Томас Лайбле: шпаги с национальным колоритом

57
Томас Лайбле: шпаги с национальным колоритом
Корзинчатый меч с клинком Йоханнеса Вундеса Младшего, Германия, 1662 года. Английские рукояти этого типа с точеным орнаментом и портретными медальонами часто называют погребальными мечами. Этот термин, по-видимому, является изобретением коллекционеров XIX века и относится к предполагаемому сходству между королем Карлом I (казненным в 1649 году) и портретными медальонами на гарде. Общая длина 101,3 см; длина клинка 87 см; вес 1 077 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Шпаги звон, как звон бокала,
С детства мне ласкает слух,
Шпага многим показала,
Шпага многим показала,
Что такое прах и пух.

Текст Андрея Миронова. Песня из кинофильма «Достояние республики»

История оружия. Итак, в прошлый раз мы познакомились с выдержками из книги Томаса Лайбле «Меч», с той её частью, которая посвящена была оружию переходных форм и собственно шпагам и рапирам. Человек более 20 лет занимается этой темой, редактор журнала по холодному оружию, так что его мнению можно доверять. Однако что такое двадцать лет в изучении какого-то вопроса?



Автор, например, вплотную столкнулся с темой оружия и доспехов в 1995 году, то есть 28 лет назад. Спустя три года ему пришлось заняться темой англоязычной историографии рыцарского вооружения и доспехов и в рамках этой темы подготовить одну большую 560-страничную монографию, не говоря уже о множестве популярных и научно-популярных изданий, выходивших с 1997 года.

Кстати, тоже был редактором журнала, причем своего собственного, правда, не по холодному оружию, а по бронетанковой технике и её моделированию. Специально шпагам и мечам ни одна из книг автора также не посвящалась, но зато иллюстрированную энциклопедию Дэвида Хардинга и Рендала Грея удалось прочитать ещё до того, как она в 2000 году вышла на русском языке в издательстве «Попурри». Ну и массу других книг пришлось перечитать, где было, конечно же, и о шпагах. Но… мэтр есть мэтр, и к его словам следует прислушиваться с особым вниманием.

Поэтому сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом Томаса об… оригинальных направлениях в развитии клинкового оружия. А вот иллюстрациями нам сегодня послужат отнюдь не только фотографии оружия из музея Метрополитен, а… картины известных и не очень известных мастеров, которым, видимо, очень нравились шпаги и рапиры, потому что они их изображали на своих полотнах самым тщательным образом. Интересно, что принадлежат эти работы отнюдь не голландцам XVI–XVII вв., а многочисленным художникам середины XIX – начала ХХ века!


Эфес клинка Йоханнеса Вундеса Младшего с портретным медальоном на гарде

Итак, остановились мы на корзинчатом эфесе – одной из наиболее развитых гард клинкового оружия, которым практически всегда оснащали тяжелые и широкие клинки, мало чем отличающиеся от клинков от средневековых мечей. Именно поэтому шпаги, оснащенные корзинчатым эфесом, обычно и называют не иначе как корзинчатым мечом.



Ну а начнем мы знакомиться с картинами, изображающими шпаги, пожалуй, вот с этой – полотна «Королевские оружейники/Новый меч», 1889 г., автором которого является Адольф Александр Лесрель (1839–1929) – французский живописец, сделавший карьеру на картинах бытового содержания, изображающих «кавалеров» XVI–XVII вв. С точностью до последнего бантика он выписывал их костюмы и детали оружия, так что его картинами вполне можно иллюстрировать книгу по огнестрельному и холодному оружию именно этого времени

Ранние формы корзинчатого меча, по мнению Лайбле, появились уже в 1570 году, а производили их в Германии. И от других эфесов тогдашних шпаг они отличались тем, что дуги на эфесе превратились в решетчатую корзинку, которая практически полностью закрывала руку фехтовальщика. Очень быстро дуги изменили сечение с круглого на плоское, так как плоские пластины давали лучшую защиту. Шведские инвентарные описи тех лет говорят, что это оружие имело «корзинчатый эфес в форме лошадиной морды». Но хотя на этих шпагах и был корзинчатый эфес, ранние корзинчатые мечи были очень похожими именно на шпаги. Все они имели длинные парирующие дужки.


Следующую картину с кавалером со шпагой написал Алекс де Андреис (1880–1929) – бельгийский художник, также сделавший карьеру на «кавалерах» в самых разных позах, причем очень часто со шпагами в руках. Вот эта его картина, которая так и называется «Кавалер»

Начиная с XVII века все корзинчатые мечи можно разделить на три условные группы: одну общую и две региональные: это – венецианская скьявона и шотландский корзинчатый меч. Наиболее известным оружием общей группы будет являться хаудеген.


Но… был у него и однофамилец, а может быть, и родственник, и тоже Алекс де Андреис (1871–1939), более того, примерно в это же время и живший, и тоже бельгиец, и – вот уж совпадение так совпадение – тоже писавший кавалеров со шпагами (и аркебузами, и мушкетами) в руках. «Кавалер в красном». Звучит, не правда ли?

Большинство этих клинков в соответствии с целью своего применения имеют лишь одно заточенное лезвие. И если лезвие одно, то это по современной терминологии – палаш, а вот если заточка обоюдоострая, то перед нами – меч! Эфес лишен крестовины, а корзинка оформлена очень тщательно. Хаудегены были особенно распространены в Англии XVII века. Профиль головы Карла I, которым, как считается, украшена гарда этих мечей, дал им название «траурный меч» (mortuary sword), которое и прижилось в современной международной терминологии.


Белисарио Гиоджа (1829–1906) – итальянский художник, писал акварели, и опять-таки, не мог устоять перед тем, чтобы не работать на рынок и не писать кавалеров и дам. Вот здесь мы видим богато одетого кавалера со шпагой с прямо-таки огромной полусферической чашкой. Сценка очень напоминает похожую сцену из романа А. Дюма «Виконт де Бражелон», то место, где д’Артаньян и Портос гостят в поместье у Планше в Фонтенбло в обществе очаровательной Трюшен. Тогда сидящий – вне всякого сомнения, Портос


Джон Сеймур Лукас (1849–1923) был, напротив, британским художником. Известным портретистом и художником по театральным костюмам. И он тоже рисовал кавалеров со шпагой на боку! И надо заметить, что его любовь к красочным деталям, правдивости сюжета и театральности костюмов оказалась под стать вкусам поздневикторианской британской публики. Причем шпага, как вы видите, выписана с большим знанием дела!

Самым известным типом внутри клинкового оружия в этой группе шпаг будет являться шотландский корзинчатый меч. Его нередко по ошибке называют клеймором, но клеймор – это нечто совсем другое. Изготовляли такие мечи в конце XVI – начале XVII века. Варианты его гарды быстро завоевали признание в Англии и в Ирландии, но за их пределы мода на такое оружие не распространилась.


Чезаре Аугуст Детти (1847–1914), Италия – Франция, был итальянским историческим живописцам, и он тоже рисовал кавалеров – «Кавалер на белом коне», «Кавалер в плаще», «Гордый кавалер»… И все они у него при шпагах и изображены в манере, более свойственной эпохе маньеризма, нежели многочисленных новаторских «измов» начала XX века. Причем он не просто рисовал. Даже копировал полотна других художников. И ничего... Хороших картин много не бывает!

Шотландский корзинчатый меч прославился своим участием в войнах Шотландии за независимость в XVIII веке. Так, когда в 1715 году шотландцы подняли очередное тщетное восстание против британской короны, они вышли на поле боя с корзинчатыми мечами в руках. И англичане это им припомнили через 10 лет: издали закон, запрещающий и традиционное шотландское оружие (не только этот меч, но и кинжалы-дирки, щиты и пистолеты). Но потом, когда англичане начали формировать хайлендские полки из шотландцев, принесших присягу на верность Британии, эти «мечи» в полках горцев появились опять.


Эрнст Сигизмунд Виткамп (1854–1897) был голландским жанристом, офортистом и иллюстратором. И он тоже рисовал картины, изображавшие кавалеров XVI века, причем непременно со шпагой. Ну чего такого особенно интересного он обнаружил в сюжете этой картины, на которой молодой человек вставляет шпагу в ножны?

Более того, эти части получили привилегию не только носить шотландское оружие вместе со своей униформой в национальном стиле, но и сохранять и её, и оружие после выхода в отставку. Но в 1745 году при принце Чарли произошло очередное восстание горцев, после которого в 1746 году был полностью запрещен даже сам шотландский костюм. И опять-таки, в 1782 году лондонское «Хайлендское общество» упорными трудами добилось отмены этого запрета. Вот только за 36 лет шотландцы успели отвыкнуть от своего национального оружия.

Правда, шотландским гвардейцам позволили носить шпаги с шотландской корзинчатой гардой, но их клинки становились все уже и уже, так что на прежний корзинчатый меч, за исключением гарды, они походить перестали.


Жан Луи Эрнест Мейссонье (1815–1891) – живописец, график и скульптор, родившийся и живший во Франции. Стиль его работ относится к романтическому историзму, а прославился он своими батальными полотнами на сюжеты Наполеоновских войн. И это было бы вполне понятно, остановись он только на этой теме. Но он также рисовал «кавалеров» со шпагами, причем XVI–XVII вв.


Он же – жанровая сценка со шпагой на перевязи…

Особенностью эфеса этого шотландского «меча», в отличие от скьявоны или палаша, является навершие в форме уплощенного шара. Дуги гарды очень широкие и закрывают руку почти целиком. Также у гарды имеется подкладка из красной кожи или ткани. Клинки широкие, около четырех сантиметров при длине 80 сантиметров. Иногда встречаются клинки с одним заточенным лезвием, но, как правило, у шотландского меча должен быть обоюдоострый клинок. Пожалуй, это оружие можно было бы назвать шпагой с самым широким клинком на свете…


Фредерик Сулакруа (1858–1933). Италия. Если во Франции рисовали «кавалеров», да и в Англии они были очень популярны, то как же могла отставать от них Италия? И там на рубеже XIX и XX вв. также нашелся художник, обратившийся к этой теме. «Кавалер в красном». Вы только посмотрите на его горделивую позу и то, как он опирается на клинок своей шпаги. Очень похоже на манеру старых мастеров, не так ли? И ладно бы это была одна такая картина. Но нет – их много!

Скьявона, также относящаяся, по мнению Томаса Лайбле, к корзинчатым мечам, была распространена ещё меньше, чем шотландский корзинчатый меч, поскольку использовалась главным образом в Венеции. Изначально словом gli schiavoni назывались мечи, которыми была вооружена гвардия дожей, позднее так стали называть все корзинчатые мечи в венецианском стиле. Мечи эти назывались «спада скъявонеска» – «славянскимй меч». Со временем s-образная гарда развилась и превратилась тоже в… корзинку, но специфической формы.


Венецианские мечи скъявоны 1480–1490 гг. и шестоперы XVI в. Венеция и Венгрия. Имели горизонтальное перекрестие, изогнутое в форме буквы «S», и навершие «кошачья голова». Традиционное оружие славянско-далматской гвардии дожей. Фотография автора

По-видимому, «спада скьявона» является прямой наследницей средневекового меча. Хотя скьявоной пользовалась не только гвардия дожей. Она была популярна и во многих других венецианских владениях. О ее предшественниках напоминает форма головки, впрочем, четырехугольная головка теперь получила характерную форму с двумя углами, а выпуклость на ней посредине превратилась в розетку. Клинок, в отличие от шотландского корзинчатого меча, в основном обоюдоострый, также шириной около четырех и длиной почти 90 сантиметров.


Типичная скъявона XVIII в. Венеция. Общая длина 98,4 cм; длина клинка 83,8 cм; вес 1 020,6 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    15 мая 2023 05:22
    Спасибо автору за яркий исторический обзор и великолепные иллюстрации!! Высшая планка, 5+++
  2. +6
    15 мая 2023 06:10
    Отличный обзор шпаг и кавалеры позабавили... на картинахlove ,в чулках, в обуви на высоких каблуках с подвязками...хе хе как они скакали на них со шпагами.
    Благодарю за интересную статью уважаемый Вячеслав. hi
    1. +4
      15 мая 2023 06:49
      Цитата: Леха с Андроида.
      в чулках, в обуви на высоких каблуках с подвязками

      Вы лучше подумайте, как они все это с себя снимали и надевали! Вот мороки-то было...
      1. +5
        15 мая 2023 09:46
        Так, на то и слуги были! Спасибо за прекрасные статьи! hi
      2. +4
        15 мая 2023 10:09
        Следующую картину с кавалером со шпагой написал Алекс де Андреис (1880–1929) – бельгийский художник, также сделавший карьеру на «кавалерах» в самых разных позах, причем очень часто со шпагами в руках. Вот эта его картина, которая так и называется «Кавалер»

        Но… был у него и однофамилец, а может быть, и родственник, и тоже Алекс де Андреис (1871–1939), более того, примерно в это же время и живший, и тоже бельгиец, и – вот уж совпадение так совпадение – тоже писавший кавалеров со шпагами (и аркебузами, и мушкетами) в руках. «Кавалер в красном». Интересно, не правда ли?

        А нет ли тут обычной увы часто встречающейся инетовской путаницы с датами? Вполне вероятно, что это один и тот же художник. Ведь авторские сигнатуры (подписи художника на картине) на обоих портретах одинаковые.
        Мое почтение , Вячеслав hi И спасибо за статью good
        1. +3
          15 мая 2023 10:41
          Цитата: Ричард
          А нет ли тут обычной увы часто встречающейся инетовской путаницы с датами? Вполне вероятно, что это один и тот же художник. Ведь авторские сигнатуры (подписи художника на картине) на обоих портретах одинаковые.

          Пытался это выяснить. Не сумел...
        2. -1
          15 мая 2023 15:49
          Цитата: Ричард
          Следующую картину с кавалером со шпагой написал Алекс де Андреис (1880–1929)

          Ну, тут самое главное, что автор картины не жил во времена, когда активно использовались данные мечи/шпаги(никто на свете не может сказать, когда именно мечи стали шпагами, так как линию надо проводить по отношению длины, ширины и веса, а историки неграмотны и таких измерений никогда не проводили), и, следовательно, не может служить источником сведений. Впрочем, историков это совершенно не смущает))
          1. +8
            15 мая 2023 17:19
            Цитата: михаил3
            никто на свете не может сказать, когда именно мечи стали шпагами, так как линию надо проводить по отношению длины, ширины и веса, а историки неграмотны и таких измерений никогда не проводили

            Светоч вы наш, что бы мы без вас делали тут, такого умного...
            Линию, говорите, проводить? Ну так проведите, вы же не историк, а значит, грамотный. Какой, по-вашему вес и размер должен быть у оружия, чтобы оно однозначно считалось шпагой, а не мечом? Вот четко, в граммах. Чтобы у неграмотных историков сомнений никаких больше не возникало.
            По любому музейному экспонату можно найти и размеры оружия и его вес и, хотя бы приблизительно, дату изготовления, "историки" всё давно перемерили, вот только такого гиганта мысли среди них не оказалось, чтобы - раз! - и все вопросы решить. Ну так вперед! Пусть этим тупоголовым гуманитариям станет стыдно! Вбейте тот гвоздь, на котором все доктора и кандидаты исторических наук захотят повеситься от своей никчемности и бесполезности. wassat laughing
            А если серьезно, то в который раз уже удивляюсь убогой примитивности ваших суждений, но еще больше меня удивляет тот апломб, с которым вы их излагаете. Только совершенно глупая и безграмотная человеческая особь может так безапелляционно высказывать своё мнение о вопросах, в которых не разбирается совершенно.
          2. +4
            15 мая 2023 17:46
            Цитата: михаил3
            а историки неграмотны и таких измерений никогда не проводили), и, следовательно, не может служить источником сведений.

            А в музей художник пойти не мог? И рисовать с натуры? Кстати, а кто измерял длину всех шпаг и мечей в Метрополитен-музее, в Королевском арсенале Лидсе... Здесь было много статей, где приводились размеры. Они откуда? От пука?
      3. +5
        15 мая 2023 10:25
        Вы лучше подумайте, как они все это с себя снимали и надевали! Вот мороки-то было...

        Налицо - явное наличие проблемы " по быстрому уединиться с понравившейся дамочкой". где-нибудь в укромном месте. Подозреваю, это не сильно радовало ловеласов тех времен. smile
  3. +4
    15 мая 2023 06:50
    Красивая статья! Спасибо Вячеслав Олегович. hi
  4. +7
    15 мая 2023 07:00
    hi Доброго утра.
    "Шпага в вашей руке как птица; держать ее слишком крепко - душить, слишком слабо - она улетит."
    Холодное оружие в Европе имеет сотни видов и форм. История фехтования здесь насчитывает тысячи лет. Надо ли объяснять, как тесно связаны фехтование и оружие?
    Современного фехтовальщика можно легко отличить от простого человека, дав ему шпагу. Он не зажимает ее в кулаке как палку, а мгновенно пристроит рукоять вдоль ладони, прижмет к запястью противовес, правильно расположит пальцы. А если шпага будет с бельгийской, "пистолетной" рукоятью, то фехтовальщик не станет крутить ее в руках как ребус, а возьмет неуловимым движением именно так, как надо...

    Спасибо, Вячеслав Олегович.
    1. +3
      15 мая 2023 08:54
      А если шпага будет с бельгийской, "пистолетной" рукоятью, то фехтовальщик не станет крутить ее в руках как ребус, а возьмет неуловимым движением именно так, как надо...

      Кстати по предложению Буденного, известного рубаки, рукоять шашки обр. 1927 года сделали с наклоном относительно клинка, что было более эргономичным для хвата.
      1. +4
        15 мая 2023 09:21
        что было более эргономичным для хвата.

        В армейском оружии эргономики, как таковой нет, у всех разные параметры конечностей, а наклон рукояти нужен для усиления режущего действия при рубке - "рубка с оттяжкой".
        1. +3
          15 мая 2023 10:55
          В армейском оружии эргономики, как таковой нет,

          Даже у совковой лопаты и тем более унитаза, хоть у всех ...разные, есть эргономика.
          «Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы»

          А для наклона рукоятки бельгийской это еще есть термин информативность.
          И всё это изучается в вузах на любых инженерных специальностях в разделе промышленный дизайн.
          1. +1
            15 мая 2023 11:59
            Даже у совковой лопаты и тем более унитаза, хоть у всех ...разные, есть эргономика.

            Дайте любое удобное Вам оружие человеку с другими размерами - и послушайте его мнение про эргономику. Так, что эргономика у армейского оружия, конечно, есть, но не для всех.
            И, да, для детей, например, выпускаются унитазы с другими размерами, более эргономичные для них. А вот для солдат разные размеры оружия, с учетом личной эргономики, не предусмотрены.
            1. -1
              15 мая 2023 12:04
              Дайте любое удобное Вам оружие человеку с другими размерами - и послушайте его мнение про эргономику. Так, что эргономика у армейского оружия, конечно, есть, но не для всех.

              Не надо свое невежество напоказ выставлять.
              1. +1
                15 мая 2023 12:22
                Не надо свое невежество напоказ выставлять.

                После Вас - не стыдно.
        2. 0
          16 мая 2023 21:05
          Цитата: ИванИванычИванов
          В армейском оружии эргономики, как таковой нет, у всех разные параметры конечностей, а наклон рукояти нужен для усиления режущего действия при рубке - "рубка с оттяжкой".

          Никакого усиления режущих свойств при наклоне рукояти как на шашке 1927 г. не будет. Для режущего действия нужно увеличивать кривизну клинка.
      2. +6
        15 мая 2023 11:33
        Приветствую Николай hi
        шашки обр. 1927 года

        В начале 90-х во время моей службы в САПО у меня была возможность приобрести шашку с клеймом "ЗЛАТ. ОР. ФАБР. 1929". Покупка не состоялась. Меня не специалиста смутило наличие штыка на ножнах. Да и помешанный на шашках товарищ питерского брата, которому я по телефону описал клинок отговорил меня - типа клеймо не там где надо, очень странно. А спустя десять лет признался, что ошибался - до конца 1932 года клеймо ставили именно на нижней втулке рукояти. До сих пор жалею.
      3. +7
        15 мая 2023 14:27
        hi Приветствую, Николай.
        Интересна легенда о появлении "бельгийского пистолета". Эти рукояти распространились в конце XIX в. в среде учителей фехтования. Говорят, что учителя можно было узнать по отсутствию одной или нескольких фаланг на пальцах правой руки - ученики обрубали. Поскольку все управление оружием в фехтовании осуществляется кистью и пальцами, нехватка фаланг сказывалась на качестве работы мастеров. Тогда в Бельгии и была изобретена ортопедическая рукоять, очень распространенная у спортсменов сегодня. smile
        1. +3
          15 мая 2023 15:01
          Эти рукояти распространились в конце XIX в. в среде учителей фехтования.

          Приветствую), Андрей Борисович!
          Все в угоду функциональности, но красоты уже нет
          Нашел шашку 1935 года образца уже с гардой и даже выемкой в дужке под большой палец, но наклон рукоятки с шашки 1927 года. Вот лаконичная красота в сочетании с удобством хвата.

          Очень продуманный эфес, на этом развитие отечественной шашки остановилось....как говорится не убавить, ни прибавить.
        2. +1
          15 мая 2023 22:47
          Цитата: Толстый
          Интересна легенда о появлении "бельгийского пистолета". Эти рукояти распространились в конце XIX в. в среде учителей фехтования.

          Здорово на ганблейд смахивает.
  5. +3
    15 мая 2023 07:04
    И если лезвие одно, то это по современной терминологии – палаш, а вот если заточка обоюдоострая, то перед нами – меч!

    Палаш - как раз очень типичный термин, наглядно иллюстрирующий ту путаницу, которую внеси в терминологию холодного оружия за двести лет разнообразные энтузиасты, "более двадцати лет занимающиеся изучением".
    Что касается современной терминологии, а таковой сегодня принята терминология германского историка оружия Герхарда Зайферта (Gerhard Seifert), палаш - это колющие и рубящее кавалерийское оружие с прямым обоюдоострым или односторонним клинком и сабельной рукоятью. Появился в XVII веке и первоначально использовался тяжелой венгерской кавалерией, отсюда и название - pallos на венгерском - меч.
    1. +5
      15 мая 2023 08:21
      Цитата: Frettaskyrandi
      Что касается современной терминологии, а таковой сегодня принята терминология германского историка оружия Герхарда Зайферта (Gerhard Seifert), палаш - это колющие и рубящее кавалерийское оружие с прямым обоюдоострым или односторонним клинком и сабельной рукоятью. Появился в XVII веке и первоначально использовался тяжелой венгерской кавалерией, отсюда и название - pallos на венгерском - меч.

      Как хорошо, что Вы об этом написали...
    2. +4
      15 мая 2023 08:39
      и сабельной рукоятью

      Ключевое определение - от него зависит весь функционал этого оружия.
    3. 0
      15 мая 2023 09:54
      Цитата: Frettaskyrandi
      Палаш - как раз очень типичный термин, наглядно иллюстрирующий ту путаницу, которую внеси в терминологию холодного оружия за двести лет разнообразные энтузиасты, "более двадцати лет занимающиеся изучением".

      С точки зрения фехтования, а данное оружие делается для фехтования, а не для радости экспертов и "энтузиастов изучения"- в оружии главное не название, а функционал. Палаш благодаря сабельной рукояти имеет лучший рубяще-режущий удар "с оттяжкой" чем прямые меч или шпага, но хуже, чем у сабли, но колоть палашом удобнее, чем саблей за счет прямого клинка. Так же рапира и шпага - если функционал оружия только колоть - рапира, рубить и колоть - шпага, независимо от формы и вида гарды. По эволюции гард видно, что с развитием фехтования - развивались и гарды. А то заладили - прямая сабля, шпага, рапира. Сколько ни называй катану - мечом, по функционалу это двуручная сабля и никак по другому.
      1. +3
        15 мая 2023 10:49
        Цитата: ИванИванычИванов
        но колоть палашом удобнее,

        Опять же смотря каким. Если английским с эфесом в шотландским стиле - то -да! И шведским 1776 года... А вот британским 1796 года колоть было очень проблематично. Зато рукоять сабельная.
        1. -1
          15 мая 2023 12:07
          А вот британским 1796 года колоть было очень проблематично. Зато рукоять сабельная.

          Да, в любом виде оружия есть крайности. Тут сделали сабельную рукоять без изгиба и тем самым уменьшили функционал.
          В России тоже выпускались шашки с сабельной рукоятью, выглядели как сабля, но по всем документам именовались шашками. ЕМНИП артиллерийская шашка 1868г.
    4. +3
      15 мая 2023 10:42
      Цитата: Frettaskyrandi
      "более двадцати лет занимающиеся изучением".
      Что касается современной терминологии, а таковой сегодня принята терминология германского историка оружия Герхарда Зайферта

      А он сколько лет занимался изучением всего этого? Или ему было дано экстрасенсорное знание сразу?
      1. +5
        15 мая 2023 14:11
        А он сколько лет занимался изучением всего этого?

        Практически всю сознательную жизнь - шестьдесят лет. Постоянный автор Deutsches Waffen-Journals. На него ссылаются не реже, чем на Wendelin Boeheim.
        1. +3
          15 мая 2023 17:51
          Ну значит в нашей терминологии он доктор, а Лайбле магистр...Доктор, конечно, крутее.
    5. +4
      15 мая 2023 11:55
      Да будет срачь!
      Цитата: Frettaskyrandi
      Что касается современной терминологии, а таковой сегодня принята терминология германского историка оружия Герхарда Зайферта (Gerhard Seifert), палаш - это колющие и рубящее кавалерийское оружие с прямым обоюдоострым или односторонним клинком и сабельной рукоятью.

      ГОСТ Р 51215-98
      4.6 палаш: Контактное клинковое рубящее и колющее оружие с длинным прямым однолезвийным клинком
      И. Измайлов
      Палашей не существует, есть прямая сабля.
      "Говоря о саблях, нельзя не коснуться вопроса о наличии у булгар однолезвийных палашей. Анализ материалов показывает, что в настоящий момент нет никаких доказательств существования этого оружия в Булгарии домонгольского периода, а исследователи, которые указывали их среди булгарского вооружения либо ограничивались простой констатацией, либо ошибочно называли палашами обломки сабель или, видимо, какое-то дополнительное вооружение. Проблематично наличие палашей на вооружении булгарских воинов также из-за того, что они вообще практически не использовались в Восточной Европе IX-XI вв.
      ...
      Прямые однолезвийные клинки отсутствуют среди вооружения ранних булгар..."
      1. +5
        15 мая 2023 14:44
        ГОСТ тут ни к селу, ни к городу, так как в среде специалистов и историков холодного оружия не используется.
        К чему в обсуждаемом вопросе булгары - вообще не понятно, ибо в статье о них и их вооружении ни слова.
        Касательно заточки. Ранние изделия, использовавшиеся в XVII - XVIII веке, были как обоюдоострые, так и однолезвийные. К середине XVIII века польско-венгерская однолезвийная заточка стала преобладающей.
        По поводу определений палаша в специальной литературе.
        Лорд Хедли (Lord Headley), книга Broadsword and Single-Stick.
        Термин "палаш" может включать в себя все виды рубящих и колющих мечей.

        Тарасюк и Блэр, Complete Encyclopedia of Arms & Weapons.
        Общий термин, применявшийся с 17-го века к тяжелым военным саблям с большими обоюдоострыми лезвиями, предназначенными в основном для рубки, и либо корзинчатой ​​рукоятью, либо хорошо развитой гардой.
  6. +3
    15 мая 2023 07:29
    Длинные штуковины.. До середины груди некоторые
  7. +4
    15 мая 2023 08:16
    Текст Андрея Миронова. Песня из кинофильма «Достояние республики»
    Специально поэт Юрий Энтин Андреем Мироновым назван? Для оживляжа в обсуждениях?
    1. +3
      15 мая 2023 08:19
      Цитата: Авиатор_
      Для оживляжа в обсуждениях?

      Ха-ха!
      1. +2
        15 мая 2023 08:39
        Ха-ха!

        Когда проезжаю эту деревню во Владимирской области всегда вспоминаю эту песню из "Достояния республики"


        Наш колорит drinks
        1. +3
          15 мая 2023 15:27
          Деревня Шпага. Когда проезжаю эту деревню во Владимирской области всегда вспоминаю эту песню из "Достояния республики"

          Во Владимирской области есть река Сабля.
          В Ардатовском районе Нижегородской области есть деревня Шпага
          В Ульчском районе Хабаровского края есть село Булава
  8. +1
    15 мая 2023 08:43
    А вот шпага с мексиканским колоритом

    Или все-таки рапира?
    1. +4
      15 мая 2023 10:44
      У Зорро скорее всего именно рапира. Во всяком случае в сериале (где он расписывается на животе толстяка сержанта) - рапира точно.
      1. +4
        15 мая 2023 11:55
        Зорро (по-испански "лис") - вымышленный персонаж, созданный в 1919 году американским писателем Джонстоном Маккалли

        фото.Джонстон Маккалли (справа) с телевизионным портретистом Зорро, Гаем Уильямсом, ок. 1958

        Чем вооружён Зорро? Это можно прочесть у самого автора:
        Рапира - символ власти и бесстрашия. Литера «Z» - отличительный знак, который символизирует честь, достоинство и отвагу.
        1. +8
          15 мая 2023 12:41
          Ну вот и хомячок - минусатор отметился. Возражений, как обычно ноль. Зато все что можно проминусовано. smile Стало даже интересно, что именно анониму не нравится - авторы комментариев? Зорро? Джонстон Маккалли? Или придуманная им для Зорро литера «Z» которая по символизирует честь, достоинство и отвагу?
      2. ANB
        +1
        16 мая 2023 11:07
        . Во всяком случае в сериале (где он расписывается на животе толстяка сержанта) - рапира точно

        В сериале - возможно. А вот в фильме с Аленом Делоном, там явно шпага. Ими свечи ещё рубили. И по стилю финального боя - много рубящих ударов.
  9. +3
    15 мая 2023 12:48
    шпаги с национальным колоритом

    Вопрос к знатокам: существовало ли разделение труда с конца 16 века, когда эфес шпаги изготавливался в одно стране, а клинок в другой?


    1. +7
      15 мая 2023 14:03
      Безусловно. Рассмотрим конструкцию эфеса более детально:
      На часть клинка, называемую хвостовик, крепится сам эфес, чаще всадным способом. Конец хвостовика расклепывается на пуговке. Основой конструкции эфеса является крестовина, она всегда перпендикулярна рукояти и служит для защиты руки от удара противника. В крестовине выделяют переднюю (обращенную к противнику) и тыльную (к фехтовальщику) части. Местом их соединения является щиток, предназначенный усилить конструкцию. От него к клинку идут две полукруглые (иногда круглые) дуги/ветви. Щиток является разновидностью гарды, которая предназначена для предохранения руки от соскальзывания на клинок и защиты ее от ударов противника. Гарды бывают нескольких типов: чашка, получашка, корзина, полукорзина, щиток, дужка. Эти типы не редко комбинируются. Защитная дужка отходит от передней части крестовины, являясь ее продолжением и соединяется с навершием (головкой, яблоком) эфеса. Дужка также предназначена для защиты руки от ударов клинка противника. Если дужки нет, эфес назывался открытым; если дужка не доходит до навершия - полуоткрытым; если соединяется с навершием - закрытым. Собственно, для удержания клинка в руке служит рукоять. Обычно ее изготавливали из дерева или металла и дополнительно покрывали другим шершавым материалом чтобы не проскальзывала (проволокой, веревкой и др). Оплетка, или оковка, на концах рукояти предохраняла ее от разрушения. Завершался эфес навершием (головка, яблоко) с утоньшением в виде шейки и сам заканчивался пуговкой. Назначение навершия - прочное крепление рукояти на хвостовике, препятствие для выскальзывания оружия из руки при замахе, противовес клинка. Навершие улучшало баланс оружия, поэтому его часто делали из более тяжелого материала. Существует две основных формы наверший: круглое (римское) и полуовальное (славяно-германское).

      В средние века лучшими клинками для шпаг считались изготовленные в Толедо, Севилье, Милане, Серравалле, Брешии и Золингене. Их покупали уже следующие мастера - изготовители эфесов, которые делали не только богато украшенные шедевры но и нужную балансировку шпаги, подгоняя ее "под индивидуальную руку" будущего владельца.
      1. +4
        15 мая 2023 17:56
        Как Вы все хорошо и подробно расписали...
        1. +2
          15 мая 2023 18:47
          Как Вы все хорошо и подробно расписали...

          Ну не больно хорошо. Слишком длинно. Обделен талантом коротко и понятно письменно выражать суть проблемы. Не взыщите.
          1. +4
            15 мая 2023 19:21
            Кстати, Вячеслав, у Вас нет желания поднять цикл статей " Цеховые клейма и марки оружейников на средневековых клинках" Оттолкнутся можно от прекрасно иллюстрированной "Энциклопедия оружия" В. Бехайма.
            1. +4
              15 мая 2023 21:22
              Цитата: Ричард
              Оттолкнутся можно от прекрасно иллюстрированной "Энциклопедия оружия" В. Бехайма.

              Да, я читал это у Бехайма и постоянно наталкиваюсь на клейма на фото из музеев. Но... на это нужно много времени выделить. А аудитория узкая. Кроме того я сейчас работаю над книгой. То есть времени на что-то "солидное" просто нет.
      2. 0
        17 мая 2023 03:38
        Цитата: Ричард
        Безусловно. Рассмотрим конструкцию эфеса более детально:
        На часть клинка, называемую хвостовик, крепится сам эфес, чаще всадным способом. Конец хвостовика расклепывается на пуговке.
        ....
        В средние века лучшими клинками для шпаг считались изготовленные в Толедо, Севилье, Милане, Серравалле, Брешии и Золингене. Их покупали уже следующие мастера - изготовители эфесов, которые делали не только богато украшенные шедевры но и нужную балансировку шпаги, подгоняя ее "под индивидуальную руку" будущего владельца.

        Согласен, однако, я думал известно о том, что оказывается японские мастера в 17-18 в.в. занимались изготовлением эфесов для клинков европейских шпаг и кортиков (хиршфангеров). Использовали сплав золота и меди - "сякудо". Голландцы привозили в европу. Стилистика и оформление эфесов, позднее стали называться "тонкинский".
        Если не ошибаюсь, шпага с эфесом работы японских мастеров была вручена (в качестве награды) или подарена царем Петром I, какому-то вельможе...
    2. +4
      15 мая 2023 14:05
      hi Александр, я не особо какой знаток, но отвечу. Интернациональное разделение труда имело место и раньше 16 века. Были вполне себе венецианские скьявоны с золингеновским или толедским клинком...
      Когда клинок готов, подключаются другие работники. Один кует фурнитуру: эфес, рукоять, навершие, — чем "богаче" меч или шпага, тем сложнее задача мастера. Другой меж тем занимается "украшательством" клинка
      1. +4
        15 мая 2023 21:31
        Кроме международного разделения труда были и попытки введения запретов на ввоз иностранной продукции на основе протекционализма - административного запрета импорта.
        Петиция оружейников Лондона королеве 1590 год
        Оружейники Лондонa обращaютс к вaм по поводу больших издержек за последние шесть или семь лет, связанных с изготовлением и предоставлением инструментов иностранным оружейникaм, ... Ввиду упадкa торговли мы боимся , что не в состоянии будем содержать столько подмастерьев, сколько нужно изготовления доспехов. Нижайше просим вaс выдать нам заказ....
        В оружейные мастерские, где теперь все места заняты иностранными мастерами, следует нанимать больше подданных Ее Величества. Число доспехов ... наше же предложение — восемь тысяч в течение пяти лет ...

        Тоже бились за гос заказ.
      2. 0
        17 мая 2023 03:41
        Цитата: Толстый
        hi Александр, я не особо какой знаток, но отвечу. Интернациональное разделение труда имело место и раньше 16 века. Были вполне себе венецианские скьявоны с золингеновским или толедским клинком...
        Когда клинок готов, подключаются другие работники. Один кует фурнитуру: эфес, рукоять, навершие, — чем "богаче" меч или шпага, тем сложнее задача мастера. Другой меж тем занимается "украшательством" клинка

        Доброго дня Вам, Андрей! За разделение труда я не спорю. Относительно недавно узнал, что японские мастера тоже производили эфесы для европейских шпаг, хотя, на мой взгляд только специалист по характерному оформлению, использованию материалов определит стиль, мастера и место изготовления. yes
  10. +6
    15 мая 2023 18:24
    "Текст Андрея Миронова. Песня из кинофильма «Достояние республики»"
    Звучит двусмысленно - что значит текст Миронова? Он его произносит - да. Или он его автор?
    Текст этой песни написал Юрий Энтин. Но это так, придирки по мелочам, статья замечательная!
  11. Комментарий был удален.
  12. 0
    16 мая 2023 02:25
    Некоторые "кавалеры" имеют совсем не атлетическое телосложение, иногда даже женственное ...
  13. 0
    16 мая 2023 18:18
    Красивый экскурс в историю. Но, красота убивала людей.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»