Проект «Орган»: стратегический комплекс для нанесения массированных ударов высокоточным оружием большой дальности

69
Проект «Орган»: стратегический комплекс для нанесения массированных ударов высокоточным оружием большой дальности

«Орган концертного зала Бордуок (Атлантик-Сити, США) – самый большой и самый громкий среди когда-либо созданных музыкальных инструментов. Имеет 7 мануалов, 455 регистров и 33 112 труб...»

Одним из характерных критериев военных конфликтов нашего времени является применение высокоточного оружия (ВТО) большой дальности. К примеру, в ходе американской операции «Буря в пустыне», согласно «Сводному отчёту о военно-воздушных силах в войне в Персидском заливе», было выпущено 297 крылатых ракет (КР) «Томагавк», из которых 282 успешно поразили заданные цели, 6 ракет отказали сразу после старта, а пуск 9 ракет не состоялся из-за отказов на борту корабля-носителя.


Запуск КР «Томагавк» с борта атомного ракетного крейсера «Миссисипи» класса «Вирджиния» в ходе операции «Буря в пустыне» (слева), крейсер «Миссисипи» (справа)

Следующий удар в 1995 году был нанесён в ходе операции «Решительная сила», было выпущено всего 13 ракет «Томагавк», из которых 5 были сбиты сербской ПВО. Впрочем, это была не война, а скорее «разминка».



В ходе операции «Пустынный лис», которую можно считать логичным продолжением операции «Буря в пустыне», было применено 370 КР «Томагавк».

Затем последовала «Союзная сила» – варварские бомбардировки Югославии, в ходе которых странами НАТО было выпущено 218 КР «Томагавк».

Вторжение в Ливию – было выпущено около 200 КР «Томагавк».

Вторжение в Ирак в 2003 году – кровавая развязка многолетней войны стран Запада против Ирака – помимо КР «Томагавк», применялись ракеты авиационного базирования AGM-86D CALCM, новейшие на тот момент КР Storm Shadow, которые британские пособники, точнее – скорее идеологи нацизма, сейчас поставляют вооружённым силам Украины, применялись оперативно-тактические ракеты MGM-140 ATACMS и многие другие образцы ВТО. Точное количество неизвестно, скорее всего, что-то в районе тысячи ударов.


История применения КР Storm Shadow началась ещё в Ираке, в 2003 году

Ну и наконец, уже во время нахождения Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) в Сирии США применили по сирийским объектам 165 КР «Томагавк».

Все эти цифры меркнут по сравнению с тем, какое количество высокоточного оружия большой дальности применили ВС РФ в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине.

ВТО в СВО


Российская специальная военная операция началась с массированного удара высокоточным оружием большой дальности. Точное количество крылатых ракет авиационного базирования Х-101 и крылатых ракет комплекса «Калибр» морского базирования, применённых в ходе первого удара, неизвестно, предположительно счёт идёт на сотни единиц. В дальнейшем интенсивность ударов сократилась, хотя периодически в средствах массовой информации (СМИ) появлялась информация об очередном применении российских КР.


Крылатая ракета комплекса «Калибр» морского базирования

Кроме крылатых ракет, ВС РФ активно применяли оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер», а также впервые в мире гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал».

Периодически в ходе СВО многими «экспертами», в том числе высокопоставленными украинскими чиновниками и военными, высказывалось утверждение о том, что ВТО большой дальности у России закончилось. Каждый очередной запуск КР или ракет ОТРК опровергал эти слова, хотя, разумеется, запасы высокоточного оружия большой дальности у ВС РФ не бесконечны.

Внезапно у вооружённых сил Украины (ВСУ) появилась новая напасть – характерный треск «воздушных мопедов» стал ночным кошмаром для украинских военных – в ход пошли простые и дешёвые беспилотные летательные аппараты (БПЛА) - камикадзе «Герань-2» с иранскими корнями.


БПЛА-камикадзе «Герань-2»

Сколько было выпущено БПЛА-камикадзе «Герань-2», также неизвестно – предположительно несколько тысяч единиц.

В последнее время, в преддверии широко анонсированного «контрнаступления» ВСУ, ВС РФ вновь стали наносить массированные удары высокоточным оружием большой дальности по объектам на территории противника, при этом эффективность нанесения ударов, судя по всему, значительно возросла.

Можно предположить, что за время проведения СВО ВС РФ применили несколько тысяч единиц высокоточного оружия большой дальности.

С каких носителей применяется ВТО в ходе СВО на Украине?

Ракеты комплекса «Калибр» запускаются с надводных кораблей, о выходе в море которых ВСУ и всех иных заинтересованных лиц любезно оповещают разведывательные структуры США и НАТО. Запуск крылатых ракет Х-101 осуществляется стратегическими бомбардировщиками воздушно-космических сил (ВКС) РФ, информация о взлёте которых также не заставляет себя долго ждать. Лишь скромные «Герани», запускаемые с наземных пусковых установок (ПУ), обходятся без фанфар. Ракеты ОТРК «Искандер» запускаются с наземных мобильных пусковых установок (ПУ), также с них могут запускаться крылатые ракеты «Искандер-К». Гиперзвуковая ракета комплекса «Кинжал» запускается с модернизированного перехватчика МиГ-31К или с дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М.


МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой комплекса «Кинжал»

Высокоточное оружие большой дальности стоит дорого. На эту стоимость накладываются расходы на эксплуатацию носителей, осуществляющих его запуск, с ними суммируются риски эти носители потерять в результате атак противника или возникновения аварийных ситуаций.

Учитывая высокую стоимость высокоточного оружия большой дальности, существует объективная потребность минимизации стоимости расходов на создание и эксплуатацию его носителей, с одновременным повышением эффективности применения ВТО БД.

Стоимость доставки


По открытым сведениям, один час полета Ту-160/Ту-160М (без боевого применения), по данным на 2008 год, стоит 580 тысяч рублей или около 23,3 тысяч долларов США, с учётом инфляции на текущий момент стоимость одного часа полёта Ту-160/Ту-160М должна составлять свыше 1,5 миллиона рублей (для сравнения, час полета американского бомбардировщика B-1B схожего типа стоит примерно 60 тысяч долларов США). Недёшево будет стоить и запуск гиперзвуковой ракеты «Кинжал» с носителей МиГ-31К или Ту-22М3М.


Современные боевые самолёты – это не самое экономичное средство доставки вооружений

Ракеты комплекса «Калибр» применяются с боевых надводных кораблей и подводных лодок. Стоимость их эксплуатации, конечно, ниже, чем у боевых самолётов, если сравнивать час выхода в море и час полёта, однако в целом боевые корабли – это весьма дорогой в строительстве и эксплуатации ресурс. Размещение высокоточного оружия большой дальности на малых кораблях имело смысл во времена действия договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), однако, в связи с выходом из этого договора США и России, размещать ВТО БД имеет смысл только на крупных кораблях первого и второго ранга, способных действовать вдали от собственных берегов.

Ракеты комплекса «Искандер» запускаются со специального автомобильного шасси. Разумеется, стоимость приобретения и эксплуатации такого шасси значительно ниже, чем у самолётов и кораблей, но ОТРК «Искандер» несёт всего две ракеты. А это значит, что для массированного запуска таких шасси должно быть много. Много шасси – начинает расти стоимость их эксплуатации, ужесточаются требования к их маскировке и боевому охранению.

По сути, высокоточное оружие большой дальности – это всего лишь груз. Груз, который необходимо доставить в определённую точку.

В какой-то мере любые боеприпасы – это груз, однако отличие ВТО БД в том, что средство его доставки чаще всего «разгружается» за пределами зоны воздействия противника, то есть ему не требуется броня или какие-то ещё активные или пассивные системы защиты. Зачастую даже особо высокая скорость доставки не требуется. Нужно просто выйти на рубеж запуска.

Какие транспортные средства обеспечивают минимальную скорость доставки?

Ответ на этот вопрос известен любому, кто занимался грузовыми перевозками, логистикой или даже просто приобретением чего-то тяжёлого или габаритного с доставкой издалека – это железнодорожный и морской транспорт. Морской транспорт мы пока вынесем за скобки, а вот на железнодорожном остановимся поподробнее.

«Орган» на железнодорожной платформе


Вопрос создания ракетных поездов, несущих высокоточное оружие большой дальности с конвенциональной боевой частью, ранее уже поднимался автором в материале Стратегические конвенциональные силы: носители и вооружение в августе 2019 года. С тех пор ракетных поездов у ВС РФ не появилось, хотя потребность в них значительно возросла.

Предлагаемый формат ракетного поезда включает в себя железнодорожные грузовые платформы, несущие контейнеры с высокоточными крылатыми ракетами большой дальности. Такие контейнеры разрабатывались концерном «Моринформсистема-Агат», однако по какой-то непонятной причине это направление не получило поддержки и дальнейшего развития. Мотивация этого неясна, ведь контейнерное исполнение комплекса «Калибр» могло бы стать исключительно полезным для нашей страны, например, за счёт обеспечения возможности быстрого переброса наступательных вооружений частично могла бы быть решена проблема географической разобщённости российских флотов.


Комплекс «Калибр-К» (экспортная версия CLUB-K)

Длина грузового железнодорожного состава может достигать и даже превышать 110 вагонов, однако наиболее распространены грузовые составы, включающие примерно 60–70 вагонов. Допустим, из ракетного поезда, включающего 60 вагонов, 10 вагонов будет отведено командному пункту, средствам ввода координат целей и службам обеспечения. По одному контейнеру на платформе, по четыре ракеты в контейнере – тогда суммарный боекомплект ракетного поезда составит 200 крылатых ракет. Ещё раз – две сотни (!) крылатых ракет. Это в два раза больше, чем на любом из существующих ракетных крейсеров. Это больше, чем на всех стратегических бомбардировщиках Ту-160, имеющихся в ВКС РФ.


Характеристики железнодорожных грузовых вагонов

Да, ракетный поезд с ВТО БД не сможет нанести удар по нашим противникам, расположенным на других континентах, но от него этого и не требуется. Дальность ВТО большой дальности составляет порядка 1 000–3 000 километров, то есть из Санкт-Петербурга в зоне досягаемости будет большая часть Европы, из Севастополя ракеты будут достигать стран Северной Африки, простреливать насквозь Турцию, из Махачкалы будет простреливаться большая часть Персидского залива, Афганистан. Не меньший потенциал ракетные поезда могут иметь и на востоке страны – в зону их досягаемости попадут все существующие и потенциальные противники России.


Условная дальность применения ВТО БД по целям на юго-западе евразийского континента – по факту зона досягаемости может быть значительно больше

Помимо ракет комплекса «Калибр-К», в составе ракетных поездов могут быть развёрнуты и иные комплексы высокоточного оружия большой дальности, например, пусковые установки БПЛА-камикадзе типа «Герань-2». Предположительно, на одну железнодорожную платформу может поместиться по 2 контейнера-пусковых установки, с размещением по 5 БПЛА-камикадзе в каждом. То есть суммарный боекомплект ракетного поезда из 60 вагонов, из которых 10 вагонов обеспечения, составит 500 (!) БПЛА-камикадзе – самое недорогое высокоточное оружие большой дальности на самом экономичном носителе из всех, что только можно представить.


Пусковой контейнер БПЛА-камикадзе типа «Герань-2»

Наверное, теперь понятно, почему проект называется «Орган» – мало какое оружие сравнится с ним по числу «труб».

Ракетные поезда, несущие БПЛА-камикадзе, могут быть идеальным средством нанесения массированных ударов в рамках ранее рассмотренной концепции БПЛА-шторм. Согласно указанной концепции ракетные поезда должны курсировать по маршруту завод-изготовитель БПЛА-камикадзе – огневая позиция, отстреливать боекомплект, возвращаться на завод и так далее до тех пор, пока война не закончится.

Ракетные поезда, несущие крылатые ракеты и БПЛА-камикадзе, могут стать базовым оружием Стратегических конвенциональных сил на континенте.

Скрытность и защищённость


У России имеется уникальный опыт применения боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), которые в недалёком прошлом стояли на снабжении Российских ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Считалось, что указанные БЖРК являлись практически неуязвимым для противника оружием возмездия, поскольку отследить их на просторах огромной страны было просто невозможно.


БЖРК

Однако в наше время это уже далеко не так. Многочисленные спутники дистанционного зондирования Земли вполне могут обнаружить ракетный поезд на стоянке, по крайней мере, зону его последнего местонахождения. И здесь кроется ключевое отличие БЖРК, являющегося оружием нанесения удара возмездия, и ракетного поезда, несущего ВТО БД, как оружие нападения.

В случае отслеживания БЖРК и принятия противником решения о нанесении внезапного обезоруживавшего удара, по предполагаемому местонахождению БЖРК будет нанесён удар с использованием ядерных боевых частей (ЯБЧ). Наносить же ядерный удар по предполагаемому месту стоянки ракетного поезда, несущего ВТО БД, никто не будет, поскольку ясно, что за этим последует.

А если уничтожить ракетный поезд высокоточным оружием?

Достаточно взглянуть на любую крупную узловую станцию, чтобы понять, что сделать это практически нереально – ни одно высокоточное оружие, даже оснащённое средствами оптического наведения на конечном участке, не сможет вычленить ракетный поезд из десятков других железнодорожных грузовых составов, тем более что «Орган» периодически можно перемещать манёвровым тепловозом с одного пути на другой – основной добычей противника в случае нанесения удара вполне могут стать вагоны с щебнем.


Пример того, как выглядят узловые железнодорожные станции

Таким образом, защищённость поездов проекта «Орган» от атак противника любым неядерным оружием будет куда выше, чем у самолётов стратегической авиации на аэродромах или кораблей и подводных лодок ВМФ РФ в местах базирования.

Что касается скрытности выдвижения на позиции, то она в любом случае будет выше, чем у самолётов стратегической авиации ВКС РФ или кораблей и подводных лодок ВМФ РФ, о взлёте которых с аэродромов или выходе из мест базирования почти всегда становится известно противнику.

Выводы


Проект «Орган» – ракетные поезда, несущие высокоточное оружие большой дальности, является логичным развитием концепции БПЛА-шторма – изготовления и применения БПЛА-камикадзе большой дальности в количествах сотни тысяч – миллион единиц в год. Ракетные поезда являются наиболее экономичным и надёжным средством их доставки с предприятий изготовителей на огневые позиции для ежедневного нанесения массированных ударов по противнику в рамках деятельности Стратегических конвенциональных сил.

Сейчас у нас нет ни сотен тысяч БПЛА-камикадзе большой дальности, ни ракетных поездов проекта «Орган», ни Стратегических конвенциональных сил, но кто знает, как будет развиваться ситуация в зоне СВО в дальнейшем и принятия каких решений она потребует.
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -26
    24 мая 2023 04:45
    Вопрос - нахрена высокоточному оружию массовые пуски?
    Ответ - а чтоб распилить, как матрасы на Химере! Чтоб и не РСЗО и не ОТРК
    1. +30
      24 мая 2023 05:01
      а нахрена амеры переоборудовали часть своих ПЛАРБ "Огайо" из носителей 24-х Трайдентов в носители 154-х Томагавков?
      1. -1
        24 мая 2023 06:06
        Цитата: Жозе
        а нахрена амеры переоборудовали часть своих ПЛАРБ "Огайо"

        Затем что это не пусковая, а транспорт, причем океанический. Гонять на перезарядку дорого. Вот тут оправдано.
        1. 0
          16 июля 2023 14:24
          Ну до перезарядки уцелеть - это вопрос очень даже вопросительный!
      2. +11
        24 мая 2023 11:20
        Цитата: Жозе
        а нахрена амеры переоборудовали часть своих ПЛАРБ "Огайо" из носителей 24-х Трайдентов в носители 154-х Томагавков?

        А потому что иначе их пришлось бы списывать и резать - эти ПЛ не вписались в договоры по СНВ.

        Нашему флоту, например, после подписания предыдущего "сократительного договора" ОСВ-1 пришлось переделывать РПКСН пр. 658 в торпедные и специальные ПЛА.
    2. +19
      24 мая 2023 07:36
      Цитата: Bingo
      Вопрос - нахрена высокоточному оружию массовые пуски?
      Ответ - а чтоб распилить, как матрасы на Химере! Чтоб и не РСЗО и не ОТРК

      Чтобы пройти ПВО, перегрузив его количеством целей. А так же создать шок в военной и управленческой системе противника в начале конфликта когда сразу будут выбито большое количество лидеров и узлов связи в первом ударе
    3. +3
      24 мая 2023 09:56
      Цитата: Bingo
      Вопрос - нахрена высокоточному оружию массовые пуски?

      Мне кажется если бы мы на Украине использовали более массовые пуски крылатых ракет то эффект был бы иным, да и перехватить сложнее когда на 1 цель летит 10 ракет, а не 2. США в Сирии вроде по одному объекту 40-50 томагавков и JASSM-ER запускали(50 ракет=22.5 тоны взрывчатки) это вроде был аэродром.
    4. -2
      24 мая 2023 15:09
      Есть четки нормативы, сколько КР нужно для поражения той или иной цели. Цели есть на карте и можно (нужно считать) сколько в штуках нужно. Учитывая, что в РФ нет крупных носителей этого дела и протяженность нашей границы и наличие готовой КР...этот подход правильный.
    5. +2
      24 мая 2023 22:19
      Если каждой ракете задать свою задачу отработает сразу все цели залпом и хрен кто эту тучу всю собьет.
    6. 0
      28 мая 2023 16:11
      Видно тут платят за понос из букв. Чем сильнее несет, тем лучше. И проект Орган придумал автор?
      Массовые пуски точных конечно нужны, но в статье хаотичное метание от хераний до молодцов, в перемешку с баргузинами вышедшими из клаба.
      Баргузин, да видел я ваш баргузин, вагон как вагон, на холодильник не похож. Сблизи.
      Впрочем описание концепции тоже бредовое.
      Впрочем чем больше бреда, тем сильней вскипит мозг у вероятного партнёра по боевым действиям.
  2. 0
    24 мая 2023 04:48
    Т.е. насколько я понимаю, придётся со временем Вагнеровцев отправлять, на Органе учиться играть. Мне нравится как "пианисты" с названием проекта "Орган" сочетаются wink
    1. -1
      24 мая 2023 06:34
      Мне нравится как "пианисты" с названием проекта "Орган" сочетаются
      Согласен! Не то, что онанисты с оргазмом. Нужна классическая музыка, а не дыц-дыц. laughing
  3. +20
    24 мая 2023 04:51
    Все эти цифры меркнут по сравнению с тем, какое количество высокоточного оружия большой дальности применили ВС РФ в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине.
    Ирак, Ливия, Югославия - разгромлены....А вот Украина - не очень ! feel
    1. +19
      24 мая 2023 05:03
      Ирак, Ливия, Югославия ни от кого не получали никакой внешней подпитки. Те войны были избиениями заведомо слабых заведомо сильными.
      1. +3
        24 мая 2023 05:33
        Очень интересная идея "ракетные поезда".
        Гораздо дешевле перемещать вооружение по желеным дорогам...нанес удар и быстро скрылся...можно даже в движении пускать ракеты. what
        Длительная война это прежде всего экономика...логистика.
        А нам похоже предстоит длительное бодание с НАТО, ЕС, США.
        Поэтому волей неволей придется удешевлять пуски ракет, БПЛА и прочего вооружения.
        1. +2
          24 мая 2023 06:45
          Очень интересная идея "ракетные поезда".
          Но с "Баргузином" что-то не торопимся возрождать этот вид вооружения. Наверное, кроме стоимости, есть объективные причины, когда со временем, эта идея уже не столь рациональная. Я помню, когда лет двадцать назад появилась идея размещения ракетных комплексов замаскированных под обычные грузовые контейнеры. Типа, ставим в период военного обострения на гражданские суда сотни таких контейнеров с командой операторов и выходим к берегам супостата... Враг не догадается откуда прилетит. Но всегда надо помнить о зеркальном ответе, что точно так же может сделать противник и тут уже кто кого... request
          1. +9
            24 мая 2023 07:21
            У Баргузина было слабое место. Большой вес требовал усиленных ЖД путей и буксировки связкой тепловозов, что демаскировало позиции. Для размещения на жд платформах тактических ракет таких проблем нет.
            1. +8
              24 мая 2023 15:25
              У Баргузина было слабое место. Большой вес требовал усиленных ЖД путей и буксировки связкой тепловозов, что демаскировало позиции.

              Позвольте Вас поправить. Указанный недостаток был у комплекса "Молодец", поскольку там использовалась ракета УР-100Н УТТХ, имеющая стартовый вес свыше 100 тонн. По "Баргузину" мелькала информация, что там планировалась к применению ракета "Ярс", стартовый вес которой около 50 тонн, что вполне укладывается в железнодорожные нормативы.
              1. 0
                25 мая 2023 08:36
                Возможно, именно этот прогресс с наличием твердотопливных и относительно лёгких ракет на автомобильных носителях, нивелировал прошлые достоинства "Баргузина". Автомобиль даже проще спрятать и вывести на позиции старта, чем поезд с жесткой привязкой к путям и депо хранения.
              2. +2
                25 мая 2023 19:03
                Цитата: michell
                "Молодец", поскольку там использовалась ракета УР-100Н УТТХ, имеющая стартовый вес свыше 100 тонн.

                "Молодец" , это твердотопливная ракета комплекса 15П961 , разработка академиков братьев Уткиных . УР-100УТТХ - жидкостная МБР разработки академика Челомея , шахтного базирования . Именно ради возможности старта с любого участка ж\д в СССР перестелили практически всё ж\д полотно , заменив шпалы деревянные на железобетонные .
                Цитата: michell
                "Баргузину" мелькала информация, что там планировалась к применению ракета "Ярс"

                В РФ другой ТТ МБР просто нет , "Молодцев" собирали на Украине в Павлограде .
                Со стартом "Ярса" действительно меньше проблем , он легче , один БЖРК может нести порядка шести таких ракет , не требует для стартово-пускового вагона второй пары колёсных тележек , что не будет этим демаскировать БЖРК . Так что если речь в статье именно об этом , то никаких особых сложностей к этому нет , но это немалые деньги и время + полный цикл испытаний .
                Но я так понял , что речь идёт о чё-то более массовом - КР в "морском контейнере" на ж\д платформах . Это конечно идея неплохая и не новая . Причём эти контейнеры можно таскать не только поездами , но и автомобилями , складировать в любом месте как обычные контейнеры , маскировать среди обычных контейнеров , рассредоточивать их на любых площадках - эти контейнеры теперь везде . И оказаться такие контейнеры могут везде . В том числе и поблизости от США .
                Так что речь лучше вести именно о таких контейнерах (ТПК) и вариантов их боевого применения .
          2. 0
            25 мая 2023 13:43
            У РФ морская граница, где контейнеровозы ходят, небольшая. Поэтому преимущество на нашей стороне.
        2. -1
          24 мая 2023 08:00
          Да, очень интересная идея.
          Кроме того, взлёт большого числа воздушных носителей засекается современными средствами разведки, а поезд можно подогнать в точку пуска относительно незаметно.
        3. 0
          26 мая 2023 18:42
          Цитата: Леха с Андроида.
          Очень интересная идея "ракетные поезда".

          Я думаю, в центре идеи не поезд. В качестве шасси можно использовать любой вид транспорта. Это и жд, и автомобильный, и речной, и морской... Суть идеи в универсальной контейнерной пусковой установке. Типа «Калибр-К».

          1. 0
            28 мая 2023 17:29
            В качестве носителя можно использовать ТОЛЬКО поезд или корабль.
            В рекламных буклетах для Клуба-К показывают только 1 контейнер с ракетами, скромно пряча с глаз еще 3 контейнера обеспечения пуска (один комплект на 8 ракет). То есть для пуска 8 ракет нам понадобится "всего" 5 контейнеров (для пуска 16 ракет - 10 контейнеров, 24 ракет - 15 контейнеров и т.д. и т.п.). Хотелось бы верить, что однажды вспомогательное оборудование воткнут в один контейнер, но когда это случится и случится ли вообще - история умалчивает.
            И это не считая контейнеров с аппаратурой рекогнисцировки (определение места пускового комплекса, его положения в пространстве, погодных условий и т.п.), командно-штабного комплекса и оборудования мест операторов и прочая, прочая, прочая. Но тут уже проще: если поезд стоит в прямой (или это корабль) - эти контейнеры можно иметь в одном экземпляре независимо от числа пусковых.
      2. +4
        24 мая 2023 05:46
        Цитата: Жозе
        избиениями заведомо слабых заведомо сильными.

        А ныне вторая армия лупит двадцать вторую по списку...И применила ракет на порядки больше ! Не стыкуется как-то...
        1. -3
          24 мая 2023 07:38
          Цитата: Uncle Lee
          А ныне вторая армия лупит двадцать вторую по списку...

          Если из того же ключа, то нынче "банда уголовников с поваром" натянула "Лучшую армию Европы", снабжавшую раньше 50 армий мира, 6-го кажется торговца оружием в мире, и так десятками лет. А у банды, говорят даже снарядов не было...
          Так-то, для примера, американцы уже ноют, что за год Украине отдали 140 миллиардов, это больше оборонного бюджета России, может осетра пора уменьшить, насчет того, что Россия воюет с одной Украиной, а?
          1. +3
            24 мая 2023 10:42
            Цитата: Bingo
            Россия воюет с одной Украиной, а?

            Что украину вооружает весь запад, это понятно....Я по применению ракет по ВСУ. Выходит, что не одними ракетами война выигрывается.
      3. +8
        24 мая 2023 08:06
        Цитата: Жозе
        Ирак, Ливия, Югославия ни от кого не получали никакой внешней подпитки. Те войны были избиениями заведомо слабых заведомо сильными.

        Если бы ВСУ были разгромлены с такой же скоростью как и эти страны, то у ВСУ тоже не было бы внешней подпитки. Ленд -Лиз там очень медленно раскачивался и даже сейчас на серьёзные масштабы не вышел. Никто как во времена ВМВ не шлёт десятков тысяч танков и самолётов
  4. +6
    24 мая 2023 05:53
    Россия сухопутная держава, вся покрытая густой сетью железных дорог. Дешевизна, высокая устойчивость ЖД сети и возможность скрытой переброски (маскировки) на большие расстояния очевидны. Очень странно, что предлагаемый автором проект ещё не реализован. Препятствий кроме дурацких международных соглашений, навязанных в 80-90 е годы не усматривается. А
    1. +2
      24 мая 2023 07:38
      Цитата: Бодипанчер
      Россия сухопутная держава, вся покрытая густой сетью железных дорог. Дешевизна, высокая устойчивость ЖД сети и возможность скрытой переброски (маскировки) на большие расстояния очевидны. Очень странно, что предлагаемый автором проект ещё не реализован. Препятствий кроме дурацких международных соглашений, навязанных в 80-90 е годы не усматривается. А

      Одна мина на путях следования и поезд со всеми его ракетами превращается в огромный ферверк. Те же ВСУ активно действуют в наших тылах , а спутники и разведка на такие поезда наведут. Очень дешёвая диверсия с огромным ущербом от которой нету защиты. Ведь все ЖД пути не перекроешь охраной
      1. +3
        24 мая 2023 08:17
        У Калибра дальность более 2 тысяч километров поэтому пуски будут идти с глубокого тыла, вагоны выглядят как обычные контейнеровозы которые могут чередоваться с гражданским вагонами и между пусками стоять в любом тупике постоянно перемещаясь. Очень непростая цель для разведки и закладки мины. Думаю поэтому Запад и продавливал морское и воздушное базирование для крылатых и баллистических ракет малой и средней дальности где у них преимущество. Вообще ракеты, бомбы и снаряды для погрузки на корабли и самолёты тоже возят эшелонами, огромных факелов не видно.
        1. Комментарий был удален.
        2. +6
          24 мая 2023 11:25
          Цитата: Бодипанчер
          У Калибра дальность более 2 тысяч километров поэтому пуски будут идти с глубокого тыла, вагоны выглядят как обычные контейнеровозы которые могут чередоваться с гражданским вагонами и между пусками стоять в любом тупике постоянно перемещаясь.

          Всё передвижение составов по ж/д контролируется гражданской АСУ. Достаточно доступа к ней на уровне дороги - и ракетный поезд будет как на ладони.
          "Невидимость" ракетных поездов на нашей ж/д будет такой же, как у В-2 "Спирит", если ему директивно разрешат полёты только по гражданским коридорам с постоянно включённым транспондером. smile
          1. -5
            24 мая 2023 15:12
            АУГ тоже виден и вычисляется и даже известны районы пусков по РФ. И что?
            1. +4
              24 мая 2023 16:14
              Цитата: Zaurbek
              АУГ тоже виден и вычисляется

              Угу... недавно писали - как АУГ видны. Даже из космоса засекаются только время от времени.
              У нашего флота был печальный опыт "Флитекс-82", когда, прекрасно зная о проводимых учениях USN, наши флотские зевнули подход "Мидуэя", обнаружив его только в 300 милях от базы РПКСН. А затем опять потеряли - в результате чего условный удар вылетевшей на следующие сутки МРА пришёлся в пустое место.

              Если брать за аналог АУГ, то для достижения сравнимой с ракетными поездами "незаметности" кораблям АУС надо ходить с включёнными ответчиками - чтобы их на marinetraffic было видно. smile
          2. 0
            24 мая 2023 20:47
            Какой такой ракетный поезд? Это же дрова везут из МухосpаHска в Саратов. Откуда этой АСУ будет известно о "ракетном поезде"? Знать будет, как и положено узкий круг лиц, а поезд... Да поезд как поезд.
            1. +3
              24 мая 2023 23:46
              Всё равно придётся отдельных лиц из РЖД держать в курсе. Невозможно без этого монополиста гонять поезд, забитый под завязку ракетами, по просторам Родины. А когда эффективные менеджеры организуют продажу инфы о текущем местоположении таких поездов - лишь вопрос времени.
              1. 0
                25 мая 2023 17:20
                Эффективные менеджеры любят жизнь гораздо больше денег, не сомневайтесь. Всего лишь надо поставить дело.
      2. 0
        28 мая 2023 17:33
        Именно поэтому стратегические комплексы и имеют исключительно колёсное шасси.
        Его и охранять проще, и мины тралить можно непосредственно на марше
    2. -1
      24 мая 2023 22:28
      Препятствия - железнодорожники, которые этими путями деньги зарабатывают, у них там расписания, высокие загрузки и большие деньги, им мотания неподотчетных военных туда-сюда кость в горле. Главная причина - высокоточное оружие, это не сосиски, чтоб тысячами выпускать в год, его не клепают конвейерами, оно денег стоит.
    3. 0
      25 мая 2023 19:49
      Связь европейской части с ДВ на одном транссибе держится
    4. +1
      30 мая 2023 15:26
      stop
      Госпидя.. хто же такое ляпнул - большая страна с густой сетью ЖД...
      Что бы такое утверждать... ну вы сначала посмотрите на карту ЖД РОССИИ а потом посмотрите на карту ЖД США.. и попытайтесь сравнить их.
      Страна у нас большая.. тока вот ЖД есть с одной стороны Урала, и то не сильно густая.. А вот за Уралом ЖД - одна ниточка. Густоты нету, соооовсем нету.
      Ну хоть бы википедию открыли для начала ... fool
  5. -1
    24 мая 2023 06:34
    "однако, в связи с выходом из этого договора США и России, размещать ВТО БД имеет смысл только на крупных кораблях первого и второго ранга, способных действовать вдали от собственных берегов."

    Крупные корабли плохо помещаютсяв в малые моря, типа Чёрного или Каспия, а так то да, выгоднее корабле йпоемньше, а возить на них побольше...
    1. В Черном море до Ельцина было много крупных кораблей, в том числе и "Адмирал Кузнецов" и особых проблем из-за их размеров не возникало.
  6. -3
    24 мая 2023 06:39
    Хорошо и правильно автор написал.Да только кому у нас это нужно?Вот если бы он написал,как в Куршавель попасть сейчас на дурку к "дорогим партнёрам" или бабло нагрести побольше пока заваруха идёт ,то это было бы то самое.
  7. +6
    24 мая 2023 07:49
    У России имеется уникальный опыт применения боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), которые в недалёком прошлом стояли на снабжении Российских ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Считалось, что указанные БЖРК являлись практически неуязвимым для противника оружием возмездия, поскольку отследить их на просторах огромной страны было просто невозможно.

    Считалось...Какое заблуждение...Это из серии "аналогов нет". Во-первых, эти поезда были привязаны к определенным маршрутам, специально построенным путям увеличенной грузоподъемности и большим радиусом поворота, так как вагоны имели две 4-хосных тележки, которые кстати, выпускались в Жданове (Мариуполе). Во-вторых, они легко прослеживались так как вагоны имели увеличенную длину и вид сверху как у крытого рефрижераторного вагона. В третьих поезд имел малое количество вагонов и два локомотива, что сразу выдавало в нем особый статус и еще много, много особых примет. Вы думаете все генералы не соображают, нет, многие на хорошем уровне понимания и прогнозирования ситуаций, поэтому и отказались от железнодорожного базирования.
    А опыта применения не было, и это хорошо, был опыт постройки и постановки на вооружение. Не помню чтобы эти поезда вставали на боевое дежурство. Только зря потраченные деньги при современном уровне спутникового мониторинга.
    1. 0
      24 мая 2023 10:21
      Замечание уместное, для стратегических ракет действительно нужно "городить огород" по многим причинам. Но "Калибры" вроде как по длине помещаются в стандартный морской контейнер (вот только не ясно можно ли будет производить запуск со стандартной платформы на обычном ж/д пути). А если про беспилотники речь - то вообще нет проблем.
      Можно и дальше развивать идею "максимально дешевой доставки": на простые "гражданские" колеса переставить - снаружи будет выглядеть как обычный полуприцеп тентованный, гидравлика опор скрыта за стенками, других демаскирующих элементов нет. Автомобилю еще и проще будет при необходимости внешний вид поменять: цвет тента, номера, модель тягача... Главное "не спалиться" на однообразном маршруте. Так или иначе как-то же ракеты/беспилотники до складов/военных частей доставляются, не на танках же за ними на заводы ездят? Сейчас как раз производство наземных ПУ уже ничем не ограничивается, так почему нет?
  8. +7
    24 мая 2023 09:00
    По поводу незаметности - где размещать охрану и расчеты? В контейнерах? И не выпускать подышать свежим воздухом? А как только наружу выйдет одновременно такая прорва вооруженных людей вся незаметность «товарного» состава уйдёт в небытие.
    Про «все яйца в одной корзине» слышали все, но тут почему-то забыли.
    В РФ почти все дороги электрифицированы, пускать ракеты будем через провода? Да, проблема ранее была решена, но для малого числа ПУ, здесь предлагается состав в полсотни вагонов. Конечно решаемо, но снежный ком растёт.
    Кататься этим поездам предлагается в наиболее густо населенных районах страны, со всеми возможными последствиями для самой этой страны. Да и количество ЖД путей оно не бесконечно и не оптимально, ЖД для других целей строились.
    Непрерывная тряска вагонов на рельсах однозначно отрицательно скажется на ресурсе ракет. А если в мирное время ставить составы в отстойник на запасных путях, то этот отстойник ещё надо построить и охранять как зеницу ока ибо спрятать по любому не получится, а целью он будет великолепной.
    Катание ЛС по ЖД это не служба в гарнизоне, значит придётся содержать минимум три смены расчетов.
    Регламентные работы ни кто не отменял, на БД их проводить не получится, значит придётся решать проблему транспортировки контейнеров с мест их выгрузки до рембаз. Автоматически потребуются дополнительные контейнеры с боекомплектом.
    И это только навскидку. Реально проблем будет в разы больше.
    1. +3
      24 мая 2023 11:33
      Цитата: Сергей Валов
      В РФ почти все дороги электрифицированы, пускать ракеты будем через провода? Да, проблема ранее была решена, но для малого числа ПУ, здесь предлагается состав в полсотни вагонов.

      Выход есть - ЗОКС.

      Вот только отец рассказывал, что у них на испытаниях и с парой ЗОКСов была вечная проблема сбоев цикла подготовки к стрельбе из-за постоянных отказов концевых выключателей (ЗОКС по факту стоит, а концевой не сработал - всё, система считает, что контактная сеть над вагоном не отведена и под током, подъём ТПК отменяется). А тут по ЗОКСу на каждый контейнер... belay
    2. -3
      24 мая 2023 23:43
      Господи, понавысасывал проблем из пальца. Как будто охрану кто-то обязал непременно одевать в военную форму. Форма проводников не покатит никак? И оружие скрытого ношения не изобретено ещё как и нательные бронежилеты?
      Не выпускать подышать, говоришь? Ну, за подводников обидно стало. Они, понимаешь, по полгода в консервной банке океанское дно нюхают.
      Провода спокойно убираются в сторону, железных дорог в России тьма-тьмущая. Про тряску в вагонах вообще порадовал. Ты где-то видел колдобины на рельсах в России? С США спутал?
      Какая ещё проблема транспортировки контейнеров до рембаз? Сам хоть понял, что написал? В России есть проблема с транспортировкой контейнеров? Даже в Зимбабве такой проблемы нет. А рембазы можно понатыкать в любых сараях по всей стране, один обрабатывающий центр с ЧПУ заменит десяток обычных станков. Исходя из этого рембазу можно возить на этом же поезде в контейнерах.
      Не пиши больше, пожалуйста.
      1. +2
        25 мая 2023 19:54
        Угу. Вокзал города. Стоит поезд на соседних путях, возле него проводников куча толпится - молодых мужиков без единой бабы - и никого не сажают. Через 10 минут он во всех соцсетях страны
  9. +1
    24 мая 2023 10:53
    есть такая поговорка "шило в мешке не утаишь". так и тут также - "незаметный" гарнизон для охраны этого вагончика.))))) ибо риск что совершат диверсию/украдут просто огромный.
  10. +3
    24 мая 2023 12:58
    Вывод: высокоточное оружие при отсутствии разведки и целеуказания бесполезно. Особенно, если начальство страдает гуманизмом в крайней стадии и радуется поражению всякого хлама, который укры специально вытащили на обозрение.
    Второй вывод: надо сосредоточиться на высокоточном оружии поля боя, управляемом из окопа. Там спутниковая разведка необязательна. Та же герань, но с зарядом в 200 кг и дальностью в 5 км будет полезнее.
    1. 0
      24 мая 2023 13:59
      Война показала,что нужно разное высокоточное оружие и чем больше тем лучше.Что касается КР в контейнерах,очень хорошая идея,поезд,авто,корабль,плюс любая площадка для разгрузки контейнера,все это должно работать дистанционно и скрытно.
  11. +4
    24 мая 2023 13:45
    Как не крути, а сеть шоссейных (и грунтовых) дорог шире чем ЖД. Никаких проблем с нависающими сверху проводами. Маскировка гораздо проще, фур на дорогах не счесть, передвижение их ни в какой системе не фиксируется, в сети не светится. Охрана, пара УАЗов и вахтовок, тоже выделятся не будут из общего потока. Для высокоточного оружия концентрация пусковых в одной точке совершенно не критична и даже вредна с точки зрения уязвимости.
  12. -1
    24 мая 2023 15:17
    Нужно понимать, что такой поезд с КР не оружие против США, а оружие против + 1т км вдоль наших границ. И сам поезд не нужно отдельно строить. Почему нет?
  13. 0
    24 мая 2023 20:36
    Тут стоит отталкиваться от простой логики. Ставим на рельсы, то что другие носители не потянут. Если создавать подобные поезда, то прежде всего должна быть предусмотрена автоматическая перезарядка. После залпа поезд пришёл в движение, и на ходу перезаряжаемся. К тому же нужно предусмотреть возможность объединения таких систем в единую сеть. Вот тут как раз и может пригодится РЖДшный интранет (не путать с интернетом). Что касается маскировки то хотелось бы отметить, не только разведывательная техника шагнула вперёд. Установка на крыше может показывать разные разности, например: вагон - рефрижератор из космоса будет смотреться как вагон с углём.
  14. -1
    24 мая 2023 21:00
    Идея более чем здравая. Тем более, что у нас РЖД весьма специфическая организация. Не успели ее эффективные менагеры оптимизировать.
  15. +2
    24 мая 2023 22:25
    Статью написал Кир Булычев, из разряда ненаучной фантастики. Какой идиот вобьет в один поезд 200 высокоточных ракет, а самое главное для чего???
  16. -2
    24 мая 2023 23:35
    Интересно, а откуда сведения о том, что такие поезда не появились? Для чего их маскировать тогда под обычные поезда, если об их появлении надо трубить на всю Дерибасовскую?
    Если контейнерные комплексы клаб-К выпущены в достаточном количестве, то сформировать такой поезд дело пары дней максимум.
    Возможно, не сильно ошибусь, если предположу, что в любой конкретный момент времени у берегов США и подлобритании болтается несколько контейнеровозов с парой-тройкой контейнеров с сюрпризами на борту. Ничто не мешало доставить их для начала в Китай, перекрасить в цвета какого-нибудь COSCO, к примеру, и уже оттуда возить их кругосветными маршрутами, периодически перегружая с борта на борт.
    1. 0
      25 мая 2023 19:58
      Милый, у нас контейнеровозов не хватает товары возить! Какое там болтаться возле США
    2. 0
      25 мая 2023 20:47
      Два вопроса. Первый: какое вооружение будет в сюрпризах? Конвенциональное? А какой в этом смысл? Америке это как слону дробина. Ядерное? А зачем? Чтобы обгадиться круче, когда какой-нибудь красный джихад или тигры освобождения чего-то просекут эту фишку и, напав на контейнероносец, обзаведутся ядерным оружием? Второй: вы в Китай это завозить как будете? Тайно? А такое возможно? Явно? А Китаю это нужно?
  17. +1
    25 мая 2023 12:45
    Правильно автор пишет! Особенности России, как материкового государства-цивилизации — в больших территориях и поэтому больших объемах. Надо понимать, что есть разница между атакой на Ирак и бедную Югославию и атакой на Европу. Как это и было во времена ВОВ — там двигался большой широкий фронт.
    Идея в этом стратегическом смысле — абсолютно правильная. Другое дело, откуда столько Калибров? Может, нужно что-то попроще, чтоб массово? Про Герани — абсолютно правильно: подъехал поезд, получил данные, целеуказания (уже в пути!), выпустил "цветы" и сразу уехал. На завод. Запад офигеет...
  18. +1
    25 мая 2023 12:58
    Никто не мешает, кроме поездов с ракетами в контейрерах, пускать обманки-имитаторы. И тогда вообще супостату фиг понять, куда стрелять...
    А уж поезд Гераней если подъедет... Конец врагам...
  19. +1
    25 мая 2023 13:50

    Одна мина на путях следования и поезд со всеми его ракетами превращается в огромный ферверк. Те же ВСУ активно действуют в наших тылах , а спутники и разведка на такие поезда наведут. Очень дешёвая диверсия с огромным ущербом от которой нету защиты. Ведь все ЖД пути не перекроешь охраной[/quote]
    Для этого надо знать маршрут поезда. Достаточно, чтобы маршрут выбирался перед отправлением случайным образом. Вероятность низкая. Кроме того, одной миной можно повредить только несколько вагонов.
  20. +1
    25 мая 2023 13:52
    Цитата: Михаил-Иванов
    Статью написал Кир Булычев, из разряда ненаучной фантастики. Какой идиот вобьет в один поезд 200 высокоточных ракет, а самое главное для чего???

    Можно и 2 по 100. Зачем ругаться?
  21. 0
    25 мая 2023 14:07
    Автор пишет
    Вторжение в Ирак в 2003 году – кровавая развязка многолетней войны стран Запада против Ирака – помимо КР «Томагавк», применялись ракеты авиационного базирования AGM-86D CALCM, новейшие на тот момент КР Storm Shadow, которые британские пособники, точнее – скорее идеологи нацизма, сейчас поставляют вооружённым силам Украины, применялись оперативно-тактические ракеты MGM-140 ATACMS и многие другие образцы ВТО. Точное количество неизвестно, скорее всего, что-то в районе тысячи ударов.

    Эти данные не кто не прятал от автора)

    Слегка побольше чем тысяча ударов получается.
  22. 0
    26 мая 2023 23:13
    Судя по участившимся диверсиям (по официальным данным, озвучиваемых в СМИ) на наших железных дорогах, эту опасность враг прекрасно осознаёт и, видимо, работает на опережение. Ибо, повредив ж/д оборудование, можно заблокировать выдвижение такого поезда туда, куда надо
  23. 0
    28 мая 2023 17:36
    Цитата: СергейАлександрович
    В Черном море до Ельцина было много крупных кораблей, в том числе и "Адмирал Кузнецов" и особых проблем из-за их размеров не возникало.

    Исключительно в силу того, что это был флот Средиземного моря.
    Легко умножаемый на ноль при конфликте в акватории самого Черного моря - посредством авиации и ракетного оружия.
    1. 0
      4 июня 2023 00:11
      Цитата: ailcat
      Цитата: СергейАлександрович
      В Черном море до Ельцина было много крупных кораблей, в том числе и "Адмирал Кузнецов" и особых проблем из-за их размеров не возникало.

      Исключительно в силу того, что это был флот Средиземного моря.
      Легко умножаемый на ноль при конфликте в акватории самого Черного моря - посредством авиации и ракетного оружия.

      А ну да у нас при этом нас бы били, а мы бы молчали. Один МРАП на одну АУГ или морскую базу - может хватит сказок на ночь.А то это уже не смешно. Как ни стаёшь читать всё время хочеться отправить в бан афтарав ВО и послать поработать руками 50-60% горе пропагандистов из Хайфы с Ашкелоном.