Наш танковый паноптикум: танки IF

68
Наш танковый паноптикум: танки IF
Германский танк Pzkpfwg-III Ausf J 15Pz. Одному только богу известно, почему немецкие конструкторы не поставили на него спрямленный, как у Т-34, лобовой броневой лист. Это могло бы теоретически дать выигрыш в весе и улучшенную броневую защиту. В крайней случае, могли бы поставить на уже имеющуюся броню дополнительный броневой лист на петлях, чтобы обеспечить доступ к люкам трансмиссии. Могли они это сделать? Могли! Но почему-то не сделали. Видимо, имели для этого какие-то вполне резонные, с их точки зрения, основания!


И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый?
А он будет распоряжаться всем трудом моим,
которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем.

Книга Екклесиаста, 2:19

Наш танковый паноптикум. Давно мы не заглядывали в наш танковый паноптикум, а там есть на что посмотреть.



Существует несколько сайтов, где пышным цветом цветет так называемая «альтернативная история» и где можно найти немало интересных проектов (и часто очень хорошо нарисованных!) танков, кораблей, самолетов. То есть люди упорно пытаются улучшить историю и создать, на их взгляд, более совершенные образцы военной техники.

Чаще всего это делается так: берется уже существующий образец и на него устанавливается нечто новое. Например, к шасси танки добавляется новый каток, что подразумевает установку нового двигателя. Что в свою очередь позволяет поставить новую башню с другой, более мощной пушкой и более толстую броню, а то даже и создать целое семейство новых боевых машин. То есть суть в том, что так называемые альтернативщики находят какие ошибки и упущения, а затем пытаются их исправить задним числом. Но для этого необходимо грамотно выявить имевшую место проблему и понять, почему все было сделано именно так, а не иначе. В противном случае, «решая» одну проблему, они сами тут же создавали другую.


Германский средний пушечный танк Pz IVЕ. Улучшался от модели к модели. Фирма «Крупп» разработала модель со спрямленным лобовым бронелистом по образцу Т-34. Был изготовлен макет, но сам танк с такой броней так и не появился вплоть до самого конца войны! Танк получил обозначение 9/BW. Но новый нос корпуса привел бы к росту веса танка на 880 кг. Усиленная броня бортов и кормы, а также переделанная ходовая часть доводили вес до 28,2 тонны, чего шасси выдержать не могло. Поэтому-то от этой идеи и отказались. Второй раз наклонную броню предложили на Pz. Kpfw. III/IV, от него отказались в пользу Jagdpanzer 38 D

Итак, мы сегодня в очередной раз рассмотрим танки «IF», то есть танки «Если», которые могли бы появиться, но почему-то так и не появились. Мы не будем говорить о причинах того, почему так случилось, а посмотрим, как бы могли эти машины выглядеть. Хотя, конечно, нельзя будет обойти стороной и очевидное – те или иные недостатки, которые могли бы появиться у этих совершенно новых машин.


Английский крейсерский танк «Кромвель». Глядя на него, сразу возникает вопрос, почему конструкторы поставили на него башню с вертикальными броневыми листами? Не могли сделать их наклонными? Но ставили же на танк «Черчилль» литую башню. Почему было не поставить точно такую же и на этот танк?

Тут надо отметить, как хорошо (вернее, скажем так – «на уровне тех лет») работает фантазия многих современных конструкторов альтернативных машин. Вот, например, германский танк «Остгот» 1925 года. Оставим в стороне вопрос о том, каким образом немцы его могли бы построить. Построили! И что? То, что изображено на нашем рисунке вполне соответствует тогдашнему уровню танкового дизайна. Пять башен, пять разнокалиберных орудий, семь пулеметов, толстая броня – все в пределах возможного и разумного. Просто находка для писателя НФ-романов о попавших в параллельный мир, где как раз на таких вот танках немцы и воюют против Франции и СССР.


Танк «Остгот»

Кстати, японцы ведь именно такой сверхтяжелый танк впоследствии (1939–1945) и создали – «Тип 0-1» или «Ми-То». Так что ничего нового тут нет. Традиционность мышления, увы, очень сильна в людях.


Фотокопия проекций танка «Ми-То». Вид сбоку


«Ми-То». Вид сверху

Действительно интересный проект – гипотетический германский танк LK-III с 57-мм орудием в башне. Дело в том, что танки LK-I и LK-II в конце Первой мировой войны в Германии действительно были созданы и готовились к серийному производству. Вот только башня с вооружением располагалась у них в задней части корпуса. Но что если перевернуть эту конструкцию на 180 градусов? Танк во всех отношениях сразу стал бы похож на французский FT-17. Вот только плохо это или хорошо – сегодня, увы, сказать никак не возможно.


Танк «IF» LK-III

Как известно, «танк Гроте» у приглашенного в СССР германского конструктора Эдварда Гроте не получился. Более того, из-за болезни ему пришлось вернуться в Германию и… Почему бы ему было не создать аналог советской машины там? Ведь все «кубики» у него для этого были…


Альтернативный «танк Гроте»

Самое простое, однако, это взять башню от одного танка и поставить на другой. Так поступили финны, заполучившие советские танки БТ-7. Правда, они башню для них разработали заново и вооружили английской 114-мм облегченной гаубицей. И вышла неплохая САУ. Но точно так же они могли бы поставить на шасси БТ и башню от Pz IVЕ. Вопрос только в установке нового погона башни. Есть погон – будет новая САУ.


Финская САУ на базе танка БТ-7 – БТ-44 (АИ – альтернативная история).

Аналогичным образом некоторые альтернативщики ставят башню от танка «Рейнметалл» на шасси Т-34 и, наоборот, башни от Т-34 на шасси германских танков. Можно такое было проделать? Вполне, вот только нужно было бы старый погон башни удалить, а новый поставить, и он к тому же должен был бы соответствовать ширине корпуса танка.


Танк Т-34 «IF» с башней от танка «Рейнметалл»


Pz-III-41 с башней от Т-34


Pz-III-43 с «башней-гайкой» от Т-34


Вполне себе германский танк. Кроме одного – заднего расположения ведущих колес. Для германских серийных машин оно было не типичным

Очень многое в конструкции танка зависит от его двигателя – типа, системы охлаждения и даже от его расположения в корпусе. Известно, что в годы Второй мировой войны в СССР отдавали предпочтение танковым дизелям, в Германии – бензиновым моторам водяного охлаждения, а вот в США – бензиновым авиационным моторам воздушного охлаждения.

Из-за того, что трансмиссия на танках немцев и американцев находилась спереди, к ней от двигателя над полом корпуса шел трансмиссионный вал, повышавший общую высоту танка. На Т-34 этого вала не было. Поэтому наша машина была ниже танков США и Германии. Хотя… не все тут так просто. Танки «Тигр» (P) и AMX 50 имели кормовые трансмиссии и при этом все равно довольно высокие корпуса. А вот САУ M18 «Хеллкет» с карданным валом и радиальным высоким мотором получилась довольно низкой – на уровне Т-34-85. Так что тут очень многое зависело от конструкторов машины и их подхода к её созданию.


Танки с двигателями в разрезе. Хорошо заметно, как вал от двигателя к трансмиссии повышает высоту танка


А вот так эти же самые танки могли бы выглядеть при несколько ином расположении двигателя. Американский М3 «Ли» стал бы ниже, хотя и не намного. Германский Pz-III с американским двигателем воздушного охлаждения габаритов бы не поменял, но мощности ему бы новый мотор прибавил. Больше всего выгод могло сулить размещение такого двигателя на танке Т-34. Правда, говорят, что бензиновые моторы были более пожароопасными. И опять же, мощность… 340 л. с. американский мотор против нашего в 500 л. с. К тому же при попадании в танк бронебойного снаряда и дизельные, и бензиновые танки в войну горели одинаково!

В годы войны на Кировском заводе много сил потратили на разработку и создание «среднетяжелого», то есть универсального танка КВ-13. Было предложено несколько образцов этого танка с экипажем из трех человек. Предполагалось вооружать его не только танковой пушкой, но и 122-мм облегченным орудием и использовать в качестве штурмового танка. Но… дело с ним так ничем и не закончилось.

При всех вариантах, однако, не рассматривался вариант с поперечным расположением двигателя. А он сулил немалые выгоды, прежде всего, с лучшей развесовкой танка. Башня при таком его расположении сдвигалась назад, на передние катки уменьшалась нагрузка, а бронирование лобовых проекций могло быть усилено. Но такая идея конструкторам в то время не пришла в голову, хотя о поперечном расположении двигателя на танке тогда уже говорили.


Компоновка различных вариантов танка КВ-13. Последний внизу вариант из «альтернативной истории»

Надо сказать, что в годы войны ГАБТУ получило прямо-таки фантастическое количество проектов самых различных танков. Но, пожалуй, самым впечатляющим был вот этот танк «Ленин-Сталин» инженера Ф. С. Селезнева, имевший сразу четыре гусеницы, так что они представляли практически сплошную поверхность. Причем верхние обводы гусениц проходили под корпусом танка, а с ходовой частью он соединялся боковыми спонсонами! Танк пять башен и пять орудий!


Танк «Ленин-Сталин»

Впрочем, были и реально существовавшие образцы бронетехники, которые подчас выглядели как нечто… из НФ-романа.

Например, такой необычной машиной был шведский бронеавтомобиль конца 20-х – начала 30-х годов прошлого века с полностью бронированной ходовой частью М29. Пулемет во вращающейся башне, пушка и пулемет вперед, пулемет назад, два места водителей, чтобы двигаться по шоссе в любом направлении, не разворачиваясь. И, конечно, оригинальная бронировка всех шести колес… Больше таких БА, кроме шведов, никто не выпускал.


Шведский футуристический бронеавтомобиль прошлого века М29

Но самый необычный проект боевой машины создал М. М. Военков в 1944 году. Он предложил металлическую трубу с шипами на внешней поверхности, а внутри этой трубы по стенкам должны были, словно белки в колесе, катиться… танки. И таким образом катить эту огромную «трубу» на врага и давить его её массой! А прорвав фронт, они выезжали из трубы в стороны и устремлялись на оперативный простор. Огромные размеры гарантировали её боевую устойчивость и защиту находящимся внутри танкам. Ну а уж на врага такое оружие должно было оказывать просто потрясающее психологическое воздействие!


Танк М. М. Военкова

Рисунки А. Шепса
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    4 мая 2023 05:06



    Ну а уж на врага такое оружие должно было оказывать просто потрясающее психологическое воздействие!
    1. +5
      4 мая 2023 05:48
      Спасибо автору за емкий обзор и отличные иллюстрации! Высокая планка, 5++
  2. +3
    4 мая 2023 05:07
    Очень интересная статья.
    В идеале было бы, кроме новой компоновки сделать прогноз на время доводки "детских болезней" новых танков. Думаю большинство образцов вообще невозможно довести.
    Германии потребовалось практически время от аншлюса (они там со своими танкетками провалились полностью) до начала второй мировой, чтобы довести до приемлемого уровня. У нас тоже Т-34 практически 2 -3 года, но это во время войны + эвакуация заводов + дефицит специалистов.
    1. +10
      4 мая 2023 05:45
      Процитирую Автора статьи - «все хорошее появляется от нужды»!
      Например, в первый год войны в Самарово выпускался эрзац Т-34 с бензиновым двигателем М-17 и 45мм пушкой. У Каторина читал, что с подобным эрзац-двигателем пытались оснащать КВ в блокадном Ленинграде, но не пошло.
      Поперечную компоновку двигателя пытались применить еще при первой довоенной модернизации Т-34 с индексом «М». Увы не получилось.
      Т-34М в серию так и не пошел, помешала война. Его наработки использовали в различных модернизациях «тридцатьчетвёрки», но в урезанных «осетрах».
      Вячеславу Олеговичу, за новый «если» спасибо! Камрадам доброго дня и полета фантазии!!! Благо Наши Танковые Гуру уже подтягиваются! Жалко, что сегодня не выходной день.
      1. +3
        4 мая 2023 09:54
        Про М-17 на Т-34 пишут много, но про установку 45мм 20-К слышу впервые!
        45мм 20-К ставили на огнемётные танки КВ-8.
      2. +6
        4 мая 2023 11:52
        Цитата: Коте пане Коханка
        Например, в первый год войны в Самарово выпускался эрзац Т-34 с бензиновым двигателем М-17 и 45мм пушкой.


        Есть хоть какие-нибудь документы или фото о выпуске Т-34 с 45-мм пушкой? Ну, кроме единственной башни, установленной на БЕПО.
        А документы должны были быть. Ибо изменение вооружения танка в сторону ухудшения без кучи согласований и листов изменений - это ж подсудное дело.
        ВСЕ изменения конструкции шли только через КБ. То что прошло в обход КБ известно по пунктам, ибо были скандалы.
        © ВИФ2-NE
        А главное - зачем это было делать? У Ф-34 (в отличие от ранней Л-11 и КВ-шной Ф-32) с производством не было никаких проблем.
  3. +11
    4 мая 2023 05:07
    Красивые "картинки". Почему получались в действительности не так "красиво"? Да все просто, возможности производства не позволяли воплотить эти "красивые картинки" в массовом танке. В единичных да, а вот в массовых - нет.
  4. +5
    4 мая 2023 06:14
    Одному только богу известно, почему немецкие конструкторы не поставили на него спрямленный, как у Т-34, лобовой броневой лист

    Переведите, пожалуйста, эту фразу. Что значит спрямленный как у Т-34? Я не бог, но где у Т-34 спрямленный лист? Как он выглядит?
    1. +1
      4 мая 2023 11:48
      Судя по всему, имеется в виду наклонный лобовой лист, а не "ступенька", как у немцев было реально. Преимущество, на мой взгляд, не так очевидно, как кажется, в связи с тем, что у танков бронирование вертикальных поверхностей ощутимо больше, чем горизонтальных. То есть фактически нужно было обеспечить усиленное бронирование одного относительно небольшого вертикального участка (а не всего наклонного лобового листа гораздо большего размера)
    2. +1
      4 мая 2023 16:10
      Цитата: Konnick
      Переведите, пожалуйста, эту фразу. Что значит спрямленный как у Т-34? Я не бог, но где у Т-34 спрямленный лист? Как он выглядит?

      Скорей всего не Т-34, а ИС-2
    3. 0
      5 мая 2023 15:54
      Верхний лобовой лист корпуса.
      У Т-34 одна деталь. У Pz. IV три детали. Одна из 20мм листа.
  5. +6
    4 мая 2023 06:14
    В Т-34 подвеска типа Кристи занимала приличный объём внутри корпуса.Как только от неё отказались на Т-44 ,появилась возможность расположить то же двигатель поперёк корпуса со всеми вытекающими преимуществами.
    Почему на КВ,ИСах,Т-10 так не сделали,не понятно.
    1. +6
      4 мая 2023 06:32
      Просто у ИС и Т-10 корпус уже на 300 мм.
      Извините, я не достаточное умён, чтобы написать нормальный комментарий (Это по мнению администрации сайта).
      1. +9
        4 мая 2023 06:53
        Вообще-то всем господам альтернативщикам я бы советовал с особой осторожностью лезть в такую ответственную систему танка, как трансмиссия.
        Главное её предназначение - передача необходимого крутящего момента на ведущее колесо для преодоление сил препятствующих движению танка. При этом пиковые нагрузки в зацеплениях ни в коем случае не должны превысить предел текучести материала деталей зацепления. И лихо менять один двигатель на другой, сухое сцепление на гидромуфту, а безвальную коробку перемены передач на планетарную двухпоточную может не получиться по прочностным ограничениям. Однако, как правило срабатывает подход с редуцированием. Скажем трансмиссия Тигра вполне может заменить трансмиссию Пантеры.
        В своих проектах альтернативщики вполне могут заменять сечение торсионов в соответствии с расчётной массой танка (в случае, если балансиры и катки выдерживают нагрузку), устанавливать более мощное орудие в штатную башню, если позволяют габариты, при соответствующем подкреплении погона и (или) применения эффективного дульного тормоза.
        Но над всем этим довлеющим условием является технологичность и унификация с изделиями, выпускаемыми серийно.
      2. +1
        4 мая 2023 15:01
        Просто у ИС и Т-10 корпус уже на 300 мм.

        На Т-34 пружины подвески съедали 300 мм ... с каждого бока!
        1. +1
          4 мая 2023 18:55
          Так на ней и не развернули!
          Развернули на Т-44 и Т-54. Ширина корпуса - 2010 мм. ИС-2 - ширина корпуса 1650 мм. Т-10 не помню, но что-то порядка 1700 мм.
  6. +4
    4 мая 2023 06:24
    Да, про трубу с танками я еще не слышал))) Хорошее настроение с утра - это важно! smile
  7. +2
    4 мая 2023 06:58
    Спасибо за статью Вячеслав Олегович! Странных и интересных проектов танков хватало. Наш "луноход" «Объект 279», американский бегемот LVTH-6, Kugelpanzer, проект летающего танка т 60...
    1. +4
      4 мая 2023 07:41
      Цитата: Alex013
      Странных и интересных проектов танков хватало.

      Да, Алексей, их хватало. Не хватает их хороших рисунков, чтобы сделать по ним статью вот в таком плане, как эта.
  8. +4
    4 мая 2023 08:49
    Самое простое, однако, это взять башню от одного танка и поставить на другой.

    Главная проблема всех альтернативщиков, в том числе и автора, в том, что они, как и большинство гуманитариев считают, что главное - ИДЕЯ!!!!! Но жизнь с завидным постоянством демонстрирует, что главное - ТЕХНОЛОГИИ. А иначе получается вот это
    [center]
    1. +3
      4 мая 2023 12:21
      Зачем Вы привели фото с "самолетами карго"? Это совсем из другой оперы. Это вопрос символов и веры, а не технологий. А насчет главенства идей Вам, Иван, надо посмотреть обложки американских журналов Популярная механика и Популярная наука.Вот уже где технологиями и не пахнет. А идеи на уровне бреда! Но... доказано, что именно это "бред" подтолкнул многих американских будущих ученых и инженеров заняться своим делом.
      1. +2
        4 мая 2023 12:33
        Зачем Вы привели фото с "самолетами карго"

        Попытка воплощения идеи без учета возможных и доступных технологий приводит именно к таким результатам. И любая техника и танки в том числе делаются на основе доступных технологий, а не одних только идей. Поэтому такая идея -
        Самое простое, однако, это взять башню от одного танка и поставить на другой.
        по уровню технической грамотности - примерно как тот самый "карго-культ"
        1. +2
          4 мая 2023 20:33
          Цитата: ИванИванычИванов
          Попытка воплощения идеи

          Ничего подобного. "Культ карго" был не том, чтобы полететь на небо, а в том, чтобы приманить пролетающих по нему "больших птиц". Это совсем другая идея и, соответственное, другое воплощение.
          1. +1
            4 мая 2023 21:46
            Цитата: kalibr
            Ничего подобного. "Культ карго" был не том, чтобы полететь на небо, а в том, чтобы приманить пролетающих по нему "больших птиц". Это совсем другая идея и, соответственное, другое воплощение.

            Ну да, конечно, если бы поклонники "карго культа" захотели полететь в небо - они бы смогли воплотить свою идею на доступных им технологиях. Безусловно. Ведь главное - идея.
      2. +1
        4 мая 2023 12:52
        А насчет главенства идей Вам, Иван, надо посмотреть обложки американских журналов Популярная механика и Популярная наука

        Леонардо Да Винчи тоже выдвигал идеи практически всей современной техники - и танк там тоже был - удалось воплотить его идеи на уровне тех технологий? Пришлось ждать несколько веков. Так что важнее?
        1. Комментарий был удален.
        2. +2
          4 мая 2023 16:11
          Цитата: ИванИванычИванов
          Так что важнее?

          Идеи, потому, что они живут и побеждают, проникая в сознание множества людей. Мальчик, увидев красивую картинку и прочитав понятый ему текст может захотеть стать инженером и изучать технологию. Но ни один мальчик не начинал свою карьеру инженера с чтения книг по сопромату.
          1. +1
            4 мая 2023 16:27
            Но ни один мальчик не начинал свою карьеру инженера с чтения книг по сопромату.

            Никогда не говори никогда, Вячеслав Олегович wink
            У папы одного мальчика была большая личная библиотека скучной технической литературы. И этот мальчик решил стать "технарем", чтобы научиться понимать то, что он видел в этих книгах. И стал.
            P.S. Двухтомник Тимошенко тоже был среди них )))
            1. 0
              4 мая 2023 20:27
              Цитата: Гнусный скептик
              Двухтомник Тимошенко тоже был среди них

              Не знаю такой книги. Но если Вы про исключения, то они есть всегда. И их всегда приводят наши люди в спорах. Но ориентироваться нужно на правило.
              1. +1
                5 мая 2023 10:23
                Не знаю такой книги.

                Это как раз
                с чтения книг по сопромату
                1. 0
                  6 мая 2023 07:30
                  Цитата: Гнусный скептик
                  Это как раз
                  с чтения книг по сопромату

                  Ещё раз - не надо ориентироваться на исключения.
                  1. 0
                    6 мая 2023 09:31
                    Ещё раз - не надо ориентироваться на исключения.

                    Кто это сказал? У Вас монография по исследованиям на данную тему или как обычно - есть 2 мнения - Шпаковского и неправильное?
                    1. 0
                      7 мая 2023 12:23
                      Наберите в Интернете следующее : "нет правил, без исключений". Посмотрите, что вылезет.
          2. +2
            4 мая 2023 16:50
            Идеи, потому, что они живут и побеждают, проникая в сознание множества людей.

            Разговор ведь не про мальчиков, а про производство. Леонардо Да Винчи был похоже неплохим изобретателем и инженером, для своего времени, конечно, и его идеи
            проникая в сознание множества людей
            наверно могли "жить и победить" но уровень развития технологий не позволил ему воплотить идеи в жизнь. Танки стреляют не идеями и делаются не из идей. Так, что без соответствующего развития технологий, ни одна идея не воплотится в жизнь, какая бы она важная и нужная не была.
            1. 0
              4 мая 2023 20:29
              Идеи первичны всегда. Технологии, как прикладная форма идей - всегда вторичны.
              1. +2
                4 мая 2023 21:39
                Цитата: kalibr
                Идеи первичны всегда. Технологии, как прикладная форма идей - всегда вторичны.

                Ага, конечно. Узнайте, как получилась виагра. Какая была идея и что дала технология.
                1. 0
                  6 мая 2023 07:31
                  Цитата: ИванИванычИванов
                  Узнайте, как получилась виагра.

                  Я знаю. Но идея была первичной, а то, что получилось - вторичным.
                  1. 0
                    6 мая 2023 09:29
                    Я знаю. Но идея была первичной, а то, что получилось - вторичным.

                    Зачем врать то? Первичная идея - лекарство для сердца - не получилась - технологии не позволили. Но доступные технологии дали старт новой вторичной идее - виагре. И все получилось.
                    Если бы идея была первична то неандертальцы летали бы в космос и строили АЭС даже на технологиях каменного века.
      3. +2
        5 мая 2023 12:41
        Работа ученого состоит в том, чтобы перевести научную фантастику в науку. Я надеюсь успеть увидеть варп-двигатель, транспортер, звездные врата, проводник потока и так далее. wink hi
        1. 0
          6 мая 2023 07:32
          Цитата: Decimalegio
          Работа ученого состоит в том, чтобы перевести научную фантастику в науку. Я надеюсь успеть увидеть варп-двигатель, транспортер, звездные врата, проводник потока и так далее.

          +++++++++++++++++++++++++++++++++++++
  9. +1
    4 мая 2023 08:57
    Цитата: andrewkor
    Как только от неё отказались на Т-44 ,появилась возможность расположить то же двигатель поперёк корпуса со всеми вытекающими преимуществами.


    И когда это произошло? Когда из цехов вышли первые Т-44 (весьма сырые, кстати)?
    К тому времени КВ уже были неактуальны.
    А позднее, уже после войны, стали делать упор на промежуточные, т.н. основные танки.
    1. +1
      5 мая 2023 14:49
      А позднее, уже после войны, стали делать упор на промежуточные, т.н. основные танки.

      Первый отечественный ОБТ - это Т-64! Если я не ошибаюсь - это третье послевоенное послевоенное поколение.
  10. +4
    4 мая 2023 09:04
    Известно, что в годы Второй мировой войны в СССР отдавали предпочтение танковым дизелям, в Германии – бензиновым моторам водяного охлаждения, а вот в США – бензиновым авиационным моторам воздушного охлаждения.

    Из-за того, что трансмиссия на танках немцев и американцев находилась спереди, к ней от двигателя над полом корпуса шел трансмиссионный вал, повышавший общую высоту танка.

    Тип двигателя на конструкторское решение по общей компоновке танка не влияет никак.
    На американских танках M4 Sherman, в зависимости от модификации, устанавливались и авиационные радиальные Continental R975, и дизельные General Motors 6046, и многорядный бензиновый двигатель Chrysler A57. Но компоновка была у всех одна - двигатель сзади - трансмиссия спереди.
    Есть две классические схемы компоновки танков. Первая - двигатель и трансмиссия расположены сзади. Вторая - двигатель расположен сзади, трансмиссия спереди. У каждой схемы есть свои достоинства и свои недостатки, исходя из которых конструктор принимает компромиссное решение, какую схему выбрать.
    Именно поэтому практически все германские танки не имели больших углов наклона лобовых деталей корпуса - это один из недостатков переднего расположения трансмиссии.
    1. +4
      4 мая 2023 12:02
      Цитата: sergej_84
      На американских танках M4 Sherman, в зависимости от модификации, устанавливались и авиационные радиальные Continental R975, и дизельные General Motors 6046, и многорядный бензиновый двигатель Chrysler A57.

      Был ещё 500-сильный бензиновый Ford GAA (V8 с авиационными корнями), стоявший на модификации А3. В общем, американцы сделали танк-конструктор: какие двигатели есть в наличии - такие и ставим. smile
      Причём бензиновые и дизельные "Шерманы" производились одновременно - одни для армии, другие для КМП.
  11. +3
    4 мая 2023 09:51
    Финская САУ на базе танка БТ-7 – БТ-44 (АИ – альтернативная история).
    Для установки 76мм орудия КТ-28 на шасси БТ-7 и получения БТ-7А пришлось создавать новую башню.
    Очень сомнительно, что немецкая 75мм KwK 37 могла быть установленна в башню БТ-5/7 без переделки башни.
  12. +4
    4 мая 2023 09:59
    https://dzen.ru/a/Y_mwnMsRFC4_93Vr
    Четверка в роли основного среднего танка

    История Pz.Kpfw.IV Ausf.H, самого массового немецкого танка выпуска 1943 года
    "...21 ноября 1942 года Krupp подготовил чертеж W1460, который являлся попыткой улучшить броневую защиту корпуса. От съемной подбашенной коробки отказывались, верхний лобовой лист делали под углом наклона 55 градусов от вертикали, а его толщина составляла 40 мм. Толщина бортовых листов осталась 30 мм, но они увеличивались до полной габаритной ширины корпуса, а угол наклона составлял 30 градусов от вертикали. Это позволяло защитить борта от огня противотанковых ружей, которые стали причиной больших проблем. Советские ПТР-щики доставляли немало неприятностей немецким танкистам огнем по бортам.
    Общая масса модернизированного корпуса увеличивалась на 850 кг (127+230+450 кг). С другой стороны, технологичность такого корпуса была выше. Механик-водитель получал смотровой лючок по типу Pz.Kpfw.Panther, а стрелок-радист - более совершенную установку курсового пулемета MG 34. Для доступа к тормозам имелось 2 маленьких лючка. В работу этот вариант не пошел, поскольку побоялись чрезмерного роста боевой массы. Откровенно говоря, странная позиция, с учетом того, что далее боевая масса Pz.Kpfw.IV всё равно поднялась, с 23,5 до 25 тонн. И без особенного роста броневой защиты."
  13. +4
    4 мая 2023 11:37
    Вот книга, которая ответит на многие вопросы, почему танки именно такие, какие есть, а не такие, какие хочется

    1. -1
      4 мая 2023 12:30
      Кстати, очень своеобразная книга. Очень подробно рассматривает историю различных конструкций и деталей танков. Но в ней нет ни слова о том, как создавать перспективные танки. Все, о чем идет в ней речь вчерашний день. Чем-то она похожа на учебник по истории КПСС. Все очень подробно о прошлом, а как дальше?
      1. +4
        4 мая 2023 13:28
        Кстати, очень своеобразная книга. Очень подробно рассматривает историю различных конструкций и деталей танков. Но в ней нет ни слова о том, как создавать перспективные танки. Все, о чем идет в ней речь вчерашний день. Чем-то она похожа на учебник по истории КПСС. Все очень подробно о прошлом, а как дальше?

        Ох уж эти гуманитарии )) Оказывается для "перспективных" танков есть свои, отличные законы механики, раз методики расчетов, принципы компоновки и т.д. из этой книги для них будут неприменимы. Особенно, когда есть натурная возможность сравнить излагаемое в ней (а это 1973 год) с танками, появившимися позже, вплоть до наработок последних лет. И окажется, что книга помогает понять взаимосвязь одних конструктивных решений с другими и невозможность эти взаимосвязи игнорировать "в угоду фантазии". О чем и свидетельствует то, что MGCS, ЕМВТ, Abrams NextGen и т.п. имеют больше общего с каким-нибудь М60А1 или Т-54А, чем с многочисленными "IF"
        P.S. В статье очень бросается в глаза "компАновка" на рисунках.
        P.P.S. Вы вынесли суждение о книге на основании поверхностного пятиминутного ознакомления. Иначе бы не назвали, со скидкой на время появления книги, "вчерашним днем", например, MBT-70.
        Все очень подробно о прошлом, а как дальше?

        Ну, если всю литературу "на тему (МЛ)" сводить к учебнику истории КПСС, то странно ожидать там ответов "как дальше".
        1. +1
          4 мая 2023 16:14
          Цитата: Гнусный скептик
          "компАновка"

          Не я писал, Тимур. А на мелких фото в файлах текста практически не видно. Надо будет исправить. Книгу 73 года я не читал. Более раннюю...
          1. +1
            4 мая 2023 16:32
            Это понятно, просто для иллюстрирования использовали картинки. За надписи на них вы не можете отвечать. Можно этот досадный момент исправить "фотошопом".
  14. +4
    4 мая 2023 11:39
    Можно было бы подумать, что товарища Военкова расстреляли как саботажника и вредителя за такую идею, но тогда таких проектов было много, причем писали лично товарищу Сталину.
    Была на ВО статья автора много лет назад.
    НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ОБОРОНЫ СССР тов. СТАЛИНУ
    ДОРОГОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ! Желая как можно скорее разгромить ненавистный германский фашизм и его армию, рекомендую изобретение – КАРАР – бронированная легкая прыгающая машина. Конструктивные, тактические и боевые особенности Карара заключаются в следующем.
    КОНСТРУКЦИЯ: Стальная шаровидная башня, укрепленная на шести ногах. Ноги являются ходовой частью, получающие движение от мотора, расположенного в башне. Перемещение Карара происходит прыжками на расстояние от 5 до 20 метров. ... Мотор для Карара требуется малой мощности, расходующий горючего немного больше, чем мотор мотоцикла. ... Прошу рассмотреть мое предложение и дать ответ. В случае потребуется моя личная явка, мой адрес... курсанту Корнееву Александру Григорьевичу...


    Или вот так.
    Председателю Государственного Комитета Обороны СССР товарищу СТАЛИНУ
    Вниманию Вашего гениального ума я предлагаю мысль и конструкцию, способную дать Родине оружие НЕВИДАННОЙ, всепобеждающей силы...
    Сила эта может быть локализована в одном бронированном вездеходе и требует для обслуживания лишь водителя и «оператора-наводчика».
    В данное время на свете нет ничего важнее этой мысли, так как в ней возможность власти Родины над миром. Ваша гениальная прозорливость в технике и во всем легко подскажет Вам необходимость реализовать эту мысль в сверхсрочном, особо секретном, опытном порядке.
    ...Мысль состоит в следующем:
    Температура выше 20000 градусов создается и передается на расстоянии от 0.001 км до 50 км, сжигая мгновенно все на своем пути (тела, ткань, топливо, металл, броню, бетон, камни, боеприпасы, суда, орудия и т.п.)... в) вообразим, что таких сопел у нас 100 они размещены наглухо на одном диске так, что острия пламени каждого сопла стремятся в одно место (грубо говоря, в точку).
    г) В такой «точке» (месте) – от одного сопла, выбрасывающего язык пламени, будет 700-1000 градусов, от двух – почти в 2 раза больше (1100-2000 градусов), от трех почти в 2,5 раза больше и т.д... 13.11.1941
    гор. Москва, ВСХВ, ОВПО НКВД
    Батальонный комиссар Щекин М.В..

    Но это были идеи технически не очень грамотных людей.
    А были и вполне себе технические проекты известных КБ.
    Как-то «Проект гусеничного танка Т-34-3».

    https://topwar.ru/53077-tovarisch-stalin-ya-predlagayu-vam-vlast-nad-mirom.html
    По моему, даже жанр альтернативной литературы не нужно привлекать, все уже было:)))
    1. +7
      4 мая 2023 12:06
      А были и вполне себе технические проекты известных КБ.
      Как-то «Проект гусеничного танка Т-34-3»

      Создававший этот проект А.А.Морозов изначально понимал, что подобная идея неосуществимая в принципе в габаритах танка Т-34, но игнорировать требование "сверху" не мог, потому выдал заведомо не реализуемый проект. Чтобы это понять, достаточно побывать в башне танка Т-34.
      Идеей "многопушечного танка" советские военначальники страдали достаточно долго. Танк КВ изначально тоже был с двумя пушками.

      1. +5
        4 мая 2023 13:31
        Идеей "многопушечного танка" советские военначальники страдали достаточно долго. Танк КВ изначально тоже был с двумя пушками.

        Были и такие варианты КВ-7

        1. +4
          4 мая 2023 15:29
          Цитата: solar
          Были и такие варианты КВ-7

          Предок СУ-152.Ибо создание 152-мм САУ на базе КВ началось с УЗТМ-овской попытки пустить в дело задел по КВ-7.
          К работам по теме КВ-7 ЧКЗ отнёсся очень серьёзно. Фраза про «каждый пятый танк» совсем не была пустым звуком. Одновременно с разработкой проектной документации и изготовлением опытного образца на заводе №200 шла подготовка к запуску в серию корпусного производства. 30 декабря 1941 года главным инженером завода №200 Л. И. Эйрановым были подписаны технические условия на изготовление установочной партии из 20 корпусов. Сколько именно в итоге корпусов КВ-7 удалось сделать, неизвестно, но, судя по дальнейшему развитию событий, установочная партия всё же была собрана.

          Артиллерийская часть установки У-18 состояла всего из 13 узлов, при этом корпус и рубка КВ-7 переделкам не подвергались. Подобный подход к максимальному «невмешательству» в конструкцию КВ-7 легко объясним фразой из описания У-18:
          «В качестве базы для этой самоходной установки лучше всего подходит танк КВ-7. Несколько десятков штук корпусов с башнями этого танка находятся на Кировском заводе в городе Челябинске, предназначавшиеся для строенных установок одного 76,2-мм и двух 45-мм танковых орудий».
          © Warspot. Юрий Пашолок. Сталин, танки, три ствола.
  15. +5
    4 мая 2023 12:28
    Итак, мы сегодня в очередной раз рассмотрим танки «IF», то есть танки «Если», которые могли бы появиться, но почему-то так и не появились.

    Я бы на месте автора " танки "IF" разделил на две категории.
    Первая - проекты, созданные в недрах танковых КБ. Тут могла бы получиться приличная рубрика, ибо только в рамках германских ОКР VK 30 project было создано в металле несколько очень интересных конструкций.



    Вторая -
    "так называемая "альтернативная история"
    , где не обремененные техническими знаниями индивиды создают всякие "вундерваффе". До практического воплощения такие "гениальные замыслы", естественно, не доходят, но иллюстрацией причудливых путей движения мысли служить могут.
    1. +3
      4 мая 2023 16:16
      Цитата: sergej_84
      , где не обремененные техническими знаниями индивиды создают всякие "вундерваффе". До практического воплощения такие "гениальные замыслы", естественно, не доходят, но иллюстрацией причудливых путей движения мысли служить могут.

      Спасибо за хорошую идею. Но все упирается в живопись!
  16. +2
    4 мая 2023 14:39
    Из соображений технологичности производства оч. много годных (с убойной точки зрения) проектов было похоронено под сукном в пользу изделий,которые можно было дешево и массово выпускать на имеющемся, всегда далеком от идеала оборудовании.
    С альтернативной точки зрения мне неясны две вещи - и обе не по танкам.
    1)Почему немцы не вложились в разработки стратобомберов (я вкурсе той истории с внезапной кончиной главного лоббиста этой тематики в Третьем Рейхе ,но логика той же войны в Испании или анализ довоенных наработок на Западе должен был вывести их на линию того,что это полезнее чем В-1 и В-2, а в перспективе это еще и возможность использования действительно кРупных бомбочек против ключевой инфры союзников) ?
    2)Почему дипломатия фашистов была такая вялая на направлении Испании и Турции и их потенциальному включению в "Ось" ? Казалось бы 1940 и до нападения на СССР "сам дьявол велел" бы заняться этими вопросами успешно - но вместо этого они как будто не вдупляют что у них будет огромный и прожорливый конфликт на Востоке, Англия на Западе и абсолютно убогая логистика на Юге ,совершенно недостаточная для такой крупной операции . Выражение "куй железо пока горячо" немцы понимали очень однобоко ,они упустили возможность усилить свой союз в наилучшее для этого время.
    1. +6
      4 мая 2023 15:49
      Цитата: Knell Wardenheart
      Почему дипломатия фашистов была такая вялая на направлении Испании и Турции и их потенциальному включению в "Ось" ?

      Потому что Испания в Ось не хотела от слова совсем. Причина проста - очень кушать хочется. smile
      Если серьёзно, то разрушенное Гражданской войной сельское хозяйство Испании прокормить страну не могло. И каудильо плотно подсел на товарные кредиты США, по которым Испания получала то же зерно.
      Поэтому главным вопросом на переговорах с рейхом было: сможет ли Германия дать тот же объём поставок продовольствия, который давали США. Ответ хорошо известен: нет, рейху не хватало продовольствия даже для себя любимого и для уже имеющихся союзников. На 1941 год сокращение норм выдачи по мясу обсуждается уже на уровне Гальдера.
      Генерал Остеркамп: Трудности в снабжении мясом. Поголовье свиней снизилось с 27 до 20 млн. голов. Крупный рогатый скот трогать нельзя. Поэтому нужно уменьшить потребление. Необходимо до начала наступления сократить потребление мяса в сухопутных войсках. В вооруженных силах норма снижается с 1500 до 1350 граммов, а,для гражданского населения — с 500 до 400 граммов [в неделю].

      А баланс по тому же зерну сходится только при условии грабежа СССР.
      "Зеленая папка" - герр Томас, который "военный экономист", его составил. Наличествует в оригинале в Бундесархиве/Милитарархиве. Расписываются "экономические" мероприятия на оккупированной территории. В частности, из СССР при любом раскладе и любом настроении местного населения предполагается получить 2.5 млн. тонн зерна, которые СССР обещал Германии из урожая 1941 г. и которые уже включены в продовольственный баланс Рейха (без них никак), 3 млн. тонн зерна на питание армии (если тащить его из Рейха, пропускной способности железных дорог не хватит) и еще около 2 млн. тонн на принятые Германией на себя обязательства перед Румынией, Венгрией и прочими. Итого примерно 8 млн. тонн зерна.
      © Д.Шеин
      Так что альтернативы американскому продовольствию у Испании не было. И каудильо прекрасно понимал, что любое движение в сторону Оси - это сокращение поставок вплоть до прекращения. А голод в стране, на фоне продолжающегося социального противостояния и отсутствия контроля Центра над рядом регионов - это прямой путь к возобновлению Гражданской войны. Но и прямо отказывать Гитлеру тоже было опасно. Поэтому Франко выбрал стратегию постоянного выдвижения несоразмерных встречных требований, вплоть до передачи Испании французских колоний в Северной Африке. На чём переговоры и заглохли - без особых отрицательных последствий для Испании.
      1. +2
        4 мая 2023 17:55
        Потому что Испания в Ось не хотела от слова совсем.

        Точно так же туда не хотела и Турция, заключив с Германией в июне 1941 года пакт о ненападении и успешно торгуя хромитами, сухофруктами и табаком как с Германией, так и с США и Британией.
        1. +1
          5 мая 2023 11:15
          Цитата: sergej_84
          Точно так же туда не хотела и Турция, заключив с Германией в июне 1941 года пакт о ненападении и успешно торгуя хромитами, сухофруктами и табаком как с Германией, так и с США и Британией.

          У турок кроме пряника перед глазами был ещё и кнут - в виде трёх группировок Союзников у границ. С юга - британцы в Сирии, с востока - британцы в Ираке, британцы + СССР в Иране, с северо-востока - ЗакВО СССР. Причём в последнем случае ситуация для турок усугублялась ещё и местным фактором - армяне очень хотели поквитаться за 1915 г., да и за 1918 г.
  17. +2
    4 мая 2023 15:31
    Я ошибочно думал, что знаю что-то о танцах. Но я обнаружил, что мне все еще нужно учиться. Статья очень интересная даже для знатоков и необычная для нас "дилетантов". Спасибо лично. Дискуссию тоже читал внимательно, возможно, от коллег потребовалось бы больше скромности. am
  18. 0
    5 мая 2023 09:15
    Цитата: Knell Wardenheart
    1)Почему немцы не вложились в разработки стратобомберов (я вкурсе той истории с внезапной кончиной главного лоббиста этой тематики в Третьем Рейхе ,но логика той же войны в Испании или анализ довоенных наработок на Западе должен был вывести их на линию того,что это полезнее чем В-1 и В-2, а в перспективе это еще и возможность использования действительно кРупных бомбочек против ключевой инфры союзников) ?


    Во-первых это очень дорого и ресурсозатратно. Во-вторых они понимали, что бомбежками войны не выиграть, инфраструктуру разрушить тогдашними средствами - почти нереально, успех кампании все же определяется на земле.
    Сколько там англо-американская авиация сбросила бомб на немецкие заводы и фабрики? И что, удалось снизить выпуск боевой техники до критичного уровня?
    "Доктрина Дуэ" идет лесом, конкретно.

    Цитата: Knell Wardenheart
    Почему дипломатия фашистов была такая вялая на направлении Испании и Турции и их потенциальному включению в "Ось" ?


    Ни испанцам, ни туркам не очень хотелось портить отношения с Великобританией (позже и США).
    А туркам не очень улыбалось идти на конфликт с СССР.

    Прекрасно понимали возможные последствия.

    И судьба Ирана (оккупированного совместно Англией и СССР) наглядно показала, что осторожность была вполне разумной.
    Именно Черчилль обеспечит дипломатическое прикрытие режиму Франко в Потсдаме, когда Сталин поставит вопрос о свержении фашистского режима в Испании.
    1. 0
      5 мая 2023 11:27
      Цитата: Illanatol
      Во-первых это очень дорого и ресурсозатратно. Во-вторых они понимали, что бомбежками войны не выиграть, инфраструктуру разрушить тогдашними средствами - почти нереально, успех кампании все же определяется на земле.

      А, в-третьих, для выбивания промышленности Британии нужен минимум В-29. Ибо летать придётся за океан - там и Канада, и кузены, неизбежно вписывающиеся своей промышленностью за бывшую Метрополию. smile
      Цитата: Illanatol
      Ни испанцам, ни туркам не очень хотелось портить отношения с Великобританией (позже и США).

      Пожалуй, испанцам в первую очередь не хотелось портить отношения с кормящими их США. А к осени 1940 г. уже было понятно, что янки в европейской войне поставили на Британию.
  19. +1
    5 мая 2023 12:33
    Прекрасная статья и красивые иллюстрации. Спасибо автору. hi
  20. 0
    6 мая 2023 09:04
    Цитата: Alexey RA
    А, в-третьих, для выбивания промышленности Британии нужен минимум В-29. Ибо летать придётся за океан - там и Канада, и кузены, неизбежно вписывающиеся своей промышленностью за бывшую Метрополию.


    А в-четвертых, британские ВС более всего получили по ленд-лизу от США. То есть способность Англии к вооруженному сопротивлению сильно определялась промышленным потенциалом США.


    Цитата: Alexey RA
    Пожалуй, испанцам в первую очередь не хотелось портить отношения с кормящими их США. А к осени 1940 г. уже было понятно, что янки в европейской войне поставили на Британию.


    Это так, но США все же в 1940г. формально были нейтралами.
    А вот с Англией Рейх уже воевал. И Гитлер настаивал на том, чтобы Франко лишил англичан контроля над Гибралтаром. Но Франко решительно отверг притязания Гитлера, проявив дальновидность.
  21. 0
    11 июня 2023 17:30
    "Одному только богу известно, почему немецкие конструкторы не поставили на него спрямленный, как у Т-34, лобовой броневой лист. Это могло бы теоретически дать выигрыш в весе и улучшенную броневую защиту. В крайней случае, могли бы поставить на уже имеющуюся броню дополнительный броневой лист на петлях, чтобы обеспечить доступ к люкам трансмиссии."
    И кто бы поднимал этот лист на петлях - экипаж тяжелоатлетов? При более-менее солидной толщине этого листа он будет весить очень много? Один квадратный метр брони толщиной 20 мм весит примерно 160 кг!
    Нет, танк с передним расположением трансмиссии (и необходимостью обеспечить к ней доступ) очень ограничен в возможностях усиления лобовой защиты! Сама схема накладывает массу ограничений.
  22. 0
    27 июня 2023 13:11
    Фантазер-толкиеновец.Это не похвала, а противоположное по смыслу изречение.Поставь поперек танка Д6 и плюс корзину сцепления!Какой ширина станет танк?! Правильно Незнайка-неимоверной.Танк ни на одну жд платформу не встанет! ...Блин, откуда вы беретесь такие безмозглые?!! Я и про редактора говорю, который ЭТО пропустил. Статейку.
    1. Комментарий был удален.
  23. 0
    5 сентября 2023 20:00
    Танк М. М. Военкова это же фактически Эпициклоид "Обой" времён ПМВ.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»