Military Review

Light attack helicopter of the Air Force of Yugoslavia SA.342 Gazelle

10
SA.342 Gazelle is a multipurpose light attack helicopter that was created by the French company Aerospatiale (currently called Eurocopter France). The helicopter was created on the basis of the SA.341 Gazelle multipurpose helicopter and differed from its predecessor, the new GTD Astazou XIV and 2 with its suspension nodes for installing various weapons. The first flight of the helicopter prototype took place in the 1973 year, the car was put into service in the 1977 year. The helicopter was exported to a large number of countries. In Yugoslavia, its mass production was set up at the SOKO plant, in total more than 200 helicopters of various modifications were assembled, which to this day are in service with the Air Force now in Serbia. In service is about 60 data helicopters of various modifications.

In 1972 — 73, Yugoslavia acquired the first batch of 21 helicopters SA.341H Gazelle helicopter in France, and later SA.341H Partizan helicopters were manufactured under license from SOKO at the plant in Mostar (the 132 helicopter was built in total). From 1982, this plant switched to the production of SA.342L helicopters (100 helicopters were also made). SA.342L light attack helicopters were produced in 2-s major modifications. So the helicopter of fire support, which was called SA.342L GAMA, was intended to fight the enemy’s armored vehicles and was armed with four Soviet-made Malyutka-2 ATGM.

The choice of this anti-tank armament was explained by the fact that these complexes were in service with the ground forces of the JNA (Yugoslav People's Army), while helicopters could always replenish their ammunition with army units. The second most common option was the helicopter SA.341L HERA "Gazelle-HERA" (Helicopter-Radio), which was intended to carry out reconnaissance and adjustment of artillery fire. Usually, the JNA Air Force helicopter squadrons were armed with helicopters of all 3 modifications: according to the Partizan 4 (old SA.341Н) and the New Khera and Gama 4.
Light attack helicopter of the Air Force of Yugoslavia SA.342 Gazelle

At present, the Serbian Air Force has a helicopter squadron called Senke (Shadows), which flies on one of the most beautiful helicopters in the world, the Gazelle. Since its formation in the 1984 year, the 714-I anti-tank squadron, dubbed “Shadows”, has been responding to the battlefield for the destruction of enemy armored vehicles and the provision of direct fire support to ground units. Currently, the squadron is armed with the SA-341H and SA-342L helicopters, most of them in the shock version, which is known by the Serbian terminology as “Gama”.

History creation and description of the construction of "Gazelle"

An experimental copy of the SA.341 Gazelle helicopter, which was equipped in accordance with the requirements imposed on it by the British army, was assembled in France and then sent to England by Westland. This car first flew 28 on April 1970 of the year. 14 May 1970, the first prototype SA 341 was manufactured. This helicopter was able to set the 3 speed record for helicopters in its class. This fact caused a fairly large commercial interest for the new helicopter, which was embodied in numerous foreign orders. The French version of this helicopter was designated SA 341.1001 (made the first flight of the 6.08.1971), the helicopter had an increased tail section, an extended cabin, a more powerful engine. The armament of the French army was adopted under the symbol SA.341F Gazelle.

The helicopter was designed to conduct surveillance and reconnaissance, communications, evacuation of the wounded, transportation of personnel, transportation of small cargo, as well as providing fire support to ground forces. The helicopter was developed jointly by the French company Aerospatiale and the British Westland on the basis of a joint agreement that was concluded in 1967 by the governments of these two countries.

The design feature of the machine was a rigid three-bladed main rotor, which was designed jointly with the German company Boelkow, as well as a multi-blade tail rotor, which was mounted in a tunnel channel in a special vertical tail, called (fenestron). The helicopter was distinguished by a streamlined fuselage of a semi-monocoque hull and had a large glass area of ​​the cockpit located in its front part. In addition to the crew cabin, which consisted of 1-2 pilots, the 3-4 passenger could be freely accommodated or a small cargo weighing up to 270 kilograms.

The helicopter was designed and manufactured according to a single-rotor scheme with a fenestron-type steering screw; the car was equipped with one gas turbine engine (GTE) and a ski landing gear. If necessary, wheels or inflatable cylinders could be installed on the ski chassis. The fuselage of the helicopter was all-metal. On the tail boom of the machine, made of aluminum alloy, vertical tail with a steering screw and a stabilizer were mounted. In the cockpit of the helicopter there were seats: in front - for the crew members, in the back - a common seat for 3-passengers. For convenient access to the cabin from each side, doors were opened that opened to the outside. Immediately behind them was an additional cargo door that opened inward. In the cabin floor there were special attachment points for fixing the transported goods.

Access to the luggage compartment of the helicopter was carried out through the auxiliary door on the right side of the fuselage or through the rear bulkhead. The helicopter cabin was equipped with a ventilation system, it was also possible (if necessary) to install cabin heating systems. At the same time, the design of the helicopter's airframe is designed for use in a fairly wide range of ambient air temperatures from -35 to + 50 ° С. In the military version of the helicopter, the crew cabin is booked.

The vertical tail assembly of the helicopter has an asymmetrical profile; it is set at an angle to the longitudinal axis of the tail boom; during flight, it creates lateral force to balance the resulting reactive torque. The stabilizer has a rectangular shape with an inverted profile; its span is 1,93 meters. The chassis is ski and fastened to the fuselage of the car with the help of curved steel pipes, while the racks of skis have fairings. The chassis gauge is 2 meters.

The rotor of the helicopter is three-bladed, the blades have a rectangular shape and are made of composite materials. The diameter of the tail rotor is 0,695 meter, it is installed in a special annular channel and has 13 blades, which are stamped from a light metal alloy.

The engine is located at the top of the fuselage behind the cockpit, the engine is covered with a fairing. At the nozzle of the engine is a deflector, which reduces the thermal radiation of the machine, which reduces the visibility of the helicopter in the IR range. The dry weight of the engine is 160 kilograms. The helicopter fuel system consists of 2-x fuel tanks with a total capacity of 545 liters (one of the tanks is under the luggage compartment). Also, if necessary, the installation of an additional tank with a volume of 200 liters, located in the rear part of the cabin, is provided during the distillation of the helicopter. The oil reserve is 14,6 liters for the engine and 3,5 liters for the gearbox.

The helicopter's transmission includes the main gearbox (main rotor and engine gearbox) located in front of the engine above the back of the cockpit, the intermediate gearbox that is above the engine and the tail rotor gearbox. The hydraulic system consists of three power steering rotors and one power steering mechanical screw. In the event that, for some reason, the hydraulic boosters fail, a transition to a conventional mechanical control system is possible.

The electronic equipment of the helicopter consists of transceivers of the shortwave, decimeter and meter ranges, signal receiver, intercom. Additional navigation equipment includes a radio altimeter, radio compass, omnidirectional VHF beacon. If necessary, can be mounted autopilot and equipment for instrument flight. The Gama anti-tank variant can be additionally equipped with an autonomous navigation system, an autopilot, equipment for making night flights and a Doppler radio beacon.

Technical characteristics of SA.342 GAMA:
Dimensions: main screw diameter - 10,5 m., Tail screw diameter - 0,695 m.
Length - 9,53 m., Height - 3,19 m.
Maximum take-off weight - 2000 kg.
Internal fuel - 545 liters + 200 liters optional.
Engine type –1 GTD Turbomeca Astazou XIVM, power 640 kW.
Maximum speed - 280 km / h, cruising - 260 km / h.
Practical range - 710 km.
Practical ceiling - 4,1 km.
Crew - 2 person
Payload: up to 3-x passengers or 700 kg. on the suspension.
Armament: up to 4 ATGM "Baby-2", to 2 SD "Strela-2".

Information sources:
-http: //www.airwar.ru/enc/uh/sa341.html
-http: //vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut06/VVSSerbi/VVSSerbi004.htm
-http: //www.srpska.ru/print.php? nid = 14227
Author:
10 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Greyfox
    Greyfox 5 December 2012 08: 59
    +3
    Currently, the Serbian Air Force has a Senke (Shadow) helicopter squadron, which flies on one of the most beautiful helicopters in the world - the Gazelle

    The most beautiful helicopter in the world is the Ka-52 "Alligator" IMHO. Their Gazelle compared to it is a bike with a fan!
    1. fern
      fern 5 December 2012 10: 08
      +6
      Well, so they wrote ONE of the most beautiful. And so, the gazelle is purely aesthetically good. Anyway, a rather famous helicopter, which has seen a lot in its lifetime.
  2. Chicot 1
    Chicot 1 5 December 2012 10: 24
    +3
    Fairly successful helicopter. One of the best in its class and one of the most common and tested rotorcraft in the world ...
    As for his appearance ... cute however. And it's hard to argue with this kag-be ...
    In a word - the Yugoslavs made a very, very good choice at the time ...

    To the author of the "+" and thanks for the very informative material ... smile
  3. sergey69
    sergey69 5 December 2012 10: 55
    +5
    The Gazelle is a very beautiful helicopter. And given that it was produced for a very long time, then at that time, in my opinion, it could argue on the beauty of its forms only with MI-24. Both helicopters look very nice.
  4. datur
    datur 5 December 2012 17: 22
    +3
    sergey69, - no, our MI-24 has a special beauty - mortal !!! yes
  5. Volozhanin
    Volozhanin 5 December 2012 20: 19
    +2
    I agree, a beautiful turntable, but in skillful hands - a formidable weapon. And it is simply ugly to compare it with the Alligator and the "striped" one, you understand that these are completely different weight categories.
  6. MilaPhone
    MilaPhone 6 December 2012 11: 33
    +1
    In my opinion, the most beautiful helicopter Aerospatiale SA.365 Dauphin 2 / HH-65 for the US Coast Guard.
    1. Orty
      Orty 6 December 2012 15: 16
      +2
      I agree that the Ka-60 is similar to it, and when it will be launched in a series.
  7. Piran
    Piran 8 December 2012 05: 11
    +2
    Ophthalmologist Fedorov S.N. Killed on June 2, 2000 in a plane crash:
    the clinic's helicopter "Eurocopter Gazelle", on which Fedorov
    came back from the conference from Tambov ....
  8. Augusta
    Augusta 9 October 2013 07: 21
    0
    The circumstances of the accident of the Gazel Fedorov helicopter have not yet been made public; therefore, it is impossible to judge the car on this occasion. And the Gazelle really rightfully occupies a step among the best helicopters in the world. For its time, it was the greatest technological breakthrough in helicopter engineering, at that time not a single country of this kind I didn’t do it. And they don’t judge helicopters by their beauty, this is not a woman, and not a picture. They are judged by flight performance.

Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle

SA.342 Gazelle – это многоцелевой легкий ударный вертолет, который был создан французской компанией Aerospatiale (в настоящее время называется Eurocopter France). Вертолет был создан на базе многоцелевого вертолета SA.341 Gazelle и отличался от своего предшественника новым ГТД Astazou XIV и 2-мя узлами подвески для установки различного вооружения. Первый полет прототипа вертолета прошел в 1973 году, машина была принята на вооружение в 1977 году. Вертолет поставлялся на экспорт в большое количество стран. В Югославии было налажено его серийное производство на заводе SOKO, всего было собрано более 200 вертолетов различных модификаций, которые по сей день находятся на вооружении ВВС теперь уже Сербии. На вооружении находится порядка 60 данных вертолетов различных модификаций.

В 1972—73 году Югославия приобрела во Франции первую партию из 21 вертолета Аэроспатьяль SA.341Н «Газель», в дальнейшем данные вертолеты SA.341H Partizan производились по лицензии компанией SOKO на заводе в Мостаре (всего было построено 132 вертолета). С 1982 года данный завод перешел на производство вертолетов SA.342L (произведено еще 100 вертолетов). Легкие ударные вертолеты SA.342L производились в 2-х основных модификациях. Так вертолет огневой поддержки, который назывался SA.342L GAMA, предназначался для борьбы с бронетехникой противника и вооружался четырьмя ПТУР «Малютка-2» советского производства.

Выбор именно этого противотанкового вооружения объяснялся тем, что данные комплексы находились на вооружении сухопутных войск ЮНА (Югославская народная армия), при этом вертолеты всегда могли пополнить свой боекомплект у армейских частей. Вторым наиболее распространенным вариантом был вертолет SA.341L HERA «Gazelle-HERA» (Helicopter-Radio), который предназначался для осуществления разведки и корректировки огня артиллерии. Обычно вертолетные эскадрильи ВВС ЮНА имели на вооружении вертолеты всех 3-х модификаций: по 4 «Партизана» (старые SА.341Н) и по 4 новых «Херы» и «Гамы».
Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle


В настоящее время в составе ВВС Сербии имеется вертолетная эскадрилья «Сенке» (Тени), которая летает на одном из самых красивых вертолетов мира – «Газели». С момента своего формирования в 1984 году, 714-я противотанковая эскадрилья, получившая название «Тени», отвечает на поле боя за уничтожение бронетехники противника и оказание непосредственной огневой поддержки сухопутным соединениям. В настоящее время на вооружении эскадрильи находятся вертолеты SA-341H и SA-342L большая часть в ударной версии, которая по сербской терминологии известна как «Гама».

История создания и описание конструкции «Газели»

Опытный экземпляр вертолета SA.341 Gazelle, который был оснащен в соответствии с требованиями, предъявленными к нему армией Великобритании, был собран во Франции и после этого переправлен в Англию компании Westland. Данная машина впервые поднялась в воздух 28 апреля 1970 года. 14 мая 1970 года был изготовлен первый опытный экземпляр SA 341. Данный вертолет сумел установить 3 рекорда скорости для вертолетов своего класса. Этот факт вызвал к новому вертолету достаточно большой коммерческий интерес, который воплотился в многочисленные иностранные заказы. Французский вариант данного вертолета обозначался SA 341.1001 (совершил первый полет 6.08.1971), вертолет обладал увеличенной хвостовой частью, удлиненной кабиной, более мощным двигателем. На вооружение французской армии машина была принята под индексом SA.341F Gazelle.

Вертолет был предназначен для ведения наблюдения и разведки, осуществления связи, эвакуации раненых, перевозки личного состава, транспортировки небольших грузов, а также оказания огневой поддержки сухопутным войскам. Вертолет разрабатывался совместно французской компанией Aerospatiale и английской Westland на основании совместного соглашения, которое было заключено еще в 1967 году правительствами двух этих государств.
Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle

Конструктивной особенностью машины был жесткий трехлопастный несущий винт, который был спроектирован совместно с немецкой компанией Boelkow, а также многолопастный рулевой винт, который был смонтирован в туннельном канале в специальном вертикальном оперении, называемом (фенестрон). Вертолет отличался обтекаемым фюзеляжем корпуса типа полумонокок и обладал большой площадью остекления кабины пилотов, находившейся в его передней части. В кабине помимо экипажа, который состоял из 1-2 пилотов, могли свободно разместится еще 3-4 пассажира или же небольшой груз массой до 270 килограммов.

Вертолет был спроектирован и выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом типа «фенестрон», машина оснащалась одним газотурбинным двигателем (ГТД) и лыжным шасси. На лыжное шасси могли быть в случае необходимости установлены колеса или надувные баллоны. Фюзеляж вертолета был цельнометаллическим. На хвостовой балке машины, выполненной из алюминиевого сплава, было смонтировано вертикальное оперение с рулевым винтом, а также стабилизатор. В кабине вертолета находились сидения: спереди – для членов экипажа, сзади – общее сидение для 3-х пассажиров. Для удобного доступа в кабину с каждой из сторон были расположены двери, которые открывались наружу. Сразу за ними находилась дополнительная грузовая дверь, которая открывалась вовнутрь. В полу кабины имелись специальные узлы крепления для фиксации перевозимых грузов.

Доступ в багажное отделение вертолета осуществлялся через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа или через заднюю перегородку. Кабина вертолета была оснащена системой вентиляции, также была предусмотрена возможность (в случае необходимости) установки систем обогрева кабины. При этом конструкция планера вертолета рассчитана на использование в достаточно широком диапазоне температур окружающего воздуха от -35 до +50°С. В военном варианте вертолета, кабина экипажа бронируется.
Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle

Вертикальное оперение вертолета стреловидное имеет несимметричный профиль, установлено под углом к продольной оси хвостовой балки, во время полета создает боковую силу для уравновешивания возникающего реактивного крутящего момента. Стабилизатор имеет прямоугольную форму с перевернутым профилем, его размах – 1,93 метра. Шасси лыжное и крепится к фюзеляжу машины при помощи изогнутых стальных труб, стойки лыж при этом имеют обтекатели. Колея шасси составляет 2 метра.

Несущий винт вертолета является трехлопастным, лопасти обладают прямоугольной формой и изготовлены из композиционных материалов. Диаметр рулевого винта составляет 0,695 метра, он установлен в специальном кольцевом канале и обладает 13 лопастями, которые отштампованы из легкого металлического сплава.

Двигатель размещается в верхней части фюзеляжа за кабиной пилотов, двигатель прикрыт обтекателем. На сопле двигателя находится дефлектор, который уменьшает тепловое излучение машины, что снижает заметность вертолета в ИК-диапазоне. Сухая масса двигателя составляет 160 килограммов. Топливная система вертолета состоит из 2-х топливных баков, обладающих общей емкостью в 545 литров (один из баков находится под багажным отсеком). Также в случае необходимости предусмотрена установка дополнительного бака объемом в 200 литров, расположенного в задней части кабины, устанавливается при перегонке вертолета. Запас масла составляет 14,6 литра для двигателя и 3,5 литра для редуктора.
Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle

Трансмиссия вертолета включает в себя главный редуктор (редуктор несущего винта и двигателя), находящийся впереди двигателя над задней частью кабины пилотов, промежуточный редуктор, который находится над двигателем и редуктор рулевого винта, также присутствуют соединительные валы. Гидравлическая система состоит из трех гидроусилителей несущего винта и одного гидроусилителя рулевого механического винта. В том случае, если по какой-то причине произойдет отказ гидроусилителей, возможен переход на обычную механическую систему управления.

Электронное оборудование вертолета состоит из приемопередатчиков коротковолнового, дециметрового и метрового диапазонов, приемника сигналов, переговорного устройства. Дополнительное навигационное оборудование включает в свой состав радиовысотомер, радиокомпас, всенаправленный УКВ-маяк. При необходимости может быть смонтирован автопилот и оборудование для полета по приборам. Противотанковый вариант «Гама» может дополнительно оснащаться автономной системой навигации, автопилотом, оборудованием для совершения ночных полетов и доплеровским радиомаяком.

Тактико-технические характеристики SA.342 GAMA:
Размеры: диаметр главного винта – 10,5 м., диаметр хвостового винта – 0,695 м.
Длина – 9,53 м., высота – 3,19 м.
Максимальная взлетная масса – 2000 кг.
Внутреннее топливо – 545 литров + 200 литров опционально.
Тип двигателя –1 ГТД Turbomeca Astazou XIVM, мощностью 640 кВт.
Максимальная скорость – 280 км/ч, крейсерская – 260 км/ч.
Практическая дальность – 710 км.
Практический потолок – 4,1 км.
Экипаж – 2 человека
Полезная нагрузка: до 3-х пассажиров или 700 кг. на подвеске.
Вооружение: до 4 ПТУР «Малютка-2», до 2 УР «Стрела-2».

Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/uh/sa341.html
-http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut06/VVSSerbi/VVSSerbi004.htm
-http://www.srpska.ru/print.php?nid=14227
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. Greyfox 5 декабря 2012 08:59
    В настоящее время в составе ВВС Сербии имеется вертолетная эскадрилья «Сенке» (Тени), которая летает на одном из самых красивых вертолетов мира – «Газели»

    Самый красивый вертолет в мире-Ка-52 "Аллигатор" ИМХО. Их "Газель" по сравнению с ним-велосипед с вентилятором!
    1. Farn 5 декабря 2012 10:08
      Ну так они написали ОДИН из самых красивых. А так , газель чисто эстетически неплоха . Да и вообще, довольно известный вертолёт, повидавший многое на своём веку.
      Farn
  2. Chicot 1 5 декабря 2012 10:24
    Достаточно удачный вертолет. Один из самых лучших в своем классе и один из самых распространенных и обкатанных в мире винтокрылых машин...
    Что касается его внешности... Симпатишный однако. И с этим каг-бэ тоже трудно поспорить...
    Одним словом - весьма и весьма неплохой выбор в свое время сделали югославы...

    Автору "+" и спасибо за очень информативный материал... smile
  3. sergey69 5 декабря 2012 10:55
    "Газель" очень красивый вертолет. А с учетом , что он выпускался очень давно, то по тем временам, мое мнение, он мог спорить по красоте своих форм только с МИ-24. Оба вертолета очень красиво выглядят.
  4. datur 5 декабря 2012 17:22
    sergey69,- не, у нашего МИ-24 красота особенная- смертельная!!! yes
  5. Воложанин 5 декабря 2012 20:19
    Согласен,красивая вертушка,а в умелых руках-грозное оружие.А с Аллигатором и "полосатым''его сравнивать просто некрасиво товарищи,вы же понимаете,что это совершенно разные весовые категории.
  6. Милафон 6 декабря 2012 11:33
    На мой взгляд самый красивый вертолёт Aerospatiale SA.365 Dauphin 2 / HH-65 для Береговой охрвны США.
    Милафон
    1. Orty 6 декабря 2012 15:16
      Согласен, на него еще Ка-60 похож, и когда его уже в серию запустят.
  7. Pirano 8 декабря 2012 05:11
    Офтальмолог Федоров С.Н. Погиб 2 июня 2000 года в авиакатастрофе:
    принадлежавший клинике вертолёт <Еврокоптер Газель>, на котором Фёдоров
    возвращался с конференции изТамбова....
    Pirano
  8. agusta 9 октября 2013 07:21
    Обстоятельства катастрофы вертолета Газели Федорова до сихпор не обнародованны.Поэтому судить о машине по этому случаю нельзя.А Газель действительно по праву занимает ступень в ряду лучших вертолетов мира.Для своего времени это был величайший технологический прорыв в вертолетостроении,на тот момент ни одна страна такого не делала.И о вертолетах не судят по красоте ,это не женщина,и не картина .Судят по из летно-техническим характеристикам.
    agusta

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня