«Мэри Роуз» – корабль из глубины веков
«Мэри Роуз» на море. Картина Джеффа Ханта. Фонд «Мэри Роуз». Вне всякого сомнения, для своего времени это был очень большой, современный и красивый корабль…
Третья книга Царств, 10:11
Корабли-музеи. Какие корабли пришли на смену средневековым коггам и каравеллам? А ведь они пришли, и очень быстро. Когда Колумб отправился в море на трёх своих кораблях, он оставался ещё в Средневековье, а вот вернулся назад в Испанию уже в… Новое время! И тут же все поняли, что для достижения новых земель нужны будут и другие корабли – большие по размерам, более мореходные и грузоподъёмные. И тут же всем стало ясно и другое – что такие корабли, будучи нагружены сокровищами из заморских земель, станут лакомой приманкой для пиратов, а значит, им понадобится много пушек, чтобы защищаться от них. А пушки – это порох, ядра, фитили, что опять-таки потребует большего водоизмещения. Поэтому неудивительно, что на смену каравеллам практически тут же пришла каракка – судно значительно большего размера, и более приспособленное к дальним морским плаваниям новой эпохи.
Одним из таких судов как раз и стала каракка «Мэри Роуз», которую спустили на воду в 1511 году. Это было военное судно, которое прослужило 33 года и участвовало в нескольких войнах, которые Англия вела против Франции и Шотландии. В 1536 году судно подверглось перестройке, после чего «Мэри Роуз» как раз и приняла участие в бою 19 июля 1545 года, который стал для неё последним.
Модель корабля «Мэри Роуз», которую выпускает в масштабе 1:400 фирма «Эрфикс». Автор модели Джим Бауманн
Корабль возглавил атаку на французские галеры, появившиеся у английского берега, но затонул в Соленте, в проливе, расположенном к северу от острова Уайт. Место, где произошло крушение «Мэри Роуз», нашли в 1971 году, после чего сохранившиеся на дне морском её остатки были подняты 11 октября 1982 года фондом «Мэри Роуз».
А вот так «Мэри Роуз» была изображена на страницах «Энтони Ролл» («Свитка Энтони», о котором здесь на ВО мы буквально только что рассказывали). Несмотря на всю схематичность рисунка, на нём хорошо видны все основные элементы судна, а также его декор. Обращает на себя внимание шлюпка, идущая за судном на канате. В то время так было приято, поскольку на палубе для неё места подчас просто не хватало!
Считается, что это был один из самых дорогих и сложных морских археологических проектов в истории. Удалось поднять на поверхность уцелевшую часть корабля и многие тысячи находившихся у него на борту артефактов. Всё это представляет большую ценность, как своего рода «капсула» времени эпохи Тюдоров. Ну а сами подводные раскопки и подъём «Мэри Роуз» стали важной вехой в развитии морской археологии, сравнимой по своей сложности, стоимости и значению разве что с подъёмом шведского боевого корабля XVI века «Ваза» в 1961 году.
Арбалетные стрелы, найденные на поднятой из воды «Мэри Роуз». Музей «Мэри Роуз»
Находки, найденные на борту извлечённого со дна моря судна, включают оружие, парусное снаряжение, различные припасы и широкий ассортимент бытовых предметов, использовавшихся его экипажем. При этом многие из артефактов представляются совершенно уникальными и дают нам представление о самых разных сторонах жизни моряков того времени, вплоть до истории музыкальных инструментов. То, что осталось от корпуса, находится в специальном здании на территории верфи в Портсмуте. Ну а коллекция артефактов с борта корабля выставлена в Музее «Мэри Роуз».
Появился этот корабль на свет не случайно. В 1511 году Генрих VIII в союзе с королём Фердинандом II Арагонским, папой Юлием II и императором Священной Римской империи Максимилианом I решился на войну с Францией. Но от своего отца он унаследовал флот всего из двух больших военных каррак – «Регента» и «Соверена». Поэтому вступив на престол, король практически тут же приказал строить новые корабли, и среди них «Мэри Роуз» и «Петр Гранат» (получивший название «Питер» после своей перестройки в 1536 году). Водоизмещение первого составляло около 500 тонн, а второго – 450 тонн.
Сугубо бытовая находка – деревянная кружка! Музей «Мэри Роуз»
Затем наступила очередь «Генри Грейс-а-Дье» («Генрих милостью Божьей»), более известного как «Великий Гарри», водоизмещением более 1000 тонн. Таким образом, уже к 1520-м годам в Англии был создан «Королевский флот», вполне пригодный для ведения войны с Францией на море.
Что касается «Мэри Роуз», то это действительно был весьма внушительный корабль, имевший три палубы. В глубине трюма находился камбуз, размещался балласт, а также хранились бочки с пресной водой и различные припасы.
Кусок кольчуги. Следовательно, на момент гибели на «Мэри Роуз» ещё были люди, носившие кольчуги! Музей «Мэри Роуз»
Непосредственно над трюмом располагался орлоп – самая нижняя палуба, разделённая перегородками и тоже использовавшаяся как склад. Затем шла главная палуба, где стояли самые тяжелые пушки, стрелявшие через порты, закрывавшиеся не пропускавшими воду крышками. Таковых портов было семь с каждой стороны, так что всего тяжелых орудий было 14. Здесь же под баком и ахтеркасом (кормовая надстройка) находились каюты «специалистов» – плотника, хирурга-парикмахера, кормчего, а также главного артиллериста и корабельных офицеров. Верхняя палуба перегородок не имела. На ней также стояли тяжелые и легкие орудия. Между надстроек она была открыта сверху, однако её полностью прикрывала абордажная сеть из грубой плетёной сетки. Считается, что под кормовой надстройкой находилось «жилище экипажа». Интересно, что именно здесь нашли и слив с обычным писсуаром, дополнявший, видимо, обычные туалеты, традиционно находившиеся в носовой части судна. Надстройки «Мэри Роуз», судя по рисунку в «Энтони Ролл», тоже имели по три палубы с амбразурами для орудий.
Железное орудие, найденное на «Мэри Роуз». Музей «Мэри Роуз»
В начале, когда начались раскопки корабля, считалось, что обшивка на нём была клинкерной. То есть выполнена в типично северной манере, в отличие от средиземноморской. Однако более позднее исследование показало, что клинкерная обшивка имела место только лишь в кормовой надстройке. А весь корабль был всё-таки обшит досками вгладь. То есть с использованием средиземноморской технологии постройки.
Развитие судостроения и рост размеров корабля сказался и на количестве мачт, которых на «Мэри Роуз» стало четыре, и на количестве поднимаемых на них парусов, которых было девять или, возможно, даже десять. На фок-мачте поднимали два квадратных паруса, на грот-мачте – три; на бизань-мачте один латинский парус и над ним ещё небольшой квадратный парус; на бонавентур-мачте поднимался ещё один латинский парус и, вполне возможно, что ещё квадратный парус. А вот на бушприте был небольшой квадратный парус – блинд.
Литое бронзовое орудие, найденное на Мэри Роуз». Музей «Мэри Роуз»
Интересно, что иллюстрации из «Энтони Ролла» показывают нам, что на реях на фок-мачте и грот-мачте имелись особые двойные изогнутые лезвия, заточенные с внутренней стороны. Такие «когти» предназначались для того, чтобы разрезать такелаж вражеского корабля во время абордажа.
Что же касается мореходных качеств «Мэри Роуз», то современники отмечали их как высокие, и для этого у них были все основания. Так, в марте 1513 года было проведено её соревнование с девятью кораблями, и она его выиграла. Вице-адмирал Уильям Фитцуильям также отмечал, что и «Генри Грейс-а-Дье» и «Мэри Роуз» могли устойчиво двигаться в бурном море, и трудно было бы выбрать между ними лучшего ходока.
Относительно боевых качеств «Мэри Роуз», то следует указать на то обстоятельство, что она представляла собой переходный тип боевого корабля для войны на море. Ведь ещё совсем недавно главным оружием и на суше, и на море было оружие ближнего боя, а также луки и стрелы. Пушки стояли уже на кораблях эскадры Колумба, но их было очень мало. А стреляли они через не закрывающиеся отверстия по бортам.
Орудийные порты, которые вырезались в корпусе кораблей, появились ещё в 1501 году, то есть за десять лет до постройки «Мэри Роуз», и на ней это новшество было использовано. Теоретически она могла стрелять бортовыми залпами, однако с участием таких судов в бою в то время существовала одна серьёзная проблема. Дело в том, что вплоть до XVII века ударными кораблями флота считались… галеры, вооруженные тяжелыми пушками в носовой части, которые наводили на цель поворотам всего корпуса. Подходя к противнику носом, галеры представляли собой достаточно малоразмерную цель, а вёсла помогали им свободно маневрировать. Вот почему главным способом борьбы между кораблями на море по-прежнему оставался абордаж, и именно поэтому на кораблях имелись такие высокие надстройки с целыми батареями легких пушек.
Интересно, что артиллерийское вооружение «Мэри Роуз» было и старым, и новым одновременно. То есть на ней находились и старые железные казнозарядные орудия, скованные из металлических полос, укреплённых сверху обручами, и одновременно литые бронзовые пушки, заряжавшиеся с дула. Стволы же бронзовых пушек уже были отлиты как единое целое и крепились на четырехколесных лафетах, которые практически не отличались от тех, что применялись ещё и в XIX веке. Казнозарядные орудия легче и быстрее перезаряжались, поскольку они имели по нескольку сменных камор, но при этом они стреляли менее мощными зарядами по сравнению с пушками из литой бронзы.
Одно из гранитных ядер с борта «Мэри Роуз». Музей «Мэри Роуз»
Различие состояло и в том, что бронзовые орудия стреляли чугунными ядрами, а железные – каменными, которые разбивались при ударе на множество осколков. Интересно, что изначально большинство пушек «Мэри Роуз» представляли собой небольшие железные орудия с малой дальностью стрельбы, которые мог с лёгкостью обслуживать всего один человек. Но во время «перестройки» судна в 1536 году количество «противопехотных орудий» было сильно уменьшено, зато увеличено количество лафетных пушек, заряжавшихся с дула. Имеются три описи, в которых перечисляются все пушки корабля, датированные 1514, 1540 и 1546 годами. И вот, судя по ним, оказалось, что сначала на судне было лишь несколько тяжелых орудий, причём железных, заряжавшихся с казны, а пушечные порты прорезали на нём позднее. Но уже к 1540 году состав вооружения сильно изменился. Теперь на корабле стояли литые бронзовые пушки, полупушки и кулеврины, причём все орудия стояли на лафетах, обладали большой дальностью стрельбы и были способны нанести серьёзные повреждения корпусам кораблей противника.
Также интересен набор снарядов, обнаруженных на поднятом судне. Это были каменные и чугунные ядра, ядра с шипами и ядра, соединённые цепями, а также картечь. Причём картечь была каменная, из кусков кремня с острыми краями, которая на близком расстоянии должна была бы производить жуткий эффект. Копии орудий «Мэри Роуз» были проверены стрельбой, и выяснилось, что выпущенные ими ядра вполне могут пробить борт такой же толщины, что был и на этом судне, но на расстоянии не более 90 метров. То есть эффективный бой она могла вести на дальности не более чем так называемого «пистолетного выстрела».
Меч с корзинчатой рукоятью, найденный на борту «Мэри Роуз». Музей «Мэри Роуз»
На борту «Мэри Роуз» нашли и множество всякого ручного оружия, в частности, сильно проржавевших кинжалов. Согласно «Энтони Роллу», на корабле было также 150 штук пик и столько же алебард. Именно на борту поднятого судна был найден и самый ранний датированный экземпляр английского меча с корзинчатой рукоятью. Ну а всего там должно было быть 250 длинных луков, из которых нашли 172, и почти 4000 стрел, а также наручей для стрелков. Стрельба из луков могла вестись с носового и кормового «кастлей», причём лучники, скорее всего, должны были стрелять зажигательными стрелами. В описях 1514 и 1546 годов указано, что на судне должно хранится несколько сотен тяжелых дротиков, а ещё такое странное оружие, как горшки с известью, которые предназначались для метания на палубы вражеских кораблей с «вороньих гнёзд» на мачтах, хотя ни дротиков, ни горшков этих самых археологи на судне так и не нашли. Из 50 мушкетов, перечисленных в «Энтони Ролл», нашли всего пять, все с фитильным замком, и детали ещё от одиннадцати. Удалось определить, что некоторые были сделаны в Италии, а какие-то в Германии. Нашли на судне и несколько «стрелковых щитов», представлявших собой деревянный щит с закреплённым посередине коротким пистолетным стволом с казённым заряжанием и небольшим окошечком для прицеливания. По-видимому, эти щиты должны были использоваться в преддверии абордажной схватки. Их ставили на борт и вели огонь по противнику, не опасаясь его ответных выстрелов.
«Стрелковый щит» из Королевского арсенала в Лидсе. Точно такие же были и на «Мэри Роуз»
В общем, «Мэри Роуз» был очень ценным кораблём тюдоровского военного флота, но подлинную ценность он обрёл… лишь когда затонул, а затем был успешно поднят со дна морского!
Информация