«Свиток Энтони» – иллюстрированная летопись тюдоровского флота

50
«Свиток Энтони» – иллюстрированная летопись тюдоровского флота
Отплытие Генриха VIII из Дувра. Неизвестный художник. Написана примерно в 1520–1540 гг. Галерея дворца Хэмптон Корт, Англия.
На этой яркой картине изображен Генрих VIII и его флот, отплывающие из Дувра в Кале 31 мая 1520 года на встречу с Франциском I на «Поле золотой парчи». Генрих VIII изображен стоящим на одном из кораблей с золотыми парусами на заднем плане. Отсутствие художественной уместности в изображении размеров кораблей может быть преднамеренным приемом, чтобы передать впечатляющий характер этого путешествия и подавляющее великолепие английского двора. Дуврский замок изображен в верхнем левом углу, а две круглые орудийные башни на переднем плане салютуют королевской эскадре. Картина не зарегистрирована в описях 1542 и 1547 годов, возможно, потому что она была установлена в стенах дворца Уайтхолл. Вероятно, она была заказана Генрихом VIII в память о таком событии, как встреча на «Поле золотой парчи»


«Я набрал множество войска
и приготовил военные корабли».

Первая книга Маккавейская, 15:3

История в документах. А было так, что после публикации на ВО материала «Средневековые корабли и средневековые миниатюры» целый ряд читателей попросили продолжить эту тему и рассказать о кораблях, пришедших на смену средневековым судам. Но был ли в ту переходную эпоху от Средневековья к Новому времени источник, который позволил бы нам с максимально возможной точностью к ней приблизиться и показать не наше послезнание об этом предмете, а непосредственно то, что видели вокруг себя и современники этих кораблей.



В случае с первой статьёй источниками нашей информации были средневековые миниатюры из манускриптов. А вот каким источником Нового времени могли бы воспользоваться мы, причем как текстовым, так и иллюстративным? И вот самый главный вопрос: а есть ли он, подобный источник и если есть, то каково его содержание?

И вот, как оказалось, именно такой источник по кораблям начала – середины XVI века у нас есть. Это так называемый «Свиток Энтони», и вот как раз сегодня мы с ним и познакомимся.


Вот так выглядит страница из второго «Свитка Энтони». Британская библиотека, Лондон

Рулоны


«Свиток Энтони» или «Энтони Ролл» (так называют этот документ англоязычные источники) есть не что иное как письменный отчет о судах английского флота короля Генриха VIII, который относится к 1540 году. Назван он так в честь своего автора Энтони, причем он и текст написал, и нарисовал все рисунки.

Первоначально в него входило три рулона пергамента, с изображениями 58 военных кораблей. Сообщалось также об их размерах, количестве членов экипажах и числе орудий, причем о каждом корабле. По словам Энтони, там было описано все, что бывает на корабле вместе с «боеприпасами, артиллерией и всем, что нужно для войны».

В первом свитке перечисляются каракки, а начинается он с самого большого из кораблей английского флота – «Генри Грейсе э’Дью».

Во втором списке перечислены галеасы – гибриды гребного и парусного судна, и туда же попала одна из галер.

Наконец, в третьем свитке описываются королевские пиннасы и «гребные баржи», по сути – уменьшенные версии галеасов.

Все три свитка имели примерно одинаковую длину, около 4,6 м, и, вероятнее всего, для того, чтобы рассматривать, их ставили на стол либо вешали на стену.


Флагманский корабль «Генри Грейсе э’Дью» или, как его ещё называли, «Грейт Гарри». Обращает на себя внимание характерная архитектура этого и других ему подобных судов, а именно – высокие надстройки на носу и на корме. Интересно, что все палубы корабля прикрываются «крышами» из сетки, сплетенной из канатов и укрепленной на стропилах. Такая сеть натягивалась для того, чтобы защитить корабль от абордажа. Ну, а высокие надстройки нужны были для того, чтобы иметь возможность сверху вниз обстреливать палубы более низкого корабля. Иллюстрация из «Энтони Ролл»

Все три свитка король Генрих VIII получил в 1546 году, после чего они попали в королевскую библиотеку. Но 1680 году король Карл II два свитка передал Сэмюэлю Пепису, который вроде бы работал над историей британского флота, и тот разрезал их, а затем переплел в виде книги, которая в настоящее время хранится в библиотеке Пеписа в Колледже Магдалины в Кембридже.

Что касается третьего свитка, то он оставался во владении короны, пока королю Вильгельму IV не пришло в голову отдать его своей дочери леди Мэри Фокс, а та продала его Британскому музею в 1858 году. Теперь этот свиток хранится в Британской библиотеке.


«Мэри Роуз» – корабль, своей архитектурой очень похожий на «Грейт Гарри». Обратите внимание на орудия, которые из передней башни смотрят назад, на палубу. Расчет был на то, что противник постарается взять на абордаж самое низкое место на корабле, то есть шкафут. И тогда на него можно будет обрушить огонь сразу с двух сторон – с полубака (надстройки на носу) и с надстройки на юте! Иллюстрация из «Энтони Ролл»

Корабли


«Энтони Ролл» – на сегодня представляет собой единственное, известное нам иллюстрированное сочинение, являющееся перечнем кораблей английского флота эпохи Генриха VIII. Как оказалось, описи, приведенные в его тексте, очень точны. Вот только большинство изображений кораблей весьма условны и явно сделаны по стандарту довольно примитивного свойства. Поэтому и уровень детализации конструкции корабля, и расположение вооружения, и особенно его такелаж – все это оказалось весьма и весьма приблизительным.

Но несмотря на это, именно благодаря изображениям в «Свитке» историки получили интересную информацию, касающуюся изучения геральдики, флагов и корабельного декора того времени.


Систершип «Мэри Роуз» – каракка «Питер Гранат»

Кроме того, рисунков таких кораблей, как «Генри Грейсе э’Дью» и «Мэри Роуз», больше просто нет, и мы только в «Энтони Ролл» и можем их увидеть. Очень важно, что «Мэри Роуз» после того, как она затонула в 1545 году, была успешно поднята в 1982 году, так что удалось провести сравнение информации из «Свитка» с артефактами с поднятого корабля, и это сравнение позволило по-новому взглянуть на военно-морскую историю эпохи Тюдоров.


Ещё одна боевая каракка тюдоровского флота с рядами пушечных портов по бортам – судно «Толстяк». По сути это были уже самые настоящие линейные корабли. Вот только тактика линейного боя тогда ещё не была разработана, и главная ставка в бою по-прежнему делалась на абордаж. Это приводило к тому, что на кораблях по бортам размещалось относительно мало тяжелых пушек. Но зато много малокалиберных казнозарядных орудий устанавливалось в надстройках. Именно оттуда по палубам неприятельских кораблей и вели самый сильный огонь. Иллюстрация из «Энтони Ролл»

Как уже отмечалось, автором и иллюстратором этого документа был Энтони Энтони (до 1530–1564 гг.) – государственный чиновник, имя которого и подпись встречается в документах той поры. Отцом Энтони был Уильям Энтони (умер в 1535 г.), фламандец родом из Мидделбурга в Зеландии, эмигрировавший в Англию в 1503 году. Занимался Уильям тем, что поставлял пиво для армии, и Энтони также пошел по стопам своего отца – не позднее 1530 года занялся поставками пива для флота.

Но 1533 году Энтони назначили артиллеристом в лондонский Тауэр, и это назначение стало первым шагом к его карьере в качестве государственного служащего, причем номинально он числился в этой должности вплоть до самой своей смерти. При этом он дослужился до надзирателя Артиллерийского управления, отвечавшего за обеспечение армии и флота артиллерией и боеприпасами, и именно на этой должности он как раз и составил свой список.

В 1549 году он стал «мастером», то есть получил должность начальника артиллерийского вооружения Тауэра, Кале, Булони и ряда других мест, то есть был назначен на очень ответственную по тому времени должность.

Изучая «Свиток Энтони», можно сказать, что он явно принадлежит к числу документов, которые были сделаны для того, чтобы выполнять двойную задачу.

Во-первых, «Свиток», вне всякого сомнения, мог служить «справочником» для короля и военного руководства, поскольку в нем перечислялись все корабли королевского флота вместе с их вооружением.

А во-вторых, он явно был хвастливым и живым отображением военной силы Тюдоров. При помощи этих трех свитков можно было тонко польстить королю, произвести впечатление своей рачительностью на придворных и одновременно показать иностранным послам военную мощь Англии на море.

С чего Энтони рисовал свои корабли?

Ну уж точно не с натуры, потому, что… тогда они бы выглядели явно по-другому. Очевидно, что у него был перед глазами какой-то источник. Помимо картины «Посадка в Дувре», известны ещё три полотна, которые могли бы послужить источником для иллюстраций Энтони. Это «Путь Анны Клевской из Нидерландов в Англию» (1539 г.), «Нападение французов на прибрежный форт» (дата написания неизвестна) и «Рейд французов на Брайтон» (июль 1545 г.). Изображения кораблей на этих картинах очень близки к тем, что мы видим на свитках.

Достоверно известно, что все три свитка были подарены королю в 1546 году. Включение в первый свиток «Мэри Роуз», затонувшей в битве при Соленте 19 июля 1545 года, совсем не кажется удивительным, ведь даже в 1549 году всё ещё считали возможным, что её удастся поднять. Галеасы, «Антилопа», «Олень», «Бык» и «Тигр», присутствующие во втором списке, тоже попали в список, хотя в марте 1546 года они всё ещё строились, а «Олень» не выходил в море вплоть до октября этого же года. Зато в списки почему-то не включена галера «Бланшар», захваченная у французов 18 мая 1546 года.


Пинасса «Саламандра». Иллюстрация из «Энтони Ролл»

Стиль


Стиль Энтони вполне может характеризоваться как любительский, но совершенно ясно, что он старался изобразить корабли как можно точнее и показать их во всей своей красе. Причем он дал волю своей фантазии. Корабельное дерево окрашено в светло-коричневый цвет, а вот украшения и якоря красные, а для орудий почему-то был выбран зеленый цвет. Контуры черные, а цвета моря самых разных оттенков от «серовато-зеленого» до «насыщенного синего».

Так что, с какой точки зрения ни смотри, а в качестве исторического документа «Энтони Ролл» просто уникален. Это единственный полностью иллюстрированный список королевского флота периода Тюдоров, дошедший до нашего времени, пусть даже его изображения и не отличаются скрупулезной точностью. В любом случае их рисовал современник той реальной жизни. Пусть даже и указанное в тексте количество пушек на отдельных кораблях лишь приблизительно соответствует их изображениям на иллюстрациях. Такелаж судов тоже изображен весьма условно, а многие детали корабельной оснастки на рисунках пропущены.

Сравнение с находками из «Мэри Роуз» дало возможность проверить точность записей, представленных в «Списке». Изображение корабля у Энтони дало историкам представление об основных конструктивных особенностях судна, таких как количество мачт и парусов. При сравнении с описью корабля 1514 года наблюдается близкое совпадение, что доказывает, что иллюстрация в значительной степени точна.

Однако изучение деталей конструкции показывает, что у Энтони наблюдается определенная художественная вольность.

Так, вооружение на нарисованном корабле выглядит явно преувеличенным. Количество артиллерийских портов на борту неточно, поскольку оно подразумевает два ряда по девять портов, слегка смещенных в шахматном порядке, в то время как на уцелевшем правом борту «Мэри Роуз» есть только один ряд артиллерийских портов на главной палубе с семью портами.

Точность бака было труднее установить, поскольку от него ничего не осталось. Список боеприпасов, стрелкового оружия, длинных луков, стрел, пик и всего остального точно соответствует археологическим свидетельствам.


Галера средиземноморского типа под названием «Тонкая». Один из наиболее тщательно и достоверно выполненных рисунков из «Свитка Энтони». Считается, что Генрих VIII питал особую привязанность к галерам и, может быть, именно поэтому-то она так старательно и нарисована… Иллюстрация из «Энтони Ролл»

Флаги


«Энтони Ролл» предоставляет нам и подробную информацию о флагах, используемых на кораблях.

По словам вексилолога Тимоти Уилсона, флаги и вымпелы, что изображены на рисунках из «Свитков», являются «наиболее подробным источником информации о флагах, развевающихся на кораблях короля Генриха VIII, и содержат больше визуальных деталей, чем все другие источники, вместе взятые».

Среди самых заметных и ярких – удлиненные вымпелы, развевающиеся на всех кораблях, но в разном количестве. На них изображен красный крест Святого Георгия на белом фоне у флагштока. А ещё все эти вымпелы снабжены очень длинным хвостом с зелено-белыми полосами. Все они раскрашены золотой краской на красном и зеленом фоне и серебряной (которая сегодня окислилась до черного цвета) – на белом. Этот художественный прием, скорее всего, применялся для того, чтобы показать использование металлических нитей в тех тканях, что были на вымпелах.

По бортам всех кораблей, особенно на больших каракках, мы видим ряды флагов с геральдическими изображениями, включая английский королевский герб, геральдические лилии французского герба, кресты Святого Георгия и монограмму Генриха VIII (HR). То есть благодаря «Свитку» мы теперь знаем и как выглядели флаги на кораблях тюдоровской Англии, и что на них обычно изображалось.

Так что при всей условности изображений «Свитка Энтони» его ценность трудно переоценить, это как своего род взгляд в прошлое, хотя и не совсем и не во всем точный.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    8 мая 2023 05:58
    Вячеславу огромное спасибо! Если честно - отдельные изображения видел, но о существовании списков не знал.
    Думал, что самые ранние боле-менее достоверные сведения о британском флоте - это традиция с середины XVII века делать масштабные модели судов.
    Еще раз спасибо!
  2. +3
    8 мая 2023 06:01
    —-Спасибо автору за интересный исторический обзор и богатые иллюстрации, с тщательным объяснением деталей! Ничего не скажешь - у Британии долгие военно-морские традиции.

    —-Высокая планка автора, 5++!
    1. +4
      8 мая 2023 06:40
      Спасибо, Михаил! Благодарю за Вашу оценку. "Буду работать ещё больше, -сказал Боксер" (Дж.Оруэлл, "Ферма животных")
  3. +3
    8 мая 2023 06:11

    Флагманский корабль «Генри Грейсе э’Дью» или, как его ещё называли, «Грейт Гарри». Обращает на себя внимание характерная архитектура этого и других ему подобных судов, а именно – высокие надстройки на носу и на корме. Интересно, что все палубы корабля прикрываются «крышами» из сетки,

    Кроме противоабордажных функций по «научным обоснованиям» корабелов той эпохи «высокие надстройки» обеспечивали парусность судна.
    Сетки над палубами спасли экипаж от обломков рангоута собственного корабля. Причем ноу-хау того времени.
    Об искусственности рисунка, говорит расположение рей на грот и фок мачтах.
    Еще раз спасибо!
    Р.s. Все забью на работу, пускай увольняют. Ну почему так все не вовремя!!!
    1. +3
      8 мая 2023 06:38
      Цитата: Коте пане Коханка
      Все забью на работу, пускай увольняют. Ну почему так все не вовремя!!!

      Дорогой Владислав! Вот доработаете до пенсии -тогда. А пока Ваш труд вливается в труд всех порядочных граждан республики!
      1. +9
        8 мая 2023 06:57
        9 июля 1545 г. король Англии Генрих VIII Тюдор, стоя на стене прибрежного замка Солей, наблюдал за выходом своего флота навстречу приближающейся французской эскадре. Возглавлял строй кораблей королевского флота любимый флагман короля – обновлённая «Мери Роуз». Мэри Роза – так он был назван в честь любимой сестры короля - Мери. Корабль, недавно перестроенный и перевооружённый, символизировал могущество короля на море. Гордо реяли над морем флаги и многочисленные вымпелы, поблёскивало на палубах оружие и доспехи морских солдат. Стелился дымок фитилей корабельных пушек и ручниц.
        Внезапно окружение короля громко закричало, выражая таким образом своё горе и разочарование. Шедший впереди и уже сблизившийся с противником флагман, выполняя разворот, внезапно накренился спустя всего несколько минут лёг парусами на воду. Ещё десяток минут и на поверхности воды колыхались бочонки, куски дерева, да головы немногих пловцов.

        Неожиданно лишившийся самого могучего своего корабля английский флот, подобрав уцелевших, утратил свой боевой порыв и вновь вернулся в гавань Портсмута. Правда и противник, узрев мощь англичан, не решился продолжить нападение и медленно продефилировав вдоль побережья удалился восвояси.
        Так, лёгший на морское дно корабль, смог нелепой своей гибелью предотвратить вторжение врага. Но это не стало последней вехой в судьбе корабля. Агония корабля длилась недолго. В течение минут он лёг на грунт, с креном на правый борт. Среди всплывших деревянных предметов и мусора из воды подняли только 30 человек – матросов и слуг – находившихся на верхней палубе и сумевших выбраться из паутины снастей и не обременённых оружием и доспехами. На протяжении столетий место гибели знаменитого корабля, лежащего недалеко от берега, несколько раз находили и снова теряли. Наконец, в 1966 году останки корабля были в очередной раз обнаружены, осмотрены и чётко нанесены на карту. Обследование показало, что уцелела часть корпусных конструкций правого борта, часть корабельных пушек и значительное количество различных мелких предметов обихода, того периода. Морские археологи удостоверились, что сохранившиеся дубовые части корпуса смогут выдержать подъём на поверхность без опасности разрушения. В 1979 г. был создан Совет попечителей корабля занявшийся всесторонней подготовкой к подъёму корабля со дна пролива Солент. В 1982 году эта подготовка была успешно завершена и операция по подъёму прошла практически без сучка и задоринки. В настоящее время этот уникальный памятник истории кораблестроения можно видеть в созданном, специально для него, музее в Портсмуте. Рядом с другими знаменитыми памятниками истории кораблестроения – линейным кораблём «Виктори» и парусно-винтовым кораблём «Уорриор».


        1. +6
          8 мая 2023 07:03
          Флагман Генриха VIII Тюдора каракка «Мери Роуз»
          Строительство корабля – будущей «Мери Роуз» началось в 1509 году. Это была одна из крупнейших каракк своего времени. Заложенная, в первом в Портсмуте сухом доке, она строилась с применением самых новых, для Англии кораблестроительных технологий и конструктивных решений. Впервые, в английском кораблестроении, на «Мери» была применена обшивка корпуса вгладь, прорезаны бортовые пушечные порты, на нижнем деке, установлена, самая совершенная, на тот момент артиллерия

          Спущенный на воду в 1510 году корабль представлял собой четырёхмачтовую каракку. Длинной по ватерлинии 37,3 м, по килю 32 м максимальной шириной 11,4 м и осадкой 4,5 м. Максимальная высота корпусных конструкций составляла 13 м. Тоннаж корабля составлял примерно 600 строевых тонн. Первоначальное водоизмещение достигало 1150 тонн, масса корабельного балласта - 150 тонн.Вооружение корабля включало 7 тяжелых бронзовых и 34 железных пушек различных калибров. Наиболее тяжёлые из них размешались на двух орудийных палубах корпуса, более лёгкие – на надстройках. Обычно экипаж корабля составлял 200 моряков, 185 морских солдат, 30 канониров. Правда, в коротких выходах, как тот что случился 1545 году на борту могло находиться до 700 человек.
          Окончание военных действий между Англией и Францией в 1514 г. привело к сокращению активности флота и выводу «Мери Роуз» в резерв. Тем не менее, судьба корабля не осталась безразличной для короля и в период 1535 – 1536 гг. была проведена модернизация, выразившаяся в перестройке ахтеркастля и пополнении артиллерийского вооружения. Это привело к увеличению грузовместимости до 700 строевых тонн и водоизмещения до 1530 т.. Несомненно, это не могло не вызвать рост осадки корабля и, соответственно, приближению пушечных портов нижнего дека к грузовой ватерлинии. Грозовую годину 1545 г. «Мери Роуз» встретила в полном блеске своего боевого могущества. На нижнем деке размещались первые, отлитые в Лондонском арсенале, бронзовые корабельные пушки на новейших четырёхколёсных лафетах. Рядом с ними и деком выше стояли, более характерные для того времени, кованные железные пушки, со сменными зарядными каморами, на двухколёсных архаичных лафетах. Надстройки венчали железные фальконеты на вертлюгах. Приняв на борт усиленный экипаж, численность которого достигла 700 человек флагман вышел в свой последний поход. Казалось всё было готово и учтено. Но, кораблестроение наука точная и не подчиняется королевским эдиктам. Перегрузка корабельных конструкций и большой экипаж недопустимо уменьшили высоту надводного борта. Увеличенные, при перестройке надстройки, и стоявшие на верхних палубах морские солдаты, в полном вооружении, чрезмерно уменьшили поперечную остойчивость. Выполнение крутого разворота, даже при спокойном море, привело зачерпыванию воды, открытыми перед боем, нижними орудийными портами. Резко усиливавшийся крен бросил массу людей на опустившийся борт, туда же устремились, по встающей на дыбы палубе, пушки противоположного борта. Всё это ещё больше увеличило стремительно нарастающий кренящий момент. Потоки воды неудержимо хлынули внутрь корпуса.
          1. +4
            8 мая 2023 07:45
            Перегрузка корабельных конструкций и большой экипаж недопустимо уменьшили высоту надводного борта. Увеличенные, при перестройке надстройки, и стоявшие на верхних палубах морские солдаты, в полном вооружении, чрезмерно уменьшили поперечную остойчивость

            Аналогичная причина послужила к «дисквалификации» из кораблей первого ранга в фрегаты североамериканского «Конститушен». Нижние деки орудийной палубы пришлось заделывать.- в связи с чем последний стал родоначальником «больших фрегатов».
          2. +4
            8 мая 2023 10:19
            hi Приветствую, Дмитрий
            Цитата: Ричард
            туда же устремились, по встающей на дыбы палубе, пушки противоположного борта.

            Это невозможно представить, если Вы знаете как крепились орудия к борту корабля. Максимум от борта на на то расстояние, что позволяет обвязка лафета. Но вот всей остальной обслуге и "фурнитуре" при таком крене мало что мешает шустро скатиться smile
            1. +4
              8 мая 2023 11:15
              Это невозможно представить, если Вы знаете как крепились орудия к борту корабля.

              Текст мной взят из музея "Мэри Роуз" в Портсмут.
              фото. Поднятые со дна пушки "Мэри Роуз"









              Как они крепились понятия не имею. Но если музейшики так описывают гибель корабля - думаю им можно верить
              1. +6
                8 мая 2023 11:26
                Там же есть рисунки и схемы расположения артиллерии на "Мэри Роуз"





                если Вы знаете как крепились эти орудия к борту корабля и не понимаете почему они скатились, по встающей на дыбы палубе, то все вопросы к музейшикам. Я ответить не могу - компетенция не позволяет.
                Мое почтение, Андрей
                1. +5
                  8 мая 2023 13:25
                  Крики и шум доносились с нижней палубы.
                  Капитан и помощник бросились туда, но не смогли пробиться. Орудийная прислуга в ужасе лезла наверх по трапу.
                  Произошло нечто ужасное.
                  IV. Tormentum belli [Орудие войны (лат.)]
                  Одна из каронад, входящих в состав батареи - двадцатичетырехфунтовое орудие, сорвалось с цепей.
                  Не может быть на море катастрофы грознее. И не может быть бедствия ужаснее для военного судна, идущего полным ходом в открытое море.
                  Пушка, освободившаяся от оков, в мгновение ока превращается в сказочного зверя. Мертвая вещь становится чудовищем. Эта махина скользит на колесах, приобретая вдруг сходство с биллиардным шаром, кренится в ритм бортовой качки, ныряет в ритм качки килевой, бросается вперед, откатывается назад, замирает на месте и, словно подумав с минуту, вновь приходит в движение; подобно стреле, она проносится от борта к борту корабля, кружится, подкрадывается, снова убегает, становится на дыбы, сметает все на своем пути, крушит, разит, несет смерть и разрушение. Это таран, который бьет в стену по собственной прихоти. Добавьте к тому же - таран чугунный, а стена деревянная.
                  (с) Гюго. "93 год"
                  Правда выразительно красиво?.
                  Но это совершенный вымысел.
                  Пушки на корабле крепились так, что никакой большой свободы перемещения у пушки не было ни в боевом, ни, тем более в походном положении


                  1. +6
                    8 мая 2023 14:17
                    Но это совершенный вымысел.
                    Это вовсе не вымысел- случаи, когда пушка во время качки срывалась со своих креплений и громила все на своем пути, перекатываясь, бывали хоть и нечасто, но регулярно. Есть даже дожившее до наших дней выражение в английском- loose cannon- обозначающее инициативного и именно этим опасного неумного.
                    1. +1
                      8 мая 2023 16:31
                      hi Приветствую, Александр. Эти легенды как раз и придуманы для того чтобы нерадивые матросы почаще контролировали состояние брюка и бугелей. Что касается очень сильной качки, когда такое могло бы произойти, так и сам корабль в шторм рискует пойти ко дну...
                      Вспомнилось: Известный химии К. Клаус (1796–1864) – исследователь платиновых металлов и открыватель элемента рутения, названного в честь России, – происходил из немецкой семьи, учился в Дерпте и в годы профессорства в Казанском университете владел русским языком еще не вполне свободно. Работая со студентами в химической лаборатории, он, призывая их к максимальной осторожности и осмотрительности, неизменно произносил фразу, которая приводила в восторг его ученика А. Бутлерова:
                      – Господа! – важно говорил он. – Взрыв хотя редко бывает, да часто случается…
                      (с) из журнала "Техника молодежи"
                      1. +2
                        8 мая 2023 16:54
                        Эти легенды как раз и придуманы
                        У команды всегда были в наличии уголки наподобие железнодорожных башмаков и ломы с баграми- как раз на такой случай-остановить отвязавшуюся пушку в момент, когда она стоит(когда палуба во время качки горизонтальна, качнувшись в одну сторону, и двигаясь в другую). Явно не для развлечения этот весь инструмент предусматривался.
                      2. +4
                        8 мая 2023 18:10
                        Цитата: Болторез
                        Явно не для развлечения этот весь инструмент предусматривался.

                        Конечно не для развлечения. Для дополнительной фиксации положения пушки во время заряжания и наведения.

                        Кстати для нормального обслуживания одной 24 фунтовки могла требоваться команда до дюжины моряков.
                      3. 0
                        16 июля 2023 17:40
                        А на рисунке их шестеро. И не видно свободньiх мест ?
        2. +4
          8 мая 2023 09:49
          Цитата: Ричард
          Неожиданно лишившийся самого могучего своего корабля английский флот, подобрав уцелевших, утратил свой боевой порыв и вновь вернулся в гавань Портсмута. Правда и противник, узрев мощь англичан, не решился продолжить нападение и медленно продефилировав вдоль побережья удалился восвояси.

          Представляется картина.
          Два флота в парадном строю готовятся к смертельной битве, обе стороны полны боевого задора, рукава закатаны, все по местам... Французы стоят в ожидании англичан, на море легкий бриз, чайки кричат... Из за мыса показывается английский флот, впереди - "Мэри Роуз", за ней остальные, такие же могучие и опасные...
          Пушки подкачены к орудийным портам, абордажные сабли вынуты из ножен, стрелки раздувают фитили на аркебузах. Сейчас "Мэри Роуз" сменит галс, приблизится и начнётся...
          "Мэри Роуз" начинает маневр, ложится на борт и тонет.
          Английский флот в парадном строе разворачивается и гордо удаляется обратно за мыс. Занавес.
          Фпанцузы:

          И их, пожалуй, можно понять. laughing
          На самом деле, конечно, всё было немного не так - бой в проливе Солент длился два дня, хотя и не имел решительного характера и на решение французов о прекращении вторжения повлияли поражения их десантных партий на острове Уайт, в результате чего не было возможности пополнить запасы пресной воды. К тому же среди экипажей французских судов начались болезни.
          1. +3
            8 мая 2023 11:12
            "Мэри Роуз" начинает маневр, ложится на борт и тонет.

            Как и "Ваза" - эпичность на максималках. Ну что делать, не было тогда научной школы судостроения. Только опыт, сын ошибок трудных.
      2. +3
        8 мая 2023 07:03
        Цитата: kalibr
        Цитата: Коте пане Коханка
        Все забью на работу, пускай увольняют. Ну почему так все не вовремя!!!

        Дорогой Владислав! Вот доработаете до пенсии -тогда. А пока Ваш труд вливается в труд всех порядочных граждан республики!

        Вячеслав, я уже 7 лет как могу уйти на пенсию. Проблема в другом - «ситуация в стране не та», чтоб «праздновать труса».
        1. +2
          8 мая 2023 09:11
          Цитата: Коте пане Коханка
          Проблема в другом - «ситуация в стране не та», чтоб «праздновать труса».

          Тогда Вы вдвойне молодец!
    2. +2
      8 мая 2023 07:56
      hi Приветствую, Владислав.
      Цитата: Коте пане Коханка
      Об искусственности рисунка, говорит расположение рей на грот и фок мачтах.

      Конечно все рисунки свитков условные, модель по таким схемам не построить.
      Это похоже на справочник для определения кораблей шипчандлерами (специалистами по снабжению)... Ну и для монаршей особы весьма полезен smile

      ПС Спасибо Энтони Энтони. И Вячеславу Олеговичу за то что рассказал о свитках
      1. +4
        8 мая 2023 14:32
        Конечно все рисунки свитков условные, модель по таким схемам не построить.

        Тогда чертить уже умели
        и научная школа судостроения уже начала развиваться.
        1. +5
          8 мая 2023 16:27
          Большой Генри один из первых военных кораблей классической постройки. По этого обшивку и остов делали одновременно - фактически готовую обшивку распирали шпангоутами. Генри делали наоборот шпангоуты и свингеры обшивали. Если не ошибаюсь он один из первых получил гладкую обшивку, до этого англичане делали ее внахлест.
          1. +5
            8 мая 2023 17:14
            Цитата: Коте пане Коханка
            шпангоуты и свингеры обшивали.

            Влад, ты меня в очередной раз порадовал. laughing
            Хотел выложить видео со свингерами, но, думаю, цензура не пропустит. smile
            А по содержанию комментария - да, ты прав. smile
            1. +3
              8 мая 2023 19:25
              Кривые лапы - стингеры же блин.
              Извините, я не достаточное умён, чтобы написать нормальный комментарий
              Сам знаю! laughing
              1. +5
                8 мая 2023 23:56
                Цитата: Коте пане Коханка
                стингеры же блин.

                Стрингеры. laughing
                Смартфон, собака, ещё и не то исправит. Как не следи, а что-то всё равно пропустишь. smile
        2. +2
          8 мая 2023 16:50
          Для снабженца, умение делать точные чертежи - избыточное. Не кораблестроитель. Для идентификации корабля довольно силуэта ну и флаги совсем не лишние. Энтони создал отменное для своего времени справочное пособие. Посмотрите на изображение "Мэри Роуз" и на изображение систершипа "Питер Гранат"...
  4. +2
    8 мая 2023 06:21

    Галера средиземноморского типа под названием «Тонкая». Один из наиболее тщательно и достоверно выполненных рисунков из «Свитка Энтони». Считается, что Генрих VIII питал особую привязанность к галерам и, может быть, именно поэтому-то она так старательно и нарисована… Иллюстрация из «Энтони Ролл»

    Обратите внимание на нос галеры - видно второй ряд гребцов - это я к противникам «многорядных судов».
    Галера настолько архаичная для описываемого периода, что нет слов., как и углетаря, крушеи и много другого.
    1. +2
      8 мая 2023 11:34
      Цитата: Коте пане Коханка
      Обратите внимание на нос галеры - видно второй ряд гребцов
      Не видно: это весла другого борта
      1. +3
        8 мая 2023 16:27
        Цитата: bk0010
        Цитата: Коте пане Коханка
        Обратите внимание на нос галеры - видно второй ряд гребцов
        Не видно: это весла другого борта

        Возможно!
  5. +4
    8 мая 2023 06:36

    «Мэри Роуз» Гарри». Обратите внимание на орудия, которые из передней башни смотрят назад, на палубу. Расчет был на то, что противник постарается взять на абордаж самое низкое место на корабле, то есть шкафут. И тогда на него можно будет обрушить огонь сразу с двух сторон – с полубака (надстройки на носу) и с надстройки на юте! Иллюстрация из «Энтони Ролл»

    Подъем остатков Мэри Роуз показал что Энтони Энтони очень точно отобразил некоторые детали судна, например розу Тюдоров на передней оконечности форкастля, которая была найдена (другие корабли на Свитке подобного украшения не имеют). Да конечно, он не был ни кораблестроителем, ни моряком, ни даже профессиональным художником (он был артиллерист) и изобразил суда несколько стилизованно, но тем не менее Свиток является ценнейшим источником информации о кораблях флота Генриха VIII, в частности о внешнем виде, парусности, артиллерии и экипаже
    1. +6
      8 мая 2023 06:47
      Интересный момент: Энтони мог вообще не видеть Мэри Роуз, которая с 1522 по 1545 находилась в резерве в новом доке Портсмута.
      Энтони в это вермя снабжал пивом ВМФ, а в 1533 году был назначен наводчиком в Лондонский Тауэр и в дальнейшем занимался артиллерийским снабжением...Так что,скорее всего Энтони редко бывал в Портсмуте и уж, тем более, вряд ли интересовался строящимися или ремонтируемыми кораблями.
      1. +3
        8 мая 2023 07:09
        Утро доброе Дима, видимо Энтони пользовался какими-то исходными рисунками, чертежами или моделями.
        Причем учитывая перспективу, более вероятно, что моделями или рисовал по памяти.
        Красные якоря - это подтверждение моего предположения, так как нижняя часть адмиралтейского якоря окрашивалась в красный цвет.
        Зеленые пушки, видимо его личное наблюдение за состоянием бронзовых орудий того периода.
        Тогда даже традиции «порция горга» в англицком флоте не было!
        1. +5
          8 мая 2023 07:29
          Доброе утро, Влад. Дуйте на службу. Шпаковский и наши комментарии никуда не денутся. Обязательно дождемся вашего возвращения.
          Тем более мне что то подсказывает, что сегодня у вас на службе будут праздничные мероприятия, и не исключено что и «порция грога» wink
          1. +4
            8 мая 2023 07:47
            Угу Дима, только не у нас, а у масс!!! drinks
        2. +3
          8 мая 2023 14:07
          Утро доброе Дима, видимо Энтони пользовался какими-то исходными рисунками, чертежами или моделями.
          Причем учитывая перспективу, более вероятно, что моделями или рисовал по памяти.

          В то время такие схематические изображения кораблей были, выражаясь современным языком, стандартными для художников. Тем более, что существует версия о том, что Anthony Roll рисовал не сам Anthony Anthony, а его брат, фламандский художник и картограф Cornelis Antoniszoon.
        3. +2
          8 мая 2023 17:31
          Цитата: Коте пане Коханка
          Зеленые пушки, видимо его личное наблюдение за состоянием бронзовых орудий того периода.

          Тогда и красные железные якоря тоже впрямую говорят об их состоянии, не находите? smile
      2. +3
        8 мая 2023 13:10
        Энтони в это вермя снабжал пивом ВМФ, а в 1533 году был назначен наводчиком в Лондонский Тауэр и в дальнейшем занимался артиллерийским снабжением...Так что,скорее всего Энтони редко бывал в Портсмуте и уж, тем более, вряд ли интересовался строящимися или ремонтируемыми кораблями.

        Anthony Anthony никогда не был наводчиком. Он был чиновником Board of Ordnance - Совета по артиллерийскому вооружению, который располагался в Тауэре. В задачи его (совета) входило
        действовать в качестве хранителя земель, складов и фортов, необходимых для защиты королевства и его заморских владений, а также в качестве поставщика боеприпасов и оборудования как для армии, так и для флота

        Anthony Anthony, судя по всему, занимал достаточно высокую должность Clerk of the Ordnance - говоря современным языком - начальник департамента снабжения. В силу служебных обязанностей он не мог не посещать регулярно артиллерийские арсеналы верфей Чатема, Девенпорта, Портсмута, Ширнесса и Вулиджа и не мог не владеть информацией о строящихся и ремонтируемых кораблях, так как оснащение этих кораблей артиллерией было его прямой обязанностью.
        1. +3
          8 мая 2023 18:16
          Anthony Anthony никогда не был наводчиком.

          Не судите строго. Вы английским языком владеете, а я вынужден переводить английские сайты гугл-переводчиком, а тот еще не такие перлы выдает smile
          1. +3
            8 мая 2023 18:34
            Не судите строго.

            Я далек от критики. Просто иногда вношу уточнения, если владею информацией.
  6. +3
    8 мая 2023 08:13
    Согласен с автором в том что в изображении Энтони применял свое художественное видение.
    Если не ошибаюсь, "Мери Роуз" был капитально отремонтировано в 1536 году, когда было добавлено еще больше тяжелых орудий и ее палубы были усилены.
    На квартердеке размещались орудия, направленные шкафут.


    Ранее, давно смотрел исторический фильм, посвященный "Мери Роуз", сейчас нашел только в англоязычной версии:
  7. +3
    8 мая 2023 09:53
    Ещё одна боевая каракка тюдоровского флота с рядами пушечных портов по бортам – судно «Толстяк».

    "Толстяк" в староанглийском fætt, в современном fatty.
    А корабль на иллюстрации называется carrack Pansy. В современном английском слово это приобрело значение, которое кораблю явно не подходит (женоподобный), но в староанглийском этим словом обозначали цветок фиалку.
    Корабль этот известен тем, что захватил в качестве трофея шотландский корабль "Лев" в 1547 году.
    1. +3
      8 мая 2023 10:17
      Цитата: sergej_84
      в староанглийском этим словом обозначали цветок фиалку.

      Как интересно! Ничего об этом не знал...
    2. +5
      8 мая 2023 10:46
      в староанглийском этим словом обозначали цветок фиалку.
      И сейчас обозначают
      https://en.wikipedia.org/wiki/Pansy
      - значение "женоподобный" же принадлежит сленгу. Сейчас, правда, применяется редко-чаще говорят "fairy"-фея(не на сленге, а так- петушок wassat ).
  8. 0
    9 мая 2023 10:57
    Цитата: ИванИванычИванов
    Конечно все рисунки свитков условные, модель по таким схемам не построить.

    Тогда чертить уже умели
    и научная школа судостроения уже начала развиваться.


    Развивалась.
    У меня томик по многопушечным французам, там прогресс от 1650 до 1850 года по тем же чертежам и планам виден невооруженным взглядом.
  9. 0
    9 мая 2023 11:00
    Цитата: sergej_84
    В современном английском слово это приобрело значение, которое кораблю явно не подходит (женоподобный)


    Эммм ничего, что в английском до сих пор боевой корабль - "She", то есть "Она"?
    1. +1
      9 мая 2023 13:08
      hi
      Цитата: deddem
      Цитата: sergej_84
      В современном английском слово это приобрело значение, которое кораблю явно не подходит (женоподобный)


      Эммм ничего, что в английском до сих пор боевой корабль - "She", то есть "Она"?

      Это традиция. Судя по всему этот "ужасный сексизм", как и другие замечательные традиционные формы отношений скоро уйдет в прошлое Соединенного Королевства...
      И... Да...
      В 2002 году старейшее морское издание Lloyd’s List решило отказаться от этой практики, перейдя к обычному для всех неодушевленных предметов в английском языке среднему роду. «Это тенденция в мире морского бизнеса», - писал редактор Джулиан Брэй (Julian Bray), - "Корабли – это объект морского недвижимого имущества. Мир развивается. Я еще могу понять, как может "она" подходить для великолепного океанского лайнера, но для утлой рыбацкой лодчонки это не подходит"

      Можете проверить, если хотите
      http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/1388373/Lloyds-List-sinks-the-tradition-of-calling-ships-she.html
      wassat
    2. +2
      9 мая 2023 18:51
      Эммм ничего, что в английском до сих пор боевой корабль - "She", то есть "Она"?

      Во первых - не боевой, а любой. Во, вторых - в немецком - тоже. Ну и что? Кстати, и в латинском - женского рода.
  10. +1
    9 мая 2023 17:30
    Что интересно, сами Тюдоры -совершенно случайно выскочившая династия в результате длительной войны Ланкастеров и Йорков, а также болтающегося меж ними Монмута.
    Как и у нас Романовы - неожиданный итог Смут и борьбы за престол.