Мастерство меча: манускрипты Средневековья

61
Мастерство меча: манускрипты Средневековья
Судебный поединок на мечах в Аугсбурге (1409). Иллюстрация Йёрга Броя Младшего из фехтовального трактата «Из атлетического искусства» Пауля Гектора Майра (1517–1579 гг.). Баварская государственная библиотека. Мюнхен. Этот уникальный труд сохранился в трёх списках. На немецком языке в Саксонской государственной библиотеке в Дрездене. Не ранее 1542, два тома, объем 244 и 328 листов. На латинском языке в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене. Не ранее 1542, два тома, объем 309 и 303 листов. Двуязычная версия на немецком и латинском в Австрийской национальной библиотеке в Вене. Не ранее 1542, два тома, объем 270 и 343 листов. В городском архиве Аугсбурга есть укороченный вариант манускрипта (110 листов). В одном из следующих материалов мы обязательно познакомимся с этим интереснейшим документом… А пока обратите внимание, с какими мечами и щитами сражаются участники поединка. А ещё какая это красивая во всех отношениях иллюстрация!


«…Лейф не мог оторвать взгляда от лежащего рядом
на скамье обоюдоострого меча викинга.
Длиною он был более трех футов от острия до рукоятки
и блестел на солнце, как золотой луч. Средняя часть меча
была шириной с ладонь, в обе стороны он равномерно сужался,
отливая голубым блеском. На рукояти из полированного дерева,
инкрустированного костью, были изображены охотничий рог
и голова орла. Сейчас этот большой меч, который нужно держать
обеими руками, встретится с мечом Торстейна,
высекая снопы искр.
Любой удар мог оказаться смертельным,
а кожаный нагрудник с железными полосками и шлем
из тюленьей шкуры, подбитый роговыми пластинками,
не давали надежной защиты. Способность щитоносца
предусмотреть вражеский выпад, его умение отразить
неожиданные удары, быстрота, с какой он мог подставить щит,
– все это более обеспечивало безопасность,
чем плохо сшитая и не всегда хорошо пригнанная броня.
Вот почему эта роль предоставлялась юношам,
более гибким и ловким, чем зрелые мужи».

Жан Оливье «Поход викингов»

История и культура. А было так, что на первое сентября 1963 года мама подарила мне книгу Жана Оливье «Поход викингов», и поскольку читать я тогда не умел (да и не хотел, откровенно говоря, учиться этой премудрости), сама же мне её и прочитала. И было это совершенно захватывающее повествование, в котором меня особенно поразило описание поединка Эрика Рыжего с Торстейном Турлуссоном. Это был судебный поединок, в котором участвовали почему-то четыре человека – двое с мечами и двое… со щитами, прикрывавшие поединщиков. Но ведь это же было неудобно: стоять слева от мечника и прикрывать его от ударов щитом, надетым на левую руку.



Откуда это взял автор я не знаю до сих пор. Но вряд ли придумал, потому что все остальное из того, что он описал в этой книге, в общем-то, верно. В любом случае налицо целая «культура» боя на мечах, искусство знакомое и тем, кто дрался мечом, и тем, кто должен был прикрывать щитами сражающихся.

А как вообще развивалось искусство боя на мечах?

В предыдущих материалах о фехтовании среди их комментаторов возникло много вопросов и даже споров, относительно главенствования фехтовальных школ. Ну так давайте познакомимся с этой темой поближе. А для этого мы обратимся и к книге того же Томаса Лайбле «Меч», и также к средневековым манускриптам, посвященным искусству фехтования.


Обложка книги «Поход викингов» Ж. Оливье, Детгиз, 1963 г.

Начнем с того, что в Европе самой ранней книгой, посвященной приемам борьбы с оружием, является манускрипт «Ms. I.33» («I.33»), написанный во Франконии около 1300 года. Он оставался во франконском монастыре (предположительно в Вюрцбургском епископстве) до середины XVI века.

С XVII века и до 1945 года манускрипт хранился в Готской научной библиотеке – одном из старейших книгохранилищ Германии, основанном в 1647 году герцогом Эрнстом I в старинном городе Гота.

Сегодня библиотека размещается в замке Фриденштайн. В конце Второй мировой войны замок подвергся разграблению, книга из него исчезла и была куплена Королевской оружейной палатой на аукционе в 1950 году. Этот 64-страничный трактат показывает различные приемы, которые мастер sacerdos (священник) показывает ученику scolaris (студенту). Каждый вооружен мечом и баклером. Все рисунки выполнены тушью и акварелью и сопровождаются латинским текстом с вкраплениями немецких фехтовальных терминов.

На последних двух страницах ученицу заменяет женщина по имени Вальпургиева. Оригинальная подпись к факсимильному изображению: «Рукописная иллюстрация двух мужчин, фехтующих мечом и баклером. Из «Tower Fechtbuch». Немецкий язык, конец XIII века».


А вот иллюстрации из «I.33» рассматривать совсем неинтересно. Может быть, они и были познавательными для своего времени, но для нас сегодня достаточно посмотреть 1, 2, 3 иллюстрации, чтобы получить об этом манускрипте полное представление. Хотя, возможно, это лишь личное впечатление автора, а какие-то мастера исторического фехтования будут над ними просто… млеть!

Интересно, что мастер фехтования из этого манускрипта однозначным образом идентифицируется как особа духовного сана, поскольку он изображен одетым в рясу с выбритой тонзурой. И это при том, что «тем, кто молится» в Средние века запрещалось проливать кровь своего ближнего…


На последних двух страницах искусству фехтования обучается женщина…

Подчеркнем, что это самая ранняя книга такого содержания в Европе. Но это отнюдь не означает, что подобные «руководства» отсутствовали в других местах.

Считается, что самым ранним примером является фреска в гробнице № 15 в Бени-Хасане, где изображены борцовские приемы, относящиеся к XX веку до нашей эры.

Сцены борьбы постоянно изображались на черно- и краснофигурных вазах в классической Греции. Известен и так называемый «Папирус Оксиринх» 466 II века н. э., в котором описываются приемы греческого единоборства.


Фреска в гробнице № 15 в Бени-Хасане

В Китае имеются «Записи великого историка» Сыма Цяня (ок. 100 г. до н. э.), в которых рассказывается о борцовских приемах, со ссылками на более ранние книги, которые до нас, однако, не дошли. Есть и китайский текст о борьбе – «Шесть глав рукопашного боя», из «Книги Хань» I века н. э. Есть и посвященная приемам борьбы «Боевая стела» из монастыря Шаолинь, датируемая 728 годом нашей эры.

Самый ранний индийский текст, описывающий приемы рукопашной схватки – «Агни Пурана» (ок. VIII века). В ней есть несколько глав, в которых описывается, как убивать врагов, независимо от того, отправились ли они на войну пешком, на колесницах, лошадях или слонах. При этом вооруженный бой и рукопашный бой различались. Первый включал использование лука и стрел, меча, копья, железного дротика, дубины, боевого топора, метательного диска чакрам и трезубца. Рукопашный бой включал удары коленями, удары руками и ногами.

То есть поучения в области искусства отправлять своих противников на тот свет встречались практически у всех народов Евразии, но вот европейский рукописный манускрипт из глубины Средневековья до нас дошел всего лишь один – это «I.33».


Зато сегодня у нас имеется уникальная возможность посмотреть на… фехтующих мечами «солдатиков» – фигурки средневековых воинов, выполненных в 54-масштабе из «белого металла», которые выпускает художественная студия исторической миниатюры «Георгиевский крест». Фигурки, которые они выпускают, представляют наборы деталей для самостоятельной сборки и окраски, но при желании от них можно получить и уже собранные и окрашенные фигурки. Среди фигурок, относящихся XV веку, внимание автора привлекли как раз фигурки с баклерами и мечами, которые куда как интереснее миниатюр из манускрипта «I.33». Ну а начнем мы просмотр их изделий вот с этого пехотинца-латника в шлеме шапель-де-фер, в очень интересном доспехе и с мечом и баклером в руках! Фото: st-georgecross.com

Интересно, что далее Томас Лайбле обращает внимание на предрассудки, связанные с искусством фехтования, и прежде всего на мнением о том, что «вот японское искусство фехтования на мечах – кендзютсу – наиболее совершенное в мире». А вот в европейском Средневековье на мечах дрались, лишь надеясь на грубую силу, и никакого искусства в этой области не знали.

По его мнению, это не что иное, как заблуждение, вроде того, что в Средневековье люди не мылись, а будучи одетыми в доспехи и вовсе облегчались под себя. Нет, средневековое искусство фехтования на мечах было куда более развитым, чем это принято считать, и японскому кендзютсу совсем не уступало.


Интересно, что создатели этой серии фигурок из «Георгиевского креста» приняли во внимание, что в XV веке многие воины сражались одетыми в кафтаны мипарти, да ещё и с вышитыми на них гербами и эмблемами! Шлем – салад 1450 г. Точно такой же есть в книге Л. и Ф. Функенов! Фото: st-georgecross.com

Мы все-таки не до конца понимаем, что человек, обнаживший тогда меч, делал это с целью убийства и одновременно мог и сам сделаться жертвой меча противника. Вот почему, например, Хериберт Зейтц в своей книге «Холодное оружие» о средневековом фехтовании на мечах писал:

«Все, что обещало успех, применялось без всякого исключения. [...] С этой точки зрения, искусство фехтования было без правил – жестоким и примитивным».


А вот этот воин с пером на шлеме явно итальянец… Фото: st-georgecross.com

Победы добивались любыми способами. Так, Ганс Сакс (1494–1576) сообщал, например, о «перерубании ноги, уколе в пах и перерубании руки, смертельном ударе, отрубании пальцев, уколе в лицо». Однако при всей грубости этих приемов, они были чистой необходимостью, чтобы защитить себя от противника.

Кстати, известно, что самым часто встречающимся названием меча у тех же викингов было… «Ногокус». То есть они стремились ударять мечом под щит противника так, чтобы ранить его в ноги. А вот что думает об этом Ги Виндзор – современный мастер фехтования, мнение которого по этому поводу также приводит Томас Лайбле:

«Если наказанием за проигрыш была смерть или тяжелое увечье, само собой разумеется, надо было выигрывать любой ценой».


У этой фигурки мы видим очень интересный шлем. Но это отнюдь не фантазия скульпторов «Георгиевского креста». Такие действительно были! Баклера у него нет, а меч – в полторы руки! Фото: st-georgecross.com

Таким образом, средневековое искусство фехтования на мечах, хотя и «не имело правил», но «грубым и примитивным» оно не было. Сильнейший побеждал в схватке далеко не всегда, а вот ловкий и умелый – очень часто, о чем так прямо и писал «мастер меча» Дёбрингер в 1389 году:

«Если сильный снова должен быть сильным, то сильнейший победит в любом случае, поэтому… сражаться по правилам настоящего искусства, чтобы более слабый своим искусством и хитростью победил скорее, чем более сильный своей силой – разве не в этом состоит искусство?»

Учебники по фехтованию, написанные старыми мастерами, показывают нам отточенное, богатое трюками, подчиненное определенной стратегии искусство фехтования на мечах и с применением щита, выходящее за рамки опоры на чистую силу.


Двойная кираса, шлем салад, пышные рукава и кольчужное оплечье – все как и положено для латника 1450 г. Фото: st-georgecross.com


Обтягивать шлемы тканью также было в моде у итальянцев. До нашего времени дошли такие шлемы с чеканными позолоченными лилиями. Фото: st-georgecross.com

Со временем (и по мере накопления опыта в области фехтовального искусства!) количество пособий по нему стало увеличиваться, а сами приемы – совершенствоваться. История сохранила для нас имя Йоханнеса Лихтенауэра, который был известным мастером фехтования, жившим в XIV веке. К сожалению, другие биографические сведения о нем неизвестны.


Шлем с наносником и забралом как раз из книги Функенов… Фото: st-georgecross.com

Первое упоминание о нем можно найти в рукописи № 3227а Германского национального музея в Нюрнберге, относящейся к 1389 году. Влияние Лихтенауэра было настолько велико, что ещё в 1570 году Иоахим Мейер упомянул его в своем «Подробном описании искусства фехтования». Тем не менее лишь несколько книг по фехтованию, передающих опыт Лихтенауэра, пережили века.

Наиболее известны рукописи Зигмунда Рингека, Ганса фон Шпейера и «Кодекс 44 A 8», который ранее приписывался Петеру фон Данцигу. Они датируются периодом между 1440 и 1492 годом, то есть относятся к закату эпохи Средневековья. Более поздние немецкие мастера фехтования, такие как Андре Лигнитцер, Паулюс Каль и Ганс Тальхоффер, также занимались боем на мечах с применением баклера, то есть продолжили традицию, относящуюся к манускрипту «I.33».


Ну, а это капитан швейцарских наемников в итальянских войнах XVI в. Живописный щит-фонарь, что у него в руках, автор собственными глазами видел в Императорском арсенале в Вене. Фото: st-georgecross.com

Очень важное пособие по фехтованию на мечах было создано в 1482 году пастором Йоханнесом Лекюхнером. Это иллюстрированное и более чем 420-страничное пособие по фехтованию – «манускрипт Cgm 582». Он является одним из самых обширных средневековых книг по фехтованию, и речь идет исключительно о поединках на длинных мечах.


Невозможно представить себе время XV–XVI вв. без воинов с двуручным мечом в руках. И, конечно, фламберг с волнистым клинком украсит фигурку любого «солдатика». Фото: st-georgecross.com


Итальянец с двуручным мечом. А итальянец потому, что на поясе у него висит меч чинкведея! Фото: st-georgecross.com

P. S.


Подкупает в этих фигурках не только их историчность, но и очень умелое масштабирование, то есть некоторые детали увеличены, но ровно настолько, чтобы красиво смотреться на фигурке. А это говорит о том, что у их создателей есть и хорошее знание истории, и… очень хороший вкус!

P. S. S.


Администрация сайта и автор материала благодарят руководство студии «Георгиевский крест» за предоставленные фотографии

Продолжение следует…
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    24 мая 2023 05:21
    Большое спасибо автору за детальный исторический очерк, интереснейшие иллюстрации и источники! Высокая планка - 5+++! Ждем продолжения!
    1. +8
      24 мая 2023 05:27
      Спасибо и Вам, Михаил, за хороший отзыв! Продолжение уже написано и на модерации...
      1. +2
        24 мая 2023 07:34
        речь идет исключительно о поединках на длинных мечах

        Давайте придерживаться общепринятой терминологии. а то окончательно запутаемся. Мечи в «манускрипте Cgm 582» Йоханнеса Лекюхнера - это Langes Messer, известные также как Großes Messer (Большой нож). Они известны со второй половины 15 века. Клинки бывают различного вида и размера, а также самого различного уровня кривизны, но заточка всегда односторонняя, также присутствует небольшое расширение на конце клинка, для уколов применяется достаточно развитое острие. Поэтому основным отличительным признаком является конструкция рукояти, давшая название этому грозному оружию и ничем не отличающаяся от обычного ножа. Она представляла собой длинный хвостовик, с приклёпанными с обеих сторон деревянными накладками, Черенок в конце имеет небольшое навершие в виде птичьей головы, а иногда навершие как таковое вовсе недоразвито.
        фото Langes Messer






        1. +2
          24 мая 2023 07:42
          Длинные мечи -это Langes Messer, известные также как Großes Messer (Большой нож).
          Здравствуйте, Дмитрий!
          Думаю автор подразумевал цвайхандер.
          1. +3
            24 мая 2023 07:57
            Здравствуйте, Антон
            В «манускрипте Cgm 582» Йоханнеса Лекюхнера - речь идет конкретно о Langes Messer - картинка при клике увеличивается и можно прочитать
            1. +2
              24 мая 2023 08:14
              Да, действительно. Честно говоря, этот материал меня очень расстроил. О фехтбухах можно очень много и интересно рассказать, а получился рекламный буклет московской студии военной миниатюры...
              1. Комментарий был удален.
              2. +5
                24 мая 2023 12:00
                Цитата: 3x3zsave
                О фехтбухах можно очень много и интересно рассказать

                Может быть теперь кто-то попробует сделать лучше?
                1. -1
                  24 мая 2023 12:51
                  Вы реально уверены, что Ваш сегодняшний очерк - недостижимая вершина? Или это поросячий восторг Драбкина выбил Вас из колеи?
                  1. +4
                    24 мая 2023 15:33
                    Цитата: Frettaskyrandi
                    Вы реально уверены, что Ваш сегодняшний очерк - недостижимая вершина? Или это поросячий восторг Драбкина выбил Вас из колеи?

                    Я реально уверен, что всегда можно написать что-то лучшее, чем то, что написано. Неважно, кто это написал, я или кто-то другой. Понятна моя точка зрения?. Вопрос лишь в том, чтобы кто-то другой решился сесть и написать. Лично я буду только рад тому, что кто-то сумеет это сделать лучше меня!.
            2. Комментарий был удален.
              1. +3
                24 мая 2023 08:33
                Интересный момент: Техника фехтования Лекюхнера (в основном он писал о мессере) во многом напоминает технику длинного меча его соотечественника и предшественника, великого Иоганна Лихтенауэра. Даже в оформлении трактатов они похожи. Лекюхнер организует свою систему таким же образом, как Лихтенауэр, а также использует ту же терминологию. Некоторые ученые 19 века предполагали, что фамилия Лекюхнер на самом деле является искаженной версией фамилии Лихтенауэр и что два мастера - это один человек. Однако биографическая информация из архивов, а также колофон в самой рукописи совершенно ясно показывают, что Лекюхнер существует независимо как исторический автор, хотя его система, однако, основана на учении Лихтенауэра, датируемом примерно столетием ранее.
        2. +5
          24 мая 2023 13:09
          Поэтому основным отличительным признаком является конструкция рукояти, давшая название этому грозному оружию и ничем не отличающаяся от обычного ножа. Она представляла собой длинный хвостовик, с приклёпанными с обеих сторон деревянными накладками,

          С точки зрения эстетической - все верно. Но с точки зрения фехтования( а фехтбуки пишутся совсем не для эстетики) - это абсолютная чушь. Как ни закрепляй щечки на рукояти - техника фехтования не изменится. Форма рукояти, форма клинка, балланс и гарда - вот, что важно. В то время, когда писался трактат были свои названия. Так, что глупо спорить о терминах глядя на фехтбук 500 летней древности.
          Поэтому, с фехтовально - практической точки зрения надо смотреть не на название или способ приклепки щечек к рукояти, а на технику работы с данным оружием.
          1. +2
            24 мая 2023 17:39
            глупо спорить о терминах глядя на фехтбук 500 летней древности.

            И не говорите yes - очень глупо. laughing Особенно если учесть, что сам автор этого фехтбука указывает под какие мечи он его создал. Именно под Langes Messer,который Вячеслав Олегович(видимо из проблем перевода)именует длинным мечом.
            С точки зрения эстетической - все верно. Но с точки зрения фехтования - это абсолютная чушь. Как ни закрепляй щечки на рукояти - техника фехтования не изменится

            Алло, Вы вообще о чем? belay В моем комментарии ни слова об технике фехтовании на Langes Messer, а лишь описание меча и его характерные особенности, согласно типологии средневекового оружия
            Поэтому, с фехтовально - практической точки зрения надо смотреть не на название или способ приклепки щечек к рукояти, а на технику работы с данным оружием.

            С какого бока здесь фехтовально - практическая точка зрения? belay Это, что - новый вид типологии средневековых мечей - по ИванИванычИванову???!!! laughing
            Открою вам страшную энциклопедическую тайну. Типология - это классификация по существенным физическим признакам. yes В частности типология средневековых мечей - способ определить и каталогизировать средневековый меч на основе физической формы. Будь то типологии мечей по Оукшотту, Яну Петерсену, по Бемеру или по Менгину.
            1. +1
              24 мая 2023 18:55
              Цитата: Ричард
              С какого бока здесь фехтовально - практическая точка зрения? belay Это, что - новый вид типологии средневековых мечей - по ИванИванычИванову???!!!

              Автор фехтбука написал фехтбук для типологии или для практического фехтования? И разговор про фехтбук или про типологию? С фехтовально-практической точки зрения, а не типологии - для данного фехтбука подойдет любое оружие сходное по параметрам с Langes Messer, а не только это. Что тут непонятно?
              1. -1
                24 мая 2023 19:47
                Что тут непонятно?

                Непонятно видимо Вам, раз на мой комментарий
                основными отличительными признаками, в типологиях европейских средневековых мечей, для Langes Messer являются - одностороняя заточка лезвия и сборная конструкция рукояти, давшая название этому грозному оружию и ничем не отличающаяся от обычного ножа. Она представляла собой длинный хвостовик, с приклёпанными с обеих сторон деревянными накладками, которых на остальных типов европейских средневековых мечей не было

                Вы ни к селу ни к городу отвечаете:
                глупо спорить о терминах глядя на фехтбук 500 летней древности. С точки зрения фехтования - это абсолютная чушь. Как ни закрепляй щечки на рукояти - техника фехтования не изменится. Поэтому, с фехтовально - практической точки зрения надо смотреть не на название или способ приклепки щечек к рукояти, а на технику работы с данным оружием.

                Вам самому не кажется, что получается - " в огороде бузина, а в Киеве дядька(с)?
                Если Вас что то по данному вопросу не устраивает - то предъявлять свои обвинения в чуши и глупости надо не мне, а авторам типологий средневековых мечей.
                Всего доброго hi
                1. +1
                  24 мая 2023 21:24
                  Цитата: Ричард
                  Всего доброго

                  Согласен. Разговор на разных языках.
  2. 0
    24 мая 2023 05:27
    манускрипт «Ms. I.33» («I.33»),
    Автор на протяжении нескольких абзацев усиленно запутывает читателей. Если бы я не знал, ни за что бы не понял из текста, что, часто упоминающиеся в различных работах по истории фехтования "Ms.l.33", "Вальпургиева книга" и "Фехтбух из Тауэра" - один и тот же манускрипт.
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
    1. +6
      24 мая 2023 05:46
      Перечитал ещё раз. В тексте так: Этот 64-страничный трактат показывает различные приемы, которые мастер sacerdos (священник) показывает ученику scolaris (студенту). Каждый вооружен мечом и баклером. Все рисунки выполнены тушью и акварелью и сопровождаются латинским текстом с вкраплениями немецких фехтовальных терминов.
      На последних двух страницах ученицу заменяет женщина по имени Вальпургиева. Оригинальная подпись к факсимильному изображению: «Рукописная иллюстрация двух мужчин, фехтующих мечом и баклером. Из «Tower Fechtbuch». Немецкий язык, конец XIII века».
      По-моему все логично, проистекает одно из другога и понятно.
    2. +4
      24 мая 2023 06:16
      Сколько в "Фехтбухе из Тауэра" изображений фехтующего монаха, что невольно наводит на мысль, что до принятия пострига этот монах был воином. А если учесть, сколько воинов на старости лет уходило в монастыри замаливать свои грехи. И найден этот фехтбук в монастыре, и написан почти наверняка там.
      1. +4
        24 мая 2023 06:31
        Интересно, что мастер фехтования из этого манускрипта однозначным образом идентифицируется как особа духовного сана, поскольку он изображен одетым в рясу с выбритой тонзурой.

        Причём монах на картинках - то босой, то в характерных "круглых" сандалиях, ряса темно-коричневая с клобуком подвязана тонкой веровкой - значит, почти наверняка францисканец-минорит.
  3. 0
    24 мая 2023 05:32
    Покоробило слово"поединщик, поединщиков" как-то не по-русски.
    Может для школьника младших классов и сойдёт.
    Наверное правильное было употребить дуэлянт,бретёр,противник.
    1. +7
      24 мая 2023 05:43
      Цитата: ee2100
      поединщиков

      Как раз очень даже русское слово.Хотя устаревшее.Поединщик — Толковый словарь Ефремовой
      dic.academic.ru›Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
      Поединщик м. устар. Участник поединка. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.
    2. +11
      24 мая 2023 05:45
      Покоробило слово"поединщик, поединщиков" как-то не по-русски
      Перечитайте былины о русских богатырях.Таких слов как:дуэлянт,бретёр,противник,Вы в них не найдете.
      1. -1
        24 мая 2023 07:11
        Я где-то утверждал, что дуэлянт, берётр русские слова?
        Может следовало написать "на современном русском", но это и так понятно.
        Авторы иже с ними комментаторы постоянно употребляют заимствования, териминологию- раздел специфичный!
  4. +5
    24 мая 2023 05:40
    А вот этот воин с пером на шлеме явно итальянец…
    Может, конечно, итальянец, но цвета мипарти и вышивка, свидетельствуют, что он, как и предыдущий персонаж, из одного лагеря.
    1. +2
      24 мая 2023 11:57
      А вот этот воин с пером на шлеме явно итальянец

      Обтягивать шлемы тканью также было в моде у итальянцев.

      Итальянец с двуручным мечом. А итальянец потому, что на поясе у него висит меч чинкведея!

      smile
      Может быть и итальянцы...
      Но, судя по цветам кот и бейджикам - не совсем. smile
      Воин с пером - из армии Генриха Тюдора времен последнего периода Войн Роз, у него на груди красный валлийский дракон в его классическом исполнении, именно такой бейдж был у воинов Тюдора при Босуорте.
      Воин с обтянутым тканью шлемом - в красно-синих цветах Плантагенетов с белым вепрем в качестве бейджа. Белый вепрь - личная эмблема короля Ричарда III, последнего Плантагенета на английском престоле, погибшего там же, при Босуорте.
      "Итальянец с двуручным мечом" носит на груди алую розу Ланкастеров, опять же, в классическом, очень узнаваемом исполнении.
      Учитывая то, что алая роза как символ, была введена Генрихом Тюдором в самом конце Войн Роз, как некий "противовес" белой розе Йорков, лично для меня совершенно очевидно, что авторы миниатюр пытались изобразить именно англичан, причем воинов, участвовавших в компании 1485 г., не раньше, не позже.
      Кому из лордов могли принадлежать бело-зеленые цвета мне не вспомнить. Но что-то очень знакомое. smile
      1. +3
        24 мая 2023 13:41
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Кому из лордов могли принадлежать бело-зеленые цвета мне не вспомнить.

        Вспомнил. smile

        Бело-зеленые цвета как раз и есть цвета Уэльса.
        Так что всё верно - воины в бело-зеленых котах - воины Генриха Тюдора.
        1. +1
          24 мая 2023 18:03
          Совершенно верно. Это официальный (с 1959г.) национальный флаг Уэльса. В качестве эмблемы Уэльса красный дракон (валлийский: Y Ddraig Goch) использовался еще со времен правления Кадваладра, короля Гвиннеда (примерно с 655 года н.э.)
          Бело-зеленые цвета мипарти носили валлийские лучники
  5. +7
    24 мая 2023 06:18
    Кстати, известно, что самым часто встречающимся названием меча у тех же викингов было… «Ногокус»

    Если почитать про исследование останков погибших в знаменитой битве при Висбю - видно, что значительная часть из них получила как раз мощный удар в области ног ниже щита..
    1. +4
      24 мая 2023 14:03
      Цитата: paul3390
      останков погибших в знаменитой битве при Висбю ... мощный удар в области ног ниже щита

      Есть такое. Но замечу, что раны мягких тканей не сохранились, и кого ткнули в пузо, а затем дорубили по голове или еще куда - неведомо.
      Цитата: Хозяин Трилобита
      итальянец потому, что на поясе у него висит меч чинкведея

      Да, это тоже порадовало!
      Оружие трофеили, покупали, дарили... В Метрополитен-музее есть кама с волнистым клинком. Неужели индонезиец до Кубачей добрался и там ковал? :) Шутка - там волны неравномерные и без специфической геометрии криса.
      1. +1
        24 мая 2023 14:59
        Но замечу, что раны мягких тканей не сохранились, и кого ткнули в пузо, а затем дорубили по голове или еще куда - неведомо.

        Именно в этой битве - как раз ведомо. Трупы кидали в могилу не сняв доспехи и большая часть отметин на костях от ударов - конечности. И большая часть - ноги.
  6. +7
    24 мая 2023 06:48
    . Таким образом, средневековое искусство фехтования на мечах, хотя и «не имело правил»,

    Напротив, правила были, как выжить на поле боя.
    За очерк спасибо!
  7. +7
    24 мая 2023 08:18
    Администрация сайта и автор материала благодарят руководство студии «Георгиевский крест» за предоставленные фотографии
    Пользователи сайта тоже благодарят good
  8. +1
    24 мая 2023 09:15
    И было это совершенно захватывающее повествование, в котором меня особенно поразило описание поединка Эрика Рыжего с Торстейном Турлуссоном. Это был судебный поединок, в котором участвовали почему-то четыре человека – двое с мечами и двое… со щитами, прикрывавшие поединщиков. Но ведь это же было неудобно: стоять слева от мечника и прикрывать его от ударов щитом, надетым на левую руку.

    Откуда это взял автор я не знаю до сих пор. Но вряд ли придумал, потому что все остальное из того, что он описал в этой книге, в общем-то, верно.

    У викингов было два вида судебных поединков - эйвинг (Einvigi) и хольмганг (Hólmgang).
    В первом случае формальности были минимальными. Даже судей не требовалось.
    А хольманг имел строго регламентированные правила, подробно описанные в десятой главе "Саги о Кормаке".

    В частности, каждому из участников поединка предоставлялось три щита, при этом щит должен был держать помощник.
    1. +1
      24 мая 2023 12:43
      Разбирает любопытство - что хотели обозначить минусовавшие комментарий организмы? Или это чисто проявление комплекса неполноценности?
      1. +6
        24 мая 2023 15:25
        что хотели обозначить минусовавшие
        Скорее всего, некоторые форумчане считают, что вам желательно засунуть свое завышенное самомнение обратно в штаны yes .
        1. 0
          24 мая 2023 15:41
          Ваш ответ полностью подтвердил мое предположение. Спасибо!
          1. +5
            24 мая 2023 15:43
            Не изволите напомнить, сколько раз вас отсюда выпроваживали мокрыми тряпками laughing ?
            1. -3
              24 мая 2023 15:50
              В принципе, достаточно было и предыдущего Вашего комментария чтобы убедиться в правоте Бенедикта Спинозы. Остальное избыточно.
              1. +6
                24 мая 2023 15:55
                Остальное избыточно.
                А все-таки сколько? И вы, как муха на карамель, с упорством Михана сюда лезете реализовать свой комплекс Д'Артаньяна laughing . Но Михан хотя бы веселый и позитивный yes .
                1. -5
                  24 мая 2023 16:04
                  А все-таки сколько?

                  Если этот вопрос так важен для Вашего ressentiment - поработайте над ним сами. Спасибо за внимание.
    2. +3
      24 мая 2023 17:24
      Цитата: Frettaskyrandi
      В частности, каждому из участников поединка предоставлялось три щита, при этом щит должен был держать помощник.

      Мне все-таки это не совсем понятно: как это помощник держит щит во время поединка?
      Вот это место:
      По законам хольмганга шкура должна быть пяти локтей длиной, с узелками на углах. В эти узелки должны быть вставлены колышки, которые назывались тьоснур. Каждый выходящий на поле должен был встать возле этих колышков так, чтобы видеть небо у себя между ног, взять себя за уши и произнести Тьолснурблот (жертвоприношение Тьоснур). Три квадрата должны быть очерчены вокруг шкуры, каждый шириной в один фут. По углам самого большого должны быть воткнуты четыре колышка, зовущиеся хольсур (орех). Когда приготовления сделаны, поле считается освященным. Каждому будут даны три щита, и если они будут изрублены, то соперники должны продолжать бой без щита, защищаясь только своим оружием. Тот, кого вызвали на бой, должен нанести первый удар. Если один из сражающихся был ранен и кровь его упала на шкуру, сражение должно быть прекращено. Если кто-то из бойцов заступит одной ногой за шкуру, то говорят «он отступил», если он вышел за шкуру двумя ногами, то говорят «он побежал». Люди каждого из бойцов должны держать щиты перед ним. Тот, кто будет ранен, должен заплатить три марки серебром за свою свободу.

      Здесь действительно говориться об этом, но как-то не очень понятно, может все-таки они держать запасные щиты, что логично?
      Из дальнейшего описания боя в саге никак не следует что щиты перед ними во время боя держат помощники:
      Итак, шкура была разложена между бойцами. Торгильс держал щит своего брата, а Торд Анрдисарсон держал щит Берси. Берси ударил первым и вырвал несколько щепок из щита Кормака. Кормак нанес такой же удар. Они оба изрубили и сломали все три щита. Настал черед Кормака. Он ударил Берси, который подставил свой меч Хвитинг. Скофнунг отсек кончик меча перед самым долом. Отрубленный кончик меча задел Кормака и порезал его большой палец. Кровь упала на шкуру, и бой был прерван.

      Вроде как они сами держат свои щиты. В общем мне не понятно.
      1. +3
        24 мая 2023 18:34
        В общем мне не понятно.

        Для выяснения этого вопроса во всех подробностях надо серьезно копаться в соответствующей литературе.
        Но, судя по всему, подобный прием в то время имел место. На рисунке ниже из книги H.E. Marshall: Our Island Story показан английский король Этельред II Неразумный, которого прикрывает щитом его оруженосец.

        1. +1
          24 мая 2023 19:31
          Цитата: Frettaskyrandi
          Но, судя по всему, подобный прием в то время имел место. На рисунке ниже из книги H.E. Marshall: Our Island Story показан английский король Этельред II Неразумный, которого прикрывает щитом его оруженосец.

          Не читал такую книгу, посмотрел, что издана в 1905г. и рисунок явно относительно современный: подозреваю, что он изображает описание какого-то эпизода. если речь идет о битве, то тут все логично: оруженосец прикрывает дополнительно своим щитом своего короля. Но если речь идет о поединке, то вообще мог ли король участвовать в поединке аналогичному хольмгангу?
          Что касается саги о Кормаке, то мне как-то сложно представить, что на ограниченном шкурой пространством для поединка в пять локтей (это 2,5м?) еще дополнительно суетится 2-6 человек со щитами. И какой смысл?
          Это место очень "мутное", но мне кажется, что все же речь идет о товарищах поединщика, которые должны были подавать ему оперативно новый щит вместо разбитого, возможно замена щита производилась без остановки боя, поэтому было очень важно чтобы это делалось быстро и ловко, отсюда важна личность этих товарищей - должны быть крайне надежны - друг, брат и т.п. (это мое предположение).
          Но может быть кто-нибудь прояснит этот момент? hi
          1. +2
            24 мая 2023 20:03
            что на ограниченном шкурой пространством для поединка в пять локтей (это 2,5м?)

            Но может быть кто-нибудь прояснит этот момент?

            Разве что Britt-Mari Näsström попросить.
            Но есть один момент - о длине локтя. До XIII века в Исландии использовали "свой локоть" длиной 460 мм. А с XIII века законодательно перешли на английский двойной локоть. А его длина - 1143 мм. Какие локти имел ввиду автор саги - вопрос.
            1. +2
              24 мая 2023 20:15
              Цитата: Frettaskyrandi
              А его длина - 1143 мм - почти полтора метра.

              Не знал об этом: нормальный такой локоть почти полтора метра! Явно ориентировались на вымерших великанов! laughing
              Скорее всего там все же идет речь о старом локте, потому что конкретно сказано - "шкура 5 локтей": не силен в зоологии, но примерно 2,5м для - это я так понимаю нормально, а 6 метровая шкура - это если только от жирафа? Бегемот кажется не более 4м. Если только она не сшита из нескольких, но маловероятно чтобы они этим занимались. hi
              1. +1
                24 мая 2023 20:29
                В оригинале употребляется слово feldur. Современные перводчики переводят как "мех". Немцы говорят о "боевом ковре". То есть прямого указания о том, что площадка ристалища ограничена одной шкурой нет. По крайней мере из доступных источников.
                1. +2
                  24 мая 2023 20:36
                  Цитата: Frettaskyrandi
                  В оригинале употребляется слово feldur. Современные перводчики переводят как "мех".

                  Здесь конечно нужно смотреть оригинал, а у меня с языками - проблема: не владею.
                  Но скорее всего в данном случае шкура - это вполне адекватный перевод. Можно конечно предположить, что действительно изготавливался какой-то специальный "боевой ковер", но если такое и было, то вероятно в более позднее время, у викингов вероятнее всего было проще: положили шкуру, какая есть, освятили ее (это главное) и место для поединка готово. А постоянно возить с собой специально изготовленный "боевой ковер" - ну как-то очень все сложно. hi
                  1. +3
                    24 мая 2023 20:50
                    Судя по тому, что этот вид судебного поединка так строго регламентировался, событие это было не рядовое и специальный "ковер" могли использовать. Тем более, что найти цельную шкуру таких размеров в те времена было очень непросто, даже сегодня быки с таким размером шкуры встречаются крайне редко, а в те времена домашние животные были мельче. Других животных с таким размером шкуры в Скандинавии вроде не было.
                    Надо будет еще книжки полистать, может что найду - отпишусь.
                    1. +3
                      24 мая 2023 21:35
                      Цитата: Frettaskyrandi
                      Других животных с таким размером шкуры в Скандинавии вроде не было.

                      А шкура лося? Лоси вроде водятся в Скандинавии и лось - здоровый!
                      Потом, если локоть примерно 460мм, то получается 2,3 м, в общем уже более реально.
                      Судя по тому, что этот вид судебного поединка так строго регламентировался

                      Конечно, можно вполне допустить, что в процессе регламентации возникли какие-то очень сложные и нам малопонятные правила поединка. Это возможно, но как-то много сложностей возникает, тут бритва у Оккама может сломаться. Наверное все проще было.
                      Люди каждого из бойцов должны держать щиты перед ним.
                      Все думаю над этой фразой, может быть ее следует трактовать как держать рядом с ним, наготове? hi
                      1. +2
                        24 мая 2023 22:04
                        Самая большая шкура лося - 4 кв. метра. Это максимум.
                        Все думаю над этой фразой, может быть ее следует трактовать как держать рядом с ним, наготове?

                        В оригинале - Sinn maður skal halda skildi fyrir hvorum þeim er berst. - Другой человек должен держать щит перед тем, кто сражается.
                        Ладно современный переводчик мог не понять. Но Феликс Ниднер переводит точно так. А он этим всю сознательную жизнь занимался.
                      2. +2
                        24 мая 2023 22:33
                        Цитата: Frettaskyrandi
                        Ладно современный переводчик мог не понять. Но Феликс Ниднер переводит точно так.

                        Текст мог быть не понят или искажен еще в древности.
                        Есть еще другие тексты, подтверждающие этот с аналогичным описанием?
                        Если есть, то тогда остается только признать, что так делали, хотя смысл остается непонятным.
                        P.S. пожалуй версия с шитыми шкурами или каким-то меховым "ковром" действительно выглядит наиболее предпочтительной. Раз поединок имел большое значение, то могли специально изготовить. Или взять что-то уже готовое, например, меховое одеяло или что-то подобное.
                      3. +2
                        24 мая 2023 23:29
                        Есть еще другие тексты, подтверждающие этот с аналогичным описанием?

                        Текста я не нашел. Но я нашел академический перевод саги W.G. Collingwood and J. Stefansson на английский язык и наконец то по человечески прочел всю главу!
                        Оказывается, площадка была больше. В центре закреплялась шкура, а по периметру чертили еще три линии с расстоянием в один фут между ними (0,314 м). Поединок начинался в центре площадки, притом удары наносили по очереди. Первым наносит удар тот, кого вызвали. В саге даже указаны имена тех, кто держал щит перед бойцами - у Кормака - брат Торгильс, у Берси - сын Торд.
                        Со шкуры в процессе поединка можно сходить. И только после того, как у кого-то разрубят все три щита, он должен стать на шкуру и защищаться только мечом, не сходя с нее. Поединок идет до первой крови.
                        Я так понимаю, что в начале противники просто рубили щиты, которые держали их "ассистенты". И только после того, как они эти щиты разрубали, начинался поединок на мечах, стоя на шкуре и без всяких помощников.
                      4. +1
                        25 мая 2023 10:03
                        Цитата: Frettaskyrandi
                        Текста я не нашел. Но я нашел академический перевод саги W.G. Collingwood and J. Stefansson на английский язык и наконец то по человечески прочел всю главу!

                        Но в целом русский перевод, который я приводил выше, вполне соответствует.
                        Все равно момент с тем что щит держит помощник бойца остается для меня до конца не понятным: единственное что приходит в голову, что тот кто раньше разрубит три щита получает преимущество. Возможно, поединщик держал меч двумя руками, с каролингом это не очень удобно, но возможно. Все это в принципе можно объяснить процессом формализации и регламентации поединка с целью уравнять шансы поединщинков (в смысле ограничить возможности профессиональных бретеров).
                        Но мне все же кажется, что это место до конца не понятно и возможно оно искажено переписчиками еще в древности, если конечно оно не подтверждается аналогичными сюжетами из других саг. Но это мое мнения. могу ошибаться.
  9. +6
    24 мая 2023 09:27
    Интересно, что мастер фехтования из этого манускрипта однозначным образом идентифицируется как особа духовного сана, поскольку он изображен одетым в рясу с выбритой тонзурой. И это при том, что «тем, кто молится» в Средние века запрещалось проливать кровь своего ближнего…

    Авторство этого манускрипта приписывается священнику Пфаффу Лютгеру (Pfaff Liutger). Считается, что в образе sacerdos в монашеском постриге , автор символически запечатлел себя. Вроде как "я памятник себе воздвиг нерукотворный.."
    1. +1
      24 мая 2023 18:09
      Могет этот Пффаф Лютер, до принятия пострига, был известный фехтовальщик и описал свои приёмы? Так же, возможно, что автор собрал в книге, все известные приёмы фехтования?
  10. +5
    24 мая 2023 11:01
    Спасибо , Вячеслав ! И за идею прочитать еще одну хорошую книгу тоже ! :-)
    1. +3
      24 мая 2023 15:49
      Цитата: Knell Wardenheart
      еще одну хорошую книгу тоже

      У "Похода викингов" есть продолжение...
  11. +2
    24 мая 2023 17:59
    "собственными глазами" В. О, из противности, :"собственными глазами" не логично и скажем не грамотное выражение.
    Кажется, Ушинский разбирал. Можно видеть, лишь, своими глазами, а правильнее будет звучать:"автор видел, мой знакомый, условно, Михалыч был и видел "
    Впрочем, это широко распространённая ошибка. И чем дальше тем больше людей ошибаются :книги меньше читаем, а если и читаем то авторы уступают таким мастерам слова, как : Лесков, Гончаров или Толстой.
    А репортёры в:8 случаях из 10,малограмотные вруны
    1. +1
      24 мая 2023 19:17
      Цитата: vladcub
      скажем не грамотное выражение.

      Учту.
      1. 0
        25 мая 2023 08:33
        На тему поединков, есть интересное описание поединка произошедшего при дворе Александра Македонского между одним из его лучших войнов македонцем Коррага. и афинским борцом Диоксиппом, воин был в доспехе со щитом дротиком, копьем , и мечем , у бореца было в одной руке дубина, в другой красный плащ на ногах сандали, тело смазано оливковым маслом ... и больше ничего.
  12. 0
    30 сентября 2023 10:59
    Цитата: agond
    На тему поединков, есть интересное описание поединка произошедшего при дворе Александра Македонского между одним из его лучших войнов македонцем Коррага. и афинским борцом Диоксиппом, воин был в доспехе со щитом дротиком, копьем , и мечем , у бореца было в одной руке дубина, в другой красный плащ на ногах сандали, тело смазано оливковым маслом ... и больше ничего.

    Видимо, афинянин крепко провинился, что его отправили быстро умереть на потеху собравшихся зрителей..