Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5

17
Основное предназначение SH-5 – решение поисково-спасательных задач, противодействие подводным кораблям противника, бомбардировка надводных кораблей, минирование заданного района, а также поражения наземных целей, доставка различных грузов, десанта и проведение фото- и радиоразведки. Кроме многоцелевой амфибии, известно о разработке гидросамолета SH-5 для обеспечения противопожарной безопасности.

Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5


В 1950 годах Советский Союз поставлял Китаю гидросамолеты Бе-6. Это был единственный самолет подобного типа, используемый в ВС Китая. Через 15 лет использования Бе-6 полностью устарел, и Китай принимает решение начать разработку собственного гидросамолета. Китай того времени не отличался ни технической, ни научной базой, создание самолетов, как и многие высокотехнологические разработки, не являлось сильной стороной оборонной промышленности.

Во второй половине 1960-х годов началось проектирование и разработка нового гидросамолета. Основной разработчик - КБ Харбинского завода и НИИ гидроавиации. Военным требовался многоцелевой гидросамолет оснащенный мощными и экономичными двигателями турбовинтового исполнения. Он должен был заменить на вооружении гидросамолет «Бе-6». Многоцелевой гидросамолет получает название SH-5, в переводе обозначающий "морской бомбардировщик модель 5".

Гидросамолет с бортовым № 01 в неполной комплектации (корпус), был использован для проведения статических испытаний в период 1970-1974 гг. Как ранее отмечалось, Китай вставший на новый путь развития, испытывал острую нехватку подготовленных специалистов и конструкторов, поэтому первый опытный самолет SH-5 был построен к концу 1973 года, он получил бортовой № 02. В небо первый китайский гидросамолет смог подняться в небо весной 1976 года. А основные испытания гидросамолета были завершены аж в 1985 году. В них принимали участие 6 многоцелевых морских бомбардировщиков.

После окончания испытаний четыре самолета из шести (бортовые №№ 04, 05, ,06, 07) передаются в пользование морской авиации Китая в сентябре 1986 года. Интересной особенностью становятся существенные отличия опытных образцов от принятых на вооружение гидросамолетов. Основное место базирования – аэродромы Куингдао и Туаньдао. По имеющейся информации, на 1999 год в ВМС Китая состояло 7 летающих лодок SH-5. На сегодня известно о трех эксплуатируемых гидросамолетах SH-5 для выполнения поисково-спасательных операций и одного гидросамолета (бортовой № 06) для обеспечения противопожарной безопасности «PS-5».



Устройство и конструкция Harbin SH-5
Китайские конструкторы не стали далеко уходить в конструкции от советского предшественника - гидросамолета Бе-6. Также были использованы детали от транспортника «Y-8» (аналог Ан-12). Китайский гидросамолет имеет туже аэродинамическую схему высокоплана с прямым крылом. Основа – лодка, оканчивающаяся длинным хвостом и оперением. Для управления летающей амфибией на водной поверхности на основу лодки установлен руль управления. Устойчивость самолета на воде обеспечивают крыльевые поплавки неубираемого исполнения, они установлены на N-образные подкосы.

Имеются и заметные отличия выполнения гидросамолета, что в итоге сделало его похожим на советский «Бе-12» и японский «Shin Meiwa US-1A»:
- кабина пилотов получила каплевидную форму;
- носовой обтекатель радиолокационной антенны выполнен как у гидросамолета Бе-12;
- шасси самолеты убираемого типа.

Шасси самолета китайские конструкторы использовали стандартное трехопорное. Передняя стойка двухколесная, основные – одноколёсные. Стойки шасси получили пневматические масляные амортизаторы. Носовая стойка после взлета складывается вперед, основные - с поворотом в ниши бортов. Особенность китайского выполнения шасси становится малый просвет при совершении взлета/посадки с водной поверхности.



Как заказывал заказчик, летающую амфибию оснащают мощными двигателями WJ-5А1 «Донган». Данные двигатели является аналогом советский АИ-24. Четыре турбовинтовых двигателя обеспечивают самолет мощностью в 12600 л.с. Три грузовых отсека выполнены в носовой части корпуса лодки. Средняя часть - это отсеки оборудования поиска, радиосвязи и аппаратные отсеки. Центральным отсеком является операторский отсек, где находятся 3 оператора, которые осуществляют управление бортовым оборудованием. Все внутренние отсеки соединены коридором, отсеки блокируются водонепроницаемыми дверями. В состав бортового оборудования входят: инерциальная система навигации, радиокомпас, детектор определения магнитных аномалий, радиовысотомер, доплеровская РЛС поиска. Полный экипаж – 8 человек, состоящий из командира, второго пилота, штурмана, бортового инженера, радиста и техников-операторов.

Вооружение гидросамолета SH-5 состоит из:
- дистанционной двуствольной орудийной установки калибра 23мм «Type 23-1»;
- противокорабельные ракеты типа С-101;



- малогабаритные противолодочные торпеды;
- глубинные бобмы/мины разного калибра;
- сбрасываемое оборудование для обеспечения радиогидроакустики;
- спасательное/аварийное оборудование.

Общая полезная нагрузка многоцелевого гидросамолета – шесть тонн. Она устанавливается на четыре узла под крылом и размещается в кормовом отсеке. Пример, на боевое патрулирование многоцелевой гидросамолет вылетает вооруженный 2 ПКР С-101 и 6 торпедами на внешних и внутренних пилонах, боекомплектом бомб/мин (1х3000/3х1000/6х454 килограммовых), радиогидроакустическими буями, спасательно-аварийным оборудованием.



Варианты исполнения:
- 01 – предсерийный прототип. Использовался для статических испытаний;
- 02-03 – предсерийные прототипы. Использовались для летных испытаний;
- 04-07 – серийные прототипы. Поставлены на вооружение.

- SH-5 – многоцелевой (базовый вариант) гидросамолет;
- SH-5A – некоторые из серийных прототипов были переоборудованы для ведения электронной разведки;
- SH-5B (PS-5) – противопожарный гидросамолет. Переоборудован бортовой № 06, полезная нагрузка – 8000 килограмм воды.

Основные характеристики:
- длина – 38.9 метра;
- высота – 9.8 метра;
- крыло – 36 метров;
- вес пустой/норма/макс – 25/36/45 тонн;
- запас топлива – 13.4 тонны;
- двигатель – четыре ТВД Wojiang-5A1;
- общая мощность – 12600 л.с;
- скорость крейсер/макс – 450/555 км/ч;
- дальность полета до 4750 километров;
- время полета не более 15 часов;
- высотный потолок – 10.2 километра;
- нагрузка боевая/макс – 6000/10000 килограмм;
- вооружение – ПКР, торпеды, мины, бомбы, дополнительное оборудование.

Судьба многоцелевого гидросамолета SH-5
Серийного производства гидросамолет так и не дождался, очевидно, этому препятствовали существенные недоработки бортового оборудования, так и не обеспечивший проектных характеристик поиска и поражения надводных и подводных кораблей. Кстати, ПКР «С-101» также и не пошла в серийное производство по аналогичным причинам технического характера.



Эксплуатируемые гидросамолеты в данное время используются в «PLA Navy North Sea Fleet» на спецбазе гидросамолетов Куингдао. Основное предназначение – морское патрулирование.



Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/sea/sh5.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Harbin_SH-5
http://ru-aviation.livejournal.com/2468816.html


Музей ВВС Китая Harbin SH-5











Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Братец Сарыч
    +3
    29 ноября 2012 09:29
    Любопытная конструкция - уже тогда китайцы и сами пытались создавать новые машины! Можно, конечно, фыркать, дескать, что тут такого, но эта машина испытания почти 30 лет назад завершила! А создавалась и вовсе 40 лет назад...
  2. snek
    +2
    29 ноября 2012 10:01
    ТО что в "веселые" времена культурной революции Китай смог создать подобную машину весьма впечатляет.
  3. +2
    29 ноября 2012 17:23
    Вот хоть режте меня, но не верю я, что Бе-12 здесь ни при чём... feel
  4. +2
    29 ноября 2012 18:27
    И вот что интересно - их технику критикуют, а они плюют на всех и делают, создавая научно-техническую ШКОЛУ. А мы, растеряв все, критикуем, а создавать практически не можем - основные школы потеряны.
  5. РЭБ
    +1
    30 ноября 2012 04:09
    Не в тему, но вспомнился советский анекдот: "Новости. В Китае взорвалась первая космическая ракета. Погиб один космонавт и семьсот кочегаров"
  6. 0
    30 ноября 2012 05:21
    китайцам вообще нельзя ничего показывать!:)
  7. 0
    30 ноября 2012 19:32
    а что это за 4-х двигательное стоит за ним на фотках в музее?
    1. +1
      1 декабря 2012 00:47
      douglas dc-8-2 летающая офтальмологическая лаборатория
  8. алекс 241
    +2
    1 декабря 2012 01:08
    привет Леш,специально для тебя,как ценителя.
  9. +1
    1 декабря 2012 01:10
    а это ЛИ-2.на на нём Мао Цзэдуна летали
  10. алекс 241
    +1
    1 декабря 2012 01:31
    держи Леш Р-40

    ну а здесь просто надо мотреть

    что то глюкануло,вот ролик.
  11. +2
    1 декабря 2012 01:35
    от лётчика тоже много чё зависит.
  12. алекс 241
    +2
    1 декабря 2012 01:38
    Леш кто бы спорил
  13. +1
    1 декабря 2012 01:51
    главное подругу найти верную,всё остальное-фуфло laughing
    1. 0
      1 декабря 2012 02:20
      А если она ещё аэродинамику улучшает, то ей вообще цены нет.
  14. алекс 241
    0
    1 декабря 2012 01:57
    интересная тема good
  15. алекс 241
    +3
    1 декабря 2012 02:07
    интересная тема

    вот они будующие орлы.
    1. +2
      1 декабря 2012 02:16
      Мне понравилось. Как блондинку летают.

      Утёнок симпатичный, а главное смелый. Не то что нынешний ведмедь у власти.
  16. +1
    1 декабря 2012 12:48
    ну вы тут развели тему :)
    а звук у поршневиков всеж это чтото... музыка...
  17. bart74
    +1
    2 декабря 2012 23:45
    Радоваться за китайцев не буду, как и верить в то, что SH-5 полностью китайская разработка
  18. +1
    2 декабря 2012 23:55
    радоваться было бы глупо,а вот учитывать их потенциал для России жизненно необходимо.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»