Military Review

The world's first underwater mine layer "Crab". Part 3. The fourth, last version of the protector Naletova M.P.

0
The fourth, latest version of the mine layer Naletova MP, which was adopted for construction, was a submarine with a displacement of 500 tons. The length of the vessel was 51,2 meter, midsection width - 4,6 meters, depth - 45,7 meters. Transition time from surface to submerged position - 4 min. The speed in the surface position was 15 nodes with a total power 4-x engines 1200 hp, in the underwater - 7,5 node with a total power 2-x electric motors 300 hp The number of battery cells - 120 pcs. Navigation range at a speed of 15 nodes is 1,5 thousand miles, while underwater at 7,5 nodes 22,5 miles. In the superstructure was installed two mine tubes. The number of mines - 60 system Naletova having zero buoyancy. The number of torpedo tubes - 2 with 4 torpedoes.

The body of the minelayer consisted of a solid, cigar-shaped body with a waterproof superstructure for the entire body length. Attached to the robust hull, surrounded by a bridge. The extremities were performed light.
The main ballast tank was located in the middle of a strong hull, which was limited to two transverse flat bulkheads and a hull of a solid hull. Bulkheads interconnected horizontally placed anchors and pipes. There were a total of seven pipes connecting the bulkheads. The largest radius tube (1000 mm) was in the upper compartment, its axis coincided with the axis of symmetry of the submarine. This pipe was used for passage to the engine room from the residential compartment. The remaining pipes had a smaller diameter: 2 pipes in 170 mm, 2 - in 400 mm, 2 - in 700 mm. The 170-mm pipes served to supply fresh air from the main ventilation pipe to the dwelling, and the other four pipes were high-pressure ballast tanks. Fodder and bow ballast tanks were also provided.

In addition to tanks of the main ballast, there were feed and bow differential tanks, torpedo replacement tanks and leveling tanks. 60 mines were located in two mine tubes. Mines on rails that were laid in mine tubes, had to move with the help of a cable or chain device, which was set in motion by an electric motor. Mina and the anchor constituted a single system; four rollers served for her movement. By adjusting the engine speed and changing the speed of the minelayer, the distance between the mines to be set was changed.
Details of the mine tubes, according to the specification, should have been developed after the construction of the mines was completed and tested for specials. polygon.

The drawings and specifications submitted by 2 on October 1907 by the plant were reviewed in the mechanical and shipbuilding departments of the MTC, and then at the general meeting of the MTC (November 10) chaired by Rear Admiral Virenius A.A. and with the participation of a representative of the Marine General Staff. 30 November at the meeting of the ITC addressed the issue of mines, hydraulic testing of the hull and the engines of the minelayer.

The requirements of the shipbuilding department of the Maritime Committee were as follows:
Draft mine layer in the surface position should not exceed 4,02 meters.
In the surface position, the metacentric height of the minelayer with mines is at least 254 mm.
Transition time of horizontal rudders 20 seconds, vertical - 30 seconds.
When the scuppers are closed, the superstructure add-on should be waterproof.
The transition time from the surface position to the position position is no more than 3,5 minutes.
The performance of air compressors is 25 thousand feet 3 (708 m3) of compressed air for 9 hours, that is, during this time a full reserve of air should be resumed.
The barrier in a submerged position should lay mines, moving at a speed of 5 nodes.
In the surface position, the speed of the haul should be 15 nodes. If this speed is less than 14 nodes, then the Marine Ministry has the right to refuse to accept the minelayer. In the positional position, the speed (under the kerosene engine) is 13 nodes.
The final selection of the battery system must be made within 3 months after signing the contract.
The body of the minelayer, its kerosene and ballast tanks should be tested with an appropriate hydraulic pressure, and the water leakage should not exceed 0,1 percent.
All tests of the underwater mine layer should be carried out with full armament, supplies, as well as with a fully equipped team.
According to the requirements of the Mechanical Department of the Marine Technical Committee, four kerosene engines should be installed on the mine layer, with a capacity of at least 300 hp. at 550 revolutions per minute each. The engine system had to choose the plant two months after the conclusion of the contract, and MTK had to approve the engine system proposed by the plant.
Naletov M.P. after launching the "Crab" into the water, he was forced to leave the factory, and the further construction of the minelayer was carried out without his participation. The construction was supervised by a special commission of the Maritime Ministry, which consisted of officers.

After Mikhail Petrovich was removed from the construction of the "Crab" and the plant and the Marine Ministry in every possible way tried to prove that the mine device and mines and even the underwater mine layer were not ... "Naletov's system." In the MTC about this 19 September 1912, the special took place. The meeting recorded the minutes: “The meeting made sure that Mr. Naletov had no priority in the proposal for submarines of mine barriers with a hollow anchor (with near-zero or zero buoyancy of the mine while it is in the submarine), since this issue was fundamentally It was developed at the mine department of the Marine Technical Committee before Mr. Naletov’s proposal, and therefore there is no reason to believe that not only the mines being developed, but also the whole barrier of the “Naletova system”.
Creator of the first underwater mine layer Naletov MP lived in Leningrad. He retired in 1934 year. In recent years, Mikhail Petrovich worked in the department of the chief mechanic of the Kirov Plant as a senior engineer.
In the last 10 years of his life, Naletov in his spare time worked on improving mine layers and filed several applications for new inventions in this field. Zalessky N.A. advised Naletova MP on hydrodynamics.
Mikhail Petrovich, in spite of his illness and old age, until the last days was engaged in the design and improvement of underwater mine layers.
Naletov M.P. died 30 March 1938 of the year. Unfortunately, during the Great Patriotic War and the blockade of Leningrad, all materials of Naletov died.

All parts:
Part of 1. New project of underwater mine layer
Part of 2. The second and third variants of the underwater layer
Part of 3. Fourth, the latest version of the minelayer Naletova MP.
Part of 4. How was arranged underwater mine layer "Crab"
Part of 5. The first military campaign of the underwater mine layer "Crab"
Part of 6. "Crab" becomes in repair
Part of 7. The end of the first underwater mine layer "Crab"
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Первый в мире подводный минный заградитель "Краб". Часть 3. Четвертый, последний вариант заградителя Налетова М.П.

Четвертый, последний вариант минного заградителя Налетова М.П., который был принят к постройке, представлял собой подводную лодку водоизмещением 500 тонн. Длина судна составляла 51,2 метр, ширина по миделю – 4,6 метра, глубина погружения – 45,7 метров. Время перехода из надводного в подводное положение - 4 мин. Скорость в надводном положении составляла 15 узлов при суммарной мощности 4-х двигателей 1200 л.с., в подводном - 7,5 узла при суммарной мощности 2-х электродвигателей 300 л.с. Количество элементов аккумуляторов – 120 шт. Дальность плавания надводным ходом при скорости 15 узлов – 1,5 тыс. миль, подводным ходом при 7,5 узлах – 22,5 мили. В надстройке было установлено две минные трубы. Количество мин – 60 системы Налетова имеющих нулевую плавучесть. Количество торпедных аппаратов – 2 с 4 торпедами.

Корпус заградителя состоял из прочного корпуса сигарообразной формы с водонепроницаемой надстройкой на всю длину корпуса. К прочному корпусу прикреплялась рубка, окруженная мостиком. Оконечности выполнялись легкими.
Главная балластная цистерна размещалась в средине прочного корпуса, которая ограничивалась двумя поперечными плоскими переборками и обшивкой прочного корпуса. Переборки между собой соединялись горизонтально расположенными анкерами и трубами. Всего было семь труб, соединявших переборки. Труба наибольшего радиуса (1000 мм) находилась в верхнем отделении, ее ось совпадала с осью симметрии подводной лодки. Данная труба служила для прохода в машинное отделение из жилого отсека. Остальные трубы имели меньший диаметр: 2 трубы по 170 мм, 2 – по 400 мм, 2 – по 700 мм. 170-мм трубы служили для подачи свежего воздуха из главной вентиляционной трубы в жилое помещение, а остальные четыре трубы являлись балластными цистернами высокого давления. Также предусматривались кормовая и носовая балластные цистерны.

Кроме цистерн главного балласта, имелись кормовая и носовая дифферентные цистерны, торпедозаместительная цистерна и уравнительные цистерны. В двух минных трубах располагались 60 мин. Мины по рельсам, которые были проложены в минных трубах, должны были двигаться с помощью тросового или цепного устройства, которое приводилось в движение электромотором. Мина с якорем составляла единую систему, для ее движения служили четыре ролика. За счет регулирования числа оборотов двигателя и изменения скорость заградителя, изменялось расстояние между устанавливаемыми минами.

Детали минных труб, согласно спецификации, должны были быть разработаны после того как конструкция мин будет исполнена и испытана на спец. полигоне.

Чертежи и спецификация, представленные 2 октября 1907 года заводом, были рассмотрены в механическом и кораблестроительном отделах МТК, а затем на общем заседании МТК (10 ноября) под председательством контр-адмирала Вирениуса А.А. и с участием представителя Морского генштаба. 30 ноября на заседании МТК рассматривали вопрос о минах, гидравлической пробе корпуса и моторах заградителя.

Требования кораблестроительного отдела Морского комитета сводились к следующему:
Осадка минного заградителя в надводном положении не должна превышать 4,02 метров.
В надводном положении метацентрическая высота заградителя с минами – минимум 254 мм.
Время перекладки горизонтальных рулей 20 секунд, вертикального - 30 секунд.
При закрытых шпигатах надстройка заградителя должна быть водонепроницаемой.
Время перехода из надводного положения в позиционное положение - не более 3,5 минут.
Производительность воздушных компрессоров – 25 тыс. футов3 (708 м3) сжатого воздуха за 9 часов, то есть за это время должно было произойти возобновление полного запаса воздуха.
Заградитель в подводном положении должен ставить мины, двигаясь со скоростью 5 узлов.
В надводном положении скорость заградителя должна составлять 15 узлов. Если данная скорость будет мене 14 узлов, то Морское министерство вправе отказаться от приемки заградителя. В позиционном положении скорость (под керосиновыми двигателя) – 13 узлов.
Окончательный выбор аккумуляторной системы должен быть сделан в течение 3 месяцев после подписания контракта.
Корпус заградителя, его керосиновые и балластные цистерны должны быть испытаны соответствующим гидравлическим давлением, при этом утечка воды не должна превышать 0,1 процента.
Все испытания подводного минного заградителя должны производиться при полном вооружении, снабжении, а также при полностью укомплектованной команде.
Согласно требованиям механического отдела Морского технического комитета на минном заградителе должны были установить четыре керосиновых двигателя, мощностью не менее 300 л.с. при 550 оборотах в минуту каждый. Систему двигателей должен был выбрать завод за два месяца после заключения договора, а МТК должен был утвердить предложенную заводом систему моторов.
Налетов М.П. после спуска "Краба" на воду вынужден был уйти с завода, и дальнейшую постройку заградителя проводили без его участия. За постройкой наблюдала особая комиссия Морского министерства, которая состояла из офицеров.

После того как Михаил Петрович был отстранен от постройки "Краба" и завод и Морское министерство всячески пытались доказать, что минное устройство и мины и даже подводный минный заградитель не являются … "системой Налетова". В МТК по этому поводу 19 сентября 1912 года состоялось спец. совещание, в протоколе которого записали: "Совещание убедилось, что за господином Налетовым нет приоритета в предложении для подводных лодок мин заграждения, имеющих пустотелый якорь (при близкой к нулю или нулевой плавучести мины, пока она находится в подлодке), поскольку этот вопрос был принципиально разработан при минном отделе Морского технического комитета до предложения господина Налетова. В связи с этим нет оснований считать, что не только разрабатываемые мины, но и весь заградитель "системы Налетова".
Создатель первого подводного минного заградителя Налетов М.П. жил в Ленинграде. На пенсию он вышел в 1934 году. Михаил Петрович в последние годы работал в отделе главного механика Кировского завода старшим инженером.
В последние 10 лет своей жизни Налетов в свободное время работал над усовершенствованием минных заградителей и подал несколько заявок на новые изобретения в данной области. Залесский Н.А. консультировал Налетова М.П. по вопросам гидродинамики.
Михаил Петрович, несмотря на свою болезнь и преклонный возраст, до последних дней занимался проектированием и усовершенствованием подводных минных заградителей.
Налетов М.П. умер 30 марта 1938 года. К сожалению, во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда все материалы Налетова погибли.

Все части:
Часть 1. Новый проект подводного минного заградителя
Часть 2. Второй и третий варианты подводного заградителя
Часть 3. Четвертый, последний вариант заградителя Налетова М.П.
Часть 4. Как был устроен подводный минный заградитель "Краб"
Часть 5. Первый боевой поход подводного минного заградителя "Краб"
Часть 6. "Краб" становится в ремонт
Часть 7. Конец первого подводного минного заградителя "Краб"


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня