БАЗ-S36A11 – «нефтяник» с боевым потенциалом

22
БАЗ-S36A11 – «нефтяник» с боевым потенциалом
БАЗ-S36A11. Источник: baz32.ru


Несвойственный актив «Алмаз-Антея»


Российская автомобильная промышленность не часто радует новинками, особенно с 22 февраля прошлого года. Неожиданно приятные новости пришли, откуда не ждали – от оборонного концерна «Алмаз-Антей». Под традиционно сложнопроизносимым индексом S36A11 дебютировал опытный экземпляр тяжелого грузовика БАЗ. Имя новинки указывает на Брянский автомобильный завод, но грузовик отношение к предприятию имеет очень опосредованное.



Разработкой занимался специализированный инжиниринговый центр Обуховского завода в Санкт-Петербурге. Предприятие до недавнего времени никакого отношения к автомобильной промышленности не имело – в производственной линейке исключительно командные пункты для ракетчиков. Тем не менее именно этому подразделению «Алмаз-Антея» поручили автомобильную тему. Причём задолго до спецоперации.

В январе прошлого года широкой публике выкатили электромобиль E-Neva, в разработке которого принимали участие специалисты питерского Политеха. Шасси и силовую установку строили на Обуховском заводе. Машинка получилась элитной – мощность двух электромоторов составляет внушительные 435 л. с., а салон напичкан развитой мультимедиа. Например, присутствует модный проекционный дисплей. Даже до событий спецоперации стоимость электрокара уходила далеко за три, а то и за пять миллионов рублей. При этом большая часть компонентов импортного производства. Проект официально до сих пор не закрыли, и у него успел появиться конкурент.

В Набережных Челнах в начале мая 2023 года показали компактный электрокар «Атом». Машина выполнена гораздо скромнее питерского аналога, но и здесь говорить о российском происхождении компонентов можно очень условно – тяговая батарея и электромоторы импортные. И они далеко не единственные в конструкции. Разработчики из фирмы «Кама» утверждают, что машина пойдёт в серию в ближайшие пару лет.


Игры в конверсию от «Алмаз-Антея». Мощный электрокар E-Neva от Обуховского завода. Источник: autoreview.ru

О перспективах электромобилей в России, в том числе выпущенных «Алмаз-Антеем», можно спорить долго. Гораздо реальнее выглядит будущее тяжелого грузовика БАЗ-S36A11, выполненного практически без импортных деталей. В основе конструкции лежит прочная рама и независимые подвески армейского четырехосного БАЗ-6909 «Вощина-1». Последний хорошо известен в армии и освоен в производстве.

«Вощина», проходящая в классификации как «специальное колесное шасси», в различных исполнениях работает в качестве танковоза, транспортера различного вооружения и простого балластного тягача. Адаптированные для гражданского грузовика оси выдерживают до 12 тонн. Дизель у БАЗ-S36A11 отечественный ЯМЗ-6531 мощностью 422 л. с. Этот самый мощный в линейке 6-цилиндровых моторов из Ярославля является лицензионной копией французского Renault dCi 11. К сожалению, конструкторам не удалось найти соответствующий классу техники гидротрансформатор, и БАЗ-S36A11 довольствуется механической коробкой передач ЯМЗ-1909. Девятиступенчатый агрегат способен переварить до 1900 Нм, что почти в два раза больше предлагаемого силовой установкой. Агрегат снабжён понижающим рядом, а также возможностью отбора мощности, что повышает универсальность машины.

На Обуховском заводе сумели оперативно разработать кабину каркасно-панельной конструкции со стеклопластиковыми внешними панелями. Такая конструкция заметно осложняет конвейерное производство грузовика, но всё равно является заметным, даже феноменальным достижением для российского автопрома. Достаточно взглянуть на Камский автозавод, который за всё время так и не смог создать новую кабину грузовика. Пришлось заимствовать мерседесовскую, да и старая до сих пор выпускается.

Гражданский танковоз


Как уже говорилось выше, БАЗ-S36A11 – это тяжелый полноприводный грузовик, призванный заменить выпавшие из российского рынка импортные машины. Прежде всего, самые экстремальные версии MAN, Mercedes-Benz, Scania и Volvo. Причём упор сделан не на грузоподъёмность – у российской новинки она едва превышает 22 тонны, а на высокую проходимость и выносливость.








БАЗ-S36A11. Источник: baz32.ru

Авторы проекта заявляют, что грузовик предназначен для нефтяного отечественного сектора, отсюда и адаптация к климатическим условиям. В просторной кабине со спальным местом предусмотрен климат-контроль и автономный отопитель. Оба агрегата российского производства. Надо отдать должное менеджерам «Алмаз-Антея» – машина появилась очень вовремя. Во-первых, никто из российских автопроизводителей грузовик такого класса не предлагал и не планирует. Близкий по назначению КамАЗ-65221 полной массой не дотягивает до 29 тонн, в то время как у БАЗа аналогичный показатель достигает 35,7 тонны. И мосты у КамАЗа не предназначены для сходных нагрузок.

Во-вторых, заводы грузовиков в России сейчас загружены под завязку. Все отлично понимают, какими заказами. Например, один только миасский «Урал» до сих пор не может набрать производственный персонал. Приходится договариваться с ФСИН и возить к конвейеру местных заключённых, отбывающих наказание по легким статьям. Из-за высоких темпов производства испытывает сложности с кадрами и сам Брянский автозавод – с ноября прошлого года объявлено о бесплатном обучении жителей Брянска с последующим трудоустройством. В итоге разрабатывать и строить полноприводный грузовик тяжелого класса было особо некому. Где же тогда будут выпускать новинку, если все мощности по стране зарезервированы?

В начале мая корпорации «Алмаз-Антей» передали бездействующий завод Toyоta в Шушарах под Санкт-Петербургом. Руководство тут же передало актив Обуховскому заводу под производство БАЗ-S36A11. Вот так производитель лучшего в мире ПВО неожиданно стал владельцем автомобильного бизнеса. Вероятнее всего, в руках корпорации будет производство полного цикла. И, наконец, третья причина, почему новая машина так своевременна – это китайцы. Автопроизводители из КНР чувствуют себя очень комфортно не только на легковом рынке (здесь, если честно, российским заводам крыть угрозу нечем), но и в сегменте грузовиков. В конце февраля «Автостат» опубликовал ошеломляющую статистику, по которой китайским машинам принадлежит 60 процентов рынка грузовиков. КамАЗ всерьёз намерен просить заградительные пошлины от восточного гиганта. Случился парадокс перевода российской промышленности на военные рельсы – грузовые автомобильные заводы работают 24/7, но доля в гражданском секторе уходит китайским компаниям. И без инициативы Обуховского завода ниша тяжелых «проходимцев» ушла бы SITRAK, Shacman/Shaanxi, FAW и Howo.






Новый БАЗ может одним махом заменить все три танковоза, использующихся на СВО

Если приглядеться к БАЗ-S36A11, то станет понятна ещё одна стезя машины – многоцелевой армейский грузовик. Этакий заменитель советского КрАЗа, стоящий на ступеньку ниже традиционной продукции Брянского автозавода. Из машины с такой колесной формулой и немалой тяговооруженностью выйдет отличный танковый тягач. Напомним, что в России так и не удалось создать удовлетворительный танковый транспортер. Камазовская «Платформа-О» так и не избавилась от своих чрезмерно инновационных болячек, а капотный четырехосный Урал-6308 слишком сложен и дорог в производстве. У БАЗа присутствует независимая подвеска всех колес, что заметно повысит подвижность автопоезда в условиях спецоперации. Сейчас российские танки в зоне СВО возят на трех машинах – тяжелом и дорогом БАЗ-6403.01, трехосном и полноприводном КамАЗ-65221 и шоссейном КамАЗ-65225. Рецепт прост – развернуть массовое производство нового БАЗа на мощностях убывшей восвояси Toyota, а остальные заводы вообще освободить от темы танковозов. Но и без седла для трала у БАЗ-S36A11 немало работы в войсках. С такой подвеской, «тяжелыми» мостами и мощностью машине везде рады. Надо только решить проблему со стеклопластиковой кабиной – это решение от слова совсем не подходит военным. И ещё – с электромобилями «Алмаз-Антею» лучше завязывать. Несолидно в такое время.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    16 мая 2023 04:39
    Ролик смотрел, прямо классный аппарат получился. Может потеснят хоть чуть чуть Фотоны с Шацманами...
    1. -2
      16 мая 2023 08:16
      Специально для западных автогигантов вводили ввозные пошлины... и так и не сняли... видимо эту схему с китайцами решили дальше мутить... ничему Минпромторг жизнь не учит.
      1. +2
        16 мая 2023 23:39
        В своё время Сердюков, будучи в совете директоров Камаза, практически все заказы на военные машины пытался разместить на производственных мощностях КАМАЗа. До сих пор расхлёбываем результаты поступков этого деятеля. Пытались заменить МАЗы с длинной платформой, но поручили это дело не БАЗу, который по свей специфике был близок, а КАМАЗу, результат которого можно видеть в «Платформе-О». "Панцирь-С" разрабатывался как дальнейшее развитие "Тунгуски", но почему-то, решили разместить этот комплекс на колёсном шасси и воткнули его на шасси КАМАЗа и в интернете появилась куча фоток , где этот комплекс лежит на боку из-за того, что это сочетание (комплекс-шасси) имеет слишком высокий центр тяжести. Вдобавок, из-за раскачивания этот комплекс ПВО потерял возможность стрельбы с ходу пушками. А ведь был вариант размещения "Панциря-С " и на БАЗовском шасси, который подобными косяками не страдает. Может стоит и о нём вспомнить ?

        «Вощина», проходящая в классификации как «специальное колесное шасси», в различных исполнениях работает в качестве танковоза, транспортера различного вооружения и простого балластного тягача. Адаптированные для гражданского грузовика оси выдерживают до 12 тонн. Дизель у БАЗ-S36A11 отечественный ЯМЗ-6531 мощностью 422 л. с. Этот самый мощный в линейке 6-цилиндровых моторов из Ярославля является лицензионной копией французского Renault dCi 11. К сожалению, конструкторам не удалось найти соответствующий классу техники гидротрансформатор, и БАЗ-S36A11 довольствуется механической коробкой передач ЯМЗ-1909. Девятиступенчатый агрегат способен переварить до 1900 Нм, что почти в два раза больше предлагаемого силовой установкой. Агрегат снабжён понижающим рядом, а также возможностью отбора мощности, что повышает универсальность машины.
        А тут, я бы сказал, целиком косяк менеджеров "БАЗа". Российская компания «КАТЕ» основанная в 2004 году, предлагала всем автомобильным заводам свои разработки автоматических АКП. Так нет же, каждый завод хочет внедрить именно свои коробки. К слову сказать коробки «КАТЕ» не имеют гидротрасформаторов, но именно их коробки сейчас стоят на правительственных "Аурусах".
        1. 0
          16 июня 2023 20:16
          Давно пора использовать БАЗ на гражданке.
          Это не магистрпльный тягач, у него своя ниша. Работа в тяжелых дорожных условиях.
          Что же до " поиска гидрлтрансформатора" , то при желании можно найти. Гидротрансформаторы передающие подобную мощность используют многие десятки лет на тягачах Маз -537. БМП -3 и др.
          Но нужен ли он? Сейчас широко используют автоматическое переключение в обычных МКПП ( роботы) , они дешевле. Или, для крутизны, можно взять КП планетарную
          с гидроупоавлением, как на танках или на Аурусе. Или тракторную от К-700, тоже с фрикционами работающими в масле. Но... зачем? Цена, однако, будет кусаться.
          Дай Бог новому БАЗу удачной дороги.
        2. +1
          1 июля 2023 00:20
          Появление "Панциря-С" на шасси КАМАЗ с лоббированием интересов каких то групп возможно и имеет место, но главное что стало основным выбором шасси, это плачевное состояние завода БАЗ, и второй не мало важный фактор, БАЗ нельзя использовать на дорогах общего пользования, а для прикрытия комплексов С-400 на марше и в районах ПД "Панцирю-С" необходимы именно эти самые дороги!
    2. 0
      18 мая 2023 18:19
      Насколько классный, покажет время. Вот только я не понял: а что произошло 22 февраля прошлого года?
  2. +2
    16 мая 2023 06:08
    Хорошая новость, а теперь гнать его на поток и побольше.
  3. -4
    16 мая 2023 06:14
    Надо только решить проблему со стеклопластиковой кабиной

    А каких военных? В свое время катался на ЗиЛ-135, там кабина была стеклопластиковая, была даже АКП.

    И почему не возобновить производство БАЗ -135, он отличался тем, что на нем стояла механичнская КПП, он же там производился? А ЗиЛ успешно превратили в парк развлечений, о времена, л нравы. Два движка, на каждую сторону, независимая подвеска всех колес...одним словом машину делали в нагрузку к галошам. А этот не пойми чего оставьте для выставок в Дубае, распиловщики наши.
  4. -7
    16 мая 2023 07:21
    Русский может сделать что угодно, любой сложности, но только в 1 экземпляре, чтобы выслужиться перед начальством и похвастаться на публике. Но в серийном производстве, как правило все это пойдет на дно.
    (Говорят, что это немецкое выражение. Но я, русский, с ним полностью согласен.
  5. +5
    16 мая 2023 08:03
    Завод легковых автомобилей и завод тяжёлых грузовых автомобилей это совсем разные производства. От слова вообще.
    Поэтому что там будут делать на бывшей тойоте, тайна покрытая мраком. Ё-мобиль мы уже проходили.
    И непонятно желание камаза ввести заградительные пошлины на китайские грузовики, если сейчас сам завод завод полностью загружен заказами на полгода вперёд.
  6. +2
    16 мая 2023 10:42
    В начале мая корпорации «Алмаз-Антей» передали бездействующий завод Toyоta в Шушарах под Санкт-Петербургом. Руководство тут же передало актив Обуховскому заводу под производство БАЗ-S36A11. Вот так производитель лучшего в мире ПВО неожиданно стал владельцем автомобильного бизнеса.

    "Алмаз-Антей" стал владельцем автомобильного бизнеса ещё восемь лет назад - когда концерн решил не завязываться 100% на белорусские шасси от МЗКТ и приобрёл обанкротившийся БАЗ. Тогда отдельные товарищи упрекали Россию чуть ли не в предательстве Белоруссии - как вы смеете сами производить шасси, вы обязаны закупать их у нас.
  7. +3
    16 мая 2023 11:16
    Камазовская «Платформа-О» так и не избавилась от своих чрезмерно инновационных болячек, а капотный четырехосный Урал-6308 слишком сложен и дорог в производстве.

    вот самое обидное, что в эту экзотику было впихано х..лярд денег, а выхлопа ноль, особенно с Платформой интересно получилось
    Нарастающее отставание многоцелевых тактических грузовиков российской армии (КамАЗы и «Уралы») от мировых лидеров во многом случилось из-за щедрого финансирования «Платформы-О».

    В общей сложности, затраты на разработку и производство машин перспективного семейства оцениваются в 10 млрд рублей (источник – издание «Военно-промышленный курьер», автор – Александр Привалов, главный редактор «Автомобильного каталога»).


    С 2019 года на вооружении российской армии (точнее, в опытной эксплуатации) сейчас 5 ракетоносцев Камаз-7950. Больше закупать не планируется, так как машины сложные, ненадежные, укомплектованные иностранными агрегатами и чрезвычайно дорогие. На боевое дежурство машины с ракетами «Ярс» не выходят, а играют малозначительную роль вспомогательных шасси.

    https://topwar.ru/178767-jelektrohod-platforma-o-glavnyj-proval-rossijskogo-voennogo-avtomobilestroenija.html
    Да вся эта пестрота только создаёт трудности в эксплуатации автомобилей в войсках и ложится не померным грузом на бюджет. Необходимо придти к единому образцу. БАЗ значит БАЗ, надёжно, целиком отечественный ,относительно прост и не так дорог! ещё бы бронированую кабину!
    И это кстати касается не только, тягачей танковозов, но и прочих грузовых автомобилей и конечно боевой техники, таких как БМП, БТР, разновидность которых сейчас огромна. Да что там говорить если одних участвующих в СВО танков (Т-62, экзотику Т-64 не надо списывать со счетов, Т-72, Т-80, Т-90, в сети ещё блуждают фото Т-55 в эшелоне)) итого 5!!! Армата и Т-55 пока под вопросом.
    1. +1
      16 мая 2023 15:56
      Цитата: Dimon-chik-79
      Армата и Т-55 пока под вопросом.

      Т-55 без вопросов уже прибывают (пусть и в ограниченных количествах) в зону СВО , и используется в качестве огневого усиления пехоты и для ведения огня в т.ч. с закрытых позиций .
      Причина - снарядный голод на основные калибры калибры , в то время как снарядов для 100 мм. и 115 мм. орудий танков Т-55 и Т-62 на складах полно .
      Заметили как часто даже в роликах из СВО ОБТ ведут огонь с закрытых позиций ? А ведь это расстрел и изнашивание стволов и расход не бесконечных снарядов 125 мм. калибра . Вот и решили их разбавить и дополнить более старшими собратьями , для орудий которых снарядов достаточно , да и вообще лишний ствол на войне только в пользу .
      Так что пока не изживётся снарядный голод в ход будут идти те орудия , снарядов к которым на складах много . И это - нормально .
      А с "Арматой" тоже всё ясно - это концепт , сырой , недоведёный , без надёжного двигателя , который сможет эффективно использоваться только в комплексе с целого ряда машин и систем , которых нет . Да и боевая ценность и соотношении к цене , весьма сомнительна , по крайней мере с таким орудием . Так что пока всё остальное для этой машины не готово , имеет смысл вернуться к 152 мм. орудию в концепции танка Т-95 . Тогда все эти затраты и потуги смогут оправдаться приемлемым результатом .
  8. m-z
    +2
    16 мая 2023 11:41
    Дизель у БАЗ-S36A11 отечественный ЯМЗ-6531 мощностью 422 л. с. .... и БАЗ-S36A11 довольствуется механической коробкой передач ЯМЗ-1909. Девятиступенчатый агрегат способен переварить до 1900 Нм, что почти в два раза больше предлагаемого силовой установкой.
    Поправлю автора: ЯМЗ-6531 - 367 л.с., кр. момент 1800 Нм, поэтому КПП ЯМЗ-1909 почти на пределе. ЯМЗ-653 - 422 л.с., 2000 Нм - указанная КПП не выдержит.
  9. 0
    16 мая 2023 15:24
    Цитата: Alexey RA
    В начале мая корпорации «Алмаз-Антей» передали бездействующий завод Toyоta в Шушарах под Санкт-Петербургом. Руководство тут же передало актив Обуховскому заводу под производство БАЗ-S36A11. Вот так производитель лучшего в мире ПВО неожиданно стал владельцем автомобильного бизнеса.

    "Алмаз-Антей" стал владельцем автомобильного бизнеса ещё восемь лет назад - когда концерн решил не завязываться 100% на белорусские шасси от МЗКТ и приобрёл обанкротившийся БАЗ. Тогда отдельные товарищи упрекали Россию чуть ли не в предательстве Белоруссии - как вы смеете сами производить шасси, вы обязаны закупать их у нас.


    БАЗ не обанкротился (хотя кое-кто на Каме был бы очень этому рад), там эффективному собственнику надоело возиться с активом и он собирался тупо его ликвидировать.
    А Алмаз-Антею надоело возиться с поделиями Ремдизеля в условиях, когда краник с белорусами был почти перекрыт совместными усилиями Рыгорыча и нашего МО.
  10. 0
    16 мая 2023 19:15
    Если они, по "базовской" традиции не сместят чуть кабину вперед, что бы убрать из под неё колесо, то будет плохо
  11. 0
    16 мая 2023 21:27
    Цитата: Konnick
    А ЗиЛ успешно превратили в парк развлечений

    Не в парк, а в жилой комплекс ЗИЛ-АРТ. Когда уже эта ая Москва треснет от количества народа, в ней проживающего. Хотя уже грыжа вылезла в виде ТинАО.
    А по теме, у нас всегда были проблемы с коробками передач. Всегда они делались без запаса. А моторы ярославские вполне себе. Вот и капитализм в действии. Нет бы скооперироваться с КамАЗовцами, их коробки хорошо себя показали и «половинки» у них удобнее, чем у МАЗовских. А вообще радует то, что у нас что-то ещё живо, в плане автопрома. Менагеров бы только дефективных не допускали бы до... Мечты, мечты....
  12. 0
    17 мая 2023 18:39
    Кстати у КАМАЗА есть подразделение, которое ставит вместо мостов - независимую и как хочешь управляемую подвеску с пневмой. У самого Камаза (вроде бы он очухивается от санкций) возможностей по типоразмерам и мощности дизеля больше, чем у остальных . Мощность Р6 у Камаза от 450 -750лс и планируют лицензировать дизель Вичай Р6 на 850лс.
    БАЗ в первую очередь проект тяжелого грузовика для дорог общего пользования. Кстати, может и носитель чего то типа Панциря. Хотелось бы увидеть 8х8 и 10х10
  13. 0
    18 мая 2023 13:52
    Как вы достали с заградительными пошлинами. Как не смогли сделать за 20 лет с гос субсидиями и пошлинами (обосрались), так сразу загродить! Как конкуренты при сво ушли, так сразу, лада веста под 2 млн рублей!! Клоуны
    1. +1
      17 октября 2023 21:43
      Цитата: N.O.M.A.D.E.
      Как конкуренты при сво ушли, так сразу, лада веста под 2 млн рублей!! Клоуны
      И что, далеко ушли ? Автовозы груженые по трассе так и шныряют. Перестали собирать у нас, везут серым импортом.
  14. Бескапотная компоновка малопригодна для военных целей. Для ремонта приходится откидывать кабину, чтобы получить доступ к двигателю и агрегатам. И в случае подрыва на мине, капотная компоновка предпочтительнее.
  15. +1
    26 мая 2023 08:49
    Похоже, первый обзор машины