Голландский клеванг американского флота в джунглях Соломоновых островов

66
Голландский клеванг американского флота в джунглях Соломоновых островов
Американский моряк с катлассом в руках у шкафа с оружием абордажной команды крейсера ВМФ США «Олимпия», 1899 год.


Любой флот силён своими традициями. Правда, почувствовать тонкую грань, где традиция превращается в косность, иногда очень сложно.



Американский флот, как, собственно, наверное, и любой флот в XIX веке, имел на вооружении абордажную саблю – катласс. В 1860 году грубый абордажный тесак был заменён более изящным катлассом классического «французского» дизайна, и с этим оружием флот США уверенно вошёл в XX век. В 1917 году, когда стало ясно, что флот сейчас будет стремительно расти количественно, со вступлением страны в Великую войну, появляется катласс образца 1917 года, который мало отличается от модели 1860 года, да и старая модель остаётся в строю.

Закончилась Первая мировая война, прошли 1920-е, на дворе 1930-е, а флот всё ещё имеет на вооружении абордажные сабли в качестве оружия и отказываться от них не собирается. В 1938 году выходит флотский мануал по действиям абордажных команд, и там всё ещё описываются действия матросов с катлассами.

При этом у ВМФ США в межвоенный период была возможность понять, что длинноклинковое холодное оружие уходит в небытие. Было место, где в 1920-е и 1930-е морякам ВМФ США приходилось браться за оружие, и тогда последнее, о чём они вспоминали, это катлассы.

Речь про патрули ВМФ США на реке Янцзы в Китае. На специальных патрульных кораблях, построенных на верфях в самом Китае, американские моряки обеспечивали судоходство на реке, защищали европейских торговцев и миссионеров, обозначали присутствие американских вооруженных сил в Китае. Китай в тот период был местом неспокойным, и боевой опыт у американских моряков в Китае имелся. Ну и когда дело доходило до «драки», в ход шли пистолеты, винтовки, автоматические винтовки, пистолеты-пулемёты, пулемёты... Даже деревянные дубинки и штыки местами, но не сабли.

Кстати, интересный момент, флот и морская пехота были пионерами в применении пистолетов-пулемётов системы Томпсона в вооруженных силах США, опередив в этом вопросе армию США, но об этом в другой раз.


Фото из частной коллекции, абордажная команда патрульного судна «Гуам», Китай, 1930-е. На фото видны пистолет-пулемёт системы Томпсона, автоматическая винтовка BAR и внизу – пулемёт Mk. VI (обозначение пулемёта системы Льюиса в ВМФ США).

И вот наступает декабрь 1941 года, США вступают уже во Вторую мировую войну и, как и в 1917 году, флотские начальники, понимая, что флот будет расти, озадачиваются заказом катлассов. И тут же сталкиваются с проблемами. Поиски подрядчика оборачиваются катастрофой. Флоту и армии США не хватает много, очень много, все производители просто тонут в армейских заказах, срывая сроки, не успевая осваивать ресурсы и т. д.

Поиск новых подрядчиков, которые ранее не занимались длинноклинковым оружием, тоже не приносит пользы, так как им требуется время на перенастраивание производств и переналадку мощностей.

Тут-то и всплывает американский производитель Milsco Manufacturing, который уже почти два года как делал абордажные сабли. Правда, не катлассы, а голландские клеванги, и не для вооруженных сил США, а для Королевской голландской ост-индской армии. Но оружие похоже по габаритам и характеристикам, производитель уже имеет мощности, а главное – запас готовых изделий, не отгруженных заказчику из-за начала войны. Ну вот вроде проблема и решена...

Но тут кто-то из военно-морских начальников вдруг говорит – на дворе 1942 год, какие катлассы-клеванги, бросайте это дело, огнестрельное оружие, и всё. И хотя официально со снабжения американского флота катлассы были сняты лишь в 1949 году, фактически это было лишь прописанное на бумаге решение, принятое ещё в 1942 году – калассы снимались с вооружения ВМФ США.

И тут заканчивается история катлассов-клевангов ВМФ США... и начинается история катлассов-клевангов армии США.

1942 год был годом проблем роста всех структур вооруженных сил США. Кому-то не хватало многого, кому-то всего, какие-то службы создавались по факту с нуля. Что для одного становилось отслужившим своё хламом, другому могло быть остро необходимо. И вот армии США, которой скоро предстояло столкнуться в джунглях Соломоновых островов с японскими солдатами, не хватало вроде такой простой вещи, как мачете. Вроде простой в производстве инструмент, почти садовый, но отплывать части за море должны вот чуть ли не завтра, соответственно мачете нужны уже сегодня.

Тут под руку армейским снабженцам и подвернулись списанные моряками голландские клеванги. Да, мера это была вынужденная, временная, и американские солдаты не уходили массово в джунгли с абордажными саблями, но всё же первые части 23-й пехотной дивизии армии США, отправлявшиеся на Тихоокеанский театр военных действий, получали вместо мачете голландские клеванги, отбракованные ВМФ США.


Рядовой Тейлор из 182-го полка 23-й пехотной дивизии дремлет в ожидании погрузки на транспорт, ноябрь 1942 года. На его рюкзаке и рядом с ним видны голландские клеванги.

Уже позже, при освобождении территорий, оккупированных японцами, американцы опять столкнулись с голландскими клевангами. Правда, на этот раз это были бывшие клеванги Королевской голландской ост-индской армии, доставшиеся японцам в 1941–1942 годах в качестве трофеев. Японцы использовали эти сабли как в оригинальном виде, так и в «модернизированном», с убранной защитой для руки («корзина», а в данном случае «полукорзина»).


Фото из журнала Life февраля 1943 года, на котором американские пехотинцы демонстрируют трофеи, захваченные в ходе боёв за деревню Буна в январе 1943 года. Один солдат держит освобождённый из японского плена голландский клеванг.

Сами голландские клеванги довольно быстро исчезли из американских пехотных частей. Но осталась солдатская молва о них. Но так как пехотинцев никто не посвящал в перипетии поиска армейскими снабженцами эрзац-мачете, солдаты сами додумали историю появления у них сабель.

В результате в армии США ещё долго ходила байка о том, что первые армейские части, отправившиеся воевать на острова Тихого океана, были оснащены укороченными бывшими кавалеристскими саблями. Такое вот неожиданное дополнение к замысловатой истории голландско-американского катласса-клеванга, оказавшегося в пехоте.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    17 мая 2023 04:31
    Любопытная история, спасибо!
    Как минимум надо помнить, что во вторую мировую массово использовалась кавалерия, а клинковое оружие еще не потеряло свою функциональность.
    Впрочем военное «общество» - это «собрание» консерваторов в хорошем смысле - этого слова. Традиция - это становая «кость» армии. Вы не проверите, но один мой знакомый в 00-х за бутылку водки на складе «получил» кальсоны (кавалерийского) образца с лампасами и даже ходил в них на строевые смотры!
    Камрадам доброго утра и хорошего дня!
    1. +10
      17 мая 2023 04:50
      Цитата: Коте пане Коханка
      на складе «получил» кальсоны (кавалерийского) образца с лампасами

      Точно кальсоны? Может галифе какие?
      1. +5
        17 мая 2023 20:46
        Конечно же галифе! Описался!!!
        То что я не умный, я это знаю и без пдминистрации! laughing
        1. +1
          18 мая 2023 03:18
          Цитата: Коте пане Коханка
          Конечно же галифе! Описался!!!

          Т9 коварен! А в сочетании с коварным раствором, коварен в кубе! (шутка!)
    2. +4
      17 мая 2023 08:17
      Вы не проверите, но один мой знакомый а складе «получил» кальсоны (кавалерийского) образца с лампасами и даже ходил в них на строевые смотры!

      Почему не поверим? Легко. Мой батя в 50-е тоже имел штаны с "ушами" под сапоги, и тоже с лампасами и тоже ходил в них на строевые смотры! Он тогда был курсантом тверского суворовского училища

      1. ANB
        +1
        18 мая 2023 10:15
        . Он тогда был курсантом тверского суворовского училища

        Суворовцем Калининского суворовского училища он был.
      2. 0
        18 мая 2023 19:57
        Цитата: Ричард

        . Мой батя в 50-е тоже имел штаны с "ушами" под сапоги, и тоже с лампасами и тоже ходил в них на строевые смотры! Он тогда был курсантом тверского суворовского училища
        Мой отец рассказывал, что в 1970г когда он служил в армии им выдали брюки-галифе - им тогда пришлось подрезать и зашивать "уши" до половины.
        В следующую выдачу обмундирования, выдали форму "нового образца" с привычными нам брюками.
        soldier
    3. +4
      17 мая 2023 08:24
      Цитата: Коте пане Коханка
      в 00-х за бутылку водки на складе «получил» кальсоны (кавалерийского) образца с лампасами и даже ходил в них на строевые смотры!

      Кальсоны?Это ж вроде как до сих пор считается....нижним бельём? laughing Вот теперь верю в ночные рубашки из 45-го! bully
      1. +6
        17 мая 2023 14:30
        hi Привет, Сергей. Дмитрий может упорствовать сколько ему заблагорассудится. Но лампасные штаны со штрипками это не кальсоны, а (ты не поверишь) - рейтузы!
        Рейтузы (нем. Reithose "штаны для езды верхом")
        1. +5
          17 мая 2023 15:17
          Приветствую Борисыч!
          До 69-го в милиции носили брюки-бриджи под сапоги.Синего цвета.С красными узкими вставками по бокам.
          1. +6
            17 мая 2023 15:34
            hi Приветствую, Сергей! это галифе у нас называлось... Когда пришел со срочной у отца в кладовке обнаружил комплект армейского ПШ конца 1950 - мой двоюродный братан привез ему, отцу велики, зато мне как раз...
            Зимой под валенки - песня просто! Так с другом и ходили в зимнюю сессию, я в армейском, он в милицейском. Девицы кипятком писались... Приятно вспомнить...
            А то, джинсы - "пирамиды", прости Господи. Главное с какой мордой лица это носить! laughing
            1. +6
              17 мая 2023 16:05
              Цитата: Толстый
              это галифе у нас называлось...

              Всего лишь игра терминов,не более.Главное то,что назвать предмет формы кальсонами... lol Не совсем правильно. request Я дико извиняюсь перед уважаемым Владом,но? lol Это были не *кальсоны с лампасами кавалерийского образца*.
              1. +3
                17 мая 2023 17:12
                Будем считать, что это "заскок" планшета Влада и утренний недосмотр по торопыге, его девайс и ПО такие чудеса выдавать судя по всему вполне может smile Что в первый раз будто "удивлянто"?
                1. +2
                  17 мая 2023 18:21
                  Цитата: Толстый
                  Будем считать, что это "заскок" планшета Влада и утренний недосмотр по торопыге, его девайс и ПО такие чудеса выдавать судя по всему вполне может

                  Вероятно,Борисыч,в комплексе.Кстати,сейчас вспомнил,что в своё время в части среди дембелей было особым шиком щеголять после приказа и до дембеля в форме образца 43-го года.Как она осталась на складах не ведаю,но это было.Командование?Смотрело на этот процесс сквозь пальцы,типа,чем дитя не тешилось,лишь бы не матюкалось. bully
                  1. +2
                    17 мая 2023 19:17
                    Я не могу тебя поддержать Просто из хохмы! Мы с моим дружбаном перед посадкой в самолет привели в полное соответствие строевому уставу ВСЮ ФОРМУ и положению.
                    Патрули задержали на выходе с летного поля
                    Это был мой последний эксперимент
                  2. +1
                    17 мая 2023 21:20
                    Ох, забыл моменты. ХБ старого, послевоенного образца, на складах в 1985-87 -видел, но не ПШ...Дык а чо говорить когда парням в 1985 годе в дальний караул выдавали "щуку в томате"! 1964-го... старше меня на год... Ох...
          2. +4
            17 мая 2023 17:35
            Сергей, приветствую. Я помню эти галифе. Кстати, мне больше нравится ментовская форма до"зайцевская"..Что-то солидное
            1. +2
              17 мая 2023 18:31
              Цитата: vladcub
              до"зайцевская"..Что-то солидное

              Привет Слав!
              Серая?На мой взгляд немного не угадали с цветом. hi
              1. +1
                17 мая 2023 23:38
                Серые галифе видел и даже чинил -ушивал подружке, но ни чего про серую униформу милиционеров не знаю... Напиши в личку пожалуйста, если есть инфо. Спасибо что вдруг напомнил... what
          3. +3
            18 мая 2023 00:43
            носили брюки-бриджи под сапоги.Синего цвета.С красными узкими вставками по бокам.
            ... То, что вы назвали "красными узкими вставками", именуется КРАСНЫМ КАНТОМ.
            1. 0
              18 мая 2023 10:06
              hi
              Цитата: militarist63
              именуется КРАСНЫМ КАНТОМ.

              Галуном это именуется и совершенно без разницы как монтируется
              1. +1
                23 мая 2023 10:45
                Галун - узкая лента, или тесьма... такие только на генеральские штаны шьют. Здесь точно - кант! smile
                1. 0
                  25 мая 2023 01:14
                  Галун - узкая лента, или тесьма... такие только на генеральские штаны шьют.
                  То что галун - лента или тесьма это да. Но на штаны генералам таки шьют лампасы , а не галуны... Галуны же нашивают на обшлаги рукавов генеральских мундиров ...., да ещё на рукава тужурок адмиралов и офицеров ВМФ , в качестве знаков различия
              2. 0
                25 мая 2023 00:46
                Галуном это именуется и совершенно без разницы как монтируется
                Уважаемый , бред не несите! fool Галун это совсем другое!!!
                Не знаю что вы за специалист..., а я за 2 десятка лет не один комплект советской повседневной, полевой и парадной формы офицерского состава износил, с брюками в сапоги и навыпуск (с красными кантами , а затем с голубыми)... Потому, знаете ли, не стоит мне рассказывать рассказы...., я , всё-таки, получше вашего осведомлён как элементы той формы называть следует! wink
        2. +2
          17 мая 2023 16:56
          Зачем на меня напраслину возводить и приписывать мне то что я не говорил?
          Дмитрий может упорствовать сколько ему заблагорассудится

          Приведите пример где я тут в комментариях кому то возражаю, или в чем то упорствую
          Но лампасные штаны со штрипками это не кальсоны

          Приведите пример где я утверждаю противоположное.
          Не красиво. Нужно быть осторожнее выбирая выражения и огульные обвинения,
          Всего хорошего hi
          1. +3
            17 мая 2023 17:31
            hi Искренне прошу прощения.
            Вот сего не предполагал, Дмитрий...
            Нужно быть осторожнее выбирая выражения и огульные обвинения,
            Обиды. Совсем не имелось ввиду что-то плохое и непотребно - оскорбительное.
            С Уважением. С надеждой на взаимопонимание и дальнейшее сотрудничество.
            Искренне Ваш, Толстый Борисыч recourse
            Как насчет трубки мира? Ну... или чарки... drinks
    4. +4
      17 мая 2023 17:25
      Тёзка, доброго здоровья. По поводу кальсон сумливаюсь. Чтой-то фейкообразное. Я много общался с ветеранами ВОВ, мои деды воевали, спокойные мама и тётя, участники ВОВ, были санитарками в медсанбате, но никто не рассказывал про такие кальсоны
      1. +3
        17 мая 2023 20:02
        Мой Отец, был чудом вывезен раненым 17 ноября 1942 на наш берег. Родным пришла похоронка... Ему верю, его подборке - верю, Его стенографиям допросов "героев" после ...- не верю
    5. +2
      17 мая 2023 19:21
      Цитата: Коте пане Коханка
      Как минимум надо помнить, что во вторую мировую массово использовалась кавалерия,

      Я, конечно, много не знаю, но помню, что в 2МВ кавалерия как кавалерия использовалась редко, в основном как конная пехота. У нас, вроде бы, кавалерия после смерти Доватора особо не применялась.
      1. +2
        17 мая 2023 20:59
        Цитата: Альф
        Цитата: Коте пане Коханка
        Как минимум надо помнить, что во вторую мировую массово использовалась кавалерия,

        Я, конечно, много не знаю, но помню, что в 2МВ кавалерия как кавалерия использовалась редко, в основном как конная пехота. У нас, вроде бы, кавалерия после смерти Доватора особо не применялась.

        В конном строю в атаку и до 43-го ходили эпизодически.
        В качестве мобильной пехоты, кавалерийские подразделения участвовали почти во всех наступательных операциях 44 и 45 годов, наряду с танковыми армиями.
  2. +7
    17 мая 2023 06:26
    "В Ачехской войне клеванг, оружие малайских аборигенов, зарекомендовал себя как эффективное оружие ближнего боя против пехоты противника. И вместо винтовок со штыками голландцы перевооружили свои восточно-индийские войска карабином в паре с абордажной саблей, форма которой повторяла очертания клеванга. Так колонизаторам удалось успешнее противодействовать аборигенам, ведь до принятия нового оружия голландцы несли большие потери. Позже данная абордажная сабля получила название голландского клеванга.

    Первый образец сабли типа клеванга был использован в 1898 г. королевской армией Нидерландов при подавлении повстанческого движения на Суматре в 1873-1904 гг. Затем клеванг принимается в других частях Нидерландской колониальной империи и становится уставным вооружением в голландской полиции и на флоте (модели 1911 и 1913 гг.), применялся во Второй мировой войне в сражениях с японцами и при подавлении революционного движения в Индонезии в 1947-48 гг.

    Его выпуск был прекращён к 1949 г. Было изготовлено более 50 тысяч единиц подобного оружия, которое использовалось вплоть до 1948 г. В пехотном полку имени Ван Хойтца (van Heutsz) в национальной королевской полиции Голландии до сих пор клеванг традиционно стоит на вооружении солдат."
    https://warriors.fandom.com/ru/wiki/Голландский_клеванг
    1. +8
      17 мая 2023 07:36
      Цитата: hohol95
      применялся во Второй мировой войне в сражениях с японцами

      Попадалось где-то, что уже в битве при Геттисберге на десятки тысяч убитых и раненых, всего шесть человек пострадали от сабель.
      Так что вопрос "применения" таинственен, наверно тоже сорняки рубили и для фото позировали.
    2. +7
      17 мая 2023 08:56
      Уже позже, при освобождении территорий, оккупированных японцами, американцы опять столкнулись с голландскими клевангами. Правда, на этот раз это были бывшие клеванги Королевской голландской ост-индской армии, доставшиеся японцам в 1941–1942 годах в качестве трофеев. Японцы использовали эти сабли как в оригинальном виде, так и в «модернизированном», с убранной защитой для руки («корзина», а в данном случае «полукорзина»).


      Это, как я понимаю, то что называют "Heiho-klewang", укороченый японцами голландский абардажный тесак.
      1. +7
        17 мая 2023 09:39
        Это, как я понимаю, то что называют "Heiho-klewang", укороченый японцами голландский абардажный тесак.

        Да, это "творчески переработанная" японцами голландская абордажная сабля Klewang 1911. А Heiho - потому что предназначалась для вооружения формирований, набранных из местного населения. Heiho - "вспомогательные силы".
  3. +6
    17 мая 2023 06:50
    Тут-то и всплывает американский производитель Milsco Manufacturing, который уже почти два года как делал абордажные сабли. Правда, не катлассы, а голландские клеванги, и не для вооруженных сил США, а для Королевской голландской ост-индской армии.

    В Ост-Индии и у голландцев сейчас клеванг это церемониальный аналог кортика. Хотя странно что не стали производить обычные хозяйственные мачете, ведь клеванги задумывалось использовать в джунглях. Возможно потому, что у японцев до сих пор в широком применении были военные мечи промышленного производства времён ВМВ.
    1. +5
      17 мая 2023 07:23
      https://dzen.ru/a/ZGQric3p4i5dkYf7
      "Японская сабля тип 32 (образца 1899 года)."
  4. +6
    17 мая 2023 06:59
    Цитата: Коте пане Коханка
    «получил» кальсоны (кавалерийского) образца с лампасами и даже ходил в них на строевые смотры!
    В кальсонах, да еще с лампасами и на строевой смотр. Его после этого не отправили на освидетельствование психического состояния в госпиталь?
    По поводу статьи. Интересно, за что автору спасибо.
  5. +10
    17 мая 2023 08:34

    Ну, и подитоживая все вышесказанное..
    1. +11
      17 мая 2023 10:24
      Цитата: тлауикол
      Ну, и подитоживая все вышесказанное..

      Это ваша третья проблема. Вы всегда приходите с ножами на перестрелку. © smile

      А не заболей Харрисон Форд перед съёмкой - был бы бой "кнут против меча".
  6. +5
    17 мая 2023 08:44
    smile Интересный случай, спасибо,хорошо изложено.
  7. -1
    17 мая 2023 08:51
    Маловато информативных иллюстраций. На других ресурсах эта тема раскрыта гораздо лучше.
  8. +5
    17 мая 2023 09:06
    Американский флот, как, собственно, наверное, и любой флот в XIX веке, имел на вооружении абордажную саблю – катласс. В 1860 году грубый абордажный тесак был заменён более изящным катлассом классического «французского» дизайна, и с этим оружием флот США уверенно вошёл в XX век.




    Абордажная сабля образца 1841 года. M1841. Конструкция действительно была неудачной и любовью моряков не пользовалась, поэтому была заменена на абордажную саблю M1860.



    И по терминологии немного. Cutlass - это в переводе на русский язык с английского - абордажная сабля.
    То есть употреблять в тексте, написанном на русском языке термин катласс, то же самое, что вместо слова меч писать сворд.
    1. +7
      17 мая 2023 10:53
      По поводу термина "klewang". Настоящий клеванг, оружие аборигенов Индонезии и Малайзии, выглядит так.



      Сабля Королевской армии Нидерландов в Ост-Индии официально называлась sabre marechaussee. А klewang - это название конкретного образца такой сабли - Klewang Model 1898, как истребитель North American P-51 Mustang. Впоследствии термин стал нарицательным для всех последующих моделей.
  9. +7
    17 мая 2023 09:27
    Тут под руку армейским снабженцам и подвернулись списанные моряками голландские клеванги.

    Между американской абордажной саблей M1917 и голландской абордажной саблей Klewang M1911, которая "подвернулась снабженцам", отличий минимум, так как первая создавалась на основе второй.




    На верхнем фото американская абордажная сабля M1917, на нижнем - голландская M1911.
  10. +4
    17 мая 2023 11:28
    В контексте статьи вспомнились две истрии.
    Первая про китайский дадао и бой у Пика Счастья.

    В джунглях Соломоновых островов такой агрегат пригодился бы...
    Вторая - восстание рабов на Гаити. Рабы с мачете, вырезающие белых колонизаторов в промышленных масштабах.
    Даже в эпоху господства огнестрела на полях сражений, иногда находилось место для примитивных железок.
    1. +3
      17 мая 2023 14:36
      Первая про китайский дадао

      Это тот случай, когда говорят - не было бы счастья, но несчастье помогло. У китайцев просто нечем было вооружать солдат, поэтому штурмовые отряды вооружались Маузером С-96, гранатами и мечом дадао. Эффективность этого меча против японцев всякими диванными экспертами ютуба сильно преувеличена, а против катаны во время Второй мировой он вообще нигде не применялся.
      1. +2
        17 мая 2023 17:48
        Цитата: Frettaskyrandi
        Эффективность этого меча против японцев всякими диванными экспертами ютуба сильно преувеличена

        Мне не встречались шибко восторженные отзывы о дадао. Вы правы, это оружие - от бедности.
        Цитата: Frettaskyrandi
        против катаны во время Второй мировой он вообще нигде не применялся.

        Наверняка применялся. Эти два вида холодного оружия существовали в одно время в пределах достаточно компактного пространства, так что шанс на то, что они ни разу не встретились ничтожно мал. Понятно, что катана не была (или не был smile ) основным оружием, но в рукопашных схватках, всё же могла использоваться, а значит и противостоять дадао.
        Наверняка есть и свидетельства того, как это происходило, просто надо поискать их в китайских источниках.
        1. +3
          17 мая 2023 18:50
          Наверняка применялся

          Для этого надо было, чтобы какой нибудь японский офицер в высоких чинах из старинной самурайской фамилии решил взять с собой в Китай фамильный меч и там встретиться с китайцем из отряда "дао-дуй", которого известный в Китае Ма Фэнту обучил системе пигуацю-ань. Эта система применялась для подготовки бойцов штурмовых отрядов, вооруженных дадао. Притом упор делался на бой против противника, вооруженного винтовкой со штыком. В теории такое, конечно могло произойти, может где то даже и произошло, так как фамильные мечи действительно на войне присутствовали. Американцы даже возвращали потом японцам мечи захваченные как трофеи. Но вряд ли таких случаев было много.
          А все те мечи, которые все японские офицеры обязаны были носить после 1870 года и с которым могли пересечься китайцы с дадао - это не катана, это гунто. В зависимости от времени изготовления назывались кю - гунто (старый меч), син-гунто (новый меч), тип 94, тип 95 (для унтер-офицеров), тип 98. Меч морских офицеров назывался кайгунто (морской меч).
          По незнанию эти мечи часто принимают за катану, хотя разница видна невооруженным взглядом.



          Офицерский меч - Kyū guntō.
          1. +2
            17 мая 2023 19:05
            hi Спасибо, Все все поняли... Теперь то-же медленнее... ВикНик, Даже невозможно набухатсься, чтоб "ребра" на... Тем не менее Спасибо. Историю, как научную дисциплину - чтим
          2. +4
            17 мая 2023 20:37
            Да, под словом "катана" я имел в виду именно офицерские мечи, которые изготовлялись в промышленных масштабах.
            Впрочем, думаю, даже настоящая катана, исполненная признанным мастером по всем канонам кузнечного дела, в столкновении с двухкилограммовой железякой, толщиной в сантиметр, вряд ли сумела бы проявить себя достойно. smile
            Мастер кэндзюцу, вероятно, легко одолел бы китайского штурмовика с дадао в дуэльном поединке, но массовый рукопашный бой в траншеях - несколько иное.
            1. +2
              17 мая 2023 20:57
              Михаил, отбросьте кэн-дзютсю и отделитете от кэн-до... Катана - длинный японский нож дословно.... кэн до имеет в виде и обоюдоострый меч... тут копать не нарытся о связи китайских манер от японских...
              1. +4
                17 мая 2023 21:08
                Катана - длинный японский нож дословно...

                Дословно - ката - односторонний, на - лезвие. Меч с односторонней заточкой. Меч с двусторонней заточкой - цуруги.
                1. +2
                  17 мая 2023 21:50
                  Да, Похоже, Жаль с японским языком знаком мало...
                  Так, "японский городовой", аватар, наш незабвенный... Вам виднее smile
                2. +2
                  17 мая 2023 23:53
                  Верно, Даже нет смысла возражать. Кэн - это обобщающее, и неважно как и когда где и когда установилась традиция ношения мечей (ножей) за поясом...
                  Много лет почти полной изоляции
            2. +2
              17 мая 2023 21:25
              двухкилограммовой железякой, толщиной в сантиметр

              Самые большие дадао весили 1,5 кг при максимальной толщине лезвия 5 мм. Обычно меньше.
          3. +1
            17 мая 2023 23:25
            hi Вот, ож! хотел возразить, но все верно, не придраться...
            Frettaskyrandi, теперь скажите, что не курите, и что теперюча и и весь бейсбол попрятать... и весло дюраль - тока гнетсяwassat
            Спасибо!
      2. Комментарий был удален.
    2. +3
      17 мая 2023 15:14
      Приветствую, Михаил. Спасибо за видео. У меня есть еще надежда, что найдется некто продвинутый, кто сможет написать достойную статью о способах боя клинковым "инструментом" востока...
      Возможно, что эта публикация станет "первой ласточкой" what
      ПС. Теперь придется эту "Бересту" отслеживать и смотреть. Толково smile
      1. +3
        17 мая 2023 17:35
        Приветствую, Андрей Борисович.
        Хороший канал. Не разу не ловил автора на ошибках или искажениях. В какие-то сложные материи он не окунается, но простые и не всем очевидные вещи преподносит на вполне достойном уровне.
  11. +2
    17 мая 2023 17:49
    Камрады, на мой взгляд "абардажные" сабли можно было списать с появлением пистолет-пулемёта.
    Кстати, кто в "теме" в РИФ, абардажные сабли, когда списали? По крайней мере, в ВОВ их уже не было
    1. +3
      17 мая 2023 18:20
      hi
      Цитата: vladcub
      на мой взгляд "абардажные" сабли можно было списать с появлением пистолет-пулемёта.

      Прости, Слав. Саблю, как-бы.... перезаряжать не надо request
    2. +4
      17 мая 2023 19:55
      У РИФ и у флотов СССР просто не было достаточной акватории действий, чтобы систематически столкнуться с реальной практикой абордажа и морского сабельного боя, оттого и списали пораньше тесаки и кортики. Ну кроме Дальнего Востока - там получить на борт чужую абордажную команду советскому судну было не в диковинку, хотя это было куда лучше чем...торпеда от союзника.
      Так то и в ВМВ абордажили вовсю и даже подводники ходили на абордаж. Потому и сабли на кораблях многих стран имелись.
      https://topwar.ru/171871-taran-i-abordazh-v-vodah-vtoroj-mirovoj-vojny.html
      https://life.ru/p/1506084
      1. 0
        17 мая 2023 23:01
        Не так.
        История русских морпехов в том числе не ограничена отправленными на вражий берег спецами....Чем "эти дикие люди" пользовались рассказать либо некому, либо "вы все равно не поверите"
    3. +3
      17 мая 2023 19:58
      в РИФ, абардажные сабли, когда списали?

      Как оружие - в конце XIX века. Как элемент формы - списал 1917 год.
      1. +2
        17 мая 2023 21:02
        Ну, Да... Ритуально редуцированный кортик только остался, хотя и такой штукой умело прибить врага можно...
  12. 0
    18 мая 2023 10:15
    Спасибо за статью. Неизвестная, но интересная тема. laughing
  13. 0
    26 мая 2023 20:11
    Цитата: АрхиФил
    До 69-го в милиции носили брюки-бриджи под сапоги.Синего цвета.

    А после 69-го успешно носили галифе серого цвета с кантом. Я лично носил...