказываются вырублены не только виноградники, но и дельные нормальные смелые и самостоятельные кадры из всех структур.
    P.S. случай из моей личной службы. Осенью 85-го года в мотострелковый полк нашей дивизии присылают перспективного замполита, откуда - не помню, как звали, тоже, помню фамилии командира полка (Катков) и комдива (Пугачев). Для командира отношения с замполитом были весьма важным фактором, поэтому командир полка позвал его к себе домой, поужинать и познакомиться, про дела в полку и так далее... Нормально? Да, по- людски, и вполне даже хорошо....
    Ну бутылочку, которую тогда не так просто купить было уговорили.
    Через день вызывает комдив комполка к себе. "Смотри, кого тебе прислали" - пододвигает ему мелко написанный рапорт. А там, что он, командир полка "не перестроился", Указ саботирует, подчиненных склоняет к пьянству, чего он, податель сего как коммунист и офицер (?) терпеть и укрывать не может...
    Короче, не сложилось тут у замполита, и политотдел не спас.
    Но это зависело лично от комдива (уважуха ему, был потом замом командющего ЛенВО), а вот государственная система дала простор и полносочия для творчества неумных людей и негодяев, для страны это кончилось плохо, а такие вот "замполиты" первые стали рьяными антикоммунистами и рыночниками.
  27. +1
    24 апреля 2023 16:14
    Цитата: Александр Требунцев
    Опять бред о десятках тысяч расстрелянных командиров. Эти данные давно рассекречены. В 1937 было уволено из армии около 30 тыс. Из них расстреляно было что-то около 8 тыс.

    Не кажется ли вам что даже цифра в 8 тыс офицеров потрясает и ужасает?Похожие примеры есть в истории или мы и тут "первые"? Или у вас так: сколько сколько?8? Фух мне послышалось 80.
    8 тыс офицеров это буквально невосполнимые потери для любой страны. Я уже молчу что это живые люди.
    1. 0
      3 июля 2023 19:45
      Не 8 тыс.,а 4 были репрессированы. Из них после прихода Берии в 1938 и расстрела Ежова 80% были возвращены и перед ними извинились. Рокоссовский, Горбатов, Подлас и т.д., из этого списка. Не забудьте особенности партийной системы СССР, когда партийный работник имел воинское звание отсюда и соответственно цифры репрессированных "полководцев" Хрущёв Н.С. "разоблачитель" сам в 37 "отметился",что Сталин был вынужден вмешаться.
  28. 0
    24 апреля 2023 16:19
    Цитата: Авиатор_
    А эти "обычные граждане" желали укрепления СССР, или "собственного свечного заводика в Самаре"?

    Собственность и укрепление страны это несовместимые понятия, да?
    1. -1
      24 апреля 2023 16:35
      Конечно не совместимое,если она не личная. У барыги нет Родины,его родина маржа. Особенно в текущий период глобального капитализма. Патриотичная буржуазия в далёком прошлом.Вон живой пример недавно отметился мобилы нацистам раздавая. И не говорите,что он один такой. Не надо.
  29. 0
    24 апреля 2023 16:43
    Цитата: Nexcom
    Да, мы помним как он заявил что "опасные советские самолеты" надо списать в утиль в угоду безопасным западным.

    Есть такая штука - конкуренция. Если бы Ил была на самом деле частная компания - нашлось бы ей место в мире. И не надо сказку про то что не дали бы встать с колен.В начала 90-х России дали не только Макдональс, но и все что можно себе представить... включая компьютеры и технологии. Я уже молчу про ПО и в т.ч конструкторское.
  30. -1
    24 апреля 2023 17:29
    Цитата: Essex62
    Конечно не совместимое,если она не личная. У барыги нет Родины,его родина маржа. Особенно в текущий период глобального капитализма. Патриотичная буржуазия в далёком прошлом.Вон живой пример недавно отметился мобилы нацистам раздавая. И не говорите,что он один такой. Не надо.

    А вы на натуральном хозяйстве живете?"Барыгам" ни рубля?Ничего что любое изделие это труд людей а труд вроде как должен оплачиваться?Или вы фильтр для автомобиля из бересты вырезаете?Аль на лошади (не дай Бог собственной) ездите на ярмарку. А нет на ярмарку же нельзя- там продавцы...барыги.
    Именно из за частного бизнеса наша экономика куда то ползет а не лопнула как экономика СССР. Читайте умные книжки а не 1 канал смотрите.
    1. 0
      25 апреля 2023 09:06
      Экономика СССР не лопнула,она целенаправленно уничтожалась саботажем,разрывом межотраслевых и внутри отраслевых связей, для смены общественной формации и кризиса в жизни населения. Потому,что перерожденцы- троцкисты увидели возможность стать не распределителями а владельцами,на фоне забившего на свою гегемонию рабочего класса и раскачки антисоветского бунта. Плановая экономика естественных кризисов не знает ,совсем ,ибо на маржу и спекулятивные игры не заточена.
      Мне ваши буржуйские книжки ни к чему. Капитализм зло,а буржуй враг Народа ,коего надо искоренять. Так понятно?
    2. -2
      1 мая 2023 17:12
      Наша экономика дожила до сегодняшнего дня именно благодаря мощнейшей советской. Три десятка лет грабят наследие Союза, и до сих пор "даже в провинции есть что украсть", как поется в песне. И грабит как раз частный бизнес - завод приватизируется, все ценное распродается, а территорию используют или под торговые центры, или под жилую застройку. Таких примеров десятки тысяч. Так практически исчезло станкостроение, производство инструментов, список можно продолжать бесконечно.
  31. +1
    24 апреля 2023 19:51
    Необоснованное богатство, безнаказанность и безответственность чиновников всех так достали, что если сейчас Путин начнет 37-й год 2.0 - народ его поддержит полностью! Безоговорочно и с энтузиазмом!
    К сожалению это так.
    1. 0
      24 апреля 2023 19:55
      Цитата: Немец
      если сейчас Путин начнет 37-й год 2.0 - народ его поддержит полностью! Безоговорочно и с энтузиазмом!
      К сожалению это так.

      А вот его пресс секретарь сегодня сообщил другое :В Кремле назвали доносы в России отвратительной практикой

      Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал отвратительным, то, что в России в последнее время все чаще пишут доносы, сообщает «Интерфакс». Так представитель Кремля отметил на вопрос, как он относится к многочисленным доносам, участившимся в последнее время, в частности, на актера Данилу Козловского.

      «Что касается доносов, то это как было всегда отвратительным, так есть, и, я надеюсь, так будет», — сказал Песков журналистам.
  32. +1
    25 апреля 2023 05:29
    Занятно! Предлагаю призвать к ответу телеболтунов, провести показательные суды и посадки их в узилиша за громогласную дискредитирующую нашу власть кампанию! Наше ТВ уже несколько месяцев трещит о протестах по пенсионной реформе во Франции. Там ведь подняли возраст выхода на пенсию до 64 лет - аж на целых 2 года! И непонятно, почему наши карательные органы не занимаются журналюгами-шелкопёрами - ведь эти показушники очень тонко, по-иезуитски издеваются над нашей властью на всех каналах в зомбоящике: наши-то чинуши сразу повысили возраст выхода на пенсию на 5 лет! И народ безмолвствует! А ТВ, видимо, нужно, чтобы и у нас миллионы бесчинствовали на улицах, жгли всё подряд, били полицейских! Пора, пора разобраться с телеболтунами! Хотя, у ТВ может быть и несколько другая цель: показать какие дрянные люди на западе - разве можно так себя вести? Брали бы пример с нас - в отличие от их макронов наших гарантов уважают, их рейтинги не падают!
  33. Комментарий был удален.
  34. +1
    25 апреля 2023 12:25
    Вы, увидев, что пьяный сосед сел за руль - промолчали бы, вы ведь НЕстукач? Убьёт человека, но ваша совесть чиста - вы ведь НЕстукач! Любой контрразведчик или полицейский скажет вам, что сила его службы в поддержке населения, в информаторах, но вы ведь НЕстукач? И если ваш пьяный сосед задавит вашего ребенка, вы ведь не будете горевать - вы ведь НЕстукач? Без 1937 года не было бы 1945 года.
  35. 0
    25 апреля 2023 21:48
    К чему это в итоге приведет и насколько подобная политика продуктивна, на данный момент сложно сказать.


    Чего тут сложного-то?
    Пример - СССР.
    Такая политика контрпродуктивна по определению и может сохраниться статус-кво только в случае отсутствия внешнего давления, а это не наш случай по-любому.
    Я так думаю.
  36. 0
    26 апреля 2023 21:00
    Желающие "37 года и СМЕРШа"- поклонники карго культа. К тому же, желают вернуться и жить они не в барабанные тридцатые, а в спокойные семидисятые. А репрессий им воры смогут обеспечить, но без пряников
  37. 0
    26 апреля 2023 21:09
    А мотивация доносчика может быть вплоть до возжелания шапки соседа. Случай рассказывал армянин занимавшийся делами реабилитации в Армении. Таков был результат опроса доживших родственников и свидетелей.
  38. 0
    27 апреля 2023 21:04
    А теперь 2022 чем отличается от 1937? И это идёт ещё далее.
  39. -1
    1 мая 2023 08:07
    Лет -цать назад работал я в аппарате правительства области. Не чиновником, техническим специалистом. Однажды встречает меня начальник департамента и спрашивает: у тебя все нормально? - Да, а что такое? - Так на тебя, говорит, мне регулярно кляузы пишут. Но ты, если услышишь, не обращай внимания. Я тебе доверяю. А если перестану доверять - уволю.
    Вывод. Доносы писали всегда и писать будут. Все дело в тех, кому пишут, и в их реакции на это.
  40. 0
    5 июня 2023 22:54
    В своё время жернова репрессий были отменным механизмом для сведения счетов, устранения конкурентов на карьерной лестнице, получением квадратных метров и других шкурных ништяков.
  41. 0
    6 июня 2023 20:40
    Посыл статьи понятен. Вместо инноваций, компетенции и генерирования стратегий, нынешняя система из за некоторых её представителей, пытается включить механизм репрессий и обезопасить себя. Но ей ,вот незадача(как же хорошо жилось и развлекалось в "Куршевелях" и "Лондонах" до СВО) противостоит сейчас другая система коллективного Запада с "торпедой" в лице Украины. Ну а кто говорил что будет легко? Не всё танчиками на биатлонах развлекаться вкупе с парадами и пиаром. Ну а убогие разумом, строчащие доносы были всегда. Так себе они фундамент для системы, гнилой...
  42. 0
    16 июня 2023 12:54
    Флаг ВВС следует срочно запретить!
  43. 0
    16 июня 2023 16:39
    Что касаемо приведенных автором статьи "комичных" случаев комсомольской сверхбдительности, то они касаются, в основном, исключения из комсомола, откуда люди все равно выбывали по возрасту рано или поздно. Вряд ли на основании документов комсомольских архивов можно выстраивать теорию всеобщей подозрительности и истерии. Что касаемо утверждения автора о "сотнях тысяч расстрелянных в эти годы", то хотелось бы узнать: а где эти расстрелянные? В свое время было заявлено о более чем 100 тыс расстрелянных на Бутовском полигоне, там проводились раскопки и не найдено было ровным счетом ничего(мне приходилось видеть фото с этих раскопок: пустые траншеи без ничего), заявлялось о более чем 120 тыс расстрелянных в Левашовской пустоши, но там раскопки даже и не проводились. Зато показательно другое: количество, якобы, расстрелянных убывает с каждым днем. - На Бутовском полигоне, якобы, было расстреляно ок. 20 тыс человек https://ru.wikipedia.org/wiki/Бутовский_полигон, на Левашовской пустоши - "По данным Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на Левашовской пустоши захоронено 19 450 человек (в том числе около 8 тысяч человек в годы «Большого террора»)[12]."https://ru.wikipedia.org/wiki/Левашовское_мемориальное_кладбище. Но, реально, как хотелось бы подчеркнуть: ни в Бутово ни в Левашово не найдено ни единой косточки расстрелянных. Есть и более экзотичные случаи, когда заявлялось о 300 тыс расстрелянных в Челябинске на Золотой горе. Там проводились раскопки: найдены 350 тел, ни одного расстрелянного(а мало ли по какой причине тогда их захоронили, это, вообще, могло быть до революции) https://vk.com/wall-27569095_830064 Так что лишен возможности доверять либеральным страшилкам о Великом терроре, тем более, что сейчас нет ничего, что хотя бы отдаленно напоминало то время.
  44. 0
    23 июня 2023 14:12
    Увязывать рост уровня "репрессий" с ростом уровня "стукачества и доносительства" - это ИМХО профанство.... Скорее, даже всё наоборот....
    К тому же никто до сих пор так и не смог найти границу раздела между "стукачества и доносительством" и, назовём это так, "бдительностью и активной гражданской позицией".
  45. -1
    23 июня 2023 20:16
    Автор мутит воду, уводит читателя от главного перечислением страшных деталей. А главное--понимать причины незаконных преследований не виновных.

    Слово "репрессии" - перенято от западных журналюг ещё лет 60 - 70 назад и носятся с ним поныне, как с писаной торбой и суют его повсюду
    : "репрессии, репрессии"..... .. А оно ничего не объясняет, никакого смысла.! А может они нужны были?

    Без судов, свидетельских показаний, репрессий, НКВД, ФСИН, ФСБ, ЦРУ, ФБР и проч. никакое государство в принципе не может существовать.

    Не в репрессиях дело, а в без - законных древних нравах общества. Не было в СССР и сейчас нет законов, по которым полагается преследовать не виновных . ПРАВО В ГОСУДАРСТВЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗАКОНАМИ, А РАБОТА ЗАКОНОВ-ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ-НРАВАМИ ОБЩЕСТВА. Они какие были дикие и жуткие 300 лет назад, такие и остались. Больше здесь и толковать не о чем.
  46. 0
    3 июля 2023 19:29
    "Только такое государство,что-нибудь стоит,если оно умеет защищаться." -почти по Ленину. Вседозволенность одних определяемая размером кошелька, которая по определению ставит их в зависимость от"зарубежных партнёров" ,вызывает огромный негатив со стороны остальных.