Одиссея вспомогательного крейсера «Комет» по Северному морскому пути

47
Летом 1940 года немецкое судно «Комет» прошло по стратегическому морскому пути СССР – Северному морскому. Но чем это обернулось для всех и кто главный выгодоприобретатель? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Для начала я расскажу, что это вообще за судно.



Судно


Вообще, этот корабль был построен германской фирмой «Дешимаг» в Бремене и был спущен на воду в 1937 году как торговое судно «Эмс». Оно имело водоизмещение 7 500 тонн, максимальную скорость в 16 узлов и автономность плавания 236 дней. «Эмс» имел длину 115,4 метра, ширину 15,3 метра и осадку 6,5 метра. Корабль был однопалубным, у него было 4 грузовых люка, два шестицилиндровых двухтактных дизеля фирмы MAN мощностью 3 900 лошадиных сил. Мог проплыть 61 000 миль и имел запас топлива 2 485 тонн.

Однако в начале Второй мировой войны судно «Эмс» реквизировали, переоборудовали на верфи «Ховальдсверке», и оно пополнило 2 июня 1940 года состав кригсмарине. Экипаж состоял из 267 человек (включая 17 офицеров), командир – капитан цур зее Роберт Эйссен.

Вооружение выглядело так: шесть пушек C/16 L/45 (боезапас 1 500 снарядов), одна 75-мм L/35, две спаренные зенитки калибра 37 мм C/30 L/83 (боезапас 4 000 снарядов), четыре зенитных автомата калибра 20 мм C/30 L/65 (боезапас 8 000 снарядов), шесть торпедных аппаратов 533-мм с 24 торпедами. Также на нём могли находиться малый корабль «Метеорит» типа LS2 и два самолёта Ar.196A-1.

Одиссея вспомогательного крейсера «Комет» по Северному морскому пути

Так выглядел «Комет», будучи торговым судном «Эмс».

Теперь, собственно, об этой экспедиции.

Дело в том, дорогие читатели, что, как вы знаете, в 1939 году был заключён пакт Молотова-Риббентропа, по которому СССР имел доступ к немецким технологиям, в том числе и военным. Но немцы тоже должны были что-то получить. И они заинтересовались Северным морским путём – не потому, что бизнес, а в силу того, что ведомство кригсмарине хотело изучить Арктику. По сути, война между Третьим рейхом и СССР, по мнению Гитлера, была неизбежной, а Северный морской путь, как тогда, так и сейчас, был стратегически важным маршрутом. Этим и хотели воспользоваться немцы.

В январе 1940 года командующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер приказал военно-морскому атташе в СССР капитану Баумбаху разведать, какое отношение Москвы к этой затее, и узнать все сведения про морской путь. Он начал зондировать почву в этом направлении, но столкнулся с противодействием наркома ВМФ СССР Николая Кузнецова, который велел ничего не говорить немцу про Северный морской путь.

Однако круги власти повыше помогли решить эту проблему, и вскоре про желание немцев узнал Сталин. Он согласился, но поставил следующие условия:

• только один корабль;
• это должно произойти только в августе 1940 года;
• немцы за это платят 970 000 марок.

Читатели меня спросят: а что так много?

Да не в деньгах вовсе дело! Если бы он хотел заработать на этом деньги, то он бы дал согласие не на один, а на четыре корабля, как хотели немцы! Причина была в том, что в то время шла Советско-финская война, и финнов поддерживали враги Германии – Англия и Франция! Они и так активно помогали Маннергейму, а если бы до них дошла информация про эту экспедицию, Англия и Франция пошли бы на открытый конфликт с СССР, что тогда было бы чревато последствиями! Четыре корабля обнаружить легче, один – намного сложнее, поэтому Сталин дал согласие только на один корабль, который был для секретности переименован в пароход «Семён Дежнев».


Карта маршрута Севморпути. Подобный маршрут (правда, точкой старта был пролив Маточкин шар, а не Архангельск или Мурманск) и проделал немецкий крейсер-путешественник.

Теперь, собственно, про путешествие.

Путешествие


15 июля 1940 года «Комет», находясь неподалёку от Норвегии, получил радиограмму из Берлина, где говорилось, что в связи с тяжёлой военной обстановкой русские предложили постоять некоторое время в Мурманске. Наверняка это было для того сделано, чтобы проверить, в целости и сохранности ли корабль. Но капитан Эйссен отказался, объяснив такое желанием сохранить скрытность миссии.

Вместо этого он решил крейсировать севернее острова Колгуев. При этом постоянно меняя своё местоположение, экипаж активно занимался боеподготовкой, радисты прослушивали эфир и записывали разговоры советских моряков и лётчиков, гидрографы измеряли глубины. И лишь 13 августа Роберту сообщили, что «Комет» ожидает в проливе «Маточкин шар» ледокол «Ленин». Туда и отправился немецкий корабль.

Впрочем, ледокол ушёл, а Эйссена встретили два лоцмана – капитаны дальнего плавания Карельских и Сергиевский. Им было ясно, что судно-то (в очередной раз переименованное в «Донау») военное, ведь экипаж состоял из военнослужащих.

И лишь почти через неделю, когда ледовая обстановка улучшилась, 19 августа 1940 года, вояж начался.


Льды бескрайней Арктики. С такими и пришлось иметь дело немецкому кораблю-путешественнику.

Мало того, что экипаж состоял из военных, так он ещё и занимался фотосъемкой и промером глубин. Но лоцманы на этом не зацикливали своё внимание, сделав вид, что им это не интересно, таким образом усыпив бдительность Hauptmann zur See, и он думал, что перехитрил русских. Но не всё так просто.

«Комет» должен был вернуться обратно, так как без ледокола двигаться было просто невозможно. Плюс шесть дней бушевал шторм, и эти шесть дней судно находилось в проливе Матисена в архипелаге Норденшельда. И лишь 25 августа «Комет» наконец-то встретился с ледоколом «Ленин». Тот довёл немцев до моря Лаптевых, а там их забрал другой ледокол «Иосиф Сталин».

Они еле-еле перебрались через льды, после чего Эйссен продолжил маршрут путешествия самостоятельно вплоть до пролива Санникова, где его встретил ледокол «Малыгин», но так как он еле-еле двигался, немцы от его помощи отказались.

Они с большим трудом добрались до Медвежьих островов, где их встретил ледокол «Лазарь Каганович». С его помощью «Комет» добрался до острова Айон к 1 сентября. Ночью случилась поломка рулевого управления, которую, впрочем, удалось восстановить, а днём Иван Папанин, начальник Главсевморпути, хотел вернуть судно обратно, но ничего не вышло. Немцы, отпустив ледокол и лоцманов, отправились своей дорогой...

Вывод


Итак, мы должны ответить на вопрос, который мы поставили себе в самом начале: «Кто главный выгодоприобретатель?»

Конечно же, немцы! «Комет», проделав кругосветное путешествие через Индийский и Атлантический океаны, потопил ряд британских судов.

А СССР пострадал, потому что когда «Комет» вернулся в Германию, с него передали всю информацию про Севморпуть, чем позже и воспользуются подлодки кригсмарине.

Поэтому в СССР эту историю старались не вспоминать.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    20 мая 2023 04:18
    Все имеет цену.
    И отсутстаие денег тоже.
    Взаимное проникновение в"чувствительные области" скорее всего было для раздражения англов и тп уступов для пллучения преимуществ в др областях.
    Сложная игра приводила всех игроков в конце концов к расплате.
  2. +16
    20 мая 2023 04:24
    Че-то повествование какое-то рваное, местами запутанное и неразъясненное.
    И не гауптманн, а Kapitän zur Zee, т.е. 1-го ранга.
    Автор типа не морской?
    Я вот сухопутный, но кривых косяков обнаружил как на целую книгу.
    1. +10
      20 мая 2023 04:55
      Замечания к статье есть, но «не боги горшки обжигают»! Люди пробуют, у кого-то получается у кого-то не очень.
      Автору, если он не опустит руки после настоящей критики, предстоит долгий путь. По сути, осмелюсь ему посоветовать, начинать с плана - четко обозначив задачи работы. Потом следуя к ним, незабываем давать изюминку, иллюстрации, интерлюдии и сравнения. Настоящую работу можно исправит биографическими вставками о судьбах героев. Технические данные должны быть системны. Можно было бы сделать отступление по катеру «Метеору» и авиации Комета! Можно продолжать долго.
      С другой стороны, Автору как минимум плюс за смелость!!!
      1. +9
        20 мая 2023 08:31
        Про ледоколы стоит дать краткую справку и ссылки.
        А то ведь текст про них читается так, как будто в 1940-х по Арктике русские уже рассекали на атомных ледоколах и информация поиском ищется не сразу.

        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD_(%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4)
      2. +11
        20 мая 2023 14:28
        «Ко́мет» («Комета», нем. Komet) — немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. HSK-7, бывшее торговое судно «Эмс» (нем. Ems), в германском флоте обозначался как «Судно № 45», во флоте Великобритании — «Рейдер „B“».
        В 1940—1941 годах участвовал в боевых действиях на морских коммуникациях в Тихом океане, в районе Австралии и Океании. Тоннаж потопленных и захваченных им судов антигитлеровской коалиции составил 42 000 брт.
        фото 29 октября 1940г..«Комет», замаскированный под японский пароход «Манийо Мару»

        рис. Схема вооружения «Комет»

        Осенью 1942 года "Комет" потоплен британскими торпедными катерами в Ла-Манше у мыса Хога на траверзе Шербура. Две торпеды, выпущенные катером MTB 236, попали в корабль, после чего детонировали боеприпасы; судно раскололось и ушло на дно. Погиб весь экипаж 251 человек, спасённых не было.
        4 июля 2006 года останки рейдера «Комет» были обнаружены исследователем Иннесом Маккартни (Innes McCartney) в Ла-Манше на глубине 70 метров. Было установлено, что в результате мощного взрыва корабль разломился пополам и перевернулся. Маккартни с тонким английским юмором охарактеризовал его гибель:
        Комета, превратившаяся в огненный шар

        ссылка: Komet that turned fireball. Divernet (март 2008)
        1. +6
          20 мая 2023 14:58
          фото. рейдер "Комет"

          рис. схема маскировки под торговое судно, фальшборты
          и размещения основных помещений и вооружения на немецком рейдере "Комет"
      3. +4
        20 мая 2023 19:27
        Коте пане Коханка: Можно было бы сделать отступление по катеру «Метеору» и авиации Комета!

        Мое почтение, Владислав hi
        На сайте "рейдер Комет" https://history.wikireading.ru/96977
        пишут:
        перед выходом в рейдерское плавание на борт "Комета" было приняты четыреста якорных мин (значительно больше, чем это было положено по штату даже для более крупных рейдеров), и быстроходный катер" Метеор", специально предназначенный для скрытных минных постановок и высадки абордажных команд.

        ТТХ катера к сожалению найти не удалось. А вот про гидросамолет кое-что есть.
        В специальном корабельном ангаре был также размещен гидросамолет типа «Арадо Ar 196». Наличие на борту самолета позволяло рейдеру вести дальнюю разведку в море, в том числе и ледовую.

        Арадо Ar 196 (нем. Arado Ar 196 ) — немецкий одномоторный военный гидросамолёт-разведчик времён Второй мировой войны.

        ТТХ:
        Экипаж: 2 человека (пилот и стрелок-наблюдатель)
        Длина: 10,95 м
        Высота: 4,4 м
        Размах крыла: 12,4 м
        Площадь крыла: 27,4 м²
        Масса:
        пустого самолёта: 2340 кг
        нормальная взлётная: 3300 кг
        Тип двигателя: BMW-132К (иногда — АШ-62ИР)
        Мощность: 960 л. с.
        Максимальная скорость: 330 км/ч
        Крейсерская скорость: 265 км/ч
        Практическая дальность: 795 км
        Максимальная скороподъёмность: 415 м/мин
        Практический потолок: 7000 м
        Вооружение:
        две 20-мм автоматические пушки MG FF (в консолях крыла)
        7,92-мм авиационный пулемёт MG 17 (курсовой, справа от кабины)
        7,92-мм авиационный пулемёт MG 15 (на турели) или спаренная установка MG 81Z
        две 50-кг авиационные бомбы (под консолями крыла)
        ссылка:https://history.wikireading.ru/96977
        ссылка:https://ru.wikipedia.org/wiki/Arado_Ar_196
        1. +1
          22 мая 2023 18:29
          Ричард, вы украсили эту статью своими коментами, да и не только эту hi
      4. +2
        20 мая 2023 19:42
        Приветствую, Влад
        Панегирики автору Опуса лишнее сотрясение воздуха. С любой стороны. Это мелкая сенсация попросту
        Орден Сутулова чумаку за смелость Минусуйте! раздразжает наглость и напористось толкателя фуфла. И готовность наша делиться оккультными соображениями am crying
    2. +9
      20 мая 2023 09:09
      Добрый день!
      Я, честно, не моряк, но объясню, почему я применил такой термин. Просто "гауптманн" в переводе с немецкого тоже значит "капитан". Да, я признаю свою ошибку, что не то слово написал. Просто синоним хотел написать.
    3. Комментарий был удален.
      1. +5
        20 мая 2023 22:07
        Борисыч не рычи, не ошибается тот кто ничего не делает. Критика должна быть соразмерной допущенной ошибки. Просто мы с тобой немного в теме и осознаем, что специалисты в данном вопросе разбираются лучше. Автор попробовал силы, дал нам возможность по общаться и указать ему на ошибки, ну не в «котел же его»!
        Если честно, я бы не рискнул копать тему Комета, слишком много темных пятен.
  3. +17
    20 мая 2023 04:39
    а днём Иван Папанин, начальник Главсевморпути, хотел вернуть судно обратно, но ничего не вышло. Немцы, отпустив ледокол и лоцманов, отправились своей дорогой...

    Дополню:
    На борт "Комет" была принята радиограмма от начальника Главсевморпути И. Д. Папанина с требованием вернуть немецкий корабль назад под предлогом того, что в районе Берингова пролива появились враждебные Германии корабли.
    Эйссен подчиниться отказался, и, в конце концов, разрешение следовать дальше на восток было получено. "Комет" продолжил путь в одиночку, в начале сентября прошёл Берингов пролив. Во время непродолжительной остановки в бухте у Анадыря шедший до этого под японским флагом "Комет" вновь замаскировался в советский "Дежнёв", 10 сентября 1940 вышел в Тихий океан.

    Дальше одиссея была разбойничья:
    В Тихом океане. Направляясь в отведённый ему район "крейсирования", "Комет" 30 сентября 1940 подошёл к Каролинским островам. Через два дня при посадке разбился имевшийся у него на борту гидроплан. У острова Ламотрек "Комет" встретился с вспомогательным крейсером - "Орионом". 14 октября возле этого острова крейсер встретился с судном снабжения "Кульмерланд", 18 октября к ним присоединился "Орион" с транспортом "Регенсбург". На совещании капитаны судов запланировали совместные действия в течение следующего месяца.

    29 октября 1940 г., "Комет" (замаскированный под японский пароход "Манийо Мару"), "Орион" ("Майебашу Мару"), "Кульмерланд" ("Токио Мару") в качестве разведывательного судна взяли курс в район острова Науру, в поиске целей и разрушения фосфатных разработок на острове.
    Первый приз - американский пароход "Таун Элвуд", пришлось отпустить, Америка ещё сохраняла нейтралитет и военных грузов на борту судна не было. Следующую цель, новозеландский пароход "Холмвуд", потопили артиллерией, предварительно сняв команду.

    Через два дня - британское пассажирско-рефрижераторное судно "Рэнгитин". Судно отказалось остановиться, передало в эфир предупреждение, было потоплено орудийным огнём. Встреченное по пути к Науру ещё одно судно, австралийский пароход с грузом фосфатов "Трейона", было остановлено, экипаж снят, судно потоплено торпедой.

    На стоянке в Науру было обнаружено ещё три судна: норвежский транспорт "Винни", новозеландский "Тристар", австралийские "Комата" и "Трюайдек", они все были потоплены, экипажи сняты. 8 декабря 1940 г., соединение немецких кораблей готовилось к арт. обстрелу порта Науру, погода не позволила этого сделать. Корабли отошли к острову Эмирау, высадили пленных. Далее, "Комет" пошел к Рабаулу, "Орион" вернулся для ремонта к о. Ламотреку, "Кульмерланд", ушёл в Японию.

    Пропажа потопленных немцами судов вызвала ответные действия, в тер. водах Австралии и Новой Зеландии было объявлено военное положение, началось патрулирование морских коммуникаций.

    27 декабря 1949 года, капитан "Комет", после предупреждения администрации порта Науру, произвел орудийный обстрел складов, хранилищ с топливом, иных промышленных объектов. Обстрел привёл к большим разрушениям и пожарам. Поставки фосфатов на несколько месяцев прекратились. Нападение на Науру вызвало большой международный резонанс, в том числе и в Японии - она тоже сильно зависела от этого ценного сырья, которого надолго лишилась из-за этой акции. Правительство Японии заявило, что эти действия германского рейдера ставят под вопрос обслуживание немецких судов в японских базах.
    Как следствие этого, Эйссен получил выговор от руководства кригсмарине, носивший формальный характер. 1 января 1941 года, ему было присвоено звание контр-адмирала.
    Учитывая активизацию действий флотов союзников в этом районе, было принято решение передислоцироваться в Индийский океан.

    1 января 1941 года "Комет" двинулся на запад. Переход осуществлялся по морю Росса, у самой кромки Антарктиды, в надежде встретить китобойные суда противника, однако попадались лишь японские промысловики.
    На о. Кергелен были обнаружены большие запасы продовольствия, брошенные из-за войны. Во время стоянки был также произведён осмотр корпуса судна.
    11 марта корабль отправился на встречу с "Пингвином", который находился в Индийском океане вместе с судном снабжения "Альстериор" и вспомогательным судном "Адъютант".
    "Комет" шесть недель находился в восточной части Индийского океана, но не встретил ни одного судна противника. 8 мая он переместился восточнее - на коммуникации между Австралией и Коломбо.

    После гибели "Пингвина", вспомогательное судно последнего "Адъютан"» присоединилось к "Комету", было оборудовано для постановки мин и направлено к Новой Зеландии. После постановки мин вблизи Веллингтона оно 1 июля вновь присоединилось к "Комету", но из-за неполадок в двигателе вскоре было затоплено.
    В середине июля 1941 года "Комет" пополнил запасы топлива и продовольствия от судна снабжения "Аннелиз Эссбергер", после чего повернул на Восток.

    14 августа 1941 года на пути к Чили "Комет" обнаружил и потопил британское судно "Остралинд". Через три дня он встретил голландский теплоход "Кота Нопан" с ценным грузом - каучуком, оловом и марганцевой рудой. На него была направлена призовая команда и оба судна продолжили свой путь в Европу. Ещё через двое суток был потоплен британский пароход "Девон".

    В западной части Тихого океана "Комет" встретился с "Атлантисом" и с судном снабжения "Мюнстерланд" шедшим из Иокогамы. Пополнив запасы, "Комет" замаскировавшись под португальский пароход "Тома" вместе с "Кота Нопан" обогнул мыс Горн.
    Здесь они разделились и направились в Европу.

    16 ноября 1941 во Францию успешно пришёл "Кота Нопан", 26 ноября, встреченный своими подводными лодками, прибыл в Шербур "Комет". 28 ноября он с охранением прошёл Ла-Манш, 30 ноября 1941 был в Куксхафене, затем перешёл в Гамбург.

    Совершив кругосветное путешествие, "Комет" провёл в плавании 516 дней и оставил за кормой около 87 000 миль в четырёх океанах.

    Второй поход с новым экипажем под командой капитана (по нашему каперанг) Ульриха Брокзина начался в осенью 1942 года.
    Всего лишь через неделю после выхода из Гамбурга "Комет", несмотря на сильное охранение, был атакован британскими торпедными катерами в Ла-Манше у мыса Хога на траверзе Шербура. Две торпеды, выпущенные катером MTB 236, попали в корабль, после чего сдетонировали боеприпасы, судно раскололось на две части и ушло на дно. Погиб 251 человек, спасённых не было.
    Вывод

    Итак, мы должны ответить на вопрос, который мы поставили себе в самом начале: «Кто главный выгодоприобретатель?»

    Конечно же, немцы! «Комет», проделав кругосветное путешествие через Индийский и Атлантический океаны, потопил ряд британских судов.

    А СССР пострадал, потому что когда «Комет» вернулся в Германию, с него передали всю информацию про Севморпуть, чем позже и воспользуются подлодки кригсмарине.

    Поэтому в СССР эту историю старались не вспоминать.


    Это был единственный случай прохода корабля кригсмарине Северным морским путём. Полученные рейдером данные позднее были использованы немецкими крейсерами и подводными лодками во время боевых действий в Арктике.
  4. +11
    20 мая 2023 06:06
    с него передали всю информацию про Севморпуть, чем позже и воспользуются подлодки кригсмарине.

    Российские моряки к 1940 году почти 500 лет изучали особенности того, что сейчас называется СМП. А немцы за 1 рейс одного судна сразу все узнали. Очередной пересказ "демократической истории" о "глупом Сталине".
    Противно!
    1. +12
      20 мая 2023 06:42
      Цитата: Дилетант
      с него передали всю информацию про Севморпуть, чем позже и воспользуются подлодки кригсмарине.

      Российские моряки к 1940 году почти 500 лет изучали особенности того, что сейчас называется СМП. А немцы за 1 рейс одного судна сразу все узнали. Очередной пересказ "демократической истории" о "глупом Сталине".
      Противно!

      Немцы тоже не за 1 рейс 1940 года собрали сведения о лоциях СМП.
      Начало германских интересов в Арктике приурочивают к 1895 г., когда в Лондоне состоялся VI Международный географический конгресс, где всем географам мира было рекомендовано уделять изучению заполярных областей повышенное внимание. До конгресса, немецкий географ Август Петерман (1822–1878) призывал к освоению Северо-Восточного прохода в Тихий океан.

      Во время 1 мировой войны германские вспомогательные крейсеры (рейдеры) "Берлин", "Гроссер-курфюрст" и "Метеор" действовали против русских и британских судов в Баренцевом море. В июне 1915 г. кайзеровский флот использовал для ведения войны на Севере минный склад на беломорском о. Поной, а в Баренцевом море находился австрийский транспорт, обеспечивавший топливом германские подводные лодки и крейсеры.

      Во времена "Веймарской республики" немецкие ученые, позже после прихода нацистов к власти, с середины 1930-х годов "немецкие ученые" прибыли в Карское море на советском зверобойном судне "Мурманец" и были высажены на острова в качестве "научных сотрудников ленинградского Арктического института". Считается что их "деятельность" курировал Абвер.

      Все-таки командование Вермахта и Кригсмарине в 1941 г. рассматривали арктический регион как второстепенный для ведения БД. С 1942 года, арктическим районам немцы стали уделять больше внимания. Например, немецкая группа "Кладоискатель" под командованием лейтенанта А. Макуса и научного руководителя В. Дресса, производили метеонаблюдения, радиоперехват и дешифровку советских радиограмм, радиопеленгование советских и союзных военных конвоев. Известно об 11 тайных базах и опорных пунктах Кригсмарине и Люфтваффе.

      Летом 1942 год в целях разгрома Северного флота, установления блокады и противодействию союзным конвоям, Кригсмарине была разработана операция "Вундерланд" (Страна Чудес). Для планирования операции использовались материалы советско-германских экспедиций 1930-х гг., охватывающие также районы Северной Земли и Колгуева. На Земле Франца-Иосифа были созданы тайные метеопункты и база для аккумуляторной зарядки, ремонта подводных лодок. На о. Междушарском появились взлётные полосы, а в Ледяной гавани – опорный пункт для доставки горючего и продовольствия. В ходе военных действий на арктических островах были построены другие мобильные пункты для авиазаправок, склады продовольствия и боеприпасов, блиндажи и т.п.
      С июля по октябрь 1943 г. у восточного побережья Новой Земли и в Карском море действовало более десятка немецких ПЛ, которые потопили транспорт "Диксон". В 1944 г., используя секретные опорные пункты и базы, в Арктике оперировали 12 ПЛ, причём 6 из них были направлены в Карское море и объединены в ударную группу "Грейф".
      С немецкой точки зрения, нападение на Диксон было успешным: два судна были разбиты, уничтожены портовые сооружения, нефтяной терминал, радиоузел и метеостанция, казалось, что центр СМП был выведен из строя. На самом деле, ущерб от бомбардировки по советским меркам был незначительным: порт не был взят, электростанция уцелела, радиомачты на восстановлены, пожар потушен, "Революционер" и "Семён Дежнёв" отремонтированы менее чем за неделю. В итоге, л/к "Фёдор Литке" и "Таймыр", отправленные в Дудинку, за три дня доставили в Диксонский порт достаточно топлива, чтобы следующий арктический конвой прошёл без задержек....
      БД в советской Арктике - это отдельная история.

      В настоящее время, многие историки все-таки считают, что якобы недальновидность наших спецслужб и тов. Сталина была основана на том, что СМП рассматривался советским военным руководством не как вероятный театр военных действий, а лишь как транспортная коммуникация, которую всё-равно никто не сможет контролировать.
      1. +9
        20 мая 2023 09:09
        Вы отлично знаете историю освоения Севера. Это хорошо. А автор статьи, вместо того, что бы что-нибудь почитать, решил что-нибудь написать. Это плохо. Надеюсь, что прочитав Ваш коммент, он сделает для себя правильные выводы. drinks
        1. +7
          20 мая 2023 13:15
          Цитата: Дилетант
          Вы отлично знаете историю освоения Севера. Это хорошо. А автор статьи, вместо того, что бы что-нибудь почитать, решил что-нибудь написать. Это плохо. Надеюсь, что прочитав Ваш коммент, он сделает для себя правильные выводы. drinks

          Служба была одно время на Северо-Восточных рубежах, хотя и не в военно-морском чине, но с ВМС КТОФ и БОХР ПС ФСБ России взаимодействовать приходилось. В Певеке, Анадыре, Дудинке и Тикси бывать доводилось.
          Бывали на Беринговом проливе, в промысловых подзонах Берингова и Охотского морей. Про историю освоения и развития СМП слушать и запоминать, самостоятельно изучать было целесообразно как для личного развития полезно..., в целях изучения оперативной обстановки в регионе.
          В конце нулевых годов, при содействии действующей тогда губернатором С.Пб Матвиенко, была организована пробная проводка судов с рыбопродукцией с Дальнего Востока под патронажем Кожемяко О.Н. Помнится тогда проблемы возникли с проводкой, суда-рефрижераторы вышли в середине августа, к началу сентября в восточной части российской Арктики уже была сложна ледовая обстановка.
          Тем более, часть моих предков связана с ТОФ и МЧ ПВ КГБ СССР.
    2. +4
      20 мая 2023 07:07
      А немцы за 1 рейс одного судна сразу все узнали.
      Всё не всё, но информацию получили.
    3. +8
      20 мая 2023 09:29
      Вы ошибаетесь. Сталин не был глупым. По-моему, Иосиф Виссарионович был самым успешным вождём СССР. Посмотрите, в каком плачевном состоянии находилась наша страна к моменту, когда он ещё только приходил к власти, и состояние, в которое наш вождь привёл. Наша с Вами любимая страна стала сверхдержавой, наша армия была фактически самой сильной - такой же сильной армии нигде, практически, не было (ну, США это США, здесь ничего удивительного нет). Поднялся уровень нашей промышленности в несколько десятков раз: если в 30-х годах мы производили там БТ-2 и БТ-5, то к середине 50-х годов производили Т-54 и Т-55. Аналогично и с авиацией: если в 30-х годах мы производили И-15 и И-16, то к середине 50-х производили Миг-15 и Миг-17. Примеров для сравнения можно привести очень много, которые докажут, что при Сталине СССР стал намного сильнее и лучше.
      Да, Сталин серьёзные просчёты в отношении немцев допустил, однако всё же, повторюсь, несмотря на все его ошибки и репрессии, Сталин - самый лучший вождь СССР.
      1. +8
        20 мая 2023 09:39
        Такие утверждения, что "Сталин глупый" и т.п. это утверждения запада. Не верьте западу, запад много чего очернил и испортил.
  5. +8
    20 мая 2023 07:04
    который был для секретности переименован в пароход «Семён Дежнев».
    Легенда прикрытия предусматривала, что Норвежское и Баренцево моря германский рейдер будет проходить замаскированным под новый советский ледокольный пароход "Семен Дежнев".Руководство "Севморпути",вообще убрало из акватории Баренцева моря настоящего "Дежнева", вместо того чтобы работать на трассе Мурманск - Шпицберген, "Дежнев" был отправлен в Карское море для доставки снабжения на самые отдаленные полярные станции этого региона.
    1. +7
      20 мая 2023 08:46
      Цитата: parusnik
      Руководство "Севморпути",вообще убрало из акватории Баренцева моря настоящего "Дежнева", вместо того чтобы работать на трассе Мурманск - Шпицберген, "Дежнев" был отправлен в Карское море для доставки снабжения на самые отдаленные полярные станции этого региона.


      Полярный пароход отправили "в политическую ссылку", ещё дальше на Север.
  6. +13
    20 мая 2023 09:41
    Про германские рейдеры есть много интересных статей, особенно про бой Корморана и Сиднея, когда противники потопили друг руга, причем вспомогательный крейсер не уступил, да и Пингвин принял бой с Корнуоллом. Много они шороху навели на коммуникациях британцев
  7. +12
    20 мая 2023 09:45
    Поход Комет по СМП оброс впоследствии легендами. Тайные немецкие метеорологические базы в дельте реки Лена, базы подводных лодок. Хотя на Земле Франца Иосифа была станция с взлетно-посадочной полосой.
    1. +14
      20 мая 2023 11:36
      Такие базы располагались не только на архипелаге Земля Франца-Иосифа.С 5 по 20 августа 1943 года экипажем подводной лодки U-255
      (входила в группу подводных лодок «Викинг», оперирующей в советской Арктике)
      на северо-восточном берегу архипелага Новая Земля был создан пункт заправки гидросамолетов-разведчиков BV-138 (в 60 километрах от мыса Желания, взлетная полоса на мысе Константина).Не забыли и о Береге Харитона Лаптева. Здесь, на берегу бухты Волчья (архипелаг Норденшельда) в 1946—1947 годах было обнаружено еще одно продовольственное депо гитлеровцев. Там сохранился большой запас норвежских и датских консервированных продуктов и растительного масла, а также склад осветительных ракет «Nicolaus». Более того, на островах Мона сразу же после войны было обнаружено место для отстоя немецких подлодок с большим количеством пустых банок из-под различных консервов и пустых бутылок из-под «Hermann Meyer, Berlin» и датского брусничного сиропа.Для тайного ремонтного пункта подлодок были выбраны самые безлюдные места нашей Арктики - вышеупомянутые бухта Волчья и Ледяная гавань, берег островов Мона и Вардропер и бухта Слободская (у восточного берега в Енисейского залива). А с 1944 года еще и остров Столб в дельте реки Лены, и остров Капля в архипелаге Северная Земля.
      1. +10
        20 мая 2023 12:33
        А если учесть базы на Шпицбергене,
        острове Медвежий и Гренландии, то можно сказать, что Арктика была у них под колпаком, из-за отличной метеорологической службы в том числе. Подразделение «Хаудеген» на Шпицбергене капитулировало только 3 сентября 1945 года. Персонал станции «Таагет» на о.Медвежий почти весь погиб, а единственный оставшийся в живых человек был снят немецкой подводкой лодкой в апреле 1945 года
        1. +5
          20 мая 2023 16:36
          Сказка:аэродром саваслейка начали строить немцы осенью 41г.
          Приехали "нквдешники", "документы не отличить".
          Мобилизовали по округе местных.
          Только из москвы проверка раскрыла.якобы зимой 41-42гг.
          Далее не знаю (и рассказчик не знал) историю... И не досказали.
  8. +11
    20 мая 2023 09:54
    А СССР пострадал, потому что когда «Комет» вернулся в Германию, с него передали всю информацию про Севморпуть, чем позже и воспользуются подлодки кригсмарине.

    Эта версия уже давно бродит по страницам всяких опусов, генерируемых многочисленными невежественными "писателями", которые, благодаря интернету, стали распространяться подобно инфекции ОРЗ.
    Только "писатели" очевидно и не подозревают о том, что первым по Северному морскому пути еще в 1878-1879 гг. прошел шведский полярный исследователь Адольф Эрик Фрайхерр фон Норденшельд на паруснике Вега.
    А в 1882 году в Лейпциге издан двухтомник Die Umsegelung Asiens und Europas auf der Vega со всеми научными материалами, которые собрал Норденшельд во время плавания.



    А этот снимок сделан в 1931 году с борта германского дирижабля "Граф Цеппелин" во время совместной советско-германской арктической экспедиции. Дирижабль облетел значительную часть советской Арктики, как раз те районы, где во время Второй мировой войны оперировали германские подводные лодки. Была проведена подробная аэрофотосъемка, правда фотоснимки СССР так и не получили, немцы сообщили, что пленки "засветились". Только в 1945 году фотографии нашли в захваченных архивах.
    Немецкие пароходы ходили через Карское море в порты Оби и Енисея с 1933 года.
    1. -2
      20 мая 2023 11:31
      Спасибо, Frettaskyrandi...
      А то сделалось совсем скучно. Безусловно сообщение по северному пути было вполне нормой. Этот авторский закидон пусть на его совести и останется. Удержусь уже от грубых и конкретных слов....
      1. -3
        20 мая 2023 11:45
        К сожалению, в последнее время в разделе "История" жанр "авторский закидон" стал превалирующим.
        1. 0
          20 мая 2023 12:07
          Я одного взять в толк не могу, как автор зная о почти средневековом пути в Мангазею ухитрился выдать материал о "шпионских " экспедициях неких германских кораблев request
          1. 0
            20 мая 2023 12:24
            как автор зная о почти средневековом пути в Мангазею

            А с чего Вы решили, что автор знал о Мангазейском морском ходе?
            Автор, судя по репликам в комментариях, во многих вопросах, о которых берется рассуждать, вообще не ориентируется.
          2. +1
            20 мая 2023 19:17
            Смотрю, любители "авторских закидонов" минусуют, аж шубки заворачиваются.
            Пропал калабуховский дом
            1. +2
              20 мая 2023 19:56
              Мы с вами находясь в контрах лояльно выявили придурка (прости господи) а минусы в кайф пойдут.... laughing
              1. +4
                20 мая 2023 20:32
                Есть у меня конспирологическое предположение, что на сайте орудует недоделанный Искусственный Интеллект. Минусы ставит, либо случайно либо в результате работы сбойного алгоритма. Давеча посмотрел, у меня минусы оказались за копии документов, без оценочных суждений, которыми кто-то мог быть не согласен. Естественно без комментариев. Разгадка такого намека - тест на оригинальность мышления.
                А по поводу статьи, можно сказать что комментарии глубже заглавного материала. Собственно это одна из особенностей сайта.
                1. 0
                  20 мая 2023 21:49
                  Есть у меня конспирологическое предположение, что на сайте орудует недоделанный Искусственный Интеллект.

                  Что недоделанный - тут нет никакого сомнения. А вот насчет остального - сомнения есть, притом сильные.
  9. +9
    20 мая 2023 10:18
    Lynx2000 (Александр), уважаемый, вы написали: "В июне 1915 г. кайзеровский флот использовал для ведения войны на Севере минный склад на беломорском о. Поной,..." Не вспомните откуда эти сведения. Про минный склад немцев в 1 Мировую знаю в Горле Белого моря только на острове Моржовец. И то, что есть остров Поной в Белом море - прочёл впервые. Есть острова Понойские лудки чуть северо-восточнее устья реки Поной (сегодня это - Мурманская область).
    Главной целью "Страны чудес" всё же были наши ледоколы. Немцы, получив от японцев информацию о конвое с Дальнего Востока решили в районе Диксона встретить и дальневосточный конвой и 3 Арктический конвой, что шёл на Дальний Восток, под проводкой ледоколов "Ленин" и "Красин".Но дальневосточный конвой из-за тяжёлой ледовой обстановки застрял на месяц в восточном секторе Арктики, а догнать немцам конвой идущий на восток не дал, принявший бой 25 августа 1942 года ледокольный пароход "А. Сибиряков"...И как не удивится силе жизни кочегара "Сибирякова" П.И. Вавилова, выжившего, после потопления немцами судна, доплывшего (В Карском море!) до острова и прожившего на острове 34 дня, пока не эвакуировали его гидросамолётом.
    В 1942 году решили прекратить строительство УЖД от Хальмер-Ю к порту Хабарово и закрыть лагерь в Хабарово. Хотя весь 1941 год Северное морское пароходство и Мурманское морское пароходство на обеспечение лагеря на строительстве этой узкоколейки и порта перевезли сотни тонн грузов. U-209 17 августа 1942 года у острова Матвеев разгромила караван, шедший из Хабарово в Нарьян-Мар: не вооружённых 2 буксира "Комсомолец" и "Норд", что вели 2 баржи и неисправный буксирный пароход "Комилес". Погибло больше 300 человек, уцелел только буксир "Норд".
    В 1944 году немецкие подводники потопили пароход "Марина Раскова" (несколько лет назад на "В.о." был материал про эту трагедию), только там погибло больше людей, чем при разгроме каравана Хабарово- Нарьян-Мар.
    1. +3
      21 мая 2023 02:40
      Цитата: Тестов
      Lynx2000 (Александр), уважаемый, вы написали: "В июне 1915 г. кайзеровский флот использовал для ведения войны на Севере минный склад на беломорском о. Поной,..." Не вспомните откуда эти сведения. Про минный склад немцев в 1 Мировую знаю в Горле Белого моря только на острове Моржовец. И то, что есть остров Поной в Белом море - прочёл впервые. Есть острова Понойские лудки чуть северо-восточнее устья реки Поной (сегодня это - Мурманская область).

      Где-то у В. Пикуля было... Если располагаете сведениями и источниками о действиях германского флота в Первую Мировую в районах русской Арктики, пожалуйста, поделитесь в личку.


      Цитата: Тестов
      Главной целью "Страны чудес" всё же были наши ледоколы. Немцы, получив от японцев информацию о конвое с Дальнего Востока решили в районе Диксона встретить и дальневосточный конвой и 3 Арктический конвой, что шёл на Дальний Восток, под проводкой ледоколов "Ленин" и "Красин".Но дальневосточный конвой из-за тяжёлой ледовой обстановки застрял на месяц в восточном секторе Арктики, а догнать немцам конвой идущий на восток не дал, принявший бой 25 августа 1942 года ледокольный пароход "А. Сибиряков"...И как не удивится силе жизни кочегара "Сибирякова" П.И. Вавилова, выжившего, после потопления немцами судна, доплывшего (В Карском море!) до острова и прожившего на острове 34 дня, пока не эвакуировали его гидросамолётом.

      Может быть все-таки немецким командованием главной целью операции "Страна чудесь" было достижение и установление контроля над судоходными районами западного сектора советской Арктики, островами и части побережья? Наряд сил и средств операции значительный для уничтожения ледоколов и конвоя.

      Морские навигации на трассе Северного морского пути в 1941 -1945 г.г.
      В конце июля 1941 г. вышли в сквозное плавание по трассе СМП 5 судов Архангельского морского пароходства. В начале октября все суда прибыли в бухту Провидения, а оттуда ушли в американские порты западного побережья США (Сиэтл и Сан-Франциско) за грузами по ленд-лизу. Проводку судов через льды обеспечивал каравану ледокол "Красин".
      В 1942 году навигацию в Западном секторе Арктики осложняли действия кригсмарине в рамках выше обсуждаемой нами операции. В начале навигации этого года из Архангельска на ДВ были направлены 9 транспортных судов, под проводкой ледоколов "Красин" и "Ленин". Прошли Карское море, вышли в море Лаптевых. Но, дальше из-за сложной ледовой обстановки были возвращены в Карское море и оттуда поодиночке ушли через Северную Атлантику в Англию и США.
      Для усиления борьбы с немецкими подводными лодками, в Западном секторе Арктики, летом 1942 г. было принято решение Советского правительства о направлении с Дальнего Востока отряда военных кораблей. Для этого Главсевморпути было поручено осуществить "экспедицию особого назначения" "ЭОН-18" в состав экспедиции входил лидер "Баку", эскадренные миноносцы "Разъяренный" и "Разумный", вспомогательное судно "Волга". 16 августа 1942 года, экспедиция вышла из бухты Провидения. Под проводкой ледоколов "Красин", "И. Сталин" и "А. Микоян" прошли СМП. 14 октября вошли в Кольский залив, вступили в состав Северного флота. В составе этого каравана прошли из Провидения в Архангельск и другие арктические порты 6 транспортных судов, следовавших из американских портов Сан-Франциско и Сиэтл с импортными грузами.
      В навигацию 1944 года, сквозной проход с Запада на ДВ по СМП, из Архангельска под проводкой "Ф. Литке" прошли т/х "Моссовет", "Игарка", "А. Андреев" , в обратном направлении с Востока "Революционер" и "Кингисепп" с грузами ленд-лиза в сопровождении ледокола "Северный Ветер".
      В навигацию 1945 года с ДВ на Запад прошли суда "Кубань", "Владивосток", "Аскольд" и "Псков" с грузами из США.

      Написал Вам о проводке и названиях судов совершивших проходы по СМП с ДВ на Запад, и с Запада на ДВ. Какому конвою следовавшему из ДВ немцы готовили засаду у Диксона?
      Перевод наших ПЛ серии "С" и "Л" был совершен по иному марсшруту из Владивостока - Петропавловск-Камчатский - Датч-Харбор (Аляска) - Сан-Франциско - Коко-Соло (Панамский канал) - Гуантанамо (Куба) - Галифакс (Канада) - Розайт - Лервик - Полярный.. Одна ПЛ была атакована, лодка с экипажем погибла. Хотя перед войной ПЛ (Щ) из Мурманска была проведена во Владивосток.
      Владивосток, наша красавица С-56 (гвардейская краснознаменная), музей-памятник на Корабельной набережной.

      С 1941 года, часть грузов и транспортных кораблей (из США) часто накапливалась в порту Петропавловска-Камчатского, проход кораблей в порты Владивостока затрудняли действия японцев, часто препятствовавших нашему судоходству задержанием, досмотром, сопровождением в свои порты, минированием на морских путях, арт. обстрелами, торпедированием...

      Цитата: Тестов
      В 1942 году решили прекратить строительство УЖД от Хальмер-Ю к порту Хабарово и закрыть лагерь в Хабарово. Хотя весь 1941 год Северное морское пароходство и Мурманское морское пароходство на обеспечение лагеря на строительстве этой узкоколейки и порта перевезли сотни тонн грузов. U-209 17 августа 1942 года у острова Матвеев разгромила караван, шедший из Хабарово в Нарьян-Мар: не вооружённых 2 буксира "Комсомолец" и "Норд", что вели 2 баржи и неисправный буксирный пароход "Комилес". Погибло больше 300 человек, уцелел только буксир "Норд".
      В 1944 году немецкие подводники потопили пароход "Марина Раскова" (несколько лет назад на "В.о." был материал про эту трагедию), только там погибло больше людей, чем при разгроме каравана Хабарово- Нарьян-Мар.

      Эти действия проходили западнее, не сильно информирован...
  10. +10
    20 мая 2023 12:01
    Чисто ИМХО... :)
    Автору, перед написанием сего опуса, стоило бы ознакомится с книгой В. Галыни "Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине" и только после этого предаваться мукам творчества.
  11. +12
    20 мая 2023 16:13
    Вооружение выглядело так: шесть пушек C/16 L/45 (боезапас 1 500 снарядов)

    Для большинства посетителей сайта это обозначение ничего не скажет. КМК было бы полезно, как и с прочими системами, указать калибр - 150мм.
    Еще можно добавить, что это устаревшие орудия времен ПМВ и что перед последним рейдом его сменили на более современные пушки.
  12. +7
    20 мая 2023 18:00
    где говорилось, что в связи с тяжёлой военной обстановкой русские предложили постоять некоторое время в Мурманске. Наверняка это было для того сделано, чтобы проверить, в целости и сохранности ли корабль. Но капитан Эйссен отказался, объяснив такое желанием сохранить скрытность миссии.

    Вместо этого он решил крейсировать севернее острова Колгуев.

    ,, не совсем так все просто.

    Скрытно контролировать переход германского рейдера вдоль наших северных берегов и в случае возникновения военной или политической необходимости быстро и тайно потопить его в наших северных морях могла только подводная лодка.
    Именно поэтому с 25 мая, чтобы успеть подготовить лодку до прихода “Комет” в Баренцево море, рабочие Мурманского судоремонтного завода вместе с военными моряками трудились по 14-16 часов в сутки под пристальным присмотром первого секретаря Мурманского обкома партии М.И. Старостина.

    12 июля рейдер уже огибал мыс Нордкап, а работ на “Щ-423” оставалось еще дней на 10, и в Берлин из Москвы ушло сообщение, что в связи с тяжелой ледовой обстановкой на СМП “Комет” сможет двинуться по трассе не ранее 1 августа. Рейдеру пришлось несколько дней стоять у острова Колгуев. Лишь 13 августа, после того, как “Щ-423” уже шла по Карскому морю, рейдеру было дано разрешение начать плавание. 14 августа он вошел в пролив Маточкин Шар, взял на борт русских лоцманов и практически по чистой воде двинулся на восток, но вскоре его вернули к Новой Земле. В это время на Диксоне проводили ремонт винта сопровождавшего “Щ-423” транспорта. 17 августа лодка вышла из Диксона, и через два дня рейдеру дали разрешение начать движение по трассе. 22 августа “Комет” достиг архипелага Норденшельда, где без видимых причин и объяснений был задержан на 3 дня. Причиной же была очередная поломка винтов у транспорта ЭОН-10 “А. Серов” и вынужденная перегрузка грузов экспедиции на теплоход “Волга” в порту Тикси. 26 и 27 августа “Комет” под проводкой мощного ледокола “И. Сталин” на удивление быстро и неожиданно для руководства СМП преодолел льды в море Лаптевых и в проливе Санникова вышел на чистую воду. Здесь командир рейдера Р. Эйсен отказался от услуг встречавшего его тихоходного ледокола “Малыгин” и 13 узловым ходом проскочил до Медвежьих островов, где “Комет” уже ждал ледокол “Л. Каганович”. В это время “Щ-423” только вышла из Тикси.

    В ночь с 31 августа на 1 сентября с помощью ледокола германскому рейдеру с большим трудом удалось преодолеть 60 миль тяжелейших 9-бальных льдов и выйти на чистую воду у острова Айон. Видя, что “Щ-423” безнадежно отстает и контроль над рейдером может быть потерян, из Москвы попытались повернуть “Комет” назад. С ледокола Р. Эйсену передали, что Берингов пролив якобы находится под контролем враждебных Германии кораблей, поэтому в целях сохранения секретности перехода необходимо вернуться на запад. Данные радиоперехвата на “Комете” не подтверждали этого, поэтому Эйсен письменно отказался от дальнейших услуг советской стороны и сообщил, что 3 сентября самостоятельно двинется в Чукотское море. Остановить его уже не могли никто и ничто. Два дня прошли в томительном ожидании распоряжений из Москвы. Только за 20 минут до срока, объявленного Эйсеном началом движения “Комет”, из Москвы пришло разрешение идти на восток. Практически не встречая льда рейдер на полном ходу пересек Чукотское море и в ночь на 6 сентября благополучно прошел Берингов пролив. Здесь его на всякий случай скрытно встречали три подводные лодки капитана 2 ранга Павлова. Но приказа топить “Комет” не поступило, и через 3 дня тихоокеанские подводники уже встречали героический экипаж “Щ-423”, а 12 сентября Председатель СНК В.М. Молотов выразил И.Д. Папанину “недовольство, что Севморпуть не сумел проследить за продвижением немецкого парохода от Певека и далее”.
    1. +5
      20 мая 2023 19:47
      Щ-423

      Зайдулин Измаил Магигулович 27 октября 1905 – 26 августа 1944)
      Татарин, беспартийный.
      В ВМФ с 1923 года, капитан 1 ранга (15 сентября 1944, посмертно).
      Образование: Военно-морское училище им. Фрунзе (1926), подводный класс Специальных курсов командного состава ВМС РККА (1931).
      Карьера: командир торпедного катера (октябрь 1926 – октябрь 1928), связист ЭМ «Фрунзе» (октябрь 1928 – октябрь 1929), штурман ПЛ «АГ-21» (октябрь 1929 – октябрь 1930), помощник командира (октябрь 1931 – апрель 1932), дублер, ВРИД командира одной из ПЛ (апрель 1932 – февраль 1933), командир ПЛ типа «М» (февраль 1933 – апрель 1935), командир ПЛ «Щ-123» (апрель 1935 – декабрь 1937). Участник так называемых «Стахановских автономных походов» подводных. Командир «Л-7» (декабрь 1937 – август 1938).
      В августе 1938 года арестован, год провел в заключении находясь под следствием. Приговором военного трибунала ТОФа признан виновным в том, что в отчетных документах об автономном плавании ПЛ «Щ-123» скрыл все нарушения, поломки и аварии на корабле в период похода, а так же в халатном отношении к службе и пьянстве. К счастью, амнистирован, и в сентябре 1939 года восстановлен в кадрах флота.
      Командир «Д-2» (октябрь 1939 – ноябрь 1940). В августе-сентябре 1940 года обеспечивал переход «Щ-423» с Севера на Дальний Восток Северным морским путем в составе ЭОН-10. С ноября 1940 года – уполномоченный Постоянной приемной комиссии при НК ВМФ, в этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. С ноября 1941 года – начальник оперативной части штаба 2-й бригады ПЛ ЧФ, в марте 1942 назначен старшим морским начальником Геленджика. В сентябре 1942 временно исполнял обязанности командира ПЛ «А-2». В сентябре – декабре 1942 года начальник охраны водного района Керченской ВМБ, начальник штаба учебного дивизиона ПЛ СФ (декабрь 1942 – май 1943), офицер отдела подводного плавания штаба КБФ (с июня 1943).
      В феврале 1944 года за нарушение воинской дисциплины разжалован в рядовые и направлен в штрафники на 3 месяца. В мае 1944 восстановлен в воинском звании и назначен командиром дивизиона сторожевых катеров (малых охотников).
      26 августа 1944 года советские тральщики, проводящие траление заграждения «Зееигель» были атакованы артиллерией немецких субмарин «U-348» и «U-370». Из-за плохой видимости вражеские подводные лодки были приняты за миноносцы и на их перехват были брошены группа торпедных катеров из состава 1-го гвардейского дивизиона ТКА КБФ и штурмовики «Ил-2» (35-й Краснознаменный ШАП КБФ). Самолеты приняли советские корабли за вражеские. В результате ошибочной атаки 3 торпедных катера и 5 катеров-тральщиков получили повреждения, 11 человек из их экипажей были ранены, 5 убиты. Среди погибших были командир отряда торпедных катеров Герой Советского Союза гвардии капитан 3 ранга Иван Сергеевич Иванов и И.М. Зайдулин.
    2. +2
      20 мая 2023 22:57
      из Москвы попытались повернуть “Комет” назад.

  13. +2
    21 мая 2023 11:28
    ...Четыре корабля обнаружить легче, один – намного сложнее, поэтому Сталин дал согласие только на один корабль, который был для секретности переименован в пароход «Семён Дежнев».

    Лишь бы некоторые горячие головы не попутали этот факт с реально существовавшим ледокольным пароходом "Дежнёв" и его подвигом под именем "СКР-19" при отражении нападения "Адмирала Шеера" на Диксон 27 августа 1942 года - https://topwar.ru/72217-podvig-ledokola-dezhnev.html
  14. +2
    21 мая 2023 11:45
    Причина была в том, что в то время шла Советско-финская война, и финнов поддерживали враги Германии – Англия и Франция! Они и так активно помогали Маннергейму, а если бы до них дошла информация про эту экспедицию, Англия и Франция пошли бы на открытый конфликт с СССР, что тогда было бы чревато последствиями!
    Конечно были бы последствия! В виде вынужденного военного союза СССР и Германии. Т.к. обе страны были бы в состоянии войны с Англией и Францией, они бы автоматически стали союзниками - самый страшный сон англосаксов. Возможностей и причин для объявления войны СССР у англосаксов, было хоть отбавляй, но не объявляли, т.к. в отличии от автора статьи, понимали, чем это им грозит: неисчерпаемые ресурсы СССР и мощная промышленность Германии (про СССР они так не думали) и англосаксам придётся очень туго. Вплоть до уничтожения. А они не для этого растили Гитлера и поднимали промышленность Германии.
  15. +2
    21 мая 2023 16:17
    Lynx2000 (Александр), уважаемый, спасибо за быстрый и подробный ответ! Я не историк, совсем, увы, в основном, работал и работаю юристом. Более 10 последних лет работаю в культуре в родном Северодвинске (Молотовске). Эта работа подарила много интересных встреч. На кинофестивалях "Море зовёт" повезло общаться с Сергеем Вячеславовичем Апрелевым. Аркадий Инин в июне замерзал на наших беломорских ветрах на кинофоруме российских фильмов, что придумала провести у нас в городе Светлана Дружинина. Пришлось Аркадия Яковлевича спасать - ходил он в Северодвинске в моей куртке. С Артуром Чилингаровым общался...
    Последняя экспедиция в Горло Белого моря летом 2023 года была от САФУ (Северный Арктический федеральный университет г. Архангельск ) вместе со специалистами -водолазами Беломорской ВМБ (отчёт в пару минут о ней был на областном телевидении то ли в "Вести Поморья", то ли "Регион 29"), в печатном виде я его ещё не видел. Нашли несколько кораблей и судов на дне Горла и в Мезенской губе Белого моря (причём то ли одно, то ли 2 судна не были нанесены на картах в лоциях), обследовали остров Моржовец.
    Думаю, что немцы ждали ЭОН-18 у Диксона с Дальнего Востока. 22 июля 1942 ЭОН-18 прошла Первый Курильский пролив перед японскими эсминцами и в тот же день вошла в Авачинскую бухту... Кроме теплохода "Волга" в экспедиции был транспорт "Кузнец Лесов", пришедший из США, и танкер "Лок-Батан"...Никто ведь не мог представить, что при подходе к причалу, 30.07.42 г. "Разъярённый" в бухте Проведения покалечит винты и валы. А ремонтировать его, по большому счёту, было некому и не чем.... И добравшись, еле-еле, до Диксона там его вновь будут ремонтировать и с правого вала винт снимут. По чистой воде от Карских ворот эсминец шлёпал максимум 8 узлов.... Не понятно, изначально планировали с "ЭОН-18" ледокол "Микоян" отправлять или он отдельно должен был сопровождать транспорты из США, о которых Вы написали: "Белоруссия", "Ванцетти", "Красный партизан", "Селенга", "Урицкий".
    Lynx2000 (Александр), уважаемый, Вы не перепутали, по-моему, "Каганович" и "И. Сталин" ЭОН-18 вели. "Ленин" и "Красин", вышедший из порта Архангельск 18.08.1942 года, 3 Арктический конвой (АДВ) в составе советских транспортов: "Комсомолец Арктики", "Щорс", "Донбасс", "Азербайджан", "Чернышевский", "Двина", "Элна-2", "Моссовет", "Сакко" под конвоем 11 кораблей охранения, из них шесть - британских, сопровождали на восток.
    Вот если БЫ не задержка в бухте Проведения из-за ремонта "Разъярённого" и чуть другая ледовая обстановка, у Диксона немцы и могли перехватить наши ледоколы: "Ленин" и "Красин"( идущие с запада), "Каганович", "И.Сталин", "Микоян" (идущие с востока), как планировали, "Лютцевом" и "Шеером" и 5 подлодками, примерно, 25-30 августа 1942 года, у Диксона. Или про ледокол "Микоян" немцы не знали?
    Кроме "Страны чудес", в Западном секторе нашей Арктики, немцы в летом-осенью 1942 года провели флотом минные операции : "Царь", "Царица", "Распутин", "Романов", "Пётр-Павел", "Рюрик", которые заменили планировавшийся "Двойной удар" с участием "Шеера" и "Хиппера" по перехвату в сентябре конвоев PQ-18/QP-14.
    Да, прошедшие с ЭОН-18 из США пароходы "Урицкий" и "Ванцетти" из Йоканьги ушли в Исландию в одиночное плавание (так называемые "капельные" рейсы). 23.12.1942 года "Урицкий" вышел в море, пришёл в Акурейри 06.01.1943 г., 29.12.1942 года "Ванцетти" вышел, пришёл в Акурейри 19.01.1943 года.
    Про караван Хабарово- Нарьян-Мар стыдились писать многие годы. Все суда и баржи - флот НКВД, основная масса погибших - з/к ликвидировавшегося лагеря в Хабарово и соответственно - кровавые НКВДешники, что их охраняли...
    В 1944 году с Дальнего Востока ещё одно судно пришло: "Комсомольск", всего получается 6 судов. 3 - это конвой ДВ-2 под проводкой ледореза и 3 судна с Дальнего Востока под проводкой "Северным ветром". "Революционер", как я помню, вёз припасы для нефтяников Усть-Енисейской экспедиции.
    И, не в обиду, "Моссовет" не теплоход - ледокольный пароход, спущенный на воду в Копенгагене в 1935 году, погибший во льдах в проливе Лонга в июле 1947 года.
    1. 0
      23 мая 2023 05:09
      Цитата: Тестов

      Думаю, что немцы ждали ЭОН-18 у Диксона с Дальнего Востока. 22 июля 1942 ЭОН-18 прошла Первый Курильский пролив перед японскими эсминцами и в тот же день вошла в Авачинскую бухту... Кроме теплохода "Волга" в экспедиции был транспорт "Кузнец Лесов", пришедший из США, и танкер "Лок-Батан"...Никто ведь не мог представить, что при подходе к причалу, 30.07.42 г. "Разъярённый" в бухте Проведения покалечит винты и валы. А ремонтировать его, по большому счёту, было некому и не чем.... И добравшись, еле-еле, до Диксона там его вновь будут ремонтировать и с правого вала винт снимут. По чистой воде от Карских ворот эсминец шлёпал максимум 8 узлов.... Не понятно, изначально планировали с "ЭОН-18" ледокол "Микоян" отправлять или он отдельно должен был сопровождать транспорты из США, о которых Вы написали: "Белоруссия", "Ванцетти", "Красный партизан", "Селенга", "Урицкий".

      Доброго дня Вам, Евгений! hi
      Первый Курильский пролив имеет ширину 12-15 км, с о. Шумшу (а там был значительный, укрепленный японский гарнизон с береговыми орудиями) видно побережье Камчатки (мыс. Лопатка). Сложно было не заметить наши корабли, даже при туманах.
      У "Разъяренного" поврежденный винт сняли и заменили запасным с "Разумного", но это отдельная история.

      Цитата: Тестов
      Lynx2000 (Александр), уважаемый, Вы не перепутали, по-моему, "Каганович" и "И. Сталин" ЭОН-18 вели. "Ленин" и "Красин", вышедший из порта Архангельск 18.08.1942 года, 3 Арктический конвой (АДВ) в составе советских транспортов: "Комсомолец Арктики", "Щорс", "Донбасс", "Азербайджан", "Чернышевский", "Двина", "Элна-2", "Моссовет", "Сакко" под конвоем 11 кораблей охранения, из них шесть - британских, сопровождали на восток.
      Вот если БЫ не задержка в бухте Проведения из-за ремонта "Разъярённого" и чуть другая ледовая обстановка, у Диксона немцы и могли перехватить наши ледоколы: "Ленин" и "Красин"( идущие с запада), "Каганович", "И.Сталин", "Микоян" (идущие с востока), как планировали, "Лютцевом" и "Шеером" и 5 подлодками, примерно, 25-30 августа 1942 года, у Диксона. Или про ледокол "Микоян" немцы не знали?

      what Что я написал про проводку? Обеспечивали "А. Микоян", "И.Сталин" и "Красин"?
      9 августа 1942 г., когда основные работы были закончены, в бухту Провидения вошел ледокол "А.Микоян".
      Ввиду сложной ледовой обстановки уже от мыса Уэлен, 18 августа прибыл на помощь ледокол "Адмирал Лазарев" (про него не написал).
      Если не ошибаюсь, после прохода Певека, 31 августа 1942 года, на помощь экспедиции пришел еще один ледокол "И.Сталин".
      Получается с "Красиным" лопухнулся, ... поспешил - насмешил. yes
      Цитата: Тестов
      И, не в обиду, "Моссовет" не теплоход - ледокольный пароход, спущенный на воду в Копенгагене в 1935 году, погибший во льдах в проливе Лонга в июле 1947 года.

      Может быть все-таки "Моссовет" - транспортное судно ледового класса, пригодное для плавания
      в ледовых условиях. Крепкий форштевень ледокольного типа, ледовый пояс в обшивке корпуса и защитное ограждение пера руля позволяли пароходу безопасно плавать в битом льду и форсировать гладкий лед толщиной 30–40 сантиметров. Паровая машина мощностью 1500 лошадиных сил.
      Корпус "Моссовета" отличался от ледоколов по силовому набору, качеству стали, и профилю корпуса.

      На "Ермаке" паровые машины выдавали около 9000 л.с., а на "Федоре Литке" 7000 л.с., они были ледоколы арктического класса.
  16. +2
    22 мая 2023 12:13
    Поэтому в СССР эту историю старались не вспоминать.

    Не только поэтому. То, чем дальше занимался Комет- нападения под фальшивым флагом- подходит под категорию "военные преступления", поэтому понятно, что никто не хотел афишировать участие в этом.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»