Военное обозрение

Боевое применение и потери истребителей F-16 Fighting Falcon

27
Боевое применение и потери истребителей F-16 Fighting Falcon
Истребитель F-16C из состава ВВС США. Фото Минобороны США



В начале семидесятых годов американская компания General Dynamics разработала перспективный легкий истребитель F-16 Fighting Falcon. К концу десятилетия он поступил на вооружение военно-воздушных сил США, а затем начались экспортные поставки. В течение 45 лет службы «Соколы» разных стран регулярно участвовали в различных военных операциях и решали боевые задачи. При этом истребители закономерно несли потери.

Развитие и рекорды


Напомним, решение о разработке будущего F-16 было принято в конце шестидесятых годов с учетом опыта войны во Вьетнаме. В 1972 г. в течение нескольких месяцев ВВС США выдали тактико-технические требования к новому самолету, получили заявки от авиастроительных компаний и выбрали участников конкурса. Победителем этого этапа в 1975 г. стал проект YF-16 от компании General Dynamics.

К этому времени «Дженерал Дайнемикс» успела построить и поднять в воздух опытный самолет нового типа. Испытания продолжались до 1977-78 гг., а параллельно велась подготовка серийного производства. Вскоре начались поставки техники в войска, и в августе 1978 г. первая эскадрилья на F-16 достигла начальной оперативной готовности.

В дальнейшем поставки F-16 в ВВС США продолжились, а вскоре поступили заказы от зарубежных стран. За прошедшие десятилетия «Сокол» поступил на вооружение ок. 25 стран по всему миру. К настоящему времени построено не менее 4,6-4,7 тыс. самолетов в разных модификациях, и большая часть этой техники остается в строю. Благодаря этому F-16 на данный момент является самым массовым самолетом среди находящихся в эксплуатации.

Первые бои


К началу восьмидесятых свои F-16 получил Израиль, и именно его ВВС впервые использовали такую технику в бою. Первую воздушную победу F-16 одержал в апреле 1981 г. над долиной Бекаа. Израильский истребитель при помощи ракеты «воздух-воздух» попытался поразить сирийский вертолет Ми-8. Ракета не попала в цель, и израильский летчик использовал пушку. В июле того же года другой F-16 впервые сбил самолет противника.


F-16 выполняет пуск ракеты "воздух-воздух" AIM-9X. Фото Raytheon

В 1981-82 гг. наблюдалось очередное ухудшение обстановки в регионе, и имели место несколько воздушных боев. Израильская сторона сообщала, что ее F-16 в общей сложности поразили более 40 самолетов и вертолетов противника в лице Сирии. Сирийская сторона лишь частично подтвердила эти потери. При этом заявили уничтожение пяти F-16 и нескольких самолетов других типов – хотя Израиль предсказуемо отрицает это.

ВВС Израиля в дальнейшем неоднократно использовали свои F-16 и другие истребители, но такое применение имело свои особенности. Так, основная часть операций ВВС АОИ проводится против формирований, не представляющих угрозы для авиации. Операции против хорошо оснащенных сил, в свою очередь, планируются с учетом минимизации рисков. Как следствие, в XXI в. имели место только небоевые потери истребителей.

Пакистанский опыт


Другим получателем американских F-16 в восьмидесятых стали ВВС Пакистана, и во второй половине десятилетия началось их боевое применение. До 1989 г. включительно на счет пакистанских истребителей записали 10 воздушных побед – в основном это были боевые и транспортные самолеты ВВС Афганистана. В апреле 1987 г. один F-16 был сбит. ВВС ДРА назвали это своим успехом, но пакистанская сторона говорила о поражении дружественным огнем.

Во время Каргильской войны 1999 г. пакистанские F-16 регулярно вылетали на патрулирование и прикрывали границу. Имели место встречи с индийскими самолетами, но все ограничивалось только сопровождением и облучением РЛС. Боев и потерь не было.

Во время очередного ухудшения индийско-пакистанских отношений в 2019 г. дошло до воздушных боев. Пакистанская сторона заявила о поражении нескольких самолетов противника; все успехи записали на счет F-16. Индия сначала опровергла эту информацию, но затем подтвердила потерю одного самолета старой модели. В то же время, заявили поражение одного пакистанского Fighting Falcon.

В американских ВВС


ВВС США, первыми получившие самолеты F-16, впервые использовали их в бою только в 1991 г., во время операций на Ближнем Востоке. Так, во время «Бури в пустыне» легкие F-16 использовались только в роли истребителей-бомбардировщиков. Борьбу за воздух поручили самолетам F-15. 250 задействованных «Соколов» выполнили более 13 тыс. вылетов и уничтожили большое количество наземных целей либо обеспечили целеуказание другим ударным средством.


Израильский F-16I. Фото АОИ

В воздушные бои F-16 не вступали, и побед не имели. В то же время, они понесли незначительные потери. По официальным данным, ЗРК и ПЗРК иракской армии сбили три американских F-16. Еще четыре смогли вернуться на базу, но были списаны из-за повреждений.

Позже F-16 из состава ВВС США участвовали в обеспечении бесполетной зоны над Ираком. В декабре 1992 г. американский F-16 одержал первую воздушную победу – был сбит иракский МиГ-25. Через несколько недель поразили МиГ-23.

Во время интервенции 2003 г. истребители-бомбардировщики F-16 вновь использовались только в ударной роли. На этот раз удалось обойтись без значительных потерь. Во время основных боев потеряли только один самолет, причем по техническим причинам. Еще три истребителя разбились в 2006-2008 гг. из-за ошибок пилотов или по техническим причинам.

Истребители над Балканами


F-16 сразу нескольких стран участвовали в боевых действиях на территориях распадающейся Югославии. На этом театре в основном работали самолеты США. Также были задействованы ВВС Бельгии, Дании, Нидерландов, Норвегии и Турции. В разное время Fighting Falcon применялись как для патрулирования и борьбы с воздушными целями, так и для нанесения ударов по наземным объектам. При этом воздушные бои происходили достаточно редко – из-за организации бесполетной зоны и уничтожения авиации противника на земле.

Первый воздушный бой состоялся над Боснией и Герцеговиной в феврале 1994 г. Две пары американских F-16 заметили шесть югославских штурмовиков и сбили четыре. Следующая воздушная победа имела место только в 1999 г. – пара F-16 ВВС США вступила в бой с МиГ-29 Югославии.

В ходе операций на Балканах США потеряли несколько F-16. Первый в июне 1995 г. сбил югославский ЗРК «Квадрат». Еще три самолета в тот период списали из-за повреждений или технических проблем. В мае 1999 г. потеряли еще один «Сокол», на этот раз вследствие воздействия ЗРК С-125. При этом югославская сторона говорила о большем числе сбитых самолетов, хотя и не смогла подтвердить все заявки.


F-16 ВВС Турции с вооружением турецкой разработки. Фото Roketsan

F-16 других стран тоже участвовали в интервенциях, но не показали особых успехов в воздушных боях. Они в основном использовались в качестве бомбардировщиков, что не способствовало росту боевых счетов. Только один летчик ВВС Нидерландов на F-16 в 1999 г. сумел сбить югославский МиГ-29.

Локальные конфликты


В двухтысячных и десятых годах F-16 разных стран активно использовались в разных конфликтах низкой интенсивности, имевших место на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Все эти операции объединяет малое количество воздушных боев, а также минимальные угрозы со стороны ПВО противника. Такие факторы ограничивают возможное число воздушных побед, но одновременно сокращают риски для самолетов и их пилотов.

В 2011 г. в интервенции в Ливию участвовал целый ряд иностранных государств, и часть их задействовала истребители F-16. Fighting Falcon из состава ВВС Бельгии, Дании, Нидерландов, Норвегии, ОАЭ и США участвовали в обеспечении бесполетной зоны и наносили удары с применением средств «воздух-поверхность». При этом воздушных боев, побед и потерь не было.

Другая «международная коалиция» вскоре вмешалась в войну в Сирии на стороне противников законной власти. Через несколько лет те же страны начали поддерживать Ирак в борьбе с недавно появившейся крупной террористической организацией. Вновь речь шла в основном об ударах по наземным целям при минимальном числе воздушных боев.

Активнее всего свои истребители в исходной роли применяла Турция. К настоящему времени заявлено о 5-7 самолетах и вертолетах сирийских ВВС, пораженных турецкими F-16. В частности, именно пара «Соколов» в ноябре 2015 г. сбила российский бомбардировщик Су-24. По разным данным, с 2013-14 гг. не менее 2-3 турецких F-16 были сбиты огнем с земли или получили повреждения, несовместимые с дальнейшей эксплуатацией.

Еще одна группа государств с 2015 г. участвует в гражданской войне в Йемене, поддерживая одну из сторон. В этом конфликте принимают участие истребители F-16 Бахрейна, Иордании, Марокко и ОАЭ. Ввиду отсутствия у хуситов авиации, самолеты коалиции работают только в ударной роли. В 2015-17 гг. марокканские и иорданские ВВС потеряли не менее двух самолетов.

Неоднозначный опыт


Легкий многоцелевой истребитель General Dynamics F-16 Fighting Falcon был разработан почти полвека назад и уже 45 лет остается в эксплуатации. При необходимости проводятся различные модернизации, направленные на рост тех или иных характеристик и возможностей. За время эксплуатации F-16 неоднократно и активно использовались в реальных военных операциях и наглядно демонстрировали свой боевой потенциал.

В целом практика показала, что F-16 всех модификаций вполне способны решать поставленные боевые задачи – выполнять патрулирование, искать и поражать воздушные цели или атаковать наземные объекты. При этом достигаются определенные успехи и растет боевой счет. В то же время, «Сокол» не является неуязвимым. В условиях реальных конфликтов такие самолеты поражались даже устаревшими ЗРК. Потери отсутствовали только в тех ситуациях, когда у противника не было достаточной ПВО.

Очевидно, что встреча F-16 даже последних модификаций с современными зенитными системами и/или истребителями будет связана с еще большими рисками. Именно по этой причине несколько десятилетий назад ВВС США приняли решение о разработке истребителя нового поколения для будущей замены F-16. Подобное перевооружение уже начато и успешно продвигается вперед.

Тем временем, отдельные зарубежные страны и режимы все еще склонны переоценивать достаточно старый F-16. Несмотря на объективное моральное устаревание, его считают неким чудо-оружием, которое может переломить ход современного конфликта. Как долго они будут сохранять такие иллюзии, неизвестно. Но уже принимаются меры, итогом которых может стать очередная проверка американских истребителей практикой – и возможное крушение возложенных на них надежд.
Автор:
27 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Kojote21
    Kojote21 24 мая 2023 05:00
    +12
    А зачем сюда Тайфуны ВВС Великобритании приплели? На фото, где должны быть греческие F-16C, там два Еврофайтера Тайфуна ВВС Великобритании.
  2. IgorZ
    IgorZ 24 мая 2023 05:29
    +13
    F-16 имел кучу модификаций, я 15 насчитал в википедии, постоянно совершенствовался, последняя поднялась в воздух в 2003 году, так что этот самолет не более устарелый чем Су-35 модификация Су-27. Вы об этом несколько вскользь упомянули. Да для США он устарел, но не для нас.
    1. ТермиНахТер
      ТермиНахТер 24 мая 2023 17:34
      +2
      Ф - 16 хорош, когда он применяется в соответствии с тактикой НАТО (Израиля). Т. е. - всем рулит "Авакс", самолет РЭБ глушит РЛС противника, парочка "орлов" на прикрытии, если надо "обрубить" хвост, летающий для дозаправки. Где все это на Украине? Не говоря уже об аэродромах и наземном обслуживающем персонале. Сами американцы говорят, что без всего выше перечисленного у Ф - 16, нет никаких шансов. Потому они и не хотят его давать.
  3. Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 24 мая 2023 05:39
    -6
    Ф-16 для НАТО навроде Мессершмита-109 для Люфтваффе нацисткой Германии ...машина отработанная и сравнительно дешевая...но и на эту гайку найдется свой болт.
    Порадовало сообщение о работе нашего С-350 в автоматическом режиме...сбито несколько летательных аппаратов врага...операторы только наблюдали за работой этой системы...так что Ф-16 будет для нашей ПВО подопытным кроликом.
    1. Негритенок
      Негритенок 24 мая 2023 07:49
      +13
      Цитата: Леха с Андроида.
      Порадовало сообщение о работе нашего С-350 в автоматическом режиме...сбито несколько летательных аппаратов врага...операторы только наблюдали за работой этой системы

      Вы про Брянскую область?
    2. Sumotori_380
      Sumotori_380 24 мая 2023 15:15
      +4
      Не хвались едучи на рать (с) Народная мудрость
    3. Лаврентия_НаВасНет
      -2
      Цитата: Леха с Андроида.
      Порадовало сообщение

      ну порадуйтесь.... порадуйтесь...
      Цитата: Леха с Андроида.
      нашего С-350 в автоматическом режиме...сбито несколько летательных аппаратов врага...

      по сообщениям Конашенкова сбито уже более 400 летаков из 150 при 40 подтвержденных фото/видео/некрологи пилотов доказами....
      Цитата: Леха с Андроида.
      так что Ф-16 будет для нашей ПВО подопытным кроликом.

      будет.... будет.... все будет...
  4. kaufman
    kaufman 24 мая 2023 05:40
    +18
    Серьёзная машина, в связке с западными системами ПВО ещё серьезнее.
    Опыт применения гигантский , статистика , хоть и оспариваемая , все равно впечатляющая.
    Так что шапками закидывать не надо, надо начинать готовится.
    Так что не получилось как в Долине Бекаа
    1. Болконский
      Болконский 24 мая 2023 22:29
      +1
      Ну вот скоро. Я рад серьезный противник - серьезная игра. Сейчас картина вырисовывается - что, где и когда? Было б круто увидеть - крымский мост, когда и каким способом?
      Давайте честно - все понимаем, что скоро все сбудется))
  5. Леха с Андроида.
    Леха с Андроида. 24 мая 2023 06:21
    +3
    Цитата: kaufman
    Так что шапками закидывать не надо, надо начинать готовится.

    Но и говорить что все пропало нам конец тоже не стоит. smile
    Все что происходит сейчас серьезным аналитикам давно было понятно... smile непонятно только неадекватное поведение Кремля...
    Ведь предупреждали что НАТО нарушит все обещание и продвинется к границам России...предупреждали что минские соглашения это тупик и большая глупость.
    Теперь мы наблюдаем печальные последствия недальновидных решений с 1990 годов...так сказать квиэнтэнцию всех проблем...ВОЙНУ.
    Очевидно что это системная проблема...очевидно что этот кризис приведет к классическому разрешению. smile
    Достаточно открыть Капитал или труды Ульянова-Ленина...там все сказано про сегодняшнюю обстановку в мире.
    Я хоть и не коммунист... но прекрасно вижу все изьяны нашей и мировой системы государств... войны и кризисы нам обеспечены на всю жизнь.
    Мирная жизнь закончилась...нас ждет череда войн.
  6. Arzt
    Arzt 24 мая 2023 08:25
    +11
    Вот ведь штука какая, летает на одном двигателе, и пингвин тоже и над морями в том числе и никто не кричит о недостаточной надежности!
    Как так, а? wink
    1. CouchExpert
      CouchExpert 24 мая 2023 12:03
      +1
      Если вкратце - пока наделали 4 тыщи штук - научились делать надежно. А вот за 190 F-22, например - не успели (хоть движков там и два, зато прочих проблем хватает). Просто у надежности высокая цена в виде длительных испытаний и... иногда, потерь. И, как это не странно, однодвигательный самолет надежнее, потому как проще (это если на отказы), при должной эксплуатации, конечно. Если анализировать по стойкости к повреждениям - какую-то надежность дают разнесенные двигатели (как например на А-10, Су-25, Ту-22), да и то разве что против огня МЗА и осколков издали, хорошее попадание ракетой шансов не оставляет. Ставят 2 двигателя не из соображений надежности, а когда именно нужна в 2 раза бОльшая тяга (при высокой унификации силовых установок между легким и тяжелым МФИ) для бОльших ЛТХ. Иногда без этого не обойтись - F-16 "Кинжал", например, не поднимет - но и нужно таких самолетов сравнительно не так много. А основу ВВС должен составлять как раз вот такой сравнительно недорогой, массовый и надежный самолет, поддерживаемый производителем на всем протяжении жизненного цикла.
    2. Ingenegr
      Ingenegr 24 мая 2023 22:11
      0
      В ВВС СССР тоже хватало однодвигательных машин. В "новой" России рождён тезис об отсутствии в них необходимости и ненадежности. Так в нашей "новой" много парадоксальных тезисов и на их фоне "однодвигательный" далеко не самый нелепый и очевидный.
  7. Бонифаций
    Бонифаций 24 мая 2023 09:17
    -1
    Автору Респект drinks
    Спасибо! Познавательно!
  8. Pavel57
    Pavel57 24 мая 2023 11:58
    +2
    В Афганской войне были сбиты не только самолеты афганских ВВС, но и советские штурмовики. Как в прочем есть сказ, что один Ф-16 был сбит из пушки Миг-23им.
    1. MSN
      MSN 24 мая 2023 13:11
      +5
      Руцкой А.В. ГСС генерал майор как раз и был сбит на Су-25 Пакистанским F-16.
    2. Ingenegr
      Ingenegr 24 мая 2023 22:51
      -1
      Цитата: Pavel57
      есть сказ, что один Ф-16 был сбит из пушки Миг-23им.

      Прописывается эта победа не пушке, а ракете Р-24. Хотя, скорее всего, не было ни того, ни другого.
    3. solar
      solar 25 мая 2023 11:39
      0
      Как в прочем есть сказ, что один Ф-16 был сбит из пушки Миг-23им.

      Честно говоря, похоже именно что на "сказ".
  9. Beaver
    Beaver 24 мая 2023 13:36
    -6
    Прекрасный учебно боевой самолет мирного времени
    1. MSN
      MSN 24 мая 2023 14:56
      +2
      Несомненно. Операция "Опера" - хорошая учебно-боевая миссия. Да?
  10. Pavel57
    Pavel57 24 мая 2023 15:06
    +2
    Цитата: MSN
    Руцкой А.В. ГСС генерал майор как раз и был сбит на Су-25 Пакистанским F-16.

    Тогда Руцкой был полковником.
  11. zenion
    zenion 24 мая 2023 17:25
    +3
    А чего жалеть чужие самолёты? Надо писать сбитых как можно больше. Комиссия не полетит проверять, да кто её выпустит и впустит. Пиши побольше дома и в пивной рассказывай, как ты их правой и левой рукой, а зубы вылетали, как перепуганные мухи.
    1. BABAY22
      BABAY22 25 мая 2023 00:12
      0
      Комиссия никуда не полетит. Достаточно взглянуть на данные объективного контроля, там всё есть - куда стрелял, в какого стрелял, в кого попал.
  12. Владимир Дмитриевич Бурцев
    -9
    По имеющейся информации техническая возможность обнаружения и поражения целей противника у российских истребителей-штурмовиков в полтора раза дальше, чем у F-16. Скоростные способности у российских самолётов выше. В ВСУ практически не осталось пилотов с боевым опытом, да и у США и стран НАТО не много пилотов имеющих боевой опыт адекватный российским пилотам. А силы ПВО и техподдержки у России можно сказать под боком. Так что ....
    1. Sumotori_380
      Sumotori_380 24 мая 2023 23:11
      +3
      Перечислите, пожалуйста, типы ЛА "российских истребителей-штурмовиков". Заинтриговали
  13. ВПП-1
    ВПП-1 24 мая 2023 20:11
    0
    его считают неким чудо-оружием, которое может переломить ход современного конфликта
    Кто считает его чудо-оружием? А вот повлиять (не переломить) на ход конфликта он вполне может, если будет в достаточном количестве и с необходимым вооружением...
  14. solar
    solar 25 мая 2023 11:49
    0
    Думаю, анализировать самолет нужно отдельно по категориям, учитывающим разные стороны
    1. Победы в воздушных боях
    2. Сбитые в воздушных боях
    3. Возможно работы по земле
    4. Уязвимость от ЗРК.
    Самолет используется очень давно, активно участвовал в боевых действиях, причем многократно. При таком раскладе анализ реальных применений важнее, чем сравнение цифр "на бумаге".
    Обращает внимание из статьи, что практически нет случаев сбитых в воздушных боях, хотя он неоднократно в них участвовал.
    С точки зрения потерь от ЗРК и работы по земле- думаю, в целом опыт Израиля сопоставим с сегодняшней ситуацией (хотя и не во всех операциях, конечно). Думаю, по этим категориям важным является номенклатура применяемого оружия, РЭБ и тактика применения.