Замена Ан-124: реальность или фантазии

81
Замена Ан-124: реальность или фантазии
Изображение из патента на промышленный образец на российский сверхтяжелый военно-транспортный самолет. Дата подачи – май 2022 года


Стратегические интересы


Наличие собственного парка тяжелых и сверхтяжелых военно-транспортных самолетов – это явный признак державы, имеющей амбиции на мировое лидерство. Пусть и в многополярном мире. В Советском Союзе с этим было все в порядке. К середине 80-х годов в стране сформировался мощный флот, костяк которых составляли передовые для своего времени Ил-76, Ан-22 и Ан-124. Общая численность машин доходила до 450.



Интересы СССР распространялись на весь мир, и транспортная авиация играла в этом огромную роль. С развалом Союза настали тяжелые времена и для военной авиации – достаточно сказать, что с 1992 по 2015 год ВВС не получили ни одного транспортного самолета. Потом началась эпоха глубокомодернизированных Ил-76МД и Ил-76МД-90А, которые на данный момент считаются самыми современными военно-транспортными самолетами ВКС.

Машины отличные, но не претерпели принципиальных изменений – по-хорошему, необходимо было строить новый самолет. Потенциал новых Ил-76 так и остался на уровне 70–80-х годов. Без предварительной подготовки в грузовую кабину входит только техника ВДВ – все остальное либо приходится разбирать, либо буквально втискивать.

Парадоксально, но при грузоподъемности в 60 тонн Ил-76 должен был с большим запасом поместить любой отечественный танк, но ширина Т-72 без бортовых экранов 3,37 м, а грузовой отсек самолета – 3,45 м. Ил-76 – это самолет исключительно для техники ВДВ, не более того.


Ан-124 «Руслан». Источник: sdelanounas.ru

Боевая техника неизбежно будет тяжелеть и увеличиваться в размерах. Хроническая нехватка машин типа Ан-22 (грузоподъемность до 80 тонн) и Ан-124 (грузоподъемность до 120 тонн) заставляет задуматься о перспективах отечественной авиации. Ан-22 можно с уверенностью считать уходящим на покой – в летной годности всего три или четыре самолета.

«Русланов» больше – шестнадцать боеготовых экземпляров. По другим данным, сверхтяжелых машин не более пяти. Сравните это с 52 американскими тяжеловозами С-5М Galaxy. Напрямую сравнивать активность Америки и России на земном шаре, конечно, нельзя, но более чем трехкратное отставание в численности сверхтяжелых самолетов нельзя считать приемлемым. Тем более что у американцев есть С-17 Globemaster III максимальной грузоподъемностью около 77 тонн, то есть фактический аналог «старичка» Ан-22. И здесь у Пентагона просто тотальное численное преимущество – наклепали 279 машин.

В итоге в сегменте 70–80-тонных машин у нас пустота, а в классе «сверхтяжелых» трехкратное численное отставание. С учетом размеров армий США и РФ удельная численность тяжелых военно-транспортных самолетов просто несравнимо больше у американцев. Напомним, Российская армия в ближайшее время должна быть увеличена на десять процентов.


Ан-22. Источник: warfiles.ru

Нельзя говорить, что ничего не делается в этом направлении. Еще до украинского Майдана было подписано межправительственное соглашение о серийном производстве Ан-124 с двигателями Д-18Т. Стартовать оно должно было на ульяновском «Авиастаре» в 2016 году. Моторы, соответственно, намеревались производить в Запорожье. О том, что и кто этому помешал, рассуждать излишне, но факт остается фактом – девять лет назад Россия осталась без перспектив дальнейшего развития целого класса самолетов.

После этого отдельные лица уверенно говорили о возможности возобновления выпуска «Русланов» в России уже с отечественными двигателями. Дело в том, что единственной адекватной заменой можно считать гигант НК-32 от сверхзвукового бомбардировщика Т-160 – по тяге на форсаже он даже мощнее запорожского Д-18Т. Но дальше начинаются сложности.

Во-первых, НК-32 меньше родного двигателя «Руслана» в профиль – диаметр 1,78 метра против 2,33 метра. При этом гораздо длиннее – сразу 7,4 метра против 5,4 метра. В этом нет ничего удивительного – НК-32 разрабатывался не для размещения в мотогондолах под крыльями. Это двигатель для сверхзвуковых полетов, и он разработан с низкой степенью двухконторности – всего 1,4. У запорожского двигателя аналогичный параметр равен 5,6.

И расход топлива у НК-32, естественно, больше в два с лишним раза. Такие прожорливые двигатели не просто сделали бы невозможным любые коммерческие перевозки, но и заметно сократили бы дальность полета (либо полезную нагрузку) нового Ан-124. Каждый «Руслан» должен был грузить на борт в два раза больше горючего. Несмотря на очевидные и достаточно фундаментальные проблемы, заместитель генерального конструктора ОАО «Кузнецов» А. Шацкий еще в 2015 году заявил:

«Заданные сроки (сделать мотор до 2019 года) являются чрезвычайно сжатыми. Предстоит точно «вписаться» в размеры мотогондолы Д-18Т. Несмотря на все сложности, задача эта вполне решаемая».

Намеревались использовать «горячую» часть мотора НК-32 для создания модификации под сверхтяжелый самолет, но это оказалось не намного проще запуска в серию двигателя с нуля.

В итоге на возрождении «Руслана» поставлен крест, а вот НК-32 вполне может послужить под крыльями машин проекта ПАК ДА. Точнее, его модификация НК-32Д.

Тяжелые перспективы


Ан-124 повезло – он появился под самый занавес Советского Союза в 1986 году. И какое-то время выпускался серийно. Даже обзавелся шестидвигательной версией Ан-224. А вот у замены турбовинтового Ан-22 «Антей» судьба сложилась гораздо сложнее. Машина известна под именем Ил-106.

Одноклассник С-17 Globemaster III должен был появиться в середине – конце 90-х годов, так и остался на этапе макета. Преемником не родившегося самолета в современности должен стать Перспективный авиационный комплекс Военно-транспортной авиации (ПАК ВТА), который заполнит пустующую нишу 80-тонных транспортников.


Проект Ил-106 еще советских времен. Готовился на замену Ан-22 «Антей». Судя по макету, на самолёт прогнозировали поставить турбовинтовентиляторные двигатели НК-93

Вообще, с самой концепцией ПАК ВТА много сложностей и недоговорок. Есть ощущение, что военное ведомство до какого-то момента не определилось, что авиации необходимо – два самолета, которые заменят, соответственно, Ан-22 и Ан-124, либо один универсальный. В разное время мелькали проекты сверхтяжелых самолетов «Слон» и вариантов творческого переосмысления Ил-106. В качестве силовой установки рассматривали глубокомодернизированный НК-32Д, но пока информации о работах по нему нет. Закрыта опытно-конструкторская тема уникального турбовинтовентиляторного двигателя НК-93. У изделия поразительные характеристики – степень двухконтурности 16,7, а удельный расход на 10 процентов ниже, чем у запорожского Д-18Т. Двигатель получился интересный и, безусловно, требует детального рассмотрения на страницах «Военного обозрения». А также причин, почему он оказался не у дел.


НК-93. Источник: wikipedia.org








Один из вариантов ПАК ВТА. Обратите внимание, погрузка через носовую аппарель ликвидирована ради удешевления. Самолет построен по мотивам Ил-106. Источник: naukatehnika.com

Пару лет назад военные, похоже, определились с требованиями для ПАК ВТА. Самолет не будет прямой заменой Ан-124, так как нижняя граница грузоподъемности обозначена в 80 тонн. Длина грузового отсека самолета должна быть не менее 27,5 метра, ширина и высота – 5,8 и 4,4 м соответственно. В самолет должны входить без предварительного разукомплектования вертолеты, самолеты и системы ПВО. Не совсем понятна судьба известного в узких кругах проекта «Слон», который готовился поднимать в небо до 150 тонн.


Проект «Слон» с десяти шагов от Ан-124 «Руслан» не отличить. Источник: topcor.ru

Несмотря на все вышесказанное, уже готов предварительный облик будущего транспортного самолета. Пятый или шестой по счету? В мае прошлого года была подана заявка на патентование от имени Министерства обороны Российской Федерации. Опубликованы рисунки в конце 2022 года.












Патентные изображения будущего сверхтяжелого военно-транспортного самолета. Надеемся, окончательные

Ничего революционного в изображениях нет – разве что хвост машины стал походить на заморского одноклассника С-5 Galaxy. Проект явно заточен под использование перспективного двигателя ПД-35, и вот здесь начинаются главные сложности.

Дело в том, что, прямо говоря, государству сейчас не до тяжелого двигателя тягой более 35 тонн. Санкционная реальность заставляет бросить все силы на доработку двигателей ПД-8 и, прежде всего ПД-14. Если этого не сделать, то лет через десять летать по России мало на чем будет возможно. А это проблема поважнее будет, чем постройка сверхтяжелого «грузовика» преимущественно для ВКС.

В итоге сроки работ по ПД-35 смещены хорошо вправо – в самом оптимистичном варианте опытный экземпляр соберут в следующем году. Добавьте к этому пару-тройку лет на доводку проекта. Будет ли возможность строить новый сверхтяжелый транспортный самолет параллельно работам над ПД-35, или придется дожидаться готовых моторов, вопрос открытый. В любом случае, именно перспективный двигатель большой тяги является критически важным элементом всей концепции самолета, заменяющего в будущем пару Ан-124 и Ан-22. А он пока совсем не готов.


ПД-35. Источник: topcor.ru

Немного оптимизма в конце.

ПД-35 не разрабатывается с чистого листа – в основу положен газогенератор от ПД-18, который уже вполне успешно поднимается в воздух. Его намерены масштабировать под тягу 35–40 тонн. Ждут двигатель не только в ВКС. Проект российского дальнемагистрального лайнера на платформе Ил-96 также требует тяжелую силовую установку. Запасаемся оптимизмом и ждем хороших новостей.
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    23 апреля 2023 07:14
    Замена Ан-124: реальность или фантазии

    Вопрос конечно интересный!

    в 2022 году российский авиапром построил 12 самолетов (10 SuperJet-100 и 2 транспортника Ил-76). Это исторический минимум за последние 14 лет. В 2021 году построили 16 гражданских самолетов 1-3 классов (тяжелее 10 т, без малой авиации), на 4 больше, чем в 2022 году.
    ( https://dzen.ru/a/Y_srT1tZP2-ceBBa)

    Ответ при нынешней организации авиастроительной отрасли во главе с "эффективными менеджерами" очевиден.
    1. +21
      23 апреля 2023 08:34
      ПД-35 не разрабатывается с чистого листа – в основу положен газогенератор от ПД-18, который уже вполне успешно поднимается в воздух. Его намерены масштабировать под тягу 35–40 тонн.


      ПД-35 как раз таки полностью разрабатывается с чистого листа.И газогенератор там именно что полностью новый.И конструктивно и по материалам.Так как невозможно сделать газогенератор на 35 т мотор с вменяемыми ТТХ на основе технологий газогенератора на 14-18 тонн.



      Это точно не ПД-35.На фото серийные западные движки.Полность соберут и испытают опытный образец ПД-35 в 2024 году.Так что на фото не ПД-35.

      В итоге сроки работ по ПД-35 смещены хорошо вправо – в самом оптимистичном варианте опытный экземпляр соберут в следующем году. Добавьте к этому пару-тройку лет на доводку проекта. Будет ли возможность строить новый сверхтяжелый транспортный самолет параллельно работам над ПД-35, или придется дожидаться готовых моторов, вопрос открытый.


      Тут не моторов прийдётся дожидаться,а самолётов,на которые можно будет поставить ПД-35.Поэтому и не спешат с ПД-35.

      Дело в том, что, прямо говоря, государству сейчас не до тяжелого двигателя тягой более 35 тонн.


      Пока просто нет самолёта на который его можно ставить,кроме CR-929.

      В итоге на возрождении «Руслана» поставлен крест, а вот НК-32 вполне может послужить под крыльями машин проекта ПАК ДА. Точнее, его модификация НК-32Д.


      Движ для ПАК ДА называется Изделие-РФ тягой 23-24 тонны,созданный на основе двигателя НК-56 со взлётной тягой 18 тонн,создававшегося в своё время для Ил-96-300.На испытаниях НК-56 выдавал тягу и в 20 тонн.Изделие-РФ это как бы двигатель первого этапа,а движ второго этапа это НК-23Д (а не НК -32Д) с конкурентными ТТХ и с новым газогенератором на 24 тонны.
      1. +9
        23 апреля 2023 14:44
        Это точно не ПД-35.На фото серийные западные движки.Полность соберут и испытают опытный образец ПД-35 в 2024 году.Так что на фото не ПД-35.

        На фото Trent 900, производимый в Сингапуре, фото с оригинального источника


        https://www.ainonline.com/aviation-news/air-transport/2020-02-04/rolls-royce-underlines-singapores-significance?qt-latest_trending=1latest_trending=1
        1. -1
          28 апреля 2023 12:56
          Автор немного подзабыл о реалиях и о том что РФ это не сверхдержава СССР. Мы просто не потянем такое огромное количество типов самолетов ВТА. Да и не разумно это.

          Основой ВТА должен остаться Ил-76МД-90А, и задача МО обеспечить совместно с ВПК возможность загрузки в него большей части нашей бронетехники, в том числе мотострелковой и танковой. Расширить на нем фюзеляж не реально, поэтому нужны другие решения и они есть. Так же помимо увеличения выпуска Ил-76-МД-90А необходимо начать разработку его новой модернизации с установкой двигателей нового поколения ПД-18 и увеличением грузоподъемности самолета.

          Еще одной массовой рабочей лошадкой, закрывающего самую легкую нишу ВТО должен стать Ил-112В.

          Ну и сверхтяжелые Русланы надо оставлять. Для них нужна модернизация с импортозамещением украинского оборудования включая замену двигателей на ПД-35 и увеличением грузоподъемности. Необходимо попытаться самим восстанавливать производство Русланов, под новым именем и без импортных комплектующих.

          Все другие проекты ВТА надо сворачивать за ненадобностью.
      2. +9
        23 апреля 2023 19:29
        Цитата: Orange-Bigg
        Тут не моторов прийдётся дожидаться,а самолётов,на которые можно будет поставить ПД-35.Поэтому и не спешат с ПД-35.

        Нет самолёта для ПД-35 ?
        Или есть , но это СR-929 ?
        А ничего , что это совместная разработка РФ и КНР с финансированием 50\50 ? И что он такой же наш , как и китайский ? И его проектирование вели конструкторы КБ Ильюшина ? Вместе с китайцами , но ведущая роль была у наших инженеров .
        Так какого Лешего у нас "государство" (или ответственные чиновники) такими проектами разбрасываются ?? Или нам дальнемагистральник не нужен ? Если по сути мы его спроектировали , сделали композитное крыло и хвостовое оперение , делаем двигатели ..?
        Китай не хочет делиться прибылью с реализации на собственном рынке ?
        Да и на здоровье !! Организуем производство у себя по полному циклу , или в кооперации с Китаем в плане аппаратного и системного насыщения . Они производят у себя , мы - у себя . При этом мы можем предложить по взаимной кооперации наши крылья , хвосты с оперением и двигатели .
        Для ВСЕГО китайского парка этих самолётов ! А это десятки миллиардов долларов и пару десятилетий работы только на поставки Китаю .
        Мало , блин горелый ?? angry
        А те , что строим у себя пойдут на наш рынок (от 150 до 200 шт. минимум) и на рынок внешний . Сегодня у нас уже достаточно партнёров по БРИКС и союзников по антиамериканской\антиглобалистской коалиции , нормальный рынок получается .
        Это было о СR-929 , как о якорном потребителе ПД-35 . Вот только это не всё . Только для этого надо включать Голову , а в ней Логику и Здравый Смысл !
        Итак , у нас есть\скоро будет мощный и высокоэффективный двигатель ПД-35 на 35 - 38 - 40 т.с. тяги . Но первая версия будет тягой именно 35 т.с.
        Сразу ЗАБЫВАЕМ о Ил-96 с двумя двигателями - это старьё , а мы в этой категории строим СR-929 , который из чувства здорового патриотизма можно переименовать , скажем , в Ил-929 (это чтоб иностранцы не путали , но и сразу узнавали) .
        Переходим у транспортной и военно-транспортной авиации .
        Во первых - никаких чудачеств и "проектирования с нуля неимеющегоаналогов" . Берём фюзеляж Ан-124 (его производили и обслуживают в Ульяновске) , слегка удлиняем , крыло соответственно то же , и ставим в мотогондолы четыре ПД-35 . Получаем сверхтяжелый транспортник практически равнозначный Ан-224 "Мрия" . Но с четырьмя двигателями . Производство организуем в Ульяновске . Грузоподъёмность такого грузовика будет порядка 200 - 250 т. Такой сразу 4 танка сможет взять за раз + БК и топливо к ним .
        Продолжаем .
        Берём за основу фюзеляж Ил-76МД90А , расширяем его настолько , чтоб свободно входил ОБТ с обвесом . В высоту так же добавляем , чтоб можно было грузить комплексы ПВО . Т.е. масштабируем грузовое отделение . И вешаем ему под крылья ДВА ПД-35 . Суммарная тяга стала больше , вес двигов несколько меньше , грузоподъёмность может вырасти до 70 тонн . А это за одну ходку ОБТ + грузовик с БК и топливом . При этом два ПД-35 будут куда экономичней прежних двигов , а следовательно и дальность несколько подрастёт .
        Вот вам сразу ТРИ самотёта для этих самых ПД-35 . Только для нужд России таких самолётов и двигателей к ним понадобятся сотни (самолётов) и тысячи (двигателей) , а есть ещё и рынок внешний , который поверьте , будет весьма не мал . А если и Китай станет пользоваться нашими двигателями для своих СR-929 , то мне даже сложно представить СКОЛЬКО же их потребуется в ближайшие два-три десятилетия .

        И попробуйте доказать мне хоть что-то обратное .

        Цитата: Orange-Bigg
        движ второго этапа это НК-23Д (а не НК -32Д) с конкурентными ТТХ и с новым газогенератором на 24 тонны.

        Год назад показывали как начата сборка первых опытных НК-23Д для стендовых испытаний . В этом году испытания должны уже идти во всю . Если всё получится , то у нас появляется двигатель для ремоторизации всех "Русланов" и для перспективного ПАК ДА (если он когда-нибуть таки родится) .

        Из вышеизложенного вывод - работы по ПД-35 ни в коем случае не стоит тормозить или откладывать . Делать ставку на собственное производство с полной\максимальной локализацией всех трёх вышеперечисленных самолётов . Оснастка и опыт работ по производству и обстлуживанию Ан-124 в Ульяновске есть , так что трансформация его в новый аналог "Мрии" особых проблем не составит . Ил-76МД90А так же (хоть и криво , и со скрипом но) строится и тоже в Ульяновске ! Так что и двухдвигательный транспортник грузоподъёмностью в 70 т. так же можно в будущем организовать там же . Если потребуется , то производственные мощности следует расширять , дабы был единый кластер тяжелого и сверхтяжелого транспортного авиастроения .
        Совместно разработанный с Китаем СR-929\Ил-929 производить или в Воронеже , или в том же Ульяновске (да-да yes ) , расширив для этого производственные мощности и площади . В Ульяновске будет безопасней , а в Воронеже уже и не так безопасно , да и в городской застройке уже завод . Воронежский АСЗ лучше использовать в кооперацию с Ульяновским для производство компонентов к всем вышеперечисленным перспективных тяжелым самолётам .
        А рисовать всё новые прожекты с картинками "новых самолётов" , это голимый распил средств на ОКР и профанация\саботаж задачи по насыщению Гражданской , Транспортной и Военно-Транспортной Авиации РФ необходимыми ещё вчера , самолётами .
        hi
        1. 0
          24 апреля 2023 19:39
          Ваши слова да нашему "богу" в уши.
      3. -2
        24 апреля 2023 17:54
        Мне одному в глаза бросается, что автор транспортную авиацию приписывает к ВКС, когда она всегда была подчинена ВТА?
  2. +10
    23 апреля 2023 07:18
    Запорожье надо брать. И не только за моторы, но в первую очередь потому, что Запорожская область ВСЯ является территорией РФ, включая (хоть пока и чисто формально) город Запорожье. Но завод и КБ будут в России не лишними.
    1. +15
      23 апреля 2023 07:27
      Осталась самая малость, вернуться из США и вступить в Вагнер .Они граждан США в свои ряды принимают.
      1. +3
        23 апреля 2023 10:24
        Цитата: ASAD
        Осталась самая малость, вернуться из США и вступить в Вагнер .Они граждан США в свои ряды принимают.
        Но нужно торопиться: говорят, что у них лимит в 1 млн американцев! lol
      2. 0
        24 апреля 2023 05:54
        Цитата: ASAD
        Осталась самая малость, вернуться из США и вступить в Вагнер .Они граждан США в свои ряды принимают.

        Был бы лет на 20 моложе, подумал бы на эту тему. А за последние 20 годов здоровья не прибавилось, даже после 5 операций на спине. После крайней операции в этом году хирург сказал, что пока он не даст добро, больше 10 фунтов (а это меньше 5 кг) не поднимать. Сколько нынче снаряга пехотинца весит? А еще меня в РФ за мои официально, по рецепту купленные в аптеке таблетки от боли в спине посадить могут, как ту лесбоафроамериканскую баскетболистку. А без них я никуда не поеду, потому что прострелить может в любой момент, а тогда либо таблетку, либо очень хочется застрелиться. Ну и какой тут Вагнер?
    2. Eug
      +5
      23 апреля 2023 08:32
      Завод и КБ, как я понимаю, уже давно китайские и Россия, скорее всего, в ответ на поддержку Китая не будет это оспаривать. Во-вторых, для России там нет ничего такого, чего бы не было в самой России.
      1. +1
        23 апреля 2023 16:13
        Завод китайский, КБ "Прогресс" - госсобственность. Это была "голубая" мечта Богуслаева, подгребсти под себя "Прогресс", тем более, что территория одна. В 2012 году, процесс вышел на финишную прямую, в Куеве "занесли" всем заинтересованным лицам. Но в последний момент, вмешался Саша - стоматолог.
      2. +1
        23 апреля 2023 17:01
        Интересно а что там осталось кроме вывески? Техдокументация и оборудование можно и вывезти, народ на фронт погнать а что останется?
        1. +4
          23 апреля 2023 19:19
          Завод вполне себе работает, но в основном ремонты. Новых двигателей практически нет.
    3. +4
      23 апреля 2023 22:35
      Запорожье надо брать. И не только за моторы

      Из существующего опыта- ничего работающего там при этом точно не останется.
  3. +12
    23 апреля 2023 07:47
    Цитата: Наган
    Но завод и КБ будут в России не лишними.

    Сдадут в металлолом.
    И построят человейники для мигрантов из мусульманских стран.
  4. +11
    23 апреля 2023 07:48
    Нет двигателя-нет самолёта, всё остальное-разговоры в пользу бедных.
    1. +13
      23 апреля 2023 08:05
      Прежде ответа на вопрос: "Какие самолёты ВТА нам нужны?" надо дать ответ на вопрос: "для каких целей нам нужны самолёты ВТА?", то есть сначала определяемся с военной логистикой - что будем возить, как часто и на какие расстояния, определяемся с типами ЛА и количественной потребностью, и вот только потом уже уточняем проекты... вначале думаем, потом делаем...
      1. Eug
        +3
        23 апреля 2023 08:43
        Есть такое понятие - стандартная номенклатура НАТО, в которой грузы (и соответственно тара) стандартизированы по размеру и весу. По ней "примеряют" модернизируемые и проектируемые транспортники. В частности, китайский Y-9 (глубокая модернизация Ан-12 с новым крылом и врезкой 2.7 м. в фюзеляж, двигатели те же - запорожские АИ-20, но с уменьшенной до 90% тягой для повышения экономичности) вмещает 70% грузов стандартной номенклатуры НАТО.
  5. +3
    23 апреля 2023 08:05
    Наличие собственного парка тяжелых и сверхтяжелых военно-транспортных самолетов – это явный признак державы, имеющей амбиции на мировое лидерство.
    - это явный признак уровня стоящих перед страной задач и способности эти задачи решать своими силами. Всё остальное бла-бла-бла про признаки и амбиции державы - идеологическая шелуха. У Украины были "Мрии". Делало её это державой с претензиями на лидерство?
    1. +8
      23 апреля 2023 12:17
      Цитата: Reklastik
      У Украины были "Мрии"

      Украина их, а точнее единичный экземпляр, эксплуатировала. Но строил "Мрию" - Союз! Второй недостроенный экземпляр "Мрии" так и остался не осиленным Украиной.
  6. +6
    23 апреля 2023 08:15
    Двигатель Д - 18 уже давно не производится и видимо уже не будет производиться, так как компетенции утрачены. Максимум, что возможно - капремонт, с переделкой в новый профиль.
    1. +1
      23 апреля 2023 08:31
      Года 2 назад производились новые Д-18Т для ремоторизации Ан-124, принадлежащих транспортной компании Антонова.
      1. +4
        23 апреля 2023 16:14
        Последний новый, серийный Д - 18 выпущен, в 2005 - 06 годах. После чего, только модернизация и переделка в новый профиль.
  7. +6
    23 апреля 2023 08:49
    Мрия всегда АН-225 была, а не АН-224
  8. +2
    23 апреля 2023 08:56
    собственно ясно, что ничего не ясно и когда развиднеется непонятно...
  9. +5
    23 апреля 2023 09:12
    ЦАГИ в аэродинамической трубе обкатало облик сверхтяжелого транспортного самолета Слон. Не знаю, но кажется не определились с хвостовым оперением. У него буде грузоподъемность 180т. Дальность 7000 км, скорость 850 км/ч, взлетная полоса 3 км. Увеличенный фюзеляж и двухъярусная загрузка грузов. Теперь и военные и гражданские ждут ПД35, его даже думали ставить на совместном с китайцами дальнемагистральным пассажирским самолетом CR 929. Все Наши современные проекты тягучие по- времени и всегда встает вопрос срока реализации проектов и после этого промышленность сдвигает сроки изготовления, вправо. Планы Наполеоновские, а реализация низкая.
  10. +8
    23 апреля 2023 09:50
    С учетом размеров армий США и РФ удельная численность тяжелых военно-транспортных самолетов просто несравнимо больше у американцев.

    При всей очевидности необходимости тяжёлого транспортника для России, нельзя не заметить, что в отличии от США - у нас нет надобности перебрасывать армию с техникой на другой континент.. Там, где мы воюем или можем воевать в будущем - имеются железные и прочие дороги.. А следовательно актуальность подобной машины для РФ ощутимо ниже.
  11. +13
    23 апреля 2023 10:00
    ....более чем трехкратное отставание [от США] в численности сверхтяжелых самолетов нельзя считать приемлемым


    Разве?

    А что у нас по другим типам самолётов?
    1) истребители-бомбардировщики 5-го поколения.
    у нас условно 10 шт ("условно" – так как где эти 10 шт Су-57? Точно не прототипы? Точно 5-го поколения?), у США 177 F-22 + 310 F-35. Я считаю только ВВС США. Всего у США около 450 F-35.

    2) боевые самолёты 4-го поколения всех видов
    РФ 370 (https://www.defensenews.com/air/2023/03/07/which-fighter-jet-is-best-for-ukraine-as-it-fights-off-russia/), у США F-16 922 + F-15E 218 + F-15 266

    Так что, трёхкратное отставание от США вполне можно и нужно считать приемлемым, исходя из военных бюджетов 2021 (до СВО) 800 млрд долл у США и 66 млрд долл у РФ - в 12 раз меньше.
    1. -8
      23 апреля 2023 12:30
      Цитата: Проктолог
      Так что, трёхкратное отставание от США вполне можно и нужно считать приемлемым, исходя из военных бюджетов 2021 (до СВО) 800 млрд долл у США и 66 млрд долл у РФ - в 12 раз меньше.

      А если военный бюджет неприемлемый? Экономика неприемлемо слабая?

      Вопрос приемлемости это вопрос амбиций. Если вы считаете Россию третьеразрядной страной, то приемлемо. А если страной, которая может бросить вызов США и всему НАТО - неприемлемо.
      1. +7
        23 апреля 2023 21:14
        ИМХО по поводу "бросить вызов США и всему НАТО" уже всем все стало понятно за этот год
  12. +3
    23 апреля 2023 10:01
    Чтобы были любые нужные самолёты России нужно менять систему или логистику управления. Возрождать Министерство Авиации. Возрождать государственные КБ и авиазаводы. Вычищать из страны иностранных акционеров из страны. Что путного может предложить социолог во главе всей промышленности? Самый богатый министр в России а выхлоп ноль. soldier
    1. -1
      24 апреля 2023 00:46
      В 30-е годы чуть ли не в каждой стране было министерство авиации, а потом как бабка отшептала.
  13. +7
    23 апреля 2023 11:05
    Вобщем, судя по статье, "ФАНТАЗИИ"
    Или Обещалки?
    Нет ,фантазии однозначно. Если ничего нет ,кроме рисунков, то это они.
  14. aba
    +3
    23 апреля 2023 11:42
    Ждать, ждать и ждать.........
    Скоро полеты на самолёте для большинства россиян станут несбыточной мечтой: не на чем и очень дорого.
    А тут тяжёлый транспорт. Это как следствие, того что младореформаторы в свое время взял курс на что не сможем сделать, то купим на Западе. А партнеры в который раз нас обманули.
    Но в это г@вно наши чиновники и олигархи наступают постоянно в надежде, что все таки однажды белые люди им все же разрешат встать с ними рядом.
  15. +2
    23 апреля 2023 11:50
    У нас сейчас «в планах» аж 4 типа по ВТА, легкий Ил-112В, 6 тонн, не самый удачный, да ещё и завис после катастрофы опытного. Потом средний на 20 тонн, думали совместно с Индией делать, не пошло. Средне-тяжелый Ил-76-90, до 60 тонн, наладили мелкосерийное производство, но он дорогой и серия плохо масштабируется. И проект по ПАК ВТА, это 100 тонн +, пока на бумаге. Точнее в файлах. Очевидно, что Ил-76-90 востребован, это ведь не только ВТА, это ДРЛО, заправщик и пожарный, его надо наращивать, хотя бы до 7-8 шт в год. И точно нужен легкий или средний, вот тут вопрос, доводить до ума 112-й или все-таки забыть и довести 20-тонник. А 4 типа это не реально. Полосатые могут себе позволить, да и у них базы по всему миру... им никак. Если сможем делать 7-8 Ил-76 и более легких 8-10, минимально хватит.
    1. -1
      29 апреля 2023 06:24
      Выпуск 7-8 самолётов Ил 76 в год это очень мало, это капля в море, необходимо выкатывать из сборочных цехов как минимум по самолёту каждый месяц, итого по 12-15 самолётов в год, не меньше, вот тогда ещё можно что то наверстать.
  16. +9
    23 апреля 2023 11:52
    Скажем так... Для вялых конфликтов а ля возня в/на украине при отсутствии адекватного противодействия противника и действий направленных на нарушение логистики (удары по аэродромам базирования ВТА, уничтожение самолетов ВВС и ПВО) - используется подход "и так сойдет". Потому-что есть нормальное ЖД сообщение на своей территории. Но если Россия вступит полноцееную войну, то всё, приплыли. Любой самолет ВТА - артефакт древней высокоразвитой цивилизации, технология производства которых утрачена и возможна только сборка отдельных экземпляров из запаса критически важных компонентов. Потери будут невосполнимы. Не понимать этого наверху не могут, уровень информирования там не позволяет быть "не в курсе". Значит при столько лет известной проблеме - отсутствие двигателей и возможности их производства, действия лиц ответственных можно трактовать однозначно - предательство.
  17. -2
    23 апреля 2023 12:05
    Все это фантазии, максимум на что способно авиастроение это организовать массовый выпуск Ту204/214 и Ил96. На этом все. Все остальные проекты в авиации должны быть закрыты.,до момента начала массового протзводства указанных типов...
  18. +2
    23 апреля 2023 12:13
    Если походить трезво к транспортникам , то я бы пошёл по таком пути:
    1. С полноценным запуском Ил76 ( нового), занял ся бы модернизированием фюзеляжа ( по примеру китайского Y20)...для ухода от чисто ВДВшной схемы.
    2. Затем, если эволюционно), удлинённый фюзеляж , новое крыло и ТРД нк32.
    3. Привлечение к использованию в армии обычных транспортных самолётов типа Ил96-400...и перестройка паллетирования грузов под стандартные ЕвроПаллеты....
    4 потом 2шт х пд35 и новое крыло ..
    4 затем уже полноценный нью - Мария с 4шт хпд35.


    Но , с учётом размеров РФ, нам необходимо развивать тяжёлую транспортную авиацию на ШРФ лайнарах. Это и экономичнее и быстрее, с учётом стандартизации паллетов . У нас под них и грузовой транспорт стандартизирован и жд и корабельный.
    1. 0
      24 апреля 2023 16:02
      а просто взять за основу ан-124 не катит?
      1. +1
        19 июня 2023 14:13
        У нас есть ТРД? По 25тн-39тн тяги?....................
        1. 0
          7 декабря 2023 11:45
          А для Слона что, есть трд? В чем вопрос?
  19. -2
    23 апреля 2023 12:27
    если нужны АН-124 для быстрой переброски габаритной техники (пусковых установок ПВО/ОТРК) то можно было ставить спарки ПС-90 на внутренние пилоны и одиночные двигатели на внешние. 6 ПС-90 дадут такую же тягу, как и 4 Д-18Т при одинаковом полном суммарном весе двигателей. Внутренний двигательный пилон понятно надо усиливать.
    Это если самолеты очень нужны вчера. Если не нужны то пусть так и скажут, что войны не будет и вот после 2035 года все не спеша сделаем МОЖЕТ БЫТЬ, НО ЭТО НЕ ТОЧНО
    1. +2
      23 апреля 2023 16:16
      Какие только варианты не предлагались - это полная переделка плоскостей и центроплана. Проще новый самолет сделать.
  20. 0
    23 апреля 2023 12:34
    Не понимаю, какие проблемы с использованием наработок по НК-32 при создании двигателя транспортного самолета? Длина и масса уменьшаются путем демонтажа сверхзвукового сопла с форсажной камерой. Высокий расход топлива исправляется увеличением степени двухконтурности. При этом снижается эксплуатационная скорость и увеличивается тяга, то есть двигатель оптимизируется именно в том направлении, которое и требуется доказать.

    Главная и наиболее трудоемкая часть двигателя - модуль камеры сгорания с турбиной. Но ведь на сегодняшний день он уже существует, причем в готовом и хорошо отлаженном виде. Остальное можно добавить и отладить в течение относительно небольшого времени. Во всяком случае это будет гораздо проще, чем создавать всю конструкцию с нуля (как это планируется в отношении ПД-35).
    1. +1
      23 апреля 2023 19:22
      Если компрессор проектировался и для сверхзвука и для дозвукового режима, то для дозвукового транспортника он уже не будет оптимальным. Не говоря о том, что форсажную камеру тоже надо будет куда-то девать.
      1. +2
        24 апреля 2023 21:30
        Цитата: ТермиНахТер
        Если компрессор проектировался и для сверхзвука и для дозвукового режима, то для дозвукового транспортника он уже не будет оптимальным. Не говоря о том, что форсажную камеру тоже надо будет куда-то девать.

        Внимательно читайте рецензируемый текст. Там прописано, что от НК-32 берется только самая сложная часть - газогенератор с турбиной. Все остальное, включая компрессор, разрабатывается с учетом новых условий применения. Форсажная камера демонтируется вместе со сверхзвуковым соплом (об этом также приходится повторяться). Основной смысл моего комментария не в том, что НК-32 якобы можно устанавливать прямо на транспортник, а в том, что на основе НК-32 можно разработать новый двигатель с использованием уже готового газогенератора и турбины от НК-32, и это будет гораздо проще, чем с нуля разрабатывать ПД-35.
  21. 0
    23 апреля 2023 15:33
    Статья замечательная! Автору респект! Но к сожалению не без ложки дёгтя, они собрались в ближайшее время больше пару тысяч только гражданских самолётов выпустить.......далее все все знают......
  22. +1
    23 апреля 2023 17:47
    Было от суперлёгкого Ан 2-Ан 14
    Ан 26
    Ан 8
    Ан 12
    Ил 76
    АН 22
    и тяжёловес АН 124
    стало остатки
    Ан 26 добиваем ресурс
    Ан 12 добиваем ресурс
    Ил 76 и модификации в серии
    Ну и часть тяжёлая Ан 124 добиваем ресурс двигателей а потом что.
    Вывод нужны заменители Ан 26, Ан 12, Ан 124.Время не терпит , нужны прямо сегодня.
  23. 0
    23 апреля 2023 20:10
    ширина и высота – 5,8 и 4,4 м соответственно
    Коалиция влезет (видел ее вживую - огромный сарай)?
  24. 0
    23 апреля 2023 21:08
    Господа, господа!
    Извините,- я не авиатор, - я со своей ветки смотрю: врали, - не врали, но нас учили( в ВВУЗе РВСН), что ...кроме прочих важных задачь ВТА является ( тогда,- в перспективе... 1985-1988гг.) переброска ПГРК МБР - в те времена "Пионер" , позже,- "Тополь".).
    1. 0
      23 апреля 2023 21:48
      Цитата: A.A.G.
      Господа, господа!
      Извините,- я не авиатор, - я со своей ветки смотрю: врали, - не врали, но нас учили( в ВВУЗе РВСН), что ...кроме прочих важных задачь ВТА является ( тогда,- в перспективе... 1985-1988гг.) переброска ПГРК МБР - в те времена "Пионер" , позже,- "Тополь".).

      Массы, габариты смотрите в других открытых источнах...Да, иногда возможно разделить ПУ и саму ракету(1/3 по массе губо)....
  25. +4
    23 апреля 2023 22:45
    В сторону Китая стыдливо предпочитаем не смотреть? А правда такова, что они создали копии Ан-2, Ан-24, Ан-12, и тяжелый транспортник Y-20.
    То, что нам нужно уже сейчас и создание чего мы успешно прогадили.
  26. -2
    24 апреля 2023 02:03
    А почему нельзя производить Д-18Т в России? Неужели нет документации? Коррумпированные соседи могли бы помочь.
    1. +1
      24 апреля 2023 15:59
      конечно есть документация, но мне кажется, что сделать новый двиг будет не сильно дороже, зато перспективнее.
  27. +2
    24 апреля 2023 08:05
    А ПАК ВТА повторяет судьбу многих наших самолётов гражданской авиации, когда дефективные менеджеры Минпромторга и ОСК через губу цедили, что нафиг не нужны отечественные движки и авионика, мол, все купим на Западе. Вот и купили, теперь лихорадочно пытаемся что-то сделать. Но при этом те же дефективные менеджеры все тормозят, надеясь, что по СВО замутят договорнячок, и они опять поедут по Западу подписывать что-то там.
    1. -2
      24 апреля 2023 19:13
      Цитата: ТанкоистребительСУ-100
      А ПАК ВТА повторяет судьбу многих наших самолётов гражданской авиации, когда дефективные менеджеры Минпромторга и ОСК через губу цедили, что нафиг не нужны отечественные движки и авионика, мол, все купим на Западе. Вот и купили, теперь лихорадочно пытаемся что-то сделать. Но при этом те же дефективные менеджеры все тормозят, надеясь, что по СВО замутят договорнячок, и они опять поедут по Западу подписывать что-то там.

      А вы хотите вечно воевать, рано или поздно кончать это придется и
      как-то договариваться. Нельзя жить в изоляции вечно.
  28. -2
    24 апреля 2023 10:50
    Странно, что от производства Русланов отказались . Крыло придется переделывать, зато есть отработанный фюзеляж с носовой аппарелью. Если Мрия с 6 двигателями, то почему не сделать и Руслан с 6 двигателями класса ПС-90.
    1. +1
      24 апреля 2023 15:57
      нужно было модернизировать Руслан и выпускать под другим именем. но тогда меньше денег распилили бы. и самолет быстро готов бы был.
    2. +1
      25 апреля 2023 19:01
      Цитата: Pavel57
      Если Мрия с 6 двигателями, то почему не сделать и Руслан с 6 двигателями класса ПС-90.

      Или форсировать ПС-90 до 18 тонн и уменьшить длину фюзеляжа и максимальную нагрузку до 90-100 тонн. Был бы на конвейере промежуточный самолет
      1. +1
        28 апреля 2023 22:15
        Вы не понимаете. На Руслан нет прав. Да и переделывать крыло - это как спроектировать заново пол-самолета. Именно поэтому никто не будет делать "двухдвигательный Ил96"
  29. -1
    24 апреля 2023 15:54
    этот проект бред. Вместо того, что бы глубоко модернизировать Ан-124, назвав по другому, он тупо амерский Гэлакси скопировали.

    жесть...а сколько денег оно высосет двже представить сложно! наверное поэтому и выбрали новый проект. )
  30. 0
    24 апреля 2023 17:34
    Не знаю к чему этот драматизм, сейчас все думают как будут складываться будущие войны, возможно техника станет беспилотной, уменьшится в габаритах, придумают альтернативный транспорт для доставки и такие самолёты будут не нужны, например, американцы не собираются что-то взамен своих Гэлакси выпускать, таких же размеров по истечению срока службы.
  31. 0
    24 апреля 2023 19:33
    Двигатель Д-18Т имеет тягу 23.43 тонны, ПД-35 35-40 тонн, т.е. два двигателя он не заменит? Как же его для Руслана планируют.
  32. 0
    24 апреля 2023 19:49


    Пока дивимся фантазиям дизайнеров! Надеемся на светлое будущее
    1. +1
      28 апреля 2023 22:13
      Я в юности на школьных учебниках тоже самолетики рисовал...
  33. -1
    24 апреля 2023 22:09
    Потребление топлива у НК-32 0,72 кг/(кгс·ч), у Д-18Т - 0,55 кг/(кгс·ч). Т.о. НК-32 уступает в экономичности - ок. 30%, а вовсе не в двое. Но, на наши новые самолеты собираются ставить новую модификацию, НК-32 Д, которые гораздо более экономичны, так что дальность наших самолетов не пострадает. Вот тут о новых модификациях НК-32:
    [/quote] «Разработанные заново компрессор и лопатки турбины вместе с улучшенным охлаждением увеличили топливную эффективность турбореактивного двухконтурного двигателя, способного работать в режиме форсажа», — говорится в публикации.

    В ноябре в материале издания The Drive новые серийные двигатели НК-32-02 для Ту-160М были признаны самыми мощными в мире силовыми агрегатами для боевых самолетов. В публикации отмечалось, что НК-32-02 развивает более 55 000 фунтов тяги на полном форсаже. Согласно данным The Drive, данный двигатель увеличит дальность Ту-160М на тысячу километров. «Отсутствие двигателей было серьезным препятствием для амбициозных планов Москвы по возобновлению производства Ту-160, которое первоначально было остановлено в 1994 году», — напоминало издание.[quote]
  34. +1
    25 апреля 2023 08:08
    Всё проcрaно. Какие новые двигатели и самолёты. Смешно. Ну а про амбиции на мировое лидерство, это вообще шутка для Петросяна
    1. Комментарий был удален.
  35. +1
    26 апреля 2023 13:48
    ПАКи, ПАКи, ПАКи... иже херувимы, житие мое.
    Centerum censo Washingtonium delendam esse
  36. +2
    27 апреля 2023 19:42
    Только при наличи ПД-35 появытся современная ВДТА.
  37. +2
    28 апреля 2023 22:09
    Про американские самолеты много неточностей. Большинство С5 стоят на длительном хранении и не используются. Летают только С5М, которых у них есть порядка 20. Это и понятно, т.к. самолет создавался в 60е годы и работы для него сейчас немного.
    Что касается С17, сменившего С141 в их линейке, то и тот и другой спокойно перелетают Атлантику без дозаправки.
  38. 0
    29 апреля 2023 11:14
    Цитата: AC130 Ganship
    Вы не понимаете. На Руслан нет прав. Да и переделывать крыло - это как спроектировать заново пол-самолета. Именно поэтому никто не будет делать "двухдвигательный Ил96"

    При постановке производства Ил-76 в Ульяновске крыло было перепроектировано.
  39. +2
    30 апреля 2023 07:13
    ПД - 18 поднимается в воздух? Где и когда? Автор, вы перепутали с ПД-14?
    Мрия, которая 225, а не 224.
    Фотография иностранных движков с подписью ПД-35.
    Что за несерьёзные ошибки в статье? Пригласите сюда редактора!
  40. +1
    2 мая 2023 02:07
    По мне так самый работоспособный проект тяжёлого транспортника для ВТА на сегодня - Ил-96-500Т. Для него есть двигатели, большая часть систем управления, основа планера, компоненты от Ил-96 и Ил-76. При этом ожидаемо будет таскать 80 тонн на 4500 км, 60 тонн на 6000 км емнип., по массе и габаритам влезет ОБТ.
    Да, допроектировать и испытать, но это понятная работа из понятных составляющих, а не рисование эскизов под несуществующий двигатель.
  41. 0
    9 июня 2023 19:19
    Вот когда зарплаты у заовдчан будут по 400к, тогда и самолёты будут. Тогда и образование будет иметь смысл, и работа будет любимой и план любой ценой без потери качества будет. А пока голой п и энтузиазмом самолёты строить то и летать так же будем. Деньги у государства есть, только не про нашу честь. их лучше в иностранные банки же вкладывать , а рабочих сократить и нанять гостей с метлами из ближнего зарубежья. так что удачи володьке трынкину.
    1. 0
      14 июля 2023 09:30
      У заводчан зарплаты по 400К не могут быть по определению - такой производительности труда просто нет. К сожалению… А помечтать можно, только вот вряд ли это поможет в практическом плане.
  42. +1
    13 июля 2023 07:36
    Ил-112 не вытянули, а тут о таком монстре размечтались.
  43. +1
    14 июля 2023 08:55
    Личное мнение, исходя из опыта.
    1. Шасси надо делать велосипедного типа. Не будет проблем с боковой тряской на посадке.
    2. 4 двигателя в 18 тонн вполне хватит для выполнения поставленных задач.
    3. Если в критической ситуации на Ил-76 вполне приемлемо взлетали с весом 220-225 тонн на 4 двигателях по 12 тонн, то с 4-мя по 18 это будет уже рабочим моментом.
    4. Надо делать упор на один самолет, а не на два под разные веса. Поднимать то что сейчас уже можем и пока можем реально. Фантазиями уже с начала 90-х живём, пора на землю опускаться.
  44. +1
    14 июля 2023 08:59
    Не АН-224, а АН-225. Их построили 2, один отлетал 30 лет с лишним в интересах 404-й и сгорел в Гостомеле в конце февраля 2022. Второй, в готовности более 50% простоял, ожидая достройки, более 30 лет. И теперь уже не достроится. Это самые большие самолеты в истории человечества. Вряд ли кто то сможет это повторить. Что до нас, то ситуация проста, надо наращивать выпуск 60-тонных Ил-76МД-90А. Хотя бы до 10-12 шт в год, это и транспортник, и ДРЛО, и тяжелый пожарник, и для десанта. А вот более тяжелую машину стоит делать в размерности 120 тонн под 4 ПД-35, но это перспектива 30-х годов.