Багги «Чаборз» в Спецоперации

17
Багги «Чаборз» в Спецоперации
Багги "Чаборз" М-3 в зоне проведения Спецоперации, май 2023 г.


На снабжении российских частей и подразделений, задействованных в Спецоперации, состоят разнообразные образцы автомобильной техники, предназначенные для решения широкого круга задач. Некоторые подразделения, решающие особые задачи, располагают легкими вездеходами-багги семейства «Чаборз». Такая техника хорошо показала себя в зоне боевых действий и подтвердила расчетные характеристики.



В зоне боевых действий


С первых дней в Спецоперации по защите Донбасса активно участвуют подразделения и части Росгвардии, расквартированные в Чеченской республике. В зону боевых действий они прибыли с штатным вооружением и техникой различных типов. Кроме того, уже после начала операции на вооружение гвардейцев поступили новые образцы, в т.ч. недавно разработанные.

Достаточно давно стало известно, что чеченские спецподразделения при решении особых боевых задач используют специальный транспорт – многоцелевые вездеходы-багги семейства «Чаборз», разработанные и выпускаемые в Чечне. Такая техника была разработана и собирается неоднократно упоминалась в новостях из зоны боевых действий, а также регулярно появляются фото и видео с нею.

Багги «Чаборз» прошли проверку практикой и получили высокую оценку. Так, в конце марта о такой технике и ее эксплуатации рассказал командир полка специального назначения «Север-Ахмат» Зайнди Зингиев. В докладе для главы Чеченской республики Рамзана Кадырова он отметил, что вездеходы хорошо показали себя и повысили как мобильность, так и общую эффективность подразделений. Р. Кадыров, в свою очередь, отметил, что этот проект полностью себя оправдал.

По известным данным, багги чеченского производства используются в качестве легкого, скоростного и проходимого транспорта для спецподразделений. С помощью такой техники бойцы могут выполнять патрулирование, вести разведку, добираться до района выполнения боевых задач и т.д. При этом «Чаборзы», ввиду особенностей конструкции, не предназначены для активной работы на переднем крае.


Машина М-3 на трассе

Очевидно, что вездеходы «Чаборз», хорошо показавшие себя в ходе реальной военной операции, останутся в эксплуатации и будут использоваться по прямому назначению. При этом багги продолжат применять только в своей характерной нише. В других областях и при решении иных задач спецназ из Чечни и других регионов продолжит использовать более тяжелую и защищенную технику.

Собственная разработка


Семейство вездеходов «Чаборз» («Медведь-волк») разрабатывалось в середине десятых годов Российским университетом спецназа (г. Гудермес). Задачей проекта являлось создание нового легкого транспортного средства с высокими ходовыми характеристиками для перевозки личного состава и мелких грузов. При этом требовалось обеспечить простоту производства и эксплуатации, высокую ремонтопригодность и т.д.

Разработка нового автомобиля не заняла много времени, и уже в 2016-17 гг. на испытания вывели машину первой версии. Технику проверяли на различных трассах, на бездорожье, в т.ч. в горах, и т.д. Кроме того, машины использовались спецподразделениями в ходе различных учений. Позже появился второй вариант «Чаборза». Обе версии багги подтвердили расчетные характеристики и получили высокую оценку.

В 2017 г. на заводе «Чеченавто» (г. Аргун) стартовало серийное производство новых багги. Техника выпускается небольшими партиями при наличии заказов от спецподразделений. Основная часть собранных машин остается в Чеченской республике, но сообщалось и об отправке техники структурам из других регионов.

По известным данным, «Чаборзы» используются не только в рамках учений. Такая техника применяется для патрулирования и при решении реальных задач на Северном Кавказе. Кроме того, в 2018 г. сообщалось, что ранее багги прошли опытную эксплуатацию в Сирии, где ландшафт способствует их эффективному применению. С прошлого года чеченские вездеходы активно используются в зоне проведения Спецоперации.


Любопытно, что РУС и «Чеченавто» пытаются выйти и на гражданский рынок. Багги серии «Чаборз» предлагаются гражданским заказчикам. При этом невоенный вариант машины практически не отличается от базового – по сути, речь идет только об отсутствии креплений для оружия или специального оснащения.

Из готовых компонентов


Одной из основных задач проекта «Чаборз» являлось упрощение производства и эксплуатации. Ее решили за счет широкого применения готовых комплектующих. Так, ключевые узлы и агрегаты заимствованы у автомобилей завода «АвтоВАЗ», а доля отечественных деталей доведена до 95%. Все это позволяет получить требуемые характеристики, а также резко упрощает процессы снабжения, обслуживания и ремонта.

На основе общих идей и компонентов разработано сразу два багги. Модель М-3 отличается меньшими размерами и массой, а также может перевозить не более трех человек или соответствующий груз. В проекте М-6 машину удлинили, что позволило добавить второй ряд сидений и два места для бойцов. При этом оба образца максимально унифицированы и имеют близкие характеристики.

«Чаборзы», как и другие багги, строятся на основе каркаса из труб. Внутри и снаружи него крепятся все необходимые агрегаты. Машины выполнены открытыми, но присутствуют отдельные детали «кузова», защищающие экипаж и агрегаты от внешних воздействий. Компоновка – традиционная для техники этого класса. В носу имеются только детали передней оси, центральная часть отдана под открытый салон, а в задней находится силовая установка и трансмиссия.

Багги комплектуются бензиновым двигателем ВАЗ-21126 мощностью 98 л.с. Имеется 5-ступенчатая ручная коробка передач. В проекте М-6 предлагалось использовать моторы других типов большей мощности. Кроме того, изучалась возможность применения гибридного привода.


Стрелок на кормовом месте

В проекте М-3 привод имеет только задняя ось. Более крупная машина М-6 получила полный привод. Ходовая часть имеет независимую подвеску с газовыми амортизаторами. На передней оси использованы поперечные рычаги, на задней – продольные. Ход передней подвески достигает 450 мм, задней – 280 мм. Рулевой механизм на передней оси включает электрический усилитель.

Вездеход «Чаборз» способен нести вооружение. На пассажирских местах предусмотрены кронштейны для установки личного стрелкового оружия, упрощающие его применение. На машине М-3 заднее пассажирское место оснащено турельной установкой для пулемета или автоматического гранатомета. М-6 получила турель традиционной конструкции над салоном.

Багги М-3 имеет длину всего 3,1 м и сухую массу 820 кг. Грузоподъемность достигает 350-400 кг. Модификация М-6 длиннее, более 4 м, и тяжелее. Ее полезную нагрузку обещали довести до 800 кг, в зависимости от используемой силовой установки и двигателя.

За счет малой массы и высокой энерговооруженности автомобили обеих модификаций способны развивать скорость не менее 130 км/ч. Также обеспечена высокая проходимость на разных ландшафтах, в т.ч. на поверхностях с низкой несущей способностью. Водные преграды преодолеваются по бродам небольшой глубины.

Специальный инструмент


Как и другие багги, чеченские машины «Чаборз» имеют характерный набор особенностей, преимуществ и недостатков. Грамотно используя сильные стороны такой техники и учитывая ограничения, можно получить высокую эффективность эксплуатации и решать поставленные задачи.


Увеличенный автомобиль М-6

Характерной особенностью вездехода-багги является высокая проходимость и подвижность в разных условиях. «Чаборзы» соответствуют таким требованиям и являются удобным и быстрым транспортом для бойцов. Как показали испытания и полноценная эксплуатация, с помощью такой техники спецназ может добраться до тех мест, куда более тяжелая техника не пройдет.

Высокая подвижность, среди прочего, достигается за счет максимального облегчения конструкции и отсутствия какой-либо защиты. Поэтому применение на переднем крае и в других зонах повышенной опасности исключается ввиду неоправданного риска.

Таким образом, эксплуатация вездеходов сталкивается с некоторыми ограничениями, однако они не мешают выполнению широкого круга задач. Соответственно, правильный выбор целей и организация операции позволяют в полной мере использовать все преимущества техники и снижать риски для личного состава. Опыт многочисленных учений и текущей Спецоперации показывает потенциал и пользу такого подхода.

В целом вездеходы-багги семейства «Чаборз», как и другую технику этого класса, следует считать специализированным инструментом для определенного круга задач. Выход за пределы этого круга не имеет смысла и даже связан с рисками. Однако для подобных миссий есть совершенно другая техника, наличие которой не отменяет необходимость легкого подвижного транспорта.
  • Рябов Кирилл
  • Telegram / "Уголок ситха", Российский университет спецназа
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    26 мая 2023 05:01
    what Такой вид техники хотя и не в массовых количествах конечно нужен для выполнения определенных задач.
    У американцев и израильтян же для армии производят, востребованы. Степные районы в СВО подходят для обкатки.
    Иногда и заднего привода с блокировкой межколесного дифференциала хватает.
    За счет малой массы и высокой энерговооруженности автомобили обеих модификаций способны развивать скорость не менее 130 км/ч.

    Касательно М-6 я бы поспорил, изначально заявленная снаряженная масса составляла 2 200 кг., это вес обычного среднего внедорожника, какой конкретно импортный ДВС 320 л.с. и АКПП были установлены на демонстрационный экземпляр, производители не сообщали.
    Помню обсуждение на Дроме еще в 2017 и 2018 годах...
    Кому (ведомства, службы, подразделения), кроме "Ахмата" и куда, как заявлялось в Таиланд и Сербию, количество и отзывы пока не известны.
  2. -1
    26 мая 2023 05:09
    Опять сказки про тачанки на Тоётах... fool
    Что дешёвое? Миномёт на МТ-ЛБ, таки да, что высокоточное - таки нет, что необходимое, таки нет... Есть Нона на 120 мм, она более высокоточна и более защищена и универсальна. Весь вопрос в количестве их на СВО. Как ранее сказано, миномёт на пикапе(МТ-ЛБ и пр.) - дешёвое для бедных, но несравненно хуже специализированных самоходных универсальных орудий. СВО показало, что самым эффективным - являются Солнцепёки с термобарическими боеприпасами, вот их и нужно применять и изготавливать в разы больше. Чтоб стали реально МАССОВЫМИ арт. средствами поражения противника. Солнцепёк - на порядок эффективнее миномётов и переходить к лучшему оружию, и не пятиться в область партизанщины с кочующими миномётами.

    Ещё выглядят перспективным - крупнокалиберные мортиры, для уничтожения подвальных помещений и прочих укреплений в городских застройках. Мобильная самоходная мортира 203 мм и более калибром, с коротким стволом(имеется длинноствольный Тюльпан) будет уместна, как в боях в Артёмовске, и таких сражений далее - явно будет немало. Для примера, в конце ВОВ - немцы изготовили мортиру на базе тяжёлой САУ для городского боя в 380 мм калибром. Правда массово изготовить и применить - уже не было времени. Ранее, у немцев применялись тяжёлые осадные мортиры и 600 мм(Карл).

    Выводы: Нечего изготавливать и применять временное и дёшёвое оружие, нужно изготавливать и применять ЭФФЕКТИВНОЕ и ПЕРСПЕКТИВНОЕ оружие. Например, мортира - имеет все условия возвратиться в арсеналы, как оружие городского боя.
    1. +2
      26 мая 2023 17:01
      Выстрел из Солнцепёка гораздо дороже мин. Про стоимость самой установки, обучение экипажа я вообще молчу. Поэтому ни о каком массовом применении Солцепёков, а тем более о замене ими миномётов, речи вообще быть не может.
      1. -1
        26 мая 2023 21:36
        Выстрел из Солнцепёка - гораздо дороже мин.

        Реплика. Вы расскажите это СВУ, там при появлении Солнцепёков - сразу же высылают ВСЕ наличные БПЛА, для уничтожения их. С чего такая усердность?! Солнцепёки - это самое страшное оружие во сне укронациста. Разброс при залпе есть, но поражения ПЛОЩАДНЫЕ и эффективны - даже в УКРЫТИЯХ. Вы уж поинтересуйтесь. По кочующим миномётам, так лучше кочующая Нона. Ведь точность миномётов - определяет только наводка БПЛА, а мина - даже слабое перекрытие не пробивает. Миномёт, лёгкое полевое средство против ОТКРЫТЫХ целей. Но сегодня - таковых всё меньше и при оборудованных позициях в обороне - и вовсе неэффективно. stop
  3. +5
    26 мая 2023 05:31
    Гонок по пустыне не предвидится, а для быстрой доставки ПТРК, пуска и ещё более быстрого драпа вполне подходит. Хотя по грязям нужен всё таки полный привод.
    1. +2
      26 мая 2023 06:04
      Цитата: Владимир_2У
      Хотя по грязям нужен всё таки полный привод.

      Владимир, ранее помнится еще в юности, в Сибири батя и дед в тайгу за шишкой, или на пасеку по грунтовым дорогами или суглинку с колеями ездили на Москвиче и Жигулях на обычной резине с цепями или "Снежинке".
      Во Владивостоке или Петропавловске-Камчатском, по сопкам, гололеду и снежным переметам еще в начале 90-х нормально передвигались на заднем приводе, где и задом-наперед в горку выскакивали, а сейчас даже на микролитражках от ММС, Дайхатсу или Хонды обязательно д.б. 4WD и турбинка. wink hi
      И на "четыре везде" можно прилипнуть брюхом, если дело не в бобине, а раздолбай сидит в кабине.
      1. +1
        26 мая 2023 08:46
        Цитата: Lynx2000
        на пасеку по грунтовым дорогами или суглинку с колеями ездили на Москвиче и Жигулях на обычной резине с цепями или "Снежинке".

        Да пролезть можно везде и на чём угодно, тут вопрос в скорости и упоротости, в хорошем смысле,))) пролезающего. hi

        Цитата: Lynx2000
        И на "четыре везде" можно прилипнуть брюхом, если дело не в бобине, а раздолбай сидит в кабине.
        И здесь вопрос тоже в упоротости, но уже в плохом смысле.
  4. +1
    26 мая 2023 05:53
    Мне эта штука напоминает шедевры из Безумного Макса. crying
  5. +2
    26 мая 2023 10:12
    Чеченские багги - знаменитая как бы вещь.
    На выставках и в пиаре единичные образцы как бы есть.
    А в природе их как бы и мало кто видел. И фоток не нашел кроме единичных выставочно-испытательных образцов, недавно искал,

    Вот и в статье, в основном фото выставочного пиара. Чистенькие, явно не из СВО, а с показательных выступлений. Просто перечислены ттх пиара ...летней давности, но нет даже приблизительно - а сколько шт выпущено? а сколько шт было там? сям? в Сирии? в СВО? вообще в гараже у Кадырова?
  6. -1
    26 мая 2023 10:57
    "Драпать" с поля боя в ней удобно, а воевать ....
  7. +1
    26 мая 2023 12:35
    1. Задний привод подойдет только для патрулирования либо доставки в относительно спокойных местах по сухим не сыпучим грунтам или по дорогам с твердым покрытием. В любых других условиях это страдание и гарантированное огневое поражение. С этим справится любое легковое авто без дверей и стекол с установленным каркасом схожих по габаритам салона, но стоить будет дешевле.
    2. Полный привод явно лучше, но если там только вазовский движок без серьезных доработок, то это унылая телега для передвижения.

    Минимальные требования к такой технике должны быть постоянный полный привод с возможность всех блокировок на длинноходной подвеске и 150лс на тонну. Только тогда можно говорить хоть о каком то применении в зоне конфликта.
    1. +2
      26 мая 2023 15:25
      Цитата: Demon

      Минимальные требования к такой технике должны быть постоянный полный привод с возможность всех блокировок на длинноходной подвеске и 150лс на тонну. Только тогда можно говорить хоть о каком то применении в зоне конфликта.

      Вы имеете ввиду, что для таких "балалаек" багги целесообразен постоянный полный привод? Зачем? Дорого и тяжелее, доп. узлы трансмиссии, запчастей больше.
      Ну ладно, на HMMWV или Toyota BXD10 (Кукидося), ГАЗ-2330 Тигр применять такую схему оправдано.
      Для легких как М-3 достаточно монопривода с блокировкой межколесного дифференциала (принудит или самоблок). По подвеске для багги не спорю.
      Потяжелее, типа УАЗ, Mitsubishi Type 73, проще подключаемый полный привод Part-time (Easy select).
    2. 0
      26 мая 2023 22:45
      Минимальные требования к такой технике должны быть постоянный полный привод с возможность всех блокировок на длинноходной подвеске и 150лс на тонну. Только тогда можно говорить хоть о каком то применении в зоне конфликта.

      ага, еще и плавать должна и пушку с броней иметь. Туфта однозначно.
  8. +2
    26 мая 2023 20:12
    "Применение на переднем крае и других зонах повышенной опасности исключается в ввиду неоправданного риска"...
    Этим ВСЁ сказано - какая "разведка" и участие в зоне "боевых действий" - это всё зоны с повышенной опасностью
    stop
  9. Eug
    0
    23 июля 2023 12:44
    Трубчатая конструкция наверняка предполагает возможность навески защитных плит. Если КПП тянет увеличившийся вследствие навесной бронезашиты вес - вообще здорово. Но, как по мне, сюда нужен тяговитый и желательно тихий дизель...
  10. 0
    24 июля 2023 17:22
    Учитывая нехватку многих видов техники, багги пригодится, но полноценной заменой армейскому грузовику/БТР/БРДМ и пр. он не станет.
  11. 0
    9 ноября 2023 16:41
    Квадрики и пикапы видел и ездил, полезная вещь для очень многих задач. Эту штуку не встречал как и самих чичей вид только в тылу когда своих отвозить, да и сам в 106 омедб проездом до Ростова валялся. У беги уж очень узкая и специфичная специализация, а армия это унификация и массовость.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»