Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle

10
SA.342 Gazelle – это многоцелевой легкий ударный вертолет, который был создан французской компанией Aerospatiale (в настоящее время называется Eurocopter France). Вертолет был создан на базе многоцелевого вертолета SA.341 Gazelle и отличался от своего предшественника новым ГТД Astazou XIV и 2-мя узлами подвески для установки различного вооружения. Первый полет прототипа вертолета прошел в 1973 году, машина была принята на вооружение в 1977 году. Вертолет поставлялся на экспорт в большое количество стран. В Югославии было налажено его серийное производство на заводе SOKO, всего было собрано более 200 вертолетов различных модификаций, которые по сей день находятся на вооружении ВВС теперь уже Сербии. На вооружении находится порядка 60 данных вертолетов различных модификаций.

В 1972—73 году Югославия приобрела во Франции первую партию из 21 вертолета Аэроспатьяль SA.341Н «Газель», в дальнейшем данные вертолеты SA.341H Partizan производились по лицензии компанией SOKO на заводе в Мостаре (всего было построено 132 вертолета). С 1982 года данный завод перешел на производство вертолетов SA.342L (произведено еще 100 вертолетов). Легкие ударные вертолеты SA.342L производились в 2-х основных модификациях. Так вертолет огневой поддержки, который назывался SA.342L GAMA, предназначался для борьбы с бронетехникой противника и вооружался четырьмя ПТУР «Малютка-2» советского производства.

Выбор именно этого противотанкового вооружения объяснялся тем, что данные комплексы находились на вооружении сухопутных войск ЮНА (Югославская народная армия), при этом вертолеты всегда могли пополнить свой боекомплект у армейских частей. Вторым наиболее распространенным вариантом был вертолет SA.341L HERA «Gazelle-HERA» (Helicopter-Radio), который предназначался для осуществления разведки и корректировки огня артиллерии. Обычно вертолетные эскадрильи ВВС ЮНА имели на вооружении вертолеты всех 3-х модификаций: по 4 «Партизана» (старые SА.341Н) и по 4 новых «Херы» и «Гамы».
Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle

В настоящее время в составе ВВС Сербии имеется вертолетная эскадрилья «Сенке» (Тени), которая летает на одном из самых красивых вертолетов мира – «Газели». С момента своего формирования в 1984 году, 714-я противотанковая эскадрилья, получившая название «Тени», отвечает на поле боя за уничтожение бронетехники противника и оказание непосредственной огневой поддержки сухопутным соединениям. В настоящее время на вооружении эскадрильи находятся вертолеты SA-341H и SA-342L большая часть в ударной версии, которая по сербской терминологии известна как «Гама».

История создания и описание конструкции «Газели»

Опытный экземпляр вертолета SA.341 Gazelle, который был оснащен в соответствии с требованиями, предъявленными к нему армией Великобритании, был собран во Франции и после этого переправлен в Англию компании Westland. Данная машина впервые поднялась в воздух 28 апреля 1970 года. 14 мая 1970 года был изготовлен первый опытный экземпляр SA 341. Данный вертолет сумел установить 3 рекорда скорости для вертолетов своего класса. Этот факт вызвал к новому вертолету достаточно большой коммерческий интерес, который воплотился в многочисленные иностранные заказы. Французский вариант данного вертолета обозначался SA 341.1001 (совершил первый полет 6.08.1971), вертолет обладал увеличенной хвостовой частью, удлиненной кабиной, более мощным двигателем. На вооружение французской армии машина была принята под индексом SA.341F Gazelle.

Вертолет был предназначен для ведения наблюдения и разведки, осуществления связи, эвакуации раненых, перевозки личного состава, транспортировки небольших грузов, а также оказания огневой поддержки сухопутным войскам. Вертолет разрабатывался совместно французской компанией Aerospatiale и английской Westland на основании совместного соглашения, которое было заключено еще в 1967 году правительствами двух этих государств.

Конструктивной особенностью машины был жесткий трехлопастный несущий винт, который был спроектирован совместно с немецкой компанией Boelkow, а также многолопастный рулевой винт, который был смонтирован в туннельном канале в специальном вертикальном оперении, называемом (фенестрон). Вертолет отличался обтекаемым фюзеляжем корпуса типа полумонокок и обладал большой площадью остекления кабины пилотов, находившейся в его передней части. В кабине помимо экипажа, который состоял из 1-2 пилотов, могли свободно разместится еще 3-4 пассажира или же небольшой груз массой до 270 килограммов.

Вертолет был спроектирован и выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом типа «фенестрон», машина оснащалась одним газотурбинным двигателем (ГТД) и лыжным шасси. На лыжное шасси могли быть в случае необходимости установлены колеса или надувные баллоны. Фюзеляж вертолета был цельнометаллическим. На хвостовой балке машины, выполненной из алюминиевого сплава, было смонтировано вертикальное оперение с рулевым винтом, а также стабилизатор. В кабине вертолета находились сидения: спереди – для членов экипажа, сзади – общее сидение для 3-х пассажиров. Для удобного доступа в кабину с каждой из сторон были расположены двери, которые открывались наружу. Сразу за ними находилась дополнительная грузовая дверь, которая открывалась вовнутрь. В полу кабины имелись специальные узлы крепления для фиксации перевозимых грузов.

Доступ в багажное отделение вертолета осуществлялся через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа или через заднюю перегородку. Кабина вертолета была оснащена системой вентиляции, также была предусмотрена возможность (в случае необходимости) установки систем обогрева кабины. При этом конструкция планера вертолета рассчитана на использование в достаточно широком диапазоне температур окружающего воздуха от -35 до +50°С. В военном варианте вертолета, кабина экипажа бронируется.

Вертикальное оперение вертолета стреловидное имеет несимметричный профиль, установлено под углом к продольной оси хвостовой балки, во время полета создает боковую силу для уравновешивания возникающего реактивного крутящего момента. Стабилизатор имеет прямоугольную форму с перевернутым профилем, его размах – 1,93 метра. Шасси лыжное и крепится к фюзеляжу машины при помощи изогнутых стальных труб, стойки лыж при этом имеют обтекатели. Колея шасси составляет 2 метра.

Несущий винт вертолета является трехлопастным, лопасти обладают прямоугольной формой и изготовлены из композиционных материалов. Диаметр рулевого винта составляет 0,695 метра, он установлен в специальном кольцевом канале и обладает 13 лопастями, которые отштампованы из легкого металлического сплава.

Двигатель размещается в верхней части фюзеляжа за кабиной пилотов, двигатель прикрыт обтекателем. На сопле двигателя находится дефлектор, который уменьшает тепловое излучение машины, что снижает заметность вертолета в ИК-диапазоне. Сухая масса двигателя составляет 160 килограммов. Топливная система вертолета состоит из 2-х топливных баков, обладающих общей емкостью в 545 литров (один из баков находится под багажным отсеком). Также в случае необходимости предусмотрена установка дополнительного бака объемом в 200 литров, расположенного в задней части кабины, устанавливается при перегонке вертолета. Запас масла составляет 14,6 литра для двигателя и 3,5 литра для редуктора.

Трансмиссия вертолета включает в себя главный редуктор (редуктор несущего винта и двигателя), находящийся впереди двигателя над задней частью кабины пилотов, промежуточный редуктор, который находится над двигателем и редуктор рулевого винта, также присутствуют соединительные валы. Гидравлическая система состоит из трех гидроусилителей несущего винта и одного гидроусилителя рулевого механического винта. В том случае, если по какой-то причине произойдет отказ гидроусилителей, возможен переход на обычную механическую систему управления.

Электронное оборудование вертолета состоит из приемопередатчиков коротковолнового, дециметрового и метрового диапазонов, приемника сигналов, переговорного устройства. Дополнительное навигационное оборудование включает в свой состав радиовысотомер, радиокомпас, всенаправленный УКВ-маяк. При необходимости может быть смонтирован автопилот и оборудование для полета по приборам. Противотанковый вариант «Гама» может дополнительно оснащаться автономной системой навигации, автопилотом, оборудованием для совершения ночных полетов и доплеровским радиомаяком.

Тактико-технические характеристики SA.342 GAMA:
Размеры: диаметр главного винта – 10,5 м., диаметр хвостового винта – 0,695 м.
Длина – 9,53 м., высота – 3,19 м.
Максимальная взлетная масса – 2000 кг.
Внутреннее топливо – 545 литров + 200 литров опционально.
Тип двигателя –1 ГТД Turbomeca Astazou XIVM, мощностью 640 кВт.
Максимальная скорость – 280 км/ч, крейсерская – 260 км/ч.
Практическая дальность – 710 км.
Практический потолок – 4,1 км.
Экипаж – 2 человека
Полезная нагрузка: до 3-х пассажиров или 700 кг. на подвеске.
Вооружение: до 4 ПТУР «Малютка-2», до 2 УР «Стрела-2».

Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/uh/sa341.html
-http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut06/VVSSerbi/VVSSerbi004.htm
-http://www.srpska.ru/print.php?nid=14227
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    5 декабря 2012 08:59
    В настоящее время в составе ВВС Сербии имеется вертолетная эскадрилья «Сенке» (Тени), которая летает на одном из самых красивых вертолетов мира – «Газели»

    Самый красивый вертолет в мире-Ка-52 "Аллигатор" ИМХО. Их "Газель" по сравнению с ним-велосипед с вентилятором!
    1. Farn
      +6
      5 декабря 2012 10:08
      Ну так они написали ОДИН из самых красивых. А так , газель чисто эстетически неплоха . Да и вообще, довольно известный вертолёт, повидавший многое на своём веку.
  2. +3
    5 декабря 2012 10:24
    Достаточно удачный вертолет. Один из самых лучших в своем классе и один из самых распространенных и обкатанных в мире винтокрылых машин...
    Что касается его внешности... Симпатишный однако. И с этим каг-бэ тоже трудно поспорить...
    Одним словом - весьма и весьма неплохой выбор в свое время сделали югославы...

    Автору "+" и спасибо за очень информативный материал... smile
  3. +5
    5 декабря 2012 10:55
    "Газель" очень красивый вертолет. А с учетом , что он выпускался очень давно, то по тем временам, мое мнение, он мог спорить по красоте своих форм только с МИ-24. Оба вертолета очень красиво выглядят.
  4. +3
    5 декабря 2012 17:22
    sergey69,- не, у нашего МИ-24 красота особенная- смертельная!!! yes
  5. +2
    5 декабря 2012 20:19
    Согласен,красивая вертушка,а в умелых руках-грозное оружие.А с Аллигатором и "полосатым''его сравнивать просто некрасиво товарищи,вы же понимаете,что это совершенно разные весовые категории.
  6. Милафон
    +1
    6 декабря 2012 11:33
    На мой взгляд самый красивый вертолёт Aerospatiale SA.365 Dauphin 2 / HH-65 для Береговой охрвны США.
    1. +2
      6 декабря 2012 15:16
      Согласен, на него еще Ка-60 похож, и когда его уже в серию запустят.
  7. Pirano
    +2
    8 декабря 2012 05:11
    Офтальмолог Федоров С.Н. Погиб 2 июня 2000 года в авиакатастрофе:
    принадлежавший клинике вертолёт <Еврокоптер Газель>, на котором Фёдоров
    возвращался с конференции изТамбова....
  8. agusta
    0
    9 октября 2013 07:21
    Обстоятельства катастрофы вертолета Газели Федорова до сихпор не обнародованны.Поэтому судить о машине по этому случаю нельзя.А Газель действительно по праву занимает ступень в ряду лучших вертолетов мира.Для своего времени это был величайший технологический прорыв в вертолетостроении,на тот момент ни одна страна такого не делала.И о вертолетах не судят по красоте ,это не женщина,и не картина .Судят по из летно-техническим характеристикам.