«Мэри Роуз» – корабль из глубины веков

87
«Мэри Роуз» – корабль из глубины веков
«Мэри Роуз» на море. Картина Джеффа Ханта. Фонд «Мэри Роуз». Вне всякого сомнения, для своего времени это был очень большой, современный и красивый корабль…


«…ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.»
Третья книга Царств, 10:11

Корабли-музеи. Какие корабли пришли на смену средневековым коггам и каравеллам? А ведь они пришли, и очень быстро. Когда Колумб отправился в море на трёх своих кораблях, он оставался ещё в Средневековье, а вот вернулся назад в Испанию уже в… Новое время! И тут же все поняли, что для достижения новых земель нужны будут и другие корабли – большие по размерам, более мореходные и грузоподъёмные. И тут же всем стало ясно и другое – что такие корабли, будучи нагружены сокровищами из заморских земель, станут лакомой приманкой для пиратов, а значит, им понадобится много пушек, чтобы защищаться от них. А пушки – это порох, ядра, фитили, что опять-таки потребует большего водоизмещения. Поэтому неудивительно, что на смену каравеллам практически тут же пришла каракка – судно значительно большего размера, и более приспособленное к дальним морским плаваниям новой эпохи.



Одним из таких судов как раз и стала каракка «Мэри Роуз», которую спустили на воду в 1511 году. Это было военное судно, которое прослужило 33 года и участвовало в нескольких войнах, которые Англия вела против Франции и Шотландии. В 1536 году судно подверглось перестройке, после чего «Мэри Роуз» как раз и приняла участие в бою 19 июля 1545 года, который стал для неё последним.


Модель корабля «Мэри Роуз», которую выпускает в масштабе 1:400 фирма «Эрфикс». Автор модели Джим Бауманн

Корабль возглавил атаку на французские галеры, появившиеся у английского берега, но затонул в Соленте, в проливе, расположенном к северу от острова Уайт. Место, где произошло крушение «Мэри Роуз», нашли в 1971 году, после чего сохранившиеся на дне морском её остатки были подняты 11 октября 1982 года фондом «Мэри Роуз».


А вот так «Мэри Роуз» была изображена на страницах «Энтони Ролл» («Свитка Энтони», о котором здесь на ВО мы буквально только что рассказывали). Несмотря на всю схематичность рисунка, на нём хорошо видны все основные элементы судна, а также его декор. Обращает на себя внимание шлюпка, идущая за судном на канате. В то время так было приято, поскольку на палубе для неё места подчас просто не хватало!

Считается, что это был один из самых дорогих и сложных морских археологических проектов в истории. Удалось поднять на поверхность уцелевшую часть корабля и многие тысячи находившихся у него на борту артефактов. Всё это представляет большую ценность, как своего рода «капсула» времени эпохи Тюдоров. Ну а сами подводные раскопки и подъём «Мэри Роуз» стали важной вехой в развитии морской археологии, сравнимой по своей сложности, стоимости и значению разве что с подъёмом шведского боевого корабля XVI века «Ваза» в 1961 году.


Арбалетные стрелы, найденные на поднятой из воды «Мэри Роуз». Музей «Мэри Роуз»

Находки, найденные на борту извлечённого со дна моря судна, включают оружие, парусное снаряжение, различные припасы и широкий ассортимент бытовых предметов, использовавшихся его экипажем. При этом многие из артефактов представляются совершенно уникальными и дают нам представление о самых разных сторонах жизни моряков того времени, вплоть до истории музыкальных инструментов. То, что осталось от корпуса, находится в специальном здании на территории верфи в Портсмуте. Ну а коллекция артефактов с борта корабля выставлена в Музее «Мэри Роуз».

Появился этот корабль на свет не случайно. В 1511 году Генрих VIII в союзе с королём Фердинандом II Арагонским, папой Юлием II и императором Священной Римской империи Максимилианом I решился на войну с Францией. Но от своего отца он унаследовал флот всего из двух больших военных каррак – «Регента» и «Соверена». Поэтому вступив на престол, король практически тут же приказал строить новые корабли, и среди них «Мэри Роуз» и «Петр Гранат» (получивший название «Питер» после своей перестройки в 1536 году). Водоизмещение первого составляло около 500 тонн, а второго – 450 тонн.


Сугубо бытовая находка – деревянная кружка! Музей «Мэри Роуз»

Затем наступила очередь «Генри Грейс-а-Дье» («Генрих милостью Божьей»), более известного как «Великий Гарри», водоизмещением более 1000 тонн. Таким образом, уже к 1520-м годам в Англии был создан «Королевский флот», вполне пригодный для ведения войны с Францией на море.

Что касается «Мэри Роуз», то это действительно был весьма внушительный корабль, имевший три палубы. В глубине трюма находился камбуз, размещался балласт, а также хранились бочки с пресной водой и различные припасы.


Кусок кольчуги. Следовательно, на момент гибели на «Мэри Роуз» ещё были люди, носившие кольчуги! Музей «Мэри Роуз»

Непосредственно над трюмом располагался орлоп – самая нижняя палуба, разделённая перегородками и тоже использовавшаяся как склад. Затем шла главная палуба, где стояли самые тяжелые пушки, стрелявшие через порты, закрывавшиеся не пропускавшими воду крышками. Таковых портов было семь с каждой стороны, так что всего тяжелых орудий было 14. Здесь же под баком и ахтеркасом (кормовая надстройка) находились каюты «специалистов» – плотника, хирурга-парикмахера, кормчего, а также главного артиллериста и корабельных офицеров. Верхняя палуба перегородок не имела. На ней также стояли тяжелые и легкие орудия. Между надстроек она была открыта сверху, однако её полностью прикрывала абордажная сеть из грубой плетёной сетки. Считается, что под кормовой надстройкой находилось «жилище экипажа». Интересно, что именно здесь нашли и слив с обычным писсуаром, дополнявший, видимо, обычные туалеты, традиционно находившиеся в носовой части судна. Надстройки «Мэри Роуз», судя по рисунку в «Энтони Ролл», тоже имели по три палубы с амбразурами для орудий.


Железное орудие, найденное на «Мэри Роуз». Музей «Мэри Роуз»

В начале, когда начались раскопки корабля, считалось, что обшивка на нём была клинкерной. То есть выполнена в типично северной манере, в отличие от средиземноморской. Однако более позднее исследование показало, что клинкерная обшивка имела место только лишь в кормовой надстройке. А весь корабль был всё-таки обшит досками вгладь. То есть с использованием средиземноморской технологии постройки.

Развитие судостроения и рост размеров корабля сказался и на количестве мачт, которых на «Мэри Роуз» стало четыре, и на количестве поднимаемых на них парусов, которых было девять или, возможно, даже десять. На фок-мачте поднимали два квадратных паруса, на грот-мачте – три; на бизань-мачте один латинский парус и над ним ещё небольшой квадратный парус; на бонавентур-мачте поднимался ещё один латинский парус и, вполне возможно, что ещё квадратный парус. А вот на бушприте был небольшой квадратный парус – блинд.


Литое бронзовое орудие, найденное на Мэри Роуз». Музей «Мэри Роуз»

Интересно, что иллюстрации из «Энтони Ролла» показывают нам, что на реях на фок-мачте и грот-мачте имелись особые двойные изогнутые лезвия, заточенные с внутренней стороны. Такие «когти» предназначались для того, чтобы разрезать такелаж вражеского корабля во время абордажа.

Что же касается мореходных качеств «Мэри Роуз», то современники отмечали их как высокие, и для этого у них были все основания. Так, в марте 1513 года было проведено её соревнование с девятью кораблями, и она его выиграла. Вице-адмирал Уильям Фитцуильям также отмечал, что и «Генри Грейс-а-Дье» и «Мэри Роуз» могли устойчиво двигаться в бурном море, и трудно было бы выбрать между ними лучшего ходока.

Относительно боевых качеств «Мэри Роуз», то следует указать на то обстоятельство, что она представляла собой переходный тип боевого корабля для войны на море. Ведь ещё совсем недавно главным оружием и на суше, и на море было оружие ближнего боя, а также луки и стрелы. Пушки стояли уже на кораблях эскадры Колумба, но их было очень мало. А стреляли они через не закрывающиеся отверстия по бортам.

Орудийные порты, которые вырезались в корпусе кораблей, появились ещё в 1501 году, то есть за десять лет до постройки «Мэри Роуз», и на ней это новшество было использовано. Теоретически она могла стрелять бортовыми залпами, однако с участием таких судов в бою в то время существовала одна серьёзная проблема. Дело в том, что вплоть до XVII века ударными кораблями флота считались… галеры, вооруженные тяжелыми пушками в носовой части, которые наводили на цель поворотам всего корпуса. Подходя к противнику носом, галеры представляли собой достаточно малоразмерную цель, а вёсла помогали им свободно маневрировать. Вот почему главным способом борьбы между кораблями на море по-прежнему оставался абордаж, и именно поэтому на кораблях имелись такие высокие надстройки с целыми батареями легких пушек.

Интересно, что артиллерийское вооружение «Мэри Роуз» было и старым, и новым одновременно. То есть на ней находились и старые железные казнозарядные орудия, скованные из металлических полос, укреплённых сверху обручами, и одновременно литые бронзовые пушки, заряжавшиеся с дула. Стволы же бронзовых пушек уже были отлиты как единое целое и крепились на четырехколесных лафетах, которые практически не отличались от тех, что применялись ещё и в XIX веке. Казнозарядные орудия легче и быстрее перезаряжались, поскольку они имели по нескольку сменных камор, но при этом они стреляли менее мощными зарядами по сравнению с пушками из литой бронзы.


Одно из гранитных ядер с борта «Мэри Роуз». Музей «Мэри Роуз»

Различие состояло и в том, что бронзовые орудия стреляли чугунными ядрами, а железные – каменными, которые разбивались при ударе на множество осколков. Интересно, что изначально большинство пушек «Мэри Роуз» представляли собой небольшие железные орудия с малой дальностью стрельбы, которые мог с лёгкостью обслуживать всего один человек. Но во время «перестройки» судна в 1536 году количество «противопехотных орудий» было сильно уменьшено, зато увеличено количество лафетных пушек, заряжавшихся с дула. Имеются три описи, в которых перечисляются все пушки корабля, датированные 1514, 1540 и 1546 годами. И вот, судя по ним, оказалось, что сначала на судне было лишь несколько тяжелых орудий, причём железных, заряжавшихся с казны, а пушечные порты прорезали на нём позднее. Но уже к 1540 году состав вооружения сильно изменился. Теперь на корабле стояли литые бронзовые пушки, полупушки и кулеврины, причём все орудия стояли на лафетах, обладали большой дальностью стрельбы и были способны нанести серьёзные повреждения корпусам кораблей противника.

Также интересен набор снарядов, обнаруженных на поднятом судне. Это были каменные и чугунные ядра, ядра с шипами и ядра, соединённые цепями, а также картечь. Причём картечь была каменная, из кусков кремня с острыми краями, которая на близком расстоянии должна была бы производить жуткий эффект. Копии орудий «Мэри Роуз» были проверены стрельбой, и выяснилось, что выпущенные ими ядра вполне могут пробить борт такой же толщины, что был и на этом судне, но на расстоянии не более 90 метров. То есть эффективный бой она могла вести на дальности не более чем так называемого «пистолетного выстрела».


Меч с корзинчатой рукоятью, найденный на борту «Мэри Роуз». Музей «Мэри Роуз»

На борту «Мэри Роуз» нашли и множество всякого ручного оружия, в частности, сильно проржавевших кинжалов. Согласно «Энтони Роллу», на корабле было также 150 штук пик и столько же алебард. Именно на борту поднятого судна был найден и самый ранний датированный экземпляр английского меча с корзинчатой рукоятью. Ну а всего там должно было быть 250 длинных луков, из которых нашли 172, и почти 4000 стрел, а также наручей для стрелков. Стрельба из луков могла вестись с носового и кормового «кастлей», причём лучники, скорее всего, должны были стрелять зажигательными стрелами. В описях 1514 и 1546 годов указано, что на судне должно хранится несколько сотен тяжелых дротиков, а ещё такое странное оружие, как горшки с известью, которые предназначались для метания на палубы вражеских кораблей с «вороньих гнёзд» на мачтах, хотя ни дротиков, ни горшков этих самых археологи на судне так и не нашли. Из 50 мушкетов, перечисленных в «Энтони Ролл», нашли всего пять, все с фитильным замком, и детали ещё от одиннадцати. Удалось определить, что некоторые были сделаны в Италии, а какие-то в Германии. Нашли на судне и несколько «стрелковых щитов», представлявших собой деревянный щит с закреплённым посередине коротким пистолетным стволом с казённым заряжанием и небольшим окошечком для прицеливания. По-видимому, эти щиты должны были использоваться в преддверии абордажной схватки. Их ставили на борт и вели огонь по противнику, не опасаясь его ответных выстрелов.


«Стрелковый щит» из Королевского арсенала в Лидсе. Точно такие же были и на «Мэри Роуз»

В общем, «Мэри Роуз» был очень ценным кораблём тюдоровского военного флота, но подлинную ценность он обрёл… лишь когда затонул, а затем был успешно поднят со дна морского!
87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    13 мая 2023 04:17
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Насколько понимаю, «Санта-Мария» была караккой, в отличии от «Пинты» и «Ниньи».

    А вообще, хоть картинка в книжке, хоть модель. А уж тем более сам корабль, поднятый со дня морского - это чудо.

    Только в музее «Ваза» побывал.

    В общем, хорошо утро начинать с парусного корабля. Во всех проявлениях.
    1. +5
      13 мая 2023 07:20
      Цитата: Korsar4
      «Санта-Мария» была караккой,

      Да, именно так. Сам Колумб именует его нао - "большой корабль", но этот же термин применялся к каракке.
      1. +5
        13 мая 2023 07:36
        Совершенно верно. Нао, или каракка.

        А моделью каравеллы «Пинта» любуюсь с подростковых лет.
        1. +4
          13 мая 2023 08:19
          Цитата: Korsar4
          А моделью каравеллы «Пинта» любуюсь с подростковых лет.

          Сделали,да?!
          1. +7
            13 мая 2023 08:37
            Нет. Отец привез.
            До сих пор дома, пусть жизнь потрепанная.

            Вопрос, когда внука к ней подпускать.

            Кстати, помните разговор о фигурках рыцарей. Специально средний ярус детей опросил: и ценили, и играли.

            А динозавр, который появился после Пелеонтологического музея, вполне драконом служил.

            Так что - есть польза от игрушек. Особенно из прошлого.
            1. +4
              13 мая 2023 09:07
              Специально средний ярус детей опросил
              Хмммм.... Интересная формулировка. Примерил на себя, тоже подходит. Разница в количестве и разнообразии полов.
        2. +7
          13 мая 2023 13:22
          Цитата: Korsar4:
          Моделью каравеллы «Пинта» любуюсь с подростковых лет. Отец привез. До сих пор дома. Вопрос, когда внука к ней подпускать.

          В 70-е в Кронштадте на ул. Коммунистической (быв. Княжеской) напротив Морского собрания был комиссионный сувенирный магазин, куда моряки сдавали на продажу привезенную из зарубежных походов всякую всячину. Чего там только не было! Загляденье! А какие модели подводных лодок и кораблей!!! И иностранные модели для сборки, и уже готовые сувенирные. Один готовый парусник был, помню размером почти с пианино и как скурпулезно сделан - фантастика, - я в него прямо влюбился.
          1. +7
            13 мая 2023 14:10
            Знакомый выпускник создает красоту из моделей неописуемую.

            Есть люди, у которых руки из нужного места растут.

            Говорят, сейчас уже небольшой музей появился. Целиком собрание не видел.

            А пока делает - соответственно разбирается во всем, включая историю кораблей.
        3. +5
          13 мая 2023 15:24
          Привет, Сергей!
          Моей первой моделью был парусник "Орёл" тот самый, что спалил (сдуру, наверное) Стенька Разин.

          Правда, в последствии возникли некоторые сомнения, потому как этот "Орёл" (модель) практически неотличим от "Золотой лани" Френсиса Дрейка. smile
          1. +2
            13 мая 2023 15:56
            Привет, Константин!

            В любом случае - красотища.
            1. +4
              13 мая 2023 17:16
              В любом случае - красотища.


              Да, красотища и дух эпохи. smile

          2. +4
            13 мая 2023 18:35
            Моей первой моделью был парусник "Орёл" тот самый, что спалил (сдуру, наверное) Стенька Разин.

            Привет, Костя hi Стенька был конечно не самый законопослушный гражданин, но парусник не поджигал. smile
            "Орёл" действительно был захвачен бунтовщиками, но, судя по бумагам астраханского воеводства 1678 года они его только разоружили не причинив корпусу никакого вреда. Заброшенный корабль простояв в течение многих лет в протоке Кутум, пришёл в негодность и был разобран в 1680г.
            ссылка: «Орёл» / Федотенков В. Н. // Советская военная энциклопедия /
            1. +2
              13 мая 2023 18:46
              Кстати, увидеть контур корабля "Орел" доступно сегодня любому россиянину. Фрегат был изображён художником Конраадом Деккером в 17 веке
              рис.Конраад Деккер. Вид города Астрахани и фрегата «Орёл» с флотилией. XVII век.

              и именно по этой картине голландский мастер Герман ван Болес создал очертания кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге
              фото. Кораблик со шпиля Санкт-Петербургского Адмиралтейства
            2. +4
              13 мая 2023 19:44
              Привет, Дима! smile
              Вот и доверяй после этого нашей исторической писанине, я ведб не сам про поджог выдумал.
              Но странно другое, почему, после того как покончили с Разиным, корабль вновь не вооружили и не отправили на дальнейшую службу. Обычное наше головотяпство?
              Да и вообще, мутная это история, как могли бандиты захватить военный корабль? Измена?
              1. +2
                13 мая 2023 20:36
                Мятеж. Астраханская крепость была одной из лучших в Европе. Иностранные мастера говорили, что устоит она против любой армии. Каменный кремль: десять башен, за ними Белый город с каменными стенами до десяти сажен в высоту, за ним земляной вал с деревянной стеной на нем. У вала - глубокий ров. На трех крепостных стенах стояло пятьсот пушек! Весной 1670 года Разин пошел на Астрахань. В конце мая 1670 года, когда стало известно о падении Царицына, астраханские стрельцы стали открыто выражать недовольство своим положением. Астраханский воевода Прозоровский, стремясь задобрить стрельцов, выплатил причитающееся им жалованье и начал в спешке укреплять город, готовясь к отражению штурма разинцев, подходивших 19 июня 1670 года к городу. К Черному Яру были отправлены водой и берегом на конях 2000 стрельцов в главе с князем С. Львовым. Однако С. Разин внезапным ударом разгромил московских стрельцов, а затем устремился навстречу воеводе С. Львову. Астраханское войско, не приняв боя, перешло на сторону казаков. Астраханцы открыли городские ворота и впустили разинцев. Народ открыто приветствовал атамана. Залп пушек с первого русского корабля «Орел», стоявшего в Астрахани, прогремел в честь проходивших мимо разинских стругов. Как то так.
                1. +3
                  13 мая 2023 21:10
                  М-да... подлость и трусость. Всё как обычно.
      2. +7
        13 мая 2023 09:35
        Что касается «Мэри Роуз», то это действительно был весьма внушительный корабль, имевший три палубы. В глубине трюма находился камбуз, размещался балласт, а также хранились бочки с пресной водой и различные припасы.


        пунктирные линии видимо показывают место разлома поднятого корпуса
      3. +1
        14 мая 2023 13:31
        а ещё такое странное оружие, как горшки с известью, которые предназначались для метания на палубы вражеских кораблей с «вороньих гнёзд» на мачтах

        Я не спец в парусном флоте ... Но кое что хочу высказать по извести .
        Гашёная известь для дезинфекции покрытий , защиты деревянных конструкций , придания им огнестойкости понятно , и я не знаю как с этим обстояло на деревянных судах но , то что кидаться горшками с ней из "воронньего гнезда" нет смысла это точно .
        Держать же негашеную известь на деревянном судне, полном всевозможных горючих и взрывоопасных веществ , да ещё в море в окружении водой - полное безумие !
        Живя на юге я видел как в громадных чанах на открытом огне грели битум для заливки крыш , изоляции трубопроводов , фундаментов ... , и всегда подле чана стояла ёмкость с водным раствором гашёной извести , который использовали для тушения возможного воспламенения битума , плавно заливая его с одного края в охваченый пламенем чан ибо тушение водой приводит к смертельному "файершоу" .
        То , что до средневековья в морских сражениях использовалось забрасывание вражеских кораблей сосудами с нефтью , маслом и битумом известно всем , но интересно как с этим обстояло в средневековье , во времена огнестрела ?
        Может быть известь в горшках хранилась именно как компонент быстроприготовимого средства огнетушения ?
        Интересно Ваше мнение .Спасибо.
  2. +8
    13 мая 2023 04:43
    Добрая статья о красивом корабле!
    Немного дополнений к работе Вячеслава Олеговича.
    Первым большим британским кораблем получившим гладкую (средиземноморскую) обшивку был всё-таки Большой Генри.
    К мысли о преимуществе классического парусного корабля с бортовым расположением орудий корабелы приходили долго. Окончательно выводы подтвердились только после сражения у Лепанто в 1571 году.
    И тут же всем стало ясно и другое -что такие корабли, будучи нагружены сокровищами из заморских земель, станут лакомой приманкой для пиратов, а значит, им понадобится много пушек, чтобы защищаться от них.

    Флот Тюдоров строился не для защиты, а наоборот - грабежа. В принципе перехват караванов считался национальным спортом британских монархов. Многие в нем принимали личное участие!
    Например, знаменитый Черный Принц!
    1. +5
      13 мая 2023 09:18
      подводные раскопки и подъём «Мэри Роуз» стали важной вехой в развитии морской археологии, сравнимой по своей сложности, стоимости и значению разве что с подъёмом шведского боевого корабля XVI века «Ваза» в 1961 году.


      Место крушения «Мэри Роуз» было опять найдено в 1971 году. Специально учрежденный фонд «Мэри Роуз» организовал операцию по подъему корабля, что оказалось одним из самых сложных и дорогостоящих морских спасательных проектов в истории. Перед подъёмом корабль требовалось осторожно очистить от ила.


      В проекте было задействовано более 500 водолазов и 70 сотрудников лаборатории. Работы велись с 1979 по 1982 год, общее время погружений составило более 22 000 часов. Проект по исследованию места крушения «Мэри Роуз» доказал, что при подводных раскопках можно достичь уровня точности, сравнимого с обычной, наземной археологией.
      Уцелевшая часть корабля и тысячи найденных на нём предметов представляют огромную ценность, являясь своего рода капсулой времени.
      На поверхность подняли более 26 000 артефактов, в том числе одежду, музыкальные инструменты, книги, игры, навигационные приборы, предметы личной гигиены, 8 сундуков с плотницкими инструментами, 9 бочек с остатками мяса, огромное количество оружия, сундук цирюльника-хирурга.
      Обнаружены были и останки животных – собаки, крысы и лягушки. Собака – английский той-терьер, видимо, использовалась в качестве крысолова. Судя по ДНК, это был молодой самец.
      1. +11
        13 мая 2023 09:21
        Археологи обнаружили скелеты 90 человек – это примерно половина членов экипажа. Анализ костей показал, что многие из моряков страдали от недоедания. Антропологи зафиксировали признаки рахита и цинги. Кроме того, у некоторых членов экипажа развился артрит из-за постоянного подъема тяжестей, у многих имелись переломы костей.
        Антропологи выполнили ряд реконструкций лиц членов экипажа. Двое на фото - артиллерист и боцман. Реконструкции создавались для выставки, посвященной «Мэри Роуз», в школе Уитгифт в Южном Кройдоне.
        Боцману было около 40 лет, его рост 163 см. Как и многие другие члены экипажа, он обладал очень плохими зубами с кариесом, зубным камнем и абсцессами. В молодости боцман занимался физическим трудом. На скелете обнаружен серебряный свисток, который использовался для управления матросами на палубе. Хотя артиллерист довольно молод (20-30 лет), с зубами у него всё совсем плохо: на момент смерти отсутствовало 11, а большинство оставшихся сильно разрушились. Его позвоночник также пребывал в скверном состоянии, вероятно, в результате нескольких лет таскания орудий, тяжелых ядер и пороховых зарядов.
        .

        фотоЭти двое – артиллерист и боцман, которые служили на «Мэри Роуз», затонувшем почти 500 назад. У обоих очень плохие зубы; оба страдали от артрита и плохого питания. реконструкция лиц членов экипажа по поднятым черепам.
        1. +3
          13 мая 2023 18:26
          Всем доброго вечера!
          Кажется мы уже обсуждали "Мэри Роуз" на данном ресурсе.
          При исследовании останков установлено,что часть команды была из Африки, северо-западной части.
          И ещё где-то читал, негров на флоте тех времен и позднее было предостаточно, а проживали они компактно в юго-восточной части Англии.
      2. +5
        13 мая 2023 10:39
        hi Приветствую, Дмитрий.
        Цитата: Ричард
        Место крушения «Мэри Роуз» было опять найдено в 1971 году.

        Сначала Александр МакКи нашел в архиве данные Джона Дина 1836-1840 года. Инструментально, при помощи эхолота место крушения было установлено в 1967, а на следующий год в 1968 уже начались первые раскопки.
        Скульптуры Макки и Маргарет Рул работы Люка Шепарда, выставлены в музее Мэри Роуз
    2. +4
      13 мая 2023 10:36
      Коте пане Коханка (Владислав):
      К мысли о преимуществе классического парусного корабля с бортовым расположением орудий корабелы приходили долго. Окончательно выводы подтвердились только после сражения у Лепанто в 1571 году.

      Мое почтение, Владислав hi
      Вы абсолютно правы. Хотя бортовое расположение тяжелых орудий успешно использовалось и ранее. Пример той же «Мэри Роуз»:
      10 августа 1512 года, английский флот состоявший из 25 кораблей, под командованием Сэра Эдварда Говарда, атаковал французские силы равнозначной численности, под командованием Рене де Клермона. Большинство кораблей с обоих сторон были вооружены вертлюжными пушками или ручными орудиями, а не крупной тяжелой артиллерией, хотя и английский флагман «Мэри Роуз», и французский «Мария ла Кордильер» несли по 15 тяжелых орудий. Оба флота выстроились друг напротив друга по линии, а затем отдельные корабли нарушили строй и выдвинулись вперед, чтобы вступить в бой с противником. Другими словами, все подобие порядка быстро нарушилось, и сражение перешло в абордажный бой между отдельными кораблями или между небольшими группами кораблей. Флагман Говарда, «Мэри Роуз», вступил в бой с французским флагманом «Гранд Луи», и пушечным залпом с близкого расстояния снес за борт его грот-мачту. В результате этого, Рене де Клермон отступил с поля боя, и многие другие французские капитаны последовали его примеру. Скоро, только «Неф де Дьепп» и мощный «Кордильер» остались в окружении английских кораблей. По прошествии семи часов меньшему французскому военному кораблю, удалось прорвать кольцо окружения из пяти английских кораблей и скрыться. «Кордильер» был не так удачлив. Ему удалось искусным маневрированием сорвать две попытки взять его на абордаж кораблями противников, сначала командой «Соверена», а потом «Мэри Джеймс». Затем ему бросил вызов «Регент», крупнейший военный корабль во флоте Тюдоров. Абордажной команде удалось сбросить французов с верхней палубы, но потом, на грани победы произошла катастрофа. На французском корабле вспыхнул огонь и в течение нескольких минут весь «Кордильер» был охвачен пожаром. Такелаж «Регента» и «Кордильера» спутались друг с другом и английский корабль не мог освободиться. Огонь неизбежно распространился по парусной оснастке и вскоре оба корабля были объяты пламенем. Только 20 французов выжило в катастрофе, в то время как 120 английских моряков было спасено из огня.

      Этот бой ознаменовал собой будущую тактику морских сражений. Во-первых, успех «Мэри Роуз» продемонстрировал эффективность бортовой тяжелой артиллерии – ее пушки стали ключом к победе. Стало очевидным, что будущее в войне на море стоит за развитием морской артиллерии и поиском лучших способов применения этого оружия. Пушки более мелкого калибра, также доказали свою полезность – «Неф де Дьеппу» удалось удерживать англичан на расстоянии, с помощью своей мелкой артиллерии, и таким образом пресечь все попытки абордажа. Вертлюжные пушки были весьма эффективными в ближнем бою, особенно если имелось достаточное количество запасных зарядных камер было под рукой, для того, чтобы поддерживать высокий темп стрельбы. На самом деле они использовались как пулеметы, ведя оборонительный заградительный огонь, для предотвращения попыток абордажных партий закрепиться как на плацдарме, на палубе обороняющегося корабля. Адмиралы Генриха VIII, конечно пытались учиться воевать по-новому. В то время как король сосредоточил все свои усилия на улучшении тяжелого вооружения кораблей, его адмиралы изучали способы, как лучше использовать эти новые пушки для получения преимущества над противником. Чтобы им помочь, в 1530 году юрист Томас Одли сформулировал набор тактических рекомендаций, в частности, обосновав преимущества бортовых залпов орудий. Несмотря на то, что он не был моряком, Одли изо всех сил старался решить проблемы английской флотской артиллерии. Жизнь показала его правоту и его «Инструкции» спустя полвека стали основой для всех флотов

    3. +5
      13 мая 2023 10:59
      Коте пане Коханка (Владислав): Флот Тюдоров строился не для защиты, а наоборот - грабежа. В принципе перехват караванов считался национальным спортом британских монархов
      .
      Трудно не согласиться. Пример - все та же же любимица Генриха «Мэри Роуз». Хотя сама конструкция «Мэри Роуз», вероятно, затрудняла её участие в активных морских сражениях с применением артиллерии, из-за стесненных условий на борту, она являлась грозным противником, способным захватить вражеский корабль, после разрушительного бортового залпа сделанного в упор, и яростного штурма вражеского корабля, после того как его защитники сводились на нет пушечным огнем и стрельбой лучников. Таким образом, она являлась ярким представителем переходного периода в войне на море. Она была предназначена для сражений в абордажных боях, но также она обладала оружием которое могло наносить урон противнику издалека, используя только огневую мощь. Однако, только после смерти Генриха VIII, на королевском военном флоте Тюдоров началось превалирование тактики использования морской артиллерии над рукопашным боем. Эту тактику претворили в жизнь моряки, служившие дочери Генриха Елизавете, которые смогли полностью применить на практике все новые технологии, и при Елизавете, флот Тюдоров, наконец, стал наиболее мощной морской силой своей эпохи.
    4. +3
      13 мая 2023 13:51
      Флот Тюдоров строился не для защиты, а наоборот - грабежа. В принципе перехват караванов считался национальным спортом британских монархов. Многие в нем принимали личное участие!
      Например, знаменитый Черный Принц!

      Коллега, флот Тюдоров - это 1485-1603 годы. Черный Принц умер в 1376 году и каперством никогда не занимался.
  3. +10
    13 мая 2023 05:01
    а затем был успешно поднят со дна морского!

    В 1982 году «Мэри Роуз» был поднят не полностью. Т.е. из-за заиленности дна треть затопленного корабля дайверам найти не удалось. И только в 2003 году, при углублении дна для прохода авианосцев по заказу МО, на глубине 15 метров случайно нашлась другая часть корабля и была поднята на поверхность. Эта поднятая часть для некоторых исследователей была наиболее ценной, так как раскрывала некоторые особенности конструкции корабля (полное поперечное сечение). Я не особо силен в судостроении, но именно эта часть найденных элементов конструкции открыла глаза инженерам на некоторые детали судостроения того периода.

    Подсчитано, что подъем и сохранение основной части «Мэри Роуз» обошлось британской казне в 20 миллионов фунтов стерлингов, а для сохранности остатков корабля его периодически приходилось опрыскивать смесью полиэтиленгликоля с растворимым воском...
    1. +4
      13 мая 2023 07:23
      Вот так вы все в комментах все напишите и о чем мне дальше писать?
    2. +7
      13 мая 2023 08:18
      Цитата: Luminman
      подъем и сохранение основной части «Мэри Роуз» обошлось британской казне в 20 миллионов фунтов стерлингов,

      Только Казне 20 миллионов? В 1979 был создан специальный фонд по подъему вновь обнаруженного в 1962 легендарного корабля...
      Удачный подъем остатков Мэри-Роуз был третьей попыткой подъема...
      1-я попытка состоялась почти сразу с момента крушения прошло только несколько дней, шурин короля Чарльз Брэндон взял на себя ответственность за практические детали. Попытка подъема потерпела фиаско. Проект был успешным только в поднятии такелажа, некоторых пушек и других предметов
      Попытка №2. В середине 1836 года группа из пяти рыбаков поймала свои сети бревна, выступающие со дна. Они связались с водолазом-профессионалом, чтобы тот помог им устранить препятствие, и 10 июня Генри Аббинетт стал первым человеком, увидевшим Мэри Роуз почти за 300 лет...
      Позже были наняты два других профессионала, Джон Дин и Уильям Эдвардс. Используя недавно изобретенный резиновый костюм и металлический водолазный шлем, Дин и Эдвардс исследовали место крушения и извлекли ряд предметов. Наряду с набором досок и деревянных предметов, включая несколько длинных луков, они подняли несколько бронзовых и железных пушек, которые были проданы правительству более чем за 220 фунтов стерлингов...
      В 1840 году Джон Дин попытался добраться до занесенного илом корпуса судна, используя оболочки чугунных бомб, набитых взрывчаткой, но безуспешно. В результате от корпуса оторвало архекастль...
      Фрагменты бомб и следы взрывных воронок были найдены во время современных раскопок, но не было никаких доказательств того, что Дину удалось проникнуть сквозь твердый слой, который закрывал уровни эпохи Тюдоров. Дин сообщил о том, что извлек трюмный насос и нижнюю часть грот-мачты, которые должны были находиться внутри судна. Обнаружение небольших деревянных предметов, таких как длинные луки, позволяет предположить, что Дину в какой-то момент удалось проникнуть на уровни эпохи Тюдоров, хотя это оспаривалось руководителем проекта раскопок 20 века Маргарет Рул...
      Чтобы рассказать о ранних попытках подъема Мэри Роуз несомненно потребуется отдельная статья, а то и целый цикл...
      Вот как-то так fellow smile
    3. +6
      13 мая 2023 10:16
      То, что осталось от корпуса, находится в специальном здании на территории верфи в Портсмуте. Ну а коллекция артефактов с борта корабля выставлена в Музее «Мэри Роуз».

      В 2005 году WilkinsonEyre было поручено спроектировать музей для постоянного размещения корпуса корабля, поднятого со дна Солента недалеко от Портсмута в 1982 году. Работы по проекту доверили известному архитектору и дизайеру Крису Уилкинсону

      Корпус корабля, поддерживаемый в сухом доке, требовал особых условий окружающей среды для его сохранения, поэтому в проекте используется подход «изнутри наружу», помещая корпус в центр нового музея. Наряду с этим был создан виртуальный корпус, представляющий отсутствующий раздел, в котором исходные артефакты отображаются в контексте. Контекстные галереи проходят по всей длине корабля, соответствуя исходным уровням палубы, и ведут к дальнейшему пространству галереи в конце сухого дока. Проектирование музея Мэри Роуз и ее артефактов было многоуровневой задачей. Архитектурный язык должен был соответствовать кораблю и его необычному контексту среди HMS Victory и перечисленных зданий адмиралтейства исторической верфи Портсмута. Архитектор блестяще справился с этой задачей. В знак признания его вклада в архитектуру Уилкинсон был награжден Орденом Британской империи в Списке наград тысячелетия.
      К работе над он прмвлек над проектом с архитекторов интерьеров Pringle Brandon Perkins + Will, которые разработали концепцию дизайна.
      Оставшиеся бревна корабля размещаются в центре корабельного зала, а рядом с ним построен виртуальный корпус для размещения извлеченных объектов на их правильном месте. Галереи контекста затемнены и заполнены шумом скрипящих бревен и бурлящего ветра и моря, чтобы вызвать клаустрофобное ощущение пребывания под палубой. Внешний вид здания представляет собой сдержанный корпус, который защищает и скрывает блеск своего содержимого, как шкатулка с драгоценностями.




  4. +5
    13 мая 2023 07:12
    Мне показалось, или пушки носовой надстройки реально нацелены на собственный рангоут? А если да, то зачем?
    1. +5
      13 мая 2023 07:22
      Не на рангоут. На палубу они реально были нацелены!, чтобы как полезут противники на абордаж, так по ним -бух и все дела.
  5. +4
    13 мая 2023 08:30
    Когда Колумб отправился в море на трёх своих кораблях, он оставался ещё в Средневековье, а вот вернулся назад в Испанию уже в… Новое время!
    Эта фраза посвящается тем, кто уходил в армию в 1990-91 гг., а вернулся совсем в другую эпоху?)))
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +4
      13 мая 2023 09:06
      Только периодизацией займутся потом.
      Хотя, всегда нравился подобный подход.
      1. +4
        13 мая 2023 09:13
        Хотя, всегда нравился подобный подход.
        Угу. Полное ощущение "попаданца". Хотя этот термин появится несколько позже.
        1. +5
          13 мая 2023 10:43
          Так это классика. Не войдешь в ту же реку.
          1. +4
            13 мая 2023 14:39
            Так это классика - в одну и ту же реку дважды не войдешь

            Ну этот укороченный вариант фразы Гераклита знал любой советский школьник smile А вот вопрос на эрудицию - Гераклит считал, что все в мире находится в постоянном движении и ничто никогда не остается неизменным. Продолжите его знаменитое выражение: "Ни один человек никогда не ступает в одну и ту же реку дважды, потому что это не одна и та же река и....
            Ваш ответ? smile
            1. +2
              13 мая 2023 17:25
              Странно, что никто не ответил. Знаменитое выражение Гераклита выглядит так:
              "
              Ни один человек никогда не ступает в одну и ту же реку дважды, потому что это уже не одна и та же река и он уже не один и тот же человек". Всё в мире находится в постоянном движении и обновлении (с)
              1. +4
                13 мая 2023 17:40
                Я не ответил в связи с тем, что даже без знания полного изречения, ответ очевиден.
                1. +2
                  13 мая 2023 18:19
                  Завидую остроте вашего мышления. Я, например, когда прочел полный текст был поражён - про реку все понятно, но то что сам человек уже другой философски меняет смысл известного с детских лет выражения
                  1. +5
                    13 мая 2023 18:52
                    Завидую остроте вашего мышления
                    «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком»(с)
                    )))
              2. +4
                13 мая 2023 18:04
                Работа иногда отвлекает. У Гераклита были разные трактовки этой известной фразы.
            2. +4
              13 мая 2023 18:02
              Обычно продолжают, «что течение унесло ту воду, что была прошлый раз».
              1. +3
                13 мая 2023 19:18
                , «что течение унесло ту воду, что была прошлый раз».


                Иногда и вместе с тем, кто в неё вошел. wink
                1. +3
                  13 мая 2023 19:24
                  Рыба утку спросила: «Вернётся ль вода,
                  Что вчера утекла? Если — да, то — когда?»
                  Утка ей отвечала: «Когда нас поджарят —
                  Разрешит все вопросы сковорода!»
                  1. +3
                    13 мая 2023 20:36
                    А крыса музыку любила,
                    За дудкой крыса поспешила,
                    И море крысу поглотило —
                    И мне ее не жаль.

                    Ибо, правду скажем смело,
                    Ты двух зайцев не лови:
                    Либо делай свое дело,
                    Либо музыку люби!
                    1. +2
                      13 мая 2023 21:09
                      Делу время, делу время, да, да, да, да, да, да, да.
                      А потехе - час.
                      1. +3
                        13 мая 2023 22:57
                        Всё дело в том, что в дилижансе,
                        Всё дело в том, что в дилижансе
                        Свободных мест, представьте, нет."
  6. +2
    13 мая 2023 08:39
    «Мэри Роуз» как раз и приняла участие в бою 19 июля 1545 года, который стал для неё последним.
    "Она утонула" (С)
    1. +2
      13 мая 2023 19:17
      "Она утонула" (С)

      Да, я тоже помню. И про "Мэри Роуз" тоже.

  7. +4
    13 мая 2023 08:50
    король практически тут же приказал строить новые корабли,
    Одна из причин разоривших королевство. Генрих разбирался в экономике примерно как Ричард Кордильон.
    1. +4
      13 мая 2023 11:39
      У короля выбора не было - его страна уже тогда сильно зависела от морской торговли и не защищать её было невозможно.
  8. +9
    13 мая 2023 09:56
    Когда Колумб отправился в море на трёх своих кораблях, он оставался ещё в Средневековье, а вот вернулся назад в Испанию уже в… Новое время! И тут же все поняли, что для достижения новых земель нужны будут и другие корабли – большие по размерам, более мореходные и грузоподъёмные. И тут же всем стало ясно и другое – что такие корабли, будучи нагружены сокровищами из заморских земель, станут лакомой приманкой для пиратов, а значит, им понадобится много пушек, чтобы защищаться от них. А пушки – это порох, ядра, фитили, что опять-таки потребует большего водоизмещения. Поэтому неудивительно, что на смену каравеллам практически тут же пришла каракка – судно значительно большего размера, и более приспособленное к дальним морским плаваниям новой эпохи.

    Никоим образом не хочу автора как то обидеть, но история кораблестроения - явно не его сильная сторона.
    Каравелла не "приходила" на смену каракке - с конца XIV века, когда появилась каракка и до середины XVII века эти два типа кораблей "мирно сосуществовали".
    Принципиальная разница между караккой и каравеллой не в размерах, а в парусном вооружении. У каравеллы косые латинские паруса, у карраки - прямые и косые. Более того, к концу XV века, когда португальцы уже вышли в Индийский океан и требовалось все больше кораблей, приспособленных для дальних плаваний, появилась caravela redonda - каравелла, имеющая, как и каракка, смешанное парусное вооружение - прямые и косые паруса.
    Поэтому, когда Колумб отправлялся открывать Америку, корабельный состав его экспедиции был следующий - La Santa María de la Inmaculada Concepción была классической карракой, а La Niña и La Pinta - классическими каравеллами.
    В ходе плавания Колумб убедился, что смешанное парусное вооружение каракки для океанского плавания намного предпочтительнее и на Канарских островах каравеллы переоборудовали в caravela redonda, заменив косые латинские паруса на фок-мачте на прямые.
    1. +4
      13 мая 2023 10:12
      Никоим образом не хочу автора как то обидеть, но история кораблестроения - явно не его сильная сторона.
      Коллега, Вы не обидите автора, Шпаковский всегда на стороне конструктивной критики. Почти всегда...
      1. +6
        13 мая 2023 14:24
        Коллега, Вы не обидите автора, Шпаковский всегда на стороне конструктивной критики.

        По поводу критики. Может Вы, как старожил сайта, просветите один момент - минусование комментариев с чисто технической информацией - это критика или проявление характерного во многих сообществах чм...о...шничества?
        1. +5
          13 мая 2023 15:10
          Добрый день, Коллега. smile
          Минусы, в данном случае, являются именно "проявлением характерного во многих сообществах..." душевного состояния некоторых индивидуумов. Не обращайте внимания, "караван идёт своей дорогой". drinks
          1. +4
            13 мая 2023 18:05
            Костя, привет. Иногда, минусы вызывают бальшой интерес по поводу антилекта.
            Когда-то смотрел спектакль : как господь создал вселенную. О создал солнце, а дьявол, грязной ладонью шепнул по солнцу, чтоб были пятна на солнце.
            Вот, я временами думаю :минусоры - как пятна на солнце.
            1. +3
              13 мая 2023 19:12
              Привет, Слава. smile
              Иногда, минусы вызывают бальшой интерес по поводу антилекта.

              У меня они ничего уже не вызывают, просто пусто. drinks
        2. +4
          13 мая 2023 15:15
          минусование комментариев с чисто технической информацией - это критика или
          Однозначно, второе.
        3. +4
          13 мая 2023 19:09
          Цитата: Frettaskyrandi
          это критика

          Это диагноз!
          1. +2
            13 мая 2023 21:20
            Цитата: kalibr
            Цитата: Frettaskyrandi
            это критика

            Это диагноз!

            Наверное всё-таки- оценка!
            Просто в жизни все сложнее, чем в теории. Объективно возможность положительно или отрицательно оценить тезис по сути инструмент саморегулирования «общества» ВО!
            К сожалению администрация сама подорвала к нему доверие, когда исключила сначала публичность, а потом и вовсе временно заменило его на лайки! Сегодня до сих пор запрещены минусы к статьям, что лично я считаю не честным! Впрочем как и отсутсвие фамилий или ников авторов работ в заголовках или анонсах с сиаттям.
        4. +4
          13 мая 2023 22:37
          Мое мнение.
          У любого мало-мальски популярного автора со временем образуется как чирлидинг, так и противостояние ему. Чирлидинг обычно постоянен в своем составе (присягу не меняют(!)), однако весьма склонен к критике автора, имея свой взгляд на "вещи". Антитеза же чирлидингу на 50% состоит из одноклеточных существ, никак с обсуждаемой темой не связаннных, Veni, vidi, et shat eam...
    2. +5
      13 мая 2023 17:53
      "история кораблестроения - явно не его сильная сторона" вообще на сайте, с историей Флота ПЕЧАЛКА. Как только у шёл Андрей из Челябинска и хорошая получилась дыра.
      Сейчас вспомнил, были хорошие авторы: Олейнев, Денис Бригов, в разделе :"История", но..... покинули нас
    3. +8
      13 мая 2023 18:07
      Никоим образом не хочу автора как то обидеть, но история кораблестроения - явно не его сильная сторона.

      Не в моей традиции доказывать свое превосходство, но Вы ошибаетесь.
      Каравелла как тип судна снабжалась различными количеством мачт и парусами разных типов:
      Первый и самый ранний тип - Каравелла - латина. Двух-трех мачтовое судно с косыми латинскими парусами.

      Второй - каравелла - регата.
      Фок и грот с прямым вооружением, бизань с косым парусом.

      Третий тип - Адмиральская каравелла. Четыре мачты - фок и грот с прямыми парусами, бизани с латинскими.

      Ну и теперь вишенка на торте. Коррака (Нао) в отличие от каравеллы имели на гроте и фок мачтах несколько рядов рей. Не редко бизань (бищани) также оборудовались верхним прямым парусом над латинским. Поэтому Вячеслав Олегович прав коррака больше каравеллы.
      Ну где-то так, хотя мог напутать с названиями - писал как всегда по памяти.
      1. +3
        13 мая 2023 22:22
        Не в моей традиции доказывать свое превосходство, но Вы ошибаетесь.

        Как по мне - дискуссия в нормальном понимании этого слова, это не доказательство превосходства, а выяснение истинного состояния обсуждаемого вопроса.
        В этом плане хочу заметить, что Вы, в общем то, повторили то же, что написал и я. Не понял, в чем Вы не согласны с моим комментарием по поводу того, что каравелла и каракка отличались составом парусного вооружения и сосуществовали параллельно?
        1. +2
          14 мая 2023 06:03
          Утро доброе!
          То что они существовали параллельно я не оспариваю. По поводу различий в парусном вооружении я написал выше.
          Просто термин каравелла (впрочем как и многие другие) эволюционировал, поэтому Ваше утверждение о том, что каравелла несла только латинские (косые) паруса ошибочно. Точнее верно, но только к концу 15 века.
          К слову, нао и каравеллы отличались и корпусами. Карраки более крупные корабли и имели более выраженную носовую надстройку в отличие каравелл.
          Рудимент от холька.
          Впрочем - это тема долгой дискуссии и обсуждения.
          На бушующее, не надо кусать Вячеслава Олеговича, он достаточно продвинутый автор, но естественно не специалист. Впрочем корабелов способных построить каравеллу по технологиям 15-16 веков, даже я затруднюсь назвать. Все реплики строились по техпроцессам 18-19 века, причем современными инструментами.
          С уважением, Влад!
  9. +5
    13 мая 2023 12:10
    В описях 1514 и 1546 годов указано, что на судне должно хранится несколько сотен тяжелых дротиков, а ещё такое странное оружие, как горшки с известью, которые предназначались для метания на палубы вражеских кораблей с «вороньих гнёзд» на мачтах, хотя ни дротиков, ни горшков этих самых археологи на судне так и не нашли.

    Негашеная горшечная известь это, видимо, противопарусное химическое вооружение. Парус судна всегда влажный а то и откровенно мокрый и со следами смолы. Хлопок воспламеняется при 407 0С, древесина от 300 0С а известь при гашении водой может дать температуру до 600 0С, и даже отдельных очагов обугливания ткани достаточно, чтобы находящийся в напряженном состоянии, надутый парус, разорвало ветром.
    1. +6
      13 мая 2023 13:39
      Негашеная горшечная известь это, видимо, противопарусное химическое вооружение.

      Это исключительно "противопехотное" вооружение, распространенное в то время. Такие "гранаты" есть во многих музеях, в частности - в цюрихском Национальном музее, в немецком Кобурге.

      Кроме извести в горшки укладывался "чеснок". Известь производила "удушающее", "ослепляющее" воздействие, "чеснок" - соответственно, затруднял перемещение по палубе.
      Описание применения таких "гранат" есть во многих источниках, у того же Герольда Эдлинбаха.
      1. +3
        13 мая 2023 18:47
        "чеснок" - соответственно, затруднял перемещение по палубе.


        Выходит, вполне себе универсальное средство -- затруднял перемещение не только нечистой силе. laughing
        1. +3
          13 мая 2023 19:05
          нечистой силе.
          Нигде не читал о применении иприта в экзорцизмах.)))
          1. +2
            13 мая 2023 19:59
            Ипри́т (или горчичный газ, синонимы: 2,2'-дихлордиэтиловый тиоэфир, 2,2'-дихлордиэтилсульфид, 1-хлор-2-(2'-хлорэтилтио)-этан, «Lost») — химическое соединение с формулой S(CH2CH2Cl)2. Боевое отравляющее вещество кожно-нарывного действия, по механизму действия — яд цитотоксического действия, алкилирующий агент.

            Сомневаюсь, что эти ребята даже слышали подобное слово -- иприт. bully
            1. +3
              13 мая 2023 21:53
              "Этим ребятам" пофигу, думаю с Ломелем и Штейнкопфом они и без нас разберутся.
              1. +2
                13 мая 2023 22:51
                думаю с Ломелем и Штейнкопфом они и без нас разберутся.


                Полагаю, что уже разобрались. am
                1. +2
                  13 мая 2023 23:46
                  Кстати, я никак не пойму... Ну ладно, безгрешные души Петр прямиком пропускает в рай, абсолютно грешные отправляются в ад (кстати, кто там на "фейсконтроле" стоит? Туда же тоже абы кого не принимают). А куда все остальные? В "лагерь временного содержания" именнуемым "Чистилищем"? По моим прикидкам там уже несколько сотен миллиардов душ в очереди скопилось, в ожидании окончательного приговора...
                  1. +1
                    14 мая 2023 00:04
                    А куда все остальные?

                    На реинкарнацию.
                    1. +1
                      14 мая 2023 00:23
                      Не знаю как кореллирует индуизм с христианством, но пассаж отличный!!!
                      1. 0
                        14 мая 2023 08:13
                        Не знаю как кореллирует индуизм с христианством

                        Это легко выяснить, проанализировав учение индуизма и учения христианства. При детальном рассмотрении можно найти очень много идентичных черт и точек соприкосновения, как в обрядах, так и в идеологии. В частности, в обеих религиях в идеологии присутствует забота о спасении души и вера в рай и ад.
                      2. 0
                        14 мая 2023 09:04
                        hi Привет, Антон. Не уверен насчет индуизма, Но буддизм с христианством вполне можно, при желании "совместить"...
                  2. +2
                    14 мая 2023 06:06
                    Цитата: 3x3zsave
                    Кстати, я никак не пойму... Ну ладно, безгрешные души Петр прямиком пропускает в рай, абсолютно грешные отправляются в ад (кстати, кто там на "фейсконтроле" стоит? Туда же тоже абы кого не принимают). А куда все остальные? В "лагерь временного содержания" именнуемым "Чистилищем"? По моим прикидкам там уже несколько сотен миллиардов душ в очереди скопилось, в ожидании окончательного приговора...

                    Чую дух Данте! laughing
  10. +2
    13 мая 2023 17:29
    "разбивались на множество осколков", вероятно, из песчанника. Гранит не должен так разбиваться.
    1. +3
      13 мая 2023 17:46
      Цитата: vladcub
      Гранит не должен так разбиваться.

      Не знаю. Но про ядро из гранита написано в информации на сайте музея Мэри Роуз.
    2. +3
      13 мая 2023 18:42
      Цитата: vladcub
      "разбивались на множество осколков", вероятно, из песчанника. Гранит не должен так разбиваться.

      Привет Тёзка!
      В основном ядра для бомбард вытесывали из мрамора. Гранит использовался реже. Идеальную сферу получить получалось редко поэтому каменные ядра обтягивали кожей. Она же не давала мраморному ядру разлететься от удара о палубу или в борт. Тем самым достигалась пробивная сила ядра.
      1. +4
        13 мая 2023 20:12
        Вечер добрый, тёзка. Как я погляжу :коты весьма "продвинутые". Из танков стреляют, в "стрелковом оружие" хорошо "секут", а я своему кошаку на хвост наступил. Он мявкнул, вероятно, сказал : про мой рот и, что думает про меня.
        Завтра пойду, "харч" ему куплю, а то на жалуется всем кошкам. Придут со мной разбираться, а собашников, чтоб помогли отбиться. Знаю двух :Антон и Путин.
        Если серьёзно то в сети было видео : как кошак прогнал крокодила, по морде на давал и крокодил предпочёл деру
      2. Комментарий был удален.
      3. +4
        13 мая 2023 20:28
        "Пробивная сила" читал, что последний раз, каменные ядра использовались в ПМВ. Турки обстреляли английчане каменными ядрами. Камнями по броненосцу! Англичане сразу не врубили: чем по ним стреляют, а потом от хохота на ногах не могли стоять
  11. +3
    13 мая 2023 19:54
    В. О, правды ради "Ваза" как корабль - мягко говоря, недоразумение, а "Роуз" весьма даже дачный. Проектировщик, кстати, как его фамилия, не даром деньги получал
    1. 0
      14 мая 2023 07:58
      Цитата: vladcub
      Проектировщик, кстати, как его фамилия, не даром деньги получал

      Попробую узнать.
  12. 0
    29 июня 2023 08:49
    Лев Скрягин писал, что Мэри Роуз нашли при обследовании места гибели другого корабля - Роял Джордж. Впоследствии, при подъеме обломков были сложности с тем, что относится к Роял Джорджу, а что к Мэри Роуз.