Добро пожаловать в Арктику – по «Северному китайскому морскому пути»

17
Добро пожаловать в Арктику – по «Северному китайскому морскому пути»


А мы пойдём на Север?


В Китае смотреть на Север всегда было принято с некоторым трепетом. Пресловутая экспансия в Россию – это дело привычных ко всему жителей глухих провинций и... самих русских, а легендарный «Великий Северный поход», как известно, не доходил даже до Амура.



Однако в КНР ничуть не испугались принять фактически бессрочную программу по укреплению китайских позиций на трансконтинентальной артерии, которую у нас называют просто Севморпуть. Недавние договоренности России и Китая о развитии сотрудничества в его освоении привязаны к программе чуть ли не напрямую.

Глобальные арктические планы Китая вполне очевидно затрагивают суверенитет всех стран региона и в национальных секторах Северного Ледовитого океана и на трансарктических маршрутах. И это подстёгивает эти страны к сохранению взаимного сотрудничества по «северной» проблематике, невзирая ни на какие антироссийские санкции.

Согласно «Информационной справке Совета Федерации «Проблемы и перспективы развития Северного морского пути как элемента единой Арктической транспортной системы» (2020 г.), «…интерес к Арктике проявляет и Китай, рассматривая ее как судоходную возможность и локацию для расположения объектов космической и навигационной инфраструктуры».

В то же время, «китайский контр-адмирал Инь Чжо (начальник штаба МФ КНР. – Прим. ВО) периодически заявляет, что

«Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти», и что Китай должен играть свою роль в развитии Арктики, так как в стране проживает одна пятая населения планеты».

Советы советников


В этой связи характерна информация о китайской арктической политике в материалах Российского совета по международным делам:

«КНР выступает за свободу судоходства в полярных водах и оспаривает установленные РФ, Канадой и Норвегией правила судоходства в 200-мильной экономической зоне. Кроме того, Пекин предлагает пересмотреть тарифную политику России в отношении ледокольного сопровождения проводки грузовых судов по СМП, потому как высокие в этой сфере расценки могут значительно снизить коммерческую выгоду КНР от использования этого маршрута».

То же отмечается и в совместном исследовании Иркутского госуниверситета и Восточно-Сибирского института МВД РФ (2019–2020 гг.) «Севморпуть в геополитических планах Китая и позиция России». В июне 2017 года известная инициатива Пекина «Один пояс – один путь» была дополнена новым экономическим коридором, ведущим из Китая в Европу через Северный Ледовитый океан.


Китайцы назвали его красиво: «Ледовый шелковый путь» (Ice Silk Road) или «Полярный шелковый путь» (Polar Silk Road). По оценкам китайских аналитиков, «границы континентального арктического шельфа, как и ряда трансграничных районов океана, не могут быть чётко определены».

Стало быть, эффективное использование трансарктических путей возможно только при транснационализации – то есть при свободной их доступности для всех стран. В рамках концепции «Общего наследия человечества». Соответственно,

«тот, кто контролирует арктический путь, будет контролировать новый коридор в мировой экономике и международной стратегии».

Торг здесь неуместен?


Начиная со второй половины 2010-х годов КНР всё активнее инвестирует в добывающие отрасли и в ряд инфраструктурных проектов приарктических стран. А также стремится бессрочно располагать опорными пунктами на Арктическом побережье, но эти заявки Пекина были в 2015 – начале 2020-х гг. отклонены в Скандинавии.

Точнее, Дания и власти автономной от Копенгагена Гренландии отклонили предложение китайской стороны о долгосрочной аренде заброшенной военно-морской базы в (Нуук) на северо-востоке Гренландии.

В свою очередь в Исландии запретили продажу КНР участка в 300 кв. км на северо-востоке страны (вблизи североисландского порта Аккурейри).

Наконец, Норвегия отказалась продать китайской компании Zhongkun Group участок в 217 кв. км на западе архипелага Шпицберген. Пока безуспешными остаются аналогичные китайские проекты на норвежском острове Ян-Майен (между Норвегией и Исландией), а также на северо-восточном побережье Канады.

Тем временем норвежские власти в конце марта с. г. подтвердили, что водная акватория и входящие в её состав транспортные пути в арктической территориальной зоне Норвегии, включающей Шпицберген и часть акватории Северного Ледовитого океана, были, остаются и будут под норвежским суверенитетом.


И никакой «транснационализации» здесь быть не может. Как известно, у России по тем же вопросам аналогичная позиция. Это создаёт условия для формирования общей позиции северных стран относительно китайских «претензий».

Встречный северный план


Неудивительно в этой связи, что, несмотря на антироссийские санкции, Осло и Москва подают друг другу своего рода сигналы о продолжении арктического сотрудничества.

Так, в конце марта 2023 года в приграничном с РФ северонорвежском Киркенесе состоялась встреча представителей Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району и Управления полиции сопредельного с РФ норвежского Финнмарка. Стороны «договорились продолжать взаимодействие по охране биоресурсов в Баренцевой акватории и противодействию трансграничной преступности».

Планируется до конца первого полугодия 2023 года провести экспедиции Института Географии РАН на норвежский Шпицберген для изучения тамошних ледников в связи с их ускоренным таянием из-за глобального потепления. Будет проведена «их инвентаризация, которая предполагает описание их современного состояния и прогнозирование трансформации ледников».

Плюс к тому, норвежские власти извещены о новом проекте российской компании «Арктикуголь», издавна работающей на Шпицбергене. Как заявил в конце 2022 года гендиректор этого ФГУП Ильдар Неверов, планируется создать в текущем году центр обслуживания морских судов в норвежском порту Лонгйир на Шпицбергене.

«Арктикуголь» рассчитывает на обслуживание «всего потока круизных судов, прибывающих в Лонгйир» и планирует обустроить там причалы, оснастив их «мощными причальными системами». Кроме того, «будет модернизирована туристическая инфраструктура с опорой на опыт арктического строительства «Норникеля» и «НОВАТЭКа».

Также планируется «провести модернизацию угледобычи на архипелаге». Напомним, что «Арктикуголь» на Шпицбергене владеет территорией в 251 кв. км. Там располагаются действующий углерудник «Баренцбург», включающий порт и поселок. На той же территории – законсервированные рудники Пирамида с одноименным поселком и Грумант с посёлком Колсбей.

И Белая книга «Жёлтого дракона»


В конце октября 2022 года РФ и Норвегия согласовали на нынешний год условия совместного рыбопромысла в Баренцевом и Норвежском морях. Промысловики будут, как и ранее, обмениваться квотами на вылов примерно десяти видов рыбы в национальных секторах этих акваторий. При этом обоюдные квоты увеличены на 10–13 %.

Кроме того, обе страны «продолжат сотрудничество по борьбе с незаконным промыслом и мониторингу помысла трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях». Характерное заявление сделал тогда премьер Норвегии Йонас Гар Стере в парламенте-стортинге:

«…Норвегия находится в самой сложной ситуации в области политики безопасности со времен Второй мировой войны. Так как изолированная Россия – это плохо. Всё в большей мере настораживает, что сегодня у нас так мало контактов и прямого общения с Россией».


Тем временем эксперты обращают внимание и на «Белую книгу» Китая по Арктике, опубликованную пресс-канцелярией Госсовета КНР в начале 2018 года. В этом документе Китай, апеллируя к концепции «Общего наследия человечества», признаёт, что обеспокоен расширением суверенных прав арктических государств и увеличением исключительной их экономической зоны, притом особенно – российской.

Ведь в этом случае зона открытой акватории в арктических морях и Северном Ледовитом океане значительно сужается. Это, по оценке Пекина, «ставит трансарктическое судоходство в зависимость от приарктических стран». В том числе, повторим, в зависимость от России и Норвегии…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    19 мая 2023 05:40
    Путь через Суэц значительно привлекателен.Судно,как "маршрутка" едет и подвозить людей куда надо,редко кто едет от начала до конца.Там море портов,и густо населенные территории.К примеру идет контейнеровоз из Шанхая в Роттердам-по пути грузит груз в Сингапуре в Италию.
    Северный путь-это безлюдные территории,неразвитая инфраструктура,нужен ледокол и судно ледового класса.Даже выйдя в Тихий океан тоже "малолюдство" .Единственно в основном он интересен России-надо как то снабжать своих граждан снабжать. hi
    1. +1
      19 мая 2023 15:37
      Глупости пишете, рассуждаете как при СССР. Вы заказываете доставку и Вам не интересно, что бы терялось время из-за левых грузов. Везет судно груз и попутно выгружает часть, а далее идет полу пустым? А если загружается то сколько времени теряет, плюс стоимость стоянки в порту. Северный путь позволяет сэкономить время на доставке крупных грузов, которые идет из Китая или Японии , да и США в ЕС и никаких тут разгрузок не нужно.
  2. 0
    19 мая 2023 05:53
    Арктику надо было беречь.Когда во времена Брежнева,ледокол Арктика достиг Северного Полюса,наряду с восторженными возгласами,были и критические заметки по этому поводу. И все же СССР удалось сберечь ледяной припой в несколько тысяч километров.Северные пункты обеспечивались с Двух сторон.С Владивостока-на востоке.С Ленинграда -на западе.При нынешней технике нет ничего проще превратить Северный Ледовитый Океан в море Лаптевых. И все будет окей.Белых мишек пристроим в зверинца,с остальными-подумаем.
  3. +3
    19 мая 2023 06:35
    Единственное в мире специализированное судно для дрейфа во льдах ЛСП Северный полюс продолжает свою экспедицию.Сейчас его понесло почему-то в обратную сторону,и довольно весело .До этого несло с скоростью 0,1 узел как и положено в сторону между Шпицбергеном и Гренландией.Американцам наверно очень интересно есть на ЛСП выдвижные штанги гидролокаторов?ЛСП к сожалению пока не попало в дрейфе в географических точку Северный Полюс.А так бы было единственным судном ,которое это сделало таким способом.
  4. +9
    19 мая 2023 07:20
    Это не только ледокольный сбор,это навигационный,лоцманские сборы Севморпутем ходить очень дорого.Там одно судно,проводить не станут, а только лишь караваны.
    1. +4
      19 мая 2023 12:44
      Все эти сказки про белого бычка севморпуть это где то в будущем и вилами на воде. Северный завоз умер вместе с ПМП ДВМП. Певек Евгикинот Проведения последние выживают .
      Вчерашняя новость ...тихо и незаметно . ВЛАДИК ОТДАЛИ КИТАЮ как внутренний порт для перевалки и освоения сев территорий . Там китайцы большое плечо экономят на внутр транзите. ....хммм вот где закончился Российский ДВ. Треть сбежала при новой власти . Вакуум долго не может продолжаться на юге Приморья. Приезжайте сюда товарищи вояки горлопаны.вам все территорий мало .
      Сначала совместное управление. Через 50 лет в аренду а потом бессрочная продажа
      1. +7
        19 мая 2023 14:27
        ВЛАДИК ОТДАЛИ КИТАЮ
        Уже? Мне ребята из Владика говорили об этом год назад.А оно вона как...Быстро,однако..
        1. +2
          19 мая 2023 14:43
          Ну а как ? Хоть какая копейка. Пять портов в Находке Рыбный Торговый Контейнеры во Врангеле Нефтепорт ..еле дышут. Вместо круглосуточных докеров 24/7 по одной бригаде оставили на звонке.
          Гиганты Дальзавод ПСРЗ НСРЗ умерли одно название осталось. Переваливают кругляк уголь на причальных стенках.
          Севморпуть такая же пропаганда как шипярд в Камне. Готовые на 90% корейские танкера тока бак приварить на Звезде. Типа китайского москвича с нашим шильдиком
          1. +5
            19 мая 2023 16:05
            Да об этом , давно в курсе,кроме тех, кто Вам и мне минуса лепит. smile Они думают, что всё так отлично.Мы ЛК,отремонтировать не можем,когда брали, у них немецкая навигация была и движки,"люминий" только наш.
      2. -6
        19 мая 2023 16:44
        Цитата: Sadam2
        Сначала совместное управление. Через 50 лет в аренду а потом бессрочная продажа

        Это мульке скоро 15 лет, если я не ошибаюсь:


        Все забирают еще, никак не заберут?
        1. Комментарий был удален.
          1. -3
            19 мая 2023 18:45
            Цитата: Sadam2
            sibreal.org
            https://www.sibreal.org › kitay-bud...
            Китай будет использовать Владивосток в качестве внутреннего порта

            Ну-с... и что мы видим в этой интересной статье? Мы видим, что часть грузопотока с юга Китая переходит на север, через Владик. И все. request

            Цитата: Sadam2
            Сначала совместное управление. Через 50 лет в аренду а потом бессрочная продажа

            А вот никакого "совместного управления", и никакой "аренды", и тем более "бессрочной продажи" - в этой статье я не вижу.

            У вас там еще пары статеек не завалялось, случаем? Тащите, вместе почитаем. wink laughing
  5. +1
    19 мая 2023 07:37
    Статья о всем хоршем.
    Нет позиций сша и канады.
    Тайвань разменяют на ххх? Смп ведь в европу.
    Нужен китаю смп? Падает торговля с ес.
    А арабы и африка растет.
    Китаю нужен индийский океан.
    Диего-Гарсия и Австралия против.
    Торг мимо нас пройдет.
    Но и свои крошки не надо отдавать за дарма
  6. +4
    19 мая 2023 07:44
    Арктика принадлежит всему миру

    Где-то я подобное уже слышал…
    Ах, да, от юсовцев про полезные ископаемые и прочие всякие природные ресурсы, находящиеся не на их внутренней территории!
    Напомню времен вторжения в Ирак: «а почему это наша нефть лежит под их песком»
  7. +3
    19 мая 2023 07:48
    У Китая экспансия идет во всех направлениях, Африка, Азия, север планируют осваивать. Не зря строят ледоколы. Снежные драконы. https://ria.ru/20190722/1556683024.html
    1. +1
      19 мая 2023 08:05
      Не только строят ледоколы ,но и строят корпуса для наших морских АЭС.
      1. +5
        19 мая 2023 08:49
        "Не только строят ледоколы ,но и строят корпуса для наших морских АЭС"
        а также делают гвозди для нас laughing
  8. 0
    20 мая 2023 21:53
    Очевидные преимущества транспортировки товаров Северным морским путем просматриваются с ростом объёмов перевозок. Суэцкий канал перегружен, да и расстояние из Китая, южным маршрутом длиннее. Не зря же авиакомпании платят деньги России за пролёт над северными территориями. После принятия КНР стратегического решения, разрешающего перевалку грузов двух, северных провинций, через порты Владивостока, стоит ожидать увеличения нагрузки на Северный морской путь. Безусловно, это приведёт к ускоренному развитию прибрежных территорий. Возникнут новые транспортные узлы, ремонтные и облуживающие предприятия, туристические кластеры. Надо ожидать огромного сопротивления Великобритании, Польши, Украины теряющих доходы от транспортировки грузов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»