Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 3. Четвертый, последний вариант заградителя Налетова М.П.

Четвертый, последний вариант минного заградителя Налетова М.П., который был принят к постройке, представлял собой подводную лодку водоизмещением 500 тонн. Длина судна составляла 51,2 метр, ширина по миделю – 4,6 метра, глубина погружения – 45,7 метров. Время перехода из надводного в подводное положение - 4 мин. Скорость в надводном положении составляла 15 узлов при суммарной мощности 4-х двигателей 1200 л.с., в подводном - 7,5 узла при суммарной мощности 2-х электродвигателей 300 л.с. Количество элементов аккумуляторов – 120 шт. Дальность плавания надводным ходом при скорости 15 узлов – 1,5 тыс. миль, подводным ходом при 7,5 узлах – 22,5 мили. В надстройке было установлено две минные трубы. Количество мин – 60 системы Налетова имеющих нулевую плавучесть. Количество торпедных аппаратов – 2 с 4 торпедами.

Корпус заградителя состоял из прочного корпуса сигарообразной формы с водонепроницаемой надстройкой на всю длину корпуса. К прочному корпусу прикреплялась рубка, окруженная мостиком. Оконечности выполнялись легкими.
Главная балластная цистерна размещалась в средине прочного корпуса, которая ограничивалась двумя поперечными плоскими переборками и обшивкой прочного корпуса. Переборки между собой соединялись горизонтально расположенными анкерами и трубами. Всего было семь труб, соединявших переборки. Труба наибольшего радиуса (1000 мм) находилась в верхнем отделении, ее ось совпадала с осью симметрии подводной лодки. Данная труба служила для прохода в машинное отделение из жилого отсека. Остальные трубы имели меньший диаметр: 2 трубы по 170 мм, 2 – по 400 мм, 2 – по 700 мм. 170-мм трубы служили для подачи свежего воздуха из главной вентиляционной трубы в жилое помещение, а остальные четыре трубы являлись балластными цистернами высокого давления. Также предусматривались кормовая и носовая балластные цистерны.

Кроме цистерн главного балласта, имелись кормовая и носовая дифферентные цистерны, торпедозаместительная цистерна и уравнительные цистерны. В двух минных трубах располагались 60 мин. Мины по рельсам, которые были проложены в минных трубах, должны были двигаться с помощью тросового или цепного устройства, которое приводилось в движение электромотором. Мина с якорем составляла единую систему, для ее движения служили четыре ролика. За счет регулирования числа оборотов двигателя и изменения скорость заградителя, изменялось расстояние между устанавливаемыми минами.

Детали минных труб, согласно спецификации, должны были быть разработаны после того как конструкция мин будет исполнена и испытана на спец. полигоне.

Чертежи и спецификация, представленные 2 октября 1907 года заводом, были рассмотрены в механическом и кораблестроительном отделах МТК, а затем на общем заседании МТК (10 ноября) под председательством контр-адмирала Вирениуса А.А. и с участием представителя Морского генштаба. 30 ноября на заседании МТК рассматривали вопрос о минах, гидравлической пробе корпуса и моторах заградителя.

Требования кораблестроительного отдела Морского комитета сводились к следующему:
Осадка минного заградителя в надводном положении не должна превышать 4,02 метров.
В надводном положении метацентрическая высота заградителя с минами – минимум 254 мм.
Время перекладки горизонтальных рулей 20 секунд, вертикального - 30 секунд.
При закрытых шпигатах надстройка заградителя должна быть водонепроницаемой.
Время перехода из надводного положения в позиционное положение - не более 3,5 минут.
Производительность воздушных компрессоров – 25 тыс. футов3 (708 м3) сжатого воздуха за 9 часов, то есть за это время должно было произойти возобновление полного запаса воздуха.
Заградитель в подводном положении должен ставить мины, двигаясь со скоростью 5 узлов.
В надводном положении скорость заградителя должна составлять 15 узлов. Если данная скорость будет мене 14 узлов, то Морское министерство вправе отказаться от приемки заградителя. В позиционном положении скорость (под керосиновыми двигателя) – 13 узлов.
Окончательный выбор аккумуляторной системы должен быть сделан в течение 3 месяцев после подписания контракта.
Корпус заградителя, его керосиновые и балластные цистерны должны быть испытаны соответствующим гидравлическим давлением, при этом утечка воды не должна превышать 0,1 процента.
Все испытания подводного минного заградителя должны производиться при полном вооружении, снабжении, а также при полностью укомплектованной команде.
Согласно требованиям механического отдела Морского технического комитета на минном заградителе должны были установить четыре керосиновых двигателя, мощностью не менее 300 л.с. при 550 оборотах в минуту каждый. Систему двигателей должен был выбрать завод за два месяца после заключения договора, а МТК должен был утвердить предложенную заводом систему моторов.
Налетов М.П. после спуска "Краба" на воду вынужден был уйти с завода, и дальнейшую постройку заградителя проводили без его участия. За постройкой наблюдала особая комиссия Морского министерства, которая состояла из офицеров.

После того как Михаил Петрович был отстранен от постройки "Краба" и завод и Морское министерство всячески пытались доказать, что минное устройство и мины и даже подводный минный заградитель не являются … "системой Налетова". В МТК по этому поводу 19 сентября 1912 года состоялось спец. совещание, в протоколе которого записали: "Совещание убедилось, что за господином Налетовым нет приоритета в предложении для подводных лодок мин заграждения, имеющих пустотелый якорь (при близкой к нулю или нулевой плавучести мины, пока она находится в подлодке), поскольку этот вопрос был принципиально разработан при минном отделе Морского технического комитета до предложения господина Налетова. В связи с этим нет оснований считать, что не только разрабатываемые мины, но и весь заградитель "системы Налетова".
Создатель первого подводного минного заградителя Налетов М.П. жил в Ленинграде. На пенсию он вышел в 1934 году. Михаил Петрович в последние годы работал в отделе главного механика Кировского завода старшим инженером.
В последние 10 лет своей жизни Налетов в свободное время работал над усовершенствованием минных заградителей и подал несколько заявок на новые изобретения в данной области. Залесский Н.А. консультировал Налетова М.П. по вопросам гидродинамики.
Михаил Петрович, несмотря на свою болезнь и преклонный возраст, до последних дней занимался проектированием и усовершенствованием подводных минных заградителей.
Налетов М.П. умер 30 марта 1938 года. К сожалению, во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда все материалы Налетова погибли.

Все части:
Часть 1. Новый проект подводного минного заградителя
Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя
Часть 3. Четвертый, последний вариант заградителя Налетова М.П.
Часть 4. Как был устроен подводный минный заградитель "Краб"
Часть 5. Первый боевой поход подводного минного заградителя "Краб"
Часть 6. "Краб" становится в ремонт
Часть 7. Конец первого подводного минного заградителя "Краб"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня