Маневренная война в межсезонье: двухзвенные боевые бронированные машины повышенной проходимости

31
Маневренная война в межсезонье: двухзвенные боевые бронированные машины повышенной проходимости

СВО на Украине показала, насколько сильно сезонность влияет на ход боевых действий. Значительную часть времени вооружённые силы обеих сторон вообще не имеют возможности вести активные маневренные боевые действия, поскольку любая наземная техника просто вязнет в грязи, даже гусеничная, даже танки.

Проблема в том, что в некоторых регионах, в том числе на Украине, «межсезонье» может занимать большую часть года. Чуть раньше начались дожди осенью – и вот межсезонье началось с сентября. Осенняя распутица плавно перетекает в тёплую зиму – не будет морозов, почва не схватится, следовательно, любое наступление имеет высокий риск завязнуть в грязи. Началась весна, и череда снега, дождей, оттепелей и заморозков может обеспечить технике «грязевые ванны» вплоть до мая. Таким образом, наше межсезонье потенциально может продлиться девять месяцев в году, из имеющихся двенадцати.




В разное время, на разных континентах

В результате маневренные боевые действия практически полностью прекращаются, начинаются позиционные столкновения, похожие на боевые действия времён Первой мировой войны.

Есть ещё одна проблема. Зная ограничения существующей наземной техники по передвижению на раскисших грунтах, противник осуществляет минирование всех мало-мальски пригодных для движения путей. Из-за необходимости двигаться по предсказуемым путям на минных заграждениях теряется значительная часть наземной боевой техники.

Существует ли какая-либо возможность изменить эту ситуацию?

Двухзвенные вездеходы


Огромная территория Российской Федерации включает в себя значительное количество сложной, труднодоступной местности, которая требует особой техники для передвижения по ней. Одним из ответов на данный вызов стало появление двухзвенных вездеходов на гусеничном ходу, таких как ДТ-10 и ДТ-30 «Витязь», грузоподъёмностью 10 и 30 тонн соответственно, производства Ишимбайского завода транспортного машиностроения.


Двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-10П

Указанные машины предназначены для транспортировки грузов в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Арктики и Антарктики на грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересечённая лесистая местность) при температуре окружающей среды от минус 50 до плюс 40 градусов Цельсия. Машины с обозначением «П» в наименовании могут преодолевать водные преграды. Дальность хода вездеходов «Витязь» достигает 500 километров, максимальная скорость движения 37 километров в час.

Среднее удельное давление на грунт у вездеходов «Витязь» составляет 0,3 килограмма на квадратный сантиметр. Для сравнения, среднее удельное давление на грунт у танка Т-72 составляет 0,83–0,87 килограмма на квадратный сантиметр, у танка Т-80 – 0,84 килограмма на квадратный сантиметр, у танка Т-90/Т-90М – 0,97–0,98 килограмма на квадратный сантиметр, то есть в 2,5–3 раза больше.


Двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30П

Для Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) созданы модификации в амфибийном бронированном варианте ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ. Также по заданию Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) был разработан вездеход ДТ-3ПБ, обладающий грузоподъёмностью в 3 тонны и скоростью движения до 55 километров в час.


Двухзвенный вездеход ДТ-3ПБ

Высокая проходимость и грузоподъёмность двухзвенных гусеничных транспортеров позволяет создать на их базе линейку боевых машин, предназначенных для действий в межсезонье, когда мобильные силы противника будут не способны к активным действиям.

Предположительно, оптимальным решением может стать создание батальонных тактических групп (БТГ), состоящих из двухзвенных боевых бронированных машин (ДББМ) различного назначения на базе гусеничных транспортеров ДТ-30ПМ.

Разумеется, БТГ, построенные на базе двухзвенных боевых бронированных машин, не смогут на равных вести боестолкновение с полноценными тяжёлыми наземными подразделениями противника, включающими танки, боевые машины пехоты (БМП), при поддержке артиллерии и пехоты.

Действия БТГ, предназначенных для работы в межсезонье, должны строиться по принципу «вдарь и беги».

Выдвинуться в тыл противника по маршрутам, непроходимым для других видов техники, нанести удар по железнодорожному узлу, складам боеприпасов или топлива, позициям артиллерии, устроить охоту на HIMARS, нарушить пути снабжения противника и так далее. В некоторых случаях БТГ межсезонья может атаковать наступающего противника с тыла или подрезать основание группировки противника, выдвинувшейся в ходе своего наступления вглубь наших позиций.

Какие ДББМ должны входить в БТГ, предназначенные для ведения маневренных боевых действий в межсезонье?

ДББМ противовоздушной обороны (ПВО)


С этим направлением всё относительно просто, как мы уже говорили выше, в рамках создания Российской арктической группировки разработаны зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) «Тор-М2ДТ» и «Панцирь-СА».


ЗРК «Тор-М2ДТ» (слева) и «Панцирь-СА» (справа)

Отказавшись от тех компонент, что жизненно необходимы в условиях Крайнего Севера, но не особенно востребованы в средней полосе, высвобожденный резерв массы можно направить на повышение защищённости бывших арктических двухзвенных БМ.

В условиях активного применения противником беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) необходимы эффективные средства для противодействия, как разведывательным БПЛА, так и БПЛА-камикадзе, поэтому желательно добавить к вышеуказанным ЗРК высокоэффективные ДББМ радиоэлектронной разведки (РТР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

ДББМ – самоходные артиллерийские установки (САУ) и реактивные системы залпового огня (РСЗО)


В отличие от ЗРК, информации о САУ и РСЗО, размещённых на двухзвенных гусеничных транспортерах, значительно меньше. Предположительно, у МО РФ имеется достаточно хорошо проработанный проект САУ «Магнолия» калибра 120 мм с дальностью стрельбы до 10 километров.


САУ «Магнолия»

Также имеется концепт размещения РСЗО типа «Град» калибра 122 мм на базе двухзвенного гусеничного транспортера.


Изображение РСЗО типа «Град» калибра 122 мм на базе двухзвенного гусеничного транспортера

Чего не хватает? Не хватает полноценной САУ калибра 152 мм, например, с башней от САУ 2С19 «Мста-С». Как мы уже говорили выше, грузоподъёмность двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30ПМ составляет 30 тонн, а боевая масса 2С19 «Мста-С» составляет 42 тонны, из которых значительную часть составляет масса ходовой части, максимально унифицированной с танком Т-80, то есть запас по массе для установки башни от САУ 2С19 «Мста-С» на двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМ должен быть весьма значительным.

При этом дальность стрельбы 2С19 «Мста-С» в 2,5–3 раза превышает дальность стрельбы из орудий калибра 120 мм, а это то, что необходимо мобильным наземным группам, действующим в межсезонье в глубине территории противника.

Учитывая маневренный характер войны и сложности с пополнением боекомплекта, все боеприпасы для вышеуказанных ДББМ должны быть управляемыми. В крайнем случае, большая их часть. Для РСЗО могут быть созданы термобарические боеприпасы, аналогичные используемым в ТОС-1А «Солнцепёк», предназначенные для поражения противника в зданиях и сооружениях.

ДББМ БПЛА


Расширить возможности БТГ межсезонья по поражению объектов противника может ДББМ, предназначенная для массированного запуска БПЛА-камикадзе. Например, что-то типа аналога китайской «РСЗО-БПЛА», способной запускать БПЛА-камикадзе десятками.


Китайский подход к применению БПЛА-камикадзе

Потенциально на базе ДТ-30ПМ может быть создана ДББМ типа «РСЗО-БПЛА», стреляющая чем-то типа БПЛА-камикадзе типа «Ланцет» в варианте со складными крыльями. Как показывает опыт СВО, БПЛА-камикадзе типа «Ланцет» весьма эффективно применяются ВС РФ для уничтожения новейшей западной бронетехники, например, из последнего – уничтожена немецкая САУ PZ-2000, переданная бывшими нацистами нынешним.

ДББМ ближнего боя


Маловероятно, что БТГ на базе ДББМ, предназначенная для ведения маневренных боевых действий в межсезонье, сможет на равных бороться с бронетехникой противника, в том числе с танками, в прямом бою. Однако иногда такие ситуации могут возникать непредвиденно. Таким образом, для прямого столкновения с противником необходимо определённое количество двухзвенных боевых машин с предназначенным для этого вооружением.

Можно рассмотреть несколько рабочих вариантов. Первый – это ДББМ с башней от лёгкого танка 2С25 «Спрут- СД». Установленная на нем 125-мм пушка может поражать в ближнем бою весь спектр бронетехники противника, включая основные боевые танки (ОБТ).


Лёгкий танк 2С25 «Спрут-СД»

Второй вариант – использование башни от боевой машины поддержки танков (БМПТ) «Терминатор».


БМПТ «Терминатор»

В вышеуказанной комбинации ДББМ с башней от БМПТ должна быть отведена задача по поражению бронетехники противника на большой дальности с помощью противотанковых управляемых ракет (ПТУР), а также по уничтожению танкоопасной живой силы противника огнём 30-мм автоматических пушек, тогда как ДББМ с 125-мм пушкой должны вести бой на ближней дистанции.

ДББМ-БТР (бронетранспортёр)


Учитывая маневренный характер ведения боевых действий перспективной БТГ межсезонья, её взаимодействие с большим количеством пехоты вряд ли возможно, тем не менее отказаться от неё не получится. Можно предположить, что в составе десанта БТГ межсезонья в приоритетном порядке будут присутствовать бойцы диверсионно-разведывательных групп (ДРГ), авианаводчики, расчёты противотанковых ракетных комплексов (ПТРК), сапёры, медики и некоторое количество мотострелков.

Есть ещё один немаловажный момент. Выживаемость БТГ межсезонья во многом зависит от её подвижности – чем меньше времени БТГ будет проводить неподвижно, тем выше шансы на то, что она не подвергнется атаке РСЗО, артиллерии, БПЛА-камикадзе или мобильных подразделений противника.

Может быть рассмотрен вариант наличия сменных экипажей для ДББМ, что позволит БТГ практически не останавливаться в процессе ведения боевых действий.

ДБМ-БТР не стоит оснащать крупноразмерными боевыми модулями, вполне достаточно компактных дистанционно-управляемых модулей вооружения (ДУМВ), включающих пулемёт калибра 12,7 мм и 30-мм гранатомёт, или компактный модуль со скорострельной 30-мм автоматической пушкой. Сэкономленную массу лучше направить на усиление бронезащиты, а высвобожденные объёмы позволят бойцам разместиться с комфортом.


ДУМВ с 30-мм автоматическими пушками могут быть весьма компактными – автоматическая пушка M230LF калибра 30 мм на наземном дистанционно-управляемом роботизированном комплексе и на стационарной, управляемой вручную турели

Выводы


Разумеется, в данном материале рассмотрены далеко не все образцы ДББМ, которые должны применяться в составе БТГ межсезонья. К ним должны добавиться вспомогательные машины – грузовой транспорт, ремонтные машины, машины разминирования и многое другое.

Есть ли вообще смысл заморачиваться с созданием столь специфичных образцов боевой техники?

Однозначно да. И дело здесь не только в СВО, хотя эта операция, как лакмусовая бумажка, высвечивает преимущества и недостатки существующих концепций – ведь какой смысл в могучих бронетанковых ударных кулаках, если через пару километров они тупо завязнут в грязи или подорвутся на минах, если рискнуть поехать по дорогам? Меняется климат, зимы становятся мягче, почва не замерзает, а это значит, что потребность в бронетехнике, способной действовать на раскисших грунтах, будет только возрастать. При этом дороги с твёрдым покрытием быстро выходят из строя, кроме того, они могут быть заминированы и пристреляны артиллерией противника.

В настоящей реальности, при противостоянии примерно равных противников, обладающих современными высокотехнологичными вооружёнными силами, шансов на маневренную войну будет не много – авиация, артиллерия, РСЗО и разведывательно-ударные БПЛА в совокупности способны сорвать практически любое полномасштабное наземное наступление – разумеется, речь идёт о примерно равных по возможностям противниках.

Таким образом, шансы на маневренную войну будут только у наземных подразделений ограниченного размера, предположительно, ими могут стать батальонные тактические группы, действующие в формате «вдарь и беги» – своего рода механизированные диверсионно-разведывательные подразделения XXI века.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    26 апреля 2023 05:17
    Неа. Не в ту степь. Предназначение двухзвенных - не повышенная проходимость просто. А повышенная проходимость вкупе с тяжелым кунгом, изолированным от внешней среды - холодно, блин, снаряды тягать при -50, к примеру! Потому для Арктики они пойдут, для Украины - нафиг не нужны. Это НЕБРОНИРОВАННЫЕ транспортники.
    Вычеркиваем кунг - и смотрим, есть что-нибудь похожее? Есть. МТ-ЛБ, давление на грунт у нее плюс-минус такое же, если вопрос только в том, чтоб перетащить что-то - перетащит на ура, а вот под огнем что любой двухзвенный, что МТ-ЛБ - они одинаковая фанера.
    Но ведь мотолыга тупо проще, а потому надежнее и кратно дешевле. В двухзвенном сам узел сцепления с передачей крутящего момента - сложен, дорог, ненадежен - и никак ты его не забронируешь, БМП из него как из чего-то пуля. И это не говоря о том, что 10 двухзвенных вездеходов - это вообще ни о чем, а вот уже сотня мотолыг - это вполне себе снабжение. А по деньгам, думаю, примерно так и будет. И не забудьте, что ползущая с 35 км/ч в идеале здоровенная буханка - явный смертник. А приземистая и очень поворотливая мотолыга чуть не вдвое шустрей - ты ее увидь сперва, ее потому даже на передке используют на Донбассе всю дорогу - ты сперва ее увидь попробуй
    1. +2
      26 апреля 2023 15:45
      Цитата: Bingo
      Вычеркиваем кунг - и смотрим, есть что-нибудь похожее? Есть. МТ-ЛБ

      Как Гуськов мотолыга? Опять мотолыга? Почему мотолыга? smile

      Сколько ж можно издеваться над многоцелевым тягачом лёгким бронированным? Ведь с 1964 года служит. И ведь каждая армия, в руки которой попадало это чудо, считала своим долгом изобрести и воплотить в металле как можно больше способов его нецелевого использования. smile
    2. 0
      28 апреля 2023 12:20
      Однако противник мыслит несколько иначе. Прошло сообщение, что Германия закупает пару сотен BvS 10. То есть, считают, что двузвенные транспортеры вполне пригодны на европейском театре военных действий.
  2. +10
    26 апреля 2023 05:20
    батальонные тактические группы, действующие в формате «вдарь и беги»
    Автор молодец, всё посчитал и массу и давление на грунт, кроме скорости. Ну какое "Вдарь и беги" с максималкой в 37 км/ч без груза?
    Какое уничтожение "танкоопасной живой силы" 30 мм автоматами, при нынешнем развитии средств ПТО пехоты и никакой бронёй?
    Совершенно нишевые машины для приполярных болот и тундры и полярных снегов и льда, когда по другому совсем никак.
  3. +4
    26 апреля 2023 06:14
    дорого, не реально, не практично. проще и дешевле давить бплашками
  4. +3
    26 апреля 2023 06:30
    "Сон разума рождает чудовищ", а если на этом можно еще и бюджет попилить, то вообще нет ограничений, вот и рождаются такие крокозябры. Моя первая мысль, когда я увидел ЭТО в первый раз.
    Где и против каких сил они будут применяться? Крайний север? Тундра? Сплошные льды? Там противник кроме сил ССО с легким оружием, при поддержке авиации, ничего применять не будет. Отвечать придется симметрично (или мы опять за ассиметричный ответ? laughing). Единственные, хоть как то оправданные, это комплексы ПВО на этих шасси.
    Таким образом, шансы на маневренную войну будут только у наземных подразделений ограниченного размера, предположительно, ими могут стать батальонные тактические группы, действующие в формате «вдарь и беги» – своего рода механизированные диверсионно-разведывательные подразделения XXI века.

    Автор, а как такие действия решают кризис позиционности вызванный бездорожьем (это с чего статья начиналась)? По моему вообще никак request. БТГ оснащенная такой техникой при столкновении с "нормальным" противником обречена.
  5. +2
    26 апреля 2023 06:48
    Боевые наступательные действия в распутицу неприемлемы однозначно. Там даже по траншеям передвигаться сложно. Поэтому, применяемая сейчас тактика оптимальна. Предлагаемая техника очень даже не плохая, но для определенных целей и условий. Времена, когда пушки тягали кони или носили на руках давно ушли в прошлое и слава Богу и инженерам. А в распутицу остаётся только окопная война, для уничтожения живой силы и техники с использованием различных средств поражения, включая ВТО и ВКС И у России здесь пока очевидные преимущества. Надо продолжать бить нацистов на истощение, ждать и готовиться...
  6. +4
    26 апреля 2023 09:10
    Очередная порция "митрофановщины". Автор даже не задумался, что
    Дальность хода вездеходов «Витязь» достигает 500 километров, максимальная скорость движения 37 километров в час.

    - это для ровной сухой дороги. А по пересеченной местности, в условиях распутицы, эти показатели будут меньше в разы. На этом фоне и при нынешних средствах наблюдения авторское "вдарь и беги" выглядит, мягко говоря, не очень адекватно.
    Что касается предлагаемым автором "ДББМ различного назначения", то все это уже есть.



    На фото - ДТ-БТР с боевым модулем БМ-30-Д. Есть вариант с 12,7-мм пулеметом "Утес". На выставках машина присутствует с 2015 года.



    Проект "полярного танка" на базе ДТ-30ПМ. Тоже 2015 год.

    И с использованием этой техники в СВО автора тоже опередили.



    Это бронированный ДТ-30ПМ "Вездесущий", доставшийся ВСУ в качестве трофея после "харьковской перегруппировки".
  7. +8
    26 апреля 2023 09:12
    Слишком богатая фантазия автора, чтобы это реализовать в масштабе. Нереально. Автор пишет, что снаряды должны быть высокоточные. Да я не против. А кто их делать будет в таком количестве?
    Статью до конца не дочитал. Фэнтези могу почитать поинтереснее на других ресурсах
    1. +3
      26 апреля 2023 10:57
      Про статью-аналогично. Пора всех разогнать, во главе Минобороны и всяческих КБ поставить автора, и будет общее счастье. «Сон разума рождает чудовищ» .
  8. +1
    26 апреля 2023 10:18
    Все интересно (спасибо моему коллеге Сергею_84 за фото полярного танка) но, кроме уже высказанных другими возражений, сколько имеется средств, которые можно использовать в Украине?
    1. 0
      26 апреля 2023 10:41
      На Украине будут использованы всё средства, кроме ЯО, но в своё время.
      1. +1
        26 апреля 2023 12:40
        Ваше заявление принципа. но вы не отвечаете на вопрос. Отсюда я делаю вывод, что в Украину поедут даже единичные экземпляры. hi
  9. -1
    26 апреля 2023 10:40
    Организовать бы боевое применение всех видов вооружения надо, а то куча чубатых встали, а всего один наш танк стреляет, причём дрон наш наблюдает и ничего более не происходит, как так то?! ¯\_(ツ)_/¯
  10. aba
    +2
    26 апреля 2023 11:54
    У меня лично такое ощущение, что нового почти ничего в действующих войсках, все остальное на смотрах, парадах, биатлонах и дартсах. Хотя тот же Витязь родом из 70-х.
    В начале 80-х группой делали курсовой проект двузвеного тягача, опираясь на опыт финского Лося. О Витязе, даже мы, студенты Бауманки, ничего не знали.
    1. +1
      26 апреля 2023 12:55
      О Витязе, даже мы, студенты Бауманки, ничего не знали.

      Я впервые его увидел на полигоне в/ч 20115 в Острогожске в 84-м году, его уже испытывали вовсю по оврагам.
    2. +1
      26 апреля 2023 14:47
      Хотя тот же Витязь родом из 70-х.
      В начале 80-х группой делали курсовой проект двузвеного тягача, опираясь на опыт финского Лося. О Витязе, даже мы, студенты Бауманки, ничего не знали.

      А сама идея родом вообще из 50-х. А в 70-х идея уже широко применялась.



      Flattrack Nodwell. 1975 год.
    3. 0
      26 апреля 2023 14:52
      О Витязе, даже мы, студенты Бауманки, ничего не знали.

      Бауманка вроде бы не занималась 2х звенными ?
      зато там бтр во дворе стоял, для тренировок курсантов ВК.
      Савельев вроде в ЕКБ получал вышку ( но это не точно), а первая машина выкачена было в 1981
  11. 0
    26 апреля 2023 14:40
    Цитата: Андрей Митрофанов
    Выдвинуться в тыл противника по маршрутам, непроходимым для других видов техники, нанести удар по железнодорожному узлу, складам боеприпасов или топлива, позициям артиллерии, устроить охоту на HIMARS, нарушить пути снабжения противника и так далее.

    belay
    В ТЫЛ? Мои глаза не путают?
    Парни, кто ногами ходит за ленточку зашлись в истеричном хохоте.
    ПыСы легче авиаудар по Киеву на яка-52 нанести, чем на этой ( неплохой) машинке попытаться пошуршать по тылам всу.
    Для убития Himarsов есть авиация.
    Автору порекомендую поинтересоваться у завода производителя :
    -сколько стоит одно изделие
    -сроки производства
    Будет приятно разочарован.
    1. 0
      26 апреля 2023 22:27
      А Хрущев предлагал разработать подземный танк, который нырнет под землю да вынырнет в тылу у противника... А Вы про Як-52..... laughing
  12. -3
    26 апреля 2023 18:15
    Кстати, а зачем вообще "наступать по грязи"? Где ВДВ, ау! Где аэромобильные подразделения? Пусть противник в грязи барахтается, когда можно просто захватить его тылы, через его "голову", и отрезать от снабжения, как немцев в Сталинграде
    1. 0
      26 апреля 2023 23:52
      Сейчас, внезапно, 2023 год, ВМВ давно закончилась, появились зенитные ракеты и радары и даже ПЗРК - это если вы по каким-то причинам пропустили последние лет 80
  13. 0
    26 апреля 2023 19:51
    Проще на шинах низкого давления что-то сделать, чем арктический вездеход прикручивать к Украине.
  14. 0
    26 апреля 2023 21:33
    Красиво, но нет. Намного дешевле отправить рой БПЛА разного типа.
    Для перемещений в зоне БД скорость маловата и размеры великоваты, получается хорошо заметная цель. БТГ вообще будет как стадо слонов на выпасе, этакая жирная цель для РСЗО.
    Их удел транспортировка грузов по труднопроходимой местности. А небольшие легкобронированные ДББМ подойдут для работы ДРГ.
    Разработка боевых машин для Арктики и труднодоступных мест оправдана только круглогодичным бездорожьем, где применение другой техники невозможно в принципе.
  15. 0
    26 апреля 2023 22:43
    Спасибо за интересный материал!
    Про наши подробно. Про КНР немного.
    А про то, что есть подобного в СШяа, Британии, Франции, Германии, Канаде, Ипонии и других странах, которые сейчас являются нашими противниками? У врагов нет ничего? Или у врагов так всё хорошо, что на ВО об этом лучше не писать?
  16. +1
    26 апреля 2023 23:48
    А можно на сайте сделать отдельный раздел: Ненаучная фантастика? Чтобы можно было сразу скипать подобные бредни и не тратить время.
  17. 0
    27 апреля 2023 06:52
    Для транспортировки грузов можно применять вездеходы на шинах низкого давления от 4 колёсных типа Тайфуна до 8 колёсных типа Шамана, которые могут не просто по грязи, но и по болотам ходить и по воде плавать.
  18. 0
    27 апреля 2023 13:05
    Мечты птурщика. Самый косоглазый не промажет. Да, и непонятно с какого перепугу эти двухзвенные штуки вдруг проходимее? Они явно не такие поворотливые.
  19. 0
    2 мая 2023 19:06
    Нет такого слова "Вдарь"(дворовый сленг)!!! Есть "Ударь". Если пишете статьи в СМИ, надобно это знать. Точно так же, как и "настоящей реальности" не должно быть, т.к. это "масло масляное" - тавтология.
    В самой статье абсолютно не приведено технического обоснования преимуществ такой схемы. Особенно в маневренном тактическом бою. А потому, она может быть лишь мнением самого автора...
  20. 0
    3 октября 2023 23:13
    Никто не будет заморачиваться с созданием столь специфичных образцов боевой техники.
  21. 0
    4 октября 2023 03:29
    Всё для распутицы уже было сделано...
    Только не надо старых песен про замену внутренних гусениц, Костенки начитались...