Под волнами Балтики

30
Балтийское море имеет ряд существенных отличий от северных морей. Малые глубины являются большим затруднением для действий подводных лодок, но с другой стороны, дают дополнительные шансы на спасение. Что и будет подтверждено дальше.

В день нападения Германии на СССР подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота насчитывали 69 единиц и были сведены в 3 бригады и отдельный учебный дивизион при учебном отряде подводного плавания. 1-я бригада предназначалась для действий в южной и центральной части Балтийского моря, 2-я бригада для действий в Финском и Ботническом заливов, в учебную бригаду входили все строящиеся и капитально ремонтирующиеся подводные лодки. Субмарины базировались по всему советскому балтийскому побережью, включая территорию только что вошедших в состав СССР Прибалтийских республик и арендованную у финнов ВМБ Ханко.

По уровню боевой готовности подводные лодки делились на три линии. Первая включала в себя полностью боеготовые подводные лодки, т. е. не имевшие перерыва в боевой подготовке за исключением зимнего периода. Хотя, начиная с 1940 года, подготовка проводилась в течение всего года без деления на летний и зимний периоды, сезонность в ее проведении оставалась. Вторая линия включала в себя подводные лодки, находящиеся в ремонте, либо имеющие значительную смену личного состава. К третьей линии относились подводные лодки, вновь построенные и недавно вступившие в строй. К началу войны КБФ насчитывал лишь 4 подводные лодки первой линии. («М-78», «М-79», «М-96» и «М-97»). Остальные подводные лодки входили во вторую линию (26 единиц) и считались относительно боеспособными, числились на оргпериоде (11 единиц), или «вне линии», т.е. в ремонте.

Следует отметить, что противник в это время не вел активных боевых действий на Балтике. Считалось, что незачем. Основной упор делался на захват баз сухопутными силами.

1941 год
На первом этапе вторжения немцы прекратили свое судоходство по Балтийскому морю, но спустя три недели, к 12 июля восстановили его в полном объеме. Так что недостатка в целях не было. Фактическим итогом действий советских подводных лодок на Балтике в июне-июле 1941 года стали приговоры военных трибуналов о расстреле командиров «С-8» и «Щ-308». 1-я бригада была практически разгромлена, потеряв из своего состава к сентябрю 1941 года 13 подводных лодок из 24 числящихся в ее составе к началу войны.

Фронт стремительно откатывался на восток. Обстановка на театре развивалась настолько быстро, что командиры лодок, выходя в море, не знали в какую базу им придется возвращаться. В конце августа советские войска оставили Главную базу флота Таллин, а сентябре немцы были уже у Ленинграда. Флот снова оказался запертым в «Маркизовой луже». Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, командование КБФ приняло меры к переброске части подводных лодок на другие театры. Строящиеся «малютки» XV серии («М-200», «М-201», «М-202», «М-203», «М-204», «М-205» и «М-206») были по внутренним водным путям переведены в Астрахань, где к концу войны три из них удалось достроить. На Каспий были так же перебазированы недостроенные «С-19», «С-20», «С-21» и экспериментальная «М-401». В Молотовск (ныне Северодвинск) переведены для достройки имевшие высокую степень готовности «Л-20» и «Л-22».



На Север были отправлены новейшие «К-22», «К-3», «С-101» и «С-102». Три последние успели в начальный период войны совершить по одному боевому походу на Балтике.

Действительный итог боевых действий подводных лодок КБФ за 1941 год составляет гибель одного транспорта водоизмещением 3.784 брт и подводной лодки «U-144» в 26 торпедных атаках. Результаты трех атак неизвестны. На минах, выставленных советскими подлодками в 1941 году, возможно, погибли 1 тральщик и 3 транспорта (1.816 брт). Артиллерией повреждено 1 судно.

1942 год
Основные острова Гогландского плеса были в руках противника. Это позволяло немцам и финнам перекрыть доступ советским подводным лодкам в Балтийское море. Готовясь к летней кампании 1942 года, противник установил на островах посты наблюдения, радиопеленгаторные и гидроакустические станции. 9 мая немцы начали постановку мин в Финском заливе. Подновлялись и усиливались старые заграждения, устанавливались новые. Наиболее обширными и многочисленными из них были «Насхорн» (между Порккала-Удд и островом Найсаар, всего 1.915 мин) и «Зееигель» (восточнее Гогланда, всего 5.779 мин, 1.450 минных защитников, 200 подрывных шашек). Всего весной – летом 1942 года немцами в Финском заливе выставлено 12.873 мины. Вместе с минами, которые были выставлены в прошлом году, их количество в Финском заливе превышало 21 тысячу. Непосредственно у заграждений было развернуто более сотни различных кораблей и катеров. Таким образом, образовался противолодочный рубеж глубиной более 150 миль.

Несмотря на это, результаты действий наших подводников были более значительными.



По подтвержденным после войны данным было потоплено 15 судов (32.415 брт) торпедами, 2 (2.061 брт) артиллерией, 5 транспортов (10.907 брт) погибло на минах. Всего 22 судна (45.383 брт). Потери немцев и их союзников на Балтике в 1942 году составили менее 1% грузооборота. Казалось, результат незначителен, но он превосходит результат 41 года. Плюс заставлял немцев и финнов привлекать значительные ресурсы для сопровождения кораблей и борьбы с нашими подводными лодками.

1943 год
Активные действия советских субмарин на Балтике в 1942 году заставили противника принять меры к недопущению прорыва подводных лодок КБФ на коммуникации подвоза стратегических материалов и сырья. Для этого было решено надёжно закрыть выход из Финского залива сетевыми заграждениями, хотя заготовка сетей стоила больших материальных затрат. Кроме того, немцы и финны значительно усилили силы ПЛО, расширили и подновили минные поля.

28 марта, как только в западной части Финского залива растаял лед, началась установка сетей. В течение апреля – мая полторы сотни немецких и финских кораблей и катеров занимались оборудованием противолодочного заграждения. Одновременно производились минные постановки. Чтобы предохранить сеть от повреждений во время штормов, ее высота не доходила до дна, но для того, чтобы подводные лодки не могли проходить между грунтом и сетью, предусматривалась установка донных мин. К 9 мая оборудование противолодочного рубежа было завершено. Помимо сетей, противник установил кроме уже имевшихся, 9834 мины и 11244 минных защитника. Подводные лодки начали гибнуть одна за другой. Показательно полнейшее бездействие командования Балтийского флота, не приложившего абсолютно никаких усилий для срыва постановки минных и сетевых заграждений.



В связи с гибелью пяти подготовленных экипажей командование КБФ наконец-то приняло решение воздержаться от дальнейшей посылки подводных лодок в море. Исключение составляли только «малютки», которые совершили несколько походов с задачей ведения разведки и высадки разведгрупп на острова Гогланд и Большой Тютерс. Две «малютки» были переведены на Ладожское озеро, где так же в основном занимались ведением разведки и высадкой разведгрупп на территории противника. За всю кампанию 1943 года подводные лодки КБФ провели всего две торпедных атаки, которые оказались безрезультатными.

1944 и 1945 годы
Всю первую половину 1944 года подводные лодки КБФ проводили боевую подготовку и ремонт. Финский залив был перекрыт сетями, поэтому, учитывая опыт предыдущего года, о попытке форсирования противолодочного рубежа не могла быть и речи. Исключение составляли пять подводных лодок, которые действовали на Ладожском озере. В конце июня они совершили несколько походов в интересах войск Карельского фронта.

Обстановка круто изменилась в начале сентября, когда Финляндия вышла из войны. Хотя посланная на разведку состояния вражеской ПЛО в Нарвском заливе «М-96» пропала без вести, вероятно, подорвавшись на мине заграждения «Зееигель», очень скоро с формального согласия финских властей подводные лодки КБФ получили возможность выйти в открытую часть Балтики. Переходы проводились по финским шхерным фарватерам при участии финских лоцманов. В Поркккала-Удд развертывалась военно-морская база. Советские подводные лодки стали базироваться на Ханко, Хельсинки и Турку. 22 сентября 1944 года Красная Армия освободила столицу Эстонии. Немецкий противолодочный рубеж терял свое значение. 26 сентября Швеция прекратила поставки Германии железной руды, лишив Рейх необходимого стратегического сырья.



Современные подсчеты потопленных вражеских кораблей выглядят так: в 1944 году подводниками Балтики потоплено 16 транспортов (35.580 брт), 1 корабль и 1 вспомогательное судно, в 1945 году – 10 транспортных судов (59.410 брт) и 4 корабля.

Итог: за время боевых действий подводники Балтики потопили 52 транспорта и 8 кораблей (142 189 брт).

Наши потери составили 46 лодок. Статистика такова:
Погибло на минах – 18
Уничтожено кораблями противника – 5
Торпедировано лодками противника – 5
Взорваны своими экипажами – 6
Уничтожены авиацией – 1
Уничтожены артобстрелом с суши – 1
Пропали без вести – 10 (скорее всего, причина – мины).

23.06.1941. «М-78» (командир старший лейтенант Д.Л.Шевченко). При переходе из Либавы в Усть-Двинск в паре с «М-77» близ Виндавы торпедирована в районе в точке с координатами 57°28' с.ш.; 21°17' в.д. немецкой ПЛ «U-144» (командир капитан-лейтенант Гердт фон Миттельштадт). Погибло 16 человек (весь экипаж), в том числе командир 4-го Дивизиона ПЛ капитан-лейтенант С.И.Матвеев. В 1999 году найдена совместной латвийско-шведской экспедицией на глубине 60 м.
Боевых походов не совершила.

23.06.1941. «М-71» (командир капитан-лейтенант Л.Н.Костылев). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из за опасности захвата противником.
Почти весь личный состав подлодки пропал без вести в боях за Либаву.
Боевых походов не совершила.

23.06.1941. «М-80» (командир капитан-лейтенант Ф.А.Мочалов). Находилась на ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из за опасности захвата противником.
Боевых походов не совершила.

23.06.1941. «С-1» (командир капитан-лейтенант И.Т.Морской). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за опасности захвата противником. Экипаж во главе с командиром ушел из города на ПЛ «С-3».
Боевых походов не совершила.



23.06.1941. «Ронис» (командир капитан-лейтенант А.И.Мадиссон). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за опасности захвата противником.
Боевых походов не совершила.



23.06.1941. «Спидола» (командир старший лейтенант В.И.Бойцов). Находилась на ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за угрозы захвата противником.
Боевых походов не совершила.



24.06.1941. «С-3» (командир капитан-лейтенант Н.А.Костромичев). Около 23 часов 23 июня не закончив ремонт и не имея возможности погружаться вышла из Либавы. На борт лодки взят экипаж ПЛ «С-1» (40 человек) во главе с командиром и рабочие завода «Тосмаре» (около 20 человек). Около 6 часов утра следующего дня перехвачена топедными катерами «S-35» и «S-60» и после полуторачасового артиллерийского боя потоплена. По данным противника взято трое пленных, (некоторые источники говорят о пленении 9 человек).Тело командира лодки капитан-лейтенанта Костромичева прибило к острову Саарема, где было похоронено.
Погибло 42 члена экипажа «С-3», 40 человек экипажа «С-1» и неустановленное количество рабочих, представителей предприятий Ленинграда, командированных на судоремонтный завод «Тосмаре».
Боевых походов не совершила.

25.06.1941. «М-83» (командир старший лейтенант П.М.Шалаев). С 22 июня лодка находилась в базовом дозоре у Либавы. 25 июня в результате атаки авиации получила повреждение перископа и вынуждена была вернуться на базу когда в Либаве уже шли уличные бои. Вторично получив повреждения и не имея возможности уйти, приняла артиллерийский бой, а по окончании боезапаса взорвана экипажем. В боях за Либаву фактически весь экипаж (исключение составили 4 человека) подлодки во главе с командиром погибла, пропала без вести или попала в плен.
1 боевой поход.
22.06.1941. – 25.06.1941.
В атаки не выходила.

27.06.1941. «М-99» (командир старший лейтенант Б.М.Попов). Торпедирована в районе острова Утё в точке 59°20' с.ш./ 21°12' в.д. германской ПЛ «U-149» (командир капитан-лейтенант Хорст Хёлтринг). Погибло 20 человек (весь экипаж).
2 боевых похода.
22.06.1941 – 23.06.1941
24.06.1941 – +
В торпедные атаки не выходила.

29.06.1941. «С-10» (командир капитан 3 ранга Б.К.Бакунин). Пропала без вести. 23 июня вышла на позицию к Пиллау. 25 июня в Данцигской бухте лодка подвеглась атакам сил ПЛО противника. 28 июня сообщила, что не может погружаться и преследуемая катерами идет к Либаве. Утром следующего дня с «С-10» получено сообщение – «Терплю бедствие. Нуждаюсь в немедленной помощи». Больше на связь не выходила. Вероятно, погибла в результате полученных повреждений, нанесенных силами ПЛО противника, или подрыва на мине, так как бой 29 июня по немецким данным не зафиксирован. Погиб 41 человек.
Погибла в первом боевом походе.

01.07.1941. «М-81» (командир капитан-лейтенант Ф.А.Зубков). При следовании с отрядом кораблей в кильватере плавбазы «Иртыш» из Куйвасте в Палдиски подорвалась на мине в районе банки Лайне в проливе Мухувяйн. Погибло 12 членов экипажа, 3 человека спасено. Поднята в 1965 году. Экипаж похоронен в Риге.
Совершила один боевой поход. В атаки не выходила.

21.07.1941. «М-94» (командир старший лейтенант Н.В.Дьяков). Торпедирована германской ПЛ «U-140» (командир капитан-лейтенант Ганс Юрген Хейригель) в проливе Соэла Вяйн южнее маяка Ристна. Торпеда попала в корму лодки, а так как глубина в месте гибели не превышала 20 метров, «М-94» затонула кормой с дифферентом 60° так, что нос лодки на 3-4 метра оставался на поверхности и в таком положении оставался около двух часов. Шедшая в паре «М-98» сняла с носовой части трех человек, в том числе и командира, ещё восьмерым удалось покинуть лодку через рубочный люк. Погибло 8 человек. В некоторых источниках атака «М-94» приписывается «U-149».
2 боевых похода.
25.06.1941 – 29.06.1941.
21.07.1941 - +
В торпедные атаки не выходила.

02.08.1941. «С-11» (командир капитан-лейтенант А.М.Середа). При возвращении из похода подорвалась на магнитной донной мине в проливе Соэла Вяйн. Погибло 46 членов экипажа. Три человека сумели выйти из лодки через торпедный аппарат. Поднята в 1957 году. Останки части экипажа похоронены в Риге.
Погибла в первом боевом походе.

конец 08.1941. «С-6» (командир капитан-лейтенант Н.Н.Кулыгин). Пропала без вести. Возможно, погибла на мине в Финском заливе или потоплена авиацией 30 августа 1941 года в бухте Тагалахт (у западного побережья острова Саарема). Погибло 48 человек. В июле 1999 года обнаружена на грунте.
2 боевых похода
23.06.1941 – 14.07.1941.
02.08.1941 – +
В атаки не выходила.

28.08.1941. «Щ-301» («Щука») (командир капитан-лейтенант И.В.Грачев). Подорвалась на мине при прорыве из Таллина в Кронштадт в районе мыса Юминда. Затонула после снятия части экипажа. Мины выставлены ПЛ «Весихиси» либо миннными заградителями «Риилахти» и «Руотсинсалми», по данным советской стороны подорвалась на плавающей мине. Общие потери экипажа - 34 человека.
1 боевой поход.
10.08.1941 - 28.08.1941
3 безрезультатных торпедных атаки.

28.08.1941. «С-5» (командир капитан 3 ранга А.А.Бащенко). Подорвалась на мине при прорыве из Таллина в Кронштадт в районе острова Вайндло при следовании в составе Отряда главных сил. Спасено 9 (по другим данным 5 или 10) человек, в том числе командир 1-й Бригады ПЛ КБФ Н. Г. Египко. На подводной лодке погибло 33 члена экипажа, и часть штаба 1-й бригады ПЛ КБФ.
2 боевых похода
24.06.1941 – 10.07.1941
06.08.1941 – 24.08.1941
1 безуспешная торпедная атака.

25-28.08.1941. «М-103» (командир старший лейтенант Г.А.Жаворонков). Погибла на мине в 8 милях севернее острова Вормси со всем экипажем (20 человек). В 1999 году обнаружена на дне.
2 боевых похода
08.07.1941 – 20.07.1941
13.08.1941 – +
В торпедные атаки не выходила.

09-10.09.1941. «П-1» («Правда»), (командир капитан-лейтенант И.А.Логинов). Погибла на мине в 6,2 мили к югу от маяка Калбодагрунд. Погибло 55 человек.
Погибла в первом боевом походе.



конец 09.1941. «Щ-319» (командир капитан-лейтенант Н.С.Агашин). Пропала без вести. 19 сентября вышла в боевой поход на позицию к Либаве, но о прорыве на Балтику не донесла. Погибло 38 человек.
Погибла в первом боевом походе.

23.09.1941. «М-74» (на момент гибели находилась на консервации). Потоплена при налете немецкой авиации у выхода из средней гавани Кронштадта. В 1942 году поднята и сдана на хранение, но 2 декабря 1944 года отправлена на разборку.
Боевых походов не совершала.

10.1941. «С-8» (командир капитан-лейтенант И.Я.Браун). Погибла на мине заграждения «Вартбург» в 10 милях юго-восточнее маяка Несбю (южная оконечность острова Эланд). Погибло 49 человек. Найдена в июле 1999 года в месте с координатами: 56°10,7' с.ш.; 16°39,8' с.ш.
2 боевых похода.
15.07.1941 – 06.08.1941
11.10.1941 – +
В торпедные атаки не выходила.

12.10.1941. «Щ-322» (командир капитан-лейтенант В.А.Ермилов). Погибла на мине западнее острова Гогланд в Финском заливе. Погибло 37 человек.
2 боевых похода.
13.07.1941 – 03.08.1941
11.10.1941 – +
Побед нет.

30.10.1941-01.11.1941. «Калев» (командир капитан-лейтенант Б.А.Ныров). Пропала без вести. 29 октября вышла в боевой поход с задачей высадки разведгруппу в районе Таллина и постановки минного заграждения. Больше на связь не выходила. Погибло 56 человек.
2 боевых похода
08.08.1941 – 21.08.1941
29.10.1941 – +
1 безрезультатная минная постановка (10 мин).



09.11.1941. «Л-1» («Ленинец»), (командир капитан 3 ранга С.С.Могилевский). Находилась в ремонте. Стояла на Неве в Ленинграде. Повреждена при артобстреле и затонула от повреждений в прочном корпусе. В 1944 году поднята и сдана на слом.
Боевых походов не совершала.

06-10.11.1941. «Щ-324» (командир капитан-лейтенант Г.И.Тархнишвили). Пропала без вести. Вероятно, погибла на мине в западной части Финского залива. Погибло 39 человек.
2 боевых похода:
24.07.1941 – 12.08.1941.
02.11.1941 – +



14.11.1941. «Л-2» («Сталинец») (командир капитан-лейтенант А.П.Чебанов). Следовала на минную постановку в составе четвертого конвоя на Ханко. Подорвалась на мине в районе острова Кери в Финском заливе. Погибло 50, спасено 3 человека.
Погибла в первом боевом походе.

14.11.1941. «М-98» (командир капитан-лейтенант И.И.Беззубиков). Погибла на мине в районе острова Кери в Финском заливе, находясь в охранении четвертого конвоя на Ханко. Погибло 18 человек.
4 боевых похода.
В торпедные атаки не выходила.

13.06.1942. «Щ-405» (командир капитан 3 ранга И.В.Грачев). Подорвалась на мине в районе острова Сескар при переходе в надводном положении из Кронштадта на Лавенсаари, или погибла в результате аварии. Погибло 36 человек.
2 боевых похода.
21.07.1941 – 15.08.1941
11.06.1942 – +
В торпедные атаки не выходила.

15.06.1942. «М-95» (командир капитан-лейтенант Л.П.Федоров). Подорвалась на мине и погибла в районе острова Суурсари. Погибло 20 человек.
4 боевых похода.
1 ошибочная торпедная атака (выпущено 2 торпеды).

12.07.1942. «Щ-317» (командир капитан-лейтенант Н.К.Мохов). Потоплена глубинными бомбами шведского эсминца «Стокгольм» севернее острова Эланд. Найдена на грунте точке с координатами 57°52' с.ш./16°55' в.д. в 1999 году. Погибло 42 человека.
2 боевых похода
27.09.1941 – 16.10.1941
09.06.1942 – +

Потоплено 3 транспорта (5.878 брт), 1 транспорт (2.405 брт) поврежден. 1 судно, возможно, погибло в результате случайного столкновения с подводной лодкой. В некоторых источниках суммарный тоннаж четырех транспортов составляет 6.080 брт. По официальным данным советской стороны на счету «Щ-317» пять уничтоженных судов общим водоизмещением в 10.931 или 10.997 брт.

16.06.1942 ТР «Арго» (2.513 брт).
22.06.1942 ТР «Ада Гортон» (2.399 брт).
08.07.1942 ТР «Отто Кордс» (966 брт).

02-11.09.1942. «М-97» (командир капитан-лейтенант Н.В.Дьяков). Подорвалась на мине заграждения «Насхорн» юго-западнее Порккалан-Каллбода. Весь экипаж (20 человек) погиб. В 1997 году обнаружена на грунте в точке с координатами 59°50' с.ш./24°30' в.д.
5 боевых походов
Произвела 2 безуспешных торпедных атаки с выпуском 2 торпед.

03-06.10.1942. «Щ-320» (командир капитан 3 ранга И.М.Вишневский). Пропала без вести. Погибло 40 человек.
4 боевых похода
4 торпедных атаки (выпущено 7 торпед). Потоплен 1 ТН (677 брт)

05.07.1942. ТН «Анна Катрин Фритцен» (677 брт).

По официальным данным советской стороны «Щ-320» потоплено 3 судна противника суммарным водоизмещением 22.000 тонн.

11-13.10.1942. «Щ-302» («Окунь»), (командир капитан-лейтенант В.Д.Нечкин). Подорвалась на мине заграждения «Зееигель» севернее острова Суур Тутрсаари. Погибло 37 человек.
1 боевой поход.
10.10.1942 - +
Побед нет.

12-14.10.1942. «Щ-311» («Кумжа»), (командир капитан 3 ранга А.С.Пудяков). Мина заграждения «Насхорн-11». Погибло 40 человек.
4 боевых похода.
Четыре последовательных торпедных атаки (выпущено 5 торпед). Одна артиллерийская атака (выпущено 20 45-мм снарядов). Предположительно поврежден 1 транспорт.

21.10.1942. «С-7» (командир капитан 3 ранга С.П.Лисин) торпедирована ПЛ «Весихииси» (командир капитан-лейтенант О.Айтола) в 10-15 милях севернее маяка Содерарм в Аландском море. Погибло 42, спасено 4 человека, в том числе командир. В 1993 найдена в точке с координатами 59°50,7' с.ш./19°32,2' в.д. и обследована на глубине 30-40 м шведскими водолазами.
5 боевых походов.
Потоплено 4 судна (9.164 брт), поврежден 1 транспорт (1.938 брт)

09.07.1942 ТР «Margareta» (1.272 брт)
14.07.1942 ТР ««Lulea»» (5.611 брт)
30.07.1942 ТР «Kathe» (1.559 брт)
05.08.1942 ТР «Pohjanlahti» (682 брт)
27.07.1942 ТР «Ellen Larsen» (1.938 брт), поврежден.



10.1942. «Щ-308» («Семга»), (командир капитан 3 ранга Л.Н.Костылев). Пропала без вести. Весь экипаж лодки (40 человек) погиб.
2 боевых похода
21.07.1941 – 09.08.1941
18.09.1942 – +
3-4 безуспешных торпедных атаки.



после 29.10.1942. «Щ-304» («Комсомолец»), (командир капитан 3 ранга Я.П.Афанасьев). Погибла на мине заграждения «Насхорн» со всем экипажем (40 человек).
2 боевых похода.
09.06.1942 - 30.06.1942
27.10.1942 - +
Как минимум, 2 безуспешные торпедные атаки (выпущено 3 торпеды)



05.11.1942. «Щ-305» («Линь»), (командир капитан 3 ранга Д.М.Сазонов). Таранена финской ПЛ «Ветехинен» (командир капитан-лейтенант О.Лейко) северо-восточнее Симпнаса в Аландском море. Погибло 39 человек.
25.06.1941. – 07.07.1941.
17.10.1942. – +
Не атаковала.



12-16.11.1942. «Щ-306» («Пикша»), (командир капитан-лейтенант Н.И.Смоляр). Пропала без вести. Погибло 39 человек (весь экипаж).
2 боевых похода
25.06.1941 – 07.07.1941
20.10.1941 - +
От 2 до 5 торпедных атак.
Достоверных данных о результатах нет.

01.05.1943. «Щ-323» (командир капитан 2 ранга А.Г.Андронов). Подорвалась на донной мине в Морском канале Ленинграда. Погибло 39, спасено 5 человек. В 1944 году поднята и сдана на слом.
2 боевых похода
13.07.1941 – 04.08.1941
10.10.1941 – 10.11.1941
7 торпедных атак с выпуском 8 торпед.
16.10.1941. ПБ «Балтенланд» (3.724 брт).
Может быть, торпедами «Щ-323» поражено еще 1-3 цели (атаки 30 октября, 3 и 5 ноября 1941).



23.05.1943. «Щ-408» (командир капитан-лейтенант П.С.Кузьмин). После длительного преследования потоплена группой финских кораблей, включающей в себя минные заградители «Риилахти» и «Руотсинсалми» и авиацией в районе маяка Вайндло. По официальной советской версии вынуждена была всплыть и вступить в артиллерийский бой с пятью немецкими сторожевыми катерами. (Погибло 40 человек).
Погибла в первом боевом походе.

01.06.1943. «Щ-406» (командир капитан 3 ранга Е.А.Осипов). Пропала без вести. Погибло 40 человек.
4 боевых похода.
Провела 12 торпедных атак с выпуском 18 торпед.
По подтвержденным данным потопила 2 судна (3.855 брт), 1 судно (545 брт) повреждено. Результаты 3 атак нуждаются в подтверждении.

07.07.1942 результат неизвестен.
08.07.1942 ПМШ «Фидес» (545 брт) – повреждена.
25.07.1942 результат неизвестен.
26.10.1942 результат неизвестен.
29.10.1942 ТР «Бенгт Стуре» (872 брт)
01.11.1942 ТР «Агнесс» (2.983 брт)

после 01.08.1943. «С-12» (командир капитан 3 ранга А.А.Бащенко). Пропала без вести. Погибло 46 человек.
2 боевых похода
19.09.1942 – 18.11.1942
21.07.1943 – +
Повреждено 2 транспорта (12.859 брт)
21.10.1942 ТР «Сабине Ховальд» (5.956 брт) – поврежден.
27.10.1942 ТР «Мальгаш» (6.903 брт) – поврежден.

после 12.08.1943. «С-9» (командир капитан 3 ранга А.И.Мыльников). Пропала без вести. Погибло 46 человек.
5 боевых походов
Результат: повреждены 2 судна (7.837 брт)
18.09.1942 ТН «Миттельмеер» (6.370 брт) - поврежден.
28.09.1942 ТР «Хёрнум» (1.467 брт) - поврежден

07-09.09.1944. «М-96» (командир капитан-лейтенант Н.И.Карташев). Пропала без вести. Погибло 22 человека.
7 боевых походов
1 безуспешная торпедная атака с выпуском 1 торпеды.

04.01.1945. «С-4» (командир капитан 3 ранга А.А.Клюшкин). Вероятнее всего, погибла со всем экипажем (49 человек) в результате случайного столкновения с миноносцем «Т-3» в точке 51°56' с.ш./19°39' в.д. или таранена немецким миноносцем «Т-33» у маяка Брюстерорт в Данцигской бухте 6 января.
6 походов.
Выполнила, как минимум, 9 торпедных атак (выпущено 19 торпед) в результате чего потоплены:
10.08.1941 ТН «Кайя» (3.223 брт) - предположительно
12.10.1944 РТ «Таунус» (218 брт) или ТЩ «M-3619»
13.10.1944 ТН «Терра» (1.533 брт)
20.10.1944 РТ «Золлинг» (260 брт) – предположительно.



Вечная память советским подводникам!

А к командованию флотом я еще вернусь. Потому что если бы во главе флота стояли флотоводцы, потери могли быть неизмеримо меньше, а результативность выше. И не таскали бы до 1945 года немцы из Швеции руду, обеспечивая себя металлом. Но это чуть позже.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    3 декабря 2012 08:11
    В тяжелейших условиях подводники делали все что могли. Вечная память!!!
    1. +1
      3 декабря 2012 23:10
      Подводникам слава!
      Но статье полнейший супер-минус!
      Мои комментарии ниже.
      Даже ребенок во времена СССР знал фамилии Травкина и Маринеско. Грищенко и Коновалова с Л-3 тоже все знали (вторая по результативности лодка, после С-13, на всем Балтийском флоте /включая и кингсмарине - тобиш немецких подводников/). Была такая "Книга будущих адмиралов" изд. Молодая Гвардия.
      Автору не мешало бы ее сначало прочитать, а заодно посетить музей подводного флота в Питере (есть такой у ветеранов-подводников).
      1. 0
        4 декабря 2012 14:03
        Цитата: LiSSyara
        Была такая "Книга будущих адмиралов" изд. Молодая Гвардия.

        У меня есть эта книга. Равно как и "книга будущих командиров", автор А. Митяев.
        Вы меня конечно извините, но там стоит гриф "Для младшего школьного возраста". Я как бы из него немного вырос. И далеко не все, что нам преподносились во времена СССР, принимаю на веру. Но и в поливании грязью тоже вроде не замечен.
  2. Vito
    +1
    3 декабря 2012 09:23
    Уважаемый автор Скоморохов Роман! Доброе Вам утро!
    Большое Вам спасибо за этот материал о героическом прошлом наших воинов подводников!
    Лихое время выпало на их долю. Мы будем их помнить, вечная память павшим!
    Долгих лет жизни выжившим!
    Спасибо ВАМ МОРЯКИ БАЛТИЙЦЫ за ВАШ ратный труд!
  3. +2
    3 декабря 2012 09:49
    Интересный материал!)) давно интересуюсь тематикой подводных лодок
    Сегодня, после более двух лет работы на аддоном, мы начинаем открытое бета-тестирование. Советский Фарватер - это бесплатное масштабное дополнение для игры Silent Hunter IV.
    Игроку предстоит принять на себя командование советской подводной лодкой времен ВОВ, и сразиться с военно-морскими силами Германии и ее союзников в водах Балтики, Севера и Черного моря.

    http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=76423&s=952c23454ecde6f81d996af6dffc
    a4fe

    а то у нас давно наметилась такая противная тенденция всё немецкое героизировать
    1. 0
      3 декабря 2012 10:58
      Потому что если бы во главе флота стояли флотоводцы, потери могли быть неизмеримо меньше, а результативность выше.


      А скажите, пожалуйста, уважаемый автор, Вы адмирала Трибуца флотоводцем не считаете?
      1. vyatom
        -3
        3 декабря 2012 14:52
        Я лично не считаю. Огромное количество провалов и весьма низкий результат говорит о низком уровне командования на Балтике.
        Надо было брать пример с адмирала Головко. И флот, и армия весьма грамотно действовали на Кольском полуострове.
        Надо было в свое время все эти лодки с Балтики убирать на Север, где они на самом деле были нужны. Под Ленинградом сплошной провал, из-за того руководили всем недалекие комиссары: Жданов, Ворошилов и иже с ними.
        1. +1
          3 декабря 2012 15:35
          Цитата: vyatom
          Я лично не считаю.

          А позвольте осведомиться: где, кем вы служили и уровень Вашего образования? Ворошилов никогда не был комиссаром, Жданов, кстати, тоже. Это во-первых. Во-вторых, низкий результат - это в сравнении с чем? Нужно изучить и объективно проанализировать массу исходных данных: качественно-количественное соотношение сил сторон на разных этапах и в разных районах; полнота информации, необходимой для принятия решения (здесь разведка, "деза" противника и т.д.); время, необходимое на ориентирование штабов и сил о предстоящей задаче; время на подготовку к выполнению; степень БГ, укомплектованности, тех. состояние и т.д.; обеспечение (боевое, тыловое, инженерно-техническое, медицинское); наличие взаимодействующих сил с теми же проблемами и многое другое! Легко сидя в кресле в мирное время давать оценки деятельности людей, действовавших в условиях неопределённости, жесточайшего цейтнота и нехватки всего и вся! К тому же люди те (командование БФ) уж наверняка поумнее и поопытнее Вас были, можете не сомневаться!
    2. Vito
      0
      3 декабря 2012 11:29
      ser86,Добрый Вам день. hi
      Давно пора, еще бы" ВРАЖДЕБНЫЕ ВОДЫ" уравняли бы в нашу пользу, а то у нас крейсера и эсминцы уж больно беспомощные на близкой дистанции!
      1. 0
        3 декабря 2012 18:23
        Цитата: полковник
        А скажите, пожалуйста, уважаемый автор, Вы адмирала Трибуца флотоводцем не считаете?


        Лично для меня это сложный вопрос. Личное мнение - это одно, объективное мнение - это совсем другое.

        Если вас интересует мое личное мнение - не считаю. Вообще, чем дальше старательно изучаю историю, тем больше роль наших ВМФ выглядит подтанцовками у сухопутных сил. Кораблей не было? Были. Людей на них не было? Были. Что могло помешать? Только отсутствие руководства. надлежащего.
        Касаемо БФ - такими силами, какие были в распоряжении, немцев можно было не просто попросить мин не ставить, а оставить там же. Но даже не рыпнулись. И сидели до 44-го в заливе, вместо того, чтобы делом заниматься.
        Но это опять же, мое личное мнение червя за компом.

        Если посмотреть объективно - не знаю, моего образования не хватает, чтобы это правильно оценить.Но все-таки, уровень подготовки именно высшего состава, мне кажется, был не на "мировом уровне". По крайней мере, ни одной успешной крупной флотской операции, с применением крупных сил я припомнить не могу.

        А судить не берусь.
        1. +2
          3 декабря 2012 19:02
          Нет, Роман..
          тут я не соглашусь.
          Тот флот, который у нас был до войны. и во время на океанский никак не тянул.
          Его удел был - как раз прибрежные морские операции. Конвойные - на Севере.
          Подготовка , для способных к решению задач, для задач решаемых - была на уровне.
          На уровне предвоенных представлений.
          Флот начало войны встретил достойно, без потерь. Кузнецову тут глубокий поклон.
          Начни Союз войну так, как её Суворов расписал - так и флот был бы атакующий.
          А без ВМБ передового базирования - мы кто? Каботажники, мать нашу.
          Так и вышло.
          Базы сдались. Трудно, с боями, с потерями...но слились. На Балтике.
          На ЧФ тралили до того, что приехали Pz-III/ iV - посмотреть, а что это мы там делаем.
          А ходить через все Черное море..пострелять по Констанце... несерьезно.
          ...
          Пришлось воевать хоть тем, что могло в море ходить - ПЛ.
          Вот и гнали их, бедолаг, через минные поля.
          А, представь...прорваться туда, выполнить задачу... и прорваться потом обратно....уставшим, оглохшим от бомбежек, опухшим от сырости и тесноты, от недостатка кислорода.
          ...
          Командование..весь ЛС...сделал то, что смог. На море.
          А на суше - "черная смерть" доказала, что флот, флотских - стоит бояться.
          ...
          Хоть так.
          Совсем не тронул вопроса ВВС ВМФ. Эти друзья воевали - дай дорогу. Первая бомбежка Берлина - полк дальних бомбардировщиков морской авиации КБФ. Вот так.
          1. 0
            3 декабря 2012 23:04
            Слово "океанский" я не употреблял. Я имел в виду крупные операции. Например:
            1. Срыв постановок минных и (особенно) сетевых заграждений.
            2. Блокада шведских поставок руды в Германию.
            Так. по минимуму. Был бы у нас на Балтике флот типа Тихоокеанского или Северного, так слов бы не было. Но ведь флот был очень даже...

            Цитата: Игарр
            А на суше - "черная смерть" доказала, что флот, флотских - стоит бояться.


            Да, доказали. Но вот было ли целесообразно делать это - ох, вопрос. Убить минного или трюмного спеца в пехотной атаке - дело одной секунды. Выучить - не один месяц.

            Цитата: Игарр
            Совсем не тронул вопроса ВВС ВМФ. Эти друзья воевали - дай дорогу.


            Ну, честно говоря, счел достойным отдельной темы. Так что...
            1. 0
              4 декабря 2012 08:00
              Насчет...океанский...это не упрек.
              А вот срыв постановок...да.
              Эссен, перед Первой мировой, разрешил Колчаку произвести минные постановки - так и флоту за минным кордоном куда как "веселее" воевалось.
              Не поставили - не судьба.
              А на Севере.... ну ледокольный пароход "Сибиряков". Песня!
              Сухогруз "Большевик" - песня!
              Вот "хоровое" пение флота - получалось не ахти. Опять одно подводники впереди.
              ...
              Жду, жду..."отдельную тему"
        2. +1
          4 декабря 2012 09:20
          Цитата: Banshee
          По крайней мере, ни одной успешной крупной флотской операции, с применением крупных сил я припомнить не могу.


          Правильно, Роман, не можете вспомнить потому, что их (операций) и не было! На Балтике наш БФ не только не проводил операций, но даже не вёл систематических БД. Были эпиэодические выходы в море с конкретными локальными задачами тактического уровня. А почему?. Во-первых, значительные силы БФ, включая авиацию, были уничтожены в первые дни войны. Во-вторых, и это главное - основные события, решающие исход как летней кампании 1941 года, так и в последующем, разворачивались на континентальном ТВД! Почти вся корабельная артиллерия была снята и установлена на суше для обороны Ленинграда, там же сражалась почти вся морская пехота. Немцы активных действий на Балтике не вели, КУГ и тем более КОН и ДЕСО в центральную и тем более восточную часть моря не заходили. И, следовательно, каких-либо важных задач оперативно-стратегического уровня силам БФ Верховным ГК и НК ВМФ и не ставилось! А те задачи, которые ставились, решались вполне адекватно уровню БГ, составу сил и средств, степени обеспечения и т.д. Кстати, если всерьёз интересуетесь военной историей, можете связаться с кафедрой тактики ВМФ Военно-Морской Академии (ВМА) в Питере. Там есть серьёзные труды и фундаментальные исследования в этой области. В частности, поищите работы кап. 1 ранга Доценко. Хотя и к нему есть претензии со стороны уважаемых учёных: http://sistematima.narod.ru/Texts/AboutRJW/Dotchenko_doclad1.htm Очень интересно и полезно!
          1. 0
            4 декабря 2012 14:10
            Цитата: полковник
            значительные силы БФ, включая авиацию, были уничтожены в первые дни войны.


            Не соглашусь. Осталось достаточно, чтобы держать "огневой щит", разве нет?

            Доценко читал, отношение...неоднозначное. Кричать "Не так все это было" не тянет, но вот остается какой-то осадок что ли... Много сомнений.
  4. Братец Сарыч
    +1
    3 декабря 2012 12:53
    На мой взгляд, автор проделал очень большую работу по обобщению информации о действиях советских подводников! Не специалист в этом, но чувствуется очень серьезный подход...
    Прочитал с большим интересом...
    1. +1
      3 декабря 2012 14:44
      автору +. а потери? Это война, и что-то все равно надо было делать.
    2. 0
      3 декабря 2012 23:05
      Братец Сарыч,
      А я противь!
      Коммент ниже.
      Маринеско совсем из строя выпал.
      Где Л-3? Вторая по результатиновсти после С-13 на Балтике?
      ВЫ ИСТОРИЮ ФЛОТА ХОТЬ ЧУТОК ЧИТАЛИ, УВАЖАЕМЫЙ АВТОР?
      1. Братец Сарыч
        0
        4 декабря 2012 00:33
        Я эти статьи воспринял скорее как реквием по погибшим, так что Маринеско тут вроде и не к чему упоминать...
  5. +2
    3 декабря 2012 13:26
    Спасибо, Роман..
    150 миль противолодочного рубежа. 270 км по сухопутному.
    Сети.
    Идут на глубине...а тут то слева скрежет цепей по корпусу, то справа.
    А взрыв всегда внезапен.
    И хорошо, если уж так "повезло" - что сразу накрыло.
    А не так, как в " 74 метра".
    ....
    "Безумству храбрых поем мы песню."
    1. +1
      3 декабря 2012 23:42
      Балтику во времена Великой Отечественной называли просто: "Суп с клецками..."
      И эти "клецки" там отлавливаются до сих пор.
  6. +1
    3 декабря 2012 14:59
    + автору за работу
  7. +3
    3 декабря 2012 21:38
    сейчас завод "тосмаре"сам на дне,знаю,потому как живу от него на дистанции 220 метров.А когда был СССР звался он СРЗ-29,во была махина,а сейчас гансы всё растащили,хота потихоньку начали забегать на ремонт корабли,сейчас у стенки стоят парочка бортов из Кёника!Слава Балтфлоту,Ура!!!! fellow
  8. rocketman
    +1
    3 декабря 2012 22:29
    Цитата: полковник
    Легко сидя в кресле в мирное время давать оценки деятельности людей, действовавших в условиях неопределённости, жесточайшего цейтнота и нехватки всего и вся!

    легко, конечно.
    Но...Германия вступила в войну, имея всего 39 подлодок различных классов, но благодаря высокой боевой выучке, передовой тактике действий практически поставила англию на колени, и если бы не паршивое качество немецких торпед (торпеда плохо держала глубину), Германия бы к началу 1941 года имела стратегическое превосходство на море.
    в советском Союзе лодок было точно больше 250-ти, пусть разномастных, но они были. И использовали их поодиночно, как растопыренные пальцы. результат соответствующий. и можно найти много оправдательных причин, но это всё хорошо, когда пишешь мемуары.
    а подводники - все герои, вечная память погибшим!
  9. 0
    3 декабря 2012 22:58
    Статье уже не нейтраль.
    А где упоминание Щуки-303 и легендарного Травкина? Одна из самых результативных лодок!
    С-13 и Маринеско?
    Впечатление, что переписана с англицкого учебника по моревождению.
    Ставлю -
    1. +1
      3 декабря 2012 23:08
      Боюсь, я вас разочарую.
      Щ-303 совершила 5 боевых походов.
      04.07.1942 – 09.08.1942
      01.10.1942 – 13.11.1942
      06.05.1943 – 08.06.1943
      17.12.1944 – 04.01.1945
      24.02.1945 – 25.03.1945

      Произвела 9 торпедных атак с выпуском 20 торпед.
      20.07.1942 поврежден ТР «Альдебаран» (7 891 брт).
      Официально подтвержденных побед не имеет.

      К-52 под командованием Травкина совершила
      3 боевых похода:
      09.11.1944. - 27.11.1944
      15.02.1945. - 11.03.1945
      17.04.1945. - 30.04.1945

      Результаты:
      13 торпедных атак (выпущено 36 торпед). Согласно докладам командира потоплено 7 транспортов общим водоизмещением 47.000 брт и 1 сторожевой корабль.
      Ни одна победа не потверждена противником.
  10. +1
    3 декабря 2012 23:24
    И ГСС он получил просто так...
    Роман, у Вас данные из каких источников?
    И про С-13 и Л-3 можно Ваши данные?
    У меня просто оТчень большой архив (от прадеда до отца все были подводниками).
    И кстати, не секрет, что во времена Второй Мировой были 2 сильнейших школы подплава - это наша и немцы. Япония, США и Англия просто отдыхают.
    Причем немцы многим вещам учились у нас, а мы у них.
    1. Братец Сарыч
      0
      4 декабря 2012 00:37
      Ну зачем же обижать англичан, японцев и американцев? Тоже очень сильные подводники были - англичане, если не изменяет память, добивались больших успехов еще в Первую мировую, в дальнейшем они только усовершенствовали свои навыки...
      Вспомните сколько кораблей и каких перетопили японцы в Тихом океане, да и американцы на своем счету имеют цели гораздо серьезнее тральщиков...
      1. 0
        4 декабря 2012 13:58
        http://merkulof.com
        http://www.town.ural.ru
        http://www.u-boote.ru
        http://militera.lib.ru/h/vmf/index.html

        Вот, пожалуйста.
    2. 0
      5 февраля 2021 14:40
      А чему наши могли научить немцев, опыт подводной войны в Первую Мировую войну у Российской Империи был отрицательным, самый слабый по эффективности, среди воюющих держав, Немцы на первом, Англичане на втором и на третьем о ужас Австро-Венгрия. А вот в строительстве подводных лодок немцы нас научили, подводная лодка типа С ( самая лучшая лодка Советского флота) это немецкий проект лодки для Испании Е-1 ( в немецком флоте будет построено 2 лодки IA серии), в подготовке подводников нас тоже учили немцы, командир лодки U-250 Шмидт, когда попал к нам в плен в 1944 году, в плену как раз тем и занимался, что внедрял немецкую методику обучения подводников. Нашей школы, как строительства подводных лодок так и опыта их применения не было, так называемы Русский тип подводной лодки в Первую Мировую войну умер ещё в ходе войны, лодки типа Д I серии и Л II серии, до пригодного состояния пришлось доводить с 1930 г по 1941 г, и доводили благодаря приобретению у немцев проекта в месте с технологиями, лодки типа С.
  11. tichsha
    +1
    4 декабря 2012 00:22
    Вечная память советским подводникам! подскажите что надо, что бы попасть служить на ПЛ?
    1. 0
      4 декабря 2012 08:53
      Жабры, ласты на ногах и выпуклые глаза.
      .....
      Шутка, не обижайся.
      Желание...и голову на плечах. И все.
      Как карта ляжет.
    2. +1
      4 декабря 2012 11:05
      Необходимый минимум:
      желание, мозги, здоровье и ...поступить в Санкт-Петербургский военно-морской институт smile
  12. 0
    5 февраля 2021 13:43
    Кузнецову ставят в заслугу, что Военно Морской Флот не понёс потерь в первый день войны, так как он объявил тревогу по флоту раньше других родов войск, а потери 23 июня в Либаве одного эсминца ( Ленин), и 5 подводных лодок, это что. Кто распорядился поставить в ремонт эти корабли на передовой оперативной базе, в непосредственной близости к вероятному противнику. Сосредоточение такова количества подводных лодок типа С на Балтике было ошибкой ( её прототип немецкая лодка IA в немецком флоте была Большой Океанской лодкой, у нас она стала Средней, ошибка в стратегии развёртывания подводных лодок ( что делать лодке в 800 тонн водоизмещения с дальностью плаванья 8 000 морских миль на Балтике)) из 13 лодок этого типа 12 погибли. Подготовка командирских кадров, командир Щ-307, атакованную им лодку U-144 ( IID серии, 330 тонн водоизмещения) опознал как лодку VII серии ( 625 тонн водоизмещения, совсем не много ошибся) из-за чего у него возникли проблемы ( заподозрили, что он потопил свою С-8). Правила несения вахты, командир U-149 Хорст Хельдринг, во время атаки на М-99, особо отметил, что верхняя вахта несёт службу без Биноклей ( в момент обнаружения U-149 и М-99 находились в надводном положении в одинаковых условиях, но немец заметил нашу лодку раньше и я думаю по причине, что вся верхняя вахта на немецких лодках обеспечивалась не плохими биноклями, к стати Хельдринг сразу опознал М-99 как лодку типа М улучшенную ( XII серии и даже не спутал с VI серией, лодки очень похожи). Чего не хватало нашему флоту на Балтике, так это боеспособных малых подводных лодок, лодки типа М VI и VI бисс серии к боеспособным лодкам ни как не отнесёшь, все эти лодки в 1942 г были сданы в порт на хранение или переведены на Ладогу, лодки XII серии были не намного лучше, но радиус их действия позволял им действовать только в устье Финского залива ( да и других ошибок было полно лодки XII сери по своим боевым возможностям были такие же как и VI серия только чуть по надёжней в техническом смысле), к стати одноклассницы лодок типа М, немецкие лодки IID серии которые были привлечены для действий на Балтике имели 3 торпедных аппарата ( запас торпед 5 штук), против двух торпед в апаратах у лодок типа М, дальность плаванья у немок 5 650 миль, и 650 миль у лодок типа М. Получается так, что наш флот вообще не имел в составе боеспособных Малых лодок, так нужных на Балтике. Причин неудач и ошибок, нашего ВМФ много и они комплексные и начали формироваться за долго до войны. .

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»