Тайны русской истории: Азово-Черноморская Русь и Варяжская Русь. Часть 2

Тайны русской истории: Азово-Черноморская Русь и Варяжская Русь. Часть 2

Имеются важные свидетельства греческих (византийских) источников о полной тождественности скифов и русов раннего средневековья. Один из первых греческих писателей, который упомянул русов (росов), был патриарх Фотий, который буквально излучает ненависть к «скифскому, и грубому, и варварскому народу» - это после осады русскими войсками Константинополя в 860 году. При этом христианский иерарх также отметил, что русы не только варварский, но и кочевой народ. Это фактически прямая ссылка на Азово-Причерноморскую Русь, которая была прямой наследницей Великой Скифии (Сарматии).

Надо отметить, что для Фотия и других греческих (ромейских) авторов образ «народа рос» резко отрицательный и полностью совпадает с недоброжелательным отношением к скифам, которое бытовало в Греции во времена Геродота. Фактически, это было противостояние двух цивилизаций, одна была торгашеской, ростовщической в своей основе, а другая, северная (русская), была основана на понятиях чести, справедливости, и созидательного труда. Это противостояние с переменным успехом продолжается до настоящего дня. Русская цивилизация для Запада является «иной», северным «Мордором», где люди готовы отдать жизнь «за други своя», Родину. На Руси сохраняется понятие первичности общего над индивидуальным, превосходстве Духа над Материей.


Известный историк Лев Диакон, оставивший для нас драгоценное описание походов Святослава Игоревича в Болгарию, и описание самого великого русского воителя, упорно называет русских воинов «тавроскифами», то есть крымскими скифами. Историк даже отметил, что название «русские» простонародное, а «скифы» - настоящее, научное. Таким образом, мы имеем данные греческих, восточных источников, которые упоминают Азово-Черноморскую Русь. Эти данные также подкрепляют и русские источники: Никоновская, Никаноровская, Иоакимовская летописи, Сказание о Словене и Русе и городе Словенске. Даже Повесть временных лет называет Чёрное море «Русским», а живущие на его побережье союзы племён «Великой Скифью».

Подтверждает данные письменных источников и археология. Очевидно, что в 8 веке в Крыму обитали русские, здесь обнаружено множество предметов славяно-русского происхождения. В Корсуни и юго-восточной части полуострова найдено славянское оружие, культовые предметы с надписями на русском языке, славянская посуда и другие предметы быта. В то же время считается, что в Крыму в этот период проживали потомки тавроскифов и сарматов. Очевидно, что сарматы не могли за столь короткий срок «превратиться» в славян, т. к. крупных миграций населения в Крым в этот период не зафиксировано. Крымский полуостров не входил в зону миграции славянских союзов, которые пришли с Балканского полуострова. Приходится признать, что крымские славяне 8-9 вв. и есть сарматы – тавроскифы – русы.

Также необходимо сказать, что многие восточные авторы называют Дон, «рекой славян», «Русской рекой». Аль-Масуди отмечает, что на великой реке Танаис (Дон) «много поселений славян». Самое первое упоминание о славянском населении нижнего Дона относится к 737 году. В этом году арабские войска под началом брата халифа Мервана ибн Мухаммеда в ходе войны с Хазарией вторглись на Северный Кавказ, разбили хазар и опустошили земли на нижнем Дону, взяв плен до 20 тыс. славянских семей. Славян планировали расселить во владениях Халифата для охраны границ. Славяне в то время славились как отличные воины и источники сообщают об их постоянном присутствии в войнах Арабского Халифата, Византийской империи и Хазарии. Первоначально они были размещены в Кахетии. Однако вскоре славяне взбунтовались, убили наместника и его воинов и двинулись на родину. Но увидеть берегов родной реки им не пришлось, арабское войско настигло их и почти всех истребило.

Согласно арабскому автору 13 века Фахр ад-дину Мубаракшаху, в Хазарском каганате (славяне вообще составляли значительную часть населения Хазарии) заимствовали письменность у русских, которые жили вблизи. Очевидно, что имеются в виду причерноморские русы, «тавроскифы». Это является ещё одним подтверждением, что русы обладали письменность задолго до того, как её «создали» «учители словенские» Кирилл и Мефодий. Собственно в «Житии св. Кирилла» также рассказывается о древней русской письменности. Константин Философ (Кирилл), находясь в поселениях южного Крыма, ознакомился там с книгами, которые были написаны «русскими письменами». Именно эти письмена были взяты им за основу при создании «кириллицы». Поэтому, когда в День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) говорят о «создании» братьями русской письменности, это явная дезинформация. Русская письменность существовала задолго до христианизации Руси. Причём исследователи сообщают даже о нескольких видах славяно-русской письменности, бытовавших в Языческой Руси.

Нет никаких сомнений, что для арабских и греческих авторов «понтийские» русы тавроскифы – это славяне. Византийские источники собственно и не различают Причерноморскую и Приднепровскую Русь, рассматривая их как части единого целого, единой культуры. В их глазах «скифы», «тавроскифы» тождественны русам, русским. Русские же летописи, сообщая о «Великой Скифи», которая потрясала своими походами Константинополь-Царьград, употребляют термин «русские» в его настоящем значении, нисколько не отделяя русов 9 века, от своих современников. Как правильно отмечает исследователь Н. И. Васильева: «… помещая «Русь» 7-9 вв. только в Приднепровье, в район Киева, и отдавая всю степную зону Восточноевропейской равнины каким-то «нерусским» народам, историки не просто совершают ошибку, но допускают непростительную подтасовку» (Васильева Н. И., Ю. Д. Петухов. Русская Скифия). Этот регион издревле был заселён одной общностью - Суперэтносом русов.

Интересен тот факт, что следы древнего славянского наследия встречаются и на Северном Кавказе. Шора Ногмов в работе «Предания адыгейцев небесполезны для истории России», опубликованной в 1850 году в журнале «Московитянин», рассказал об адыгейских преданиях про антских богатырей и про то, как эти анты-славяне воевали с готами, гуннами, аварами и ромеями-византийцами. Надо сказать, что Ногмов собирал для великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина адыгейские сказания, легенды, песни. Эпос адыгейцев подробно рассказывает про трёх антских героев: Бусе (Баксане), Лаврите (Лавристане) и Мезанмире Идариче (Маремихо, сыне Идара). Имя Буса мы встречаем у готского историка Иордана в его книге о происхождении и деяниях готов. Согласное его рассказу, князь Винитар пленил и свирепо казнил 70 антских князей во главе с Бусом. Русское «Слово о полку Игореве» сообщает: «И вот красные готские девы воспели на берегу синего моря, звоня русским златом: поют время Бусово…».

Ногмов перевёл плач по подло убитому врагами антского князя его сестры: «Геройство Буса освещает антский народ своими доблестями. О родина Буса, хотя нет уже его среди живых, но когда будет добывать тебя Гут (Гот) – не покоряйся! Весь народ почитал его за благого духа: когда начиналось сражение и удары блистали, как молнии, его присутствие поселяло в народе антов уверенность. Гутские (готские) истязания не прекращаются, весь народ пришел в отчаяние, потому что восемь пар быков привезли его тело на родину».

Другого славянского героя, Лавриту, адыгейские предания называют Лавристаном. Он, согласно песне, в выкуп за невесту включил пленников из византийской провинции Мизия и Дакия. Это говорит нам о войнах славян-антов с Византией. Адыгейские песни рассказывают, что послы аварского кагана «Байкана» (Баяна) потребовали от Лавриты дани. Анты ответили «гордыми и неприятными словами», в ответ авары также стали дерзить, в результате это привело к их гибели. Получив повод для войны, аварский владыка двинул войска в земли антов, и Лаврита погиб, защищая свою родину.

От рук авар принял смерть и другой славянский князь – Мезанмир Идарич, которого аварские легенды именуют Маремихо, сын Идара. Этот вождь погиб во время посольства к аварам – недоброжелатель антов нашептал кагану, что убив князя Мезанмира, справиться с антами будет намного проще.

Ещё один след от соседства со славянами остался в фольклоре чеченского народа. В преданиях чеченцев упоминается некий Пиръо или Пиръон падчах (падишах). В первом сказании ему приписывается буквально божественное могущество Создателя: «… Пиръон-падишах создал небеса и землю». Во втором предании Пиръон уже противопоставлен «богу» - не то Аллаху, не то христианскому Господу, не то одному из племенных божеств вайнахов. Вплоть до 19 столетия мусульманство в Чечне уживалось с язычеством и христианством, время полной победы ислама – это совпало с периодом активизации царской политики на Кавказе. «Пиръо спорил с богом. По краю Вселенной он построил навесы из бронзы наподобие небес. По ним Пиръо с шумом катал бочки, лил из них воду». Ещё одно предание сообщает, что Пиръон сделал медные своды небес. Он заставлял женщин подниматься на самодельные своды небес и оттуда лить воду. Есть ещё сказания, в которых Пиръон из подземного мира достал для людей первую мельницу. Также рассказывает о том, что грозный владыка Пиръон очень уважал пожилых, любил детей и безмерно почитал хлеб, за неуважение к которому наказывал очень строго. Последняя заповедь весьма удивительна для горской народности, основой экономики которой были скотоводство, охота и набеги на соседей.

Очевидно, что Пиръо – это славянский громовержец Перун. Он «отвечал» за громы и молнии, посылал на землю дожди с помощью «облачных дев», которых называли вилами или берегинями (женщины, которых Пиръон-Перун заставлял лить воду с медных небес). Связь вил с дождём была неразрывной – ещё на головных уборах русских женщин 12 столетия цепочки-рясны, изображающие дождь, свисавшие по бокам лица, завершались подвесками-колтами, на которых изображали вил (птиц с женскими лицами). Перун, согласно поверьям, записанным в Белой Руси, летает на небе верхом на мельничном жернове. А в словацкой легенде сообщается о том, что он сурово карает тех, кто непочтителен с хлебом. Связь громовержца с «производством хлеба» очевидна.

Медное небо, «царство» постоянно упоминается в русских легендах, сказках, заговорах: встану я … благославясь, и пойду перекрестясь в чистое поле, умоюсь росою и зорею светлою, утруся красным солнцем, подпояшуся светлым месяцем, обтычуся мелкими частыми звездами, покроюся медным небом». У христианского «небесного воеводы» Михаила-Архангела (в образе которого мы видим и черты Перуна) просил православный воин загородить его «железным и медным небом».


Даже бочки, которые катали по медному небу женщины «Пиръона», имеют связь со славянскими сказаниями. В честь Громовержца его обрядовым оружием – палицей (первое оружие древних людей), удалые молодцы в деревнях хорутан старались с седла достать и разбить старую бочку, которую подвешивали на главной площади селения на самое старое и почитаемое дерево. Односельчане в это время пели обрядовые песни. А новгородцы в 1358 году «утвердишася между собой крестным целованием, чтоб им играния бесовского не любити и бочек не бити» (языческие боги предков к этому времени для русских христиан стали бесами). Ещё Александр Афанасьев в «Поэтических воззрениях славян на природу» сопоставил два этих известия и пришёл к выводу, что речь идёт об обряде в честь Перуна, где бочка символизирует его грозовые тучи, полные хмельной влагой дождей.

Варяжская Русь

Ещё одним ядром русской государственности была «Варяжская Русь» (Венедия). В её состав входили обширные области Центральной Европы. Часто исследователи ошибаются, когда пытаются приспособить сообщения арабских авторов, которые явно касаются Варяжской Руси, к территории будущей Киевской Руси. Так, персидский автор 1-й половины X века Ибн Русте пишет о «стране русов», которая расположена на острове, окружённом озером (морем). Царя русов называют «хакан». Основное занятие русов война и торговля. У них много городов, живут русы богато, поголовно носят золотые браслеты. К гостям почтительны и всячески их оберегают. Новорожденному мальчику дарят меч с пожеланием этим оружие приобрести себе благосостояние. Приняты судебные поединки (божий суд). Знахари русов «повелевают даже царем». У русов приняты человеческие жертвоприношения. Принят также обычай захоронения одной из жён с умершим мужем (в Индии этот обычай - сати был распространён вплоть до 19 столетия, когда его запретили британцы). «Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побеждённых уничтожают или превращают в рабов. Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях».

Очевидно, что эти русы не являются славянами долины Дуная или Приднепровья. Не могут это быть и русы Азово-Причерноморской Руси. Наследники Великой Скифии были прекрасными воинами-всадниками, и наследовали традиции «скифов-пахарей». Не характерны для славян и русов Русской равнины человеческие жертвоприношения, жестокость по отношению к побеждённым. Зато все признаки указывают, что страна русов», это земли венетов-вендов-венедов. Остров окружённый озером (морем) – это остров Руян (современный Рюген) в Балтийском море. Это крупнейший остров в пределах современной Германии - общая площадь 926 км². Здесь располагалась резиденция одного из наиболее авторитетных правителей венедов, который носил титул «кагана севера» («Хакан Нортанорум»). Влиятельные жрецы, чья власть стоит выше княжеской – это жречество священной Арконы, города и религиозного центра руян. Там располагалось одно из самых важных святилищ Варяжской Руси – храм Святовита.

Венды согласно восточному источнику имели множество городов. И это подтверждает рукопись «Баварского географа» (или Восточнофранкская таблица племён) IX века. В ней сообщается, что вильцы (лютичи) имели 95 градов, северные ободриты – 53 города, восточные ободриты – более 100 городов, сорбы (лужицкие сербы) – 50 городов, глиняне (входили в ободритский союз) – 7 городов и т. д. Венды также славились развитыми ремеслами и торговлей. Не зря их города после германизации и христианизации стали основой для знаменитой Ганзы.

Следует также отметить, что западные русы («варяги»), будучи «пограничной» ветвью Суперэтноса русов, которая первой приняла на себя удар христианского Рима и его «псов-рыцарей», отличались яростью, которая граничила с жестокостью. Это позволило им несколько веков выдерживать страшные удары западных «крестоносцев», которые огнем и мечом выжигали древнее наследие русской цивилизации в Европе. О восточных славянах и русах нельзя было сказать, что они «побеждённых истребляют или обращают в рабство». Западные русы жили по принципу «с волками жить - по-волчьи выть». Не зря один из главнейших союзов племен именовался вильцами-волками, лютичами-лютыми. Варягов боялись по всей Западной Европе, их боевые корабли доходили до Пиренейского полуострова, входили и в Средиземное море, опустошая берега Италии. Шла кровавая и жестокая война между христианским Римом с его вассалами, отринувшими веру предков королями и славянскими государственными образованиями. Это была война на уничтожение. Результат был печальным для Суперэтноса русов (русско-славянской цивилизации). Варяжская Русь была уничтожена, её население большей частью онемечили. Другую часть славянского мира – полян-ляхов, чехов, моравов, хорватов и др. христианизировали, подчинили римскому престолу, во-многом лишив их славянского кода (программы). Их сделали инструментом, оружием в борьбе с более устойчивым восточным ядром Суперэтноса русов.

Жестокость (в глазах восточных русов, славян) проявлялась и в обычае человеческих жертвоприношений. Этот обычай был чужд южным и восточным славянам, русам-скифам. Они хранили более чистую традицию Русской Веры. Так, известно, что когда русы-варяги (их значительный элемент пришёл на Русскую землю с Рюриком и его братьями) попытались ввести обычай человеческого жертвоприношения в Киеве, это вызвало общенародное возмущение.

В то же время нельзя говорить, что Восточная и Западная Русь были совершенно разными культурами. Общего в свойствах характера, вере, обычаях и быте было намного больше, чем различий. Те и другие были верны древней религиозной традиции, которая шла со времён ариев-индоевропейцев, государственно-общинному (народно-аристократическому) строю, были мужественны в бою, предпочитая смерть плену и рабству.

Итак, к эпохе раннего средневековья было сформировано два основных этнокультурно-языковых ядра Суперэтноса русов в Северной Евразии. Первое ядро – это Варяжская Русь в Северной, Центральной и части Восточной Европы (будущие Новгородские земли). Видимо, первоначально Варяжская Русь была вторичной по отношению к Азово-Причерноморской Руси, которая являлась прямой наследницей Великой Скифии-Сарматии. Не зря её называли «Борусь, Боруссия» (древняя приставка «бо-» первоначально означала, другая, дополнительная). Позднее эту территорию стали называть «Пруссией», т. е. Порусьем. Венеды-венды являлись порубежным осколком Великой Скифии. Однако по мере развития кризисных явлений на основной территории Скифии геополитический центр тяжести сместился в Варяжскую Русь, которая в итоге и дала восточной части русского мира правящую династию – Рюриковичей.

Второе ядро – в Юго-Восточной Европе, Азово-Причерноморская Русь, которая была прямой наследницей Великой Скифии. Однако этот центр переживал кризис, он подвергся сильнейшему давлению со стороны Юга (Византия, Хазария, тюрки и даже арабы). Русы-тавроскифы восточноевропейских степей практически потеряли связь со «скифо-сибирским миром» и в итоге потерпели поражение в борьбе за влияние на славян промежуточной зоны – бассейна Дуная, Днестра, Днепра, русам-варягам. В дальнейшем часть Азово-Причерноморской Руси была подчинена Хазарией, другая часть вошла в сферу влияния «Новгородско-Киевской Руси».

Источники:
Васильева Н. И., Петухов Ю. Д. Русская Скифия. М., 2006.
Вернадский Г. В. Древняя Русь. М., 1999.
Гедеонов С. Варяги и Русь. СПб., 2012.
Ларионов В. Скифская Русь. М., 2011.
Любавский М. Русская история от Скифии до Московии. М., 2012.
Мавродин. В. В. Древняя Русь: Происхождение русского народа и образование Киевского государства. М., 1946.
Материалы по истории СССР. М., 1985.
Петухов, Ю. Д. Русы Евразии. М., 2007.
Петухов Ю. Д. Тайна древних русов. М., 2007.
Прозоров Л. Варяжская Русь. Славянская Атлантида. М., 2010.
Прозоров Л. Кавказский рубеж Руси. М., 2011.
Русская Хазария. М., 2001.
Цветков С. Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега. М., 2012.
http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Bav_geogr/text.phtml?id=61
http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=65993
Автор:
Самсонов Александр
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти