«Мир является продолжением войны другими средствами»: геополитические прогнозы Освальда Шпенглера в его книге «Годы решений»

33
«Мир является продолжением войны другими средствами»: геополитические прогнозы Освальда Шпенглера в его книге «Годы решений»

В истории «консервативной революции» фигура Освальда Шпенглера (1880–1936 гг.) является одной из ключевых для понимания идейной сущности немецкого «революционного консерватизма». Как справедливо отмечают историки, Шпенглер, исходя из своей философии истории, предпочитал занимать позицию героического пессимиста и трезвого политического аналитика. По этой причине он занимал определенную дистанцию к другим представителям «консервативной революции».

Немецкий исследователь К. Волльнхальс, подчеркивая особое место Шпенглера в «консервативной революции», называет его «элитарным одиночкой» в кругу «революционных консерваторов» [3]. Основоположник изучения феномена немецкой «консервативной революции» и впоследствии один из ведущих идеологов «новых правых» Армин Молер, характеризуя мировоззренческую и социально-политическую позицию Шпенглера, определяет ее как «героический реализм» [4].



Одной из последних работ Освальда Шпенглера стала монография «Годы решений», опубликованная в 1933 году. Монография возникла из доклада «Германия в опасности», который немецкий философ сделал еще в 1930 году. Произошедшие в Германии события заставили автора изменить название: «Германия в опасности» звучало бы странно и подозрительно для новой власти. Поэтому было избрано новое название «Годы решения. Германия и всемирно-историческое развитие».

Первоначальная форма доклада, а стало быть, прямое обращение к публике, заставляло Шпенглера формулировать многие тезисы в эмоциональной (по сравнению, например, с «Закатом Европы») форме. Тем не менее он старается воздерживаться от оценочных суждений, вводя некоторые важные методологические ограничения. Прежде всего, Шпенглер настаивал на необходимости серьезной исторической дистанции – он полагал, что действительная оценка события возможна только тогда, когда оно стало «далеким прошлым», когда его окончательный успех или неудача стали фактами истории. В этом аспекте о Наполеоне стало возможным адекватно судить только в конце ХIХ века [2].

«Великая задача знатока истории состоит в том, чтобы понять факты своего времени и, исходя из них, предвидеть, указать, обозначить то будущее, которое наступит, хотим мы того или нет [1]»,

– полагал Шпенглер.

Глобальные политические прогнозы, которые немецкий мыслитель озвучил в данном произведении, и рассмотрим в данном материале.

«Годы решений»: последнее произведение Освальда Шпенглера


Освальд Шпенглер, являющийся автором одной из самых известных и дискуссионных культурно-исторических концепций в истории гуманитарной мысли XX столетия, нашедшей свое отражение в «Закате Европы», как консерватор, выступал за сохранение традиций. Но его консерватизм был иного рода, чем традиционный германский консерватизм кайзеровской эпохи. Немецкий мыслитель полагал, что старые традиции в его эпоху были уже в значительной мере утрачены. Традиция уступила место индивидуализму классов, слоев, индивидуумов [5].

Такого же мнения придерживалось и большинство других мыслителей «консервативной революции». Дело в том, что, в противоположность либеральному консерватизму (который ныне трансформировался в неоконсерватизм), истоки которого находятся в наследии Эдмунда Бёрка и англосаксонской политической традиции в целом, «консервативная революция» была во многом уникальным явлением и опиралась на идеи и учения тех консерваторов-традиционалистов XIX века, для которых «национальная идея» превратилась в неотъемлемую часть консервативной теории.

В отличие от либеральных консерваторов, представители «консервативной революции» отводили экономике подчиненную роль по отношению к морали, религии и политике. Экономическая свобода подчас считалась ими даже вредной. Консервативные революционеры негативно относились к рыночной экономической системе, парламентаризму и демократии, а политических целей предлагали добиваться революционным путем [6].

Шпенглер, как казалось ему, нашел идейно-теоретическую основу обновления германского консерватизма в условиях краха европейской и немецкой культуры в синтезе пруссачества – традиционной идейно-политической доктрины немецкого консерватизма и социализма. Шпенглер был тем консервативным мыслителем, который не просто использовал прусско-немецкие ценности, а трансформировал их, исходя из современной ему политической ситуации, что в общественно-политических реалиях Веймарской республики позволило преобразовать немецкий консерватизм из охранительного в наступательное и динамичное политическое направление [5].

Интерес О. Шпенглера к анализу политики не исчезал до конца его жизни, о чем свидетельствует изданный незадолго до смерти мыслителя труд «Годы решения». Книга появилась в продаже в августе 1933 года. В предисловии говорилось о «сверхличностной» мощи переворота 1933 года, о его прусском характере, о фундаментальном воздействии на массовое сознание.

Подобные словесные экзерсисы поначалу оказали свое воздействие: книга была хорошо принята нацистами. Однако вскоре хитрость была раскрыта: при всей похвале перевороту 1933 года Шпенглер умудрился ни разу не упомянуть имя Гитлера, хотя воздал должное Муссолини. Книга подверглась жесткой критике, а имя автора перестали упоминать в периодической прессе Германии. Зато тут же эта книга вышла в свет в США, Франции, Англии и Италии [2].

Тем не менее, несмотря на противодействие нацистов (и Геббельса в частности), книга побила рекорд продаж знаменитого «Заката Западного мира» («Заката Европы»). Успех работы объяснялся множеством диагнозов, поставленных Шпенглером европейской и шире – западной – цивилизации, а также его «алармистскими» предсказаниями. Прогнозы Шпенглера относительно политического мироустройства, экономической глобализации и демографических проблем «белого мира» оказались во многом точны.

«Годы решений» стали итогом эволюции исторической и политической мысли Шпенглера. Основные идеи книги отразили глубокий пессимизм немецкого мыслителя относительно перспектив германской и мировой политики [5].

Как справедливо отмечает доктор философских наук Сергей Вершинин, некоторые из сюжетов данной монографии оказались настолько актуальными для начала ХХI века, что на них следует подробно остановиться.

«Мы вступили в эпоху мировых войн»: Шпенглер о войнах минувших и грядущих


Основной темой «Годов решений» еще раз выступила проблема заката Европы, но на сей раз не в форме отвлеченных философско-исторических размышлений, а в форме анализа конкретной политической ситуации, сложившейся в мире и Германии за годы после завершения Первой мировой войны [5].

Шпенглер делает верный прогноз о том, что мир находится на пороге новой мировой войны:

«Никто не знает, как, в каких формах и кем будут осуществляться изменения, и какие последствия они будут иметь для внешней политики. Всякая революция ухудшает внешнеполитическое положение страны, и для того, чтобы этого не допустить, нужны государственные деятели такого высокого ранга, как Бисмарк. Может быть, мы находимся перед второй мировой войной с неизвестной расстановкой сил и непредсказуемыми последствиями, новыми военными, экономическими и революционными целями и средствами [1]».

Говоря о войне, немецкий мыслитель отмечает, что история человечества есть история войн, а сейчас началась эпоха мировых войн.

«Мы вступили в эпоху мировых войн. Она начинается в XIX веке и будет продолжаться в нашем и, вероятно, в следующем столетии. Она означает переход от системы государств XVIII века к мировой империи (Imperium mundi)… Империализм есть идея, независимо от того, понимают это ее носители и исполнители или нет [1]».

Первую мировую войну Освальд Шпенглер рассматривает как «осаду Германии целым миром». События, по его мнению, могли развиваться совершенно в ином ключе, если бы Берлину удалось заключить договор с Россией и привлечь ее на сторону центральных держав. Без этого в той форме, в которой развивалась война, она была неизбежным провалом для Германии. По итогу Европа оказалась «между Америкой и Азией» (под Азией Шпенглер понимает и Советскую Россию, так как, по его мнению, после победы большевиков Азия овладела Россией).

По мнению Шпенглера, человеческая история века высоких культур есть история политических держав, а формой этой истории – война. Мир же является продолжением войны другими средствами: попытками побежденного избавиться от последствий войны в форме договоров и стремлением победителя их сохранить [1]. Государство, по его мнению, означает «быть в форме» народного единства, созданного для дел ведения настоящих и будущих войн.

«Быть в форме» государства среди государств означает, прежде всего, силу и единство управления, организации, авторитета, без которых действительное государство невозможно. Государство и управление – это одна и та же форма, мыслимая в качестве существования или в качестве деятельности. Государства XVIII века были в форме династических, придворных и общественных традиций и были идентичными с этими традициями. Церемонии, такт в обществе, приятные манеры поведения и поступков есть лишь внешнее проявление этого…
Все революции происходят из-за падения авторитета государственности. Восстание в одном переулке не может иметь такого действия. Оно может быть только следствием. Современная республика есть не что иное, как руины монархии, которая сама от себя отказалась [1]»,

– отмечает Шпенглер.

О примате экономики над политикой и возрастании роли США в мире


По мнению Освальда Шпенглера, одним из главных признаков падения государственности является мнение о том, будто бы экономика важнее политики. Был создан миф о том, что единственной задачей политической власти является служение экономике, причем она не только должна служить экономике, но и полностью управляться хозяйственными руководителями.

Немецкий мыслитель полагал, что в жизни народов экономику нельзя отделить от политики, поскольку они являются двумя сторонами одной жизни и относятся друг к другу как управление кораблем к назначению его груза. Первым человеком на борту всегда является капитан, а не торговец, которому принадлежит груз [1]. Поэтому Шпенглер подвергает критике либеральных идеологов, для которых экономика стоит выше всего остального.

«Без сильной политики нигде и никогда не было здоровой экономики, хотя материалистические теории утверждают обратное. Их основатель Адам Смит рассматривал хозяйственную жизнь как главную, а добычу денег считал смыслом истории, при этом он старался показать государственных людей вредными животными [1]».

Немецкий философ отмечает, что вследствие обмельчания государственных деятелей, которые в большинстве своем сами занимаются частным предпринимательством, бизнес и промышленность стали играть основную роль при принятии политических решений. Политика, таким образом, стала заменяться экономикой, государства – конторой, а дипломаты – профсоюзными вождями. А армия и флот стали использоваться не для защиты наций, а для отстаивания экономических интересов отдельных групп [1].

«Это видно в Англии, которая в середине XIX века стала «нацией лавочников»: враждебное государство должно быть не побеждено, а устранено как экономический конкурент, оставаясь, однако, потребителем английских товаров. Такова была цель «либерального» империализма свободной торговли, начиная с Роберта Пиля [1]»,

– полагает Шпенглер.

Он отмечает, что после Первой мировой войны началась новая экономическая война, а распределение власти в мире через усиление Соединенных Штатов и рост их финансов, а также через новый облик Российской империи, которая перешла под контроль большевиков. Американские финансовые группы пытаются заставить целые государства работать на банки, чтобы спасти существование своей нации за счет уничтожения других, однако О. Шпенглер справедливо полагает, что «пушки, в конечном счете, сильнее угля», поэтому рано или поздно политические игроки обратятся к военным средствам.

Размышляя о том, способны ли американцы стать державой с большим будущим, Шпенглер отмечает, что Соединенные Штаты уже стали главным элементом мировой политики, хотят они этого или нет. Однако он крайне скептически и даже с изрядной долей презрения относился к американской культуре. Мыслитель находил много общего между США и Советской Россией, где всех граждан пытаются уравнять.

«Сходство с большевистской Россией больше, чем обычно полагают. Жизнь организована чисто экономически, что исключает глубину по мере того, насколько отсутствует элемент действительной исторической трагики, великой судьбы, какая веками углубляла и воспитывала душу европейских народов. Религия, бывшая в начале строгим пуританизмом, стала здесь обязательным видом общения, а война – новым видом спорта. Здесь и там все та же диктатура общественного мнения, партийная или общественная, которая вмешивается во все, что в Европе является делом личным: в любовь и религию, обувь и косметику, модные танцы и модные романы, мышление, питание и удовольствия [1]».

По мнению Освальда Шпенглера, современное положение в мире будет определяться борьбой Англии и России на Востоке и Англии и Америки на Западе. Англия, отмечает Шпенглер, в обоих случаях будет терять свои позиции в экономическом, дипломатическом, военном и моральном плане, которые невозможно будет вернуть даже путем войны [1].

«Большевизм есть последняя фаза либерализма»


Историк Олег Терехов не без оснований отмечает, что отвращение Шпенглера в отношении социализма, либерализма, капитализма в «Годах решений» достигло поистине вселенского масштаба. Значительная часть книги посвящена критике «белой революции», под которой Шпенглер понимал торжество идеи классовой борьбы – главного духовного и политического оружия либерализма и социализма [5].

«Между экономическим либерализмом и социализмом не существует противоречия... Оба имеют одни и те же духовные корни, мышление деньгами, действия деньгами на асфальте больших городов, и не важно идет ли речь о величине зарплаты или о прибыли за счет курса акций [1]»,

– констатирует Шпенглер.

По его мнению, идеал либеральной и большевистской классовой борьбы создан людьми, желающими без успеха достичь высокого положения в обществе или находиться в социальном слое, к выполнению этических требований которого они не готовы. Маркс, как отмечает немецкий мыслитель, является неудачным предпринимателем, отсюда его ненависть к буржуазии [1].

О. Шпенглер полагал, что социализм является «капитализмом снизу», капитализмом заработной платы. «Капитализм снизу» хочет продать продукт – свою работу – как можно дороже, без учета возможностей покупателя, а работать хочет как можно меньше [1]. В целом Шпенглер констатирует, что капитализм и социализм одинакового возраста, внутренне родственны, появились из одного и того же способа видения и отягощены одними и теми же тенденциями. Социализм – это капитализм низшего класса. И вырос он, по его мнению, из христианской теологии, которая является «бабушкой большевизма» [1].

В «Годах решений» Шпенглер постоянно подчеркивает, что большевистская революция в России – это не нечто чуждое Европе. Демократия XIX века уже по сути своей является большевизмом. Большевизм – это последняя фаза европейской либеральной демократии после 1770 года и последний триумф политического рационализма, означающего самонадеянное стремление усовершенствовать живую историю с помощью книжных систем и идеалов [2].

Философ отмечает, что финансисты и социалисты, которые мыслят только категориями «классовой борьбы», хотят устранить власть традиции, как политической, так и экономической, для того, чтобы дать «силам подземелья возможность к мести и господству».

«Начинается уничтожающее нападение на действительную, бесконечно сложную экономическую жизнь белых народов с двух сторон: гильдия торговцев деньгами, спекулянтов, крупных финансистов проникает с помощью акций, кредитов, наблюдательных советов и подчиняет своим интересам руководство предприятий, где находится много бывших рабочих, которые благодаря своему старанию и уму достигли руководящих должностей.
Действительный руководитель экономики становится рабом финансиста. Он старательно работает на фабрике, в то время как они в один момент могут через спекуляцию на биржах, о которой он ничего не знает, сделать ее банкротом. Снизу же профсоюз рабочих вождей разрушает медленно, но верно организм экономики.
Теоретическим оружием одних является ученая «либеральная» политэкономия, формирующая общественное мнение по экономическим вопросам и вмешивающаяся со своими советами и установками в законодательство. Теоретическим оружием других является Коммунистический манифест, на основе которого левые партии всех парламентов также нападают на законодательство.
Обе представляют принцип «интернационала», совершенно нигилистический и негативный [1]»,

– считает Шпенглер.

Таким образом, и интернациональный капитализм, и социализм, по его мнению, являются теми силами, которые стремятся уничтожить национальную экономику и национальное производство.

Кроме того, все это подготовило почву для «цветной революции».

«Цветная революция» шагает по миру


В геополитической ситуации первой трети ХХ века Шпенглер выделяет две основные тенденции – близящуюся к завершению «белую» революцию и все более набирающую силу «цветную» революцию. Белая мировая революция началась с середины XVIII века, с эпохи Просвещения, а около 1840 года социально-политическая тенденция, т. е. борьба против аристократов, превратилась в хозяйственно-политическую – борьбу против имущих вообще [2].

Место кризиса европейской цивилизации, по мнению Шпенглера – это большие города, где собираются лишенные корней и земли массы. Шпенглер выстраивает почти апокалиптическую картину смены социальных ценностей: возникает эгоизм вместо инстинкта продолжения рода, дух дня вместо мудрости старых крестьянских родов, чувство мести вместо долга. Развивается нигилизм как ненависть к форме любого рода, к культуре как совокупности форм, т. е. к такту, вкусу, смыслу, красоте, воспитанию, самоконтролю, чести и т. д. Белые народы находятся под властью диктатуры черни, т. е. диктатуры извлекающих из нее пользу профсоюзов и партийных функционеров всех мастей [2].

Белое мировое господство вследствие классовой борьбы, считает Шпенглер, может уступить место «цветной» власти.

«Никто не осмеливается сказать рабочим массам, что их победа была тяжелым поражением, что их рабочие вожди и рабочие партии привели их к этому для того, чтобы утолить свой голод на популярность, власть и высокие посты, и что они не собираются выпускать своих жертв из рук и уходить. Между тем цветные работают дешево и долго, доходя до границ своих возможностей [1]»,

– отмечает немецкий мыслитель.

Он фиксирует, что промышленность постепенно будет «убегать» к цветным, а белый рабочий станет не востребован. Т. к. после того, как революция снизу в форме рабочего социализма с помощью политических зарплат создала брешь, ворвалась цветная экономика, которая, используя экономику низких зарплат, намерена разрушить экономику белых народов.

«Вокруг больничной койки белой промышленности стоят смешные авторитеты, не заглядывающие в будущее дальше одного года, и, исходя из уже давно устаревших, «капиталистических» и «социалистических» взглядов, спорят о небольших суммах денег. Никто не говорит о последствиях этой более века длящейся мировой революции, которая из глубины белых столиц уничтожила экономическую жизнь и не только ее; никто не видит ее, никто не осмеливается видеть ее [1]».

Прогнозирует Шпенглер и наступление ислама, который может постепенно вытеснить собой христианство. На примере Африки он показывает, что ислам там стал распространяться гораздо быстрее, чем христианство.

«С севера и востока, сегодня уже у Замбези (Ниасланд) наступает с гораздо большим успехом исламский миссионер. Где вчера стояла христианская школа, завтра будет стоять мечеть. Воинственный мужской дух этой религии понятнее неграм, чем учение о сострадании, которое только отнимает у него уважение к белым; прежде всего подозрения падают на христианского священника, поскольку он представляет белый господствующий народ, против которого с умной решительностью направлена исламская пропаганда в большей мере политически, чем догматически [1]»,

– прогнозирует философ.

Поднимает Шпенглер и еще не менее важную тему – падение рождаемости белых народов и высокую рождаемость у «цветных».

«Во Франции некоторые области за 50 лет потеряли одну треть своего населения. В некоторых из них число рожденных в два раза меньше умерших. Некоторые небольшие города и многие деревни стоят почти пустые. На юге каталонцы и итальянцы становятся крестьянами, поляки и негры везде входят даже в средний слой. Есть черные священники, офицеры и судьи. Эти приезжие, составляющие более чем десятую часть населения, имеют такую плодовитость, которая позволяет поддерживать число «французов» на одном уровне. Но истинные французы в ближайшее время не будут больше господами во Франции. Кажущийся рост белого населения земли так мал по сравнению с наплывом цветных, основан на временной иллюзии: число детей становится все меньше, а число взрослого населения растет не потому, что его больше, но потому, что оно дольше живет [1]».

По словам немецкого философа, когда белый говорит о «человечестве» и вечном мире, «цветной» воспринимает это как отсутствие воли себя защитить. Поскольку «цветные» не пацифисты.

«Опасность стучит в двери. Цветные не пацифисты. Они не держатся за одну жизнь, чья длительность есть единственная ценность. Они поднимут меч, если мы его опустим. Они боялись однажды белого, сейчас они его презирают. В их глазах написано осуждение, если белые мужчины и женщины ведут себя так, как они это обычно делают дома. Однажды их охватил ужас от нашей власти – как германцев перед первыми римскими легионами. Сегодня они сами стали силой [1]».

Шпенглер и его диагноз современному миру (в качестве заключения)


«Я вижу дальше, чем другие. Я вижу не только большие возможности, но и большие опасности»,

– писал Шпенглер в «Годах решений».

Как справедливо отмечает С. Вершинин, постановка социальных диагнозов и составление политических прогнозов – дело неблагодарное и рискованное, требующее не только эрудиции, но и теоретического мужества. Далеко не все прогнозы Шпенглера, озвученные им в «Годах решений», сбылись – например, он полагал, что Китай больше не сможет играть серьезной роли на мировой арене. Однако немецкому философу удалось охарактеризовать многие важные тенденции развития современного мира.

Шпенглер предсказывал, что «белый рабочий» постепенно вымрет, т. к. становится слишком дорог и невыгоден для «капиталиста». «Белый рабочий» жил за счет монопольного экономического положения крупных европейских государств. Эта монополия была поставлена под угрозу, а в наше время, в XXI веке, как отмечает историк философии Дмитрий Моисеев, утрачена полностью. Шпенглер предсказывал вымирание рабочего класса в западном мире и оказался прав – сейчас товары производят в основном страны третьего мира. Но если во времена Шпенглера им диктовали условия труда силой оружия, то в наше время их труд просто более выгоден транснациональным корпорациям. Они работают дешевле и больше [7].

Кроме того, «белые рабочие» во многих странах Европы заменяются мигрантами. Вместе с мигрантами (эта проблема общая и для Европы, и для России), которые постепенно заменяют собой белое население, на Европу также наступает ислам, который начинает вытеснять собою традиционные религии, т. е. христианство. Как тут не вспомнить высказывание Шпенглера –

«где вчера стояла христианская школа, завтра будет стоять мечеть».

Например, как показывает социологическое исследование Национального института статистики и экономических исследований Insee, впервые в истории Франции число приверженцев ислама, не только исповедующих веру, но и регулярно молящихся, превысило число католиков. Согласно статистике, во Франции число практикующих мусульман среди населения континентальной части страны в возрасте от 18 до 59 лет достигло 5,8 %, а католиков – 4,35 %. Речь идет именно о людях, которые молятся хотя бы один раз в неделю. Если же рассматривать общее количество верующих во Франции, то католиков пока в три раза больше, чем мусульман. Однако тенденции очевидны. В России число мусульман также растет.

Ситуация с рождаемостью белых народов со времен написания Шпенглером книги «Годы решений» тоже намного ухудшилась. В Швеции, например, наблюдается быстрый прирост мусульманской диаспоры: 22 % новорожденных за год – дети афро-арабских иммигрантов. Подобные тенденции наблюдаются и в других странах.

Таким образом, несмотря на то, что Шпенглер ошибся в некоторых своих прогнозах, многие из диагнозов, которые он поставил миру, в целом оказались верными. Поэтому его монография «Годы решений» во многом не утратила своей актуальности.

Использованная литература:
[1]. Шпенглер, О. Годы решений: монография / О. Шпенглер; пер. с нем. В. В. Афанасьева. – Москва: ИНФРА-М, 2023.
[2]. Вершинин, Сергей Евгеньевич. Освальд Шпенглер как диагност ХХI века (на примере работы «Годы решений») / Вершинин С. Е. // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2004. – № 5. – С.116–129.
[3]. Vollnhals C. Praeceptor Germaniae. Spenglers politische Publizistik // Völkische Bewegung – Konservative Revolution – Nationalsozialismus. Aspekte einer politisierten Kultur… S. 137.
[4]. Терехов О. Э. В тени самого себя: Освальд Шпенглер и гуманитарная мысль ХХ столетия // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 57. C. 137–140.
[5]. Терехов О. Э. Освальд Шпенглер: «консервативный революционер» в эпоху кризиса классического модерна. Журнал региональной истории. Т. 1; № 2, 2017. С. 51–64.
[6]. Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее: Сб. К 65 науч. трудов. Вып. 1 / Под ред. А. Ю. Минакова. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2001.
[7]. Моисеев Д. С. Политическая доктрина Юлиуса Эволы в контексте «консервативной революции» в Германии. – Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2021.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    19 мая 2023 04:59
    Место кризиса европейской цивилизации, по мнению Шпенглера – это большие города, где собираются лишенные корней и земли массы

    Шпенглер - всего лишь философ, гуманитарий и болтун. А вот что говорит Джеймс Уотсон - лауреат Нобелевской премии и один из первооткрывателей структуры молекулы ДНК: я, вообще-то, вижу мрачные перспективы для Африки, потому что вся наша социальная политика строится на допущении факта, что у них уровень интеллекта такой же, как у нас - тогда как все исследования говорят, что это не так.

    Уотсон вовсе не согласен с утверждением либерастов, что все люди равны, и высказывает свое авторитетное мнение генетика: кому приходилось иметь дело с чернокожими подчиненными, тот знает, что это не так. За подобные высказывания, разного рода человеческим мусором, вроде всяких борцов за права человека и никому не понятные "общечеловеческие ценности", он был лишен всех наград и изгнан из научных лабораторий и университетов...

    П. С. Таким образом, наука, в частности генетика, ставшее уже необратимым растворение европеоидов среди выходцев из Африки и Ближнего Востока доказывает гораздо точнее, чем демагогия какого-то там философа... Но статье все равно плюс!
    1. +3
      19 мая 2023 10:07
      Уотсон вовсе не согласен с утверждением либерастов, что все люди равны

      Это называется не понимать о чем речь.
      Равенство людей - это не "равенство способностей", а "равенство потребностей".
      А Уотсон просто один из взваливших на себя "бремя белого человека".
      1. 0
        19 мая 2023 11:04
        Цитата: Гнусный скептик
        Равенство людей - это не "равенство способностей", а "равенство потребностей"

        По-моему, потребности должны вытекать из способностей. Иначе, потребности без способностей - это всего лишь простое паразитирование на обществе...

        Цитата: Гнусный скептик
        А Уотсон просто один из взваливших на себя "бремя белого человека"

        Бремя белого человека взвалили на себя идеологи колониализма, а Уотсон всего лишь ученый. И не просто ученый, а ученый хороший - лауреат Нобелевской премии. И Нобелевку дали ему не за какую-то там борьбу за мир, демократию и прогресс, а за фундаментальный вклад в биохимию. А это вам не история и не философия. И не борьба за "общечеловеческие ценности"...
        1. +3
          19 мая 2023 11:37
          По-моему, потребности должны вытекать из способностей. Иначе, потребности без способностей - это всего лишь простое паразитирование на обществе...

          Само собой нет.
          От того, что вы хуже кого-то разбираетесь в той же генетике, вам так же как и тому, кто в ней разбирается лучше, требуется пища, кров, защита, отдых, мед.обслуживание, возможность уделять время семье, получать образование и т.д. У вас одинаковые потребности. Почему вы должны иметь не одинаковые права по их реализации.
          Паразитирование (тунеядство) не имеет ничего общего с "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Как и "уравниловка".
          Бытие определяет сознание - белые дети, воспитанные с рождения, в африканских племенах будут иметь соответствующий уровень развития. Генетика тут ни при чем.
          P.S.
          И не просто ученый, а ученый хороший

          Хороший ученый может быть плохим человеком.
          1. -1
            19 мая 2023 11:57
            Цитата: Гнусный скептик
            От того, что вы хуже кого-то разбираетесь в той же генетике

            А себя вы как классифицируете?
            1. +3
              19 мая 2023 12:10
              А себя вы как классифицируете?

              Это было не персонализированное сообщение. Если такая формулировка вас задевает, то может трансформировать ее в "Гнусный скептик хуже кого-то разбирается в генетике". Это никак не меняет заложенный изначально смысл.
              В противном случае, я просто не понимаю вашего вопроса.
    2. 0
      20 мая 2023 22:41
      что у них уровень интеллекта такой же, как у нас - тогда как все исследования говорят, что это не так
      А кто-нибудь проводил серьёзное исследование? Так, чтобы взять тысячу белых младенцев и тысячу чёрных младенцев, поместить их в равную среду с равными условиями воспитания и проверить их интеллект через некоторое время (например, подсчитав сумму баллов по выпускным экзаменам в школе)?
  2. +2
    19 мая 2023 05:41
    Автору спасибо.Он в какой уже раз дает повод поспорить по некоторым мыслям великих мыслителей.Спору не великий философ.Но даже самые великие попадают в собственную яму,ими выкапанную.Очень уж вульгарно звучит,что Маркс неудачный предприниматель.Так можно обозначить любого новатора идей.И если социализм является либеральным(я так понимаю человечным) ,то как мог этот насквозь либеральный строй,выстоять в войну 1941-1945гг ? В советской истории много было темных пятен. Но именно борьба двух систем в прошлом веке дала немыслимый толчок в науке и технике.А затем начался спад. Все страны пользуются прошлыми наработками.Многое из того,что сегодня есть, есть просто надуманное,полностью отдающее прошлым темным векам. Сейчас появилась новая плеяда мыслителей.Предлагающих консервативные идеи.Но сколько лет потребуется,чтобы это все внедрить в умы людей? Два,три или более поколений?
  3. +2
    19 мая 2023 06:12
    Спасибо автору за его работу.
    Он вместил многое в небольшой статье.

    А по сути вопроса, Шпенглер может быть не понял самого главного? Дело не в "закате Европы", а в том, что центр Мировой Цивилизации перемещается на Восток и задача исследователя--дать ответ на вопрос - - ПОЧЕМУ?

    Наверное потому, что Запад отказался от своей самой главной идеи со времен античности. От идеи развития демократии. Отказался продвинуться за пределы буржуазной демократии.

    Шпенглер не понял, глядя на СССР, что там (не смотря на всякие большевистские ужасы) большевиками и была сделана попытка это развитие продолжить.

    И не в равенстве была там сила, а в идее демократически расширить общественную базу правящего класса. Не позволить замкнуться правящему классу в узких "элитах", которые на деле есть ядовитые гадюшники.

    Вместо развития Шпенглер предлагает все бросить и вернуться назад, во тьму консервативных традиций. Но здесь-то и оказывается, что на данной "беговой дорожке" Запад не может потягаться с Востоком. С Китаем, где общество устроено подобно муравейнику.

    Запад сам загнал себя в хвост восточному полу-феодальному порядку. А Восток сумел перенять хотя бы некоторые полезные черты у западного марксизма и встроить их в свою политику.

    Умным все на пользу, дуракам и свои собственные яйца мешают..... В смысле-те, которые тысячи лет насиживали,а потом выкинули и они протухли бестолку.
  4. +4
    19 мая 2023 06:13
    Спасибо Виктору Бирюкову. good Не ожидал, что Шпенглер будет иметь возможность изложить свои взгляды на ВО.
  5. +2
    19 мая 2023 07:03
    Кст,русских Шпенглер к белой расе не относит. По его мнению, во время революции 1917 года азиатское нутро России сорвало со своего лица белую маску "европейства", и Россия вернулось на круги своя, к деспотизму татарского толка, уничтожив все завоевания эпохи правления Петра Великого. Кроме того, Шпенглер прогнозирует, что "русские азиаты" в ближайшее время прикончат "большевизм" и впадут в окончательную дикость.А в целом,на примере "Годы решений"можно увидеть классическое восприятие действительности у консерваторов. Неприятие действительности, апокалиптические прогнозы, пропаганда отжившего, чего уже невозможно вернуть.Но необходимо признать "Годы решений" являются неплохим свидетельством эпохи, идеология и мышление ведь тоже с течением времени становятся частью истории.
  6. -3
    19 мая 2023 08:08
    Вся власть Советам!

    Цитата: В.Бирюков
    «Большевизм есть последняя фаза либерализма»

    Большевизм - это не фаза, это суть России. Именно за это буржуи всех мастей ненавидят Россию.

    Троцкисты, творившие геноцид народов России с 1917 по 1924-й гг, ответственность за который пытаются переложить на большевика Сталина. Сегодня ответственность тех же троцкистов устроивших очередной геноцид с 1991-го по 2000-й гг. народов России, пытаются переложить на большевика Путина.

    Что же такое большевизм?

    Большевизм — это не русская разновидность марксизма и не партийная принадлежность. И уж совсем бессмысленен оборот «еврейский большевизм», употребляемый Гитлером в “Майн кампф”, поскольку большевизм — явление духа Русской цивилизации, а не духа носителей доктрины библейского глобального рабовладения на расовой основе.

    Большевизм существовал до марксизма, существовал в российском марксизме, как-то существует ныне. Будет он существовать и впредь.

    Как заявляли сами большевики члены марксистской партии РСДРП*(б), именно они выражали в политике стратегические интересы трудового большинства населения многонациональной России, вследствие чего только они и имели право именоваться большевиками. Вне зависимости от того, насколько безошибочны большевики в выражении ими стратегических интересов трудового большинства, насколько само это большинство осознаёт свои стратегические интересы и верно им в жизни, суть большевизма не в численном превосходстве приверженцев неких идей над приверженцами других идей и бездумной толпой, а именно в этом:

    в искреннем стремлении выразить и воплотить в жизнь долговременные стратегические интересы трудового большинства, желающего, чтобы никто не паразитировал на его труде и жизни. Иными словами, исторически реально в каждую эпоху суть большевизма в деятельной поддержке переходного процесса от исторически сложившегося толпо-“элитаризма” к многонациональной человечности Земли будущей эры.

    ps
    Книга "Большевизм":

    "Русский большевизм - уникальное явление в Мiровой истории, которое до сих пор вызывает много вопросов. Что такое большевизм? Чем большевики отличаются от коммунистов? Как большевики построили Советское государство в условиях Мiровой войны XX века? Почему царская Россия проиграла первый этап Мiровой воны - Первую Мiровую войну, а под руководством большевиков СССР-Россия триумфально выиграл(а) второй эта - Вторую Мiровую войну? Почему белые генералы вступали в ряды Красной Армии? Как русские большевики смогли не только победить в гражданской войне, но и отразить иностранную агрессию, создав проблемы внутри стран-интервентов?"

    https://vp-sssr.ru/download/works/4/voina-gosudarstvo-bolsevizm-tom-3-bolsevizm.pdf
    1. +2
      19 мая 2023 08:48
      Точнее, суть большевизма не "облагодетельствовать народы России", а привести к реальной власти их представителей. Сделать власть представительной по-настоящему.

      И то, что русский народ сам отказался,( как и западноевропейские народы, только на свой лад) - - приведёт всех к краху и подчинению другим расам. Они для начала по- кочевряжатся, а потом привыкнут и станут целовать им ботинки.
      1. +1
        19 мая 2023 09:17
        Вся власть Советам!

        Цитата: иван2022
        И то, что русский народ сам отказался, ....для начала по- кочевряжатся, а потом привыкнут и станут целовать им ботинки.

        Не сам. Андрей первозванный, ни кем не званный, пришёл на брега Чёрного моря в первом веке. Русь не приняла его учения, но и своего ни чего нового не предложила. Через 10 веков оно (христианство) пришло на Русь как завоеватели и покорили её. Тогда Русскому жречеству нечего было противопоставить их Библейской концепции порабощения Мира. Сегодня у нас такая концепция есть - это КОБ (концепция общественной безопасности).

  7. +4
    19 мая 2023 08:22
    Американские финансовые группы пытаются заставить целые государства работать на банки, чтобы спасти существование своей нации за счет уничтожения других, однако О. Шпенглер справедливо полагает, что «пушки, в конечном счете, сильнее угля», поэтому рано или поздно политические игроки обратятся к военным средствам.
    Вот тут прогноз 100%. hi
  8. +3
    19 мая 2023 08:38
    Цитата: Luminman
    Уотсон вовсе не согласен с утверждением либерастов, что все люди равны, и высказывает свое авторитетное мнение генетика: кому приходилось иметь дело с чернокожими подчиненными, тот знает, что это не так.


    Вообще то именно западными учеными доказывается, что все человечество, все расы происходят от одного источника. А некоторые, на основе научных изысканий в области молекулярной генетики, утверждают даже, что у всех людей - общая праматерь, т.н. "митохондриальная ЕВА", которая проживала в Африке десятки тысяч лет назад.
    1. +3
      19 мая 2023 08:49
      Цитата: Illanatol
      все расы происходят от одного источника.
      ...общая праматерь, т.н. "митохондриальная ЕВА"

      Не надо забывать, что все те, кто произошел от одного источника, за прошедшие тысячелетия, мутировал по нескольку раз, в том числе и митохондриальная Ева...
  9. +2
    19 мая 2023 08:46
    Цитата: иван2022
    А по сути вопроса, Шпенглер может быть не понял самого главного? Дело не в "закате Европы", а в том, что центр Мировой Цивилизации перемещается на Восток и задача исследователя--дать ответ на вопрос - - ПОЧЕМУ?


    Потому что это - естественно. В течение не то, что веков, а даже тысячелетий основные центры цивилизации располагались вне Европы.
    Древний Египет, Шумер и Аккад, Хараппа, Чатал-Гуюк... не в Европе были расположены.
    Земледелие, обработка металлов, скотоводство, первая письменность и законы, зачатки государственности - не европейские изобретения.
    Время, когда Европа была центральным регионом планеты, проходит безвозвратно.
    Западная цивилизация вполне выдерживала испытания огнем и водой, но испытания медными трубами - нет. Погрязла в самодовольстве и гедонизме, ничему не научилась на примере античного Рима и неизбежно повторяет его конец. Земля стекловатой и смолы погорячее...
  10. +3
    19 мая 2023 08:49
    Сейчас в сетях предлагают много работ мыслителей.Но заметна одна схожесть.Все темные пятна на теле человечества,почему то переносятся на время советов.Хотя до этого были и вселенский разврат и немыслимая жестокость.И это все не прошло мимо нашей страны.Взять возникновение Царского Лицея. Главной целью которого было создание человека,которого еще не коснулись вредные семейные привычки.И конечно,уберечь это заведение от методичек Министерства образования. Перечень предметов таковы,что им могут позавидовать современные учебные заведения.Телесные наказания не в пример другим были отменены.Нам рисуют прошлое в виде пастушка в Германии,в виде барышни-крестьянки в России.Не зря Грибоедов писал-"Я правду расскажу тебе такую,что будет хуже всякой лжи".
    1. 0
      20 мая 2023 22:55
      Цитата: Николай Малюгин
      Взять возникновение Царского Лицея. Главной целью которого было создание человека,которого еще не коснулись вредные семейные привычки.

      Институт пажей царского двора, более ранний и архаичный, выполнял те же самые функции, но известен гораздо менее. Их, таких разных педагогических институтов в истории было больше чем обычно думают, за некоторыми исключениями полузабытых теперь.
  11. 0
    19 мая 2023 09:07
    А мы получается сидим на шкатулке с запасами и предназначены в жертву этой будущей мировой империи. Не айс. Даже если полностью закроемся они нападут, что б утолить свой голод. Каждому из нас нужно оружие побольше, супер оружие. Надо срочно изобрести что то абсолютное.
  12. +2
    19 мая 2023 09:27
    Цитата: Luminman
    Не надо забывать, что все те, кто произошел от одного источника, за прошедшие тысячелетия, мутировал по нескольку раз, в том числе и митохондриальная Ева...


    Митохондриальная Ева давно в земле сырой...
    Мутации, строго говоря, проявляются в потомстве, в следующих поколениях.
    И эти тысячелетия - не столь уж значимы по сравнению с миллионами лет предыдущей эволюции. Только роду Homo - не менее 2 млн лет. А были же и предшественники.

    И вы способны доказать, что мутации, которые произошли в предках европеоидов, исключительно повышали их интеллектуальный потенциал, а у предков африканцев - способствовали их дебилизации?
    Можно узнать, какие ваши доказательства? По IQ? Или еще есть критерии?

    Короче, все это расистские бредни. В интеллектуальном плане, плане способностей, все расы - примерно на одном уровне. Просто ум и способности могут проявляться по разному, вот и все. Ну среда окружающая, как природная, так и социальная, наш разум может по разному оттачивать.
    1. 0
      19 мая 2023 12:50
      А как же тогда быть с доминантностью признаков одних рас по отношению к другим? Не честно, по причине развития транспорта. Естественный отбор нарушается. Надо тогда развитие коммуникаций чем то компенсировать. Мало ведь кто захочет, что б ребенок на соседа был похож (даже если он ни в чем не уступит или вообще звезды с неба хватает) Это борьба за существования и не более,а прикрыть ее можно любыми лозунгами, измами и теориями, что мы и наблюдаем.
      1. -1
        20 мая 2023 09:32
        Цитата: awdrgy
        ..... Это борьба за существования и не более,а прикрыть ее можно любыми лозунгами, измами и теориями, что мы и наблюдаем.


        Дикари ведут тяжкую "борьбу за существование" даже если живут в самой богатой стране Мира в 21 веке среди чудес техники. Они бы и в Раю тоже вели "борьбу за существование". Их идиотизм и образ жизни такой.

        А задача цивильных-вести мировое хозяйство!

        И всякие ".... измы и лозунги" существуют, чтобы рационально вести хозяйство на данной ступени развития, а не для того, чтоб обмануть дикарей.........

        у нас типа того, что и " врачи делают эпидемии и все беды от науки" ", но никак не от воров и не от дураков и не от предателей.... и много ещё пещерного осталось...
        1. -1
          20 мая 2023 10:17
          Специально для минусующего приведу пример. В начале 19 века в Британии возникли первые сельхоз-кооперативы. Не чтобы "бороться за существование" , а потому что крупное хозяйство даёт большую производительность. И чтобы не ждать, когда кулак разорит бедняка и сделает его батраком.

          А у нас и в 20 м веке создание колхозов превратилось в трагедию. С одной стороны - креативные чиновники разоряли колхоз непомерными планами заготовок, а с другой--кулаки убивали активистов, жгли коровники и посевы.

          А в итоге становились "узниками ГУЛАГа" и те и другие.....

          Ну и че? Дикарю крыть нечем, так хоть минус поставить?.. Дикари они и есть дикари..
  13. +3
    19 мая 2023 10:23
    По мнению Освальда Шпенглера, одним из главных признаков падения государственности является мнение о том, будто бы экономика важнее политики.

    Это то, что он видел "за окном", в той жизни что его окружало. Второй Рейх, в котором было крепкое государство, на его глазах сменилось Веймарской республикой. То, что было в Германии во времена Веймарской Республики это хуже чем у нас в 90е годы. Не забывайте что гитлер пришел к власти легальным путем, его НДСАП набрало 33% на вполне демократических выборах.
  14. +1
    19 мая 2023 13:30
    Цитата: awdrgy
    А как же тогда быть с доминантностью признаков одних рас по отношению к другим?


    Доминантными являются, строго говоря, не признаки, а аллели (копии) генов, которые эти признаки кодируют. Кстати, все мутантные формы генов - рецессивные, потому крайне редко проявляются в фенотипе (т.е. внешне).

    Ну так, по каким признакам европеоиды доминантны? Мозгов в черепушке больше имеют или мозги у них погуще? Штангелем будем эту "доминантность" измерять (как уже было в европах) или все же погодим? laughing
    1. +2
      19 мая 2023 17:06
      В том то и дело, что доминантны не Европеоиды. Как следствие им приходится ограничивать смешение с другими или исчезнуть. Как то так. Поэтому и "измы". При чем тут мозги? И зачем штангель??? Отличия рас видны невооруженым глазом, в том числе те самые доминантные признаки.
  15. +1
    19 мая 2023 13:35
    Цитата: Boris55
    Большевизм — это не русская разновидность марксизма и не партийная принадлежность.


    Большевизм - это не идеология и не мировоззрение. Большевизм - это метод действий, предельно радикальный и максималистский.
  16. +1
    19 мая 2023 13:41
    Цитата: Не_боец
    Это то, что он видел "за окном", в той жизни что его окружало. Второй Рейх, в котором было крепкое государство, на его глазах сменилось Веймарской республикой. То, что было в Германии во времена Веймарской Республики это хуже чем у нас в 90е годы.


    Ну не совсем. До кризиса 1929 г. Веймарская Республика развивалась вполне динамично. У нас еще с конца 80-х - сплошной обвал всего, системный кризис.
    А упадок государственности - в том, что реальная власть стала переходить к тем, кому даже на государство (про народ молчу) стало плевать, кто видел и видит в государстве лишь собственный инструмент, причем не особо ценный, даже не отождествляя себя с этим государством, не считая себя его частью или государство - частью себя.
    Не зря их в "рептилоиды" записывают, ведут себя как настоящие алиены.
    1. +1
      19 мая 2023 17:28
      Цитата: Illanatol
      До кризиса 1929 г. Веймарская Республика развивалась вполне динамично

      На Германию, в образе Веймарской республики, пролился золотой дождь в виде плана Дауэса. А как только в США наступил кризис, этот золотой дождик сразу же и прекратился...

      Грузите апельсины бочками... ©
  17. +1
    20 мая 2023 14:02
    Цитата: Luminman
    На Германию, в образе Веймарской республики, пролился золотой дождь в виде плана Дауэса. А как только в США наступил кризис, этот золотой дождик сразу же и прекратился...


    План планом, но и частных инвестиций было в избытке. Благо промышленность развита, а стоимость рабсилы - невелика.
    Весьма показательно, что родиной всех мировых кризисов является самая либеральная западная экономика.
    Немцы, значит, попали просто под раздачу. Либерализм-монетаризм создал условия для зарождения нацизма.
  18. 0
    22 мая 2023 08:37
    Цитата: awdrgy
    В том то и дело, что доминантны не Европеоиды. Как следствие им приходится ограничивать смешение с другими или исчезнуть. Как то так. Поэтому и "измы". При чем тут мозги? И зачем штангель??? Отличия рас видны невооруженым глазом, в том числе те самые доминантные признаки.


    Европеоиды не доминантны, но тип цивилизации, ими созданный, вполне себе доминировал несколько столетий. Типа, просто повезло?
    А вы в курсе, что вплоть до начала 20 века удельный вес европеоидов в общем народонаселении рос и на пике превышал 30% от всего человечества? При том, что и смешение с другими расами было (в Латинской Америке, в частности).

    Может дело не в неком "доминировании" или его отсутствии, обусловленном на генетическом уровне, а в классовом и общественно-культурном устройстве западного социума, которые мотивируют западного обывателя на эгоизм и гедонизм? Может поэтому европеоиды плодиться меньше стали, а не потому что их другие расы стали вытеснять?

    И какие же "доминантные" признаки других рас видны невооруженным глазом, в чем их превосходство над европеоидами?
    Неужели речь идет о "первичных половых признаках"? Ну они не так уж заметны невооруженным глазом laughing , да и превосходства никакого нет. Китайцы и индийцы в этом отношении "вооружены" от природы даже скромнее ( 13-14 см, в среднем), чем европейцы, просто более мотивированы на практическое применение "доминантности" feel