Три войны каракки «Мэри Роуз»

50
Три войны каракки «Мэри Роуз»
«Гибель корабля «Мэри Роуз». Картина Джеффа Ханта. Фонд «Мэри Роуз»


«…прочим же спасаться кому на досках,
а кому на чем-нибудь от корабля;
и таким образом все спаслись на землю».

Деяния Апостолов, 27:44

Корабли-музеи. Прежде чем затонуть во благо исторической науки, «Мэри Роуз» прослужила 33 года (что для деревянного судна срок немалый) и участвовала в трех войнах с французами, о чем сегодня мы вам и расскажем.



Первая англо-французская война


Впервые «Мэри Роуз» приняла участие в морском сражении в 1512 году, когда англичане заодно с испанцами воевали с французами. Англичанам предстояло встретить французский и бретонский флоты в проливе Ла-Манш, а испанцы должны были действовать в Бискайском заливе, а потом атаковать ещё и Гасконь.

Адмиралом флота (лордом-адмиралом) тогда был назначен 35-летний сэр Эдвард Ховард, и вот он-то и сделал «Мэри Роуз» своим флагманским судном. Под его командованием находился сравнительно большой флот из 18 кораблей, включая такие крупные суда, как «Регент» и «Петр Гранат», насчитывавшие в общей сложности более 5 000 членов экипажа. Ховарду удалось захватить двенадцать бретонских кораблей, после чего его флот возвратился в Саутгемптон, куда на встречу с ним прибыл сам король Генрих VIII, почтивший его своим посещением.


Фрагмент картины «Лев Сан-Марко» 1515 г. с изображением каракки. Витторе Карпаччо (1465–1526). Дворец дожей, Венеция

Затем, уже в августе Ховард направился в Брест, где его корабли встретились с франко-бретонским флотом и сошлись с ними в битве при Сен-Матье. Англичане воспользовались тем, что на их кораблях было установлено много пушек, и открыли по союзникам сильный артиллерийский огонь, заставивший их отступить.

Затем «Регент» взял на абордаж бретонский флагман «Кордельер», однако на нем взорвался пороховой погреб. «Кордельер» загорелся, пламя перебросилось на «Регента», и закончилось все тем, что оба корабля затонули. Спаслось 180 английских моряков и совсем немного бретонцев, тут же взятых в плен. Погибли капитан «Регента», 600 солдат и матросов. Потери французской стороны тоже были очень велики, а ещё на борту «Кордельера» погиб адмирал французского флота.


«Взрыв корабля испанского адмирала во время морского сражения у Гибралтара, 25 апреля 1607 года». Картина написана по заказу Амстердамского адмиралтейства в 1622 году. Государственный музей в Амстердаме

11 августа 1512 года стал днем очередного успеха британских моряков: им удалось уничтожить с помощью брандеров 27 французских кораблей, захватить ещё пять и высадить войска у Бреста. Правда, развить успех помешала погода. В море начался шторм, и кораблям пришлось вернуться на базу в Саутгемптон для текущего ремонта.


Каракки, очень напоминающие «Мэри Роуз», сражаются с галерами. Гравюра Франса Хьюса по рисунку Питера Брейгеля Старшего, ок. 1561 г.

А вот 1513 год стал для адмирала Ховарда роковым.

Он снова вышел в море на «Мэри Роуз», после чего устроил гонки своих кораблей, показавшие, что его флагман – самое быстроходное судно в его эскадре. Затем английские корабли отправились к Бресту, куда подошли французские галеры из Средиземного моря. Ховард вновь высадил на берег свои войска, но города взять не смог, так как у него закончились припасы. Но так как натура у него была деятельная, он 25 апреля лично возглавил отряд небольших весельных судов, атаковавших французские галеры.

И удача ему вроде бы сначала улыбнулась: Ховард смог взять на абордаж галеру французского адмирала Прежана де Биду. Вот только французы отчаянно сопротивлялись и даже сумели перерезать канаты, которыми были связаны оба корабля. После этого оказавшиеся на вражеской галере в меньшинстве Ховард и его люди были убиты. Вот так довольно-таки глупо они все и погибли на глазах своих товарищей, которые помочь им так и не смогли. В итоге, потеряв адмирала, английский флот был вынужден уйти в Плимут.

Король назначил лордом-адмиралом Томаса Ховарда, старшего брата Эдварда, и поручил ещё раз атаковать Бретань. Но выполнить этот приказ флоту не удалось из-за неблагоприятного ветра и проблем со снабжением. После чего и «Мэри Роуз», и остальные корабли отправились на зимовку в Саутгемптон. Зато на суше шотландцы в августе месяце стали союзниками Франции в войне против Англии, но были разбиты в жестоком сражении – битве при Флоддене 9 сентября 1513 года.

Летом 1514 года и французы, и англичане на море ограничивались набеговыми операциями, но особого успеха не добилась ни та, ни другая сторона. К осени война наконец-то закончилась и был подписан мирный договор, но ещё в июле того же года «Мэри Роуз» была поставлена на прикол вместе со своим систершипом «Петр Гранат».

В 1518 году корабль прошел плановый ремонт, его заново проконопатили и осмолили. В «запасе» корабль находился до 1522 года, но в 1520 его на некоторое время выводили в море, где он участвовал в путешествии Генриха VIII через Ла-Манш для встречи с французским королем Франциском I на «Поле золотой парчи» в июне 1520 года.


Каракка. Фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара». 1558 г. Королевские музеи изящных искусств Бельгии

Вторая англо-французская война


В 1522 году Англия начала вторую войну с Францией, вступив в союз с императором Священной Римской империи Карлом V. «Мэри Роуз» вышла в море в июне 1522 года, участвовала в захвате бретонского порта Морле, после чего отправилась зимовать в Дартмут. Основные военные действия происходили на суше, причем война закончилась разгромом французской армии войсками Карла V в битве при Павии 24 февраля. Более того, в плен попал с сам король Франции Франциск I.

Что же касается «Мэри Роуз», то её опять вывели в резерв, в котором она находилась с 1522 по 1545 год. Известно, что в 1527 году её ещё раз ремонтировали в Портсмуте, но свидетельств о том, что происходило с ней в период с 1528 по 1539 год известно очень мало. Например, в одном из документов от 1536 года сообщается о том, что и «Мэри Роуз», и шесть других кораблей были «обновлены», хотя в чем именно заключалось это обновление совершенно не ясно.

Интересно, что происходило это одновременно с ликвидацией монастырского землевладения в Англии, да и самих монастырей, что обеспечило большой приток средств в королевскую казну. Поэтому-то, мол, корабли и стали «обновлять», так как на это появились деньги. Но как именно их обновляли? Ряд экспертов считали и считают, что «обновление» означало замену клинкерной обшивки на обшивку вгладь и установку всех тех впечатляющих надстроек, с которыми он и утонул, и что только после 1536 года корабль принял прежнюю форму.

Есть и такое предположение, что до 1536 году корабль пушечных портов по бортам не имел, и что они как раз и были прорезаны именно в то время. Как бы там ни было, но то, что за кораблем следили, регулярно килевали, конопатили и смолили, говорит о том, что во времена Генриха VIII за кораблями флота был установлен надлежащий уход, и что они вовсе не гнили на стоянке в порту, хотя и находились в резерве «на всякий случай».


«Отплывающий корабль». Гравюра Ганса Гольбейна-младшего (1533) Штедель, Франкфурт-на-Майне

Третья французская война


Разрыв Генриха VIII с папским престолом вызвал резкую неприязнь к Англии со стороны католических монархов. Тем не менее в 1544 году Генрих договорился с императором Карлом V о совместных боевых действиях против Франции.

В итоге в сентябре месяце английские войска сумели взять Булонь, но вышло так, что как только Карл V добился своих целей, он тут же заключил с Францией сепаратный мир, и Генриху пришлось воевать в одиночку. Это было более чем опасно, поскольку уже в мае 1545 года французы в устье Сены сумели собрать большой флот, чтобы посадить на него войска и высадить их в Англии.

Французские источники сообщают, что там собралось от 123 до 300 судов, а вот Эдвард Холл – британский историограф, приводит другое их количество – 226 парусных кораблей и галер. К посадке на эти суда были готовы 50 000 солдат. То есть французские силы, сосредоточенные против Англии, на этот раз были очень значительны. Английский флот состоял из 160 кораблей, на борту которых находилось 12 000 солдат. Иными словами, численно он сильно уступал флоту французскому.


«Битва в проливе между Кале и Дувром 3–4 октября 1602 года между испанскими галерами Федерико Спинола и англо-голландскими военными кораблями». Андрис ван Эртвельт (1590–1652). Государственный музей, Амстердам

Так что не удивительно, что французы начали первыми и уже 16 июля без сопротивления вошли в Солент – пролив в северной части Ла-Манша, который отделяет остров Уайт от южного берега Англии. Именно здесь находились два важных морских порта – Саутгемптон и Портсмут. Так что выбор цели для французов был естественным. Их флот насчитывал 128 кораблей. Англичане в проливе имели около 80 кораблей, включая и свой флагманский корабль «Мэри Роуз».


«Голландские корабли таранят испанские галеры у фламандского побережья в октябре 1602 года». Врум Хендрик Корнелис (1566–1640). Государственный музей, Амстердам

Но тут в дела людей вмешалась погода, вернее – ветер, который неожиданно совсем стих. А поскольку у англичан не было тяжелых галер, способных идти на веслах, то французы, у которых таких галер было много, получили сразу же большое преимущество. И не просто получили, они им тут же и воспользовались, и двинулись на англичан.

Так, 19 июля 1545 года началась печально знаменитая битва в Соленте, в начале которой французские галеры атаковали обездвиженный английский флот, но прежде всего попытались уничтожить отряд из 13 небольших галер, или в терминологии англичан, «гребных барж», которые находились в составе в английского флота.


Модель каракки «Матерь Христа». Лиссабонский музей ВМФ

Но тут, по счастью, задул ветер, и парусные корабли начали поднимать паруса и выходить на рейд, прикрывая свои вёсельные суда и спасая их от уничтожения противником.

Возглавили атаку на французские галеры два самых больших корабля, «Великий Гарри» и «Мэри Роуз». Один только их вид был способен посеять страх в сердцах противника. Но тут «Мэри Роуз», совершавшая поворот, внезапно сильно накренилась правым бортом, и вода хлынула внутрь корабля через открытые артиллерийские порты. Все произошло так быстро, что экипаж был просто бессилен что-либо предпринять, и корабль стремительно после этого начал тонуть.

Когда судно наклонилось, то все, что находилось на его палубах, и люди, и пушки, и боеприпасы – все это покатилось к правому борту, включая и тяжелые пушки левого борта. А они порвали канаты, которыми они к нему крепились, и начали давить прижатых к противоположному борту людей. Массивная кирпичная печь на камбузе по левому борту рухнула полностью, так что её огромный медный котел объемом 360 литров вылетел на верхнюю палубу.

У тех, кто не был ранен или же сразу убит свалившимися на них предметами, практически не было времени, чтобы спастись, поскольку над всеми верхними палубами корабля была натянута ещё и противоабордажная сеть. А люди попросту не смогли выбраться с трех нижних палуб, о чем говорит расположение многих найденных при подъеме корабля скелетов.


Фрагмент гравюры Каудрея, которая изображала битву при Соленте. Видны грот и фок-мачты только что затонувшей «Мэри Роуз», которые в центре. Вокруг плавают обломки, трупы, а оставшиеся в живых цепляются за боевые марсы. Слева вверху – французские галеры под красным флагом с белым крестом, ведущие огонь по английскому флоту. Справа по галерам стреляет «Великий Гарри». В нижней части показан замок Саутси, откуда Генрих VIII лично наблюдал гибель «Мэри Роуз»

Так что, даже если кто-то и успел выскочить на верхнюю палубу, он был накрыт сеткой, и не мог броситься за борт, чтобы спасаться вплавь. Повезло лишь тем из членов экипажа, кто оказался на мачтах.

В результате из экипажа «Мэри Роуз», в котором было почти 400 человек, спаслось меньше 35 человек, так что потери достигли 90 %.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    16 мая 2023 06:18
    hi Доброго утра.
    Поэтому-то, мол, корабли и стали «обновлять», так как на это появились деньги. Но как именно их обновляли? Ряд экспертов считали и считают, что «обновление» означало замену клинкерной обшивки на обшивку вгладь и установку всех тех впечатляющих надстроек, с которыми он и утонул

    Обычно "обновление" - это перетимберовка, ревизия деревянных деталей с выбраковкой негодных и заменой на новые с целью продления срока службы судна. Иногда это было даже дороже, чем построить новый корабль.
    Спасибо Вячеслав Олегович.
    1. +4
      16 мая 2023 07:20
      Спасибо автору за продолжение бурной истории «Мери Роуз» и отличные, детальные иллюстрации! Как всегда - высокая планка, что теперь редкость дивная на ВО.. 5++
      1. +3
        16 мая 2023 07:33
        Уважаемый Михаил! Спасибо за оценку. Но... спешу Вас уведомить, что скоро АСТ издаст мою книгу "Блестящее Средневековье: рыцари и замки". Вот уж где иллюстраций будет...завались. При объем объеме книги в 30 авторских, текста всего 10. Все остальное иллюстрации. Инициалы прорисованы в средневековой манере. То есть если это все будет в цвете, то это будет шикарное издание, которое будет просто интересно рассматривать. К каждой иллюстрации подробный комментарий.
        1. +5
          16 мая 2023 09:53
          спешу Вас уведомить, что скоро АСТ издаст мою книгу "Блестящее Средневековье: рыцари и замки". Вот уж где иллюстраций будет...завались

          Спасибо автору за статью. А что касается выхода очередной книги, то было бы неплохо выставить статью-трейлер и здесь для обсуждения. Неужели самому не интересно?
          1. +4
            16 мая 2023 12:01
            Цитата: Ричард
            А что касается выхода очередной книги, то было бы неплохо выставить статью-трейлер и здесь для обсуждения. Неужели самому не интересно?

            Пока не могу. Нет точных данных из издательства о выходе. Меня уж и Т-М просит... а не могу.
    2. +5
      16 мая 2023 08:29
      Обычно "обновление" - это перетимберовка, ревизия деревянных деталей с выбраковкой негодных и заменой на новые с целью продления срока службы судна. Иногда это было даже дороже, чем построить новый корабль.

      Да, и еще замена рангоута-такелажа на более современный. А замена обшивки с клинкерной на гладкую - это уже реконструкция - слишком серьёзная там работа.
    3. +5
      16 мая 2023 08:46
      это перетимберовка,
      Ты это, Борисыч, матом-то не ругайся...))))
      Со всем моим почтением!
      1. +6
        16 мая 2023 08:54
        hi Обещать, что больше не буду не стану. Это же сленг корабелов, почти-что напрямую от шип-ярда! wassat
        Привет, Антон
        1. +6
          16 мая 2023 09:03
          Это же сленг корабелов, почти-что напрямую от шип-ярда!
          "В тот вечер Пятачок окончательно решил убежать из дома и стать моряком." (С)
          1. +1
            16 мая 2023 19:47
            Мой поэт,откуда цитата? Пыталась вспомнить,но...ничего не получилось
            1. +3
              16 мая 2023 21:40
              Да это же из "Винни-Пух и все остальные" (Алан Милн, Борис Заходер) lol
              Вспоминайте, Вера - Винни-Пух застрял головой в горшке из под меда, а Пятачок принял его за слонопотама и на весь лес поднял панику. Все сбежались, освободили Винни-Пуха и стали смеяться над Пятачком.
              И тут наконец Пятачок понял, каким он был глупым Пятачком. Ему стало так стыдно, что он стремглав помчался домой и лёг в постель с головной болью, и в это утро он почти окончательно решил убежать из дому и стать моряком (с).

          2. +1
            16 мая 2023 21:40
            "Бывает почта полевая а у нас - морская будет <...> Я может только жить начинаю..." (с)
            )
    4. +3
      16 мая 2023 20:58
      Вечер добрый! Лучше поздно чем никогда. Вячеславу Олеговичу спасибо за статью.
      Как минимум я раскрыл свою старую загадку как найденная Мэри будучи одним из последних кораблей британского флота с клинкерной обшивкой оказалась с гладкой (Средиземноморской).
      По поводу опрокидывания, уж много наворотили при модернизации, особенно на баке и корме. В ту эпоху корабелы ошибочно считали, что большая парусность надстроек благо. Тем более в первую очередь ставили противоабардажные свойства судна. Все это в совокупности стало не благом, а бедой флагмана.
      1. +2
        16 мая 2023 22:15
        hi Приветствую, Владислав. Вячеслав Олегович говорит об численности экипажа в районе 400 душ, однако есть предположения, что на каракке находилось в момент крушения до 700 человек... Для того чтобы переложить рю на другой галс требуется масса усилий, точно много больше чем чем манипуляции с гафельным парусным вооружением... Неизвестно доподлинно какие были условия маневра Мэри Роуз. Но возможно загроможенность на на шкафуте стала причиной "заторможенных" действий моряков при возникновении критического крена...
    5. +5
      16 мая 2023 21:28
      Я встречал в литературе следующее упоминания по английскому флоту. В силу ряда юридических причин согласование адмиралтейством средств на новый корабль в правительстве и парламенте проходило гораздо сложнее, чем ассигнования на ремонт. И начиная такое увлекательное мероприятие как "перетимберовка" все участники отлично представляли что реально будет строиться новый корабль, с формально старым именем. Поэтому и денег уходило как на новый. Правда в ряде случаев ремонт выходит дороже нового.
      А у нас в "Регламенте о управлении Адмиралтейством и флотом..." от 1765 года говориться:
      "Корабли, не допуская до большей обветшалости, упреждать починками или перетимбированием. ... Перетимберование кораблям чинить ежели оное не дороже онаго станет и прочно."
  2. +6
    16 мая 2023 06:54
    Для «Поля золотой парчи» ресурсов не жалели. Все что можно вытащили из под спуда.

    Наверное, эффектное было зрелище. Только толку чуть. Да ещё и вдолби залезли.
    1. +5
      16 мая 2023 07:04
      Цитата: Korsar4
      Да ещё и вдолби залезли.

      Что делать? Люди во все времена любили пускать пыль в глаза. Знал мужика жившего с трехоконной деревянной халупе прошлого века, но зато ездил на черном мерседесе.
      1. +5
        16 мая 2023 07:11
        Знал мужика жившего с трехоконной деревянной халупе прошлого века, но зато ездил на черном мерседесе.
        Друг детства. Все понятно.
      2. +5
        16 мая 2023 08:10
        Вечный вопрос, например, в вариации Л. Н. Толстого: «Сколько человеку земли нужно?».
        1. +6
          16 мая 2023 08:18
          В итоге, метр на два. И глубиной хотя бы метр. Но это в идеале. Европейские осуарии давно уже спорят с этим тезисом.
          1. +5
            16 мая 2023 08:27
            Именно к этому Лев Николаевич и подвел.
          2. +8
            16 мая 2023 12:26
            Вспомнилс перестроечный анекдот.
            Собрание работников кладбища по поводу ускорения, сокращения и если получится сокращения расходов.
            Директор - земля дорогая, что если хоронить не лежа, а стоя?
            Гробовщик - доски дорогие, что если вместо них использовать полиэтиленовые пакеты?
            Камнерез - гранит дорогой, чтобы не тратится на памятники надо закапывать по пояс...
            Все ошарашено молчат и в этот момент, сварщик, занимавшийся оградками, - и Пусть за руки держатся!
            1. +3
              16 мая 2023 16:56
              Иван простите,но Ваш анекдот мрачноват . Едва минус не поставила,но остановилась.
              Я чернуху и пошлость не люблю. Из-за перердически страдаю
              1. 0
                19 мая 2023 10:24
                Цитата: Astra wild2
                Иван простите,но Ваш анекдот мрачноват .

                Какое время такие и анекдоты были request
    2. +5
      16 мая 2023 07:05
      Что-что, а в долги Генрих VIII умел залезать. Талантлив был...
      1. +6
        16 мая 2023 08:12
        Говорил я ему! Говорил! Кабаки и бабы доведут до цугундера
        1. +2
          16 мая 2023 16:49
          "место встречи изменить нельзя" слова "горбатого " о "Фоксе"
        2. +7
          16 мая 2023 18:46
          Что означает слово «цугундер»? Думаю, тут не все знают, несмотря на его распространение в армейской среде. А появилось оно от заимствованной из немецкого языка фразы «zu hundert». Дословно переводится как «к сотне». Это означало, что провинившегося солдата ждет наказание в сто ударов палками.
          1. +2
            16 мая 2023 22:22
            По смыслу похоже на "не лезь в бутылку". Одно из объяснений этого выражения - связано с "Бутылкой" - гауптвахта гвардейского морского экипажа на острове Новая Голландия в Санкт Петербурге. Здание круглое с внутренним двором. Хотя есть и другие варианты обоснования этого выражения.
  3. +5
    16 мая 2023 08:39
    Затем, уже в августе Ховард направился в Брест, где его корабли встретились с франко-бретонским флотом и сошлись с ними в битве при Сен-Матье. Англичане воспользовались тем, что на их кораблях было установлено много пушек, и открыли по союзникам сильный артиллерийский огонь, заставивший их отступить.

    Кроме превосходства в артиллерии, англичане сумели воспользоваться фактором внезапности и застали французский флот, стоящим на якорях с убранными парусами. К тому же на бретонском флагмане Marie la Cordelière находилось более 300 гостей, приглашенных капитаном корабля. Высадить их не успели, так как пришлось срочно рубить якорные канаты и ставить паруса, чтобы получить возможность маневрировать. Таким образом на борту оказалось более 1250 человек, из которых спаслось только 20.
    Гибель Marie la Cordelière быстро обросла "легендарными" подробностями и стала сюжетом для литературных произведений и даже послужила поводом для другой битвы, литературной, между Томасом Мором и Жерменом де Бри, в ходе которой эти известные личности обменивались едкими сатирическими литературными ударами, пока Эразм Роттердамский не примирил противников.
    1. +2
      16 мая 2023 16:47
      "не примерил противников".Вы, сможете,об этом рассказать?
      Будет хорошее продолжение темы
  4. +4
    16 мая 2023 08:45
    Спасибо за статью Вячеслав Олегович! Отличное продолжение истории про легендарный корабль! Смотрел по Виазат Хистори про подъем его и создание музея "Мэри Роуз" в Портсмуте. Интересная история.
  5. +4
    16 мая 2023 08:49
    Но тут «Мэри Роуз», совершавшая поворот, внезапно сильно накренилась правым бортом, и вода хлынула внутрь корабля через открытые артиллерийские порты. Все произошло так быстро, что экипаж был просто бессилен что-либо предпринять, и корабль стремительно после этого начал тонуть.

    Это всего лишь одна из версий гибели корабля. Интересно, будет ли продолжение с рассмотрением других версий, чтобы в комментариях не опережать события?
    1. +5
      16 мая 2023 09:13
      Цитата: Frettaskyrandi
      Это всего лишь одна из версий гибели корабля. Интересно, будет ли продолжение с рассмотрением других версий, чтобы в комментариях не опережать события?

      Читал про них. И, если честно, не хочу их все приводить в следующем материале. Зачем? Слишком глубоко копать на мой взгляд в популярных и научно-популярных материалах смысла не имеет. 80% читателей достаточно того, что дается. а 20%, которым интересна "глубина", после "указания дороги" и сами все найдут и как угодно "углубятся".
      1. +4
        16 мая 2023 10:21
        а 20%, которым интересна "глубина", после "указания дороги" и сами все найдут и как угодно "углубятся".
        Разумное предложение. good
      2. Комментарий был удален.
        1. +8
          16 мая 2023 11:13
          Заслуживает определенного внимания и другая версия. Её ранее озвучил Аллександр ee2100 :
          Проведя исследование 18 черепов (всего на корабле найдено около 10000 человеческих костей), обнаруженных в своё время на «Мэри Роуз», ученые пришли к выводу, что треть из них принадлежала не британцам и даже не жителям стран Северной Европы, а южанам, вероятнее всего, испанцам, португальцам, а некоторые даже негроидам. Это было установлено благодаря анализу химического состава зубов. По их мнению, большой процент иностранцев в команде «Мэри Роуз» и стал основной причиной трагедии. Моряки-испанцы, плохо владевшие английским языком, просто-напросто не смогли быстро понять отданную офицерами команду закрыть орудийные порты. В частности Питер Керью, брат последнего капитана Мэри Роуз Джорджа Керью, распространялся что его брат командовал совершенно не управляемым сбродом из мошенников и уголовников. Принимать подобные заявления на веру никто не собирается, поскольку ясно, что все это попытки выгородить брата. Исследования национальной принадлежности экипажа Мэри Роуз действительно были проведены, и было выяснено что большинство моряков все таки - были выходцами из Средиземноморья.

          PS. Уверен, Frettaskyrandi, может поделиться и другими, не менее интересными версиями гибели "Мari Rose"
          1. +7
            16 мая 2023 12:18
            Привет, Дима!
            Вспомнил. drinks
            Кого-то, когда читал про Мэри Роуз и этот эпизод тоже, мне стало интересно и нашёл несколько статей про выходцев из северной Африки,которые оседло жили в Англии, уже тогда в средневековье.
            А нам сейчас твердят про нашествие мигрантов!
            Может среди них была и Белоснежка!
            1. +4
              16 мая 2023 13:48
              А нам сейчас твердят про нашествие мигрантов!
              Может среди них была и Белоснежка!

              Мое почтение, Александр hi
              Очень любопытный комментарий. Но уж больно спартанский - слишком лаконично. Боюсь, что для многих коллег он будет не совсем ясен. С твоего разрешения, я его попытаюсь раскрыть. «Белоснежка и семь гномов» — одна из самых известных сказок в мире, её впервые опубликовали в 1812 году братья Гримм в своей книге старых европейских народных сказок. Однако эту сказку в Англии передавали из уст в уста ещё раньше, в течение столетий.
              Александр ee2100 намекает на гипотезу историка Кеннета Эндрюса о том, что имена гномов из сказки очень напоминают имена-прозвища, которые давали современники свободным чернокожим шахтерам-угольщикам в средневековой Англии (настоящие их имена для окружающих были непроизносимы).
              В основном это были рабы, освобождённые с захваченных испанских кораблей. Поскольку рабства в Англии в это время не было, оказываясь в руках англичан, они автоматически становились свободными людьми. Архивы елизаветинской, яковитской и тюодорской эпохи не содержат никаких сведений о дискриминации чернокожих. Документы, которые публикует Эндрюс, показывают что средства к существованию те добывали в основном тяжелой военной (морской) службой или работой на шахтах. Напомню, что среди поднятых с "Мari Rose" останков были и останки чернокожих.
          2. +4
            16 мая 2023 14:34
            PS. Уверен, Frettaskyrandi, может поделиться и другими, не менее интересными версиями гибели "Мari Rose"

            Самая интересная версия - последняя, так сказать свежайшая: "is still a long way to go to work out what happened to the Mary Rose in her final hours" (еще предстоит пройти долгий путь, чтобы узнать, что же случилось с "Мери Роуз" в ее последние часы). То есть у исследователей, кто этим вопросом занимается, на сегодня однозначного ответа о причинах гибели корабля нет.
        2. +5
          16 мая 2023 13:06
          hiПриветствую, Дмитрий.
          Цитата: Ричард
          В основном инфа взята с официального сайта Мэри Роуз, вот отсюда: http://www.myoldmap.com/dominic/maryrose/ ...

          Эта страничка на сайте старых карт сейчас не рабочая. Нужно быть осторожнее используя старые тексты с форума сайта моделистов...
          На официальном сайте музея Мэри Роуз есть обзорная статья о возможных причинах крушения https://maryrose.org/why-did-the-mary-rose-sink/
          С Уважением.
          1. +4
            16 мая 2023 14:08
            Эта страничка на сайте старых карт сейчас не рабочая. Нужно быть осторожнее используя старые тексты

            С браузером Orbot Tor, который я использую таких проблем нет.
            С Уважением.
      3. +5
        16 мая 2023 11:37
        Цитата: kalibr
        Читал про них. И, если честно, не хочу их все приводить в следующем материале. Зачем?

        А про корабль "Васа" будет?
        1. +5
          16 мая 2023 12:04
          Цитата: Mihaylov
          А про корабль "Васа" будет?

          Пока нет...
  6. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  7. +8
    16 мая 2023 11:29
    А мне очень понравилось выражение:
    затонуть во благо исторической науки

    Вот настоящая любовь к Истории! laughing
  8. +7
    16 мая 2023 12:11
    Всем, день добрый!
    Не про Мэри Роуз, а про фрагмент картины, которой автор иллюстрировал статью.



    "Гибель Икара " Питера Брейгеля.
    Там столько скрыто поддекстов! А сам Икар,а точнее его ноги в правом нижнем углу.
    Это наверное самая известная картина Брейгеля старшего.
    1. +4
      16 мая 2023 17:41
      У известных толкователей этой картины существует две точки зрения- Светская:
      картина "Падение Икара" - притча о незамеченной трагедии. Икар погибает героической смертью, окруженный безразличием тех самых людей, которым он хотел дать крылья. (с)

      и церковная:
      Изображая никем не замеченную кончину Икара в "холодной зеленой воде", Брейгель взывает не к состраданию, а к смирению. Воля и мужество требуется не для того, чтобы исправить мир, а для того, чтобы благоразумно удержаться от этой попытки (с)
      1. +3
        16 мая 2023 23:07
        Понимаю что, что тема трактования данного полотна не совсем к предмету статьи, но все же. Каждую деталь картины обсудили и использовали во множестве "разгадок". Работа полна парадоксов. Солнце низко - не могло растопить воск. Дедала не видно, считается что пастух с собакой смотрит на него (Дедала). Вещи пахаря, лежащие на камне - кошель и что-то типа меча тоже трактуются особым образом. Серая куропатка - один из ключей к пониманию работы. Отец Икара Дедал убил собственного племянника Пердикса, испугавшись того, что Пердикса превзойдет мастерство своего учителя, Дедала. Он столкнул его со стены Афинского акрополя. Богиня Афина сжалилась над Пердиксом, превратив его в куропатку. Вот и собралась вся компания - серая куропатка, те спасенный богами, но взлетающий не высоко; гордец, бросивший вызов богам и взлетевший в небо - погиб; отец убийца наказанный за все плохое.
        Кроме того в персонажах есть отсылки к Овидию и его описанию гибели Икара. Каждый из них своим "несмотрением "на гибель Икара несет определенный смысл. Вариантов трактовки с привязкой к этике того времени масса.
  9. +1
    16 мая 2023 16:36
    Вячеслав Олегович,коллеги . Добрый день.
    Мой"малыш" был дома и я на сайт не заходила. Я была как в угаре. На работе боялась ,что-то напартачить,а медсестре ошибаться нельзя! Обошлось,вошли в мое положение и дали отгулы .
    Первый день и Вячеслав Олегович - добрый знак.
  10. +2
    16 мая 2023 17:15
    Вячеслав Олегович, когда читала как погибла:"Мэри Роуз"вспомнила:броненосец:"Ру,салка",вероятно, она резко повернулась и волна захлестнула открытые люки.
    С "Мери Роуз"хоть 30 человек спаслись,а с "Русалки"никто не спасся
    Р
    S
    Маленькая сейчас перевела название корабля:"Мария -Роза" .
    Это верно?
    1. +1
      17 мая 2023 00:15
      Цитата: Astra wild2
      Маленькая сейчас перевела название корабля:"Мария -Роза" .
      Это верно?

      hi Верно
      Мария - сестра Генриха 8, а роза - герб Тюдоров. Дочь Генриха Мария I Тюдор королева Англии (кровавая Мэри) родилась позже постройки корабля.
      Мэрия - Роза - королева Франции, английская принцесса; младшая дочь короля Генриха VII и Елизаветы Йоркской.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»