Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя

После того, как МТК выбрал систему "кормовых наружных аппаратов", Налетовым М.П., с учетом замечаний членов комитета, был разработан второй вариант подводного минного заградителя, имеющего водоизмещение 450 тонн. В этом варианте длина подводной лодки увеличилась до 45,7 метров, надводная скорость – до 10 узлов, а район плавания на данной скорости достиг 3,5 тыс. миль (вместо 3 тыс. миль по первому варианту). При подводном плавании скорость составляла 6 узлов (по первому варианту - 7 узлов).
При двух минных трубах количество мин с "якорем системы Налетова" увеличилось до 60, но количество торпедных аппаратов уменьшено до 1. Время постановки одной мины составляло 5 сек. Если в первом варианте подводного минного заградителя для постановки одной мины требовалось около 2-3 минуты, то это считается большим достижением. Люк рубки над ватерлинией поднимался на высоту около 2,5 метров, запас плавучести – 100 тонн (22%). Правда, время перехода между надводным и подводным положениями по-прежнему было значительным – 10,5 мин.

Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя


1 мая 1907 года контр-адмирал Вирениус А.А., исполняющий обязанности председателя МТК, и контр-адмирал Лощинский М.Ф., исполняющий обязанности главного инспектора минного дела, в спец. докладе на имя морского министра по поводу проекта подводного минного заградителя Налетова М.П. писали, что МТК "на основании проверки чертежей и предварительных расчетов нашел возможным признать проект минного заградителя осуществимым".

Далее в докладе предлагалось как можно скорее подписать соглашение с начальником Николаевских судостроительных заводов, а точнее «Обществом судостроительных, механических и литейных заводов» (город Николаеве), которым, как сообщил 29 марта 1907 года Налетов, предоставлено «исключительное право постройки минных подводных заградителей системы Налетова, или подписать соглашение с начальником Балтийского завода, если морской министр признает это полезным».
Также в докладе говорилось: "… одновременно необходимо озаботиться выработкой спец. мин, хотя бы по проекту капитана второго ранга Шрейбера".
Последнее вызывает некоторое недоумение: ведь Налетовым М.П. был представлен не только проект заградителя как подводной лодки, однако и мины со спец. якорем. Так при чем тут капитан второго ранга Шрейбер?

Шрейбер Николай Николаевич являлся одним из видных специалистов по минному делу своего времени. После окончания Морского кадетского корпуса и позднее минного офицерского класса он преимущественно плавал минным офицером на судах Черноморского флота. В 1904 году он занимал в Порт-Артура должность главного минера, а в 1908-1911 годах – помощника главного инспектора минного дела. Вероятно, под влиянием изобретения Налетова М.П. он совместно с корабельным инженером Бубновым И.Г. и лейтенантом Власьевым С.Н. занялся разработкой мины для подводного минного заградителя. Он использовал принцип нулевой плавучести, то есть такой же принцип, который применил М.П. Налетов для своих мин. В течение нескольких месяцев, пока Налетова не отстранили от постройки минного заградителя, Шрейбер пытался доказать, что мины и система их постановки с заградителя, которые были разработаны Налетовым, не годятся. Иногда борьба Шрейбера против Налетова носила характер мелких придирок, он даже иногда со злорадством подчеркивал, что создатель заградителя является всего лишь "техником".
С предложениями председателя МТК заместитель министра согласился и начальнику балтийского судостроительного завода в Петербурге выдали задание разработать устройство постановки 20 мин с подводной лодки "Акула" (водоизмещение 360 тонн) строящейся на этом заводе, а также дать собственное заключение относительно стоимости подводного минного заградителя Налетова (водоизмещение 450 тонн).

Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя


Наряду с постановщиком мин с подлодки водоизмещением 360 тонн, которая строилась на балтийском заводе, заводом было представлено два варианта подводного заградителя для 60 мин "системы капитана второго ранга Шрейбера" водоизмещением около 250 тонн. При этом в одном из представленных вариантов указывалась надводная скорость, которая составляла 14 узлов (!) оставляя на совести Балтийского завода, правильность расчетов заградителя водоизмещением около 250 тонн с 60 минами. Заметим, что начатые в 1917 году два малых подводных минных заградителя водоизмещением 230 тонн имели только по 20 мин.
В том же письме от 7 мая 1907 года начальника балтийского завода в МТК вместе с тем говорилось: "Что же касается цифры в 450 тонн (речь ведется о варианте проекта заградителя Налетова М.П.) указанной в отношении МТК, то она не оправдывается заданиями и даже приблизительно определить стоимость подводной лодки, где около половины водоизмещения затрачена бесполезно (?) нельзя".
Такая суровая "критика" проекта минного заградителя в 450 тонн, очевидно, дана не без участия автора "системы мин" капитана второго ранга Шрейбера.

Поскольку постройка подводной лодки в 360 тонн Балтийским заводом задерживалась (подлодку спустили на воду только в августе 1909 года), то от предварительных испытаний устройства для постановки мин на данной подлодке пришлось отказаться.
В дальнейшем (в 1907 году) Налетовым был разработан новый вариант заградителя имеющего подводное водоизмещение 470 тонн. В этом варианте надводная скорость заградителя увеличилась с 10 до 15 узлов, подводная - с 6 до 7. Время погружения в позиционное положение снизилось до 5 мин., в подводное – до 5,5 мин. (в предыдущем варианте 10,5 мин.).
Николаевский завод 25 июня 1907 года представил главному инспектору минного дела проект договора на постройку подводного минного заградителя и главнейшие данные на спецификации, а также два листа чертежей.
Но Морское министерство признало, что цену постройки заградителя желательно уменьшить. 22 августа 1907 года, в результате дальнейшей переписки, завод сообщил, что согласен снизить стоимость постройки одного подводного минного заградителя до 1,35 млн. рублей, однако при условии, если водоизмещение будет увеличено до 500 тонн.
По приказанию морского министра Морской технический комитет сообщил заводу о согласии с предложенной заводом стоимостью постройки заградителя "…из-за новизны дела и безвозмездной передачи мин, разработанных заводом". Одновременно комитет просил завод в кротчайшие сроки представить подробные чертежи и проект контракта. При этом указывалось, что подводная скорость не должна быть меньше 7,5 узлов в течение четырех часов.
02.10.1907 спецификация с чертежами, а также проект контракта на постройку "минного подводного заградителя системы Налетова М.П. водоизмещением 500 тонн" были представлены заводом.

Все части:
Часть 1. Новый проект подводного минного заградителя
Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя
Часть 3. Четвертый, последний вариант заградителя Налетова М.П.
Часть 4. Как был устроен подводный минный заградитель "Краб"
Часть 5. Первый боевой поход подводного минного заградителя "Краб"
Часть 6. "Краб" становится в ремонт
Часть 7. Конец первого подводного минного заградителя "Краб"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня