Система ПВО КНДР: радиолокационные средства контроля воздушного пространства и истребительная авиация

47
Система ПВО КНДР: радиолокационные средства контроля воздушного пространства и истребительная авиация

Контроль воздушного пространства КНДР и защита от средств воздушного нападения важных административно-промышленных и оборонных центров, крупных военных баз, портов, мостов, туннелей, а также других стратегически важных объектов возложены на северокорейские военно-воздушные силы, которые, помимо авиации, организационно включают в себя радиотехнические и зенитно-ракетные войска.

В настоящее время ПВО КНДР опирается на сеть круглосуточно действующих радиолокационных постов, расположенных на всей территории страны, освещающих воздушную обстановку над Корейским полуостровом, прибрежными районами и приграничными китайскими и российскими территориями. Данные с радиолокаторов по радиорелейным и кабельным линиям поступают в автоматизированную систему управления, в качестве резервных используются УКВ и КВ радиосети, в которых информация транслируется голосом или морзянкой.



Руководство боевой работой системы ПВО осуществляется с боевого командного пункта в штабе ВВС КНДР, которому подчиняются четыре командования секторов: северо-западного, северо-восточного, южного и Пхеньянского подсектора ПВО. Каждый сектор состоит из штаба, центра контроля воздушного пространства, подчинённых радиотехнических подразделений, одного или нескольких зенитно-ракетных полков, артиллерийской дивизии ПВО, других частей и подразделений.

В случае нарушения воздушной границы, после объявления тревоги в воздух поднимаются дежурные истребители-перехватчики, в боевую готовность приводятся ЗРК и зенитная артиллерия. Дальнейшие действия наземных средств ПВО должны координироваться со штабами авиационных дивизий и центральным командным пунктом.

Радиолокационные средства контроля воздушного пространства


В 1960–1970-е годы воздушное пространство КНДР и прилегающие территории контролировали радиолокаторы метрового диапазона П-10, П-12 и П-14Ф, а также сантиметровые П-20 и П-30. В паре с радиолокационными станциями кругового обзора работали радиовысотомеры ПРВ-9 и ПРВ-11.


РЛС П-20

В 1980-х началось обновление системы ПВО КНДР, и одновременно с современными на тот момент ЗРК и истребителями Северная Корея получила от СССР новые радиолокационные средства, часть которых дееспособна до сих пор.

Самыми «дальнобойными» в радиотехнических войсках Северной Кореи были РЛС метрового диапазона семейства П-14. В годы холодной войны Советский Союз поставил 3 РЛС П-14Ф и 7 станций 5Н84А «Оборона-14».


Антенный пост РЛС 5Н84А «Оборона-14»

РЛС П-14Ф «Фургон», поставленные в конце 1960-х, предназначалась для дальнего обнаружения и измерения дальности и азимута воздушных целей при работе в составе АСУ или автономно. При высоте полёта 10 000 м истребитель МиГ-17 мог быть обнаружен да дистанции 300 км. Дальность обнаружения крупных высотных целей достигала 540 км. Верхняя граница зоны обнаружения – 45 км.

Подвижность этих громоздких станций была достаточно условной. Основные элементы РЛС размещались на пяти транспортных единицах (два полуприцепа с аппаратурой, два с антенным оборудованием и три прицепа с системой энергоснабжения). Антенна представляла собой параболическое зеркало размером 32х11 м. Антенный пост устанавливался на подготовленной площадке.

Очень крупный антенный пост и размещение аппаратной части в буксируемых прицепах затрудняют перебазирование и повышают уязвимость к средствам воздушного нападения. В силу низкой мобильности и больших габаритов РЛС семейства П-14 фактически являются станциями мирного времени, которые в условиях современной войны подлежат быстрому уничтожению. Впрочем, эти недостатки во многом компенсировались очень значительной дальностью обнаружения и большим ресурсом.

РЛС 5Н84А «Оборона-14» имеет улучшенную помехозащищённость и более высокую точность измерения. Часть электронных блоков выполнена на полупроводниках. Станция размещается на шести транспортных единицах. Радиолокаторы дежурного режима семейства П-14 обычно эксплуатируются совместно с радиолокационными высотомерами ПРВ-9, ПРВ-11, ПРВ-13 в интересах зенитно-ракетных полков и бригад, оснащённых ЗРК: СА-75М, С-75М3, С-125М1А и С-200ВЭ.

Гораздо более высокой мобильностью обладают РЛС метрового диапазона П-18 и дециметровые П-19, придававшиеся зенитным ракетным дивизионам и используемые для контроля полёта авиации. В 1980-е годы Северная Корея получила два десятка РЛС П-18 и шесть П-19.

Двухкоординатная РЛС метрового диапазона П-18 создана в 1971 году на основе РЛС П-12МП путём перевода её электронной части на новую элементную базу. Одновременно было осуществлено сопряжение РЛС с новой радиолокационной системой опознавания государственной принадлежности «Кремний-2М».


РЛС П-18

Вся аппаратура станции размещена на базе двух автомобилей «Урал-375». В КУНГе одного находится радиоэлектронная аппаратура с рабочими местами операторов, на втором – антенно-мачтовое устройство. При отсутствии помех РЛС П-18 способна обнаружить крупную высотную воздушную цель на дальности до 260 км.

Для обнаружения воздушных целей на малых высотах предназначена РЛС П-19, принятая на вооружение Советской Армии в 1974 году. Она имеет дальность обнаружения 160 км. Потолок – 6 000 м.


РЛС П-19

В фургоне на шасси ЗиЛ-131 размещена радиолокационная аппаратура, аппаратура сопряжения с другими РЛС, радиолокационный запросчик, блоки съема и передачи данных, а также комплект измерительной и связной аппаратуры.

В конце 1970-х для замены устаревших РЛС П-20 и П-30 начали поступать двухкоординатные радиолокаторы П-37. Станция являлась продолжением линии развития РЛС П-20, П-30 и П-35. Но по сравнению с этими радарами П-37 имела лучшую помехозащищённость, точность измерения и надёжность.


РЛС П-37 и радиовысотомер ПРВ-13

РЛС П-37 работает в дециметровом частотном диапазоне и способна видеть крупные высотные цели на дальности до 250 км. Для измерения пространственных координат станция может сопрягаться с высотомерами ПРВ-11 и ПРВ-13. Хотя мобильность П-37 оставляет желать лучшего, время её развёртывания (8 часов), всё же в несколько раз меньше, чем у РЛС метрового диапазона 5Н84А.

В конце 1980-х войска ПВО КНДР получили три радиолокационных комплекса 64Ж6 («Кабина-66М»). РЛК «Кабина-66М» в экспортном исполнении включал в себя два радиолокационных дальномера, технический пост, индикаторную и модуляторную аппаратуру, прицеп с запасным имуществом и измерительной аппаратурой, четыре радиовысотомера, два запросчика государственной принадлежности, радиотрансляционную аппаратуру, дизель-генераторные электроустановки, автокран. Комплекс выдавал потребителям три координаты цели: азимут, дальность, высоту.


Радиолокационный комплекс обеспечивал обнаружение истребителя МиГ-21, летящего на высоте 15 км на дальности 380 км. Верхняя граница зоны обнаружения – 54 км. Развёртывание радиолокационных комплексов 64Ж6 позволило значительно расширить возможности применения ЗРК С-75М3 и С-200ВЭ по высотным целям и повысить устойчивость управления боевыми действиями зенитно-ракетного полка в условиях применения противником различного рода помех.

В 1987–1988 гг. в КНДР поступили три РЛС СТ-68У(19Ж6). Эта трёхкоординатная станция, работающая в дециметровом частотном диапазоне, являлась одной из лучших поздних советских РЛС.


Транспортировка и развёртывание облегчались тем, что антенный пост с поворотным устройством и кабина управления РЛС СТ-68У монтировались на едином полуприцепе. Радиолокационная станция имеет хорошую мобильность и высокую помехозащищённость. Для точного определения координат ей не требуется радиовысотомер. РЛС СТ-68У способна эффективно работать по маловысотным целям, в том числе таким сложным, как крылатые ракеты, в активных и пассивных помехах при наличии интенсивных отражений от земли и в сложных метеоусловиях, и одновременно сопровождать до 30 целей. Имеется возможность обнаруживать цель с ЭПР 0,1 м², летящую на высоте 100 м, на расстоянии 46 км, на средних и больших высотах – на расстоянии 160 км. Максимальная дальность обнаружения крупных высотных целей – более 300 км.

Помимо радиолокаторов советского производства, в КНДР эксплуатируются китайские радары. В англоязычных источниках говорится, что Китай в 1970–1990-е годы поставлял РЛС JLP-40, YLC-8 и JY-14.

РЛС JLP-40 является копией советской станции П-35. Этот вариант появился после того, как китайские специалисты ознакомились с РЛС П-35, похищенной в ходе доставки железнодорожным транспортом во Вьетнам через территорию КНР. Истребитель МиГ-17, летящий на высоте 1 800 м, мог быть обнаружен на дистанции 100 км. Максимальная дальность обнаружения – до 280 км.


РЛС YLC-8

РЛС YLC-8 создана на основе советской станции П-12. Модернизированные радары YLC-8А/8В по своим возможностям близки к советским радиолокаторам П-18. Сообщается, что дальность обнаружения РЛС YLC-8В превышает 250 км, и в ней внедрена цифровая обработка сигнала, а отображение информации осуществляется на современных мониторах.

Функциональным аналогом советской РЛС П-37 является станция типа JY-14, запущенная в серийное производство в конце 1980-х. По сравнению с П-37 китайская РЛС обладает лучшей помехозащищённостью и является трёхкоординатной.


Антенный пост РЛС JY-14

РЛС JY-14 работает в сантиметровом частотном диапазоне и способна обнаруживать цели на дальности до 300 км и высоте до 25 км. При размещении антенного поста на возвышенности истребитель МиГ-21, летящий на высоте 1 500 м, может быть взят на сопровождение на дальности 200 км. Станции типа JY-14 в начале XXI века считались одними из лучших по критерию «стоимость-эффективность» и широко поставлялись на экспорт.

Западные источники утверждают, что все старые РЛС метрового диапазона П-12 и П-14Ф, имевшиеся в Северной Корее, в настоящее время полностью выработали свой ресурс и выведены из эксплуатации.

Благодаря тому, что северокорейской агентуре удалось нелегально приобрести запасные части, в рабочем состоянии сохранились три радиолокационных станции 5Н84А, 10–12 П-18, по 5–6 единиц П-19 и П-37, а также две СТ-68У. Статус РЛК 64Ж6 не известен, возможно, что в рабочем состоянии остались отдельные элементы комплекса, такие как радиовысотомеры.

Несколько лет назад Северная Корея пыталась купить на Украине новые РЛС 36Д6М или модернизировать имеющиеся СТ-68У. Однако сделка не состоялась.

Всего в КНДР на спутниковых снимках можно обнаружить три десятка развёрнутых радиолокационных постов. Примерно полтора десятка станций китайского производства, которые в основном функционируют в центральной и северо-западной части страны.


Схема расположения радиолокационных постов на территории КНДР

Некоторые западные эксперты пишут, что Китай в обход международных санкций мог поставить КНДР узлы и комплектующие для сборки на северокорейских предприятиях современных РЛС с АФАР. Но достоверных доказательств этого найти не удалось.

Истребительная авиация


Согласно справочным данным, в составе ВВС КНДР числится около 300 истребителей, формально способных выполнять задачи противовоздушной обороны. Однако фактически количество перехватчиков, представляющих реальную боевую ценность и находящихся в технически исправном состоянии, многократно меньше.

Так, в справочнике World Air Forces 2022, выпущенном британским авиационным журналом Flight International, говорится, что в ВВС КНДР имеется более 100 истребителей Shenyang J-5.


Истребитель J-5

Этот дозвуковой самолет, совершивший первый полёт в 1956 году, является китайской копией МиГ-17Ф. В ВВС НОАК он снят с вооружения в 1992 году. Крайне сомнительно, что большая часть истребителей, чей возраст приближается к шестому десятку, обладает удовлетворительной боеготовностью. Но даже при условии полной технической исправности, высокой квалификации и мотивированности пилота, вести воздушный бой с современным истребителем или осуществлять перехват крылатой ракеты на самолёте, оснащенном примитивным приборным комплексом, допотопными средствами связи и навигации, практически невозможно.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители J-5 на авиабазе Оран. Снимок сделан в июле 2019 года

Большая часть истребителей J-5 используется в учебно-тренировочных целях, они также могут привлекаться для бомбово-штурмовых ударов.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители J-5 на авиабазе. Снимок сделан в сентябре 2022 года

Примерно 15 лет назад появилась информация, что значительное количество северокорейских J-5 переделана в пилотируемые крылатые ракеты, которыми должны управлять лётчики-смертники.

То же в полной мере относится к Shenyang J-6 (китайская копия МиГ-19С), которых в Северной Корее имеется около 90 единиц.


Истребитель J-6

Данный сверхзвуковой истребитель первого поколения выведен из боевого состава ВВС НОАК в 2010 году, и значительную их часть в Китае переделали в беспилотники.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители J-6 на авиабазе Кусон. Снимок сделан в ноябре 2022 года

Даже если предположить, что эти очень старые самолёты исправны и в самом деле способны подняться в воздух, их боевая ценность в роли перехватчиков очень не высокая.


На истребителе, спроектированном в начале 1950-х, нет бортовой радиолокационной станции и автоматизированной аппаратуры наведения, что практически исключает осуществление успешного перехвата в ночное время и сложных погодных условиях. Самолёты J-6 могут быть относительно эффективны только в роли штурмовика.

В прошлом значительную долю северокорейского истребительного парка занимали МиГ-21 советского производства. В период с 1966 по 1974 год ВВС КНДР получили не менее 174 МиГ-21 разных модификаций.


Считается, что сейчас в лётном состоянии находятся около 20 МиГ-21бис из 30 машин, нелегально закупленных в Казахстане в 1999 году. В прошлом северокорейские эмиссары активно пытались скупать по всему миру запасные части и расходные материалы для истребителей МиГ-21 советского производства, что свидетельствует о важной роли, которую играли эти самолёты в ВВС КНДР.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-21, J-7 и J-5 на аэродроме Токсан. Снимок сделан в марте 2022 года

Более многочисленными являются истребители китайского производства Chengdu J-7II, поставки которых начались в 1982 году. Всего было закуплено 70 китайских истребителей с треугольным крылом, в настоящее время в строю осталось приблизительно 40 самолётов.


От советского МиГ-21Ф-13 образца 1959 года китайский J-7II отличается только более мощным двигателем, он не имеет БРЛС и сильно уступает истребителям МиГ-21, выпускаемым в СССР в 1970–1980-е годы.

Авиационные издания утверждают, что в КНДР имеется значительное количество истребителей с изменяемой геометрией крыла: одноместных МиГ-23МЛ и двухместных учебно-боевых МиГ-23УБ. По меркам 1980-х годов этот самолёт имел впечатляющие разгонные характеристики, нёс ракеты средней дальности и был оснащён передовым бортовым радиоэлектронным оборудованием: бортовым радиолокатором с дальностью обнаружения до 85 км, теплопеленгатором, способным обнаружить выхлоп турбореактивного двигателя на дальности до 35 км, вся прицельная информация выводилась на лобовое стекло. В ближнем бою в распоряжении пилота МиГ-23МЛ имелись модернизированные УР Р-60М с помехоустойчивой ТГС и 23-мм пушка в подвесном контейнере.


В разных справочниках количество северокорейских МиГ-23МЛ/УБ составляет от 40 до 56 единиц. Впрочем, если судить по спутниковым снимкам, то их число представляется слишком завышенным. Маловероятно, что фронтовые перехватчики, полученные более 35 лет назад, находятся в хорошем техническом состоянии. Исходя из анализа доступных спутниковых снимков, можно утверждать, что по состоянию на середину 2022 года в воздух поднималось не более двух десятков МиГ-23.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-23 и МиГ-29 на аэродроме Пукчхон. Снимок сделан в июне 2022 года

Все без исключения истребители семейства МиГ-23 всегда были дорогими в эксплуатации и требовали больших трудозатрат при обслуживании. Износ материальной части и дефицит запасных частей наверняка сделали большую часть этих весьма сложных самолётов небоеспособными. Англоязычные эксперты пишут, что поддержание северокорейских МиГ-23 в работоспособном состоянии стало возможным благодаря закупке запчастей и расходников на чёрном рынке. В большинстве стран, где имелись МиГ-23, они давно сняты с вооружения.

Наиболее современными истребителями ВВС КНДР являются МиГ-29А/УБ, закупленные в 1988–1992 гг. Всего было поставлено 45 истребителей 4-го поколения, примерно 30 из них были собраны в Северной Корее.

МиГ-29А выгодно отличался от МиГ-23МЛ, в основном ориентированного на атаки ракетами средней дальности, простотой пилотирования, манёвренностью и меньшими трудозатратами при подготовке к боевому вылету. В 1980–1990-е годы в ближнем воздушном бою «двадцать девятый», благодаря высокой манёвренности и тяговоруженности, имел преимущество над всеми западными истребителями.

Кроме того, МиГ-29А был для своего времени оснащён достаточно совершенным БРЭО и нес шесть ракет ближнего боя Р-60М и Р-73 с дальностью пуска 10–30 км. Встроенное вооружение – 30-мм пушка ГШ-301. Для борьбы с воздушным противником вне прямой видимости в состав боевой нагрузки могли входить две ракеты средней дальности Р-27Р с полуактивной радиолокационной ГСН, способные поражать цели вне зоны прямой видимости, что в свою очередь позволяло выполнять задачи по перехвату фронтовых и стратегических бомбардировщиков на дальних подступах от защищаемых объектов. БРЛС Н019, установленная на экспортном истребителе МиГ-29А, способна обнаруживать цель типа «истребитель» на дальности до 85 км. Оптико-локационная система в условиях хорошей видимости фиксирует цели в ИК-диапазоне на дальности до 35 км. Информация о целях выводится на лобовое стекло.

В начале 1990-х велись переговоры о лицензионном производстве МиГ-29 в КНДР, его планировали наладить на авиационном заводе в Пакчхоне. Распад СССР не позволил реализовать планы северокорейского руководства. У КНДР не имелось финансовых ресурсов, а Россия отказалась предоставлять технологии, оборудование и сборочные комплекты в долг.


МиГ-29 ВВС КНДР

Часть северокорейских МиГ-29 была капитально отремонтирована в начале 2000-х. После ремонта самолёты покрасили в зелёный цвет. В данный момент количество летающих МиГ-29 в КНДР невелико.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-29, МиГ-23, МиГ-21, J-6 и J-5, находящиеся на хранении на аэродроме Пукчхон. Снимок сделан в июне 2022 год

Большая часть самолётов поставлена на хранение. Истребители МиГ-29, имеющие перспективы дальнейшего использования, законсервированы в подземных укрытиях, которые вырублены в скалах неподалёку от некоторых авиабаз.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители J-5 и МиГ-21 на стоянке возле входа в подземное укрытие на авиабазе Консан. Снимок сделан в декабре 2021 года

Самолёты, выработавшие свой ресурс, по большей части хранятся под открытым небом и являются источником запасных узлов и деталей.

Северокорейские ракеты «воздух-воздух»


Все истребители ВВС КНДР вооружены встроенными и подвесными пушками. Артиллерийское авиационное вооружение может быть использовано только в ближнем бою, против визуально наблюдаемых целей, и в настоящее время основным оружием перехватчиков являются управляемые ракеты.

Вместе с советскими истребителями МиГ-21 передавались ракеты воздушного боя с ИК ГСН Р-3С (К-13) (советская копия американской AIM-9В Sidewinder). Также имелись ракеты Р-13Р с радиолокационным полуактивным наведением.


Управляемая ракета «воздух-воздух» малой дальности Р-3С

Всего с 1966 по 1978 год было поставлено более 1 000 ракет Р-3С/Р. Сообщается, что для их применения в конце 1980-х – начале 1990-х доработали часть истребителей китайского производства J-5 и J-6. В настоящее время УР Р-3С/Р считаются устаревшими, и все ракеты этого типа находятся за пределами гарантийного срока эксплуатации.

Китайским аналогом УР Р-3С является PL-2А. Приблизительно имеется две сотни PL-2А, предназначенных для подвески на истребители J-7, стоящие на вооружении северокорейских военно-воздушных сил.


Ракета PL-2A

В середине 1980-х в арсенале северокорейских МиГ-21 и МиГ-23 появились ракеты ближнего боя Р-60М, которые по сравнению с Р-3С являются гораздо более эффективным средством поражения воздушных целей. Всего Северная Корея получила 450 ракет Р-60М.


Управляемая ракета «воздух-воздух» малой дальности Р-60М

По дальности пуска (10 км в переднюю полусферу) Р-60М превосходила Р-3С всего на 2 км. Но при этом Р-60М была почти вдвое легче, имела лучшую помехозащищённость и манёвренность.

По составу вооружения истребителей МиГ-23МЛ в иностранных источниках имеются разночтения, в них упоминаются УР Р-23Р/Т и Р-24Р/Т. По факту МиГ-23МЛ мог нести все эти ракеты, но УР средней дальности Р-23Р и Р-23Т изначально входили в арсенал более ранних модификаций МиГ-23М/МФ, а для МиГ-23МЛ были созданы гораздо более совершенные ракеты Р-24Р и Р-24Т.

Ракета Р-23Р с полуактивной радиолокационной ГСН способна поражать цели на дистанции до 35 км и превосходила УР Р-3Р по этому показателю в 4 раза. Дальность пуска УР Р-23Т с ТГС достигала 23 км. Считалось, что эта ракета могла обстреливать цели на встречных курсах, и для захвата цели достаточно нагрева передних кромок аэродинамических поверхностей.


Ракеты Р-24Р и Р-60М на узлах подвески МиГ-23МЛ

Ракеты средней дальности Р-24Р способны поражать воздушные цели при пуске в переднюю полусферу на дистанции до 50 км. Максимальная дальность стрельбы «тепловыми» ракетами Р-24Т составляет 35 км. В южнокорейском обзоре, посвященном боевой авиации КНДР, говорится, что до 1989 года Советский Союз передал 450 ракет Р-24.

Параллельно с истребителями МиГ-29 поставлялись авиационные средства поражения, в том числе УР воздушного боя Р-73 и Р-27.


При разработке УР Р-73 учитывались такие требования, как всеракурсность, сверхманёвренность и реализация принципа «выпустил-забыл». Ракета не накладывает существенных ограничений на манёвр носителя в процессе эксплуатации, то есть может применяться при маневрировании самолёта с большими перегрузками.


Ракета ближнего боя Р-73

Стартовая масса ракеты составляет 105 кг. Максимальная дальность пуска в переднюю полусферу – 20 км. Минимальная дальность стрельбы в заднюю полусферу – 0,3 км. Точных данных о количестве преданных Северной Корее УР Р-73 найти не удалось, но, судя по всему, их число не превышает двух сотен ракет.

Для борьбы с воздушным противником вне прямой видимости истребитель МиГ-29А может нести две ракеты средней дальности Р-27Р с полуактивной радиолокационной ГСН.


Ракета средней дальности Р-27Р

Стартовая масса ракеты Р-27Р с полуактивной радиолокационной системой наведения составляет 253 кг. Дальность стрельбы в переднюю полусферу – 58 км. Согласно южнокорейским источникам, до 1992 года было закуплено 50 ракет, что явно не достаточно, чтобы вооружить ими 45 истребителей.

В состав вооружения МиГ-29А также может входить УР Р-27Т с тепловой головкой самонаведения. Но достоверной информации о том, что такие ракеты стоят на вооружении в КНДР, не имеется.

Состояние и перспективы развития северокорейской истребительной авиации


Хотя КНДР формально обладает внушительным для такой страны истребительным парком, по большей части это устаревшие самолёты, не способные осуществлять перехват ночью и в сложных погодных условиях, а также на равных сражаться с американскими, южнокорейскими и японскими истребителями 4-го поколения.

Ситуация усугубляется плохим техническим состоянием даже самых свежих северокорейских истребителей, чей возраст уже перевалил за 30 лет. Согласно оценкам южнокорейских экспертов, коэффициент технической готовности истребительного парка КНДР не превышает величины 0,3. Другими словами, из десяти самолётов осуществить боевой вылет могут только три. Спутниковые снимки северокорейских авиабаз за последние 10 лет однозначно свидетельствуют о резком сокращении числа боевых самолётов, что вызвано списанием изношенных машин и высокой аварийностью.

Северокорейские лётчики-истребители в основной массе имеют низкий уровень подготовки. Даже в «придворных» истребительных авиаполках, оснащённых МиГ-23 и МиГ-29, средний годовой налёт составляет 25–30 часов. Пилоты истребителей J-5, J-6, J-7 и МиГ-21бис проводят в воздухе за год не более 20 часов. Малый налёт позволяет сберечь ресурс самолётов, но это крайне негативно сказывается на квалификации лётного состава.

Нельзя сказать, что руководство КНДР не озабоченно падением боевого потенциала истребительной авиации, которая должна встречать вражеские бомбардировщики и крылатые ракеты на дальних подступах.

Однако острая нехватка материальных ресурсов и значительные траты на ракетно-ядерную программу не позволяют Северной Корее осуществить модернизацию ВВС. Впрочем, дело не только в дефиците валюты.

Тот же Китай может себе позволить безвозмездно поставить в КНДР лёгкие истребители J-10 или экспортные китайско-пакистанские JF-17 Thunder. Но правительство КНР, оказывающее Северной Корее экономическую поддержку, не хочет компрометировать себя поставками современного оружия в страну, которую многие члены мирового сообщества считают изгоем. Для прагматичного Китая дивиденды от внешнеэкономических связей с США, Японией и Республикой Кореей гораздо важнее, чем и без того полностью зависимый и технологически отсталый сосед.

В сложившейся ситуации без китайской поддержки ВВС КНДР обречены на деградацию. В условиях противостояния с глобальным Западом помощь в укреплении боевого потенциала северокорейской авиации способна оказать Россия. Но стоит понимать, что рассчитаться за современные истребители Пхеньян не в состоянии, и это может вызвать болезненную реакцию не только недружественных нам стран, но и Китая, который считает Северную Корею своей вотчиной.

Продолжение следует…
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    1 мая 2023 05:02
    Автор, повнимательней с иллюстрациями. "МиГ-29" на самом деле фотошопленный Су-35...
    1. +4
      1 мая 2023 05:24
      Я тоже это отметил, но не стал писать.
      Правда не смог отличить от су27, но силуэт Сушки характерный.
  2. +4
    1 мая 2023 05:19
    Толковая и интересная статья.
    Автора, благодарю!
  3. KCA
    +1
    1 мая 2023 06:19
    Жители КНДР ещё со времён СССР ВСЕ тащили домой всё, до чего дотянутся, от идей до ракет, на свой праздник, вроде нашего 7-е ноября, собирались на стадионе, посреди футбольного поля, естественно, ни кого постороннего, но как люди были очень хорошие, не пили, хотя в гости приходили непременно с водкой на женьшене, строго в костюме со значком Ким Чен Ира на лацкане, женщин у нас мало видел, но одеты были так-же, пиджак, юбка, белая рубашка
  4. Комментарий был удален.
    1. +11
      1 мая 2023 07:27
      Цитата: spektr9
      Почитал - мерзкая статейка, по сути выжимка с англоязычных ресурсов пропаганды, приправленная байками-страшилками

      Зашла к вам профиль, и что я вижу:

      Я бы ещё поняла, если бы рот разевал тот у кого хоть одна статья вышла. Прежде, чем критиковать, кого либо в таком тоне, напишите, что ни будь самостоятельно.
      1. +10
        1 мая 2023 09:21
        Браво Оля, уделали «боевого хомячка» одной левой! laughing
        Сергею спасибо, за новый цикл!!
      2. -16
        1 мая 2023 15:02
        Я бы ещё поняла, если бы рот разевал тот у кого хоть одна статья вышла. Прежде, чем критиковать, кого либо в таком тоне, напишите, что ни будь самостоятельно.

        Браво Оля, уделали «боевого хомячка» одной левой!

        О похоже я обидел чувства ура-мусор своими комментариями laughing

        А так конечно ноль, ибо мои статьи об мусорных ура-"патриотах" предателей родины тут не пропустят
  5. -14
    1 мая 2023 07:33
    Некоторые западные эксперты пишут, что Китай в обход международных санкций мог поставить КНДР узлы и комплектующие для сборки на северокорейских предприятиях современных РЛС с АФАР.

    Так называемые "KN-06" еще в ранней модификации с дальностью 150 км имели РЛС с АФАР северокорейского производства и соответствовали С-300 ранних модификаций, после 2-хгодичной "работы над ошибками" когда Ким Чен Ын раскритиковал ЗРК после учений ПВО дальность была увеличена до 200 км, а в целом по характеристикам западные эксперты сравнивают корейский ЗРК с С-400.
    Статейка убогая в духе 2000-х годов.
    1. +16
      1 мая 2023 08:09
      Цитата: smart fellow
      Так называемые "KN-06" еще в ранней модификации с дальностью 150 км имели РЛС с АФАР северокорейского производства и соответствовали С-300 ранних модификаций-

      Было бы не плохо, если бы каждый говорил о том, в чем он хоть немного разбирается.
      Дальность стрельбы ЗУР на первой С-300ПТ составляла 47 км. На С-300ПТ-1 и С-300ПС появившихся в середине 1980-х использовались ракеты с дальностью 75 км, в конце 1980-х появились ракеты с дальностью по высотным целям до 90 км. Рубеж в 150 км удалось преодолеть С-300ПМ, производство этой системы велось в начале 1990-х и длилось всего несколько лет. Потом до появления С-400 - только модернизация. Заявленные дальности пуска северокорейских ЗРК абсолютно не реальные. Даже в КНР удалось добиться такой дальности стрельбы относительно недавно.
      Цитата: smart fellow
      Статейка убогая в духе 2000-х годов.

      По поводу статьи не согласен. А вот некоторые комменты, действительно убогие. wink
      1. -6
        1 мая 2023 12:12
        Рубеж в 150 км удалось преодолеть С-300ПМ

        А это не ранняя модификация С-300? Последняя модификация С-300ПМ2 «Фаворит».
        Заявленные дальности пуска северокорейских ЗРК абсолютно не реальные. Даже в КНР удалось добиться такой дальности стрельбы относительно недавно.

        С западными военными экспертами решили поспорить? Статья про "KN-06" есть в википедии, но там даны характеристики ранней модификации с 3-мя пусковыми контейнерами,


        а модифицированная ЗРК имеет 4 пусковых контейнера.

        И почему даже в КНР?
        Статейка убогая в духе 2000-х годов.
        По поводу статьи не согласен.

        Если бы статья называлась "История ПВО КНДР", то она да, довольно подробная, но реально дает превратное представление о системе ПВО КНДР. В 2000-х встречались такие же статьи где авторы обсуждали прямое участие России в нападении на КНДР и рассуждали о "точечных" ядерных ударах США по северокорейским объектам.
        1. +6
          1 мая 2023 13:30
          Цитата: smart fellow
          А это не ранняя модификация С-300?

          Иногда лучше промолчать и сойти за умного... wassat
          Цитата: smart fellow
          Статья про "KN-06" есть в википедии, но там даны характеристики ранней модификации

          Ссылаться на Википедию - это дно... negative
          Цитата: smart fellow
          Если бы статья называлась "История ПВО КНДР", то она да, довольно подробная,

          Название статьи совершенно точно определяет о чём в ней идёт речь.

          Цитата: smart fellow
          В 2000-х встречались такие же статьи где авторы обсуждали прямое участие России в нападении на КНДР и рассуждали о "точечных" ядерных ударах США по северокорейским объектам.

          Какое отношение это имеет к данной публикации?
  6. +4
    1 мая 2023 07:50
    Куча черного и цветного металла."Боевые комплексы" возрастом 50-60 лет.Все это в музеи,либо на металлолом.Против современного истребилелей 5 поколения это ничто.Да и страна омывается морем с двух сторон,глубокого тыла нет.Можно использовать оружие над морем,не заходя в зону ПВО.
    Одна надежда-вступится Китай на их стороне,а так швах. hi
    1. -2
      1 мая 2023 14:28
      Цитата: фа2998
      Куча черного и цветного металла."Боевые комплексы" возрастом 50-60 лет.Все это в музеи,либо на металлолом.
      Да? А чем Россия сейчас воюет?
      Цитата: фа2998
      Против современного истребилелей 5 поколения это ничто.
      У врагов есть не только истребители, но и те же Посейдоны, которые вполне может "приземлить" Миг-17.
  7. -4
    1 мая 2023 08:28
    Конечно руководство КНДР понимает, что устаревшая авиация не может противостоять ВВС РК. Не говоря уже о ВВС США, Соединенного Королевства, Канады, Австралии и возможно Японии. Одни ЗРК не могут обеспечить защиту от ракетных ударов с воздуха как мы видим на примере Украины в которую напихали современные западные ЗРК. Поэтому это угроза будет устранена уничтожением авиабаз противника о чем СМИ КНДР и писали в последнее время. Несколько десятков 600мм РСЗО уничтожат авиабазы в Южной Корее, а по американским базам в Японии ударят ядерными крылатыми и гиперзвуковыми баллистическими ракетами.
  8. -3
    1 мая 2023 11:31
    В начале 90-х за просто так отдали КНДР в руки "стратегического партнерского" Китая, а ведь можно было найти возможности для взаимовыгодного сотрудничества. И теперь режим опасается, как бы Китай не обиделся. Смешно. "Великая держава"...
    1. Комментарий был удален.
      1. -2
        1 мая 2023 19:16
        Крайне активно - после распада СССР, когда ряд поставок в КНДР прекратились. Тогда-то место основного партнера Северной Кореи и занял Китай. Ничто не мешало влиять на Корею в нужном направлении, требуя приостановки ядерных разработок. При СССР влияния хватало. Именно "зонтик" СССР позволял КНДР не форсировать атомные исследования...
        1. +4
          3 мая 2023 14:53
          Ничто не мешало влиять на Корею в нужном направлении

          Лучшим влиянием на Северную Корею в нужном направлении был бы план объединения ее с Южной. Например, путем вывоза всей северокорейской элиты в сторону Сочи/Москвы, с выдачей паспортов РФ, раздачей "дальневосточных гектаров" и т п. Для элиты объем удовольствий в единицу времени превысил бы все самые смелые ожидания; простой народ возможность собирать урожай и слушать дорогого Геннадия Андреевича на сытый желудок тоже бы порадовала. Никаких значимых конфликтов с корейцами нет, великий русский поэт В. Цой тому порукой.
          Но, ИМХО, южные корейцы (52 млн.) уже никуда не торопятся: непонятно, что делать с людьми (26 млн.), не владеющими основами гангамстайла и единогласно голосующими за нужную партию. Да и одному из соседей Северной Кореи, подкармливающему ее "по способности", не нужна "большая Южная Корея" прямо "под боком".
          1. Комментарий был удален.
          2. +3
            3 мая 2023 18:45
            Цитата: Wildcat
            Да и одному из соседей Северной Кореи, подкармливающему ее "по способности", не нужна "большая Южная Корея" прямо "под боком".

            Ну вообще-то большой вопрос, что ему более не нужно. Полторы Южных Кореи, с которой особых проблем пока нет, или ядерный неадекват, который самим своим существованием оправдывает развертывание программ по ЯО по всему региону и ПРО - по всему миру. Так себе выгода.
  9. +6
    1 мая 2023 11:53
    Статья = огромная работа. И интересная. Спасибо!
  10. +7
    1 мая 2023 12:19
    hi
    Лайк статье, интересная тема, о которой никто не пишет!

    Немного воспоминаний о том, как в С Корею поставили Су25 и Миг29: "По опыту минувшей войны было оборудовано множество аэродромов, позволявших осуществить развертывание авиации, ее вывод из-под удара и маневр силами. На дорогах встречались расширенные до 15-20 м бетонированные участки в пару километров длиной, приспособленные для работы самолетов. Особенно много авиабаз и площадок подскока находилось вблизи 38-й параллели. Недостаток средств не позволял защитить технику бетонными капонирами, и на первый план выдвигались рассредоточение и маскировка, которой у корейцев можно было поучиться. ВПП и стоянки, пряча от глаз противника, располагали среди лесистых сопок и перелесков, обязательным было устройство ложных стоянок с макетами самолетов и камуфлирование объектов всевозможными методами, от маскировочных сетей до убираемых «зарослей» и «скал». В полку, менявшем Су-7БМК на Су-25, для новых штурмовиков в ближней сопке выдолбили огромную пещеру, плотно закрывавшуюся воротами. В штольне 20-метровой ширины могли поместиться самолеты всего полка, туда въезжали заправщики и АПА и под гранитными сводами можно было вести полную подготовку машин, появлявшихся наружу только для вылета. Укрытие замаскировали настолько искусно, что и с аэродрома его невозможно было заметить, и даже нашим офицерам секрет его нахождения поначалу не доверяли. Между стоянками и рулежками была высеяна кукуруза, за непроглядной зеленой стеной которой и вблизи ничего было не разобрать. Неподалеку так же прятались позиции прикрывавших базу зенитчиков.....
    В авиации был принят поэкипажный метод: за каждым штурмовиком закреплялись семь-восемь механиков и техников, занимавшихся своими системами. При таком количестве одновременно работавших рук и традиционно восточной добросовестности самолет готовился очень быстро. К частым инспекциям и проверкам не принято было специально готовиться, наводя показной глянец. Проблемы и задачи обсуждались общим собранием всей части, проходившим достаточно непринужденно. Каждому из солдат и младших офицеров давали слово и к дельным мыслям руководство прислушивалось. «Демократический централизм» имел, однако, свои рамки: летчики и поведением, и условиями жизни резко отделялись от технического «сословия», а уличенный в безответственности или серьезных промашках попросту больше не появлялся, и спрашивать о его судьбе было бесполезно – в части о нем никто не слыхал, и даже не знал прежде…
    В организации полетов доминировала экономность. Сберегая топливо и ресурс на стартовую позицию самолеты буксировали тягачами. Сразу после посадки и сруливания с полосы штурмовики глушили двигатели и таким же образом их доставляли на стоянку. Сберегая керосин, не давали летать даже инструктору Бурушко, довольствуясь его уроками «пеший по-летному» и лекциями. Из той же экономии полеты проводились реже, чем в советских ВВС, не чаще одного-двух раз в неделю, но за счет рационального планирования каждая летная смена плотно насыщалась разнообразными заданиями с тем, чтобы наибольшее число летчиков отработало все виды боевой подготовки – пилотаж, одиночное и групповое самолетовождение, боевое маневрирование и, что было не очень привычно для наших, обязательные реальные бомбометания, стрельбы из пушек и пуски НУРСов.
    Так же регулярно проводились летно-тактические учения, следовавшие каждый месяц всем составом полка (втрое-вчетверо чаще, чем в наших частях, где ЛТУ обычно приурочивалось к зимней и летней итоговым проверкам). ЛТУ корейские штурмовики проводили штатными боеприпасами, нанося удары бомбо-штурмовые удары по целям на специально оборудованном острове-полигоне в Желтом море. Боеприпасов для этого хватало –усердно готовясь к грядущей войне, на складах накопили неисчислимые запасы этого добра. В основном это были бомбы старых типов, отечественных моделей М-46, завезенные сразу после войны 1950-1953 гг. Подвешивать их на Су-25 не удавалось, мешало выступающее третье ушко. К радости корейских оружейников, гордиев узел разрубил майор Анатолий Панчин, открыв секрет, известный всем «афганцам»: сделав пару насечек напильником, лишнее каленое ушко он сбил лихим ударом кувалды, после этого бомбы пошли в дело...
    День в день через год после прибытия группа Бурушко отбыла домой. Специалисты заслужили неподдельное уважение: прощаясь, корейцы подносили подарки, а к автобусу несли их на руках. Последний сюрприз поднес персонал гостиницы, ради торжества вышедший в парадных мундирах. Все они, включая официантов и шоферов, оказались офицерами госбезопасности, причем повар и лифтер были майорами, и даже уборщица – лейтенантом!..
    " https://coollib.com/b/175266-zhurnal-istoriya-aviatsii-istoriya-aviatsii-2000-06/read#t8
  11. 0
    1 мая 2023 12:37
    В текущих реалиях КНДР лучше всего было бы переделать часть парка в БПЛА (если это возможно), оставить еще боеспособные самолеты и максимально защитить их , ресурсы на эксплуатацию откровенно древних машин -направить на разработку ПВО БПЛА-концепции, аппараты которой можно было бы вооружить старыми ракетами "воздух-воздух" и массово рассредоточить по тем же существующим аэродромам.
    Так как перед КНДР ,судя по всему, уже давно не стоит задача откровенно наступательных действий на Юг , для задач бюджетной обороны это было бы оптимально ,тем паче что какие-то электронные компоненты и детали беспилотников они могут закупать в КНР более-менее скрытно, а конструкторская и IT школы внутри страны вполне позволяют разработать авионику и написать годный софт.

    Чем больше бандура - тем проще ее выбить на аэродроме, чем меньше бандура, тем более,если она способна запускаться с дорожного покрытия (с которым там тоже не все гладко,правда) ,вероятность что она доживет до момента ,когда ее запустят и будут наводить с земли . Переделать часть летчиков в операторов БПЛА также не проблема - по кр. мере их тренировки будут обходиться бюджетнее ,а рельеф страны вполне позволит эффективно рассредоточить пункты управления .
  12. +5
    1 мая 2023 14:02
    Первомай, что ли подействовал? Обычно под статьями Сергея комментарии адекватные. Сегодня вдруг появились "умники" типа (smart fellow) С "фундаментальными знаниями" из википедии, генерирующие "типа критику". Уже одно то, что автор взялся освещать тему КНДР, заслуживает уважения, так как писать об этом затерявшемся во времени осколке средневекового азиатского феодализма крайне сложно, а 99,9999 процента местной аудитории вообще не представляют реальной ситуации в этой стране.
    1. -5
      1 мая 2023 18:17
      Вы от туда вещание или самый умный? .....
      ....
  13. -4
    1 мая 2023 18:16
    Переделают они миг-17 в беспилотники, как жио сделали китайцы, да и прочие устаревшие.
    Надо им помочь скупить миг-29 и су-27 по миру, что бы чубатым меньше досталось, да и танки то же
    1. 0
      10 мая 2023 20:57
      американцы своё старьё отдают, чтобы свой ВПК загрузить. Накрайняк чужое, вместо которого опять же свою технику поставят. А вы предлагаете за наши деньги нам чужое старье покупать для чужого дяди?
  14. +2
    1 мая 2023 23:56
    Может быть КНДР и нужно рассмотреть вопрос о переоборудовании старых самолётов в беспилотники, но сейчас у неё скорее всего другие приоритеты. Так, 26 апреля 2023 г. в институте Седжон (Юж. Корея) прошёл форум, посвящённый вопросам национальной обороны, главной темой которого стала оценка уровня развития ракетно-ядерного потенциала Северной Кореи. Ниже представлены некоторые тезисы из докладов и выступлений его участников:
    - у Пхеньяна развёрнуто на средствах доставки от 30 до 100 единиц ядерного оружия;
    - объём произведённого на 5 МВт реакторе в Ёнбёне плутония оценивается примерно в 30-50 кг;
    - наработка высокообогащённого урана на мощностях в Ёнбёне составляет порядка 760 кг, а с учётом Кансона и иных объектов от 1400 до 2400 кг. Вместе с тем, в случае использования усовершенствованных центрифуг его объём может превышать 3000 кг;
    - в н.в. Северная Корея наращивает возможности по производству высокообогащённого урана за счёт повышения производительности центрифуг и увеличения производства, а также продолжает производить плутоний с помощью атомного реактора;
    - что касается недавно представленной Пхеньяном новой тактической ядерной боеголовки «Хвасан-31», то её диаметр оценивается в 40-50 см. В ней применён улучшенный детонатор, используемый для миниатюризации боеголовок в развитых странах, и уменьшен объём используемого взрывчатого вещества за счёт его замены на более высокоэффективное. Вероятно, в ней используется дейтерид лития 6 – смесь дейтерия и лития 6;
    - для проверки надёжности и характеристик «Хвасан-31» требуется проведение дополнительных ядерных испытаний (тактический боеприпас с добавлением термоядерного материала, водородная бомба малой мощности), после чего боеголовка может пойти в массовое производство;
    - в качестве носителей «Хвасан-31» рассматриваются 8 систем: сверхкрупная РСЗО калибра 600 мм KN-25, подводный беспилотный ударный аппарат типа «Хэиль», крылатые ракеты «Хвасаль-1» и «Хвасаль-2», ракеты малой дальности KN-24 и KN-23, малогабаритная ракета подводного старта (мини-БРПЛ);
    - уровень развития ракетно-ядерных технологий КНДР оценивается как довольно высокий, сомнения вызывают только технологии, связанные с разделяющейся боеголовкой с несколькими ударными блоками;
    - «Хвасон-15» способен накрыть всю материковую часть США;
    - разработка более тяжёлой и мощной МБР типа «Хвасон-17» обусловлена её ориентацией как носителя сверхтяжёлой ядерной боеголовки или боевой части с разделяющимися блоками (РГЧ, MIRV);
    - Северная Корея очень заинтересована в разработке технологий, позволяющих создать ядерную боеголовку с блоками индивидуального наведения;
    - для использования ядерного оружия в качестве электромагнитной бомбы (EMP) КНДР не требуется наличие технологий повторного входа боеголовки в атмосферу. В этом случае подрыв может быть осуществлён на высоте в 40-50 км. Вероятность того, что Пхеньян рассматривает такой вариант применения ЯО оценивается как значительный;
    - в работе над МБР Северная Корея сталкивается с рядом технических сложностей (миниатюризация боеголовки, технологии повторного входа в атмосферу, точность наведения и пр.), однако они решаемы, что будет достигаться в ходе различных тестов и испытаний;
    - массовое производство ядерных боеголовок и средств их доставки может представлять серьёзную уязвимость для Северной Кореи из-за огромных затрат на управление и техническое обслуживание. (https://www.newsis.com/view/?id=NISX20230426_0002281152&cID=10301&pID=10300)
    Кстати, последний раз беспилотники КНДР проводили воздушную разведку над территорией Южной Кореи в конце декабря 2022 г.
  15. -5
    2 мая 2023 10:27
    Некоторые западные эксперты пишут, что Китай в обход международных санкций мог поставить КНДР узлы и комплектующие для сборки на северокорейских предприятиях современных РЛС с АФАР. Но достоверных доказательств этого найти не удалось.

    1. КНДР сама делает и уже более 10 лет демонстрирует на парадах современних РЛС с АФАР. Никакие комплектующие никто там не поставляет и не надо. Електроника в КНДР развита на висшшем уровне и военная електроника, по меньшей мере, не отступает китайской или японской.
    2. Самое главное что в систему ПВО КНДР давно уже главную роль играют пасссивние средства обнаружения.
    Маловероятно, что фронтовые перехватчики, полученные более 35 лет назад, находятся в хорошем техническом состоянии.

    Вся авиотехника, включая Миг-29 и Су-25, КНДР полностью поддерживает и на 100 % не зависит от импорта ничего. Тех машин которие получили 35-40 и более лет тому назад практически заменили новими машинами сохраняя бортовие номера. Часть старих самолетов преоборудовали в БПЛА как ето сделали в Вьетнаме.
    Нельзя сказать, что руководство КНДР не озабоченно падением боевого потенциала истребительной авиации, которая должна встречать вражеские бомбардировщики и крылатые ракеты на дальних подступах.

    Тактика использование истребителей прямо наоборот. Они должни встречат вражеские ударние средства на ближних подступах, над своей территории и используя главно пассивние средства обнаружения. Ето они отработали еще во Вьетнаме в конце 60-тих годов.
    Однако острая нехватка материальных ресурсов и значительные траты на ракетно-ядерную программу не позволяют Северной Корее осуществить модернизацию ВВС. Впрочем, дело не только в дефиците валюты.

    КНДР уже осуществила полную модернизацию своих ВВС. Кроме капитального ремонта или полную замену старих самолетов все они получили новие и совершенние пасивние системи обнаружения, средства РЕБ, модерная авионика, новие УР воздух-воздух всех типов(их демонстрировали на несколько вьиставках военной техники). Но главное что КНДР среди ведущих стран в развитие БПЛА всех типов.
    Последний епизод когда их БПЛА летали над Сеула и авиация протектората не только не успела их перехватит но при етом потеряла самолета.
    1. -3
      2 мая 2023 18:36
      Северокорейцы в своих комплексах с беспилотниками применяют криптостойкие командные радиолинии с уровнем сигнала ниже "белого шума", что создаёт определённые проблемы для технических средств разведки. Такие радиолинии комплекса "Строй-П" с ДПЛА "Пчела" были разработаны, не дожившим до нынешнего бума интереса к беспилотникам, московским НИИ "Кулон" Минрадиопрома СССР. Как пишут супостаты, в 90-е годы один такой комплекс с документацией был продан в КНДР.
    2. +3
      3 мая 2023 14:07
      Електроника в КНДР развита на висшшем уровне и военная електроника, по меньшей мере, не отступает китайской или японской.

      Товарищ, Вы бредите?
      1. -1
        4 июня 2023 08:28
        Цитата: sergej_84
        Електроника в КНДР развита на висшшем уровне и военная електроника, по меньшей мере, не отступает китайской или японской.

        Товарищ, Вы бредите?

        Я примерялся к работе по автоматизации теплиц. Оказываетсяэто сложная электроника с контроллерами имеющими несколько тысяч дискретных входов-выходов. В КНДР тепличное хозяйство очень развито. Сомнительно, что руководство КНДР тратит массу валюты на покупку такой дорогой электроники. Сделать автоматику тепличного хозяйства на импортных комплектующих в их климате разорительнее создания ядерного оружия или электроники для ПВО. Так что видимо электроника в КНДР более современна чем в России, по крайней мере в гражданской отрасли. В тепличном хозяйстве конструкторы и программисты из КНДР более продвинуты чем в России. Хотя возможно просто элита России боится, что если заказывать новую технику у Российских конструкторов а не покупать ее во Франции и Нидерландах, то лет через 30 элита России смениться радикальным образом. Д. Медведев покупает дрожжевые заводы раз в 15 дороже во Франции и купил разок раза в 4 дороже в КНР, чем ему были готовы сделать в Кабардино-Балкарии.
  16. -6
    2 мая 2023 10:33
    Цитата: sergej_84
    Уже одно то, что автор взялся освещать тему КНДР, заслуживает уважения, так как писать об этом затерявшемся во времени осколке средневекового азиатского феодализма крайне сложно, а 99,9999 процента местной аудитории вообще не представляют реальной ситуации в этой стране.

    Вьи в етих 99,9999 процента местной аудитории входите или нет?
    А осколки средневекого европейского феодализма тоже Великобритания, Дания, Швеция, Нидерландия, а осколок азиатского феодализма Япония.
  17. MSN
    +1
    2 мая 2023 18:54
    В 1980–1990-е годы в ближнем воздушном бою «двадцать девятый», благодаря высокой манёвренности и тяговоруженности, имел преимущество над всеми западными истребителями.


    Немного не так. Виражные характеристики приведены, разгонные могу привести, оно так же равные.
    "Сравнение виражных характеристик самолетов F-16CJ и МиГ-29

    Источники информации:
    F-16CJ - Performance data 1F-16CJ-1-1
    МиГ-29 - Практическая аэродинамика самолета МиГ-29

    Расчетные случаи.
    Данные для сравнения подбираются исходя из максимальной близости начальных условий, которые можно определить из соответствующих диаграмм, графиков и таблиц.

    Высота 1000 метров
    В данном расчетном случае сравниваются характеристики установившегося виража самолетов без внешних подвесок, на малой высоте, с запасом топлива около 1500 кг, выполняемых на полном форсаже.

    F-16CJ
    Диаграмма Turn Performance - 5000 Feet (1524 м)
    Вес снаряженного самолета с пилотом, маслом, двумя ракетами ближнего боя на концах крыла, полным БК пушки, без топлива - 18 400 фунтов (8 346 кг).
    Вес топлива - 3 600 фунтов (1633 кг).
    Расчетный вес самолета 22 000 фунтов (9 979 кг).

    Из диаграммы получаем максимальную угловую скорость установившегося виража без потери высоты (Ps=0) на высоте 5000 футов (1524 м) при весе самолета 22 000 фунтов и нормальной перегрузке 9g, скорости 0,8М - около 19 градусов в секунду. Диаграмма 1.

    МиГ-29
    Диаграмма "Радиус и время предельных виражей на высотах 1000 и 5000 метров".
    Вес топлива - 1 500 кг.
    Расчетный вес самолета - 13 000 кг.

    Из текста описания и диаграммы получаем время выполнения установившегося виража на высоте 1000 м, нормальной перегрузке 9g и скорости 750 км/ч по прибору - около 19 секунд. Диаграмма 2.
    Из этого времени вычисляется угловая скорость 360/19=19 градусов в секунду.

    Высота 5000 метров
    Находим угловую скорость установившегося виража для высоты 5000 метров.
    Для самолета F-16CJ из диаграммы Turn Performance - 15 000 Feet (4 571 м). Диаграмма 3.
    Для самолета МиГ-29 из диаграммы 2, но для кривой высоты 5000 м.

    F-16CJ - 14 градусов в секунду на скорости 0,87М и перегрузке 7g.
    МиГ-29 - время полного виража на высоте 5000 метров - 28, на скорости 750 км/ч по прибору.
    Из этого времени вычисляется угловая скорость 360/28=13 градусов в секунду.

    Вывод:
    виражные характеристики самолетов F-16CJ и МиГ-29 на малых и средних высотах практически равны (в пределах погрешности считывания данных)."
    1. +2
      3 мая 2023 01:28
      Вероятно, дело еще в нашлемном прицеле.
      По данным сайта Военное Обозрение winked : ""Farnborough International 98" (Сборник Общества Британских Аэрокосмических Компаний SBAC, посвященный 50-летию аэрошоу в Фарнборо), стр.81: "Для западных ВВС стало большим шоком, когда F-16, вооруженный ракетами SIDEWINDER (AIM-9M - Д.С.) сравнили в испытаниях (видимо в той же Германии - Д.С.) с МиГ-29, вооруженным Р-73. Из 50 поединков против Р-73 AIM-9M выиграла только один. Учебные бои на малой дистанции между F-15 с AIM-9M и МиГ-29 с нашлемным прицелом и Р-73 показали, что Миг может захватывать цели в воздушном пространстве в 30 раз большем по объему, чем F-15." " https://topwar.ru/2291-fulcrummig-29-protiv-hornet.html
      То, что нашлемный прицел был большим сюрпризом в БВБ - несомненно. Но утверждение про победы "49 к 1" оставим на совести ВО soldier .
      1. MSN
        +2
        3 мая 2023 19:10
        Нашлемный прицел в США появился в 1971 году. VTAS 1, 2 ,3. Почитайте, интересно.
    2. +1
      5 мая 2023 21:27
      Цитата: MSN
      Немного не так. Виражные характеристики приведены, разгонные могу привести, оно так же равные.
      "Сравнение виражных характеристик самолетов F-16CJ и МиГ-29

      Источники информации:
      F-16CJ - Performance data 1F-16CJ-1-1
      МиГ-29 - Практическая аэродинамика самолета МиГ-29
      ...
      F-16CJ
      Диаграмма Turn Performance - 5000 Feet (1524 м)
      Вес снаряженного самолета с пилотом, маслом, двумя ракетами ближнего боя на концах крыла, полным БК пушки, без топлива - 18 400 фунтов (8 346

      F-16CJ модификация Block 50, а Block это конец 1991 - начало 1992. До него были 25, 30/32 и 40/42. Кстати, чего F-16CJ полегчал на 1000 кг по сравнению с Block 50? GW Block 50 - 21000 фунтов с двумя АМRААМ на концах крыла. Маневренность лучше сравнивать на одинаковых скоростях менее 600 км/ч по прибору. А то У Вас получилось у обоих минимальное время виража 19 с, но перегрузка и радиус виража у МиГа меньше, а F-16 выше.
      1. MSN
        0
        6 мая 2023 21:28
        С весом согласен. Должно быть так :
        Вес снаряженного с пилотом, маслом, кислородом и двумя ПУ для ракеты AIM-9 на конце крыла, без топлива - 19 300 фунтов (8 754 кг).
        Вес топлива - 2 700 фунтов (1225 кг).
        Расчетный вес составил 22 000 фунтов (9 980 кг).

        Что касается скоростей, то из номограммы просто на просто берется лучшее значение. Это верно для обоих самолетов. Уменьшаем скорость и перегрузку - падает время и угловая скорость. Опять же для обоих соответственно. Тогда в чем смысл?
        1. 0
          11 мая 2023 23:35
          Цитата: MSN
          С весом согласен. Должно быть так :
          Вес снаряженного с пилотом, маслом, кислородом и двумя ПУ для ракеты AIM-9 на конце крыла, без топлива - 19 300 фунтов (8 754 кг)...

          Я так и не могу этого понять. Блок 50, вариантом которого и является CJ, в аналогичном "виде" без топлива, только с АМRААМ вместо AIM-9 на концах крыла, весит 21000 фунтов. Куда потерялись 1700 фунтов?

          Цитата: MSN
          Что касается скоростей, то из номограммы просто на просто берется лучшее значение. Это верно для обоих самолетов. Уменьшаем скорость и перегрузку - падает время и угловая скорость. Опять же для обоих соответственно. Тогда в чем смысл?

          Тут дело в другом. У Вас, при одинаковой угловой скорости разворота, МиГ имеет меньший радиус разворота за счет меньшей скорости. А это значит, что МиГ выигрывает позицию, например, на маневре "ножницы" ("scissors") при длительном маневрировании. Но Ф-16 на 500 м выше...
  18. -3
    3 мая 2023 10:34
    Вес снаряженного самолета с пилотом, маслом, двумя ракетами ближнего боя на концах крыла, полным БК пушки, без топлива - 18 400 фунтов (8 346 кг).
    Вес топлива - 3 600 фунтов (1633 кг).
    Расчетный вес самолета 22 000 фунтов (9 979 кг).

    Весь самолета, от которого решающим образом зависит маневреная характеристика, тоже рещающим образом зависит от дальность места воздушного боя до аеродрома базирования.
    Для перехватчиков КНДР горючее должно хватат примерно на несколько минут боя + 100 км до своего аердрома(вкл. резерв), а для ударних и ескортних самолетов США примерно на несколько минут для боя + 400-500 км до своего аеродрома.
    Если где то ближе будет дозарядка в воздухе то самолет-цистерна очень хорошая цель.
    1. MSN
      +4
      3 мая 2023 19:14
      Миг 29 и есть истребитель защиты своего аэродрома. Под Вашу концепцию применения ВВС КНДР подходит. Одина только проблемка. А если не дадут выйти из боя? Отмазка - мама кушать зовет вряд ли пройдет...
  19. -3
    4 мая 2023 15:46
    Миг 29 и есть истребитель защиты своего аэродрома. Под Вашу концепцию применения ВВС КНДР подходит.

    КНДР небольшое государство(примерно 500 на 200 км) и аеродром всегда находится весьма недалеко от защищаемого обекта. Ето не Россия. При етом 80 % територии - горы. Так что концепция не моя а северокорейская и полностью соответствует особености защищаемого государства.
    Одина только проблемка. А если не дадут выйти из боя? Отмазка - мама кушать зовет вряд ли пройдет..
    .
    Кому будет труднее вьити из боя - самолет у которого аеродром прикрит своей наземной ПВО и до которого рукой подат или самолет у которого аеродром за девять земель в десятой?
  20. -3
    4 мая 2023 15:51
    Цитата: sergej_84
    Електроника в КНДР развита на висшшем уровне и военная електроника, по меньшей мере, не отступает китайской или японской.

    Товарищ, Вы бредите?

    А какая у вас информация по етому вопросу? Простите мое невежество и просветлите всех.
  21. MSN
    +2
    4 мая 2023 20:18
    Цитата: Костадинов
    Кому будет труднее вьити из боя - самолет у которого аеродром прикрит своей наземной ПВО и до которого рукой подат или самолет у которого аеродром за девять земель в десятой?

    Тому труднее, у кого заканчивается горючее и уже не включить форсаж для ухода.
  22. MSN
    +3
    4 мая 2023 20:21
    Цитата: Костадинов
    А какая у вас информация по етому вопросу?

    Простите, что вмешиваюсь в ваш разговор. Информации по электронике КНДР действительно нет. Как и самой электроники. Нигде. Ни в одной мясорубке, стиральной машине, истребителе и даже в телефоне. Это же логично? Нет электроники - нет информации.
    1. 0
      4 июня 2023 08:49
      Цитата: MSN
      Информации по электронике КНДР действительно нет. Как и самой электроники.

      Тепличное хозяйство. Вы обратили внимание, что 3 года назад все ждали неминуемый крах КНДР от голода. Этому были основания. Там резко изменился климат. Дождливый сезон сместился на время уборки урожая, а засушливый на время его созревания. В КНДР за 3 года была построена масса теплиц. Система управления теплицей это несколько тысяч дискретных входов-выходов. Это весьма сложная электроника. Голода похожего на тот, что был назван "трудным походом" сейчас удалось избежать.
  23. MSN
    0
    12 мая 2023 14:21
    Цитата: Комета
    Я так и не могу этого понять. Блок 50, вариантом которого и является CJ, в аналогичном "виде" без топлива, только с АМRААМ вместо AIM-9 на концах крыла, весит 21000 фунтов. Куда потерялись 1700 фунтов?

    Одна модификация может иметь разные веса в зависимости от устанавливаемых двигателей

    Да и AMRAAM вдвое тяжелее как бы.
  24. 0
    16 мая 2023 11:19
    Цитата: MSN
    Цитата: Костадинов
    А какая у вас информация по етому вопросу?

    Простите, что вмешиваюсь в ваш разговор. Информации по электронике КНДР действительно нет. Как и самой электроники. Нигде. Ни в одной мясорубке, стиральной машине, истребителе и даже в телефоне. Это же логично? Нет электроники - нет информации.

    Простите что поздно увидел ваше утверждение что в КНДР нет електроники потому что у вас нет информации. Ето замечательное утверждение - если вам что то неизвестно то оно не существует.
    В широком мире такой информации есть.
  25. 0
    16 мая 2023 11:26
    Цитата: MSN
    Цитата: Костадинов
    Кому будет труднее вьити из боя - самолет у которого аеродром прикрит своей наземной ПВО и до которого рукой подат или самолет у которого аеродром за девять земель в десятой?

    Тому труднее, у кого заканчивается горючее и уже не включить форсаж для ухода.

    Форсаж для ухода может и не понадобится если противник должен уклонятся от наземной ПВО и уйдет первим. И горючее закончится прежде у того у которого аеродром далеко