Первый китайский гидросамолет – многоцелевая амфибия SH-5
В 1950 годах Советский Союз поставлял Китаю гидросамолеты Бе-6. Это был единственный самолет подобного типа, используемый в ВС Китая. Через 15 лет использования Бе-6 полностью устарел, и Китай принимает решение начать разработку собственного гидросамолета. Китай того времени не отличался ни технической, ни научной базой, создание самолетов, как и многие высокотехнологические разработки, не являлось сильной стороной оборонной промышленности.
Во второй половине 1960-х годов началось проектирование и разработка нового гидросамолета. Основной разработчик - КБ Харбинского завода и НИИ гидроавиации. Военным требовался многоцелевой гидросамолет оснащенный мощными и экономичными двигателями турбовинтового исполнения. Он должен был заменить на вооружении гидросамолет «Бе-6». Многоцелевой гидросамолет получает название SH-5, в переводе обозначающий "морской бомбардировщик модель 5".
Гидросамолет с бортовым № 01 в неполной комплектации (корпус), был использован для проведения статических испытаний в период 1970-1974 гг. Как ранее отмечалось, Китай вставший на новый путь развития, испытывал острую нехватку подготовленных специалистов и конструкторов, поэтому первый опытный самолет SH-5 был построен к концу 1973 года, он получил бортовой № 02. В небо первый китайский гидросамолет смог подняться в небо весной 1976 года. А основные испытания гидросамолета были завершены аж в 1985 году. В них принимали участие 6 многоцелевых морских бомбардировщиков.
После окончания испытаний четыре самолета из шести (бортовые №№ 04, 05, ,06, 07) передаются в пользование морской авиации Китая в сентябре 1986 года. Интересной особенностью становятся существенные отличия опытных образцов от принятых на вооружение гидросамолетов. Основное место базирования – аэродромы Куингдао и Туаньдао. По имеющейся информации, на 1999 год в ВМС Китая состояло 7 летающих лодок SH-5. На сегодня известно о трех эксплуатируемых гидросамолетах SH-5 для выполнения поисково-спасательных операций и одного гидросамолета (бортовой № 06) для обеспечения противопожарной безопасности «PS-5».
Устройство и конструкция Harbin SH-5
Китайские конструкторы не стали далеко уходить в конструкции от советского предшественника - гидросамолета Бе-6. Также были использованы детали от транспортника «Y-8» (аналог Ан-12). Китайский гидросамолет имеет туже аэродинамическую схему высокоплана с прямым крылом. Основа – лодка, оканчивающаяся длинным хвостом и оперением. Для управления летающей амфибией на водной поверхности на основу лодки установлен руль управления. Устойчивость самолета на воде обеспечивают крыльевые поплавки неубираемого исполнения, они установлены на N-образные подкосы.
Имеются и заметные отличия выполнения гидросамолета, что в итоге сделало его похожим на советский «Бе-12» и японский «Shin Meiwa US-1A»:
- кабина пилотов получила каплевидную форму;
- носовой обтекатель радиолокационной антенны выполнен как у гидросамолета Бе-12;
- шасси самолеты убираемого типа.
Шасси самолета китайские конструкторы использовали стандартное трехопорное. Передняя стойка двухколесная, основные – одноколёсные. Стойки шасси получили пневматические масляные амортизаторы. Носовая стойка после взлета складывается вперед, основные - с поворотом в ниши бортов. Особенность китайского выполнения шасси становится малый просвет при совершении взлета/посадки с водной поверхности.
Как заказывал заказчик, летающую амфибию оснащают мощными двигателями WJ-5А1 «Донган». Данные двигатели является аналогом советский АИ-24. Четыре турбовинтовых двигателя обеспечивают самолет мощностью в 12600 л.с. Три грузовых отсека выполнены в носовой части корпуса лодки. Средняя часть - это отсеки оборудования поиска, радиосвязи и аппаратные отсеки. Центральным отсеком является операторский отсек, где находятся 3 оператора, которые осуществляют управление бортовым оборудованием. Все внутренние отсеки соединены коридором, отсеки блокируются водонепроницаемыми дверями. В состав бортового оборудования входят: инерциальная система навигации, радиокомпас, детектор определения магнитных аномалий, радиовысотомер, доплеровская РЛС поиска. Полный экипаж – 8 человек, состоящий из командира, второго пилота, штурмана, бортового инженера, радиста и техников-операторов.
Вооружение гидросамолета SH-5 состоит из:
- дистанционной двуствольной орудийной установки калибра 23мм «Type 23-1»;
- противокорабельные ракеты типа С-101;
- малогабаритные противолодочные торпеды;
- глубинные бобмы/мины разного калибра;
- сбрасываемое оборудование для обеспечения радиогидроакустики;
- спасательное/аварийное оборудование.
Общая полезная нагрузка многоцелевого гидросамолета – шесть тонн. Она устанавливается на четыре узла под крылом и размещается в кормовом отсеке. Пример, на боевое патрулирование многоцелевой гидросамолет вылетает вооруженный 2 ПКР С-101 и 6 торпедами на внешних и внутренних пилонах, боекомплектом бомб/мин (1х3000/3х1000/6х454 килограммовых), радиогидроакустическими буями, спасательно-аварийным оборудованием.
Варианты исполнения:
- 01 – предсерийный прототип. Использовался для статических испытаний;
- 02-03 – предсерийные прототипы. Использовались для летных испытаний;
- 04-07 – серийные прототипы. Поставлены на вооружение.
- SH-5 – многоцелевой (базовый вариант) гидросамолет;
- SH-5A – некоторые из серийных прототипов были переоборудованы для ведения электронной разведки;
- SH-5B (PS-5) – противопожарный гидросамолет. Переоборудован бортовой № 06, полезная нагрузка – 8000 килограмм воды.
Основные характеристики:
- длина – 38.9 метра;
- высота – 9.8 метра;
- крыло – 36 метров;
- вес пустой/норма/макс – 25/36/45 тонн;
- запас топлива – 13.4 тонны;
- двигатель – четыре ТВД Wojiang-5A1;
- общая мощность – 12600 л.с;
- скорость крейсер/макс – 450/555 км/ч;
- дальность полета до 4750 километров;
- время полета не более 15 часов;
- высотный потолок – 10.2 километра;
- нагрузка боевая/макс – 6000/10000 килограмм;
- вооружение – ПКР, торпеды, мины, бомбы, дополнительное оборудование.
Судьба многоцелевого гидросамолета SH-5
Серийного производства гидросамолет так и не дождался, очевидно, этому препятствовали существенные недоработки бортового оборудования, так и не обеспечивший проектных характеристик поиска и поражения надводных и подводных кораблей. Кстати, ПКР «С-101» также и не пошла в серийное производство по аналогичным причинам технического характера.
Эксплуатируемые гидросамолеты в данное время используются в «PLA Navy North Sea Fleet» на спецбазе гидросамолетов Куингдао. Основное предназначение – морское патрулирование.
Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/sea/sh5.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Harbin_SH-5
http://ru-aviation.livejournal.com/2468816.html
Музей ВВС Китая Harbin SH-5
Информация