«Дровяной кризис»: о крупном кризисе железнодорожного транспорта в СССР во времена Великой Отечественной войны

11
«Дровяной кризис»: о крупном кризисе железнодорожного транспорта в СССР во времена Великой Отечественной войны

Историк транспорта Сергей Сигмачев в рамках очередной беседы с ведущим канала «Цифровая история» Егором Яковлевым рассказал о крупнейшем на северо-западных ж/д СССР кризисе, разразившемся в начале Великой Отечественной войны.

Со слов историка, бедствие, которое он назвал «дровяным кризисом», случилось в тот момент, когда власти страны ещё не успели разобраться с так называемой «Куйбышевской пробкой». При этом Сигмачев подчеркнул, что в отличие от последней, данный кризис не был рукотворным.



Речь идет о резком дефиците угля после утраты СССР контроля над Донбассом, где осенью 1941 года уже проходил фронт. В то же время историк напомнил, что в 1940-м Донбасс обеспечивал более 60% от общих потребностей Советского Союза в угле.

В сложившейся ситуации было принято решение сделать приоритетными поставки ископаемого топлива на электростанции и промышленные предприятия. При этом на северо-западных железнодорожных транспортных артериях наблюдался острый дефицит угля.

Со слов Сигмачева, ситуацию решили исправить путем замены угля для тепловозов (паровозов) на дрова, что было огромной ошибкой.

Во-первых, как пояснил историк, даже правильно заготовленная древесина обладает гораздо меньшей теплотворной способностью, чем уголь. В итоге, мощность тепловозов упала почти вдвое.

Во-вторых, как уже упоминалось выше, данную древесину нужно было правильно заготовить, в частности, высушить, на что могли уйти месяцы. Естественно, в тех условиях это было невозможно, что напрямую сказывалось на работе железной дороги.

В конечном счете, всё это привело к массовому срыву графика движения воинских и снабженческих эшелонов, что в свою очередь напрямую сказывалось на обстановке на фронте.

В то же время, эксперт еще раз подчеркнул, что данный кризис нельзя назвать рукотворным. Между тем, по его мнению, отчасти его усугубил и человеческий фактор. Все дело в том, что на тот момент еще находившийся на своем посту нарком Лазарь Каганович решил не докладывать «наверх» о плачевной ситуации и попытался исправить ситуацию своими силами. В первую очередь, он возлагал надежу на запасы угля, заготовленные на ж/д станциях на случай войны. Однако их хватило лишь на пару месяцев. В итоге, кризис лишь набирал обороты, а драгоценное время на его решение было потеряно.

С «дровяным кризисом» справился новый нарком путей сообщения СССР Андрей Хрулев.

  • архивное фото
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    24 мая 2023 16:55
    «путем замены угля для тепловозов» - для тепловозов??? Во время ВОВ? good Куда катимся …
    1. -1
      24 мая 2023 17:19
      Цитата: Сергей Валов
      для тепловозов??? Во время ВОВ?

      А если ещё посмотреть фильм: "Коммунист", то вообще мозги шиворот на выворут поедут.
    2. 0
      25 мая 2023 16:29
      Цитата: Сергей Валов
      «путем замены угля для тепловозов» - для тепловозов??? Во время ВОВ? Куда катимся …

      Как вы можете сомневаться? Ведь это же вещает САМ историк транспорта. laughing laughing laughing laughing Помню мне один "историк" ответил: "...если я это написал значит так оно и было..." Ну сами подумайте сгорающие уголь или дрова ведь выделяют тепло!!! Вот вам и тепловоз.... laughing laughing laughing
  2. 0
    24 мая 2023 17:13
    Какая чушь... Это и я историком могу быть. Лично разгружал 5 тонн угля, что моему деду бесплатно выдавали в восьмидесятые года.
    1. 0
      25 мая 2023 16:31
      Цитата: мордвин 3
      Это и я историком могу быть. Лично разгружал 5 тонн угля,

      Ха, тогда я академик я несколько руководил разгрузкой угля из вагонов что приходили на нашу часть. laughing laughing laughing
  3. +1
    24 мая 2023 17:26
    Историк транспорта и эксперт по железным дорогам Сергей Сигмачев
    Источник: https://fine-news.ru/kujbyshevskaja-probka-pervyj-transportnyj-krizis-v-sssr-v-hode-velikoj-otechestvennoj-vojny

    Смотрел эту передачу раньше, а кто сказал что он историк и эксперт в этой области. Где его труды на эту тему? Кто знает, подскажите.
  4. Комментарий был удален.
  5. 0
    24 мая 2023 18:41
    ситуацию решили исправить путем замены угля для тепловозов на дрова, что было огромной ошибкой.


    Во-первых, как пояснил историк, даже правильно заготовленная древесина обладает гораздо меньшей теплотворной способностью, чем уголь. В итоге, мощность тепловозов упала почти вдвое.


    И это эксперт? laughing laughing
    Тепловоз на угле или дровах?
    Помню в журнале Крокодил была рубрика "Нарочно не придумаешь".
    Так вот этому " эксперту" прямиком в журнал Крокодил!
    1. +1
      27 мая 2023 13:45
      Попробуйте псмотреть ролик, а не читать непонятно чей текст
  6. Комментарий был удален.
  7. +1
    26 мая 2023 09:02
    Цитата: Сергей Валов
    «путем замены угля для тепловозов» - для тепловозов??? Во время ВОВ? good Куда катимся …

    Не знаю куда Вы лично там катитесь, но если посмотрите ролик, то Сергей ни разу не говорит о тепловозах на дровах или угле, все претензии к тому кто написал описание.
  8. 0
    29 мая 2023 13:25
    Прежде чем писать комментарий не плохо посмотреть ролик.
  9. 0
    30 мая 2023 15:19
    Это сравнение теперь и тогда. Что тогда тоже ошибались, но на Сталина не обижались. Даже не пробовали. А теперь вождь не обидчивый и ему не надо про это говорить.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»