В Жуковском испытывают систему сверхточной навигации

24
В подмосковном Жуковском испытывают систему сверхточной навигации для самолетов и вертолетов. Это российская разработка — с ее помощью пилот может посадить машину практически вслепую, при минимальной видимости и даже на неосвещенную полосу. Умные приборы и лазеры помогают вычислить траекторию, учитывая и рельеф, и метеоусловия.

"Вот мы сейчас выполняем заход на аэродром Раменское. Воссозданы специальные усложненные условия. Вот вектор скорости, мы сейчас закатываем в центр вот этого экрана. И думать больше особо не нужно", — показывает главный конструктор ФГУП "Пилотажно-исследовательский центр" Анатолий Квочур.

Летчик-легенда отечественной авиации Анатолий Квочур с радостью доверяет все сложные математические расчеты компьютеру. Но на всякий случай любая информация — от погодных условий до уровня топлива в баках — всегда у пилота в буквальном смысле под рукой.

"Мы можем вызвать различные точки информационные — например, маяки, радиомаяки, запретные зоны рисуются, привода, и так далее. Это все информация, которая временами пилоту нужна, но если ее всю вывести одновременно, он, грубо говоря, сойдет с ума, не разберется. Поэтому есть возможность выбора этой информации", — рассказывает он.

На стенде, который моделирует системы и характеристики истребителя СУ-30, пилоты отрабатывают полетные задания, после чего пересаживаются за штурвал реального самолета.

"Летающая лаборатория на базе истребителя — это наиболее безопасный способ проводить столь сложные испытания и исследования, потому что, во-первых, экспериментальный комплекс может иметь какие-то отказы, а во-вторых, цена ошибки применительно к истребителю, скажем, по высоте выравнивания, она гораздо меньше, чем, предположим, если использовать гражданский самолет", — продолжает Анатолий Квочур.

За время испытаний летчики совершили более семисот заходов на посадку. Тестировали новую систему сверхточной навигации, которая позволяет управлять самолетом практически при нулевой видимости за бортом. Оказалось, что с ее помощью, ведя самолет лишь по приборам, можно сесть и на неосвещенную полосу на аэродроме, когда земля едва различима. Даже завесив окна в кабине, летчик понимает, где он находится в трехмерном пространстве с точностью до метра.

Сейчас вся система умещается в довольно большой коробке, но в скором будущем, уверены разработчики, она будет не больше мобильного телефона. Применять ее планируют и в гражданской авиации — в частности, в регионах на малых аэропортах, техническое обеспечение которых пока оставляет желать лучшего.

"Это позволяет выполнять посадку при метеоминимуме, при котором эта малая авиация никогда раньше не летала. То есть, при метеоминимуме нормальных гражданских самолетов", — говорит Квочур.

Новая система навигации, как уверяют разработчики, может быть установлена и на вертолеты. Это позволит специальным службам — например, МЧС — спасать людей в тех условиях, в которых раньше они бы даже взлететь не решились.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 декабря 2012 11:16
    Очень полезная штука,видел в молодости как летчики сажали АН24 -в разрыв облаков,прям как пикировшик времен войны -в салоне некоторым заплохело сразу. belay А эта система позволилаб не рисковать летчикам.
    1. Farn
      +2
      5 декабря 2012 11:21
      Да . Конечно появление такой системы - это хорошо . Но не стоит прямо таки на неё полагаться . Всяко бывает . "И думать больше особо не нужно" - немного напрягает .
      1. vaf
        vaf
        +2
        5 декабря 2012 17:27
        Цитата: Farn
        Всяко бывает . "И думать больше особо не нужно" - немного напрягает .


        Здесь тебя напрягает потому, что Квочур рассказывает о том, что для него само собой разумеющееся. как для лётчика, поэтому и у тебя появляются такие мысли..это так часто бывает......у меня то же даже здесь на сайте бывают часто проблемы..вроде бы пишешь прописные истины. а не все понимают. ..не огорчайся. это просто специфика.+! soldier

        Анатолий имеет ввиду. что .."И думать особо не нужно....в какую сторону крутить и на сколько". wink
        Ведь при заходе на посадку ты не тупо крутишь на директора и смотришь за бленкерами, а берёшь поправку в курс и плавненько подворачиваешь. не забывая про снос и АРК, ну и за глиссадой смотришь(т.е. высота ,скорость.вариометр.угол атаки).
        А если будешь только "гонятся" за директорами на КПП, то никогда не зайдёшь lol

        А здесь..вообще лафа...полная трёх мерка на ИЛСе.....сажай не хочу fellow

        Это типа как тебе ..дорогу в воздухе нарисовали... wink

        1. Farn
          +1
          5 декабря 2012 17:45
          Всё ясно smile Интересно только как она будет работать при посадке, скажем, на Ми-8? принцип тот же? ну или еще вдруг илс отстутствует
          1. vaf
            vaf
            +2
            5 декабря 2012 18:48
            Цитата: Farn
            Интересно только как она будет работать при посадке, скажем, на Ми-8? принцип тот же? ну или еще вдруг илс отстутствует


            Всё точно также, не обязательно ведь ставить ИЛС, можно и на обыкновенный МФИ всё вывести!+! drinks
  2. +1
    5 декабря 2012 11:20
    Вещь полезная и нужная!
    Поскорееб отработали и внедрили...
  3. +3
    5 декабря 2012 11:24
    Да этот опыт пригодится и для наших дронов. При наличие такой системы, легче управлять беспилотниками дистанционном и в автоматическом режиме.
    1. webdog
      +1
      5 декабря 2012 13:06
      alexneg, очень грамотно подметил)))
      помимо дронов, появляется возможность многократно повысить точность всех видов оружия, контролировать точнее ситуацию на поле боя, вести каждого бойца...
      ведь не зря систему хотят упаковать в размер телефона...
      так думаю.
      1. +1
        5 декабря 2012 13:40
        полностью автоматические дроны... на 2 шага впред!
  4. +1
    5 декабря 2012 11:51
    В любую погоду все хотят,но в реальности почему то не всегда получается
    1. +1
      5 декабря 2012 14:33
      ]bubla5 цитата
      В любую погоду все хотят,но в реальности почему то не всегда получается

      Да, далеко, не просто. В 70 -80 х, Когда " Буран" совершил автоматическую посадку и позже в гражданской авиации стали применять систему ILS с реальной эксплуатацией при минимальных значениях погодных условий 30м (нижняя граница облачности) и 400м (видимости) конкретно для Ту -154, Но для этого надо три составляющих - оборудование аэродрома, самолёта и подготовки экипажа. Самое слабое звено (отстающее) Это аэродромы. На весь СССР. и было единицы. В тоже самое время в аэропорту Хитроу (Англия)
      уже было обыденным делом автоматическая посадка самолёта при нулевой. видимости вплоть до заруливания на стоянку. Да, мы сильно отстали. Статья поверхностная. А про размер " с телефонный аппарат",
      нет слов.
      1. vaf
        vaf
        +1
        5 декабря 2012 17:16
        Цитата: askort154
        уже было обыденным делом автоматическая посадка самолёта при нулевой. видимости вплоть до заруливания на стоянку.


        Здесь немного не верно,т.к. АЗП и у нас со времён царя Гороха(шутка), СП-50,Катет,Плот, не говоря уже о ИЛСе позволяли осуществлять заход в АЗП до высоты выравнивания, чем неодногратно и пользовался!

        Ниже рассписал .как заходил на Су-24 при полных 0-лях на неподготовленный аэродром, если интересно, прочти ниже!

        В чём согласен. так это с тремя составляющими.особенно по самолёту и лётчикам!+! drinks

        Про всё остальное...Квочуру верю.тем более он является Главным конструктором этой фирмы и "лапшу на уши" вешать никогда не будет"! good

        Это не танедавняя статья, где-какой-то перец начал описывать эту систему и говорить, что впервую очередь мы окажемся от инерциалок fool и РТСО аэродрома fool я тогда сразу написал, что это "шляпа" или человек не знает, о чём говорит fool
        1. 0
          6 декабря 2012 08:38
          vaf цитата
          Здесь немного не верно,т.к. АЗП и у нас со времён царя Гороха(шутка), СП-50,Катет,Плот, не говоря уже о ИЛСе позволяли осуществлять заход в АЗП до высоты выравнивания, чем неодногратно и пользовался


          Причём здесь СП-50, Катет, Плот ? Речь идёт о полной автоматике системы посадки, естественно, с автоматом тяги. Что касается практики, бывали времена, жизнь заставляла и по ОСП " карячиться" в тумане.
    2. vaf
      vaf
      +1
      5 декабря 2012 17:17
      [quote=bubla5]В любую погоду все хотят,но в реальности почему то не всегда получается[/quote

      Абсолютно правильно,+!! Но смотря на чём и смотря кто...а так сам знаешь.."с дуру можно и...хрен..сломать" wassat wink drinks
  5. +1
    5 декабря 2012 11:55
    А у амеров аналог есть,или они по старинке?
    1. +4
      5 декабря 2012 12:25
      Вот Вам один из примеров американской системы захода на посадку на авианосец IFLOLS:
      1. почтальон
        0
        6 декабря 2012 01:31
        Цитата: LiSSyara
        на посадку на авианосец IFLOLS:

        Это не IFLOLS, а Bedford array. (тестируется), от компании QinetiQ

        разработка для F-35

        IFLOS это (на палубе)

        и это (в кокпите):


      2. почтальон
        +1
        6 декабря 2012 01:33
        Цитата: LiSSyara
        на посадку на авианосец IFLOLS:

        Это не IFLOLS, а Bedford array. (тестируется), от компании QinetiQ
        разработка для F-35

        IFLOS это (на палубе)

        и это (в кокпите):


    2. vaf
      vaf
      +2
      5 декабря 2012 17:09
      Цитата: пацантрэ
      А у амеров аналог есть,или они по старинке?


      Уже давно есть!+!
  6. Nechai
    +2
    5 декабря 2012 14:31
    Цитата: Farn
    Да . Конечно появление такой системы - это хорошо . Но не стоит прямо таки на неё полагаться . Всяко бывает . "И думать больше особо не нужно" - немного напрягает .

    В давешние времена, когда полёты с огибанием рельефа местности только осваивали, пилоты рассказывали (соседи по гарнизону), что САМОЕ ТРУДНОЕ это ВЕРИТЬ автоматике: "Смотришь - сопка на тебя. И взгляд то на ручку, то на сопку... Ждёшь - пойдёт ручка на тебя или нет... А склон уже вот он, а она (ручка) зараза такая всё ещё не идёт! Так и тянет схватить её и на себя!"
    1. vaf
      vaf
      +1
      5 декабря 2012 17:02
      Цитата: Nechai
      В давешние времена, когда полёты с огибанием рельефа местности только осваивали, пилоты рассказывали (соседи по гарнизону),


      Валера,это ты немного неправильно понял или подзабыл уже,+! drinks

      Там , на су-24М с Контуром и Рельефом..были две основные бяки, особенно первая из-за которой катастроф было......мама не горюй. перечислять устанешь.

      первая-принцип обратного действия на ППВ, ведь всегда крест загоняли в марку, а здесь наооборот....надо марку загнать в крест....а выработался уже стереопит на подсознательном уровне......если марка вниз ушла, то надо пикировать на марку, а здесь всё наооборот...она показывает..что ты очень низко идёшь....ну вот и забывали и..... crying

      вторая- в рельефе заложен принцип 10 коэффицентов скорости по дальности и установлена фиксированная высота и угол..и если идёт превышение рельефа. то самолёт плавненько идёт вверх, если принижение, то вниз, проблема вдруг...в величине измерения угла и его интенсивности...ведь если гора большая. то до определённых величин Рельеф срабатывает. а вот потом тупо отрубается и..тяни на руках как можешь..или как "вывезет"!
      А вот если ночью, то это действительно...напряжёнка. поэтому и лоции знали назубок и МИС-П корректировали и следили за ней, что бы считала правильно...т.к. не будет МИСа, будет братская могила (если ночью)!
      1. алекс 241
        0
        5 декабря 2012 19:07
        Привет Сереж,лови свои любимые[media=http://http://www.youtube.com/watch?v=4lGkKFh8pwk]
  7. Комментарий был удален.
    1. vaf
      vaf
      +1
      5 декабря 2012 17:08
      Цитата: rudolff
      Интересно было бы посмотреть, как она работает.


      Отлично она работает......точно такой же принцип и заложен в Су-24, когда на посадку можно заходить с помощью Ориона в миллимитровом диапазоне.....
      Картинка на индикаторе. как негатив в МПМ, в торец делается привязка (опытные штурманы не только колличество плит могли выделить, а ещё колличество веретёнок на колючей проволки заграждения), ну и включает директорный режим, что бы у меня на КПП директора работали..и вперёд..посадка в условиях 0 на 0 элементарно!

      А здесь ещё круче..здесь вообще трёхмерка на Илсе!

      И можешь и на руках заходить, а можешь и в АЗП.....но на руках лучше( для меня),т.к. ведь вес может быть различный. а автомат тяги для военных ещё не придумали!+! soldier
  8. +2
    5 декабря 2012 17:21
    Цитата: vaf
    а автомат тяги для военных ещё не придумали!+!

    У авиамоделистов сейчас модно летать по камере,летишь себе,все видно,а потом раз-кирдык,все пропало-в этот момент электроника перехватывает управление на себя и ..летит домой самостоятельно,пофиг там ветер. Причем некоторые программы пишут сами моделисты. Авионика такой модели насыщена всяческими там гироскопами-GPS и прочей хренью, прилетает и кружит над головой smile . Я к чему это написал,видимо в военку пришла свежая кровь,молодежь которая уже легко понимает эти штучки,приносит новые оригинальные идеи.Так что появится и регулируемая тяга-она кстати на авиамоделях активно используется.
    1. vaf
      vaf
      +1
      5 декабря 2012 18:50
      Цитата: Слесарь
      Так что появится и регулируемая тяга-она кстати на авиамоделях активно используется.


      Несомненно и кое где и на кое чём уже применяется!+! drinks Но штука довольно "серьёзная" и архи сложная"! recourse
      1. алекс 241
        +1
        5 декабря 2012 19:09
        держи Сереж твои любимые
        1. vaf
          vaf
          +1
          5 декабря 2012 19:50
          Саня привет! ну слабенько братья-украинцы.слабенько wink

          Вот наши....



          А здесь...вообще без слов....ПЕСНЯ!!!! good drinks soldier

          1. алекс 241
            +1
            5 декабря 2012 20:04
            Держи Серег,многих здесь узнаешь.
  9. Комментарий был удален.
    1. vaf
      vaf
      0
      5 декабря 2012 18:51
      Цитата: rudolff
      изображение выводится только на монитор


      Ну как я понял, пока только на ИЛС или МФИ, а так в принципе...можно и на нашлемку завести,+!
  10. +1
    5 декабря 2012 21:49
    Цитата: vaf
    Ну как я понял, пока только на ИЛС или МФИ, а так в принципе...можно и на нашлемку завести,+!

    Наверное ССИ Сергей опять в командировке, что то не видно на сайте, наверное где то модернизируют или строят новый самолет.
    Сегодня рекламировали по телевизору МС-21 и Сухой Суперджет даже Погосян речь толкнул. Внешне кабина МС-21 выглядит вполне эффектно.
    1. vaf
      vaf
      +2
      5 декабря 2012 22:14
      Цитата: saturn.mmm
      Наверное ССИ Сергей опять в командировке,


      Так точно,+! soldier Он практически один остался из...могикан по системам АСУ! fellow Его беречь надо, как зеницу ока drinks
      1. +1
        5 декабря 2012 23:24
        Цитата: vaf
        Он практически один остался из...могикан по системам АСУ!

        Так подмастериев с собой таскать надо и самому веселей и стране польза.
        Написал и вспомнился фильм "Афоня" отрицательный пример.
  11. алекс 241
    +2
    5 декабря 2012 22:18
    Серег,я тебе в личке отписался,вчера комп сложился,до двух ночи воевал с ним.