Либералам — нет, шариату — да!

В пятницу на прошлой неделе члены Конституционной комиссии Египта одобрили проект конституции страны собственной разработки.

Продвижение проекта Основного закона идёт ускоренными темпами. В субботу президент Египет Мухаммед Мурси подписал пятничный проект. Заодно «фараон» назначил на 15 декабря референдум по проекту Основного закона.


За основу документа была взята конституция 1971 года, которая подверглась некоторым изменениям. В рассмотрении проекта, продолжавшегося более шестнадцати часов, не участвовали оппозиционные партии. Их члены уверены: документ подрывает основы государства.

Либералам — нет, шариату — да!


В проекте египетского Основного закона бывшим депутатам Национально-демократической партии, состоявшим в ней в дни «египетской революции 25 января», на десять лет запрещается занимать какие-либо политические посты.

Эссам эль-Эриан, представляющий «Братьев-мусульман», заявил:

«Эта конституция представляет разнообразие египетского народа. Все граждане страны, и мужчины и женщины, найдут себя в этом законе. Согласно этой Конституции, мы будем выполнять законы бога, которые ранее были только прописаны на бумаге, и уважать свободы граждан».


«Разнообразие» на деле сводится к абсолютному однообразию. В утверждённом Мурси проекте говорится, что ислам — государственная религия Египта, а принципы шариата — основной источник законодательства. Право толкования «вопросов, связанных с шариатом», закреплено в проекте за мечетью и университетом Аль-Азхар (центром исламской юриспруденции в Каире). Эксперты расценили проект Основного закона Египта как базу для создания исламского государства по образцу Саудовской Аравии, а глава египетского отделения правозащитной организации «Human Rights Watch» Хеба Морайеф заметил, что новый законопроект может урезать свободу слова. В документе содержатся две статьи об оскорблении исламского пророка, которые могут вызвать волну уголовного преследования, скажем, атеистов или иноверцев, решившихся высказать своё мнение.

Противники Мурси сформировали «Фронт по спасению родины», который возглавили бывшие кандидаты в президенты Амр Муса и Хамдин Саббахи. Также в руководство вошли бывший директор МАГАТЭ и лидер партии «Конституция» Мухаммед аль-Барадеи и экс-лидер партии «Братья по спасению родины» Абдель аль-Футух, ранее на выборах поддержавший кандидатуру Мухаммеда Мурси. Товарищ Саббахи уже заявил, что «народ не примет наспех состряпанный Основной закон страны».

«Мы категорически отвергаем конституционную декларацию президента и проект конституции, — заметил он. — К сожалению, мы видим, и это подтвердило последнее интервью Мухаммеда Мурси египетскому телевидению, что он не хочет нас слышать и готов прислушиваться только к своим сторонникам».


Египетский политолог Хани Айяд говорит:

«Сейчас египетское общество разделилось на два лагеря: исламисты и их сторонники и те, кто против них. Сейчас исламисты уже зашли в тупик и это объясняет их неразумный поступок со спешкой в разработке нового проекта конституции. С принятием новой конституции Мухаммед Мурси автоматически отменяет вызвавшую протесты конституционную декларацию и вроде бы выводит «Братьев-мусульман» из тупика. Однако сейчас по всей стране вспыхнула волна массовых протестов уже против новой конституции и, судя по всему, вряд ли она пройдёт на референдуме. Интересно, что даже судьи, которые должны контролировать процесс референдума, сами не собираются в нём участвовать».


Народ хотел свободы и демократии, считает аналитик, поэтому он и выходил бунтовать на Тахрир,

«а сейчас из нас делают рабов».



Сам же Мурси считает, что конституция откроет новую страницу в истории страны и установлении прочной демократии в Египте.

Во вторник оппозиционеры, в том числе члены Верховного Конституционного суда Египта, планируют выйти к президентскому дворцу с протестом. Многие в Египте полагают, что со времени январской революции 2011 года почти два года в стране не было таких политических потрясений, как сегодня. Сейчас в Египте идёт всеобщая бессрочная забастовка судей, начавшаяся на прошлой неделе в знак протеста против «атаки» Мурси на судебную систему.

Негад Бораи, директор частной юридической фирмы и правозащитник, говорит:

«Мы живём в стране без судов, и у президента в руках находятся все полномочия. Это полнейший диктат».


Клуб судей — союз, в котором состоят 9500 членов, — заявил, что судьи не будут, как обычно, наблюдать за референдумом и вообще заниматься надзорной деятельностью. Судьи говорят, что они будут продолжать бастовать до тех пор, пока Мурси не отменит свои указы — те самые, про которые он сказал, что они носят временный характер и необходимы для защиты перехода страны к демократическому правлению. Теперь к ним присоединились и судьи высшей инстанции.

«Судьи Верховного Конституционного суда не имеют иного выбора, кроме как объявить славному народу Египта, что они не могут выполнять свою священную миссию в столь напряжённой атмосфере», — сказано в заявлении, которое было озвучено государственным информационным агентством MENA.


Но сторонники Мухаммеда Мурси, выходца из среды «Братьев-мусульман», обвиняют судей в лояльности к Мубараку — тому, кто их назначил, и далее обвиняют их в попытке сорвать переход Египта к истинной демократии.

Либеральный активист и бывший депутат Амр Хамзави предупредил, что в будущем может стать ещё хуже, чем сейчас:

«Президент и его сторонники («Братья-мусульмане») ведут Египет в тёмный период его истории, — заявил он. — Он (Мурси) по-диктаторски решил провести референдум, где вопросом является незаконная конституция, которая раскалывает общество и блокирует судебную систему…»


Оппозиция обещает, что во вторник не меньше 200.000 протестующих выйдет в Каире на площадь Тахрир.

Египетские исламисты начали свои митинги в поддержку президента Мухаммеда Мурси ещё в субботу.

«Люди поддерживают решение президента!» — скандировала толпа на митинге у Каирского университета, организованном «Братьями-мусульманами».


Там собрались десятки тысяч людей. Многие держали в руках транспаранты с лозунгами: «Да» — стабильности» и «Да» – исламскому закону».

Мусульманские радикалы в Египте одобряют и поддерживают решения Мурси.

К примеру, салафит Ясир эль-Борхеми, член Учредительного Собрания, заявляет, что решение президента о вынесении проекта конституции Египта на всенародный референдум — «правильный шаг для достижения стабильности в Египте». А Джаляль Мора, генсек партии «Салафи Нур», объяснил, что египтяне, уставшие после почти двухлетнего ожидания и утомлённые политической нестабильностью, обрадовались «долгожданному» решению президента поставить проект конституции на всенародное голосование. Мора призывает египетский народ работать вместе для достижения революционных целей, которые включают в себя социальную справедливость, свободу и создание полноценно функционирующих государственных институтов.

Мохамед Ибрагим, простой бухгалтер, показывает на толпы протестующих в Гизе и говорит журналистке:

«Это люди Египта. Разве не народ источник власти? Я думал, Верховный конституционный суд получает легитимность от народа».


«Люди хотят божьего шариата» и «Египет будет исламским вопреки воле секуляристов и либералов», — скандируют здесь.

Вот Махмуд Саид. Он говорит:

«Я против светского общества, потому что оно — морально разложившееся. Египетский народ против коррупции и коррумпированных людей».


Лидеры оппозиции, такие как нобелевский лауреат Мухаммед аль-Барадеи и бывший кандидатам в президенты Амр Муса и Хамдин Саббахи, были обвинены в служении иностранным интересам и названы «агентами».

«Кто эти люди, осмеливающиеся говорить о президенте, который отстаивает интересы своего народа?» — спрашивает Ахмед Абдель Алим, фермер, прибывший из Верхнего Египта, чтобы присоединиться к акции солидарности с президентом Мурси.


Хасан Шаты, руководитель налогового органа, разделяет мнение многих на митинге о том, что судебная система была предубеждена против Мурси:

«Мурси защитил Египет от превращения в государство без учреждений. Как мы можем винить в чём-то избранного нами президента, который пытается защитить страну?»


Мохаммед Салем, водопроводчик, который также принял участие в митинге, говорит:

«Мы выбрали его, и мы с ним, пока он чистит всё коррумпированное и ведёт нас к стабильности».


Демонстранты видят захват власти президентом как вариант жизнеспособного переходного решения, конечной целью имеющего стабильность. Хотя они признают, что конституционная декларация даёт Мурси абсолютную власть, его сторонники говорят, что они принимают эту временную меру, которая будет продолжаться до тех пор, пока конституция, принятая на референдуме, не отменит декларацию.

С твердой верой в намерения и решения президента толпа скандирует:

«Ты не одинок, Мурси, мы с тобой».


Хасан Аммар Табет, владелец сети магазинов в Маади, говорит:

«Шариат — это образ жизни, который соответствует нашей культуре. Египетские обычаи и традиции построены на шариате. Египетское общество не приемлет западного либерализма».


Некоторые египтяне говорят, что они поддерживают президента не за то, «кто он есть», но потому, что он стоит за исламский закон.

А вот имам Фейсал Абдул Рауф полагает, что Мурси, придя к власти в качестве представителя «Братьев-мусульман», теперь решил поставить себя выше закона — чем нарушил один из основных принципов шариата и подверг опасности египетскую демократию.

Президент Египта пообещал, пишет Рауф, что он создаст правительство на основе исламского закона, но, по иронии судьбы, предоставив себя широкие полномочия, в том числе иммунитет для собственных решений, он нарушил один из центральных принципов шариата: никто не стоит выше закона.

Поэтому не нужно удивляться, что на улицы Каира вышли протестующие, в том числе даже некоторые члены «Братьев», тоже осуждающие захват власти.

«Если Мурси готов нарушить божий закон, то разве он не просто ещё один диктатор образца Хосни Мубарака?»


Во всем мусульманском мире, продолжает имам, люди смотрят на Египет. Способность демократически избранного правительства одной из самых важных мусульманских стран создать современное общество, основанное на шариате, оказалось бы довольно мощной политической заявкой.

«За последние шесть лет я сотрудничал с некоторыми ведущими мусульманскими учёными, создавая индекс шариата с целью определить, как должно выглядеть настоящее исламское государство, построенное на традициях. Большинство наших учёных пришло к выводу, что представительная демократия, которая может выражать коллективную волю народа, есть лучший современный способ определения воли божьей».


Имам подчёркивает, что имеется в виду тот тип «здоровой демократии» с системой сдержек и противовесов, который «известен американцам». Особенно же важна, по его мнению, независимость судебной ветви власти.

Вот почему указ Мурси, запретивший судам рассматривать его решение, по традиционной концепции шариата плох.

«Со времён Пророка Мухаммеда суд всегда имел самостоятельную роль по проверке полномочий исполнительной власти».


Автор приводит пример: в эпоху Османской империи, при султане Шейх-уль-Исламе, который объединил судебную и религиозную ветви в единое целое, судебно-религиозная власть имела право даже отменить решение исполнительной власти.

Закон Божий, считает имам, в исламском государстве идеально представлен независимой судебной системой, которая действует во имя обеспечения справедливости и служит проверяющей инстанцией в законодательном процессе.

Таким образом, в египетском обществе налицо раскол и поляризация. Одна сторона, находящаяся ныне в стане оппозиции, ратует за идеалы январской революции 2011 года, другая отвергает западный либерализм и выступает за конституцию, построенную на принципах шариата. Ради торжества исламского закона сторонники М. Мурси готовы смириться и с временной диктатурой. Что касается особенной точки зрения, то её представляет имам Фейсал Абдул Рауф, полагающий, что шариат имеет много общего с принципами американской демократии.

Обозревал и переводил Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти