Military Review

The world's first underwater mine layer "Crab". Part 2. The second and third options for underwater trap

0
After MTK chose the system of “fodder external apparatuses”, MP Naletov, taking into account the comments of the committee members, a second version of the underwater mine layer with a displacement of 450 tons was developed. In this variant, the length of the submarine increased to 45,7 meters, surface speed - to 10 nodes, and the navigation area at this speed reached 3,5 thousand miles (instead of 3 thousand miles according to the first option). When diving speed was 6 nodes (in the first embodiment - 7 nodes).
With two mine tubes, the number of mines with the “anchor of the Naletovo system” increased to 60, but the number of torpedo tubes was reduced to 1. The time of setting one mine was 5 seconds. If in the first version of the underwater mine layer, it took about 2-3 minutes to set one mine, then this is considered a great achievement. The deck hatch over the waterline rose to a height of about 2,5 meters, and the reserve buoyancy - 100 tons (22%). True, the transition time between surface and submerged positions was still significant - 10,5 min.



1 May 1907, Rear Admiral Virenius AA, Acting Chairman of the MoTC, and Rear Admiral Loschinsky MF, Acting Chief Inspector of the Mine Case, in spec. report addressed to the Minister of Marine on the project of the underwater mine layer Naletov MP wrote that the MTC "on the basis of checking the drawings and preliminary calculations found it possible to recognize the draft minelayer as feasible."
The report further suggested that an agreement be signed as soon as possible with the head of Nikolaev shipbuilding plants, or rather, the Society of Shipbuilding, Mechanical and Foundry Plants (Nikolaev), who, as reported by 29 in March 1907 of the year Naletov, were granted “the exclusive right to build underwater mine-laying systems Naletova, or sign an agreement with the head of the Baltic Shipyard, if the Minister for Maritime Affairs finds this useful. ”
The report also said: "... at the same time it is necessary to attend to the development of special mines, at least according to the project of the captain of the second rank of Schreiber."
The latter causes some bewilderment: after all, Naletov MP not only was the project of the minelayer as a submarine presented, however, mines with specials. an anchor So what have the second rank captain Schreiber?

Shreiber Nikolai Nikolaevich was one of the prominent mine experts of his time. After graduating from the Naval Cadet Corps and later the mine officer class, he mainly sailed as a mine officer on the ships of the Black Sea fleet. In 1904, he held the position of chief mineral in Port Arthur, and in 1908-1911, he was an assistant to the chief mine inspector. Probably, under the influence of the invention of M. Naletov he, together with the ship engineer I.G. Bubnov and Lieutenant Vlasyev S.N. started developing mines for an underwater mine layer. He used the principle of zero buoyancy, that is, the same principle that M.P. applied A raid for their mines. For several months, until Naletova was removed from the construction of a mine layer, Schreiber tried to prove that the mines and the system for setting them from the mine layer that were developed by Naletov were unsuitable. Sometimes Schreiber’s fight against Naletov was of the nature of petty nit-picking; he even sometimes gloatedly emphasized that the creator of the protector was only a “technician”.
The Deputy Minister agreed with the proposals of the Chairman of the MTC and ordered the head of the Baltic Shipbuilding Plant in St. Petersburg to develop a device for setting 20 mines from the Akula submarine (displacement 360 tons) being built at this plant, and also to give his own opinion on the cost of the submarine minelayer Naletova (displacement 450 tons).



Along with the mine manager from the submarine with a displacement of 360 tons, which was built at the Baltic plant, the plant presented two options for the 60 mines "system of the captain of the second rank Schreiber" with a displacement of about 250 tons. At the same time, one of the options presented indicated the surface speed, which was 14 nodes (!) Leaving the Baltiysky Zavod conscience, the correctness of calculations of the abuser with a displacement of about 250 tons with 60 mines. Note that the two small submarine minelayers started in the 1917 year, with a displacement of 230 tons, had only 20 mines.
In the same letter dated 7 in May 1907, the head of the Baltic plant at MTC said: “As for the number in 450 tons (we are talking about the version of the project of minelayer Naletov MP) indicated in relation to MTC, it is not justified by the tasks and even approximately determine the cost of a submarine, where about half of the displacement is spent uselessly (?) impossible. "
Such a harsh "criticism" of the mine layer project in 450 tons, obviously, was given not without the participation of the author of the "mine system" captain second rank Schreiber.

Since the construction of the submarine in 360 tons by the Baltic plant was delayed (the submarine was launched only in August 1909 of the year), the preliminary testing of the device for laying mines on this submarine had to be abandoned.
Later (in 1907 year), Naletov developed a new version of the minelayer with an underwater displacement of 470 tons. In this variant, the overwater speed of the barrier was increased from 10 to 15 nodes, and the subsea speed increased from 6 to 7. The dive time to the positional position decreased to 5 min., To the underwater position - to 5,5 min. (in the previous version of 10,5 min.).
The Nikolaev 25 plant on June 1907 of the year presented to the chief mine inspector a draft contract for the construction of an underwater mine layer and the most important data on specifications, as well as two sheets of drawings.
But the Marine Ministry acknowledged that the cost of construction of the minelayer should be reduced. 22 August 1907 of the year, as a result of further correspondence, the plant announced that it agreed to reduce the cost of building one underwater mine layer to 1,35 million rubles, however, provided that the displacement will be increased to 500 tons.
On the orders of the Minister of Maritime Affairs, the Marine Technical Committee informed the plant of the agreement with the cost of construction of the minelayer proposed by the plant "... because of the novelty of the case and the free transfer of mines developed by the plant." At the same time, the committee requested the plant to submit detailed drawings and a draft contract as soon as possible. It was indicated that the submerged speed should not be less than 7,5 nodes within four hours.
The 02.10.1907 specification with drawings, as well as the draft contract for the construction of the mine underwater minelayer system Naletova MP with a displacement of 500 tons "were presented by the plant.

All parts:
Part of 1. New project of underwater mine layer
Part of 2. The second and third variants of the underwater layer
Part of 3. Fourth, the latest version of the minelayer Naletova MP.
Part of 4. How was arranged underwater mine layer "Crab"
Part of 5. The first military campaign of the underwater mine layer "Crab"
Part of 6. "Crab" becomes in repair
Part of 7. The end of the first underwater mine layer "Crab"
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя

После того, как МТК выбрал систему "кормовых наружных аппаратов", Налетовым М.П., с учетом замечаний членов комитета, был разработан второй вариант подводного минного заградителя, имеющего водоизмещение 450 тонн. В этом варианте длина подводной лодки увеличилась до 45,7 метров, надводная скорость – до 10 узлов, а район плавания на данной скорости достиг 3,5 тыс. миль (вместо 3 тыс. миль по первому варианту). При подводном плавании скорость составляла 6 узлов (по первому варианту - 7 узлов).
При двух минных трубах количество мин с "якорем системы Налетова" увеличилось до 60, но количество торпедных аппаратов уменьшено до 1. Время постановки одной мины составляло 5 сек. Если в первом варианте подводного минного заградителя для постановки одной мины требовалось около 2-3 минуты, то это считается большим достижением. Люк рубки над ватерлинией поднимался на высоту около 2,5 метров, запас плавучести – 100 тонн (22%). Правда, время перехода между надводным и подводным положениями по-прежнему было значительным – 10,5 мин.

Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя


1 мая 1907 года контр-адмирал Вирениус А.А., исполняющий обязанности председателя МТК, и контр-адмирал Лощинский М.Ф., исполняющий обязанности главного инспектора минного дела, в спец. докладе на имя морского министра по поводу проекта подводного минного заградителя Налетова М.П. писали, что МТК "на основании проверки чертежей и предварительных расчетов нашел возможным признать проект минного заградителя осуществимым".

Далее в докладе предлагалось как можно скорее подписать соглашение с начальником Николаевских судостроительных заводов, а точнее «Обществом судостроительных, механических и литейных заводов» (город Николаеве), которым, как сообщил 29 марта 1907 года Налетов, предоставлено «исключительное право постройки минных подводных заградителей системы Налетова, или подписать соглашение с начальником Балтийского завода, если морской министр признает это полезным».
Также в докладе говорилось: "… одновременно необходимо озаботиться выработкой спец. мин, хотя бы по проекту капитана второго ранга Шрейбера".
Последнее вызывает некоторое недоумение: ведь Налетовым М.П. был представлен не только проект заградителя как подводной лодки, однако и мины со спец. якорем. Так при чем тут капитан второго ранга Шрейбер?

Шрейбер Николай Николаевич являлся одним из видных специалистов по минному делу своего времени. После окончания Морского кадетского корпуса и позднее минного офицерского класса он преимущественно плавал минным офицером на судах Черноморского флота. В 1904 году он занимал в Порт-Артура должность главного минера, а в 1908-1911 годах – помощника главного инспектора минного дела. Вероятно, под влиянием изобретения Налетова М.П. он совместно с корабельным инженером Бубновым И.Г. и лейтенантом Власьевым С.Н. занялся разработкой мины для подводного минного заградителя. Он использовал принцип нулевой плавучести, то есть такой же принцип, который применил М.П. Налетов для своих мин. В течение нескольких месяцев, пока Налетова не отстранили от постройки минного заградителя, Шрейбер пытался доказать, что мины и система их постановки с заградителя, которые были разработаны Налетовым, не годятся. Иногда борьба Шрейбера против Налетова носила характер мелких придирок, он даже иногда со злорадством подчеркивал, что создатель заградителя является всего лишь "техником".
С предложениями председателя МТК заместитель министра согласился и начальнику балтийского судостроительного завода в Петербурге выдали задание разработать устройство постановки 20 мин с подводной лодки "Акула" (водоизмещение 360 тонн) строящейся на этом заводе, а также дать собственное заключение относительно стоимости подводного минного заградителя Налетова (водоизмещение 450 тонн).

Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя


Наряду с постановщиком мин с подлодки водоизмещением 360 тонн, которая строилась на балтийском заводе, заводом было представлено два варианта подводного заградителя для 60 мин "системы капитана второго ранга Шрейбера" водоизмещением около 250 тонн. При этом в одном из представленных вариантов указывалась надводная скорость, которая составляла 14 узлов (!) оставляя на совести Балтийского завода, правильность расчетов заградителя водоизмещением около 250 тонн с 60 минами. Заметим, что начатые в 1917 году два малых подводных минных заградителя водоизмещением 230 тонн имели только по 20 мин.
В том же письме от 7 мая 1907 года начальника балтийского завода в МТК вместе с тем говорилось: "Что же касается цифры в 450 тонн (речь ведется о варианте проекта заградителя Налетова М.П.) указанной в отношении МТК, то она не оправдывается заданиями и даже приблизительно определить стоимость подводной лодки, где около половины водоизмещения затрачена бесполезно (?) нельзя".
Такая суровая "критика" проекта минного заградителя в 450 тонн, очевидно, дана не без участия автора "системы мин" капитана второго ранга Шрейбера.

Поскольку постройка подводной лодки в 360 тонн Балтийским заводом задерживалась (подлодку спустили на воду только в августе 1909 года), то от предварительных испытаний устройства для постановки мин на данной подлодке пришлось отказаться.
В дальнейшем (в 1907 году) Налетовым был разработан новый вариант заградителя имеющего подводное водоизмещение 470 тонн. В этом варианте надводная скорость заградителя увеличилась с 10 до 15 узлов, подводная - с 6 до 7. Время погружения в позиционное положение снизилось до 5 мин., в подводное – до 5,5 мин. (в предыдущем варианте 10,5 мин.).
Николаевский завод 25 июня 1907 года представил главному инспектору минного дела проект договора на постройку подводного минного заградителя и главнейшие данные на спецификации, а также два листа чертежей.
Но Морское министерство признало, что цену постройки заградителя желательно уменьшить. 22 августа 1907 года, в результате дальнейшей переписки, завод сообщил, что согласен снизить стоимость постройки одного подводного минного заградителя до 1,35 млн. рублей, однако при условии, если водоизмещение будет увеличено до 500 тонн.
По приказанию морского министра Морской технический комитет сообщил заводу о согласии с предложенной заводом стоимостью постройки заградителя "…из-за новизны дела и безвозмездной передачи мин, разработанных заводом". Одновременно комитет просил завод в кротчайшие сроки представить подробные чертежи и проект контракта. При этом указывалось, что подводная скорость не должна быть меньше 7,5 узлов в течение четырех часов.
02.10.1907 спецификация с чертежами, а также проект контракта на постройку "минного подводного заградителя системы Налетова М.П. водоизмещением 500 тонн" были представлены заводом.

Все части:
Часть 1. Новый проект подводного минного заградителя
Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя
Часть 3. Четвертый, последний вариант заградителя Налетова М.П.
Часть 4. Как был устроен подводный минный заградитель "Краб"
Часть 5. Первый боевой поход подводного минного заградителя "Краб"
Часть 6. "Краб" становится в ремонт
Часть 7. Конец первого подводного минного заградителя "Краб"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня