Серия рейдовых тральщиков «Сапфир» проекта 10750

6
РТ «Сапфир» становится следующим этапом развития проекта 1258, с установленным третьим ходовым двигателем, новым вооружением и конструкциями из улучшенных материалов. Проект рейдового тральщика переработан во второй половине 1980 годов. Основной разработчик – ПКБ «Алмаз». Руководитель работ – ГК В.Блинов.

Основное назначение РТ «Сапфир» - противоминная защита, поиск, траление и уничтожение мин в прибрежных райнонах, в районах морских баз, рассредоточенного базирования на глубинах не более 80 метров.

Серия рейдовых тральщиков «Сапфир» проекта 10750


Устройство и конструкция РТ «Сапфир»
При изготовлении корпуса корабля были использованы новые решения из стеклопластика, которые в итоге привели к снижению водоизмещения и магнитного поля (актуально для собственной защиты при работе с гидродинамическими минами на малой глубине). Также были применены решения, которые снизили напряженность физического поля нового корабля, использовали сталь маломагнитного типа ЮЗ при создании несущих частей корпуса и механизмов, силовые линии были выполнены в специальной изоляции. Люки, двери, ограждения, трапы и кранцы изготавливались из сплавов алюминия и магния.

Верхнюю палубу РТ «Сапфир» выполнили прямой с носовой седловатостью корпуса с фальшбортом почти до надстройки. Сама надстройка имеет плавные обводы, ходовой мостик, выгородку вентиляции, треугольную мачту, пост управления искателями и тралами, большие панорамные окна (ходовая рубка), которые обеспечили большой угол обзора как по курсу, так и по траверзе.



Восемь отсеков, разделенные водонепроницаемыми переборками, обеспечивали живучесть и непотопляемость рейдового тральщика:
- отсек с цепным ящиком, форпик;
- отсек агрегатной;
- отсек с кубриком на 12 моряков, с двумя цистернами для пресной воды, ЗиП и ПОУ;
- отсек с каютами командира и младших командиров, двумя тамбурами, камбузом, сточными цистернами и помещением кондиционеров;
- отсек машинного отделения (носовой отсек);
- отсек машинного отделения (кормовой отсек) с двумя топливными цистернами;
- отсек тралов, выгородки ПЗРК и одной цистерны с пресной водой;
- отсек румпельного отделения.

По сравнению с проектом 1258, экипаж корабля уменьшен. Этого удалось добиться технологическим путем – автоматизацией и ДУ техсредствами корабля. С ГКП системой автоматики обеспечено управление техническим оборудованием корабля. Кроме системы кондиционирования, была установлена защита от ОМП.

Размагничивание корабля состоит из полноценной системы с автоматическим регулированием, в состав которого вошли: основная горизонтальная обмотка; батоксовая курсовая обмотка; шпангоутная курсовая обмотка, как общекорабельного так и местного исполнения. Тральные технические средства состояли из тральной лебедки, поворотной опускной кран-балки, якорно-швартовного шпиля с гидроприводом. Рулевая – рулевая машинка с гидроприводом, руль полубалансирный. Управление рулевой – упрощенная система со следящим и автоматическим режимом управления. Силовая – трехвальная, механическая с тремя дизелями четырехтактного типа ЗД-12 с системой непосредственного впрыска топлива, общей мощностью 1200 л.с. 3 дизеля передавали мощность на 3 винта с помощью реверс-редукторов. Гарантийный ресурс дизелей – 4.5 тысячи часов. Капитальный ремонт – 14 тысяч часов. Вес одного дизеля 2.1 тонны. Управление – автоматическое дистанционное. Энергосистема – переменный ток 380В, вырабатываемый 3 дизельными генераторами, общей мощностью 150 кВт. При аварийных ситуациях используется аварийное освещение 12В от батарей аккумуляторных.



Вооружение РТ «Сапфир»:
- артиллерийская шестиствольная 30мм установка АК-306М. Ее устанавливают на баке. Скорострельность до 5000 выс/мин. Углы наведения горизонт/вертикаль – 180/-12+88 градусов. Дальность поражение до 8 километров. Питание ленточное, круглый магазин с 2 000 выстрелов. Управление АК-306М – система ДУ типа «Колонка 219-1»;
- ПЗРК «Стрела-3». Боезапас восемь комплектов. Скорость 9К34 – 670 м/с. Дальность поражения – 0.5-4.5 километров по горизонтали, по высоте – 0.015- 3 километра по целям со скоростью не более 310 м/с. Управление – пассивная ИК ГСН. Масса – 16 килограмм;
- контактный глубоководный трал ГКТ-3МО (комплект). Основное назначение – траление мин якорного типа. Подсекающий трал может работать на глубине 5-120 метров и по ширине до 130 метров при скорости хода до 12 узлов и волнении моря не более 5 баллов. В состав трала входит: трос буксирный, 1-2 стандартных гидродинамических МТ-3, 2 части трала и 2 отводителя. Все элементы трала изготовлены из маломагнитных сплавов. Дальность траления от корабля до 180 метров;
- электромагнитный соленоидный трал СЭМТ-1. Основное назначение против индукционных и магнитных донных мин. Принцип работы – воздействие на мины магнитным полем. Ширина полосы траления – 65 метров, глубина не более 30 метров при скорости корабля 8 узлов и волнении моря до 4 баллов. Расстояние траления от корабля 150-180 метров;
- трал акустический АТ-6. Основное назначение против комбинированных и акустических мин. Принцип работы – акустическое излучение;
- искателе-уничтожительный комплекс КИУ-2М. Основное назначение – поиск, обнаружение и уничтожение мин и взрывоопасных объектов расположенных по курсу. В его состав входят ГАС МГ-99А1 "Кабарга-А1", тв-управляемый СТИУ-2 «Кетмень»;
- шнуровые заряды, 2 единицы, по 200 метров. Назначение – уничтожение придонных, донных мин. Глубина действия – 5-100 метров при скорости хода 6 узлов;

Оборудование
В состав оборудования входят навигационная РЛС «Миус» и система радионавигации «Брасс». Станция Миус работает в диапазоне сантиметровых волн. Мощность до 7кВт. Характеристики обнаружения: корабль до 10 миль, объекты типа морской буй до 2 миль. Ограничена 30 метровой зоной вокруг корабля.

Вся серия РТ «Сапфир»
Рейдовые тральщики строились на судостроительном заводе №363 в поселке Понтонный:
- РТ-57. Головной корабль серии. Заводской №350. Начало строительства – октябрь 1986 года. Спущен со стапелей в июле 1987 года. Вошел в состав Балтийского флота в декабре 1989 года. Бортовой №316;



-РТ-341. Заводской №351. Начало строительства – январь 1987 года. Спущен со стапелей в апреле 1989 года. Вошел в состав Балтийского флота в декабре 1989 года. Бортовой 331. Списан в июне 2005 года;
- Рт-248. Заводской №352. Начало строительства – март 1987 года. Спущен со стапелей в феврале 1990 года. Вошел в состав Балтийского флота в сентябре 1990 года под №348. Переоборудован в корабль-водитель проекта 13000;
- РТ-249. Заводской №353. Начало строительства – апрель 1987 года. Спущен со стапелей в июле 1990 года. Вошел в состав Балтийского флота в декабре 1990 года. Бортовой №206;
- РТ-252. Заводской №354. Начало строительства – октябрь 1987 года. Спущен со стапелей в сентябре 1991 года. Вошел в состав Балтийского флота в декабре 1991 года. Бортовой №239;



- РТ-273. Заводской №355. Начало строительства – март 1988 года. Спущен со стапелей в декабре 1991 года. Вошел в состав Балтийского флота в сентябре 1992 года. Бортовой №210;
- РТ-231. Заводской №356. Начало строительства – июль 1988 года. Спущен со стапелей в августе 1992 года. Вошел в состав Балтийского флота в августе 1993 года. Бортовой №302;
- РТ-233. Заводской №357. Начало строительства – октябрь 1988 года. Спущен со стапелей в июле 1993 года. Вошел в состав Каспийской флотилии в сентябре 1994 года. Бортовой №219;
- РТ-234. Заводской №358. Начало строительства – апрель 1989 года. Спущен со стапелей в марте 1994 года. В строю с августа 1996 года, Каспийская флотилия. Бортовой №215;



Всего было запланировано построить 15 кораблей проекта 10750, всего построено девять, еще четыре корабля был заложены, но строительство заморожено. Планировалось создать экспортный вариант – проект 10750Э.

Основные характеристики:
- водоизмещение стандарт/полное – 131/135 тонн;
- длина – 31.5 метра;
- ширина – 6 метров;
- осадка – 1.6 метра;
- силовая – три дизеля ЗД-12;
- ЭУ – три дизель-генератора по 50 кВт;
- скорость эконом/полная/траления – 10/12/6-10 узлов;
- дальность до 400 миль;
- автономное плавание – 72 часа;
- мореходность не более 5 баллов;
- вооружение боевое: АК-306М, ПЗРК Стрела-3 (8 единиц); тралы: ГКТ-3МО, СЭМТ-1, АТ-6; КИУ-2М, 2ХШЗ-200;
-оборудование: ГАС МГ-99А1, аппаратура НВ «Хмель», РЛС «Нихром», навигационная РЛС «Миус», система навигации «Брасс», радиопеленгатор АПР-50Р, эхолот НЭЛ-МЗБ;
- состав экипажа – 15 (офицер, два мичмана) моряков.

Источники информации:
http://and-kin2008.narod.ru/pr10750.html
http://forums.airbase.ru/2012/10/t67303,5--rejdovyj-tralschik-pr-10750-shifr-sapfir.6552.html
http://russian-ships.info/boevye/10750.htm
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 декабря 2012 11:03
    Всего было запланировано построить 15 кораблей проекта 10750, всего построено девять, еще четыре корабля был заложены, но строительство заморожено


    один уже списали, а что дальше...
  2. Везучий
    0
    6 декабря 2012 11:54
    Дальше спишут все остальные потихоньку, шас новые пошли из углепластика вроде, они шикарны их нужно взамен вводит в строй1
  3. 0
    6 декабря 2012 15:41
    спасибо за статью!! +
  4. 0
    6 декабря 2012 18:43
    Хороший работяга, которых в реальности нужно гораздо больше.
  5. 0
    6 декабря 2012 19:36
    Даже писать ничего не хочу. Насколько устарел и как хвастаться такими кораблями.
  6. 0
    8 декабря 2012 13:50
    Тральщики нужны -морские мины и сейчас эффективное оружие.Как тральщиков не хватало на Балтике в 1941г. во время Таллиннского прорыва.